Как объяснить ребенку состав числа

Ребенок вроде все понимает, но как объяснить ребенку состав числа для некоторых взрослых это проблема.

Родители редко задумываются над тем, каким образом ребенок учится считать. Чаще всего это происходит в играх и различных бытовых ситуациях. Даже младший дошкольник быстро усваивает, что у него было две машинки, а теперь ему подарили еще одну, и их стало три. Обратив на это внимание, вы дадите своему ребенку первые уроки по определению состава числа. Специально этому учить старшего дошкольника или младшего школьника нужно в том случае, если подобных ситуаций в их жизни было недостаточно.

Некоторые родители выучивают с детьми числовой ряд до 10 и обратно фактически наизусть. Часто он формируется спонтанно, в процессе игры и выполнения практических действий. Для правильного формирования числового ряда необходимо объяснить детям, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на 1. Другими словами, надо стараться отдифференцировать порядковые числительные (например, 5 в смысле «пятый по порядку в числовом ряду») от количественных числительных (например: 5 предметов).

Предлагаю игру «Как научить ребенка цифрам»

Надо приготовить:

Карточки на состав числа;

Много одинаковых игрушек и других мелких предметов;

Шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Поиграем:

Как объяснить ребенку состав числа

На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми. Начните с числа 2. Попросите ребенка положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2. Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребенку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2? Если ребенок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.

Повторите задание с другими предметами. Ребенок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.

Когда ребенок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трех вариантах. Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной - две. Раскладывать предметы можно по-разному. Если вы представляете число 3 состоящим из трех единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один - на некотором расстоянии.

Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 черную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.

Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображен 1 предмет, на другой - 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребенок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.

Проводите занятия регулярно. Покажите ребенку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребенок тоже дает вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.

Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребенку, что чем больше число - тем больше возможностей его составить.

Практически важно, чтобы ребенок умел считать от заданного числа до заданного в прямом и обратном порядке (от 3 до 9, от 12 до 4), знал место каждого числа в числовом ряду. Необходимо объяснить ребенку образование чисел второго десятка, так как ребенку бывает легче понять структуру числа 21, чем 12. При работе с числовым рядом желательно обратить внимание ребенка на соседние числа, так как, отнимая от одного большого числа другое (от 20-19), дошкольники часто ожидают получить также большое число. Только тщательно изучив числовой ряд, сравнив соседние числа и поняв двойственность числовых обозначений (порядок и количество), они способны сделать правильный вывод.

При работе с числовым рядом следует более подробно остановиться на втором десятке, объяснить ребенку принципы образования двузначных чисел и ввести ребенка в основы позиционной десятичной системы счисления. Если у ребенка возникают большие затруднения в овладении числовым рядом до 100 (тем более у детей, начинающих обучение с 6 лет), то следует ограничиться до школы ориентировкой в двух десятках.

Как объяснить ребенку состав числа? Простейшие вычислительные операции в пределах одного десятка складываются у детей 6-7 лет либо спонтанно, в процессе игровой и практической деятельности, либо на занятиях в детском саду. Их основной прием, как правило, состоит в присчитывании или отсчитывании по 1, реже - по 2. Но устный счет, которому придается большое значение в начальной школе, основан на групповом счете, т. е. на знании состава числа.

Ознакомить ребенка с понятием «состав числа» можно на наглядном примере. Для начала лучше взять небольшое число - 3 или 4. Ребенку предлагают, например, разложить 3 палочки на 2 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия «состав числа», т. е., чтобы получить число 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить 1 (вариант 1+1+1 дети знают, так как решают его присчетом по 1). То же упражнение проделывается и с другими числами. Дети воспринимают эти занятия как веселую игру и подготавливаются к освоению состава числа в школе.

Школьная программа сегодня довольно часто ставит родителей дошкольников в тупик, так как в начале обучения перед ними стоит нелегкая задача подготовки своего чада. Одним из пунктов перечня, что должен уметь и знать дошкольник, помимо является состав числа. Обучение детей составу числа процесс довольно длительный и вам потребуется хороший запас терпения.

Как ребенку выучить состав числа?

Основная сложность заключается в том, что детки в этом возрасте гораздо проще воспринимают информацию на примерах и ассоциациях. Иными словами, придется все буквально показывать на пальцах.

Перед тем, как вы поможете ребенку выучить состав числа, подготовьте много простых предметов: шишки, мячики, ручки или карандаши. Также в помощь вам придут счетные палочки, числовые домики или карточки, которые можно приобрести в канцелярском магазине или сделать самому. Вот несколько вариантов, как ребенку объяснить состав числа.

  1. Возьмите, например, штук 13 шишек. Ваша задача показать ребенку, что 13 означает количество, а вот состоит это число из 10 и 3. Затем можно забрать десяток шишек и вновь разложить три шишки. Далее показываем для дошкольников, что состав числа три тоже можно разложить на единицу и двойку.
  2. Если ребенок не понимает состав числа, попробуйте дать ему "пощупать" это число. К примеру, разложите три карандаша. Сначала положите два рядом и один чуть дальше. Дайте крохе посчитать. Объясните, что число три состоит из единицы и двойки. Затем разложите каждый карандаш отдельно и снова дайте посчитать. Объясните, что три раза по одному тоже даст три.
  3. Отличный способ, как ребенку объяснить состав числа, делать это на простых повседневных задачах. Перед обедом разрешите малышу разложить тарелки самостоятельно(предположим, семья из трех человек). Сначала дайте только одну, а потом спросите, сколько ему еще не хватает. Таким образом можно объяснить состав числа для дошкольников.

Конспекты образовательных занятий по ФЭМП; советы по созданию дидактических игр, пособий, мнемотаблиц, специальных заданий для закрепления понятия «состав числа».

Разнообразные методики ознакомления младших и старших дошкольников с составом числа. Закрепляйте представления детей о составе чисел первого десятка, о смежных числах. Учите раскладывать одно число на два или три меньших. Формируйте у ребят интерес к играм математического содержания.

Всё для успешного овладения и запоминания состава чисел.

Содержится в разделах:
  • Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

Показаны публикации 1-10 из 162 .
Все разделы | Состав числа: конспекты занятий, игры и пособия

НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики. Состав числа 10» МБДОУ ДС № 35 «Ручеёк» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие в страну математики» Составила воспитатель : Басаман Ольга Валерьевна Задачи : Закреплять знания детей о составе числа 10 из двух меньших чисел; ...

Состав числа: конспекты занятий, игры и пособия - Дидактическая игра «Зайкина морковка. Состав числа в пределах 5»

Публикация «Дидактическая игра «Зайкина морковка. Состав числа в пределах...»

Данная игра изготовлена мной для детей старшего дошкольного возраста, так как при изучении состава чисел в пределах 5 дети испытывали затруднения. С помощью данного пособия дети успешно овладели и запомнили состав чисел в пределах 5. Цель: познакомить и закрепить состав чисел 2,...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Состав числа 8. Логические задачи на совмещение» МБОДУ Гагинский детский сад №1 Конспект занятия по математике В подготовительной группе Тема: «Состав числа 8. Логические задачи на совмещение» Составила: воспитатель Шигина Г.П. Оборудование: счетные палочки, пр. карандаши, мелкий счетный материал, тетради, музыка, кот...

Конспект НОД в средней группе по математике «Домики для поросят» Автор: Галашова Ирина Петровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей", г. Подпорожье, Ленинградская область Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной...

Конспект ООД по математике в подготовительной группе «Увлекательное путешествие. Состав числа в пределах 10» «Увлекательное путешествие» Цель: развитие познавательной мотивации, формирование элементарных математических представлений. Задачи: Продолжать развивать логическое мышление; Продолжать называть предыдущее и последующее число, соседей числа; Закреплять знание состава числа в...

Состав числа: конспекты занятий, игры и пособия - Конспект ОД в средней группе «Путешествие в страну математики». Состав числа 5. Дни недели. Времена года

Сценарий ОД математического занятия в средней группе: Цель: Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к математическим представлениям посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с...

Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС, входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий, поэтому...

Конспект занятия по математике «Число и цифра 6. Состав числа 6» Математика Тема: Число и цифра 6. Состав числа 6. Цель: учить отгадывать математическую загадку, выкладывать решение с помощью цифр и знаков; - познакомить с цифрой 6 и составом числа 6. Закрепить понятия «сложение». - учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;...

Вам понадобится

  • - счетные палочки;
  • - простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты)
  • - самодельные учебные пособия - числовые домики или карточки.

Инструкция

Постарайтесь объяснить ребенку разность между числа ми и цифрой. Цифра обозначает числа на письме, а числа являются обозначением количества предметов. Например, если у вас есть семнадцать яблок , объясните, что 17 - это число, количество, а его состав ляют цифры - 1 и 7. Уберите десять яблок, у вас останется семь. Поясните ребенку, что количество яблок стало семь и это выражает цифра 7. Семь можно разложить и на другие цифры - 1, 2, 3 и так далее.

Показывайте ребенку состав числа на наглядных примерах. Возьмите, например, три конфеты. Попросите посчитать ребенка, сколько у вас есть конфет. Теперь разделите конфетки - две положите на стол, а одну держите в руках. Спросите ребенка, сколько их теперь. Ответ будет тем же. Поясните, что две конфеты с одной и наоборот, одна с двумя, состав ляют три. Теперь положите одну конфету дальше от второй, а третью держите в руках. Покажите ребенку - вот одна конфета, вот еще одна и еще. Значит тройка - это повторенная три раза единица. Закрепите знание на счетных палочках.

Нарисуйте с ребенком на бумаге числовые домики. Эти домики - многоэтажные дома, на каждом этаже которого расположено по две квартиры. Напишите в треугольнике-крыше число от 2 до 18. Объясните, что на одном этаже живет столько жильцов, сколько обозначает хозяин -число. Используйте счетные палочки, кубики или иные материалы, что помочь ребенку «расселить» жильцов.

К примеру, пусть хозяином будет число 6. Выберите 6 палочек. На первом этаже в одной из квартир пусть живет один человек - отодвиньте палочку. Следовательно, в другой квартире пять жильцов. Значит, шесть - это пять и один. Таким образом, заселяя числовой домик, получите пары 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1 - итого в числовом домике пять этажей. Для большей эффективности развесьте плакаты с такими домиками в квартире и периодически спрашивайте ребенка.

Вовлекайте ребенка в решение обычных бытовых задач. Например, если в вашей семье - трое человек, предложите ребенку задачку следующего типа. Поставьте на стол одну тарелку . Задайте ребенку вопрос, сколько еще тарелок нужно поставить, если всего в семье трое человек. Он должен ответить вам, что нужно поставить еще две тарелки. Следовательно, одна и две тарелки состав ляют три тарелки. Изготовьте карточки с состав ами разных чисел и просматривайте их с ребенком.

Проблема запоминания состава чисел от 1 до 18 возникает у многих первоклассников. В первую очередь, связано это с тем, что запомнить нужно абстрактную информацию. Что значит для ребенка фраза "7 - это 3 и 4"? Ровным счетом - ничего. Поэтому вся работа по запоминанию и автоматизации знания состава чисел должна вестись на наглядном примере и быть понятна ребенку.

Вам понадобится

  • 1. Бумага и картон.
  • 2. Фломастеры.
  • 3. Ручка.

Инструкция

Используйте в занятиях игровые моменты. На листах цветного картона фломастерами нарисуйте с ребенком числовые домики . Числовой домик - это многоэтажный дом, на каждом этаже которого две квартиры . В треугольнике , обозначающем крышу, напишите число от 2 до 18. Объясните ребенку, что на одном этаже может жить столько жильцов, сколько обозначает число - хозяин домика. Вместе с ребенком, используя счетные палочки, кубики и другой материал для счета , "расселите жильцов по квартирам". Например, хозяин домика - число 5. Возьмите 5 палочек - это жильцы. На первом этаже в одной квартире живет 1 человек, отодвиньте 1 палочку. Тогда в другой квартире живет 4 человека . Значит 5 - это 1 да еще 4. "Заселяя" домик, получите пары 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1. Таким образом, в числовом домике, обозначающем состав числа 5, будет 4 этажа.

Развесьте числовые домики в квартире так, чтобы ребенок видел их как можно чаще. Для запоминания состава чисел, закрывайте в числовом домике правый или левый столбик цифр. Ребенок называет соседа того или иного числа. Например, 9 - это 3 и? 6 - должен ответить ребенок.

УЧИМ СОСТАВ ЧИСЛА

Вам понадобится
- карточки на состав числа;
- много одинаковых игрушек и других мелких предметов;
- шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Инструкция

1. / На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми.
Начните с числа 2. Попросите ребенка положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2.
Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребенку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2?
Если ребенок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.

2. / Повторите задание с другими предметами.
Ребенок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.

3./ Когда ребенок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трех вариантах.
Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной - две. Раскладывать предметы можно по-разному.
Если вы представляете число 3 состоящим из трех единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один - на некотором расстоянии.

4./ Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 черную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.

5./ Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображен 1 предмет, на другой - 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком « », но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребенок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.

6./ Проводите занятия регулярно. Покажите ребенку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребенок тоже дает вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.

7./ Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребенку, что чем больше число - тем больше возможностей его составить.