Мировое Древо как отражение единства мира.

Учитель ИЗО, МХК

Кайгородова Наталья Евгеньевна


Цели урока:

  • дать понятие о единстве и многообразии мировой культуры;
  • познакомить с мировым Древом как отражением мирового единства;
  • воспитание интереса к прошлому.

Язык искусства универсален , а следовательно, понятен людям, живущим в разных регионах мира. Для него не существует и временных барьеров. Общность тем, мотивов и образов вытекает из общечеловеческой сущности бытия. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле.

Его интересовали устройство Вселенной (т.е. макрокосм) и место человека в общей картине мироздания (т.е. микрокосм). На языке искусства уже в глубокой древности отражались художественные представления человека о строении мира.




Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его "осью", воплощает стержневое начало его строения.

Основу мироздания составляют Небо и Земля, вот почему в Мировом Древе различают нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). Верхняя часть дерева ассоциируется с небесным царством, средняя - с землей, а нижняя - с подземным царством.

С представлениями о строении Мирового Древа связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня. Троичность этого образа связана с существованием всего живого на земле. С нею ассоциируется жизнь предков, нынешнего поколения и потомков, трех частей человеческого тела (голова, туловище, ноги).

С верхней частью связана жизнь птиц, обитающих в кроне деревьев. Со средней (стволом) - копытные: олени, лоси, коровы, лошади и т.д., а с нижней (корнями) - земноводные и пресмыкающиеся: змеи, лягушки, ящерицы, мыши, бобры, рыбы и т.д.


Так, например, в шумерском эпосе о Гильгамеше в ветвях Мирового Древа живет птица Анзуд, посередине - дева Лилий, в корнях- змея. Египетский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею у ствола древа жизни, в ветвях которого восседает богиня, льющая драгоценную "влагу глубин" в чашу, поставленную больным.


Не менее интересны представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа.

На памятном камне древних германцев воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего -Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.


В песне "Прорицания вëльвы" (т.е. провидицы) говорится о ее пробуждении от мертвого сна. Верховный странствующий бог Óдин пытается узнать у вëльвы историю начала жизни и заглянуть в будущее. Прорицательница хорошо помнит те далекие времена, когда еще не проросло Мировое Древо - ясень Иггдрасиль, пронизывающий все девять миров Вселенной, от преисподней до неба. Его ветви раскинуты над всем миром и определяют границы пространства Земли. Высшие боги во главе с Óдином некогда подняли землю из мировой бездны. Вот что поведала об этом вëльва:


... Помню девять миров и девять корней

и древо предела, еще не проросшее.

В начале времен, не было в мире

ни песка, ни моря, земли еще не было и небосвода,

бездна зияла, трава не росла.

Солнце не ведало, где его дом,

звезды не ведали, где им сиять,

месяц не ведал мощи своей.

Ясень я знаю по имени Иггдрасиль,

древо, омытое влагою мутной;

росы с него на долы нисходят;

над источником Урд зеленеет он вечно.

Возле источника, где растет дерево, появляются три "девы судьбы" - норны.

Мудрые девы оттуда возникли, судьбы судили, жизнь выбирали

детям людей, жребий готовят.


Свои представления о мироустройстве существовали и у славянских народов. Замечательный исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев (1826-1871) в книге "Древо жизни" говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом: " А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того дерева до небес. Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников"


А вот как представлен этот образ в стихотворении поэта К.Бальмонта (1867-1942) "Славянское Древо":

Корнями гнездится глубоко, вершиной восходит высоко,

Зеленые ветви уводит в лазурно-широкую даль.

Корнями гнездится глубоко в земле,

Вершиной восходит к высокой скале,

Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю аль.

Корнями гнездится глубоко в земле, и в бессмертном подземном огне,

Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,

Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.


Мировое Древо растет вглубь, ввысь, вширь. Создается впечатление, что его силы повсеместно проникают во все три измерения.

Но в его власти оказывается и четвертое измерение - Человек, его эмоциональный и духовный мир:

И знает веселье, и знает печаль.

И от Моря до Моря раскинув свои ожерелья,

Колыбельно поет над умом, и уводит мечтание в даль.


С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо-источник красоты, добра и чуда - хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно:

Свежительны бури, рожденье в них чуда,

Колодец, криница, ковер-самолет.

И вечно нам, вечно, как сон изумруда,

Славянское Древо цветет.


Домашнее задание.

1.Что вам известно о символическом образе Мирового Древа, художественно отразившем мифологические представления о строении Вселенной?

2.Нарисуйте Мировое Древо и объясните особенности его строения.

Cлайд 1

МИРОВОЕ ДРЕВО КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА МИРА Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий универсальную концепцию мира. Образ Мирового древа засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах Образ Мирового древа присутствует в различных текстах: в сказках, баснях и поговорках, в поэзии и мифах. Мировое древо, так или иначе, отражено в культуре и искусстве: в играх и хореографии, в живописи, орнаменте, скульптуре и памятнике.

Cлайд 2

Мировой порядок Образ Мирового древа включает в себя мифопоэтическое объяснение связей человека с мировым порядком, места людей во Вселенной. Это один из важнейших образов мироздания. Его часто использовали наши предки в декоративно-прикладном искусстве. Язык искусства универсален, а следовательно, понятен людям, живущим в разных местах мира. Язык искусства восходит к глубинным корням народной жизни, когда немалую роль играли попытки человека причины возникновения жизни на Земле. Его интересовали макрокосм и место человека в общей картине мироздания (микрокосм)

Cлайд 3

Cлайд 4

идея гармонического единства мира Мировое Древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «Осью», воплощает стержневое начало его строения.

Cлайд 5

Представления древних германских и скандинавских народов о строении Мирового Древа. Памятный камень германцев, на котором воспроизведена картина Вселенной. Символом верхнего мира выступают знаки Солнца, среднего – Дерево, нижний мир передают погребальная ладья и чудовище.

Cлайд 6

Представление о мироустройстве славянских народов. Книга « Древо жизни» Славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, жертвоприношения.

Cлайд 7

Мировое Дерево, древо жизни - в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона МИРОВОГО ДЕРЕВА достигает небес, корни - преисподней. Образ МИРОВОГО ДЕРЕВА характерен для русских загадок и заговоров. Ср. загадку о дороге: “Когда свет зародился, тогда дуб повалился, и теперь лежит”; этот образ объединяет разные - вертикальные (дерево от земли до небес) и горизонтальные (дорога)- координаты мира. МИРОВОЕ ДЕРЕВО воплощает не только пространственные, но и временные координаты; ср. загадку: “Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда” и т. д.- о годе, 12 месяцах, 4 неделях и т. д. В заговорах МИРОВОЕ ДЕРЕВО помещается в центре мира, на острове среди океана (”пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо кипарис, береза, яблоня, явор и т. п. На МИРОВОМ ДЕРЕВЕ в заговорах обитают боги и святые - Богородица, Параскева и др., у корней дерева - демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (”руне”) змея (Шкурупея) и т. п.

«История дня народного единства» - Василий Шуйский. Главное: Лжедмитрий 1. На Земском соборе избирается новый царь – Борис Годунов. Шишов А.В. Минин и Пожарский. - М., 1990. Бородинское сражение. Народное ополчение 1941 года. Народное ополчение – патриоты Смоленска, Бородино. Царь Борис Годунов внезапно умер, а Лжедмитрий в Москве венчан на царство.

«Отражение света» - Виды отражения. Отражение света. Первый закон геометрической оптики гласит, что свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Первый закон отражения – геометрический: падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр, проведенный в точку падения луча, лежат в одной плоскости. Проявление прямолинейного распространения света – образование тени.

«Отражение света 9 класс» - Найдите угол отражения. На верхнем рисунке лучи и перпендикуляр к зеркалу не лежат в одной плоскости. Вторая. Угол отражения равен углу падения. Введем несколько определений. Такое отражение света называется зеркальным отражением. При падении света на разные поверхности возможны два варианта. Первый.

«Физика Отражение света» - Оборотные призмы. Предложения: посчитать с большей точностью; учесть показатель преломления воздуха. Найти углы преломления. Итак, возникла проблемная ситуация! Подведение итогов. Дано: n1= 1,33 n2= 1,00029 1 ?= 300 ?= 450 ?= 500 ?-? Для разрешения проблемы обратимся к опыту. Образование тени и полутени, солнечное и лунное затмение.

«Родословное древо» - Родословное древо. Виды родословных. Родословная (родословие) –. Генеалогическое древо семьи Бахтиновых. Генеалогия – (с греч. Толково – словообразовательный. Из истории семьи Беневских. В XVI веке появляются первые родословные книги. Ермаков Михаил, победитель областного конкурса «Моя малая родина» (2004г.).

«Глобальные проблемы мира» - Пути решения: разоружение; контроль за разоружением; мирные договоры. Ядерная зима. ВЫВОД. Доставка пресной воды по океану. Нарушение водного режима огромных территорий. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к растущему загрязнению Мирового океана. Политического характера. ЗАДАНИЕ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И СЫРЬЕВАЯ ПРОБЛЕМА.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Хохотуй

Петровск-Забайкальского района Забайкальского края

Конспект урока по искусству в 8 классе

«Мировое Древо как отражение единства мира»

Выполнил: учитель русского языка и литературы Красикова Ольга Игоревна

с.Хохотуй, 2017

Цели: сформировать понятие «Мирового Древа» как отражения единства мира; познакомить с представлениями по народов мира о Мировом Древе; развивать творческие способности учащихся; воспитывать художественно-эстетический вкус, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

Ход урока :

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

На доске записаны загадки: «Стоит дуб, на дубу двенадцать гнёзд, на каждом гнезде четыре синицы, у каждой синицы по четырнадцать яиц: семь беленьких да семь черненьких», «У меня есть дерево – на нём двенадцать веток, на каждой ветке тридцать листьев, одна сторона у листа чёрная – другая белая».

Что объединяет эти загадки? (описание через образ дерева) Почему именно образ дерева? (является символом «жизненной силы, вечной жизни, бессмертия, хранящегося в нём).

Образ дерева нашел свое отражение в произведениях искусства многих народов, вы не раз встречались с ним и в литературе, и в живописи, и в других видах искусства. Вспомните, когда именно встречался вам этот образ.

Сообщение темы урока и целей.

3. Объяснение нового материала.

3.1. Первообраз Мирового древа.

Одним из базовых для культуры первообразом, или архетипом, является Мировое дерево (космическое, небесное древо, Древо жизни, Древо познания, Древо плодородия, Антидрево потустороннего мира), которое воплощает универсальную концепцию мира.

Мировое древо выражает идею гармонического единства мира, а само древо, являясь его «осью», воплощает стержневое начало его строения(вертикальная структура): небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир. Наверху – птицы (орёл, сокол, ворон, петух, феникс, жар-птица), в середине – копытные жертвенные животные (олени, коровы, лошади, антилопы), пчёлы (символ человеческого рода), белка (посредница, снующая верх и вниз), внизу – хтонические животные (змеи, лягушки, мыши, бобры, рыбы, чудовища) и животные хищные и «ночные» (львы, леопарды, кошка, медведь как спящий в корнях дерева или пещере). На ветвях дерева часто изображают солнце, звёзды, огни, шары или плоды, символы небесных светил. По ярусам ветвей, как по ступеням, можно подниматься или спускаться, из-за чего Древо уподобляется лестнице в небо.

Через Мировое древо описывается горизонтальная структура мира с деревом в центре, двумя направлениями (левое – правое, спереди – сзади) и четырьмя сторонами света (дополнительные мировые деревья, боги ветров, стихий).

С помощью Мирового древа описываются все мыслимые временные закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни (загадки, записанные на доске); движение от прошлого (корни) через настоящее (ствол) к будущему (ветви); жизнь рода (генеалогическое дерево); жизнь и смерть (Древо жизни и парное ему, зачастую перевернутое, Древо смерти), бессмертие (отождествляется с сердцевиной дерева).

Трём частям Мирового древа соответствуют три части человеческого тела: голова – крона, туловище – ствол, ноги – корни.

С Мировым древом соотносятся и три первоэлемента мира: ветви – огонь, ствол – земля, корни – вода.

В целом Древо жизни является символом «жизненной силы, вечной жизни, бессмертия, хранящегося в нём».

Символами, близкими Мировому Древу, у разных народов являются Мировая Гора (Меру, Куньлунь, Тайшань и т.п.), Мировой Столп (храм, колонна, крест, лестница и т.п.).

3.2. Знакомство с народной мифологией.

О древе жизни в мире создано множество легенд, сказок.

В китайской мифологии существует дерево Фусан, растет в центре Поднебесной (древнее название Китая), на нем живут нефритовый петух и десять солнц -десять золотых воронов. Каждый день одно из солнц купается в море. А затем по дереву поднимается в море. Вечером солнце спускается вниз по другому солнечному дереву – красному дереву, цветы которого освещают землю светом вечерней зари. Во время страшной засухи небесный стрелок истребляет лишние девять солнц, и остается только одно.

Познакомимся и с другими мифами о Древе. (тексты распечатаны и лежат на партах.)

1. Индийский эпос.

В "Махабхарате" Меру - это горная страна с вершинами до самого неба, где главная вершина именуется Мандара. "На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру. Рай великого бога Индры располагался на ее вершине. С этих гор ниспадают великие реки, текущие в золотых руслах. У подножия Меру - "обители богов находится Молочный океан, а перед великими горами Меру раскинулось песчаное море.

"Махабхарата" так описывает гору Меру: "Вокруг Меру вращаются все светила. Над ней неподвижно висит полярная звезда, а вокруг делают круг созвездия Большой Медведицы, Кассиопеи и Волопаса, здесь полгода - день, полгода - ночь, одна ночь и один день вместе равны году. На севере Молочного моря есть большой остров, известный под именем Шветадвипа ("Светозарный Белый остров") . Эта страна описывается, как: "страна вечного счастья", "повсюду стада антилоп и стаи птиц", "племя не знает ни болезней, ни слабости возраста", "уйдя туда, вновь в этот мир не приходят", "на подступах у гор Меру лежит пустыня, область мрака, где грифы стерегут золото". Это - "Земля избранных", "Земля святых", "Земля блаженных".

2. В скандинавском эпосе рассказывается о знаменитом ясене Иггдрасиле, Древе Вселенной. Оно имеет три корня, которые опускаются до Хеля, таинственного подземного мира, и расходятся оттуда к Ётунхейму, царству великанов, и Мидгарду - земле, обители людей. Его крона простирается над всем миром, защищая все живущее в нем. Его верхние ветви достигают Неба, а самая высокая из них дает тень Вальгалле - высшей небесной сфере, где живут боги и павшие герои. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как три сестры-пророчицы, владычицы судьбы, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни из источника Урд. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью. Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной. Он продолжает служить убежищем для тех, кто выжил во всех потрясениях и благодаря кому на земле вновь возродится жизнь, а с ней и новые поколения людей.

3. Вселенная - йок каб (буквально: над землей) - представлялась древним майя в виде расположенных друг над другом миров. Прямо над землей находилось тринадцать небес, или тринадцать «небесных слоев», а под землей скрывались девять «подземных миров», составлявших преисподнюю.

В центре земли возвышалось «Первоначальное дерево». По четырем углам, строго соответствовавшим странам света, росли четыре «мировых дерева». На Востоке - красное, символизирующее цвет утренней зари. На Севере - белое; быть может, в памяти людей сохранился когда-то виденный их предками, пришедшими с севера, белый цвет снега? Черное дерево - цвет ночи - стояло на Западе, а на Юге росло желтое - оно символизировало цвет солнца.

В прохладной тени «Первоначального дерева» - оно было зеленым - разместился рай. Сюда попадали души праведников, чтобы отдохнуть от непосильного труда на земле, от удушливого тропического зноя и насладиться обильной пищей, покоем и весельем.

Существуют и другие мифы о мироустройстве. Свои представления существовали и у славянских народов. Исследователь славянской культуры А.Н.Афанасьев в книге «Древо жизни» говорит о том, что славяне связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, совершали жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Это было наиболее почитаемое дерево. Сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. Еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан), среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и все небесные светила. Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях.

В художественной литературе образ Мирового древа используется очень часто.

Самым известным для нас является образ знаменитого дуба у Лукоморья в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Кот ходит «по цепи», а не на цепи. Златая цепь – это аналог Мирового змея, удерживающего мироздание на себе. Золото указывает на её божественное естество. Её кольцо ограждает и охраняет мир, «запирая» его от порчи. Кот связан с подземным богом Велесом, который мог оборачиваться чёрным котом и тоже любил «баять» песни и сказки (вещий Баян – внук Велеса).

Русалки – это девушки-птицы. Лукоморье, согласно русской мифологической картине мира, означает изогнутую, как лук, страну, т.е. иной («кривой») мир, находящийся на краю Вселенной.

4. Практическая часть.

Изобразить Мировое Древо.

5. Рефлексия.

Дерево Жизни или Мировое Дерево воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть Древом Познания, Древом Плодородия, Древом Желания, Древом Восхождения - с земли на небо, или в подземный мир. Дерево Жизни играет организующую роль в любой древней мифологической системе, являясь своего рода системой координат, в которую вписываются остальные компоненты или их символы.

6. Домашнее задание.

Найти мифы разных народов мира о Мировом Древе.