Александра Шутова
Обучающие задачи :
расширять знания детей по теме «Игрушки » ;
развивать речевой слух , формировать развитие элементарных математических представлений;
учить составлять описательный рассказ об игрушке , не называя её, опираясь на схему;
упражнять в образовании прилагательных, обозначающих признак предмета.
Развивающие задачи :
учить детей давать полные ответы на вопросы;
развивать память , составляя рассказы об игрушках ;
развивать внимание , мышление через дидактические игры, и отгадывание загадок.
Воспитательные задачи :
воспитывать сопереживание, бережное и доброжелательное отношение к игрушке ;
учить детей убирать игрушки на место ;
воспитывать внимание к речи воспитателя и своих друзей.
Ход занятия.
Воспитатель - Дети, сегодня к нам в группу пришли гости (воспитатели из других групп ) .
(Вносится закрытая коробка.)
Воспитатель - Ой спасибо это наша коробка. В ней у нас лежали машинки, а сегодня коробку мы не нашли. Интересно, что в ней сейчас, ведь машинки на месте.
А узнать вы сможете только тогда, когда отгадаете загадки.
Воспитатель - Ну что ж мы готовы. (загадывание загадок)
Загадки :
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
(Машина) .
Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу».
(Медвежонок) .
Что все это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать положишь,
Будет спать день,
И два, и даже пять.
(Кукла) .
Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!
(Мячик) .
Эти чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все с начала начинаю.
(Кубики) .
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка .
(Матрешка)
По мере отгадывания загадок выставляем из коробки игрушки .
Вопросы :
Ребята, назовите одним словом, что же было в коробке? (Игрушки ) .
Для чего нужны игрушки ? Кому?
Где изготавливают игрушки ? Где их продают?
Заглядываем в коробку и обнаруживаем, что там еще, что - то есть. «Что это такое?» (Показываем пирамидку без колец) .
Эту пирамидку я видела у малышей. Они с ней хорошо играли. Как они теперь будут играть непонятно. Знаете, что могло произойти? Скорее всего, дети после игры не убрали на место пирамидку. Колечки с пирамидки очень огорчились и спрятались в ларец, а ларец был волшебный и просто так ничего не отдает. Он откроется при условии, если вы выполните все его задания. Поможем малышам вернуть пирамидку?
Вот и первое задание.
«Из чего могут быть сделаны игрушки ?» (Игра с мячом)
Мишка сшит из плюша, он какой? Правильно, плюшевый.
Машина сделана из металла, она какая? (металлическая) .
Матрешка сделана из дерева, она какая? (деревянная) .
Куклу изготовили из пластмассы, она какая? (пластмассовая) .
Мяч изготовлен из резины, он какой? (резиновая) .
Кукла сделана из соломы, она какая? (соломенная) .
Ведёрко сделано из железа, оно какое? (железное) .
Пирамидка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая)
Кубики из дерева, они какие? (деревянные)
Потом игра наоборот.
Мишка плюшевый, значит? (мишка сшит из плюша) .
Молодцы с первым заданием справились.
2 задание
Перед вами картинки с изображением предметов. Посмотрите и назовите, какой предмет лишний?
Картинки :
Мяч, машина, линейка, кукла
Пирамидка, диван, матрешка, кубики
Мишка, зайка, львенок, кошка
Паровозик, машинка, кукла, книга
Неваляшка, домик, краски, юла
Молодцы и с этим заданием вы справились.
3Задание.
теперь пришла пора поиграть нам детвора.
Вот большая пирамидка (потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть (изобразить любое движение)
Девочки и мальчики прыгают, как мячики.
Ножками топают, ручками хлопают,
Головками кивают, а после отдыхают.
4 задание
Расскажи с опорой на схему.
а) Знакомство детей со схемой.
На схеме картинки, обозначающие цвет, форму, величину, части игрушки , материал и способ обращения с игрушкой . Саму игрушку нельзя называть . Дети должны догадаться по вашему описанию, о какой игрушке идет речь .
б) Образец рассказа, составленный воспитателем с помощью детей по схеме.
Игрушка красная , имеет овальную форму. Размер ее средний. У неё есть колеса, кузов, бампер, багажник, фары. Игрушка сделана из пластмассы, она пластмассовая, поэтому ее можно мыть. Эту игрушку можно катать , играть в игру «Шофёры» , «Такси» .
в) рассказы - описания игрушек , составленные детьми.
Тот, кто правильно составит рассказ с опорой на схему, получает игрушку .
5 Задание.
Упражнение “Помоги расставить игрушки . ”.
Сегодня мы ребята поможем Тяюше расставить игрушки .
Расставила Таюша игрушки .
Рядом с машинкой - Плюшевый мишка.
Вместе с матрешкой - мячик звонкий.
Между мишкой и матрешкой - Кукла.
Первая пирамидка.
«Назови какая игрушка »
Когда я была маленькой, у меня тоже были игрушки . Самой любимой игрушкой был пушистый зайчик . А у вас дети, какая любимая игрушка ?
(ответы детей) В ходе всей образовательной деятельности добиваться от детей полных ответов.
Вот и открылся наш ларец, потому что мы все задания выполнили. (Один из детей собирает пирамидку) .
Итог занятия . Теперь мы сможем вернуть пирамидку малышам. Какие задания помогли открыть ларец? В какие игры мы играли? Какая игра вам больше понравилась? Молодцы!
В учебно - методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме"ИГРУШКИ" , направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал включает не только задания на формирование лексико - грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо - моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.
Цель данного учебно - методического комплекта - помочь студентам в планировании и организации воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Работая над учебно - методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.
Дети (от 4 лет) должны знать:
- обобщающее понятие игрушки;
- названия,предназначение игрушек;
- чем одна игрушка отличается от другой;
- как играть той или иной игрушкой (как с ними обращаться);
- из каких деталей состоит игрушка;
- классификацию игрушек по материалу;
- отличие игрушек от других предметов.
Активизация словаря.
Существительные : мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);
Прилагательные : круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерчатая, пластмассовая, яркая, нарядная;
Глаголы : бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т.д.
Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для проведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов(3-4 года)
Занятие 1.Тема «Игрушки»
Цель: развитие пассивного и активного словаря по теме, формирование простого предложения.
Оборудование: игрушечный грузовик, 5-6 игрушек (большой и маленький мячи, кубик, кукла, машинка, пирамидка).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Педагог спрашивает детей, какие подарки они любят получать больше всего. Дети называют. Педагог обобщает, что это - игрушки и что их очень много в детском саду.
2. Дидактическая игра «К нам приехали игрушки».
Педагог привозит на грузовике игрушки, просит детей помочь разгрузить грузовик и назвать игрушки. Дети берут по одной игрушке, называя ее: «У меня зайка». Если у ребенка возникают затруднения при выполнении задания, педагог называет игрушку сам, а ребенок должен повторить за ним.
3 . Игра «Наведи порядок».
Педагог просит детей внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке разложены игрушки, а затем предлагает детям поиграть с ними. Пока дети играют, читает стихотворение.
А теперь ребятам нужно
Убирать игрушки дружно,
Убирать, а не ломать.
Позже будем вновь играть!
Затем произносится фраза: «Игрушки на место!» Дети должны разложить игрушки в том порядке, в каком они были.
4. Итог.
О чем мы сегодня говорили? Как это можно назвать одним словом? Пусть каждый назовет свою любимую игрушку.
Занятие 2. Тема «Магазин "Игрушки "»
Цель: закрепление названий игрушек, формирование простого предложения.
Оборудование: незнакомые детям игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Педагог читает двустишие.
Надо, надо поиграть, Пойдем игрушки покупать. Дети, где можно купить игрушки?
2. Дидактическая игра «Магазин».
На столе раскладываются незнакомые детям игрушки. Это - «прилавок» магазина. Педагог - продавец, дети - покупатели. Дети приходят в магазин и покупают понравившуюся игрушку. Каждый ребенок может купить только одну игрушку. Между ребенком и педагогом происходит такой диалог:
Педагог. Какая игрушка тебе здесь нравится?
Ребенок. Мишка.
Допускаются однословные ответы.
Педагог. Повтори: «Я хочу купить мишку. Дайте мне мишку, пожалуйста». Ребенок повторяет.
Педагог. Скажи мне «спасибо».
3. Свободная игра.
Детям разрешается поиграть с игрушками.
4. Дидактическая игра «Какой игрушки нет?» На столе раскладываются четыре игрушки. Дети закрывают глаза.
Одна игрушка убирается. Затем детям предлагается внимательно посмотреть и сказать, какой игрушки нет. Например: «Нет мишки. Нет куклы».
5. Итог.
Педагог читает детям любое стихотворение А. Барто из цикла «Игрушки». Спрашивает, о чем это стихотворение, подводя детей к выводу, что речь идет об игрушке.
Лексический строй речи
- Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);
барабан, матрешка, лук, машинка (лук);
кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).
- Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)
Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли - игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».
- Игра «Расставь игрушки правильно»
Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он расставил.
Грамматический строй речи
- Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана?)» (детям от 4 лет)
Игрушка из резины - резиновая,
Железа - железная,
Дерева - деревянная,
Меха - меховая,
Материи - матерчатая,
Пластмассы - пластмассовая.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Мяч -мячик, кукла - куколка, мишка - мишенька, мишутка,
машина - машинка, собака - собачка, пирамида - пирамидка,
локоть - локоток, локоточек, рука - ручка, рученька, голова - головка, головушка,
нога - ножка, ноженька, плечо - плечико, лицо - личико,
щека - щечка, брови - бровки.
- Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один - много» (детям от 5 лет)
Мяч - мячи - мячей,
кукла - куклы - кукол,
кубик - кубики - кубиков,
мишка - мишки - мишек,
собачка - собачки - собачек,
пирамида - пирамиды - пирамид,
матрешка - матрешки - матрешек,
нога - ноги - ног,
машина - машины - машин,
рука - руки - рук,
голова - головы - голов,
лицо - лица - лиц,
кисть - кисти - кистей (объяснить многозначность данного слова),
плечо - плечи - плеч,
щека - щеки - щек,
ресница - ресницы - ресниц,
бровь - брови - бровей.
- Согласование существительного с личным местоимением
Моя - кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;
мой - мяч, мишка, слон.
- Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)
Машина стоит - машины стоят,
кукла спит - куклы спят,
собачка лает - собачки лают,
мяч лежит - мячи лежат,
мишка ревет - мишки ревут,
машина едет - машины едут.
- Согласование существительного с прилагательным
Мяч - резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый;
кукла - большая, маленькая, резиновая, красивая и т.п.
- Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а» (детям от 6 лет)
Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.
Лексико-грамматический строй речи
- Игра «Чей? Чья?»
На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. -- Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина - она чья? - она моя - машина моя. Юла - она чья? - она моя - юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос.
Дети достают игрушки из коробки.
Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.)
Этот слон чей? (Этот слон мой.)
- «Мы с игрушками играем». Воспитатель раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:
Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.
- « Что делают игрушки?» Составление сложных предложений с союзом а. Воспитатель берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя:
Кукла лежит, а ежик стоит.
Робот стоит, а мишка сидит.
Машина едет, а самолет летит.
Мячик скачет, а шарик висит.
Гномик прыгает, а кукла спит.
- «Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания. Воспитатель выставляет на доске 7-10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).
- «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.
Воспитатель раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)
- «Игрушки-малютки» . Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
кукла - куколка,
матрешка - матрешечка,
мяч - мячик.
- «Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.
Воспитатель выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)
- «Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие внимания к словам, близким по звучанию.
Воспитатель раздает детям выбранные ими игрушки или картинки (см. упражнение «Выбери игрушку») и строит их парами так, чтобы получились рифмованные предложения.
У Руслана - домик, у Танюши - гномик.
У Иринки - флажок, у Никитки - петушок.
У Коли - матрешка, у Миши - гармошка.
У Вовы - мишка, у Гоши - мартышка.
У Кости - Петрушка, у Нади - лягушка.
У Кати - неваляшка, у Гриши - черепашка.
У Наташи - самолет, у Тамары - вертолет.
У Маши - пушка, у Паши - хлопушка.
Воспитатель произносит каждое предложение, дети повторяют за ним.
- « Один - много». Формирование категории родительного падежа множественного числа.
Воспитатель обращается к каждому ребенку: «У тебя гномик, а в магазине много... (гномиков)» и т. д.
- « Четвертый лишний». Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять отличие.
Воспитатель выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож, потому что он - не игрушка, с ним не играют).
- Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова
- Чтение любимых стихов детьми (работа над выразительностью чтения).
- « Что вверху, а что внизу?» Составление предложений со словами вверху, внизу.
На наборном полотне воспитатель выставляет в два ряда картинки с изображением игрушек. Отвечая на вопросы логопеда, дети составляют предложения:
Вверху кукла (матрешка, гармошка, робот, барабан, флажок).
Внизу мишка (зайка, кубик, домик, пушка, неваляшка, кроватка).
Картинки меняются местами, и игра повторяется.
«Где игрушки?» Практическое употребление в речи и дифференциация предлогов на, под.
Воспитатель ставит одну игрушку на стол, а другую - под стол. Дети должны ответить, где находятся игрушки.
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом.
Неваляшка на столе, а робот под столом. И так далее.
- «Из чего сделаны игрушки?» Знакомство с понятиями деревянная, железная, пластмассовая.
Воспитатель подбирает три игрушки, изготовленные из дерева, железа и пластмассы. Объясняет детям, из чего они сделаны, и просит найти в игровом уголке другие игрушки, изготовленные из такого же материала. Дети находят игрушки и объясняют: «Самолет железный, он из железа». И так далее.
- «Слушай внимательно, выполняй старательно». Выполнение двухступенчатых инструкций воспитателя.
Кубик положи на шкаф, а колечко спрячь в рукав.
Мишку поставь в уголок, а мячик брось в потолок.
Шарик спрячь под шапку, а картинку положи в папку.
Матрешку поставь на окошко, а мозаику спрячь в ладошке.
Куклу положи в кроватку, а зайку посади в коляску.
Дети объясняют, что они делали.
- Чтение с выражением стихотворения «Поиграем».
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.
На реке - пароход.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у!
И. Токмакова
Формирование выразительности речи
- Упражнение для развития понимания вопросительной интонации
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Да за то, что он надут.
Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют?
Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией.
Формирование контекстной речи
- Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто.
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается, сейчас я упаду.
Вопросы к стихотворению:
Кто идет? (Бычок идет.) Что он делает? (Качается, вздыхает.) Почему он вздыхает? (Он боится.) Чего он боится? (Боится упасть.)
Повторное чтение стихотворения воспитателем.
Заучивание стихотворения (индивидуально, по цепочке).
Работа над интонационной выразительностью речи детей (чувствовать и понимать окончание предложения, пауза в конце строчки).
Развитие связной речи
- Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.
«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине» 1 .
1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989 .
- Описание игрушки
Юла - сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок. Она разноцветная - на ней красный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась.
Мяч - сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой - темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол.
Составление описательного рассказа производится по вопросам: Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть? (можно использовать схемы - модели).
(образец - рассказ описательного рассказа по игрушке)
- Чтение и пересказ рассказа Я.Тайц «Кубик на кубик».
Воспитатель читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми.
«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:
Дай башню!
Не дам!
Дай хоть кубик!
Один кубичек возьми!
Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик. И вмиг - трах-тара-рах! - вся Машина башня раз-ва-ли-лась!»
Воспитатель помогает детям понять, почему башня развалилась, какой кубик должен был взять Миша.
- Просмотр мультфильмов, беседа по содержанию.
Сенсорное развитие
- «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой - маленький». Воспитатель подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.
Выполнение инструкций воспитателя.
Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.
Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.
Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.
- «Где игрушка?» У детей в руках по игрушке. Воспитатель показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, в низу, в левой руке, в правой руке, между коленями».
- «Назови матрешки». Используется пятиместная матрешка.
Воспитатель вместе с детьми ставит матрешек в ряд по росту и называет их: «Самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая». Затем логопед просит детей показать самую маленькую, большую, самую большую и т. д. матрешку.
- «Волшебный мешок».
Воспитатель готовит для занятия мешок с игрушками. Каждый ребенок по просьбе логопеда должен найти в мешке две игрушки и назвать их, не вытаскивая из мешка, а потом показать всем.
Я нашел матрешку и куклу.
Я нашел кубик и мячик. И так далее.
Работа над звуковой стороной речи
«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш...
«Повтори чистоговорки»
Бик-бик-бик - кубик;
бан-бан-бан - барабан;
Ла-ла-ла - юла;
лет-лет-лет - самолет;
на-на-на - машина;
ка~ка-ка - куколка;
- «Похлопаем в ладоши». Воспитатель вместе с детьми произносит рифмованную миниатюру. Дети заучивают ее наизусть.
Раз, два, три -
На игрушки посмотри!
Раз, два, три, четыре -
Мы игрушечки купили!
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем с ними мы играть!
- «Найди картинку».
Воспитатель выставляет на наборном полотне картинки с изображением игрушек и четко их называет. Дети повторяют. Затем логопед просит детей найти картинку, название которой начинается со слога са (мат, гар, кук, пи, ро, миш, 6а).
Картинки: самолет, матрешка, гармошка, кукла, пирамида, робот, мишка, барабан.
- Загадки
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите -
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится. (Заводная машина.)
Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)
В пути не смолкает, вдаль увлекает,
Сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.)
Он стройный и красивый,
У него густая грива.
Жаль нельзя на нем промчаться,
Только можно покататься. (Конь-качалка.)
Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла.)
Мячик
С утра на лужайку бегу я с мячом,
Бегу, распеваю, не знаю о чем...
А мячик, как солнце, горит надо мной,
Потом повернется другой стороной
И станет зеленым, как травка весной.
А. Барто
Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит - что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
А. Барто
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
А. Барто
Мяч
Стукнешь о стенку - а я отскочу.
Бросишь на землю - а я подскочу.
Л. Квитко
Медвежатки
Медвежаток я взяла,
Посадила у стола:
Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мед хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят:
Хоть они и любят мед,
Но раскрыть не могут рот.
Г. Бойко
Сколько у меня игрушек?
Там, в углу, лежат игрушки,
Отдыхают в тишине...
Пять игрушек в день рожденья
Подарили гости мне.
Раз - ушастый серый зайка.
Два - есть дудка у меня.
Три - сейчас я покажу вам
Черногривого коня.
Бурый мишка мой - четыре,
Белка рыженькая - пять...
Только всех моих игрушек
А. Бродский
Берегите игрушки
Грузовик без колес,
У ежика отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
Э. Успенский
- Игра «Магазин игрушек»
Задачи.
Научить ребенка естественной выразительности речи в ходе диалога, закрепить названия разных игрушек. Правила игры
Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, игрушек (куклы и др.).
Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро и отчетливо произносят скороговорку:
Расскажите про покупки! Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он не знает, как называются игрушки, сколько они стоят. У прилавка стоит продавец. На витрине - кукла.
Незнайка. Мне понравилась эта игрушка.
Продавец. Это кукла.
Незнайка. Сколько она стоит?
Продавец. Пятьдесят рублей. Это очень хорошая кукла.
Кукла
Я хорошая игрушка.
Для Незнайки я - подружка.
Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить.
- Физкультминутки - логоритмика
Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый
«Считалка под мяч». На каждую строчку считалки - четыре удара мяча.|
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Петушок, флажок, матрешка,
Барабан, юла, гармошка.
Можно выставить на доске картинки. Это поможет быстрее запомнить считалку.
Считалка под мяч.
В гости к нам пришла считалка,
Рассказать ее не жалко.
Мы считалочку учили
И мячом по полу били.
Принесли мы вам подарки , (дети выбирают игрушки)
Что захочешь, то возьмешь.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Что ты, Леночка, берешь?
Скачет конь наш чок-чок-чок.
Слышен топот быстрых ног. (дети повторяют движения игрушек).
Кукла, кукла, попляши,
Красной лентой помаши.
Вот как кружится волчок.
Покрутился, на бок лег.
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь за дело дружно -
Убирать игрушки нужно.
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть.
Стойкий солдатик
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже... А потом...
Марш на месте не спеша.
Дети. Зарядка хороша.
Чтение текста и движения могут выполняться отдельно, причем текст произносят дети, предварительно разучив его.
Карусели
Сели мы на карусели, Полуприседание.
На качели пересели. Шаг в сторону и полуприседание.
Сто знакомых встретили, Повороты туловища в стороны.
На поклон ответили: Наклоны вперед с разведением
Здравствуйте. рук.
Бежали наши ножки Бег на месте.
по узенькой дорожке,
А еще ноги шли по дороге - Ходьба на месте.
Вот наш дом, здесь и отдохнем. Спокойно садятся, выполняют
одно из упражнений на дыхание.
Кукла спит
Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Полуприседание, удержание позы.
Потягивание на носочках, глубокий вдох.
Руки на поясе, ходьба на носочках,
проговаривание шепотом.
Флажок
Вот мой флажок качается.
Вот так
Вот я своим флажком машу,
Вот так
Ванька, встань-ка
Ванька, встань-ка! Ванька, Поднимаются на носочки.
встань-ка!
Приседай-ка, приседай-ка. Приседают.
Будь послушен, ишь какой!
Нам не справиться с тобой! Грозят пальчиком то одной, то
другой руки.
Карусели (хоровод)
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели. Карусель движется в правую
сторону, медленно.
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали, побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите.
Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра.
Бегут. Меняют направление движения. Темп движений постепенно замедляется.
Пауза.Кланяются друг другу.
Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, -
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Итоговый день по лексической теме "Игрушки" для детей 5-6 лет
При планировании итогового дня необходимо учитывать ряд требований:
- наиболее результативным является сценарный вариант планирования, который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой. Это обеспечивает полную преемственность в работе обоих педагогов, узких специалистов (автор предоставляет вам возможность мотивацию продумать самим, а основных героев подсказал);
- тема определяет содержание дня, является центральной в целеполагании, но не выражается в однобокости планирования, поскольку параллельно решаются другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка, которые можно решить в данном виде деятельности; тематический день должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети переключались с одного вида деятельности на другой, исключая долгое статическое положение или сверхактивность;
- для детей младшего дошкольного возраста ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы;
- игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает педагогу сосредоточить внимание детей, нацелить их на предстоящую деятельность, замотивировать, оценить. Наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок, в роли которых выступают воспитатели. Особую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), которых игровой персонаж может привлечь лишь на несколько минут. Эмоциональное восприятие у таких детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Отсюда частое привлечение внимания детей к персонажу в разных видах деятельности, смена персонажей в течение дня, уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами перевозбуждения детей и их расторможенности;
- важно, чтобы тематические дни не только были наполнены организованной деятельностью, но и у детей было достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развивающей среды по теме;
- необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать интересы, желания, потребности детей (это может проходить через планирование основных этапов дня в утреннее время в старших группах).
Основные цели дня:
Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме.
Активизировать словарь по теме (названия, признаки и действия).
Оценить умение использовать полученные знания и умения в разных видах деятельности.
Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
Ожидаемый результат изучения темы.
Дети должны знать:
- названия игрушек, их отличительные признаки, составные части;
- как можно играть той или иной игрушкой;
- из какого материала сделана игрушка.
Дети должны уметь:
- классифицировать игрушки по ведущим признакам, описывать их;
- выразительно изображать игрушки, читать о них стихи, показывать различные действия с ними;
- использовать в речи активный словарь по теме.
Активизация словаря.
Названия:
игрушки разных видов - сюжетные, строительные, конструкторы, дидактические, игрушки-развлечения, спортивные, театрализованные, народные, самоделки, их части.
Признаки:
форма, цвет, величина, качество материала (мяч - круглый, резиновый, большой, красный, яркий, спортивная игрушка; Петрушка - озорной, смешливый, милый, разговорчивый, как живой, яркий, с красивым колпачком, театрализованная игрушка).
Действия:
бросать, катать, ловить, строить, разбирать, конструировать, собирать, складывать, кормить, укладывать" спать, гулять, показывать театр, прыгать, скакать, убирать, ехать, плавать, мыть, чистить и т.д.
Основной игровой персонаж (варианты) - Сказочница, Оле-Лукойе, директор магазина игрушек, лапа Карло и т.п.
Первая половина дня . Утро
- Вводная беседа
Цели: активизировать внимание детей, вызвать интерес к теме дня и предстоящей деятельности, привлечь к планированию основных этапов дня.
* * *
Педагог обращает внимание детей на то, что в группе что-то случилось, что-то не так. Предлагает осмотреть комнату. Наводит на: вывод, что пропали все игрушки. Вместе с детьми он находит только одну куклу, которая рассказывает о том, что все игрушки похитил злой Карабас - Барабас, чтобы они выступали в его театре. Дети совместно с педагогом строят планы спасения игрушек. Пытаются догадаться, почему Карабас забрал игрушки именно у них. Педагог помогает детям понять значение игрушек в их жизни, задавая вопросы: Зачем нам искать игрушки? Может, вам и без них будет хорошо? Для чего вам нужны игрушки? Что произойдет, если они исчезнут?
Педагог предлагает детям отправиться на поиски игрушек и предупреждает о том, что для этого надо многое знать о них, преодолеть многочисленные препятствия, быть сильными, ловкими, умными, внимательными, активными.
- Утренняя гимнастика
«Мы - игрушки»
Цели:
развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство ритма и темпа, способность сосредотачивать внутреннее внимание на мышечных ощущениях, выделяя напряжение и расслабление, дифференцировать разные движения.
- Пальчиковая гимнастика «Сколько у меня игрушек?»
Там, в углу, лежат игрушки, Пять игрушек в день рожденья Подарили гости мне. Раз - ушастый серый зайка. Два - есть дудка у меня. Три - сейчас я покажу вам Черногривого коня. Бурый мишка мой - четыре. Белка рыженькая - пять. Только всех моих игрушек | Дети попарно соединяют шалашиком пальцы рук. Сжимают пальцы в кулачки. " Разжимают пальцы левой руки ладонью к себе. Большой палец, мизинец и безымянный собирают в щепотку, а указательный и средний поднимают вверх, как ушки. Изображают пальцами игру на дудочке, чуть согнув их и пошевеливая ими. Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, остальные подбирают, изображают скачку. Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой. Прижимают пальцы к ладони на левой руке, начиная с мизинца. Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках. |
- Упражнение с элементами психогимнастики «Магазин игрушек»
Дети отправляются в магазин игрушек, используя разные виды ходьбы и бега. Подходят к витрине. Педагог предлагает показать, кого они увидели на ней. Все упражнения дети делают по 5-6 раз вместе с педагогом, который показывает и описываёт движения. Он же выступает в роли директора магазина игрушек.
Чебурашка (напряженно)
Педагог. Раскроем наши ладони. Приставим их к вискам, наподобие больших ушей. Наклоним голову влево, вправо, вперед, улыбаясь как бы в приветствии.
Дети выполняют.
Кто это, дети?
Дети. Чебурашка. ;
Педагог. Что он хочет нам сказать?
Дети (кланяются).
Здравствуйте! Идите к нам! (Качают головой вперед - назад.)
Не хотите ли что-нибудь купить? (Качают головой из стороны в сторону.)
Без вас скучно.
Спящий Продавец
Педагог. Пока детей не было в Магазине, продавец заснул. Он уронил голову расслабленной на грудь, и она у него болтается, как на веревочке. Шейка расслаблена, голова тяжелая, никак не удержать. Падает туда-сюда, едва ее поднимешь.
Дети выполняют.
Самолет
(напряженно, медленно - быстро)
Педагог. Вытянем руки в стороны - прямые, ровные, напряженные: «У-у-у». Что это? Конечно, самолет! Полетели!
Дети выполняют.
Передвигаемся свободно во всех направлениях. (Гудением задает и изменяет темп.)
Руки не двигаются, напряжены, они - железные крылья. Вот какие самолеты есть в магазине. Полетели к себе на полку.
Дети выполняют.
Скакалка
(плавно- резко)
Педагог. А это что еще за игрушка? Сплетем пальцы в замок, сделаем волнообразные движения. Руки сплетаются, расплетаются в разные стороны, вытягиваются, как веревочка.
Дети выполняют.
Через эту веревочку можно даже скакать. Крутим руками, согнутыми в локтях, потом прямыми. Крутим, ускоряя движение, как если бы держали скакалку. Догадались, что это? Давайте прыгать со скакалкой: на одной ноге, на другой, на обеих в разном темпе.
Дети выполняют.
Ванька-встанька
(напряженно)
Педагог. Руки прижмем к телу по бокам. Все тело напряглось, не шевелится, только ногами чуть-чуть двигаем и качаемся из стороны в сторону: «Тик-так, тик-так». А теперь покачаемся вперед - назад. Вот вы и сделались настоящими Ваньками - встаньками. Ноги тяжелые, как будто прилипли к полу, не дают вам упасть, вы только покачиваетесь.
Дети выполняют упражнение в парах с Ваньками. Дети толкают Ванек, те качаются в разные стороны. Затем меняются ролями.
Воздушные шарики
(расслабление)
Педагог. Посмотрите, в кого мы превратимся сейчас. Руки вытянем вперед, сомкнем над головой полукругом. Мы - воздушные шарики. Давайте будем надуваться больше и больше. Вот мы становимся все легче и легче, все тело легкое, невесомое. Вот нас сдул ветерок, и мы летим! Летим! Натыкаемся на стульчики, отталкиваемся друг от друга, от стены, но только очень легко, мягко, подпрыгивая. Ветер нас закружил, мы вращаемся и летим. Опустились на землю, сели.
Дети выполняют. Педагог хвалит их за то, что они выразительно изображали игрушки, а значит узнают их при встрече.
- Занятия «В мире игрушек» (интегрированное)
Ожидаемый результат:
дети должны уметь разделять игрушки на группы по названному признаку; подбирать прилагательные к существительному, обозначающему игрушку; отгадывать игрушку по описанию.
Цели:
развивать целенаправленное внимание, память, мышление (сравнение, классификацию, аналитико-синтетическую деятельность, творчество, чувство ритма), умение слушать другого, радоваться успехам своим и сверстника; воспитывать культуру общения, бережное отношение к игрушкам.
* * *
1. Отгадывание загадок об игрушках.
Педагог. В страну игрушек пропускается только тот, кто отгадает загадку. (Разбивает детей на команды или дает задание определенной подгруппе.)
Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? Да за то, что он надут.
(Мяч.)
Упадет - подскачет, ударишь - не плачет! (Мяч.)
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка.)
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите -
Колесики начнут крутиться.
Поставьте - и она помчится.
(Заводная машина.)
Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему "берлогу.
(Плюшевый медведь.)
Пляшет кошка, а всего одна ножка. (Волчок, юла.)
Он стройный и красивый, у него густая грива.
Жаль, нельзя на нем промчаться -
Только можно покачаться.
(Конь-качалка.)
Закрывает она глазки,
Ей рассказывают сказки,
Может «Мама!» закричать
И в коляске полежать.
(Кукла.)
Чтоб колечки нанизать,
все размеры надо знать.
Ну а сверху можно смело даже шляпку надевать.
(Пирамидка.)
2.Словесное разделение игрушек или предметных картинок на группы.
По материалу
- железные, пластмассовые, деревянные, меховые, матерчатые, глиняные, бумажные, резиновые.
По назначению
- спортивные, конструкторы, для игр с песком, елочные, герои сказок и мультфильмов, машины, куклы.
По игровым действиям
- копать, строить, разбирать и собирать, катать, бросать.
3.Рисование недостающей детали у игрушки, называние ее,
4.Конкурс «Кто больше назовет правил обращения с игрушками, сделанными из разных материалов?».
5.Конкурс «Кто соберет самую интересную конструкцию из пластмассового конструктора за отведенное время и расскажет о ней?».
6. Превращение детей в веселых заводных утят. Исполнение «Танца веселых утят».
- Магазин игрушек (логоритмическое)
Ожидаемый результат: дети должны использовать лексический словарь по теме; координировать движения во взаимосвязи с речью; иметь чувство ритма и темпа, внимание к словесным сигналам, зрительную и слуховую память, правильное дыхание, слуховое восприятие, певческие навыки, фонематический слух, звуковую культуру речи, ориентировку в пространстве и собственном теле; бережно относиться к игрушкам.
* * *
Введение в тему.
Комплекс общеразвивающих упражнений «Игрушки».
Массаж биологически активных зон «Обезьяна Чи-чи-чи».
Инсценировка песни «Моемся, чистим зубы».
Логопедическая гимнастика.
Мимические упражнения «Мишка ест лимон, соленый огурец, вкусную конфету, торт» и т.п.
Исполнение песни «Про Мишку».
Дыхательное упражнение «Пожалеем Мишку».
Танец «Мишка с куклой пляшут полечку».
Массаж пальцев «Дружба».
Подвижная игра «Волчок».
Пальчиковая игра «Лепим из песка».
Песня «Часы».
Педагог оставляет детям игрушки, о которых они пели, которых изображали.
- Игрушечная мастерская (по изобразительной деятельности)
Ожидаемый результат: дети должны иметь представление об истории игрушки; знать основные элементы росписи дымковской, богородской игрушек; уметь составлять самостоятельно узор из элементов и раскрашивать игрушку, используя характерные для, народной росписи сочетания цветов; рассказывать об особенностях росписи, материале? из которого сделана игрушка, и о том, как можно с ней играть.
Цели:
развивать изобразительные умения, воображение, творчество; формировать интерес к народной игрушке, уважение к произведениям народных мастеров.
Материалы:
заготовки глиняных игрушек, образцы игрушек, иллюстрации с изображением народной игрушки, гуашь, кисти, бумага.
* * *
Дети украшают игровой уголок готовыми поделками.
Экскурсия по «музею игрушек», в которой в качестве экскурсоводов выступают дети. Оборудование игрушечной мастерской.
Роспись заготовок игрушек (бумажных или глиняных).
Рассказы детей о своей игрушке.
Прогулка
- Игры с песком
Ожидаемый результат:
дети должны уметь отгадывать, какая игрушка закопана в песок, не вынимая ее, по освобожденной части, используя осязание и зрение; представлять на основе имеющегося сенсорного опыта игрушку, называть ее и части; использовать в речи слова, обозначающие качества песка и материала, из которого изготовлена игрушка; обыгрывать с помощью игрушек сюжеты знакомых сказок, Мультфильмов.
Цели:
развивать восприятие, воображение, умение анализировать и синтезировать; воспитывать дружеские отношения в процессе игры; формировать интерес к играм с природным материалом.
Материалы:
миниатюрные пластмассовые, фарфоровые и резиновые игрушки (человечки, животные, машины); элементы строительного материала; втыкалочки с изображением растений.
***
Педагог прячет в сухой песок в песочнице или ящике (это - волшебный замок Песочного короля) разнообразные пластмассовые игрушки и просит детей, засунув туда руки, на ощупь узнать игрушку и сказать, из чего она сделана. Затем нужно угадать игрушку по небольшому фрагменту, освобожденному из песка, вынуть ее всю (освободить из плена) и проверить правильность своей догадки. Далее с освобожденными игрушками обыгрывается сказочный сюжет.
- Малоподвижная игра «Заводные игрушки»
Ожидаемый результат:
дети должны знать особенности внешнего вида и назначение механических игрушек.
Цели:
развивать умение с помощью напряжения или расслабления мышц показывать особенности материала, из которого изготовлена игрушка, и действия с ней; активизировать воображение, словарь по теме; воспитывать чувство ритма, умение внимательно слушать педагога и действовать по сигналу.
* * *
Сначала дети сами называют любимую игрушку и, после того как педагог заведет ее воображаемым ключиком, изображают игрушку в движении, выполняя его с напряжением мышц (металлическая, деревянная, пластмассовая) или расслаблено (матерчатая, меховая, резиновая, бумажная, поролоновая). Затем педагог сам определяет игрушку, а дети должны вспомнить, из чего она сделана, и изобразить ее. В игре можно использовать музыкальное сопровождение.
- Игры со спортивными игрушками
Ожидаемый результат:
дети должны пользоваться спортивными игрушками до назначению, называть их; самостоятельно организовывать подвижные игры.
Цели:
развивать ловкость, глазомер, быстроту, скорость реакции; формировать умение договариваться, уступать друг другу, честно выполнять правила игр.
Материалы:
мячи, скакалки, кегли, шары и др.
* * *
Педагог обговаривает с детьми, в какие спортивные игры они хотели бы поиграть, какие игрушки им для этого нужны, где удобнее разместиться, чтобы не мешать остальным. Предлагает вспомнить правила выбранной игры. Сам педагог может выступать в роли арбитра.
Вторая половина дня
- Ручной труд «Игрушки-самоделки»
Ожидаемый результат:
дети должны знать, чем отличаются самоделки от других игрушек, какой материал и как можно использовать для их изготовления; использовать в речи названия игрушек, их составных частей, материала, инструментов; уметь использовать для изготовления игрушек-самоделок разнообразный природный Материал или искусственные материалы, освоенные способы крепления.
Цели:
развивать творчество, внимание, воображение, планирующую функцию речи; формировать эстетический вкус, умение радоваться достижениям своих товарищей.
- Сюжетно-ролевая игра «Машины на нашей улице»
Ожидаемый результат:
дети должны уметь самостоятельно придумывать сюжет игры с разнообразными машинами и атрибутами, изображающими улицу; педагогу, как равному игровому партнеру, рассказывать о назначении разных частей машины (ремонтная мастерская), использовании машин человеком (стройка, проблемные ситуации на улицах и др.); строить диалог в соответствии с ролью и конкретной игровой ситуацией.
Цели:
развивать воображение, игровой диалог, творчество; воспитывать умение играть дружно, договариваться, справедливо распределять роли, при сочинении сюжета дослушивать товарища до конца, не перебивать; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
* * *
Педагог рассказывает детям о том, как она добиралась на транспорте на работу, как сломалась машина, и что было дальше. Предлагает детям вспомнить, какие машины они видели на улице, на чем едут до детского сада, где ремонтируют машины, как им оказывают помощь в дороге и т.п. Спрашивает, не хотят ли они поиграть с машинами? Как будут играть? Какие наметят роли? Что будет делать ребенок в каждой из них? Как равный игровой партнер, педагог берет на себя роль начальника ГИБДД, ремонтной мастерской, службы помощи на дорогах, стройки. В процессе игры отслеживает игровые умения и навыки детей, в том числе и связанные с использованием игрушек.
- Дидактическая игра «Детский мир»
Ожидаемый результат:
дети должны уметь описывать игрушку по плану (Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть?); взаимодействовать с педагогом в роли покупателя, используя речевые обороты «добрый, день», «скажите, пожалуйста», «я
хочу у вас купить игрушку», «спасибо».
Цели:
развивать описательную речь, внимание, память, культуру речи, общения; воспитывать вежливость.
* * *
Педагог выступает в роли продавца, дети становятся покупателями. Чтобы купить игрушку, ребенок должен ее назвать, описать по плану, предложенному педагогом, используя в речи вежливые обращения.
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата -
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
Н. Воронина
- Театрализованные игры
Ожидаемый результат:
дети должны при обыгрывании сюжета сказки или стихотворения использовать на выбор разные театрализованные игрушки (пальчиковые, на фланелеграфе, би-ба-бо); с помощью игрушек и выразительных средств речи создавать игровой образ; при необходимости из подручных средств изменять или дополнять внешний образ героя; понимать назначение театрализованных игрушек, их условность.
Цели:
развивать творчество, воображение, монологическую и диалогическую речь, выразительность речи и пантомимики; воспитывать интерес к театрализованным играм.
Материалы:
сюжетные наборы картинок для фланелеграфа, ширма и куклы би-ба-бо, перчаточные куклы, мини-декорации для театра игрушек, элементы костюмов для детей.
Содержание игр может быть любым, но опираться оно должно на знакомые сказки, рассказы, стихи.
- Сочинение историй об игрушках
Ожидаемый результат
:
дети должны уметь придумывать маленькие истории об игрушках, с которыми обращаются плохо, обозначая в рассказе логическую последовательность событий, диалоги и используя личный опыт и опыт своих товарищей; вы- разительно изображать с помощью речи, мимики и пантомимики героев своих историй.
Цели:
развивать воображение, речь, умение сопереживать, проявлять сочувствие к проблемам своих героев; воспитывать умение внимательно относиться к идеям своих товарищей, выслушивать до конца, проявлять интерес к творчеству сверстников.
* * *
Педагог предлагает детям придумать историю о какой-нибудь игрушке на выбор. Начинаем рассказ словами: «В одном детском садике жили-были игрушки». Задает детям вопросы: Что с ними случилось? Что они делали? Кто им Помогал? Какие препятствия они преодолевали? Педагог дает возможность высказаться каждому ребенку. Затем предлагает детям выбрать наилучший вариант. Сюжет можно даже записать. Далее педагог может предложить детям проиллюстрировать сочиненную историю.
- Выставка игрушек-самоделок
Цели: доставить детям радость от результата собственного труда, вызвать положительные эмоции от демонстрации игрушек, рассказывания о них.
* * *
Педагог организует вместе с детьми выставку игрушек-самоделок. При этом обращает внимание на то, как стоят игрушки, устойчиво ли, удобно ли их рассматривать, есть ли бирка с указанием того, кто сделал эту игрушку. Просит детей рассказать о своих игрушках по плану.
Что это? ,
Как называется или как зовут?
Из чего игрушка сделана? Каким способом?
Как игрушка украшена?
Как будет использоваться в игре?
- Чтение стихотворения «Игрушки»
Ожидаемый результат:
дети должны внимательно слушать стихотворение, запоминать его содержание, отвечать на вопросы педагога.
Цели:
развивать воображение, память, активность детей.
* * *
Педагог читает детям стихотворение и задает вопросы по его содержанию.
В магазине «Детский мир»
Есть отдел игрушек.
Там и полосатый тигр,
И котенок плюшевый,
Пирамидки в ряд стоят,
Куклы в разных платьицах,
Неваляшки не лежат,
И Петрушки дразнятся.
Разноцветные мячи,
Кегли и машины,
Паровозик заводной
Проезжает мимо.
Все игрушки хороши!
Выбирай, что хочешь.
Без игрушек малышам
Грустно было б очень.
В каком магазине продаются игрушки? О каких игрушках говорится в стихотворении? Какие еще игрушки продаются в «Детском мире?» Какие игрушки вы покупали вместе с мамой и папой? Какие игрушки вам дарили на день рождения? Почему после игры надо убирать игрушки на место?
- Контрольные вопросы и задания .
Какие игрушки вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Расскажи, как можно поиграть с игрушкой. Из каких деталей состоит игрушка? Из какого материала она сделана? Как называются игрушки, которые делают народные мастера из глины, дерева и другого материала? Какие народные игрушки вы знаете? Как называются игрушки, Которые используют в различных подвижных играх и упражнениях? Как называются игрушки, из которых дети что-то строят, собирают? Как называются игрушки, которые используют только на Новый год? Как называются игрушки, сделанные детьми и взрослыми из бумаги, природного материала, каких-то старых вещей? Почему не все игрушки можно разобрать по деталям? Почему глиняные, стеклянные, фарфоровые игрушки требуют очень бережного обращения? Почему игрушки после игр надо положить или поставить на место? Как нужно ухаживать за разными игрушками? Почему девочки больше играют в куклы, а мальчики с машинами? Где можно купить игрушки? Как называется этот магазин (отдел)? Чем отличаются разные куклы? Машины? Конструктор? Настольно-печатные игры? Какая твоя любимая игрушка? Почему? Как ты с ней играешь? Какое имя ты ей дал? Где она хранится? О чем ты с ней разговариваешь? Что можно делать с мячом? (Бросать, катать, ловить, отбивать, перебрасывать, крутить.) Данный вопрос можно задать по любой игрушке. Расскажи об игрушке. Какая она? (Форма, цвет, размер, вес, какая на ощупь, из чего сделана, чем отличается от других, чем нравится.)
- Список литературы
Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. -М.: Просвещение, 1972.
Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Опорные конспекты 16 занятий. Комплект листов для выполнения заданий ребенком. - М.: Акалис, 1995. - Серия «Опыт работы практического педагога».
Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999.
Волкова Л. С. и др. Логопедия. - М.: Просвещение, Владос, 1995.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. - М.: Гном-Пресс, 1998.
Кравченко И. А Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. - М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. - 64 с. - Серия «Опыт работы практического педагога».
Лопухина И. С. Логопедия. - М.: Аквариум, 1995.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1988.
Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Смешение звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1972.
Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1968.
Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М.: Просвещение, 1987.
Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. - М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.
Успенская Л. П., Успенский М. В. Учитесь правильно говорить. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1991.
Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа). - М.: Альфа, 1993.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). - М.: Министерство образования РСФСР, 1993.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1981.
Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М.: Российское педагогическое агентство «Когито-центр», 1998.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
С уважением, О.Г. Гольская.
Контрольная работа по модулю № 10 "Планирование работы по развитию детской речи").
Неделя игры и игрушки в старшей группе.
Цель:
Продолжаем развивать интерес детей к различным видам игр, создаем условия для свободной творческой
инициативности и самореализации в игре.
Взаимодействие с родителями в рамках проведения «Недели игры и игрушки».
- Помощь в организации различных тематических выставок:
«Любимая игрушка ребенка», «Народная игрушка» (из домашних коллекций), «Игрушки наших родителей»
Активное участие в проведении различных мероприятий.
- Помощь в разучивании с детьми забавных стихов, небылиц и потешек.
- Прочтение дома с детьми глав из сказок Н.Носова «О Незнайке».
Метод проведения:
- Участие в проведении мероприятий живого персонажа «Незнайки» с целью создания сюрпризного момента
и повышения интереса детей к различным видам деятельности.
День недели
Время
проведения
Мероприятия
Цели
Понедельник
«День
любимой
игрушки»
Утро.
День.
Утренняя гимнастика.
Утро «Радостных встреч»
Организация выставки в
группе «Моя любимая
игрушка» с приглашение
гостей из других групп.
«Расскажи, Незнайке, о своей
игрушке».
Самостоятельная игровая
деятельность детей с
любимыми игрушками.
Дидактическая игра
«Отгадай-ка»
Развиваем умения детей выполнять
физические упражнения образно,
эмоционально, выразительно.
Создание эмоционально – положительного
настроения у детей. Обсуждение темы дня,
выявление интересов и потребностей детей
на день.
Продолжаем развивать умения детей
работать сообща. Воспитываем
гостеприимство, закрепляем правила этикета
при приеме гостей.
Развиваем связную речь детей, воспитываем
умения внимательно относиться к рассказу
товарищей, дослушивать до конца.
Формировать умение взаимодействовать с
игрушками и друг с другом в качестве
партнеров.
Развиваем умения детей, описывать предмет
не глядя на него, находить в нем
существенные признаки, по описанию
узнавать его.
Прогулка.
Вечер.
Проведение подвижных игр
«Мы веселые ребята» и
«Затейники»
Рисование «Моя любимая
игрушка».
Сюжетно - ролевая игра
«Магазин игрушек».
Чтение художественной
литературы: стих А.Барто
«Игрушки» и сказка «Мячик»
Развитие и повышение игровой культуры у
детей, организация интересного и полезного
отдыха.
Развиваем творческие способности у детей,
умение передавать в рисунке основные
формы объекта.
Воспитываем самостоятельность,
инициативность и творчество детей в игре.
Умение вести ролевой диалог на основе
сюжета игр.
Развиваем целенаправленное внимание,
воображение, эмпатию, воспитываем
бережное отношение к игрушкам.
Вторник
«День
театральной
игрушки»
Утро.
День.
Прогулка.
Вечер.
Утренняя гимнастика «Мы
игрушки заводные».
Утро «Радостных встреч»
Театрализованные игры «Мы
артисты» и «Кукольный театр»
«Расскажи, Незнайке, о
кукольном театре».
Дидактическая игра «Что
сначала, что потом»
Домино «Игрушки»
Подвижные игры «Палочка-
выручалочка», «Заря-
зарница», «Краски»
Творческая игра
«Таинственные тени» (работа
с теневым театром)
Конструирование
«Театральная сцена»
Продолжаем укреплять здоровье детей
(комплекс упражнений на формирование
правильной осанки).
Создание эмоционально – положительного
настроения у детей. Обсуждение темы дня,
выявление интересов и потребностей детей
на день.
Создаем условия для самостоятельного
творчества детей в игре, развиваем интерес к
театрализованной деятельности.
Продолжаем работу по развитию связной
речи, пополняем словарь эмоционально –
оценочной лексикой, развиваем умение
согласовывать существительные с
прилагательными.
Упражняем детей в умении последовательно
расставлять картинки и рассказывать сказку.
Закрепляем умение соблюдать правила игры,
развиваем зрительное восприятие и
внимание.
Развитие навыков бега, внимания, смекалки,
воспитание уважения и терпимости друг к
другу.
Развиваем умение детей превращать тени от
рук в фигуры животных и птиц. Развиваем
воображение, фантазию, мелкую моторику
рук.
Развиваем умение детей задумывать и
производить постройку объекта по памяти и
воображению, закрепляем конструктивные
Самостоятельная творческая
деятельность детей с
различными видами кукол
для театров (пальчиковым,
плоскостным и би-ба-бо).
навыки.
Развиваем умение детей разыгрывать
знакомые сюжеты сказок с игрушками,
умение действовать сообща.
Среда
«День
народной
игрушки»
Утро.
Прогулка.
Вечер.
Утренняя гимнастика «Оживи
игрушку»
Утро «Радостных встреч»
Свободные игры с народными
игрушками.
Организация выставки:
«Народные игрушки»
«Расскажи, Незнайке, как с
ними играли в старину».
Дидактическая игра «Раньше
и сейчас» и «Потерялась
игрушка»
«Потешный хоровод»
(хороводные игры с
малышами)
Русские народные игры
«Горелки», «Гори, гори ясно»,
«Баба-яга».
Лепка Богородской игрушки
«Конек - Горбунок».
Чтение сказки Е.Железновой
«Как избушка хозяина нашла».
Чтение прибауток, потешек и
Развиваем умение детей выполнять
физические упражнения образно,
эмоционально, выразительно. Формируем
чувство ритма и темпа.
Создание эмоционально – положительного
настроения у детей. Обсуждение темы дня,
выявление интересов и потребностей детей
на день.
Продолжаем знакомить детей с народной
игрушкой, народными промыслами,
воспитываем эстетическое отношение к
изделиям народных мастеров, уважение к их
труду.
Развитие диалогической и монологической
речи, закрепление названий народных
игрушек и промыслов.
Продолжаем формировать умения сравнивать
аналогичные по назначению предметы,
закрепляем умение ориентироваться в
пространстве и порядковый счет.
Воспитываем доброжелательное отношение к
малышам, продолжаем развивать желание
заботиться и помогать младшим.
Сочетаем радость движения с духовным
обогащением воспитанников, формирование
физических навыков с уважительным
отношением к культуре родной страны.
Развиваем интерес к русским народным
играм.
Развиваем фантазию, совершенствуем
основные приемы лепки, умение передавать
движения животного.
Продолжаем знакомить детей с народным
бытом, закрепляем знания детей о
функциональном назначении помещений
русской избы.
закличек.
Продолжаем знакомить с устным народным
творчеством.
Четверг
«День
любимых
игр»
Утро.
День.
Прогулка.
Вечер.
Утренняя гимнастика «Моя
любимая игра»
Утро «Радостных встреч».
Спортивно –
интеллектуальный досуг
«Путешествие с Незнайкой»
(чередование спортивных игр
и эстафет с математическими
заданиями, логическими
задачами и развивающими
играми)
Сюжетно – ролевая игра
«Поездка в детский мир»
(соблюдение ПДД).
Подвижные игры: «Мыши»,
«Зайцы и волк»
Индивидуальные игры с
мячом (футбол, баскетбол,
волейбол).
Рисование: «Как мы играли в
детском саду».
«Загадки – отгадки» (о
различных играх)
Игры детей по интересам
(сюжетно – ролевые,
театрализованные,
развивающие).
Развиваем умение детей движениями рук и
тела, мимикой, описывать свою любимую
спортивную игру.
Создание эмоционально – положительного
настроения у детей. Обсуждение темы дня,
выявление интересов и потребностей детей
на день.
Продолжаем развивать умение детей
выполнять задания в условиях соревнований,
умение и желание работать в коллективе.
Упражняем в ловкости и быстроте.
Развиваем творческое начало, умение
представлять в воображении образы и
выразительно их показывать, учить
драматизировать, самореализовываться в
игре.
Повышаем речевую и двигательную
активность, выполнять основные действия по
сигналу воспитателя.
Совершенствуем умения детей работать с
мячом, соблюдая основные правила игр.
Развиваем творческое воображение, умение
передавать людей в движении.
Закрепляем знания детей о видах игр и их
названиях, развиваем связную речь, память,
мышление.
Развиваем умение детей объединяться в
группы по интересам, импровизировать по
собственному замыслу.
Пятница
«День
игрушек
наших
родителей»
Утро.
Утренняя гимнастика «Мы
забавные игрушки»
Утро «Радостных встреч».
Укрепление здоровья детей (комплекс
упражнений для укрепления зрения)
Создание эмоционально – положительного
настроения у детей. Обсуждение темы дня,
выявление интересов и потребностей детей
на день.
День.
Прогулка.
Вечер.
Организация выставки
«Игрушки наших родителей».
«Познакомь, Незнайку, с
игрушкой твоих мамы или
папы».
Дидактические игры «Назови
игрушку», «Какой игрушки не
стало?», «Из чего сделано?».
Подвижные игры:
«Мышеловка», «Белые
медведи», «Попади в цель».
Театрализованная игра «В
гостях у игрушки».
Сюжетно – ролевая игра:
«Семья».
Конструирование «Дома для
любимых игрушек».
Развиваем умение работать сообща,
оценивать полученный результат.
Продолжаем развивать связную речь, умение
составлять рассказы с опорой на объект.
Объединяем детей в игре, тренируем логику,
укрепляем память, развиваем взаимопомощь
и умение управлять своим поведением.
Укрепляем здоровье, развиваем меткость,
ловкость, быстроту и закрепляем правила игр.
Развиваем умение импровизировать в
передаче того или иного образа.
Продолжаем учить детей обыгрывать
ситуацию, связанную с личным опытом,
формируем умение брать на себя
определенную роль. Развиваем
инициативность, самостоятельность, умение
договариваться при распределении ролей.
Развиваем конструктивные навыки
мышления, умение создавать объекты с
учетом общего сюжета.
Развивающие: развитие связной речи, творческого восприятия и воображения, развитие эстетических чувств, создание условий для развития творческих способностей;
Образовательные: формирование представлений о магазине игрушек, продолжать знакомить детей с игрушками (уточнить, закрепить знания об игрушках), активизация словаря детей;
Воспитательные: воспитание интереса к народному быту, к изделиям декоративно-прикладного искусства, положительно эмоционального настроя, повторения правил поведения в общественных местах.
Коррекционные: продолжать развивать у детей зрительное восприятие, зрительную и словесную память, цветовосприятие, умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Оформление магазина игрушки (русская матрешка, народная тряпичная кукла, игрушки для мальчиков, девочек, выставка рисунков детей “Моя любимая игрушка”);
“Чудесный мешочек” (для развития сенсорных навыков);
“Разрезные картинки” - игра;
Предварительная работа:
Чтение: А. Барто «Игрушки», «Самолет», «Наша Таня», В.Маяковский “Конь – огонь”, Э. Успенский “Чебурашка и крокодил Гена”. Рассматривание иллюстраций к этим книгам.
Дидактические игры: “Найди два одинаковые игрушки”, “Чудесный мешочек”, “Лото - магазин”.
Рисование любимых игрушек
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое магазин? Вы были в магазине?
Дети: Да, были.
Воспитатель: Что вы там видели?
Дети: Вещи, игрушки.
Воспитатель: У нас тоже есть магазин, а как он называется, вы узнаете, если отгадаете, что лежит внутри чудесного мешочка?
Дети по очереди засовывает руку в мешочек, нащупывает игрушку, называет её и показывает другим детям (Кукла, мяч, машина, чашка, тарелка).
Воспитатель: Как же называется наш магазин? (ответ детей)
Да, наш магазин называется магазин игрушек. В каждом доме есть свои правила поведения, есть они и в магазине. Кто их знает?
Воспитатель в случае затруднения предлагает наводящие вопросы:
Можно бегать по магазину?
Кричать?
Брать игрушки с полок без разрешения взрослых?
Бросать игрушки на пол?
Дети отвечают: В магазине игрушек нужно вести себя, как и в любом общественном месте культурно: вежливо просить показать игрушку, аккуратно ее рассмотреть и вернуть продавцу.
Воспитатель: Молодцы, вы знаете как вести себя в магазине. А теперь приглашаю всех в магазин.
Дети проходят в магазин. Мальчики пропускают девочек вперед, дети садятся на стульчики, рассматривают игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, как много игрушек хранится в нашем магазине! Какие вы видите игрушки? (дети называют). Посмотрите, две полочки пустые там нет игрушек, давайте сделаем игрушки своими руками (воспитатель предлагает игру «Разрезные картинки» из 6-8 частей - машинку, куклу, пирамиду, мячики и помещают готовые игрушки на пустые полки и рассказывают, как называется игрушка, ее характерные особенности).
Воспитатель: А девочки и мальчики любят играть в одинаковые игрушки?
Дети отвечают и перечисляют, в какие игрушки играют мальчики, в какие девочки.
Воспитатель: Ребята в нашем магазине есть разные игрушки для мальчиков и для девочек.
Воспитатель: Мы сейчас с вами поиграем в игру “Загадки и отгадки”, предлагаю вам найти отгадку - игрушку в нашем магазине.
Я хорошая игрушка
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. (Кукла.)
Красный, синий, яркий, круглый,
Он красивый и упругий.
Прыгает, несется вскачь,
Отгадай, что это? (Мяч.)
Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)
Что за зверь со мной играет? -
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки. (Кошка)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки, и нашли отгадки – игрушки в нашем магазине. Давайте с вами превратимся в одну из наших игрушек кошечку.
2. Физкультминутка
Вот окошко распахнулось
Разводят руками в стороны
Кошка вышла на карниз
Имитируют мягкую, грациозную походку кошки
Посмотрела кошка вверх
Смотрят вверх
Посмотрела кошка вниз
Смотрят вниз
Вот налево повернулась
Поворачивают голову налево
Проводила взглядом мух
Взглядом провожают «муху» от левого плеча к правому
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз
Тянутся, улыбаются широко и приседают
Распрямилась, отряхнулась
И пошла мышей ловить
Встают и отряхиваются
Воспитатель: молодцы ребята мы были настоящими кошками, но давайте вернемся в наш магазин, а то другие игрушки без нас заскучали (подходят к игрушкам и воспитатель задает вопрос)
Воспитатель: Зачем нужны игрушки?
Дети: Для того чтобы играть.
Воспитатель: А где берут игрушки?
Дети: Их делают на фабрике игрушек.
Воспитатель: Давным-давно было такое время, когда таких фабрик не было, и игрушки делали сами. Ребята, кто-нибудь знает, какие игрушки были раньше и из чего их делали?
Найдите в нашем магазине игрушки и расскажите о них (матрешка, народная тряпичная кукла, глиняные игрушки: свистульки, лошадки).
Дети находят, рассказывают, воспитатель помогает наводящими вопросами, если затрудняются: как называется игрушка, из какого материала она изготовлена.
Воспитатель: Ребята, а есть игрушки, с которыми можно побегать, попрыгать, найдите их (дети находят мячи) Найдите пару к этим мячам.
Д/И «Найди два одинаковых мяча»
Побуждать детей не показывать одинаковые мячи, а описывать их словами.
(Затем дети берут мячи, воспитатель просит их потрогать, из чего сделаны эти мячи? Какие они? (резиновый, пластмассовый, тряпичный, мягкий или твердый, круглый, или овальный, какого цвета?) Ответы детей. И предлагает поиграть с ними.
Дети становятся в круг и выполняют движения по команде: подними мяч вверх, опусти вниз, вправо, влево, покружись.
Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч»
Воспитатель показывает, как отбивать его рукой, при этом все дружно поют песню «Мячик»
Воспитатель просит детей помочь, навести порядок в магазине и расставить игрушки на полки, дети расставляют игрушки, классифицируя их (на верхней полке игрушки для девочек, на нижней полке игрушки для мальчиков).
Воспитатель: Молодцы, дети, вы сегодня хорошо вели себя в магазине игрушек, игрушки не ломали, осторожно играли с ними, аккуратно расставляли игрушки по полочкам.
Рефлексия: Дети вам понравился магазин игрушек? С какими игрушками было интереснее всего играть?
Да, ребята вы сегодня узнали много интересных игр, весело и дружно играли с разными игрушками.