Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали…

Наш сайт изначально создавался как сайт о вышивке крестиком. Но: талантливый человек талантлив если не во всем, то очень во многом. И наши форумчанки занимаются разными видами рукоделия: вяжут, шьют кукол, занимаются скрапбукингом и квиллингом. Сегодня я расскажу о некоторых других видах рукоделия.

1. Аппликация. На уроках труда в начальной школе этим занимались абсолютно все. Аппликация – это вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Между прочим декупаж и скрапбукинг – это разновидности аппликации!

2. Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Ткани, расписанные по технологии «батик» выглядят легкими, летящими, по-настоящему воздушными.

3. Витраж — мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу. Витражные окна наполняют позитивом любой, даже самый пасмурный день!

4. Выжигание по дереву – способ получения изображения на деревянной поверхности. В советской школе, этим умением (а также следующим – «выпиливанием») должен был овладеть каждый ученик, наравне с умением сделать табурет и скворечник).

5. Выпиливание – способ художественной обработки деревянных поверхностей с целью придания им той или иной формы. Вспомните школьные уроки труда. Девочки шили фартуки, мальчики – вырезали разделочные доски. Но включив фантазию можно получить более интересные результаты.

6. Вырезание силуэтное – прием, при котором производится вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (животные, растения), с плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, поэтому они вырезаются без мелких подробностей. Особым мастерством считается вырезание без отрыва, одним движением остро заточенных ножниц.

7. Ганутель – техника изготовления изделий (чаще всего – цветов) с помощью спиральной проволоки и намотанных на неё шелковых нитей. Техника довольно трудоемкая, но результат того стоит!

8. Гильоширование — (выжигание по ткани) - техника, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом с помощью специального аппарата.

9. Изонить (Нитяная графика, вышивка по бумаге) – графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

10. Канзаши — Изначально – японские женские украшения для волос. В настоящее время – искусство изготовления украшений из отрезков лент, которые складываются определенным образом в виде лепестков.

11. Карвинг — искусство художественной резки по овощам и фруктам, а также по дереву, льду и камням.

12. Кусудама бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Изначально являлось одним из направлений оригами, в последнее время выделяется в самостоятельное направление творчества. Кстати, такая красота делается довольно быстро.

13. Лепка – техника придания формы пластическому материалу при помощи рук и инструментов. Материалом для лепки обычно служит пластилин, обычная и полимерная глина, соленое тесто, холодный фарфор.
полимерная глина


соленое тесто


холодный фарфор.

14. Макраме — техника узелкового плетения. Тоже довольно известная техника (раньше изделие макраме висело почти в каждой квартире), которая в последнее время возвращает свою популярность.

15. Мозаика — техника получения изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Чаще всего о мозаике вспоминают после произведенного ремонта (когда остается сломанная или лишняя плитка). Но мозаика это и хороший повод купить новую посуду, а из старой сделать что-нибудь подобное этому:

16. Мыловарение – приготовление мыла в домашних условиях. Особенностью такого мыла являются натуральные ингредиенты для его приготовления, а красивая форма (некоторые делают его в виде пирожных или фруктов) – делает домашнее мыло отличным подарком.

17. Пергамо (пергамано) — одна из разновидностей техники тиснения. В процессе обработки пергаментная бумага становится выпуклой. Может применяться как отдельная техника, так и как элемент скрапбукинга.

18. Плетение из газет – техника плетения, получившая большую популярность в последнее время. Материалом служат трубочки, скрученные из газет. Служит неплохой альтернативой плетению из бересты и лозы. В результате получаются великолепные корзинки, подставки и коробочки.

19. Плетение на коклюшках – техника создания кружева с помощью специальных инструментов (коклюшек), на которые наматываются нитки.

20. Рисование цветным песком или подкрашенной солью – техника получения изображения с помощью цветного песка или соли. Особый интерес представляют композиции, насыпанные в бутылку. Чаще всего изображение выглядит как простые цветные пятна, но встречаются мастера, способные создавать настоящие картины.

21. Роспись – нанесение рисунка на деревянные, глиняные или другие поверхности с помощью красок. Роспись подносов и игрушек является исконно русским промыслом (Хохлома, Гжель, Палехские миниатюры и т.п.).

22. Фриволите — техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков.

Если вы не нашли в этом списке какого-то рукоделия, то может быть о нем уже создана отдельная тема на нашем форуме: Handmade

Если вы занимаетесь каким-либо видом рукоделия и хотите рассказать о нем остальным форумчанкам, то ждем ваших предложений по открытию новых тем форума вот

Рабочая образовательная программа

дополнительного образования детей

кружка декоративно- прикладного искусства

«Смастеримка»

Возраст детей 8-10 лет

Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Смастеримка » - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность , которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Смастеримка » рассчитана на детей с 8 до 10 лет, то есть со 2 класса по 4 класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков,

Научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой.

Задачи программы

Обучающие:

v закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

v обучение умению планирования своей работы;

v обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

v обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

v развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

v развитие образного мышления и воображения;

v создание условий к саморазвитию учащихся;

v развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

v воспитание уважения к труду и людям труда;

v формирование чувства коллективизма;

v воспитание аккуратности;

v экологическое воспитание обучающихся;

v развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы , лежащие в основе программы:

v доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

v наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

v демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

v научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

v «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

v словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

v наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

v практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

v объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

v репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

v частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

v исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

v фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

v индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

v групповой – организация работы в группах;

v индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе

Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 года.

1 . Работа с природным материалом (4 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2 . Работа с бумагой и картоном (4 ч.)

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

3. Театр из конусов (4 ч.)

Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.

4. Работа с фольгой, фантиками (4 ч.)

Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие бумажки-упаковки - фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей. Ведь фольга - прекрасный материал для изготовления всяких поделок - полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений, которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из которой можно по-настоящему есть и пить.

Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.

5. Работа с ракушками, песком (3 ч.)

Использование ракушек для украшения цветочных горшков.

6. Работа с соленым тестом (4 ч.)

Из истории соленого теста

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как приготовить соленое тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль «Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста:на 2 части муки, надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное (повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки мелких деталей).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем количестве:
- Соль - 200 г;
- Мука - 500 г;
- Вода - примерно 250 мл (количесство воды зависит от вида муки, необходимости добавки клея или масла);
- Клей - 2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.

Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или природные красители. Конечный этап - изделия покрывается безцветным быстро сохнущим глянцевым лаком.

7. Работа с цветными нитками (4 ч.)

Виды и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.

8. Работа со скорлупками (4 ч.)

Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря тонкой пленке, находящейся с внутренней стороны. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Способы изготовления изделий из скорлупы ореха. Аппликация с использованием яичной скорлупы. Виды работ из яичной скорлупы.

9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)

О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок.

Техника изготовления розы из гофрированной бумаги.Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек.

Учебно – тематический план

кружкового объединения « Смастеримка »

Тема

Количество часов

Работа с природным материалом

Работа с бумагой

Театр из конусов

Работа с фольгой, фантиками

Работа с ракушками, песком

Работа с соленым тестом

Работа с цветными нитками

Работа со скорлупами

Работа с гофрированной бумагой

Всего

Тематическое планирование кружкового объединения " Смастеримка "

№ п/п

Раздел, тема

Количество

часов

Цели

Оборудование и материалы

Работа с природным материалом

1. Научить детей делать поделки из разных

природных материалов.

2. Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.

3. Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

4. Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

Кора березы, засушенные листья, семечки подсолнечника, шишки, плоды ясеня, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА

"Осенний букет"

"Сова"

"Домик "

"Дружная семейка на прогулке"

Работа с бумагой

1.Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.

2.Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой,

срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

Полоски цветной бумаги, листы бархатной бумаги, ножницы, клей.

"Птичка"

"Гвоздики для дедушек"

"Домик"

4."Мамочке любимой"

Театр из конусов

1. Уточнить представления детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.

2. Закрепить умение вырезать на глаз мелкие детали, выбирать красивые цветовые сочетания.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Белая, цветная бумага, ножницы, клей ПВА

"Мышки"

"Царевна лягушка"

"Тигр"

"Морячок"

Работа с фольгой, фантиками

1.Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги.

2.Формировать умение делать объемные игрушки из фантиков.

3.Закреплять свойства материалов. Использовать в работе полученные ранее знания.

Цветная жесткая фольга, фантики от конфет, клей, ножницы, палочки, зубочистки

"Мимоза"

"Удивительное дерево"

"Волшебная бабочка"

Изготовление игрушек к Новому году

Работа с ракушками, песком

3

1. Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных природных материалов.

2. Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Морские ракушки, песок, цветные мелки, гуашь, кисточки, клей.

"Цветочные горшки"

1

"Жар-птица"

1

"Мышка"

1

6.

Работа с соленым тестом

4

1. Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).

2. Развивать фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее.

Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.

"Рисуем тестом"

1

"Милые сердечки"

1

"Подсолнух"

1

"Божья коровка"

1

7.

Работа с цветными нитками

4

1. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).

2. Познакомить с новым способом изготовления – отклеивание объемных форм цветными нитками.

3. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, заготовки конусов, клей.

"Лебеди"

1

"Ваза с цветами"

1

" Снеговик "

1

" Кролик "

1

8.

Работа со скорлупками

4

1. Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.

2. Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Белая бумага, краски, кисти, скорлупки яиц,

ореховая скорлупа.

«Божья коровка»

1

"Клоун"

1

"Утенок"

1

" Золотая рыбка "

.

1

9.

Работа с гофрированной бумагой

3

1.Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки, радоваться результатам своего труда.

2. Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотношения.

Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА.

"Розочки"

1

" Валентинка, которая превращается в гирлянду из сердечек."

1

охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты.

6. Компьютер для показа презентаций.

Вам понадобится

  • - методические разработки по выбранному виду деятельности;
  • - типовая или авторская программа;
  • - примерная смета расходов;
  • - перечень материалов и оборудования.

Инструкция

Узнайте, какие кружки есть в ближайших школах, учреждениях культуры и дополнительного образования. Решите, чему бы вы хотели научить . От того, какой именно это будет кружок и на какой контингент рассчитан, зависит организационная форма.

Если вы хотите научить вашей дочери шить или вязать, кружок можно организовать прямо в . Поговорите с классным руководителем. О таком кружке можно заявить как о семейном клубе. С разрешения вам предоставят возможность пару раз в неделю занимать . Чтобы привлечь учащихся, необходимо будет просто повесить в школе объявление. Разумеется, при такой форме организации занятия должны быть бесплатными и к тому же безопасными. Это может быть кружок рисования, оригами, бумажной пластики, рукоделия и т.п., то есть того, что не требует больших затрат и не представляет какой-либо опасности для здоровья детей. Туристский или альпинистский кружок вряд ли может существовать в такой форме, поскольку там от преподавателя требуется специальная подготовка.

Требования к документации кружка при семейном клубе не особенно высоки. Вам достаточно определить его цели и составить примерный план занятий. В плане укажите темы, краткое содержание и количество часов на каждую. Отметьте также, в каких выставках или концертах вы собираетесь участвовать и когда. Это может быть включено и в план внеклассной работы самой школы.

Кружок для более широкого круга учащихся удобнее всего создать при каком-либо учреждении культуры или дополнительного образования. Обратитесь к руководителю. Объясните, чего вы хотите и на каких условиях будет работать ваш кружок. В учреждении дополнительного образования он может стать частью общей структуры. В учреждениях культуры кружки чаще всего создаются на условиях самоокупаемости.

Для кружка при учреждении дополнительного образования вам потребуется оформить общий для подобных учреждений пакет документов. В каждом доме детского творчества есть свои нюансы, но что вам точно потребуется - так это программа. Программу можно взять типовую, для многих видов кружков они есть. Разработайте на ее основе свою рабочую. Учтите возраст детей, количество отведенных вам часов. Не забудьте отразить участие в конкурсах и выставках, эти часы тоже входят в общее время занятий. Остальное - забота руководителя учреждения.

Судьбу кружка при учреждении культуры решает директор ДК. Здесь менее строгие требования к оформлению документации. От вас потребуется план работы и журнал посещаемости. Составьте смету. Обычно требуется фиксированная оплата аренды, а все остальное зависит от вас. Учтите необходимые затраты на материалы и т.п.

Вы можете создать детский кружок даже у себя на квартире. Для этого вам нужно зарегистрироваться в налоговой инспекции как индивидуальному предпринимателю и указать в разрешенных видах деятельности "образовательные услуги". Педагогическая деятельность физических лиц российским законодательством не регламентирована. Так что вы можете учить ребятишек интересному и полезному делу совершенно свободно, если нет необходимости выдавать им документы об окончании. Кстати, как индивидуальный предприниматель вы можете организовать детский кружок абсолютно в любом учреждении, которое согласится предоставить вам в аренду помещение.

Обратите внимание

Если ваш кружок войдет в структуру какого-то учреждения, ответственность за жизнь и здоровье детей несет руководство учреждения. В самостоятельном кружке ответственность берете на себя вы.

Полезный совет

Может получиться и так, что у директора дома детского творчества нет возможности включить ваш кружок в структуру учреждения. В любом случае, на это потребуется какое-то время, ведь вопрос необходимо согласовать с комитетом образования. Вы можете создать кружок на условиях самоокупаемости. С директором вам нужно только договориться об аренде кабинета на несколько часов в неделю. В этом случае вы создаете фактически новое учреждение дополнительного образования. На него будут распространяться все требования российского законодательства. Вам нужно написать устав, выбрать учредителей, форму собственности и т.д. Если вы собираетесь выдавать выпускникам документы государственного образца, потребуется еще и лицензирование. Это достаточно длительная процедура, которая имеет смысл, если вы создаете учебный центр с большим количеством кружков.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СШ №1

С.Г.Кокшарова

«__»_____________г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

Протокол №_____

от «__»__________г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

МБОУ СШ № 1

О.В.Саляхова

«__»_____________г.

Количество часов в год: 68

Количество часов в неделю: 2

Составитель: Алексеева А.О.

учитель технологии

2015-2016 учебный год.

Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Рукодельница»

Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.

Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.

Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-13 лет.

Программа рассчитана на 1 учебный год (68 часов, 34 занятия по 2 часа в неделю ).

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы:

· Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

· Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

· Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

· Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

· Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.

· Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).

· Содействие жизненному самоопределению учащихся.

· Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

· Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

· Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

· Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

· Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

· Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

· Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

· Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

· Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

· Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

· Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

· Развивать положительные эмоции и волевые качества.

· Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

· Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические :

· Формирование общественной активности.

· Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

«Рукодельника »

Название разделов

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие

Лоскутная пластика

Поурочное планирование занятий

кружка по декоративно – прикладному искусству

в 2015 – 2016 учебном году

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Раздел, тема

Количество часов на раздел

Количество часов на тему

Дата

план

факт

Вводное занятие

Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

Изонить

3.1 Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами. Материалы, инструменты, оборудование

3.2 Последовательность выполнения угла

3.3 Последовательность выполнения окружности.

3.4 3 Последовательность выполнения узора из углов и окружностей

3.5 Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток

3.6 Вышивка по выбранным схемам

3.7 Оформление готовых работ

Вышивка

4.1 Требования по технике безопасности при работе с инструментами

4.2 Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы

4.3 История вышивки

4.4 Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок.

4 5 Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток

4.6 Вышивка по выбранным схемам

4.7 Оформление готовых работ

Лоскутная пластика

5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.

5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов.

5.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов.

5.4 Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

5.5 Сборка готового изделия.

5.6 Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов.

5.7 Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

5.8 Соединение панно с подкладкой. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно.

Итого:

Учебно-методическое обеспечение программы:
Инструкционные карты и схемы базовых форм.
Инструкционные карты сборки изделий.
Схемы создания изделий
Образцы изделий.

Инструкции по технике безопасности
Лучшие работы детей.

Планируемые результаты, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

Знать:

· Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

· Народные художественные промыслы России и родного края.

· Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

· Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

· Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

· Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

· Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

· Способы навешивания нитей.

· Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

· Основные приемы и элементы лоскутного шитья.

· Иметь представление о традициях разных стран.

· Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.

· Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Уметь:

· Правильно организовать свое рабочее место.

· Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

· Работать с электронагревательными приборами.

· Выполнять правила техники безопасности.

· Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.

· Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.

· Работать по шаблону.

· Приобрести навыки работы с лоскутками.

· Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.

· В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

· Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

· Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Литература

1. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.

2. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).

3. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.

4. Уроки труда. 5 класс. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 62 с.

Надоело проводить свободное время у телевизора? Хотите освоить новые для себя виды рукоделия? Список наиболее популярных, интересных и современных вариантов поможет вам сориентироваться в многообразии возможностей. Читайте, смотрите фотографии! Выбирайте, пробуйте сделать сами!

Как не запутаться новичку

Если вы в первый раз решили изучить, какие бывают виды рукоделия, помните, список их очень большой. Чтобы не потеряться в обилии новой информации, просмотрите разные варианты по категориям. Они классифицированы именно так. Подобное разделение не является общепринятым, а сделано для удобства восприятия текста. Один и тот же вид можно отнести к разной группе в зависимости от параметра классификации (используемого материала, способа обработки, получающегося объекта).

Здесь за основу взята группировка по типу используемого материала:

  • ткань;
  • нитки;
  • бумага;
  • стекло;
  • массы для моделирования;
  • природные материалы.

Рассмотрены также самые популярные варианты. Наберитесь терпения и изучите все виды рукоделия. Список, конечно, достаточно большой, но узнав технологию изготовления понравившейся вам вещи, возможно, вы заинтересуетесь именно этим способом. Каждый из них оригинален и стоит потраченного времени. Одни подходят даже детям, другие доступны только опытным, хотя попробовать сделать оригинальную вещь самостоятельно может любой.

Все виды рукоделия своими руками: список вариантов работы с нитками

Как уже говорилось, классификация достаточно условна. В эту группу можно отнести как традиционные способы, так и достаточно оригинальные и новые:


Все вышеперечисленные способы отлично подходят для творческих изысканий. Они позволяют даже без особых приспособлений и навыков создать новичку замечательные вещи ручной работы.

Ткань

С использованием этого материала также существуют разные виды рукоделия. Список их следующий:

Эти варианты рукоделия подойдут тем, у кого есть много ненужных лоскутков, например, кто-то из членов семьи шьет одежду на заказ.

Природные материалы

Виды рукоделий (список с фото представлен ниже), в которых используются методы обработки объектов естественного происхождения, также могут стать интересным хобби. К ним можно отнести:

Эти виды рукоделия являются самыми доступными по цене. Все материалы легко заготовить самостоятельно без вложения денег. Даже для резьбы вполне подойдут спилы старых поваленных деревьев, которые можно нарезать бензопилой.

Резьба

Предполагает получение рельефного или объемного изображения с помощью ножа, скальпеля, стамески. Традиционной является резьба по:

  • дереву;
  • камню;
  • гипсу;
  • кости.

Особого внимания заслуживает выполнение ажурного узора в яичной скорлупе,

А также новый вид творчества — карвинг. Он представляет собой фигурное разрезание продуктов питания, чаще фруктов или овощей. Из полученных элементов составляют сложные изысканные объемные композиции.

Стекло

В этом разделе можно представить следующие с этим материалом:

Объемное моделирование методом лепки или заливки

Сюда относятся такие виды рукоделия:


Бумага: виды рукоделия (список). Как найти свое хобби?

Из различных типов этого материала можно изготавливать сувениры в следующих техниках:

Все виды рукоделия (список с фото был представлен в данной статье) из бумаги показывают, насколько разнообразно можно использовать этот простой и доступный материал. Его легче всего выбирать в качестве творческого занятия. Те способы, где источником материала служат старые ненужные газеты и журналы, из которых в итоге получают отличные сувениры, можно использовать как безотходное производство в доме и интересное хобби для всей семьи.

Популярные варианты

Обратите внимание на современные виды рукоделия. Список их тоже немал, и выбрать есть из чего. В эту группу включены также те способы, которые не подходят по параметрам ни к одной из перечисленных выше. Современные и оригинальные сувениры можно изготовить своими руками в следующих техниках:

Итак, вы узнали, какие существуют виды рукоделия. Список вариантов достаточно большой. Определите, что вам по душе. Выбирайте несколько техник, пробуйте их. Вы обязательно найдете то, что будет получаться и нравиться.