Тема : Правила на всю жизнь

Цель : закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять; формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «я», умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Ход занятия

Вы скоро расстанетесь с детским садом и будете ходить в школу, но надолго останутся в вашей памяти друзья, игрушки, вы будете помнить, как мы вас воспитывали, учили правилам, по которым нужно жить.

Какие вы запомнили правила? (ответы детей)

Чтобы вы их лучше запомнили, давайте повесим чудесные листья с правилами на дерево и вместе прочитаем вслух. (Воспитатель с детьми развешивают листья.)

Правила

Будь щедрым!

Будь бережливым!

Будь трудолюбивым!

Будь аккуратным!

Люби животных и растения!

Будь любознательным и наблюдательным!

Помогай маленьким и слабым!

Уважай взрослых!

Не обижай людей!

Будь вежливым и гостеприимным!

Будь смелым!

Будь честным!

Слушай старших!

Это у нас необыкновенный дуб. Это дуб мудрости. Посмотрите еще раз внимательно на него и запомните эти правила на всю жизнь.

Кто запомнит, тот будет умным, а кто запомнит и будет выполнять, тот будет мудрым.

Правила нужны нам не только в детском саду, но они пригодятся вам в Школе, в институте, когда вы будете взрослыми. Когда сами будете мамами и папами, вы научите этим правилам своих детей.

Ребята, а были в вашей жизни случаи, когда вы знали эти правила, но не выполняли их?

Делали вы что-нибудь плохое, заранее зная, что это нехорошо?

А потом вам было стыдно?

Кто наберется смелости и сможет рассказать всем какой-нибудь случай из своей жизни? (рассказы детей из личного опыта)

Какие вы молодцы, что не испугались признаться вслух, для этого нужен мужественный характер.

А сейчас найдите удобное место и приготовьтесь к психогимнастике.

Психогимнастика «Выйди к свету»

Представь, что ты попал в холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Но впереди нет хода. Ты идешь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник сквозь тяжелое подземелье. Ты быстро побежал, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Теплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

Ребята, что вы чувствовали в темном подземелье? (ответы детей)

Такие чувства испытывает любой человек, когда кривит душой, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, страшно.

А какие чувства вы испытали, когда вышли на свет? (ответы детей)

Такие чувства испытывает человек, когда живет по мудрым законам жизни. Радость, облегчение, успокоение живет в его душе, когда он признается в своих ошибках.

Сейчас вы услышите отрывок из сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда».

I отрывок

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принес его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал ее камнями и не хотел поверить, что нищенка - его мать.

(Воспитатель демонстрирует рисунки.)

Кому понравился мальчик-звезда? Почему?

Кому понравилась нищенка?

Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравится.

(Дети дарят бумажные розовые сердечки героям сказки.)

(Воспитатель молча анализирует ситуацию, смотрит, какие дети какому герою подарили свои сердечки. Затем выставляет две вазочки с конфетами и кусочками хлеба.)

Ребята, а герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Возьмите себе тот гостинец, который сами захотите, но только у того героя, который вам очень нравится. Мальчик-звезда угощает вас конфетами. А у бедной нищенки нет денег, но она хочет угостить вас хлебом.

(Дети самостоятельно берут себе гостинец, воспитатель анализирует обстановку и делает вывод, совпало ли мнение детей, когда они дарили сердечко тому, кто нравится, и когда брали гостинец у того, кто нравится. Ситуация может быть разной. Если все дети сделали свой выбор в первом и втором случае одинаково, то они не покривили душой, но могут и покривить, поэтому и разные варианты последующей беседы.)

1 вариант

Ребята, ведь вы же свои сердечки подарили нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды? Понятно, вы еще дети и очень хочется конфет, трудно не поддаться соблазну. Но все равно надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.

2 вариант

Какие вы, ребята, молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все выбрали хлеб нищенки и поступили честно, не покривили душой, у вас есть сила воли.

(Чтение II отрывка сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда».)

II отрывок

Но после того, как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо, и три года искал по свету свою мать... Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Ребята, а теперь вам нравится мальчик-звезда? (ответы детей) У нас было условие, что гостинец можно брать у того, кто тебе очень нравится. Теперь вы, если хотите, возьмите конфеты у мальчика-звезды.

(Дети угощаются.)

Ребята, вы еще дошкольники и поступать правильно надо еще учиться. Говорить слова легко, а делать дело сложно. Но у вас чуткие, честные, добрые сердца. И старайтесь, чтобы мудрые правила жизни навсегда остались с вами. И тогда вы будете хорошими людьми.

МБДОУ д/с № 48 г. Таганрог.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Дикие и домашние животные».

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о животных, отличать диких животных от домашних; развивать у детей логическое мышление, память, любовь к животным. Обогатить словарный запас детей новыми словами.

Задачи:

1. Образовательная:
— Способствовать закреплению знаний о животных, об их внешнем виде, научиться определять их по признакам;
— Помочь детям усвоить новые слова «Гринпис», «Кинолог», «Дрессировщик», понять смысл.
— Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры.

2. Развивающая:
— Развивать речь детей.
— Обогащать словарный запас.
— Тренировать память, внимание.

3. Воспитательная
— Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
— Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

Оборудование: игрушки, изображающие домашних и диких животных. Песня из мультфильма «Маша и медведь», д/и «Угадай животное»

Предварительная работа:

— Просмотр диафильмов о животных, последующее обсуждение.
— Беседы о животных с использованием иллюстраций,
— Рассматривание альбома «Дикие животные»,
— Загадывание и отгадывание загадок о животных,
— Чтение художественной литературы о животных.
— Раскрашивание изображения животных,

Ход НОД:

Этюд «Улыбка»

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.

Воспитатель: Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.

Воспитатель: — Я смотрю, у вас, замечательное настроение.Ой, посмотрите-ка, что это за коробка? Интересно, что в ней? Посмотрим?

Открывается крышка, а в коробке перемешаны дикие и домашние животные.

Показываются фигурки диких и домашних животных.

Дети: называют животных

Воспитатель: — Дети назовите тех животных, которые вам знакомы.

Дети: Собака, кошка, медведь, заяц, лошадка.

Воспитатель: — Правильно! Скажите, а какие животные вам не знакомы?

Дети: (могут показать или описать).

Воспитатель: — Кто знает, какие отличия у домашних и диких животных?

Дети: домашние – это те животные, которые живут дома.

Воспитатель: — Молодцы. Домашние животные это те, кого приручили люди. А дикие, живут независимо от человека. А кто как вы думаете, лечит животных, заботится о них.

Дети: Ветеринар, те, кто любит животных, лесник.

Воспитатель: — Правильно вы говорите. А еще существует такая организация как Гринпис, профессии: дрессировщик, кинолог.

Может кто-нибудь слышал такие слова и знает, что они обозначают?

Воспитатель: — Гринпис (это слово в переводе на русский означает «зеленый мир») — международная независимая экологическая организация.

Воспитатель: — Дети, а как вы думаете, что обозначают слова дрессировщик, кинолог?

— Кто такой дрессировщик?

Дети: — Он кого-то дрессирует, в цирке, например.

Воспитатель: — Правильно, дрессировщик – это специалист, занимающийся дрессировкой животных для выступления. А кто такой кинолог?

Дети: — кто показывает кино или работает в кино.

Воспитатель: — вы думаете это связано с кино? Нет. Кинолог -специалист по воспитанию и разведению собак.

Хочу предложить вам, будущим дрессировщикам, кинологам и гринписовцам найти животных по их силуэтам и разделить на две группы.

Кто скажет, на какие группы мы разделим?

Воспитатель: — Маша?

Ответ Маши: — на дикие и домашние животные.

А может быть кто-то захочет испытать себя в роли следопыта и найти животное по следам?

Воспитатель обращает внимание детей на силуэтыи следы зверей, которые нарисованы на листиках.

Воспитатель: — Давайте попробуем отгадать. Тех животных, которых отгадали, предлагаю распределить на группы. Догадались какие?

Дети: — дикие и домашние животные.

Воспитатель: — Молодцы. Проверим, как вы справились с заданием?

Предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру: «Зайцы в огороде», дети играют под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Следы невиданных зверей».

Воспитатель: — Ну что, зайчатки, понравилась игра.

Воспитатель: — Ребята, а скажите мне, пожалуйста, чтобы любить животных обязательно быть кинологом или Гринписовцем?

Дети: — Нет, нужно просто любить зверей.

— Правильно, достаточно просто любить их и заботиться.

Воспитатель: — Ребята, а у вас есть домашние животные?

Дети: — Кошка, собака, морская свинка.

Воспитатель: — может быть кто-нибудь из вас хочет рассказать о любимом животном?

Дети рассказывают о своем любимом животном.

Воспитатель: — Ребятки давайте еще раз вспомним, чем домашние животные отличаются от диких?

Дети: — домашние дома живут, о них заботится человек, а дикие сами по себе

Воспитатель:- Молодцы! Все правильно вы говорите!

Воспитатель: — Предлагаю отгадать загадки о животных.

Воспитатель загадывает загадки про животных.

Воспитатель: — Идёт, она идёт, Все бородой трясёт,

Травки очень просит: «Ме, да ме, Дай-те травки мне..» (Коза).

Воспитатель: — Зимой лапу кто сосёт? Очень сильно любит мёд. Может сильно зареветь… Как назвать его? (Медведь).:
— Ночью он уже не спит, От мышей дом сторожит. Молочко из миски пьёт. Это наш домашний (Кот).:
— Кто очень быстро мчится? Пыль за ним всегда клубится, Назовите мне, ребятки. Это борзая (Лошадка), т.д.

Молодцы, вы просто знатоки животного мира. Но, к сожалению, занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие? А мы на этом не заканчиваем, предлагаю вам на дальнейших занятиях изучить жизнь морских животных.

И это еще не все. Быть может кто-то захочет закрепить знания, полученные на сегодняшнем занятии и поиграть в игру «Цирк», ведь в цирке могут работать как дрессировщики, так и кинологи.

Задачи: Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений. Активизировать внимание и зрительную память. Расширять кругозор, формировать положительное отношение к окружающему миру. Учить детей верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Воспитывать доброжелательность, сочувствие, навыки разумного и бережного отношения к природе. Совершенствовать речь детей. Расширять словарный запас.

Материал: на плакате контур дерева, листья зеленого цвета, разноцветные лепестки по количеству детей, блюдца, лоскутки марли, баночки с подкрашенной водой, мяч, плакаты для игры «Что перепутал художник».

Ход занятия — Дети с чего же начинается дружба? Давайте начнем наше занятие с доброй улыбки друг другу. Послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старик сажал яблоки». «Старик сажал яблоки. Ему сказали: «Зачем тебе яблоки? Долго придется ждать с этих яблонь плоды, и ты не сьешь с них яблочки. Старик сказал: «Я не сьем, другие сьедят, мне спасибо скажут».

Как же можно назвать поступок старика? (добрым, сердечным, доброжелательным).- Что доброго вы делали другим людям?- А что чувствовали люди, которым вы делали добро? (радость, умиление, восторг, счастье).- Добро - это такие дела и поступки людей от которых другим людям становится хорошо, радостно, приятно.- А с чем можно его сравнить? (с солнцем, радугой, мамой, яркими красивыми цветами).

Но на нашем дереве одна веточка начала гибнуть, может погибнуть и все дерево. Подумайте как можно помочь дереву? Дети называют, я приклеиваю зеленые листочки (полить, окопать, пожалеть, замазать рану, обрезать больную ветку, погладить, сказать ласковые слова). Наше дерево зазеленело, на нем «выросло» много листочков от добрых пожеланий детей. От заботы и доброты оно стало «счастливым». Вот так и в природе, от доброты: цветы, животные, растения, птицы будут себя хорошо чувствовать и вас радовать своей красотой.

А кто видел, как сажают деревья? С чего начинают? Как ухаживают за молодыми деревцами? Посмотрите сколько разных предметов лежит на столе. Нужно выбрать те, которые используют для посадки деревьев.

А сейчас мы проведем небольшой опыт. Представьте, что вот этот кусочек марли - это корни дерева. Их у дерева много как этих ниточек. Воду я подкрасила, чтобы лучше увидеть как корешки ее будут лучше впитывать. Налейте водички в блюдца и понаблюдайте, что происходит. Все корешки напитались водой. А затем куда вода поступает? (в ствол, ветки, листья). А потом куда? Да испаряется в воздух, собирается в тучи и капли дождя снова попадают к корням. А что же будет, если лето жаркое и дождя долго нет. Дети у нас вокруг детского сада посажено много деревьев, как вы думаете для чего?- они очищают воздух;- дают тень и прохладу;- украшают наши участки.

А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Чудо - остров». Наша группа превращается в озеро. И среди озера один маленький островок. Постарайтесь все встать на этот остров. Молодцы, вы такие дружные и назовем этот остров - островом дружбы.

А сейчас взяли за руки друг друга, встали кругом и поиграем в игру «Хорошо - плохо» (с мячом).- сорвал цветок с клумбы, - толкнул товарища, -полил цветы, -пнул щенка, -защитил слабого, -покормил кошку, -убрал игрушки на свое место, -сломал ветку, -навестил больного друга, -разрушил птичье гнездо, - посадил дерево, -спас птенца.

А сейчас я вам предлагаю помечтать и поиграть в игру «Цветик - семицветик». Возьмите все по волшебному лепестку и загадайте желание о добром поступке, который бы вы хотели сделать в окружающей нас природе. Все подумали. Дружно скажем слова:

» Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся сделав круг

Лишь коснешься ты земли,

Быть по - моему вели!«

Дети рассказывают свои желания. От ваших желаний исходит добро.

А сейчас мы посмотрим какие же вы наблюдательные и поиграем в игру «Что перепутал художник» (на клене - плоды рябины, на рябине - желуди и т.д.) Вот сколько у нас разных деревьев, но плоды и листья у них перепутались. Победит тот, кто больше назовет несоответствий.

И закончим наше занятие речевкой:

» Все мы дружные ребята.

Мы ребята - дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!»

Тема: Что такое время?

Цель: дать представление о времени; познакомить с понятиями «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года».

Ход занятия

Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00 часов утра. Но почему-то он опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино.)

Буратино, ты почему опаздываешь? Надо начинать занятие, а мы тебя ждем.

А что, разве нельзя было прийти позже?

Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети садятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе - расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.

Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит, а в самолете никого нет. «Рано я пришел, - думает командир. - Пойду пока пообедаю». Только он ушел, пришли пассажиры. «Ах, - говорят пассажиры, - командира еще нет. Пойдем пока что-нибудь еще в магазине купим». Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, в салоне опять никого нет. «Раз так, - говорит он, - улечу один. Будут знать, как опаздывать!» И улетел бы, если бы не было часов.

- Отгадайте загадки:

Оно весь век бежит вперед

И никогда не устает. (время)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут).

Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным.

Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее.

А что же такое «время»? Время выражает длительность событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (Воспитатель и дети рассматривают календарь, определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)

- Отгадайте загадку:

Гляжу в окошко -

Ходит черная кошка. (ночь)

Поутру оживает,

К вечеру умирает. (день)

Когда вы приходите в детский сад? (Утром.) А уходите? (Вечером.)

Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)

Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.

Упражнение с картинками «Когда это бывает?» (день - ночь, утро - вечер, утро - день, вечер - ночь)

- Отгадайте еще одну загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний. (дни недели)

Что за птицы пролетают

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (дни недели)

Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связано с порядковыми номерами. Вторник - второй, среда - средний, четверг - четвертый, пятница - пятый. Воскресенье названо в честь Воскресения Христа по православной вере.

Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение П. Башмаковой «Дни недели».

В понедельник я стирала.

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Дети, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у вас любимый день недели? (ответы детей)

Отгадайте следующую загадку:

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. (месяцы)

Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году? (12.) Какие вы знаете месяцы?

Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год. В году различают 4 времени года.

Времена года

Придумала Мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна - зеленеют леса

А Лето пришло - все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля. (А. Кузнецова)

Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после? Есть ли у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?

Ребята, Буратино принес вам замечательную картину, только не понятно, какое время года здесь изображено. (Воспитатель предлагает детям перепутаницу, дети ищут ошибки.)

А теперь давайте разделимся на четыре группки. Каждая группа нарисует свое время года: зиму, весну, осень, лето.

Название: Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе « Мы Новокузнечане»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, краеведение, Подготовительная группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №36»
Месторасположение: г. Новокузнецк Кемеровской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Мы Новокузнечане»

Ц е л ь. Расширять знания детей о полезном ископаемом — угле. Включить детей в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу.

образовательные — систематизировать знания детей об угле: его происхождении, свойствах, значимости для людей; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств;

развивающие — развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память, внимание, воображение; способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;

воспитательные — воспитывать интерес и любовь к родному краю; бережное и ответственное отношение к миру неживой природы

Ход занятия

1. Двигательно-ритмическая часть

  • Приветствие

Доброе утро, -птицы запели,

Добрые люди встали с постели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

  • С хороводом дети выходят в круг
  • Рецитация:
  • В-ль- Ребята, я приглашаю вас на экскурсию по г.Новокузнецку на автобусе. Но прежде чем попасть в автобус для экскурсии, а знаете ли вы что-нибудь про г.Новокузнецк. А что вам поможет?
  • Игра «Придумай слово»- с воображаемым мячом

— Я буду произносить звуки, а вы повторять их тихо и громко. Если я поднимаю руку вверх, звук будет громким, вниз-тихим.

  • Игра «Домашний адрес»

— Тот, кого я задену астрой, возьмет арбуз с пола и положив корзину, назовет любой предмет в этой комнате. Например: беру арбуз, называю«Стол», кладу арбуз в корзину.

Мы собрали все арбузы и назвали много слов. За стол сядет тот, чье имя начинается на звук «С» и т.д. (просить детей выделять первый звук в имени).

  • Игра «Составь картинку»- из частей составить целое (герб Новокузнецка и герб Кемерово)
  • Мы про город говорили,

все названья изучили.

Впереди игра нас ждёт

«Кто картинку соберёт!»

  • Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места в автобусе.
  • За столами.(в автобусе)
  • В-ль- пристегните ремни безопасности и мы с вами поедем.
  • Включить шум дороги.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о самом родном городе для нас, городе в котором мы живем. Как он называется, вы знаете? (Новокузнецк) Послушайте, пожалуйста, стихотворение о нашем городе:

Новокузнецк город наш обновленный.

Он трудяга, шахтер и герой,

Вырос ввысь к небесам устремленный,

Облака задевает собой.

Как кузнец молодецкого роста

У мартенов ты славу ковал.

Знаю, город, что было непросто,

Но в войне победил твой металл.

Если люди живут здесь из кремня,

Цель для внуков ясна и чиста:

Край сибирский, кузнецкие земли,

Новокузнецк, ты Отчизна моя.

Просмотр Презентации «Новокузнецк»

  • Новокузнецк самый крупный город Кемеровской области, население города составляет 550 тыс. жителей, расположен город на левом и правом берегах реки Томь.
  • Ребята, каждого кто въезжает в наш город, встречает гордая надпись: «Вас приветствует дважды орденоносный Новокузнецк». Здесь начинается наш город. У нашего города есть герб. Он, как и многие гербы сделан в форме щита. Состоит из двух частей. Верхняя часть – зеленого цвета, это символ надежды, свободы, радости, это цвет травы. Нижняя часть герба – желтая, этот цвет сравнивают с драгоценным металлом, который говорит о богатстве и верности, о золотом фонде города – его людях тружениках.

В верхней части герба – лошадь «кузнецкой» породы, а в нижней кузница – ведь наш город издавна славился кузнецами.

К основным достопримечательностям можно отнести:

«Краеведческий музей» В нем находятся природные богатства и растительный мир Новокузнецкого края, а так же история нашего города.

«Литературный мемориальный музей имени Ф. М. Достоевского, пройдя по этим залам, вы узнаете очень многое о жизни писателя и очень много всего интересного.

«Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов» возле него вечный огонь. В самом музее находится 2500 экспонатов, среди которых фотографии, подлинные документы и награды…

«драматический театр» цент культурной жизни города.

«Спасо-Преображенский собор» С его сорокаметровой колокольней собор был одним из самых высоких соборов в Сибири.

«Дворец спорта кузнецких металлургов» В стенах которого за 25 лет прошли сотни мероприятий: выставки, концерты, не говоря о уже о тысячах хоккейных матчей.

«Кузнецкая крепость» Музей занимает площадь около 20 га, здесь расположена не только сама крепость, но и множество

«Собор Рождества Христова»

«шахты- Абашевская и Кушеяковская»

  • В-ль – Вот мы и с вами в нашем посёлке Абашево.
  • Давайте с вами отстегнёмся и разомнёмся.

Физминутка.

Уголь в земле глубоко залегает (делают 2-3 приседания)

В шахтах его горняки добывают. (Поднимают руки вперед, разводят их в

стороны).

На смену в забой шахтерам пора.

Уголек поднимать на гора. (Выполняют наклоны вправо, влево).

Шахтеры, шахтеры на смену идут. (Маршируют на месте).

Нелегок, но очень почетен их труд. (Поднимают руки через стороны

  • В-ль- а сейчас садитесь обратно в автобус и вернёмся в свой д.сад в лабораторию.
  • Включить шум дороги.
  • В-ль- вот мы и с вами в нашей лаборатории, в нашей лаборатории сидят ровно и красиво. Отвечают полным ответом.

В-ль- Ребята отгадайте загадку:

«Да и нет не говори, а предмет ты назови:

Это не продукт, а полезное ископаемое

Не мягкий, а твёрдый

Не лёгкий, а тяжёлый

Не белый, а чёрный

Так что это?»… (Уголь)

  • Ребёнок читает стихотворение (Семён)

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять

Надо в шахте побывать.

В-ль — Дети, а что такое уголь? (Это полезное ископаемое)

Уголёк (выбегает из укромного местечка)

— Это точно про меня!

— Здравствуйте, дети, я Уголёк.

— Чтобы было интересно, расскажу я сказку об угле, о его роли в жизни людей.

Уголёк:

Уголь очень важный и нужный людям. Попадёт Уголь в дом. Затопит хозяйка печь. Напечёт блинов, пирогов. Приходите, гости, дорогие. Угощайтесь на здоровье!

Уголёк: А попадёт уголь на большой металлургический завод. Растопит уголь железную руду в сталь. А потом уж делай что хочешь. Хочешь — рельсы для поездов. Хочешь — машины разные. И даже, когда уголь отдаст своё тепло людям — его зола очень ценное удобрение и строительный материал. Из угля получают краски, лаки, делают удобрения. — Вот какой я важный и очень нужный!

В-ль -Спасибо тебе,Уголёк, присаживайся к детям.

  • Так какую же пользу приносит уголь людям? (ответы детей)
  • — А кто помогает углю выйти из шахты? (Шахтёры)
  • — Эта профессия очень важная, трудная и почётная.
  • — Вот так выглядит шахтёр после работы (показ фотографии)
  • Во многих местах в глубине земли находится уголь. Говорит он:

«Я хитёр — не возьмёшь меня, шахтёр!

Ты вверху, я — в глубине.

Как ты спустишься ко мне?»

А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр!

Я тебя добуду:

Шахту строить буду!»

  • В-ль -Какие шахты и разрезы вы знаете? (Кушеяковская, Абашевская, Полосухинская, Есаульская) разрезы «Междуреченский», «Томусинский»

В-ль Правильно, в нашем городе много угольных шахт и разрезов, на которых добывают уголь. Уголь называют «черным золотом». Давай те повторим уголь-это чёрное золото. Профессия- шахтер, очень почетные профессии. Люди вкладывают очень много труда, чтобы добыть «черное золото» — уголь. Родина наша всегда отмечала лучших рабочих этой профессии орденами.

В-ль- Посмотрите, у вас на столах стоят подносы с каменным углём. Возьмите его в руки, рассмотрите его и расскажите о нём; какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый?

  • В-ль : Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет?
  • В-ль : Надо сжать его в руке.
  • Ответы детей
  • В-ль: Давайте проверим, такой ли прочный камень уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет.

(Ударяю по куску каменного угля молотком, он рассыпается на кусочки).

  • В-ль: Каменный уголь твердый, но не настолько прочный, от удара молотком он рассыпается на кусочки.
  • В-ль: Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь?
  • Дети: Он пачкается.
  • В-ль: Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или черным, блестящим или матовым. Рассмотрите уголь, что вы там видите?
  • Дети: (Он бугристый как дерево).
  • В-ль : Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и лежат много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.
  • В-ль : Возьмите уголь и проведите им по бумаге. Что вы увидели? (уголь рисует)
  • В-ль : Правильно, уголь оставляет след на бумаге.
  • В-ль : А сейчас возьмите уголь и опустите свои кусочки угля в воду и посмотрим, что с ним будет.
  • В-ль : Почему уголь утонул? (уголь утонул, потому что он тяжёлый)
  • В-ль : Вытрите руки салфеткой.
  • В-ль : Ребята, сколько всего нового мы сегодня узнали!
  • В-ль : Про что мы говорили на протяжении всей экскурсии и экспериментирования? (про уголь, про наш город Новокузнецк)
  • В-ль: А уголь это что? (уголь — это полезное ископаемое)
  • В-ль: Так какие же свойства имеет полезное ископаемое-уголь? (Ответы детей)
  • В-ль: Уголь добывают шахтёры. Уголь лежит в недрах нашей земли.
  • В-ль: Ребята, может кто-нибудь расскажет о Новокузнецке. Какие достопримечательности есть в нашем городе?
  • В-ль : Новокузнецк – земля особенного рода,

Её не спутать ни с какой другой.