Гигиенические требования к проведению занятий и игр - раздел Медицина, КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА Мебель. Для Дошкольных Учреждений Разработана Ме­Бель (Столы...

В старшей и тем более подготовительной к школе группе, где значительно больше времени выделяется для занятий, желательно иметь вместо обычных шестиместных столов двухместные, с двумя выдвижными ящиками, где хранят пособия для занятий. На обрат­ной стороне сиденья и на наружной стороне подстолья отмечают номер мебели и принадлежность ее к той или иной группе.

Организация занятий. Столы и стулья во время занятий долж­ны быть размещены в групповой комнате так, чтобы воспитатель во время выполнения детьми задания мог свободно подходить к каждому ребенку, а дети имели возможность отодвинуть стул и выйти из-за стола, не мешая друг другу. Естественный свет дол­жен падать с левой стороны. Для лучшего естественного освещения шестиместные столы ставятся в два ряда, двухместные - в три ря­да, узкой частью к окнам. Детей рассаживают так, чтобы они не мешали сидящим сзади. Однако детей с дефектами зрения, несмо­тря на их рост, сажают ближе к источнику света, а детей с пони­женным слухом - ближе к воспитателю. Нельзя сажать детей спи­ной к свету.

Все необходимые пособия (бумага, карандаши, краски и т. д.) должны быть заранее подготовлены и разложены, чтобы детям было удобно работать, не вставая с места и не прося соседей пере­дать ту или иную вещь. Пособия должны быть яркими, каждая деталь, изображенная на них, должна быть видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м. Величина рисунка для показа - не менее 31х21 см. При объяснении содержания занятий воспита­тель выбирает наиболее удобное место, чтобы быть хорошо видным детям.

Рисование и раскрашивание. На занятиях по рисованию необ­ходимо прежде всего научить детей правильно держать карандаш:

без напряжения, на расстоянии 4-5 мм от отточенного конца, под углом в 60° по отношению к бумаге (рис. 34). Отточка.карандаша не должна быть очень длинной, так как дети, не умея регулировать силу нажима, часто ломают грифель, что может вызвать отри­цательные эмоции, снизить интерес к работе. Для детей дошколь­ного возраста"рекомендуются простые карандаши с мягким гра-


фитным стержнем (№ 1) или со стержнем средней жесткости (№ 2). Карандаши с твердым графитным стержнем (№ 3 и 4) не рекомен­дуются, так как при пользовании ими детям приходится делать слишком сильный нажим, что быстро утомляет их руку, а штрихи рисунка выглядят очень бледными. Наиболее удобны карандаши круглой формы, а не шестигранной или восьмигранной. Размерам кисти ребенка лучше всего соответствуют карандаши длиной 17 см и диаметром 8 мм.

Краски готовят к занятию воспитатели, так как для детей раз­ведение красок слишком сложное и трудное занятие. К тому же они не могут сделать это достаточно аккуратно, не запачкав себя и окружающие предметы. Чтобы краска не капала с кисточки, надо разводить ее до консистенции жидкой сметаны. Во время и после занятий дети должны класть грязные кисти не на стол, а на спе­циальные подставки.

Лепка. На занятиях лепкой следует использовать бурую или серую глину - мягкий эластичный материал, который легко под­дается нажиму детской руки. Предварительно очистив, глину ска­тывают в шарики, легко помещающиеся в руке ребенка, и на не­больших фанерных дощечках подают детям. После работы с гли­ной дощечки тщательно промывают и просушивают.

Аппликация. Приступая к занятиям по аппликации воспитате­ли обучают детей держать ножницы, вкладывать пальцы в кольца, сжимать и разжимать рычаги. Ножницы, которыми пользуются дети. должны быть легкими, небольших размеров (по руке ребен­ка), с тупыми концами. Очень важно провести беседу о тяжелых последствиях неосторожного обращения или игры с ножницами.

При работе с клеем надо научить детей аккуратно набирать его на кисть, пользоваться специальными подстилками и тряпочками при приклеивании деталей друг к другу.

Гигиенические требования к игрушкам. Приобретать игрушки следует только в государственных магазинах. Покупать игрушки у частных лиц и артелей нельзя.

Для детей первого года жизни, которые тянут все в рот, реко­мендуются игрушки, изготовленные из пластмассы, целлулоида и резины. Такие игрушки хорошо поддаются очистке и дезинфекции, на них почти не задерживаются микробы. В составных игрушках (пирамидках, наборах колец или шариков) диаметр самого ма­ленького их элемента должен быть не менее 30 мм, чтобы дети не могли засунуть их в нос или уши. В настоящее время игруш­ки делают из полиэтилена, полистирола. Эти материалы были тщательно исследованы гигиенистами и получили положитель­ную оценку.

Бумага и картон-удобный и дешевый материал для изготов­ления игрушек. Несмотря на то что игрушки из этих материалов быстро загрязняются и приходят в негодность, особенно при кол­лективном пользовании, наличие их в детских учреждениях допус-

Рис. 34. Положение пальцев руки при рисовании карандашом и кистью.

кается. Но в случае возникновения в группе инфекционного забо­левания все бумажные игрушки следует сжечь.

Игрушки, сделанные из папье-маше, в детских учреждениях иметь не рекомендуется, так как с них быстро сходит краска и в местах, где она отсутствует, могут надолго задерживаться микро­бы. Матерчатые, ватные и меховые игрушки также нежелатель­ны: они легко загрязняются и могут быть источником инфек­ции; при мытье или дезинфекции они, как правило, приходят в не­годность.

Музыкальные духовые игрушки (трубы, дудки, губные гармош­ки и др.) не рекомендуются, так как могут быть источником рас­пространения инфекционных заболеваний. Игрушки из легко бьющегося материала, например елочные украшения, фарфоровые, фаянсовые и глиняные фигурки, статуэтки, давать детям в руки не следует. Они пригодны лишь для экспонирования.

Оптические игрушки, а именно фильмоскопы, калейдоскопы, волшебные фонари, игрушечные подзорные трубы и др., должны давать четкое, достаточно крупное изображение, чтобы не вызы­вать напряжения зрения. Самопроизвольное изменение фокусного расстояния при пользовании оптическими игрушками должно быть исключено, а электрическое напряжение в электрических игрушках не должно превышать 26 вольт.

Дети очень любят делать игрушки сами. Для этого можно ис­пользовать картон, бумагу,"катушки, лоскутки, баночки и коробоч­ки, принесенные ими из дома. Однако весь принятый от детей ма­териал, так же как и вновь купленные готовые игрушки, следует предварительно обеззаразить (продезинфицировать).

Детский строительный материал, мозаика, набор геометриче­ских фигур и прочие изделия из дерева или толстой фанеры дол-


жны быть посильны для ребенка и по общему весу составных час­тей не превышать 1-2 кг. Все элементы должны быть гладкими, без щелей и острых углов, покрашены устойчивыми масляным!. красками или отполированы.

Для изолятора выделяют отдельно наборы игрушек, легко обез­зараживающихся. Наиболее подходят резиновые, целлулоидные и пластмассовые игрушки.

Все игрушки должны регулярно очищаться от пыли и дезинфп цироваться. Легко моющиеся игрушки, которыми пользуются де1 i грудного возраста, следует в специально выделенном тазу еж^ дневно обрабатывать горячей водой (50°) с мылом и щеткой ил:" протирать 0,5%-ным раствором хлорамина. В группах детей от 2 лет и старше игрушки надо ежедневно протирать влажной тряп­кой, а мягкие, если такие имеются, прочищать щеткой, выбивачь проветривать не реже одного раза в неделю, лучше всего на солн­це. При обеззараживании ультрафиолетовыми лучами (с помощью ламп ПРК-2, ПРК-7) игрушку облучают с каждой стороны в тече­ние 10 минут на расстоянии 40 см от лампы. Одежду кукол (куклы должны быть не матерчатыми, а целлулоидными) следует не реже одного раза в неделю, простирывать и проглаживать горячим утюгом.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

На сайте сайт читайте: "КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Кабанов А. Н. и Чабовская А. П.
К-12 Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. М., «Просвещение», 1969. 288 с илл. Учебник написан по программе

Строение, состав и свойства клеток организма. Еще в
первой половине XIX в. было установлено клеточное строение ор­ганизмов. Основную массу каждой клетки составляет вязкое, по­хожее на слизь полужидкое вещество - цитоплазма. В ней нахо­дится о

Рост и развитие
Закономерности роста и развития. Пропорции тела с воз­растом сильно меняются (рис. 2). У новорожденного высота головы составляет примерно "Л, а у взрослого человека - "/8 длины все

Общий обзор скелета человека
Значение двигательного аппарата. К двигательному ап-парату, или костно-мышечной системе, относятся скелет и скелет­ные мышцы. Скедет.- это твердый остов, от которого, зависи

L->.
Соответственные части находятся и в нижней конечности (но­ге) бедро; две кости голени - большая и малая берцовые; стопа, состоящая из костей предплюсны, плюсны и

Свойства и развитие костной ткани
Хрящевая и костная ткани. В процессе развития позво­ночных животных костный скелет появился не сразу. У предков современных позвоночных скелет был хрящевым. У человеческого зародыш

Развитие скелета человека
Скелет новорожденного. Первые островки, или центры, окостенения появляются уже в начале второго месяца внутриут­робного развития, а к моменту рождения они отсутствуют только в кост

Работа мышц
Принцип рычага. Сокращаясь, мышцы выполняют рабо­ту, либо закрепляя положение костей в суставе и делая движение невозможным, либо, наоборот, изменяя их взаимное положение, т. е. пр

Развитие мышц у ребенка
.J Рост мышц после рождения. Еще в первой половине внутриутробного периода развития мышцы приобретают прису­щую им форму и гтруктур^ В дальнейшем их длина и толщина быст

Развитие основных свойств двигательного аппарата
Координация движений. Поддержание вертикального положения тела требует хорошо согласованной деятельности поч­ти трехсот больших и малых мышц. Каждая мышца должна сокра­щаться со ст

Развитие правильной осанки
Нормальная осанка. Осанка, т. е. привычная поза при сидении,"стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего дет­ства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, кото

Общий обзор строения и функций нервной системы
Центральный и периферический отделы. В нервной сис­теме различают центральный и периферический отделы (цв. табл. V). К центральному отделу относятся спинной мозг,

Проведение возбуждения в нервной системе
Возбуждение как ответ на раздражение. Явления, свя­занные с возбуждением, издавна изучались на изолированном нервно-мышечном препарате лягушки, для получения которого ча­ще всего и

Координация функций организма
Рефлекс как реакция всего организма. Поток импульсов, возникший при раздражении зрительных, болевых или других ре­цепторов, поступает в мозг и становится источником согласованной,

Развитие нервной системы
Период новорожденности. Еще за 3 месяца до нормаль­ного срока рождения нервная система плода в достаточной мере развита, чтобы обеспечить функционирование организма в усло­виях вне

Условные рефлексы и их образование
Павловский метод изучения высшей нервной деятель­ности. Издавна возникло представление о том, что чувства, мысли и желания связаны с существованием непознаваемой дури. Счита­лось,

Торможение условных рефлексов
Ь^ Безусловное торможение. В коре больших полушарий," как и в других отделах мозга, возбуждение какого-нибудь одного участка вызывает отрицательную индукцию, т. е. понижение воз­будимости в

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий
Анализи синтез раздражении. Бесчисленные, непрерыв­но возникающие изменения в окружающей среде и в самом орга­низме, действуя как раздражители на соответствующие рецепторы,. станов

Изучение условных рефлексов у человека
Условнорефлекторный характер высшей нервной деятель­ности человека. Начиная с 1906 г. ученик и последователь И. П. Пав­лова Н. И. Красногорский исследовал у детей пищевые условные

Особенности высшей нервной деятельности детей
Образование первых условныхрефлексов. Высшая нерв­ная деятельность проявляется в образовании условных рефлексов. У недоношенного ребенка можно выработать условные

Развитие речи
Значение речевых компонентов комплексных раздра­жителей. С первых месяцев жизни ребенка окружают люди. Он их видит, слышит человеческую речь, которая очень рано становится условным

Вычленение отдельных признаков раздражителей. При
образовании положительных и отрицательных условных рефлек­сов на несколько сходных комплексных раздражителей проис­ходит процесс вычленения отдельных компонентов или признаков, позволяющих как обоб

Типы высшей нервной деятельности
Классификация типов. Греческий врач Гиппократ, жив­ший в IV в. до нашей эры, писал, что каждого человека на основа­нии особенностей его поведения можно отнести к одному из четы­рех

Сон и его физиологическое значение
р> Сон и бодрствование. Регулярная смена сна и бодр­ствования - необходимое условие нормальной жизнедеятельности человеческого организма. Во время бодрствования повышенная в

Гигиеническая организация сна
Продолжительность сна детей. Дети раннего грудного возраста почти непрерывно спят, просыпаясь только на период кормления. Новорожденный ребенок спит 20-21 час в сутки. В по­следующ

Утомление и борьба с ним
Утомление и усталость. Всякая физическая или умствен­ная работа вызывает целый ряд изменений в состоянии и реак­циях организма. Так, например, снижаются внимание, память, зре­ние и

Режим в дошкольных учреждениях
Основные компоненты режима. Правильный режим - это рациональное и четкое чередование различных видов деятель­ности и отдыха в течение суток, протекание их в определенной, еже­дневн

Детская нервность
Нарушения высшей нервной деятельности. И. П. Павлов в опытах на собаках остановил, что можно вызвать серьезные на­рушения высшей нервной деятельности, если применять чрезмерно силь

Общие закономерности функций анализаторов
, . Анализ раздражении. Деятельность мозга, направлен­ная на организацию и координацию работы всех органов, а также на ориентировку в окружающей среде, требует точного и непре­р

Кожный анализатор
Значение кожного анализатора. Рецепторы, располо­женные в коже, дают возможность осязать, т. е. ощущать воздей­ствие на кожу раздражителей внешней среды. Через рецепторы кожи челов

Внутренние анализаторы
Информация о собственном теле. Во всех органах су­ществуют различные рецепторы, чувствительные к определенным химическим изменениям, к давлению, растяжению, изменению тем­пературы

Обонятельный и вкусовой анализаторы
Значение обонятельного и вкусового анализаторов. Ре­цепторы обонятельного анализатора расположены в верхней части правой и левой половины носовой полости, занимая общую пло­щадь ок

Ц 36. Строение и развитие глаза
Строение глаза. Периферический отдел зрительного анализатора, иными словами, рецепторы, чувствительные к свету, находятся внутри органа зрения, или глаза (цв. табл. XI), кото­рый р

Дальнозоркость и близорукость
v0 Естественная детская дальнозоркость. У новорожденного роговица и хрусталик более выпуклы, а размер их почти такой же, как у взрослых. В естественных условиях, т. е. в растянут

Восприятие света и цвета
Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, прой­дя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой (рис. 51). Здесь находятся рецепторы зри­тел

Пространственное зрение
, ; Бинокулярное зрение/У большинства животных каждый глаз имеет свое отдельное поле зрения. Человек значительную часть полей зрения обоих глаз видит одновременно и правым и ле­вым

Организация занятий, требующих напряжения зрения.
Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо­собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обста­новки, кот

Значение кровеносной системы
Круговое движениекрови. Кровь, заполняющая сер­дечно-сосудистую систему, находится в непрерывном круговом дви­жении-^ цв. табл. XII).. Роль насосу, перекачивающего

А. КРОВЬ 43. Состав крови
^ Плазма крови. "Кровь - непрозрачная, красного цвета жидкость, "в которой находится множество мельчайших кровяных Телец, (цв. табл. Х1У>_Жиг1кяд часть крови называется плазм

Возрастные особенности крови
Образование крови у детей. У новорожденных красный костный мозг заполняет не только промежутки между переклади­нами губчатого вещества костей, но и полости внутри диафизов длинных

Воспаление как общая защитная реакция организма.
Проникновение в кожу или в любой орган тела посторонних ве­ществ, особенно микробов, а также повреждение при ушибе, ожоге или ранении почти всегда вызывают воспалительную реакцию: к

Иммунитет
« Естественный иммунитет. Иммунитетом называют не­восприимчивость организма к инфекции. Восприимчивость к тому или иному заболеванию неодинакова не только у различн

Сердце и его работа
/) в Строение сердца. Сердце расположено в грудной поло­сти почти по средней линии тела, позади грудины и несколько влево от нее. Верхняячасть сердца, от которой отходят

Возрастные особенности строения и работы сердца
Кровообращение плода. У плода, как и у взрослого человека, имеются два круга кровообращения - большой и ма­лый Однако в период внутриутробного развития снабжение орга­низма кислоро

Движение крови по сосудам
Аргерии,капилляры, вены. По своему строению арте­рии, капилтры и вены сильно отличаются друг от друга (рис. 63). Толстая стенка артерий в основном состоит из гладкой мышечной и упр

Регуляция кровообращения
Обеспечение потребности организма в кислороде. В ор­ганизме, в каждом органе тела, имеются запасы питательных ве­ществ, но нет запасов кислорода. Поэтому доставка кислорода, осущес

Тренировка сердца
Запасные силы сердца. Минутный объем крови, выбра­сываемой сердцем в аорту, резко меняется в зависимости от по­требности организма в кислороде. Так, при быстром беге, при тяжелом ф

Строение органов дыхания
Значение дыхания. Дыханием называется обмен газов Mf^.ny " "р^ччямпм и окружающей средой. ^ человека, как и у всех млекопитающих, этот обмен осуществляется специальны

Дыхательные движения
Jl&C^OUJULfLmfi1&<£^ ^ G^^^Q Вдыхательные и выдыхательны? мышцы. Кровь, прите­кающая к легким, богата углекислотой, но бедна кис

Становление легочного дыхания у новорожденного. Уже
к концу 5-го месяца внутриутробного развития становятся замет­ными слабые дыхательные движения грудной клетки-сначала редкие, а позднее более частые - до 30-40 в минуту. Как извест­но, плод окружен

Значение правильного дыхания
Ритм дыхания. У детей дошкольного возраста дыха­ние, как правило, бывает неравномерным. Меняется ритм дыхания, т. е. чередование вдоха и выдоха не остается постоянным: то вдох коро

Воздушный режим дошкольных учреждений
Микроклимат. Строя жилище, человек создает в нем микроклимат, т. е. местный климат, который характеризуется физи­ческими свойствами воздуха (температура, влажность, ионизаци

Поступление пищи в пищеварительный тракт
Значение пищеварения. Пища содержит такие вещест-вя. которые без прргтнярнтргтт.нг^ nggeTTaDuikH ни мшут ииттнтттШутъ из органов пищеварения r кргя^ При переработке происход

Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов
Название зубов Сроки прорезывания зубов молочных постоянньи 6- 8 мес. 7-10 » 14

Переваривание пищи
Павловский метод изучения работы пищеварительных желез. Переваривание заключается в расщеплении сложных частиц белков, жиров и углеводов на такие, которые могли бы, во-первых, прон

Работа органов пищеварения в целом
Согласованность работы. На всем длинном пути пи­щеварительного тракта органы пищеварения работают с удивитель­ной точностью и согласованностью. Достаточно вида, запаха или разговор

Возрастные особенности строения и работы органов пищеварения
Органы пищеварения новорожденного. Органы пище­варения начинают функционировать еще задолго до срока рож-дения. Однако вплоть до конца внутриутробного периода секретор-ная ф

Обмен веществ и энергии в организме
Ассимиляция и диссимиляция. Вещества, поступающие ^_кдетку„ подвергаются сложным нчмрнрнияи превращаясь в ве­щество самой клетки. Это усвоение веществ, уподобление их веще­ствам кл

Энергетическая сторона обмена и нормы питания
Суточная затрата энергии. Затрата энергии человече­ским организмом в сильной степени зависит от условий жизни, ха­рактера и количества выполняемой работы, веса тела, состояния здор

Физиолого-гигиенические основы организации питания
Аппетит. Работа органов пищеварения в значитель­ной мере зависит от желания есть, иными словами от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так на­зываемых пищ

Вскармливание грудных детей
Режим питания в грудном возрасте. Первые месяцы жизни питание ребенка целиком обеспечивается материнским ор­ганизмом. Переход к потреблению обычной пищи происходит постепенно на пр

Организация питания детей от 1 года до 7 лет
Составление меню. К концу 1-го года жизни ребенок привыкает к разнообразной пище и, как правило, может быть пере­веден на общий стол. Первое время дают протертую пищу в виде каш и

Желудочно-кишечные заболевания у детей
Диспепсия. Диспепсия (несварение желудка) проявля­ется у грудных детей в беспокойстве, учащенном стуле, срыгивании или небольшой рвоте. Причиной диспепсии может быть беспорядоч­ное

Гигиена питания
Требования к продуктам питания. Продукты питания, поступающие в детские учреждения, должны быть свежими и доб­рокачественными, без посторонних примесей, не содержать болез­нетворны

Образование мочи
Пути выделения продуктов обмена. Каждая клетка вы­деляет продукты распада, образующиеся в процессе обмена ве­ществ. Они поступают в тканевую жидкость, а оттуда в кровь. Своевременн

Выведение мочи из организма
Мочевыводящиепути. Из почечной лоханки моча по­ступает в мочеточник - полую трубку длиной около 30 см. В стен­ке мочеточника имеются гладкие мышцы. Они перистальтически сокр

Гормональная регуляция функций организма
Значение желез внутренней секреции. Жеде1ами__влу-тренней секррпии нячырятптгп ftprnniii) трп^и^т ткань которых вырабатывает и выделяет в кровь или.пимфл/ биологически атгтгв-ные

Внутренняя секреция растущего организма
Период внутриутробного развития. Вначале внутриут­робное развитие находится под влиянием гормонов материнского организма. Большинство желез внутренней секреции формируется у плода

Мужские и женские половые органы
Строение мужских половых органов. Функция мужских половых, органов-образование и выведение наружу спермато­зоидов. Орган, в котором они образуются, называется семенной же

Строение и функции кожи
Значение кожи. Наружный покров тела, или кожа, защи­щает организм от вредных воздействий окружающей среды, пре­дохраняет от попадания в него жидких или газообразных веществ. В осно

Отдача тепла кожей при разных метеорологических условиях.
При повышении температуры воздуха многочисленные сосуды кожи расширяются, и через них протекает большое количество крови. В результате кожа нагревается и отдача тепла в окружаю­щий воздух происходи

Поражения кожи при различных заболеваниях
Причины поражения кожи ребенка. У детей поражения кожи могут возникать при различных заразных и незаразных забо­леваниях. Чем моложе ребенок, тем легче возникают и тяжелее протекаю

Гигиена кожи и одежды
Уход за кожей. Гигиена кожи имеет большое значение для профилактики не только кожных, но и ряда других, особенно желудочно-кишечных, заболеваний. Для ухода за кожей необходи­мо име

Основы закаливания
Значение закаливания. Закаливанием организма на­зывают повышение его устойчивости по отношению к резким коле­баниям температуры и другим метеорологическим условиям. Закаливание дос

Средства закаливания
Воздух помещений. Воздух - наиболее доступное в те­чение всего года средство закаливания даже тех детей, которым по состоянию здоровья другие виды закаливания могут быть про­тивоп

Острые инфекционные заболевания
Корь. Корь - очень заразное заболевание. Ее возбуди­тель - фильтрующийся вирус, очень летучий и маложизнеспособ­ный вне человеческого организма. Больной корью распространяет его во

Хронические заразные заболевания
Туберкулез. Туберкулез - хроническое инфекционное заболевание, течение и исход которого в большой степени зависит от сопротивляемости организма. Основной источник заражения - больн

Ожоги и обморожение
Термические и химические ожоги. Ожоги могут быть вызваны пламенем, кипятком, паром, кислотами, щелочами, неко­торыми медикаментами (ляпис, иод, нашатырный спирт и др.), электрическ

Укусы и попадание в организм инородных тел
Первая помощьпри укусах. В летнее время, в особен­ности за городом, дети нередко подвергаются укусам комаров. На месте укуса появляется припухлость, покраснение, з


Потеря сознания
Обморок. Потеря сознания, вызванная наступившим ма­локровием мозга, называется обмороком. Причиной обморока могут быть усталость, сильное волнение или нервное потрясение, голод, си

Гигиеническое воспитание детей
Привитие детям гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание детей имеет целью привитие им гигиенических навыков и сообщение элементарных знаний, обосновывающих эти навыки. Одно

Санитарно-просветительная работа с родителями.
Работа с родителями, направленная на повышение гигиенических знаний по уходу и воспитанию детей, должна проводиться в до­школьных учреждениях по специально разработанному плану, в не­обходимых случ

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебник для дошкольных педучилищ. Редактор А. М. Приданцева. Макет и оформление художника В. И. Преобра­женской. Обложка художника Д. К. Иванова. Цвет

Требования к организации физического воспитания дошкольников.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.1.1249-03

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295), постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 года, с 20 июня 2003 года.

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Утверждаю

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации,

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

2.4.1. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ

ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.1.1249-03

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗВОСПИТАНИЯ В ДОУ (ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.13. Требования к организации физического воспитания

2.13.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

2.13.2. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п.

Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 - 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 - 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок (приложения 1, 2, 18).

2.13.3. Физическое воспитание детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики. Врач назначает комплексы строго индивидуально с учетом возраста ребенка, его состояния здоровья, физического и нервно-психического развития.

Врачебные назначения обязательно фиксируют в медицинской карте ребенка.

Занятия с детьми первого года жизни проводят с каждым ребенком индивидуально в групповом помещении ежедневно не ранее чем через 45 минут после еды.

Длительность занятия с каждым ребенком составляет 6 - 10 минут.

Начиная с 9 месяцев, помимо комплексов гимнастики и массажа, с детьми проводят разнообразные подвижные игры в индивидуальном порядке. Допускается объединение детей в небольшие группы (по 2 - 3 ребенка).

Для индивидуальных занятий используют стол высотой - 72 - 75 см, шириной - 80 см, длиной - 90 - 100 см, покрытый тонким слоем ваты, обшитой клеенкой; стол сверху накрывается пеленкой, которая меняется после каждого ребенка.

При необходимости стол может быть заменен деревянным или фанерным щитом, помещенным поперек детской кроватки на поднятых закрепленных боковых стенках.

2.13.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2 - 3 раза в неделю. Занятия с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни - в групповом помещении или в физкультурном зале.

Таблица 2.13.1

Наполняемость групп на занятиях физкультурой и их длительность в зависимости от возраста детей

2.13.5. Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3 раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и составляет:

В младшей группе - 15 мин.,

В средней группе - 20 мин.,

В старшей группе - 25 мин.,

В подготовительной группе - 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5 - 7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Его проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Занятия на открытом воздухе организуют с учетом местных климатических особенностей. В средней полосе занятия проводят при температуре воздухе до -15 °С в безветренную погоду.

В дождливые, ветреные и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.

В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях максимальное число занятий физкультурой проводят на открытом воздухе.

2.13.6. Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.

Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе - не менее 80%.

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3 - 4 лет составляет - 130 - 140 уд./мин., на воздухе - 140 - 160 уд./мин.; у детей 5 - 7 лет - в зале 140 - 150 уд./мин.; на воздухе - 150 - 160 уд./мин.

2.13.7. Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни.

Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит воспитатель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь - октябрь) и в конце его (апрель - май) и контролирует методист (старший воспитатель) ДОУ. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в "Медицинскую карту".

Разрешение на проведение тестирования физической подготовленности детей дает медперсонал ДОУ.

2.13.8. Закаливание детей включает систему мероприятий:

Элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

Специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

2.13.9. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОУ, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

2.13.10. Для проведения закаливающих мероприятий в каждой групповой ячейке необходимо иметь в наличии:

Маркированные легкие полиэтиленовые баки (2 шт.);

Ковш на 0,5 л воды для контрастных обливаний;

Кувшины или лейки на 2 - 2,5 л воды для общих обливаний;

Таз полиэтиленовый, глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);

Индивидуальные маркированные полотенца;

Деревянные мостики;

Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания (после каждого обтирания рукавички кипятят, высушивают и хранят в закрытой таре);

Простыни, покрывала - для массажных ковриков.

2.13.11. Для организации плавания детей в бассейне необходимо предусмотреть рациональный набор оборудования и инвентаря (приложение 20).

2.13.12. В холодный период года занятия в бассейне предпочтительно проводить после прогулки. При проведении занятий в бассейне перед прогулкой для предупреждения переохлаждения детей необходимо предусмотреть промежуток времени между ними не менее 50 минут.

Температура воды в бассейне - +30 град. +/- 1 °С, температура воздуха в зале с ванной - +29 град. +/- 1 °С, в раздевалке с душевой +25 - +26 °С.

Перед началом и после занятий в бассейне организуют мытье детей под душем.

Для профилактики переохлаждения детей занятия в бассейне не следует заканчивать холодовой нагрузкой (холодный душ, проплывание под холодной струей, топтание в ванночке с холодной водой).

2.13.13. Продолжительность занятия в бассейне в зависимости от возраста детей составляет:

В младшей группе - 15 - 20 мин.,

В средней " - 20 - 25 мин.,

В старшей " - 25 - 30 мин.,

В подготовительной - 25 - 30 мин.

2.13.14. При использовании сауны с целью закаливания и оздоровления детей необходимо соблюдать следующие требования:

Площадь термокамеры должна быть не менее 9,0 м 2 ;

В термокамере следует поддерживать температуру воздуха в пределах 60 - 70 °С, при относительной влажности - 15 - 20%;

Во время проведения процедур необходимо избегать прямого воздействия теплового потока от калорифера на детей;

Калориферы устанавливают в специальном углублении и обязательно используют деревянные загородки для частичного ограждения теплового потока;

При размещении термокамеры в помещении бассейна необходимо предусмотреть тамбур площадью не менее 6 м 2 , чтобы исключить влияние влажного режима бассейна на температурно-влажностный режим термокамеры;

Продолжительность первого посещения ребенком сауны не должна превышать более 3 мин.;

После пребывания в сауне ребенку следует обеспечить отдых в специальной комнате и питье (чай, соки, минеральная вода).

Присутствие медицинского персонала при проведении занятий в бассейне и при приеме детьми процедур в сауне обязательно.

2.13.15. Дети могут посещать бассейн и сауну только при наличии разрешения врача-педиатра.

2.13.16. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ - 35 - 40%.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

2.13.17. Вся работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей и осуществляется воспитателем по физкультуре и воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников, методиста (старшего воспитателя) и заведующей ДОУ.

2.13.18. Медицинский и педагогический контроль за организацией физического воспитания дошкольников включает:

Динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью, функциональными возможностями детского организма;

Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения различных форм занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка, контроль за осуществлением системы закаливания;

Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, одежды и обуви детей;

Гигиеническое обучение и воспитание по вопросам физического воспитания дошкольников, формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой;

Профилактику травматизма.

Открытые просмотры занятий играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом. Они позволяют педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Результативность этой формы работы во многом зависит от ее правильной предварительной подготовки.

Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста - одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особенности их подготовки и проведения. При этом следует учитывать, что открытое занятие в отличие от обычного - это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. На открытом занятии педагог демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения.

Цели открытых просмотров разнообразны. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений - это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи - использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром - показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование).

Требования к подготовке и проведению открытого занятия

К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающими высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или методикам его изучения. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. Однако в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них даже традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

Являясь формой организации воспитательно-образовательного процесса, открытое занятие должно содержать новую, особую структуру. Оно может отражать решение методической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе. Данные занятия должны показывать (доказывать) преимущества, высокую эффективность инновации или традиции в организации деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, мультимедиа, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т. д.

Проводятся открытые занятия без «репетиции» в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. Накануне рекомендуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посторонние люди.

Занятие проходит в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, не следует также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.

Виды мотивации при подготовке открытого занятия:
— социальная — создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;
— содержательная — формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми, создание проблемной ситуации;
— прагматическая — усиление внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
Строится открытое занятие с учетом дидактических целей: обучающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно-мотивационной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятельность.

В ходе открытого занятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приемы:
— четкая организация, планирование всех частей занятия;
— интригующее начало;
— учет индивидуальных особенностей детей;
— дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе;
— мотивы побуждения к деятельности.

Присутствие посторонних людей в помещении не должно отвлекать детей, создавать дискомфорт. Для посетителей обязательно готовятся рабочие места, которые располагаются за спинами дошкольников, чтобы гости их не отвлекали. Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число приглашенных должно быть ограниченным. Наблюдения показывают, что посещение таких мероприятий хотя бы одним посторонним человеком создает неудобства и для педагога, и для детей, в связи, с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.

Открытое занятие не должно противоречить программам, по которым работают педагог и ДОУ в целом. Нельзя непомерно расширять содержание информационно-учебного материала.
Перед проведением открытого занятия педагог предварительно знакомит коллег с его характеристикой, составленной по определенному плану.

Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы ДОУ, то сначала слово предоставляется педагогу - автору занятия. Он напоминает методическую цель занятия, дает краткое описание работы по ее достижению. В отличие от анализа занятий, посещаемых с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование гостей занятия, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т. п. Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете.

При подготовке к открытому занятию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. В качестве примера представлен такой прогноз для открытого занятия по развитию речи.

Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в т. ч. открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях ДОУ, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.

С целью сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих дошкольные группы, огромное значение имеет правильная организация образовательной деятельности.

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часов в неделю (игровая, музыкальная, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности должна быть не более 10 минут.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 минут, в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часов соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должна занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Непосредственно образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать ее с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

В разновозрастных группах продолжительность непосредственно образовательной деятельности следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. С целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности непосредственно образовательной деятельности ее следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

Домашние задания воспитанникам дошкольных образовательных организаций не задают.

> Гигиенические требования к организации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

При организации учебной деятельности ребенка необходимо строго соблюдать гигиенические требования. Любая деятельность сопровождается формированием рабочей доминанты, которая обеспечивает наилучшие условия для функционирования всех органов и систем и повышает производительность работы. На ее фоне возникает явление врабатываемости, далее оптимальной работоспособности, которая держится на определенном уровне, а затем уровень работоспособности постепенно снижается, так как начинаются процессы утомления. Организуя деятельность ребенка, надо учитывать возраст и состояние здоровья, индивидуальные особенности, жизненный опыт, Дети первого-второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка этого возраста: вялость, сонливости или перевозбуждение - игры-занятия следует прекратить.

С детьми от полутора до 3 лет рекомендуется проводить 10 занятий в неделю, по два занятия в день (утром), продолжительностью 8 - 10 мин., с детьми 4-х лет - 11 занятий по 15 мин., 5 лет - 12 занятий по 20 мин., 6 лет - 15 занятий по 25 мин., в подготовительной группе - 17 занятий по 30 мин. У детей старше 5 лет допускается проведение одного занятия после дневного сна, но не более 3 раз в неделю. Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин.

Увеличение умственной и физической нагрузки детей - негативная неправомерная практика, вызывающая у детей переутомление, невротизацию, негативно отражающаяся на состоянии их здоровья. В середине занятий следует проводить физкультминутку.

Проводить занятия, носящие статический характер, рекомендуется в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда). Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превышать двух. Продолжительность этих занятий не должна превышать 20-25 мин, участие ребенка более чем в двух дополнительных занятиях нецелесообразно.

При организации режима пребывания детей в ДОУ в течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей, не допускать напряженности, «поторапливания» детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий.

В течение дня обеспечивать баланс разных видов активности детей - умственной, физической, а также разных видов детской деятельности, среди которых преобладающей выступает игра. При этом среди общего времени занятий следует отводить 50% занятиям, требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% должны составлять занятия эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла. Занятия по наиболее трудным предметам, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения (математика, развитие речи, иностранный язык и пр.), целесообразно проводить только в первой половине дня, для профилактики утомления детей указанные занятия необходимо сочетать с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.

При составлении расписания занятий рекомендуется планировать равномерное распределение учебной нагрузки в течение дня, недели, года. В начале и в конце учебной недели предпочтение отдается более легким по содержанию и сложности программного материала занятиям.

Домашние задания для воспитанников ДОУ не предусмотрены.

В начале года в подготовительной группе определяю готовность детей к обучению в школе.

На самочувствии детей сказываются условия, в которых они занимаются. Недостаточное освещение, духота, неправильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, анемию. Дети дошкольного возраста значительно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном помещении, т.к. из-за усиленного роста и развития организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых.