Лариса Малышева
Подборка дидактических игр и упражнений на тему «Осень», для детей старшего дошкольного возраста

Работая в ДОУ воспитателем по развитию речи, в мои обязанности входит кроме проведения занятий организация индивидуальной и предварительной работы. Вашему вниманию хочу предложить дидактические игры, упражения направленные на развитие связной речи, формирование лексико-грамматического строя речи и навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста на тему "Осень".

«Приметы осени»

Цель: уточнить представления детей об осенних приметах, активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, осенний лес, подснежники в лесу). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления, называет их.

Рассматривание иллюстраций на тему «Осень»

Цель: Продолжать расширять представления детей об осени, ее признаках и явлениях, продолжать учить детей отвечать на вопросы вос-ля используя распространенные предложения.

Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»

Цель: Помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворении, обогащать речь детей образными выражениями.

Беседа по прочитанному произведению И. Соколова – Микитова «Листопадничек»

Цель: Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя грамматически правильно построенные предложения.

Дид. игра «Один – много»

Цель: Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.

Ход: солнечный день - солнечные дни; красивое дерево-, хмурая туча-, серое облако-, холодный дождь-, сильный ветер-, птичья стая-, глубокая лужа-, резиновый сапог-…и т. д.

Дид. игра «Шкатулка с осенними сказками»

Цель: Продолжать учить детей пользоваться предметами заместителями, как образами при составлении сказок.

Материал: шкатулка, 6-8 кружков разного цвета.

Ход: Игрок достает кружок из шкатулки, придумывает кто это или что это в сказке. После того, как игрок скажет 3-4 предложения, начинает второй игрок (продолжает сказку). Когда сказка рассказана кружки собираются в шкатулку.

Дид. игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением.

Ход:большой - маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.

Дид. упр. «Подбери действие»

Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

Ход: Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет, моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)

Знакомство с поговорками

Цель: Продолжать учить детей понимать образное значение пословиц и поговорок.

"От осени к лету поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. В октябре ни на колесах, ни на полозьях. В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина. Осень – запасиха, зима – прибериха. Холоден сентябрь, да сыт

Дид. игра «Чьи листья»

Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках. (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба,клен и тд.)

Подвижная игра «Осень в гости к нам пришла и с собою принесла» для детей 5-7 лет.

Автор: Зиновьева Жанна Владимировна, педагог -психолог
Место работы: МБ ДОУ №1 п.Шушенское, Красноярский край

Предназначение : игры могут быть включены в НОД, праздники, развлечения, досуг.

Цель: развивать внимание, память, учить ориентированию в пространстве, учить применять новые знания на практике, развивать творческие способности, способствовать воспитанию умения играть вместе.

Количество игроков не ограничено. Игру можно проводить как в помещении, так и на игровой площадке на участке. Перед игрой детям объяснить правила игры. Дети свободно двигаются по пространству (группе, участку) и слушают команды. По команде выполняют движения. Перед игрой педагог демонстрирует движения на каждую команду. Можно отрабатывать две команды в начале игры и постепенно вводить другие команды, усложняя игру.

Команды:
«Листочки» - присесть на корточки, имитировать падение листьев руками и опустить ладошки на пол (землю).
«Ветер» - не быстро бегают по комнате или участку в свободном направлении.
«Деревья» - стоя прямо, вытянуть руки вверх, наклоны влево и вправо
«Солнышко» - стоя прямо руки и ноги на ширине плеч (изобразить лучики солнца), как вариант могут быть прыжки с движениями рук и ног.
«Грибок» - дети присаживаются на корточки и делают руками «шляпку гриба» над головой.
«Дождик» - имитация капель дождя пальцем по ладошке (если игра в помещении), педагог изображает «зонтик», все бегут к педагогу и обнимаются (если игра на площадке).

Подвижная игра «Огород» для детей 4-7 лет.

Цель: закреплять и обобщать знания детей об овощах, учить отгадывать загадки по описанию предмета, развивать коммуникативные качества, творческие способности, способствовать воспитанию умения играть вместе.

Количество игроков не ограничено. Игру можно проводить как в помещении, так и на игровой площадке на участке. Все играющие становятся в круг и берутся за руки, двигаясь в одну сторону, произносят слова:
Вот и осень наступила, ты смотри, да не зевай.
Не зевай, да убирай в огороде урожай.
Много овощей на грядке, назовем их по порядку.

После этих слов игроки останавливаются, и педагог спрашивает одного из детей «Что растет у нас на грядке»? Ребенок называет овощ. Вот какой ……..(название овоща) у нас вырос (показывают форму овоща или размер руками). Игра продолжается.

Вариант 2: Можно использовать загадки про овощи. После того как все остановились педагог загадывает загадку про овощ - дети отгадывают.
Игра продолжается пока каждый участник не назовет овощ.

Внесите разнообразие в Ваши осенние утренники, развлечения, досуги и прочие мероприятия с детьми. Используйте при подготовке к ним интересный опыт педагогов, изложенный в полезных публикациях этого раздела. Из них можно почерпнуть великое множество идей и готовых решений по организации спортивных и интеллектуальных состязаний на осеннюю тему, развивающих игр и забав-приключений для дошкольников. Некоторые педагоги пошли по пути проведения викторин об осени, созданных в формате популярных телешоу «Что? Где? Когда?», «КВН» и других. И этот расчёт вполне оправдал себя, как оправдывал и ранее.

Полистайте эти страницы, выберите то, что Вам более по вкусу! Обратите также внимание на полезные советы, как изготовить дидактические материалы и наглядные пособия об осени своими руками.

Всё для успешной организации осенних игр и весёлых затей.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 158 .
Все разделы | Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу Вам показать лэпбук, который я сделала, я вообще давно уже хотела сделать лэпбук по временам года, так вот я уже сделала два лэпбука про осень и зиму . Здесь я бы хотела показать Вам лэпбук "Золотая осень ". Цель. Закреплять и обогащать...

Лепбук помогает закрепить знания об осени в ходе совместной работы воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности ребят. Благодаря лепбуку можно решать задачи познавательно-речевого развития : -активизировать словарь детей, -упражнять в составлении небольших рассказов по...

Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему - Лэпбук по развитию речи. Лексический цикл «Золотая волшебница Осень»

Публикация «Лэпбук по развитию речи. Лексический цикл «Золотая волшебница...» Цель:Закреплять представления дошкольников об осеннем времени года. Задачи: - закрепить и систематизировать изученный материал; - разучивать стихи, пословицы, поговорки, приметы об осени,осенних месяцах; -развивать воздушную струю, мелкую моторику пальцев рук; - закрепить...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Предлагаю вашему вниманию мою интерактивную папку – лэпбук «Осень». Старалась собрать как можно больше информации, необходимой для изучения, систематизации и закрепления материала по данной теме. Лэпбук также является прекрасной возможностью для самостоятельной деятельности...

Начала использовать в своей работе новое,интересное методическое пособие - лэпбук. Помогут закрепить и систематизировать изученный материал. Лэпбук это интегрированная папка для детей на заданную тему.В пособие вошло:1 Составь рассказ по картинке.2.Дидактическая игра "Признаки...

Календарь природы "Золотая осень" для младшей группы Важнейшим средством экологического воспитания является систематическое наблюдение за природой, в дальнейшем попытаемся представить это в практической работе с календарем природы. Чем раньше начинается работа по экологическому...

Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему - Квест-игра «Праздник Осени-День рождения Бабы-Яги»

Осенний праздник Квест – игра "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БАБЫ ЯГИ" для детей старшей, подготовительной группы Автор: Рочева Галина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ «Детский сад п.Каратайка» Цель: Создание условий для удовлетворения естественной потребности детей в движении; пропаганда здорового...



лэпбук «осень» Недавно узнала, что такое лэпбук, и захотела сделать свой лэпбук, тем более, что в нашем дошкольном учреждении ничего подобного не делали. Так как я логопед, то и лэпбук сделала с целью привлечения родителей к развитию речи детей по определённой лексической теме....