Дошкольный возраст - самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности. Особое значение в развитии дошкольника отводится речи, так как именно речь и тесно связанное с нею мышление дают большие возможности для познания окружающего мира. Это, в свою очередь, положительно влияет на своевременное развитие других психических процессов. Родителям нужно понимать, что ребенок, безусловно, овладеет речью, но насколько быстро и хорошо - будет зависеть от окружающих людей. Поэтому просто необходимо, чтобы с раннего возраста близкие люди активно развивали и обогащали речь малыша. Среди других самым действенным средством в этом деле являются дидактические (развивающие) игры для развития речи.

Что такое игры на развитие речи дошкольников?

Чтобы правильно организовать игры по развитию речи в домашних условиях, родителям желательно познакомиться с особенностями дидактических игр и их отличием от других видов. Одновременно понять, по каким направлениям идет развитие речи у дошкольников.

Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно ставится обучающая задача, которая решается при помощи определенных правил и действий. Например, в популярной игре «Предметное лото» задачей будет - закрепление знаний детей о предметах окружающего мира и их свойствами. В дидактических играх основными направлениями на развитие речи будут:

  1. Обогащение словаря
  2. Формирование грамматической культуры
  3. Формирование звуковой культуры
  4. Оформление связной речи

Дидактические игры на обогащение словаря

Важно: обогащение словарного запаса детей - главное, над чем должны поработать родители. Нужно помнить, что взрослые являются примером для детей, и в тех семьях, где разговаривают богатым литературным языком, у ребенка будет правильная, хорошо развитая речь. Не надо ждать какого-то определенного возраста, уже младенцу близкие могут рассказывать о предметах окружающего мира. Так накапливается пассивный словарь ребенка, который затем перейдет в активный.

В накопление пассивного словаря дошколенка должны войти слова, обозначающие объекты окружающего мира, их свойства, назначение, взаимосвязь. Кроме того, необходимо всеми средствами активизировать словарь, чтобы ребенок мог пользоваться большим количеством слов в разговорной речи. С этой целью для домашнего обучения подойдут развивающие игры на расширение количественного запаса, закрепление лексического значения слова.

«Мешочек слов»

Популярная игра по типу «чудесного мешочка» хорошо помогает накапливать словарный запас дошколят и учить их сопоставлять слово и предмет. Можно проводить с детьми всех возрастов, отличием в каждой возрастной группе будет усложнение словесного ряда. Младшие дети закрепляют названия предметов, старшие - больше внимания уделяют свойствам и назначению предметов, их взаимосвязи. Ведущий готовит красивый мешочек, куда складываются мелкие игрушки, знакомые детям. Ребёнок должен нащупать в мешочке предмет и назвать его, например, мячик, ложечка, веревочка, кубик. Затем предмет вытаскивается из мешочка и проверяется, правильно ли ребенок назвал.

В старшем возрасте правила усложняются: нужно нащупать и достать предмет по описанию. Например, ведущий дает задание: «Найди круглое, гладкое, похожее на баранку, можно надеть на пальчик (колечко)» или «Мягкий, пушистый комочек очень любит молочко (игрушечный котенок)», или «Длинная, тяжелая, металлическая (ложка)». Достав предмет, ребенок должен дополнить остальные свойства (цвет, форму, назначение). Если игра идет в подгруппе детей, выигрывает тот, кто правильно нашел и назвал все предметы.

«Это место называется...?»

Развивающая игра, которая учит ребенка понимать лексическое значение слова. Полезна тем, что можно играть в любой обстановке: во время прогулки, на даче, дома. Взрослый называет распространенное понятие, а ребенок дает ему название. Например, место, где учатся дети (школа); где малыши делают куличики (песочница); где выдаются книги для чтения (библиотека), куда приходят смотреть фильмы (кинотеатр). Обязательно поощрить ребенка, который понял и назвал все слова. Для малышей игра будет пока трудна, поэтому начинать можно со средних дошколят четырех или пяти лет.

«Как правильно?»

Шутливая игра, аналогична предыдущей по поставленной задаче: нужно выбрать правильное толкование слова, например, ложка - предмет для копки земли? для рисования? для еды? Стул - предмет для сна? для езды по дороге? для сидения? Лейка - предмет для питья? для полива цветов? для хранения пуговиц? Такие смешные понятия и позабавят ребенка, и помогут правильно понять лексическое понятие.

«Догадайся, что это?»

Задача игры - правильно узнать предмет по его частям. Например, ведущий говорит:«Кабина, винт, мотор, крылья, шасси (самолет); кузов, двигатель, колеса, руль, фары (автомобиль); стены, крыша, окна, фундамент, труба, дверь (дом); тротуары, проезжая часть, пешеходы, машины (дорога)». В игре для малышей можно использовать картинки для опоры на наглядный материал. Старшие ребятишки работают на слуховое восприятие.

«Что забыл художник?»

Игра помогает закрепить название частей предметов, активизировать словарь детей. Взрослый готовит картинки с изображением предметов, у которых не хватает каких-либо частей: у дома - окна, у кресла ножки, у чайника - крышечки, у сумки - ручки. Ребенок должен правильно назвать отсутствующую деталь и дорисовать ее. Для старших ребятишек можно постепенно усложнять сюжет картинок и увеличивать количество недостающих деталей, например, чайная посуда на столе.

«Предметное лото (домашние и дикие животные, посуда, растительный мир, транспорт, мебель, одежда и другие темы)»

Всевозможные задания по типу лото дают прекрасный материал для обогащения словаря и знакомства с новыми словами. Правила просты: детям раздаются большие карточки, ведущий берет поочередно маленькие карточки и называет их. Дети стараются найти у себя соответствующий предмет на своей карточке и закрыть его. Побеждает тот, у кого быстрее соберутся большие карты. Как усложненный вариант на развитие слухового восприятия, ведущий не показывает маленькие картинки, а называет их.

Подобным образом проходят развивающие игры:

  • «Кто как кричит: собака лает, кошка мяукает, петух кукарекает, корова мычит»,
  • «У кого какой домик: у медведя - берлога, у мышки - норка, у птицы - гнездо?»,
  • «Чей детеныш: у коровы - теленок, у овцы - ягненок, у козы - козленок, у собаки - щенок, у птицы - птенец».

Они дают возможность закрепить в речи детей названия животных, их детенышей, повадки, среду обитания. Правила аналогичны предыдущим играм: найти соответствующую картинку среди других. Поддерживать интерес к довольно монотонным действиям можно загадками. Например, " отгадай, чтобы найти правильную картинку":

Вчера целый день я готовил берлогу,
Листочков и мха нагребал понемногу.
Работал я долго, свалился без сил,
А вечером кучу травы наносил (медведь).

Пробежала кочка
Около пенёчка.
А у кочки черный нос
И в колючках спинка.
На колючках листьев воз
С дуба и осинки (ёж).

Как в лесу осеннем тихо!
Попастись идет лосиха.
А за нею меж сосенок
Скачет маленький... (лосенок).

Под кустами на опушке
Вижу серенькие ушки.
Из травы они торчат,
Ушки маленьких... (зайчат).

Вот сидит комочек пуха.
Носик, черненькое ухо.
А отпустишь на лужайку —
Стрекача задаст, как зайка
(крольчонок).

Пятачок и хвост крючком.
Ты, конечно, с ним знаком.
Он - большой свиньи ребенок,
А зовется - ... (поросенок).

Игры на формирование культуры речи детей дошкольного возраста

Важно: родители должны знать, что формирование грамматической культуры речи необходимо для овладения правильным построением предложений, трудными грамматическими формами, понимания литературной речи. Все эти навыки имеют огромное значение при дальнейшем обучении в школе, так как грамматика делает речь понятной и красивой.

Часто у маленьких детей наблюдаются серьезные ошибки в речи. Например, они могут неправильно произносить окончания существительных (много девочков, куклов, медведёв), изменять род существительных (платья красивая, дай мороженую, большая окно), неправильно произносить несклоняемые существительные (на пианине, у пальта), глаголы (искай вместо ищи, ехай вместо езжай, скакай вместо скачи), причастия (сломатая игрушка, сошитая платья). Все подобные речевые ошибки, на которые родители могут не реагировать или умиляться детским искажениям, приводят к их прочному закреплению в речи, и в дальнейшем приходится обращаться к логопедам для их исправления. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо обращать внимание на формирование правильной культуры речи. Период словотворчества, который так умиляет взрослых, продолжается от 2 до 5, а дальше уже идет работа над ошибками. Поэтому лучше сразу обучать свое дитя, правильно организуя детские игры.

«Кто в домике живет?»

Игра отлично направляет детей на овладение такой грамматической категорией, как род существительных. Решить такую сложную задачу можно с пользой для ребятишек, если проявить фантазию. Например, взрослый вырезает домики с окошками, можно из плотной бумаги, подбирает картинки, например, окно, яблоко, цветок, петух, машина, конфета, пирожки, книжки. Хорошо, если ребенок примет активное участие в подготовке атрибутов для игры. Это поднимет интерес к заданию: «В четырех домиках живут разные картинки, у каждой есть свой домик, подписанный словами «он», «она», «оно», «они». Нужно правильно расселить все предметы». Проверять правильность выбора можно словами - помощниками: он - мой; она - моя; оно - мое; они - мои. Задания предназначены для развития речи дошкольников старшего возраста.

«Сочиняем стихи»

Такие речевые игры предназначены для детей с 4 - 5 лет, так как они требуют наличия определенного опыта. Задания учат ребятишек правильно использовать падежи имен существительных. В данной игре отрабатывается умение произносить слова множественного числа родительного падежа, так как именно в этой форме дошколята делают больше всего речевых ошибок: без ботинков (ботинок), для ребятов (ребят), из конфетков (конфеток). Чтобы не превращать игру в скучное занятие и поддерживать игровой интерес, можно использовать шуточные стихи известных авторов С. Маршака, К. Чуковского или самим сочинить подобные четверостишия, например:



Из улиток , ракушек
И зелёных лягушек .

После прочтения четверостишия спросить у ребенка, почему Маршак думает, что мальчики сделаны из улиток, ракушек и лягушек? Правда ли то, что говорит автор? Если это шутка, то еще из чего могут быть сделаны мальчишки? Предложить ребенку пофантазировать на эту тему, подобрав слова в рифму. Взрослый начинает, а ребенок продолжает:

Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из машинок и мячей ,
И ужей , и голубей .
Шоколадок и лягушек ,
И любимых игрушек .
Вот из этого сделаны мальчики!

«Корзинка слов»

Для работы со словом, обогащения словаря детей старшим дошколятам можно предложить игру на преобразование слова в уменьшительную форму с суффиксами - ик и - ок . В эту игру интересно играть в группе ребятишек, например, на дне рождения, когда собирается несколько разновозрастных детей, или на семейном досуге. Игроки садятся в круг, считалкой выбирается ведущий, который берет в руки корзинку. Все участники говорят: «У тебя кузовок , бросай в него всё на ок ». Ребенок отвечает: «Положу я в кузовок сахарок , колобок , катерок , сапожок , пирожок ». Если игрок ошибается, отдает фант (какой-либо мелкий предмет). Когда корзинка пройдет всех участников, можно выкупать фанты, выполняя какое-либо задание: спеть песенку, загадать загадку, станцевать, придумать рифму к какому-либо слову, например, «дам тебе много конфет, а мне отдай велосипед». Продолжить игру можно, поменяв корзинку на красивый пакет. В этом случае игроки говорят: «В руках у тебя пакетик , бросай в него всё на ик ». Игрок произносит: «Положу я в пакетик билетик , велосипедик , приветик , браслетик , омлетик , букетик , пистолетик ». Чтобы у ребят не потерялся интерес к игре, взрослому надо заранее сделать заготовки: набор слов или картинок для помощи детям.

Игры на формирование звуковой культуры

В детском саду в рамках подготовки к школе много внимания уделяется совершенствованию у дошколят звукопроизношения в соответствии с нормами родного языка, что подразумевает умение воспринимать и воспроизводить все звуки, работать со словом, управлять громкостью и скоростью речи, использовать интонацию для выразительности, логическое ударение. Все эти умения дают возможность успешно обучаться в школе чтению, письму, грамотно выполнять диктанты, творческие работы. Какие дидактические игры на развитие речи у дошкольников можно предложить для домашнего использования?

«Словесная цепочка»

Игра развивает слуховое восприятие, умение манипулировать со словом. Правила аналогичны всем известной игре в «города». Участники стоят кругом, ведущий начинает игру с какого-либо слова, бросая мяч игроку. Тот придумывает слово, начинающееся с последнего звука предыдущего, например, дом - м ыш ь - ш уба - а рбуз - з олото и т. д. Главное, игроки должны четко произносить слово и выделять последний звук.

«Доскажи словечко»

Цель игры аналогична предыдущей: развитие слухового восприятия. Взрослый бросает мяч ребенку с каким-либо слогом, а тот должен продолжить слово и вернуть мяч. Например, ле - ле то, зи - зи ма, не - не бо, мед - мед ведь. Слова подбираются из двух слогов, обязательно приветствуется стремление ребенка найти несколько вариантов, например, ле - лето, лень, лепет, лепить.

«Заселяем домики»

Игра учит дошколят выделять слоги, помогает правильному звукопроизношению. Лучше играть индивидуально с ребенком, чтобы получить хороший результат. Для поддержания интереса даже у маленьких ребятишек взрослый может использовать игровой момент: в гости пришли разные слова - картинки и хотят поселиться в домиках (нарисованных или построенных из кубиков). В домике с одним окошком будут жить слова с одним слогом, с двумя окошками - двухсложные слова. Например, ребенок четко проговаривает слова "кот, ёж, волк, лось, рысь, крот; бел-ка, ли-са, кош-ка, за-яц, мед-ведь, дя-тел, ка-бан, со-ва (можно использовать картинки из "Лото"). Как вариант, используется микс (смесь) картинок разной тематики. Для усложнения игры со старшими дошколятами вводятся загадки, а потом отыскивается отгадка-картинка.

Игры для формирования связной речи

Грамотная и красивая речь - это, в первую очередь, умение связно излагать свои мысли. Формирование связной речи как бы обобщает работу предыдущих направлений, поэтому в играх будет прослеживаться связь обогащения словаря с грамматическим строем речи, воспитанием звуковой культуры.

Что будет, если...?

Игра хорошо развивает умение осмысленно вести диалог, расширяет словарный запас, воспитывает культурную речь дошкольников. Можно начинать играть с четырех - пяти лет, постепенно усложняя действия в старшем дошкольном возрасте. Правила достаточно просты: взрослый начинает фразу, как причину, а ребенок заканчивает следствием. Тематика может быть различной: погода, природа, животный мир, предметы быта и другое. Например,

  • Если мы посадим в землю семечко, то... (вырастет цветок).
  • Если не поливать растение, то...(оно погибнет).
  • Если пошел дождь, то...(нужно взять зонтик, надеть сапожки).
  • Если есть холодное мороженое, то...(заболит горло).

Как вариант, можно видоизменить фразы, которые могут заканчиваться не следствием, как в первом варианте, а причиной. Например,

  • Дети одеты в теплые курточки, потому что...(на улице холодная погода).
  • Мы уезжаем отдыхать, потому что...(у мамы и папы отпуск).
  • Кошка любит молочко, потому что...(оно вкусное).
  • Брат учится в школе, потому что...(он большой).

Обязательно поощрять оригинальные ответы ребятишек, а самые интересные записывать, чтобы потом обсудить на семейном совете и похвалить ребенка.

«Реклама (словесный рисунок предмета)»

В этой игре может принимать участие вся семья, так как желательно показать ребенку различные варианты описания предметов. Взрослые подают пример, как правильно охарактеризовать любой предмет, чтобы захотелось с ним поиграть или воспользоваться в бытовой ситуации. Водящий закрывает глаза, а один из участников рассказывает о предмете. Водящий старается отгадать, о чем идет речь. На первом этапе лучше использовать предметы, очень хорошо известные ребенку, например, домашние бытовые или съедобные, или игрушки, Затем, по мере накопления знаний, надо рассказывать о других предметах, которые можно увидеть в игрушечном магазине или продовольственном. Например,

  • Это кухонная посуда, она металлическая, с прозрачной крышкой. У нее есть дно, стенки, ручки. Без нее нельзя приготовить вкусный суп или компот (кастрюля).
  • Её любят и взрослые, и дети. Она может быть круглой или как кирпичек, белой или коричневой, в обертке или коробке. Она очень сладкая на вкус, без нее будет грустно на празднике, ею можно даже украшать ёлку (конфета).

Взрослые должны поощрять ребенка, когда он попытается составить свое описание предметов. После игры можно устроить семейное чаепитие, весело обсуждая рекламы участников игры.

Такие дидактические игры по развитию речи у дошкольников обязательно помогут родителям сформировать у дошкольника грамотную красивую речь, что поможет ему успешно обучаться в школе.

Развитие речевых навыков в ДОУ через игру

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л.С.Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом».
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом …., а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
Б) Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
Я спою...
В) Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

Игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Поймай мяч
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение
А) Согласие - несогласие
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.
Б) Рассказ-небылица
Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».
После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.
Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!
Игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
А) Новое словообразования
В слове заменить гласный звук [у]:
белка - булка, река - рука, дать - дуть.
Заменить гласный звук [о]:
сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ»
Автор: Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова.
2. Логопедия Е.Н. Краузе 2002год.
3. А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» 2005год.

Библиотека:: Наши статьи:: Детский мир

Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников

Для того, чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр , скороговорок и незамысловатых упражнений по развитию речи у детей , которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном малыша.

Предложенные нами игры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников, но и для совсем крохотных деток, если выбрать подходящий уровень сложности.

Развитие речи дошкольников в игре - это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим малышом, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. А если ваши занятия по развитию речи будут регулярными, то вполне возможно, вам не понадобится помощь специалиста - логопеда .

Игры для развития речи * Скороговорки для развития речи * Упражнения по развитию речи

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственно развитию речи у детей , но и общему развитию ребенка , включая развитие способностей . Игры для развития речи позволяют малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного их окружающей нас действительности.

ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Вместе с малышом нужно произносить только выделенные слова. Не огорчайтесь, если у ребенка не все будет получаться с первого раза. Нужно набраться терпения и повторять снова и снова...

На лугу паслась корова - «Му-у-у, му-у-у» .

Полосатый шмель летел - «З-з-з, з-з-з» .

Летний ветерок подул - «Ф-ф-ф, ф-ф-ф» .

Колокольчик зазвенел - «Динь, динь, динь» .

Стрекотал в траве кузнечик - «Тр-р-р, тц-с-с» .

Еж колючий пробегал - «Пх-пх-пх» .

Птичка маленькая пела - «Тиль-ль, тиль-ль» .

И сердитый жук жужжал - «Ж-ж-ж, ж-ж-ж» .

СКАЗКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА (артикуляционная гимнастика)

Нужно сесть напротив малыша и выполнять действия, произнося соответствующие слова. Ребенок сначала будет наблюдать за вами, а потом постепенно повторять. Только помните про «зеркальность» действий: если вы говорите, что поворачиваете язык налево, то поворачивайте направо, потому что ребенок будет вас копировать.

Жил-был на свете язычок.

Жил он в своем домике-ротике,

Домик то открывался, то закрывался (открыть - закрыть рот) .

Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык) .

Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу) , светит ли солнышко?

Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу) , нет ли луж, и решил погулять.

Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля (рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами) .

Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15) .

Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо-влево раз 10-15) , настала ночь.

Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома («поцокать» языком) .

Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.

ИГРА "УГАДАЙ ПО ЗВУКУ"

Для этой игры по развитию речи ребенка подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т.д.

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.

За каждый правильный ответ - поощрение в виде фишки или звездочки. В эту игру по развитию речи детей можно вовлечь и других малышей. Тогда игра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.

ИГРА "ЦЕПОЧКА СЛОВ"

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Кошка бывает какая?

Подробней vsegda.by

Предварительный просмотр:

Речь ребёнка наиболее эффективно развивается в игре. Игры имеют большое значение в нравственном, физическом и познавательном развитии детей.

Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова «высший регулятор человеческого поведения». Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Очень важно, чтобы взрослые общались с ребёнком как можно чаще, в разговоре следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум, развивает слуховое внимание и навыки связной речи. Речевые игры помогают нашим детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое.

Развитие слухового внимания

«Послушай и скажи»

Цель.Накопление словаря и развитие фразовой речи. Развитие слухового внимания.

Описание игры. Взрослый предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (шорох листьев, лай собаки, мяуканье кошки, стук дверью, свист в свисток, щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих и т.д.) . Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

«Часовой на посту»

Цель.Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязка на глаза

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребёнок с завязанными глазами (часовой) . Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются.

Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто шумел. Найдённый выходит из игры. игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

Оборудование. Повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени) . Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

«Лягушка»

Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Материал nsportal.ru

Кроме того, проведение речевых игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

УЧАСТНИКИ проекта:

Дети старшей группы № 1 «Солнышко»,

Педагоги данной группы (воспитатели, логопед, музыкальный руководитель) ,

Родители воспитанников.

Воспитание культуры речи у дошкольников с помощью речевых игр. Ведение коррекционной работы, которая помогла бы преодолеть речевое недоразвитие, способствовала развитию психических процессов, обеспечивающих речевую деятельность и восполнение пробелов в речевой практике детей.

создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность профилактики и развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность;

создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы на основе мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через игровую деятельность и специально организованные речевые праздники – конкурсы;

организовать длительное воздействие ребенка с элементами игровой деятельности и методами развития речи;

использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению на исправление своих речевых дефектов через игровую деятельность;

углублять и формировать базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания.

Ожидаемые результаты:

повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.

позитивное взаимодействие детей в коллективе;

правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;

раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;

целостное воздействие на речевую систему;

речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые сложности.

Структура проекта

Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений.

2 этап КОНСТАТИРУЮЩИЙ

Цель: выявление осознания педагогами и родителями необходимости осуществления задач связанных с развитием речи, их готовность к работе.

3 этап ФОРМИРУЮЩИЙ

Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности программы с практической деятельностью.

4 этап АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Разработка и реализация системы педагогических мероприятий, связанных с решением проблемы:

1. Широкое использование специальной учебной и детской литературы;

совместная творческая деятельность специалистов, родителей и детей;

регулярное включение игровой деятельности, обучающих ситуаций в систему обучения и воспитания у ребенка культуры речи.

2. Разработка и практическое использование перспективного плана на учебный год.

3. Взаимодействие с родителями (конкурсы, утренники, собрания, помощь в изготовлении наглядно – практического материала) .

4. Работа кружка «Народное творчество»

5. Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.

6. Создание игровых зон.

7. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.

Игры, в которых есть литературный текст, развивают художественный вкус ребёнка, его язык. «Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь».

В игровых текстах часто встречаются незнакомые детям слова. Появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы по тексту игры.

Во всех речевых играх педагог даёт речевой образец, а дети ему подражают. Но сила подражания в игре подпитывается симпатиями, влечениями, неподдельным интересом, разнообразными переживаниями и играет огромную роль в развитии языкового чутья у детей: умения прислушиваться к речи окружающих, тонко реагировать на оттенки звучания слов, заимствовать способы словосочетания и словообразования.

Многие речевые игры построены на диалоге: вопросы водящего требуют от участников игры использования в ответах разных частей речи в той или иной грамматической форме, умения правильно расставить логические ударения, пользоваться предложениями различной конструкции.

Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация правильного произношения ребенка должна происходить естественно. Не перегружать детей, не навязывать своего мнения, не позволять одним детям вмешиваться в действия других, предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения.

При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности.

Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Именно эти проблемы волновали меня давно. Очень хочется видеть своих детей, с красивой, правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире.

В нашем детском саду ведётся работа по выполнению задач:

коррекционно – развивающих, воспитательных; 5

создание театрально – развивающей среды, в групповых помещениях и на окружающей территории детского сада;

создание условий для практической деятельности детей;

подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов,

расширить базу игр, развивающих речевые функции;

использование межпредметных связей;

привлечение родителей в коррекционно – развивающий процесс.

В планировании на учебный год мы использовали принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Была подобрана диагностическая методика для определения результативности усвояемого материала.

План работы в старшей группе по развитию культуры речи.

Развитие словаря:

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;

обеспечить переход от накопленных представлений из пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий, распространять их однородными членами;

сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.

Развитие связной речи и речевого общения:

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;

Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;

Формировать умение “оречетвлять” игровую ситуацию;

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета;

Учить составлять рассказы– описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.

Развитие мелкой моторики

Развитие тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике.

Игровая деятельность:

обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;

совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;

способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения;

развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;

развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;

совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;

воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.

Предварительные результаты апробации проекта показывают, что проводимая коррекционно – развивающая работа по развитию речевой системы в целом, способствовала устранению речевых недостатков, позволила проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности и взаимоуважение в коллективе.

Огромное значение для хороших результатов имеет развивающая среда в детском саду – это чрезвычайно важные условия для успешной работы по речевому развитию.

В группе есть театральный уголок. Вместе с детьми рисовали, клеили элементы для настольного, теневого театров, а так же смастерили тряпичных кукол. Ребята очень любят такую работу. Старшие дошкольники реставрируют атрибутику, рисуют, придумывают элементы к сказкам.

Все это позволяет проводить содержательную работу по формированию речевой культуры детей и взрослых.

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одному и тому же элементу несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса. Используем межпредметные связи (например, развитие пальчиковой моторики ведется на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; элементы ритмопластики на занятиях по математике, развитию речи, музыке) . Итоги работы проводятся во время утренников, праздников и т. д.

Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции речевого развития, такая деятельность побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемым материалом и действиями ребенка. Дети часто занимаются “потому что так надо”, “чтобы не ругали”.

Поэтому на занятиях мы стимулируем внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом ребенка, занятия являются целью деятельности ребенка. И результаты значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами.

Через игру можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствования.

УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в начале и после работы над проектом

Группа:__________ № 1 _____2011-2012 _____ учебный год

Источник nsportal.ru

Речевые игры и упражнения для старших дошкольников.

Речевые навыки детей 6-7 лет.

Звукопроизношение

Правильно произносит все звуки речи. Различает и дифференцирует все звуки речи, замечает и исправляет ошибки произношения звуков в своей и чужой речи.

Словарь

Объем словаря 5000 слов и более. Употребляет все части речи, образует антонимы и синонимы, знает все обобщающие слова, знания об окружающем широки и многообразны.

Грамматика

Грамматический строй сформирован полностью, Не допустимы какие - либо нарушения в образовании грамматических форм и согласовании слов в предложении.

Связная речь

Хорошо владеет пересказом, умеет выразить свое отношение к рассказываемому. Составляет творческие рассказы, сочиняет сказки, загадки, небольшие рифмованные тексты.

Фонематические представления

Владеет звуко-слоговым анализом и синтезом слов. Знает буквы, может прочитать и напечатать слова, фразы.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное усвоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимо от наглядно представленной ситуации общения.

Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя. Освоение смысловой стороны слова.

В совершенствовании навыков построения высказываний важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме.

Игровую форму обучению могут придавать специально организованная игровая ситуация, включения задания «рассказать» в сюжетно - ролевые игры. В старшем возрасте в игровой форме используются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, составления предложения по заданному слову, по структурной схеме.

В этом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. Это период расцвета словотворчества. Оно имеет форму языковой игры , что проявляется в особом эмоциональном отношении детей к экспериментам со словами.

В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Каждая игра или игровое упражнение направлены на решение разных речевых задач.

Основные задачи - это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения будут развивать у детей внимание к слову, к его точному и правильному употреблению в устной речи.

Где я был?

Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

Предлагаем детям отгадать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул.

Спрашиваем:

Где я была? (на море)

Предлагаем:

А теперь вы загадывайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только называть тех, кого вы видели много, например, много волков или много бабочек.

Главное в этой игре не отгадывание, а загадывание.

Скажи какой.

Называть не только предмет, но и его признаки и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами.

Предлагаем детям ряд заданий

1. По отдельным признакам узнать предметы; отгадать загадки (Круглое, сладкое, румяное - что это?) .

2. Дополнить словосочетание словами, отвечающими на вопрос, какой предмет по вкусу, цвету: сахар (какой) ….сладкий, снег….лимон….

3. Закончить словесный ряд: снег белый, холодный (еще какой?) ; морковь желтая….солнце теплое… и т. Д.

4. Назвать какие в комнате вещи круглые, большие и т. Д. Детям предлагают вспомнить и сказать: кто из животных и птиц как передвигается (ворона летает, щука плавает, кузнечик прыгает, уж ползает) , кто как голос подает (львы рычат, мыши пищат, коровы мычат) .

Найди противоположное по смыслу слово.

Подбирать противоположные по смыслу слова.

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый.

Например, «Сахар сладкий, а лимон…», «Луна видна ночью, а солнце…», «Огонь горячий, а лед…», «Тополь высокий, а шиповник…», «Река широкая, а ручей…», «Камень тяжелый, а пух…», «Редька горькая, а груша…».

Что вы видите вокруг.

Дать названия разным предметам.

Зададим детям вопрос: «Как мы отличаем один предмет от другого?» (В ответ дети назовут различные признаки предметов.)

Сформулируем вывод: «Каждый предмет имеет свое назначение, каждое слово что то обозначает. А что обозначает слово обруч ? Что обозначает слово карандаш ?

А бывают ли такие слова, которые ничего не обозначают, не имеют смысла?» Приводим в пример звукосочетаниякус, пы, мо.

Читаем стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка - это ложка,

Подробней на сайте cpd.yaroslavl.ru

МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинка»

г. Саров Нижегородской области

Цель:активизировать педагогов для решения проблемных вопросов по организации образовательного процесса.

Задачи: 1. Обучать способам коллективного взаимодействия.

2. Способствовать применению теоретических знаний на практике.

3. Развивать креативно-творческий подход.

Оборудование:наборное полотно, фишки двух цветов для оценки командной и индивидуальной деятельности, конверты с педагогическими ситуациями, столы с материалами для изготовления кукольных театров, емкость для банка идей.

Предварительная работа:консультация для воспитателей «Театральная деятельность дошкольников», выставка «Театрализованные игры в детском саду», практикум для педагогов «Я кукловод».

Сегодня мы участвуем в деловой игре «Театрализованные игры – средство речевого развития ребенка-дошкольника». Цель данного мероприятия – преобразовать знания и умения в способы решения педагогических проблем.

Условия проведения деловой игры:

  1. Коллектив будет поделен на две команды, которые будут участвовать в 4 конкурсных турах, набирая победные баллы. Важно продемонстрировать сплоченность мини-коллективов, умение распределять роли и ответственность. Интрига в том, что никто не знает, в какую команду попадет и кто будет партнером по команде. Кроме этого, будет определяться индивидуальный рейтинг активности каждого человека. Все проявления индивидуальной активности будут отмечаться жетонами, количество которых мы подсчитаем в конце игры.
  2. Оценивать действия участников будет компетентное жюри.

1 тур. Теоретическая разминка.

  1. Назовите основные задачи развития речи детей в дошкольном возрасте

(воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания) .

  1. Какие требования предъявляются к речи выпускников детского сада?

(- владение литературными нормами и правилами родного языка;

Свободное владение лексикой, грамматикой, фонетикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

Развитие культуры общения;

Умение вступать в контакт со взрослыми, сверстниками (умение слушать, высказывать мысль) ;

Знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

Элементарное владение грамотой) .

  1. Назовите имена ученых-практиков, работающих над проблемой речевого развития дошкольников

(Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Н. Н. Павлова, А. Г. Арушанова, А. И. Максаков, Т. М. Юртайкина, Н. В. Гавриш, А. Г. Шадрина, Е. А. Смирнова, А. И. Лаврентьева, Е. В. Савушкина, Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. А. Пеньевская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина, Л. В. Щерба, К. Д. Ушинский)

  1. В чем заключается педагогическая сущность положительного влияния театрализованных игр на общее, в целом, и речевое, в частности, развитие ребенка?

(Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

При работе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться: улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется) .

  1. Каковы характерные особенности театрализованных представлений?

(Литературная или фольклорная основа и наличие зрителей)

  1. На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения? Дайте краткую характеристику и приведите примеры видов игр, входящих в их состав.

(Режиссерские игры: настольный театр картинок и игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе – в режиссерских играх ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами би-ба-бо, импровизации, с атрибутами (маски, шапочки, элементы костюмов) . Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый действует сам, преимущественно свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.)

2 тур. Решение педагогических ситуаций.

Ситуация 1.

Один актер, исполнявший в театре для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.

Объясните поведение малышей.

Ситуация 2.

Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов». Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки.

Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.

Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?

Следует ли водить малышей в театр?

Ситуация 3.

Мишу (6 лет) обвиняли в разбросанности, рассеянности, в неспособности сосредоточиться на чем-либо.

Однажды Миша был в кукольном театре. Он с восторгом, не отрываясь ни на миг, глядел на знакомых и любимых персонажей. Придя домой, он со всеми делился впечатлениями и высказывал пожелание сделать кукольный театр дома. В этом ему помогли мама и старшая сестра.

Решено было показать Мише, что, прежде чем приняться за исполнение сложного и незнакомого дела, надо все хорошо продумать.

«В кукольном театре, - сказала мама, - прежде чем показать представление публике, устраивают заседание, обсуждают, спорят, намечают программу, проверяют, все ли хорошо получается. Вот так мы и сделаем». Все втроем сели за стол, стали планировать, обсуждать.

Наметили место, где будут показывать представление, куда посадят зрителей, кого позовут, кого привлекут на помощь.

Во всех этих делах Миша принимал самое деятельно участие и вел себя исключительно дисциплинированно. Спектакль был назначен на воскресенье.

Миша усердно и аккуратно исполнял все задания и на протяжении всей длительной подготовки не проявлял никакой рассеянности, неустойчивости, наоборот, был серьезным, внимательным, добросовестным помощником, а потом и хорошим исполнителем роли. Постановка имела большой успех, которым Миша заслуженно гордился.

Объясните резкие перемены в поведении Миши.

В чем педагогическая ценность организации и проведения игры в кукольный театр?

Дайте анализ руководства этой игрой.

Ситуация 4.

В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта – игра в «детский сад», 2 марта – игра в «почту», 3 марта – игра в «театр» и т.д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.

Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?

3 тур. Творческая практика.

Педагогам было дано задание подобрать и разучить небольшое стихотворение с наличием 2-3 персонажей, которое можно инсценировать с помощью кукольного театра. Ваша задача выбрать подходящее стихотворение, изготовить из предложенного материала кукольный театр и инсценировать это произведение.

4 тур. Банк идей.

Члены команды заполняют наш педагогический банк идеями, которые могли бы помочь решить в детском саду проблемы речевого развития воспитанников посредством театрализованных игр. Идеи могут быть командными и индивидуальными.

Подведение итогов.

Рефлексия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Играем в кукольный театр /Н. Ф. Сорокина: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений –М.: АРКТИ, 2000.

2. Кукольный театр дошкольникам: театр картинок. Театр игрушек, Театр петрушек / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов.– М. : Просвещение, 1982.

3. Нам весело. Сборник материалов по развлечениям в детских садах /Ф. М. Орлова, Е. Н. Соковнина –М.: из-во «Просвещение», 1963

4. Педсоветы в детском саду: Из опыта работы /автор-сост. О. В. Дуда –Брянск: изд-во «Курсив», 2008

5. Программа «Театр, творчество, дети» /Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович -М. АРКТИ, 2002.

6. Театр для малышей /Г. В. Генов -М.: Просвещение, 1991

7. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. /А. Е. Антипина. -М.: ТЦ Сфера, 2003г.

8. Театрализованные занятия в детском саду /М. Д. Маханева - М.: ТЦ Сфера, 2001.

9. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада /Л. В. Артемова – М.: Просвещение, 1991.

Вопросник для подготовки к деловой игре

«Театрализованные игры – средство речевого развития

ребенка-дошкольника»

  • Основные задачи развития речи детей в дошкольном возрасте.
  • Требования к речи выпускников детского сада.
  • Имена ученых-практиков, работавших над проблемой речевого развития дошкольников.
  • Педагогическая сущность положительного влияния театрализованных игр на общее, в целом, и речевое, в частности, развитие ребенка.
  • Характерные особенности театрализованных представлений.
  • Две основные группы театрализованных игр в зависимости от средств изображения.
  1. Решение педагогических ситуаций.
  1. Практическое задание: изготовление из предложенных подручных средств одного из видов театра и инсценировка заранее подготовленного стихотворения.
  1. Подготовить конкретные предложения для решения проблем речевого развития дошкольников посредством театрализованных игр для Банка идей.

Примечание:

1) педколлектив будет разделен на две подгруппы,

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материала. Уже «с пеленок» необходимо развивать ребенка, тем самым малыш развивается в целом.

Роль родителей в развитии речи детей
Дети, подражая окружающим, усваивают разговорную речь. Но, к большому сожалению, многие родители часто не уделяют этому нужного внимания и пускают процесс развития речевых навыков ребенка на самотек. Особенно эта проблема актуальна в настоящее время, в век технического прогресса, так как малыш проводит много времени у телевизора, за компьютером, которые заменяют ему родителей. Детям не хватает простого человеческого общения. Некоторые родители перекладывают решение этого вопроса на детский сад . Но, к сожалению, не всегда в штате детского учреждения имеется специалист, ведущий с детьми необходимые занятия по развитию речи. Поэтому, родителям необходимо дома самим заниматься с детьми. Необязательно обучение превращать в строгие школьные занятия, игры для детей легко использовать по дороге в магазин или детский сад, гуляя или укладывая малыша спать. Более тесное общение пойдет на пользу, отношения станут ближе и доверительнее.

Речевые проблемы дошкольников
Следствием недостаточного живого общения детей с окружающими являются проблемы перед поступлением в школу:
- речь ребенка односложная, построенная только из простых предложений;
- словарный запас очень скуден;
- употребление нелитературных выражений, использование сленга;
- неспособность пересказать своими словами какого-либо сюжета или рассказа;
- плохая дикция, неумение изменять темп речи и громкость голоса, использовать различные интонации.
Упражнения и игры для детей помогут сформировать выразительность речи, обогатить словарный запас, выработать четкость произношения, грамотность.

Игры для детей 3-4 лет
Основное внимание уделяется правильному произношению звуков, развитию речи и артикуляционного аппарата.
Упражнения по произношению шипящих звуков объедините по темам. Например, по картинке «Еж и ежата», произнесите несколько упражнений: жа-жа – мы посмотрим на ежа, жу-жу – дадим листик мы ежу, жи-жи – шишки на спине несут ежи и т.д. Произнося фразы и слова и обращая внимание на определенный звук, ребенок научится разделять понятия – звук и слово.

Игра «Чей голос или звук?»
Целесообразно использование подражание музыкальным инструментам или голосам животных. Например, малышу дают колокольчик и говорят: «Колокольчик «динь-динь». Аналогичные сравнения: корова «му-му», собака «гав-гав», цыпленок «пи-пи», утенок «кря-кря».

Игра «Угадай»
Целью игры является умение находить предмет по его признакам и действиям. Вначале покажите малышу несколько игрушек. Затем опишите одну: зайчик серенький, у него маленький хвостик, он любит морковку. Пусть ребенок попробует отгадать.

Игра «Опиши предмет»
Положите в коробку несколько фруктов и овощей. Доставая, назовите: это помидор. Путь ребенок опишет его: он красный, круглый, сочный. Или: арбуз – полосатый, большой, сладкий. Так малыш научится определять признаки предметов.

Игра «Сравнение»
Ребенку предлагают двух кукол, он дает им имена и находит отличия. Например, у Маши голубые глаза, а у Таня – коричневые. Аналогично: волосы – светлые и рыжие, одна в платье, другая в брюках. Ребенок сможет сравнивать предметы с разными характеристиками.

Упражнения и игры для детей 5 лет.
В этом возрасте больше внимания уделяется составляющим слова – звукам. Ребенок учится определять на слух, присутствует ли в слове заданный звук. Малыш различает близкие и различные слова по звучанию. Все это способствует развитию речи. Выполняя упражнения, игры для детей, включайте в повествование диалоги, разнообразьте действия персонажей.

Игра «первый звук»
Предложите ребенку выбрать из нескольких игрушек и покатать в машине только тех, названия которых начинаются с определенного звука, например: к – кукла, кот, клоун. При выборе ребенком «неправильной» игрушки (например, собака), машина не будет ехать. Объясните, что в слове «собака» звук «к» стоит в середине слова, а не на первом месте.

Игра «Кто заблудился?»
Учите ребенка образовывать однокоренные слова, находить синонимы к словам. Предложите малышу думать и рассуждать. Предположите такую сюжетную ситуацию: в лесу потерялся заяц. Назовите ласково: зайчик, зайчонок. Где он, почему плачет? Заблудился, потерялся, кушать хочет. Какой он? Грустный, голодный, печальный. Как ему помочь? Вылечить, успокоить, покормить. Ребенок подсказывает возможное описание зайца.

Игра «Придумаем историю»
Вместе с ребенком можно пофантазировать, придумать историю. В процессе ребенок поймет последовательность повествования, логическую структуру рассказа. Предположите, например, что в лес пошла белочка и встретила волка. Она какая? Шустрая, смелая. А волк? Злой, сердитый. Затем взрослый начинает рассказывать, а ребенок продолжает: белочка вышла погулять … и орехов набрать, она залезла … на высокое дерево, а там орехов … видимо-невидимо, тут навстречу… волк, но она … не напугалась, и бросила орех … прямо на волка.

Игры и упражнения для детей 6-7 лет.
В процессе занятий по развитию речи у детей предшкольного возраста совершенствуется речевой слух, закрепляются навыки правильной и четкой речи. Используются на занятиях скороговорки, стихи, это поможет выработать дикцию, регулировать силой голоса, его темпом.

Игра «Слоги и звуки»
Произнося слова по слогам, учите определять их количество в словах, например: жук, мак – слова из одного слога; за-бор, цап-ля – слова из двух слогов. Попросите ребенка назвать несколько слов, начинающихся с одного звука: «ш» - шапка, шахматы, «ж» - жук, жаба. Учите различать твердость и мягкость звуков «р» и «л»: твердый «р» - морковь, груша, мягкий «рь» - редька, абрикос.

Занятие «Зарисовка наблюдений прогулки»
Приготовьте бумагу и цветные карандаши. После прогулки ребенок рисует увиденное на прогулке, комментируя и рассуждая, взяв первый лист: «На улице небо голубое (окрашивает верх в голубой цвет), «светило солнце (рисует солнце)». На втором листе он продолжает рисовать изменившуюся картинку: «Пришла тучка и закрыла солнце (рисует тучку)», «пошел дождь (рисует капли в виде линий сверху вниз)». Потом на третье листе: «Дождь перестал, солнце выглянуло (рисует тучку, а из-под нее солнце)», «На земле появились лужи (рисует голубые овальные островки на коричневой земле)». Потом разложите перед ребенком все три рисунка, получилось как три кадра из фильма. Эмоциональный отклик ребенка закрепится в форме зрительной памяти, что поможет расширить словарный запас.

Упражнения по развитию речевого дыхания
Для развития речи у детей и чтобы ребенок хорошо выговаривал звуки «с-з», «ж-ш». «р», важно научиться делать сильный вдох. Простые упражнения помогут при заикании и пропуске в разговоре ребенком звуков и слов.

Упражнение «Снежинки»
Возьмите маленькие кусочки ваты или бумажных салфеток, положите малышу на ладонь. Покажите, как надо сдувать «снежинки», надувая щеки и набирая в рот побольше воздуха. Пусть ребенок повторит 3-4 раза.
Упражнение «Бабочки».
Несколько бумажных ярких бабочек подвесьте на уровне лица. Подуйте на них, и они «полетят». Путь малыш тоже подует на них, но не более семи-десяти секунд, так как может закружиться голова.
В результате, благодаря терпеливой и целенаправленной работе взрослых с детьми, речь ребенка станет богаче, ярче, и он придет в школу вполне подготовленным.

Речь – это средство обмена информацией с окружающим миром. Поэтому в школьных и дошкольных учреждениях развитию связной речи уделяется большое внимание. Дидактические игры по развитию речи – это способ формирования правильной речи, произношения, развития моторики и расширения словарного запаса.

Дидактические игры полезны тем, что они в игровой форме, не напрягая детей, развивают речевые функции. Картотека игр для дошкольников включает методы, используемые в целях развить речь, мышление и даже память.

Для малышей игра является основным средством обучения, к которому прибегают систематически воспитатели в дошкольных учреждениях и родители. Желание дошкольников играть проявляется постоянно, опытный педагог направит его в нужное русло, чтобы малыш в игровой форме развивался. А правильное и полноценное развитие возможно только в случае правильного подхода к постановке упражнений.

Правило дидактики, разработанное ученым и психологом Я.А. Коменским, говорит о важнейшем принципе наглядности, без которого обучение перестанет быть эффективным. Принцип наглядности утверждает, что обучение целесообразно, если к нему подключить использование органов чувств.

  • Правило говорит, что к формированию познавательных процессов детей важно подойти, с практической точки зрения. Ребята будут делать опыты, наблюдать, ошибаться, делать собственные выводы. Только посредством таких методов процесс получения знаний приобретет эффективность.

Игры для младшей группы

Придумать упражнения и создать реквизиты для них нетрудно своими руками, материал найдется в каждом помещении. Малыши только начинают понимать окружающий мир, помогите им лучше понять речь, научиться формулировать мысли и отвечать на вопросы. Поиграйте в такие игры:

  • Распечатайте картинку, на которой изображена комната. Сделайте своими руками или распечатайте и вырежьте картинки с изображением животных: кошки, собаки, попугая, рыбки. Скажите, что животные не помнят, где их место. Попросите малыша расположить кошку НА диване, собаку – ПОД столом, попугая – НАД диваном, а рыбку – В аквариуме. Игра рассчитана на изучение предлогов. В ее ходе голосом выделяйте предлоги.
  • Назовите ребенку слово. Например, «чашка». Попросите назвать этот же предмет, только маленький. Если не угадает, скажите, что это «чашечка». Практикуйтесь с несколькими предметами за одну игру.
  • Скажите ребенку: «Что вокруг нас зеленое?». Пусть он перечислит зеленые предметы. Меняйте постановку вопроса. Варианты: о каких предметах я скажу, что они красные? Ты знаешь, какие предметы желтые?

Игры подходят для первой и второй младшей группы. Помните, что дети еще не способны долго концентрироваться на одном занятии, поэтому не занимайтесь с ними дольше, чем 20 минут в день, если только малыш не попросит большего.

Игры для средней группы

Ребята средней группы ДОУ уже умеют формулировать часть мыслей и имеют небольшой словарный запас. Чтобы повлиять на развитие связной речи, словарного запаса и мышления дошкольников, поиграйте с ними в дидактические игры:

  • Спросите у ребенка: «Что ездит». Перечисляйте предметы: поезд, самолет, карусель, машина, вагон. Поспросите малыша поднять руку, когда вы назовете транспорт, который ездит. Также поиграйте с ним, спросив, что летает, ползает, ходит.
  • Спросите ребенка: «Какая мама?». Он назовет характеристики матери (добрая, чуткая ласковая). Так же играйте, разговаривая о папе, бабушке. Позже попросите охарактеризовать предметы (стол – твердый, большой, коричневый и т. д.).
  • Научите малыша называть противоположные слова. Например: большой - маленький, лёгкий - тяжёлый, весёлый - грустный. Скажите ему 2 слова для примера, после чего он изъявит желание играть дальше.

Дошкольников легко заинтересовать, но не переусердствуйте с этим, чтобы малыши не теряли интерес в ходе игры.

Дидактические игры для старшей и подготовительной группы ДОУ

Дети старшей и подготовительной группы имеют сформированное мышление и способны выделять признаки предметов. Для развития мышления, памяти и связной речи поиграйте с ними в такие игры:

  • Купите или сшейте своими руками мешочек, в который положите 5 предметов. Дайте детям по очереди вытянуть из мешочка предмет, не смотря в него. Когда он вытянет предмет, попросите назвать 3 признака этого предмета (ручка – пластиковая, пишущая, белая).
  • Постройте детей в линию. Каждого ребенка просите назвать один предмет, который находится в комнате. Просите детей по очереди называть предмет не повторяясь. Малыша, который назовет больше слов, наградите призом.
  • Назовите предложение: я купил булку. Попросите детей произнести его во множественном числе: я купил булки. Попрактикуйтесь минимум с 5 предложениями за одну игру.

Для детей игровой процесс важен, поскольку они не заставят себя делать что-то, потому что «так нужно». Не заставляйте их играть, если желание отсутствует.

Игры на развитие сенсорных способностей

В повседневной жизни малыш постоянно сталкивается с цветами, звуками, запахами и другими явлениями. Дидактический материал для игр – это, своего рода, реквизиты. Ознакомление ребенка с обыкновенной матрешкой способствует развитию связной речи, восприятия, изучения цветов и форм, строительный материал в играх помогает изучить форму предметов.

Чтобы развивать сенсорное восприятие детей, играйте с ними в игры:

  • Посадите детей в ряд, поставьте перед ними корзину с разноцветными шариками. Рядом расставьте разноцветные емкости для шариков. Вызывайте каждого ребенка, предлагая ему вытянуть шарик определенного цвета и положить его в емкость этого же цвета.
  • Вам понадобятся воздушные шарики и разноцветные нитки. Позовите ребенка и предложите ему повязать на красный шарик красную нить, на синий – синюю, на зеленый – зеленую. Если малыш затрудняется, покажите ему пример.
  • Запаситесь леской и бусинками: маленькими и большими. Покажите, как вы нанизываете бусинки на леску. Делайте это, чередуя маленькую и большую бусинку. Попросите малышей повторить, следите, чтобы они нанизывали бусы в правильном порядке.

Сенсорные упражнения эффективны в дошкольном и младшем школьном возрасте для развития речи и внимания.

Коммуникативное развитие: развитие социально-познавательных процессов

Социально-эмоциональное развитие важно для ребенка, потому что он только осваиваться в обществе. Большой процент дошкольников ходит в детский сад в угнетенном состоянии, не расслабляется в коллективе сверстников. Игры на коммуникативное развитие помогают детям развиваться социально, распознавать эмоции и чувства окружающих людей. Поиграйте с детьми в такие познавательные игры:

  • Распечатайте несколько фотографий людей с разными эмоциями. Предложите детям угадать, какие эмоции изображены на каждой картинке.
  • Предложите детям нарисовать грусть, радость, удивление и страх.
  • Попросите ребят повторить эмоции, которые изображены на фотографиях. Для этого обеспечьте их зеркалами.

Подобные игры положительно влияют на замкнутых в себе детей, поскольку способствуют преодолению страхов перед публикой.

Игра: назови ласково

Игра «Назови ласково» показывает уровень грамматического развития детей, способствует расширению собственного словаря и художно-эстетическому развитию ребенка, поэтому она так популярна. Суть игры состоит в том, что педагог под контролем логопеда произносит фразы:

  • Цветок желтый, а цветочек… Ребенок отвечает: «желтенький»;
  • Груша вкусная, а грушка… Вкусненькая;
  • Кошка пушистая, а котенок… Пушистенький;
  • Торт сладкий, а тортик… Сладенький.

Придумайте больше таких фраз, чтобы работать с детьми дольше. Под контролем логопеда игру проводить эффективнее, чтобы контролировалась правильность речи.

Формирование грамматического строя речи

Роль формирования грамматического строя речи трудно переоценить, поскольку речь является основным средством общения, что считается основой для развития мышления, произношения и интеллекта.

Формирование грамматического строя речи происходит в дошкольном возрасте, а дидактические игры являются лучшим средством для этой цели. Они не только способствуют художественно-эстетическому развитию, но и посредством игр привлекают детей к проведению занятий. Классификация дидактических игр позволяет каждой группе преподносить материал, подходящий для возраста ребят.

Часто осуществление раннего развития требует помощи логопеда, но и в этом искусстве применяются дидактические игры.

Помните, что семья играет самую важную роль в развитии человека. Семья для детей до 10 лет является авторитетом. Поэтому играйте с ребенком в игры. Если вы не знаете никаких упражнений, разработаны разные пособия, подходящие специально для развития связной речи, художественно-эстетического мышления, интеллекта, словарного запаса. Роль занятий вы оцените, когда малыш пойдет в школу, и легко адаптируются среди новой обстановки.

Игра: назови, что изменилось

Игра развивает память, внимание и логическое мышление. Вам понадобится не меньше 6 разных игрушек. Разложите их в ряд перед детьми. Попросите запомнить последовательность игрушек.

Когда малыши насмотрятся, попросите их закрыть глаза, после чего поменяйте несколько игрушек местами или уберите одну. Предложите ребятам угадать, что изменилось. Самый внимательный из детей получает приз.

Игра: узнай по описанию

Игра является универсальной. Она развивает логику, память мышление детей, учит различать признаки предметов.

Для проведения игры вам понадобится несколько наборов картинок, которые различны по некоторым признакам. Например, набор с синим, белым снеговиком с длинной морковкой или короткой, с метлой или без. То есть, все картинки в наборе – это снеговики, но они разные. Попросите ребят выбрать такого снеговика, которого вы опишите.

Как показывает практика, ребятам нравится эта игра.

Игры на звуковую культуру речи

Развитие звуковой культуры – это важная составляющая детского развития. Оно помогает малышу различать звуки и слова, правильно произносить предложения и формулировать мысли. Игры на звуковую культуру:

  • Имитируйте голоса животных. Предложите детям угадать животное по звукам, которые оно издает. Поменяйтесь с ребенком ролями.
  • Шепните на ухо ребенку, который сидит первый в линии, название любого предмета в комнате. Он передает это слово по цепочке, а последний малыш в линии встает и показывает на предмет.
  • Спросите ребят, на чем можно ездить. Они перечислят: машина, автобус, трамвай и т. д. Также спросите, на чем можно летать, что можно есть, где можно гулять и т. д.

Дидактические игры – это универсальный метод развития детей дошкольного возраста. Проводите их регулярно, и малыш не будет испытывать трудностей в школе.