Юлия Бердинская
Своеобразие организации и проведения коллективных занятий по изобразительной деятельности

Введение.

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)

Педагог детского дошкольного учреждения призван осуществлять всестороннее воспитание детей, и в частности эстетическое.

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) . Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение : дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция) . Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого и руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка .

Значение коллективной изобразительной деятельности , ее

особенности в работе с дошкольниками

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство

решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная

форма организации дает возможность каждому ребнку формировать умения

и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к

взаимопомощи и пр. Детские работы вызывают у них восхищение.

Коллективная изобразительная деятельность детей , как и другие виды

детского художественного творчества, тесно связана с игрой.

В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно

распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и

самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется

дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают

сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и

соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных

форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической

меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто , оно теряет

для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется

процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений. Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского : «Чего один не сделает, сделаем вместе» .

Детей радует коллективные занятия , их совместная деятельность . Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.

В процессе проведения коллективной работы педагоги решают

большое количество задач нравственного воспитания.

Классификация коллективных работ по изобразительной деятельности .

В методике преподавания изобразительного искусства известно несколько классификаций коллективных форм изобразительной деятельности .

1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учётом поставленной учителем задачи или со знанием смысла композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем , что делают другие.

3. Коллективно -производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.

К сожалению, опыт М. Н. Турро в своё время не получил развития, так как содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг . не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы. Популярна была лишь наиболее лёгкая форма совместной деятельности – фронтальная , которая позже получила название индивидуально-коллективной .

Вторая классификация- по признаку количества учеников, которую выделил Б. М. Неменский в ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд» . Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности , к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы , но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции .

Более точная классификация была представлена Т. С. Комаровой и А. И. Савенковым. В её основе лежат три основные формы организации совместной деятельности :

Совместно-индивидуальная – характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.

Совместно-последовательная – предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

Совместно-взаимодействующая – представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности .

Специфика организации и руководства коллективной изобразительной деятельностью детей в разных возрастных группах.

Руководство коллективной изодеятельностью требует от педагога больших усилий. Особенно сложна в этом плане совместно-взаимодействующая форма организации деятельности . Все это нуждается в тщательном продумывании, четком планировании всех этапов работы и согласований, рациональном размещении материалов и оборудования. Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Для проведения занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка.

1. Подготовительный этап, который позволит углубить собственные знания по теме будущей работы, позволит сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной коллективной работе .

Для этой цели использую экскурсии, беседы, чтение книг, рассматривание репродукций, иллюстраций, а также совместная подготовка декоративного панно, на котором будет выполняться коллективная композиция .

2. Основной этап – этап выполнения работы, он включает в себя планирование выполнение и оценку коллективной работы . Его цель – предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать в ходе коллективного изотворчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе .

3. Заключительный этап – период взаимодействия детей с уже завершенной работой.

Пример : Выполненную детьми композицию вывешиваем в уголке «Наше творчество» . Тем самым привлекаем внимание родителей, они вместе с детьми рассматривают, обсуждают, хвалят ребенка за проделанную работу. А так же, у них возникает желание продолжить работу по изобразительной деятельности в домашних условиях .

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали . Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий по рисованию для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества : потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

Рисование как вид изобразительной деятельности используется для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Благодаря созданию коллективных композиций развиваются умения : общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение . Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков в самообслуживании способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, развивают воображение, фантазию, а в целом помогают ребенку подготовиться к обучению в школе.

Конспект занятия по изобразительной деятельност и

Тема «Бельчонок»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Образовательные:

    • уточнение представления детей о диких животных;
    • обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве;
    • обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка по светлоте и цветовому тону;
    • обучение детей технике рисования мелкими мазками.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к животным;
  • воспитание любви к родному краю;
  • воспитание художественного вкуса.

Коррекционные:

  • развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений;
  • развитие зрительного восприятия, образного мышления;
  • уточнение и расширение словарного запаса по теме «Дикие животные».

ОБОРУДОВАНИЕ: Чучело белки; кисти, палитра, акварельные краски; бумага для рисования акварелью по количеству детей; картины и фото с изображением белки; геометрические фигуры, вырезанные из картона: пять овалов, три круга, два треугольника; орешки для призов.

Организационный момент

Логопед. Дети, отгадайте, кто сегодня ваш гость?

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это (белка).

Дети отгадывают загадку.

Правильно, вот она. (Достает чучело белки.) У нее есть для вас задания. Кто их выполнит - получит приз. Но об этом позже, а пока первое задание - викторина.

Беседа «Что вы знаете о белках?»

Логопед. Дети, ответьте на мои вопросы:

Где живут белки? Что едят? Какая у них шерстка? В каких сказках упоминается? Например, откуда это:

«…Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

А затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые, Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут».

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)

Знаете ли вы поговорки о белке?

Дети отвечают.

Подарили белке воз орехов, когда зубы выпали.

Вертится, словно белка в колесе.

Дети отвечают.

А знаете ли вы, почему белку назвали белкой? Для ответа рассмотрите ее чучело, а также фотографии и картинки с ее изображением.

Физкультминутка в стихах

Логопед. Ребята, белочка шепнула мне, что вы немного устали, и она предлагает вам физкультминутку. Это будет ее второе задание. А заодно мы приготовим к работе наши пальчики. Для этого возьмем кисточку сначала в правую руку и, повторяя слова стихотворения, будем гладить ворсинками кисточки поочередно пальцы левой руки. Затем повторим то же другой рукой.

Лесной бал

Плакала белка - она на балу

Лапки испачкала в желтом мелу.

Милую белочку лось пожалел:

Лапки погладил - и мел облетел.

Белка атласное платье надела

С длинным подолом и поясом белым.

Ах, как волшебно она танцевала!

С елки на елку пушинкой летала.

Лапы еловые белку качали,

Песню веселую дятлы стучали,

Клювами дупла долбя по стволам.

Милое дело - летать по балам.

Молодцы, справились и со вторым заданием.

Практическая часть

Логопед. Белочка просит вас выполнить последнее, самое трудное задание - она просит ее нарисовать. Как же нам это сделать? Помогут волшебные геометрические фигуры. Давайте еще раз внимательно рассмотрим белку. Ее ушки - треугольники; лапки и хвост - овалы; голова, передняя и задняя часть туловища - круги разных размеров.

Из заранее приготовленных геометрических фигур на доске дети вместе с педагогом составляют силуэт белки.

Какого цвета шерстка на ушках, лапках, хвосте белки, какие спинка и животик?

Дети отвечают. Как же на рисунке показать, что белочка пушистая и мех у нее переливается?

Мы будем работать мелкими мазками, использовать разные оттенки нужных цветов. Для этого воспользуемся палитрой. Первый портрет белочки нарисую я, а вы посмотрите. (Показывает последовательность и технику рисования белки.)

А теперь ваша очередь рисовать белочку.

Дети рисуют.

Итог занятия

Логопед. Рисунок белки готов, теперь по собственному воображению дополните фон и покажите белке, что получилось. (На доске выставляет сделанные работы.) Белочке очень понравились ваши работы, и вы ей тоже понравились, поэтому она решила наградить вас по-беличьи - орешками.

См. также интересные логопедические занятия:

В старшей группе

Программные задачи:

Познакомить с жанром живописи – портрет; формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете все работает на раскрытие образа человека.

Материал:

Репродукции портретов разных художников.

Ход занятия:

«Я сейчас расскажу вам о внешнем виде одной девочки (мальчика) из нашей группы. А вы постарайтесь по моему описанию узнать, про кого я рассказала»,- говорит воспитатель.

Дает описание (не глядя на ребенка). После того как дети узнают по описанию своего товарища, предложить посмотреть друг на друга, рассмотреть, какие у мальчика, девочки, сидящей рядом, глаза, волосы, рот, нос. Спросить, кто хочет описать портрет своего товарища. Выслушать несколько описаний. Подвести к тому, что дети дали словесный портрет человека, а художники рисуют портрет человека, а те, кто с ним знаком, узнают его на портрете.

Воспитатель выставляет несколько разных репродукций с изображением портретов людей. Рассматривает их вместе с детьми. Обращает внимание на то, что художники передают в портрете не только внешние данные человека – какие у него глаза, волосы, во что он одет, но и настроение, что он чувствует. Мы, зрители, это понимаем по выражению лица человека, по его позе.

Предложить детям определить, кто на портретах изображен спокойным, а кто задумчивым, а кто сердитым или веселым.

В заключении подвести итог: «Сегодня мы рассматривали портреты разных людей, которые нарисовали художники в разное время. На портретах можно увидеть не только внешний вид человека, но и его настроение, узнать какой он. Но, чтобы нарисовать портрет человека, нужно хорошо рассмотреть его, определить цвет глаз, волос, прическу, а также почувствовать его настроение, чтобы передать его душевное состояние.

Приложение 3

«Знакомство с искусством. Жанр живописи – Натюрморт»

Конспект занятия по изобразительной деятельности

В старшей группе

Программные задачи:

Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета предметов; учить понимать красоту в сочетании форм и цвета.

Материалы:

Пять- шесть репродукций с изображением натюрмортов.

Ход занятия:

Обратиться к детям: «Дети, посмотрите вокруг. Как много красивых предметов нас окружает. Вот декоративная ваза (описать), посмотрите на комнатное растение (описать), а вот расписной кувшин.

Оглянитесь вокруг. Какие красивые предметы вы заметили вокруг.

(дети называют и описывают предметы)



Вы очень внимательные. Как настоящие художники видите красоту окружающих предметов. А настоящие художники специально подбирают несколько предметов, красиво расставляют их рядом и рисуют, чтобы и мы тоже увидели, как они прекрасны. Давайте посмотрим такие картины.

Воспитатель выставляет разные репродукции натюрмортов. Вместе с детьми рассматривает их. Обращает на то, что изображено, как расположены предметы. Где находится самый яркий предмет, как один предмет закрывает другой.

Воспитатель помещает перед детьми еще три репродукции. Предлагает детям рассмотреть их, выбрать тот, который больше всего понравился. Предложить ребенку описать натюрморт (помогает наводящими вопросами).

Воспитатель подводит детей к выводу, что все предметы подходят друг к другу по цвету, форме, величине, расположению. Объяснить, что картины, где художники изображают посуду, цветы, овощи, фрукты, ягоды, называются натюрморт. Повторить с детьми хором новое слово несколько раз. Если позволит время составить с детьми из нескольких предметов свой натюрморт.

Маша, приложений недостаточно. Вложи черно-белые ксерокопии картин, которые используются и в диагностике, и при проведении формирующего эксперимента (Приложение 4). А Приложение 5 сформируй из сводных таблиц данных по констатирующему и контрольному этапам эксперимента (фамилии и имена детей, критерии, уровни). Да, еще. Конспекты, которые у тебя перечисляются в 2.2 тоже вкладываются в приложение (Приложение 3).

А так все очень даже хорошо ты нашла. Исправляй и можешь распечатывать J Будут вопросы – звони.

Галина Александровна Степанова

Тема: «Цыплята»

Возрастная группа: 1 младшая «Б», дети 2-3 года жизни.

Место проведения: МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №4» КГО, воспитатель Степанова Г. А.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Восприятие художественной литературы. Чтение сказки В Сутеева «Цыпленок» и рассматривание иллюстраций.

Форма совместной деятельности: обучающее занятие

Форма организации: фронтальная

Средства:

зрительный ряд: игрушки для представления композиций «гнездо курочки», курочка и цыплята»,

литературный ряд: стихотворение В. Берестова "Курица с цыплятами"

Материалы: лист ватмана А1, на котором нарисована курица; бумага размером альбомного листа с изображением цыпленка; пальчиковая гуашь желтого цвета и коричневого цвета; влажная салфетка на каждого ребенка, магниты.

Цель

Достижение целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте в соответствии с ФГОС ДО:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение материалов и предметов (краски, салфетки) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

проявляет интерес к рассказам, сказкам, рассматриванию композиций;

Задачи

Обучающие: продолжение обучения детей рисованием пальчиками: закрашивание ограниченной поверхности; упражнение в умении рисовать пальчиками точки;

продолжение знакомства с желтым цветом;

учить во время рисования сидеть прямо, не наклоняться резко над рисунком; вытирать испачканные пальцы влажной салфеткой;

обучение детей составлению композиции определенного содержания из готовых рисунков, самостоятельному нахождению места.

Развивающие: создание условий для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные: содействовать воспитанию отзывчивости и доброты.

Организация совместной деятельности:

I. Мотивация к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Показ композиции «Курочка в гнезде».


Ребятки, к нам в гости пришла Курочка. Давайте с ней поздороваемся! Скажите, а как нужно с ней здороваться? (ко-ко-ко)

Наша Курочка в гнезде, она высиживает яйца. Кто появится из яиц? Правильно, цыплята.

Показ композиции «Курочка и цыплята»



Вылупились цыплята – маленькие, желтые как солнышко! Проголодались и пошли в травке зернышки, семечки искать. А мама Курочка беспокоится:

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

Давайте поможем маме-наседке вернуть цыпляток – насыпем зернышки и позовем их: «Цып-цып-цып!». (рассыпают семечки – кормят цыплят и повторяют: «Цып-цып-цып!»).



II. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка.

Показ листа ватмана А1 с изображением курочки, закрепленного на магнитной доске.

Ребята, мама Курочка потеряла своих цыплят, давайте поможем ей найти их. Нарисуем семечки. Цыплята увидят зернышки и придут к своей маме. Для этого наберем на пальчик коричневую краски и будем прикладывать пальчик к листу бумаги. Не забываем вытирать пальчик салфеточкой! (Подходят к доске и рисуют семечки – точки).

III. Планирование деятельности.

Цель.

Совместное определение конкретных действий, обсуждение решения задачи, проблемы.

Мама Курочка беспокоится, семечки мы насыпали. А цыплят всё еще нет. Где они?

Давайте нарисуем цыплят! (раздает листы бумаги с контуром цыплят). Какого цвета наши цыплята? А какого цвета должны быть? Какого цвета краску нужно взять?

Правильно – желтую краску.

Будем раскрашивать цыплят пальчиками. Обмакиваем пальчик в краску и водим пальчиком в одном направлении, не заходя за пределы рисунка цыпленка. По мере надобности обмакиваем пальчик в краску снова. По завершении работы вытираем палец салфеткой!

IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности.

Цель. Закрепление умения рисованием пальчиком: закрашивание ограниченной поверхности.

Самостоятельная изодеятельность под контролем воспитателя. Закрепление готовых изображений цыплят на листе ватмана с помощью магнитов.

V. Самоконтроль

Цель.

Выявление качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия. Создание ситуации успеха.

Ах, какие чудеса! Сегодня мы с вами вернули цыплят маме Курочке, помогли ей накормить их. Какое волшебное слово нам скажет Курочка? (спасибо)

Спасибо, ребята!

VI. Рефлексия, анализ.

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Какими словами мы можем назвать себя?

IX. Открытость

Давайте скажем "Та-ра-ра, та-ра-ра, отдыхать уже пора!»





Публикации по теме:

Тема: «Машина помощница». Цель: Формирование умения рисовать машину специального назначения. Задачи: Совершенствовать умение создавать сюжетную.

Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение ветки рябины. Учить.

«Пушистые цыплята» Цели: Расширять представления детей о домашних птицах. Закреплять названия домашних птиц и их детенышей. Учить детей.

Конспект сюжетного физкультурного занятия «Весёлые цыплята» (первая младшая группа) Задачи: Формировать у детей умение ходить и бегать по кругу, не наталкиваясь друг на друга; учить ходить по доске, лежащей на полу, сохраняя.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (Лепка) первая младшая группа «Яблоки для ежика» Непосредственно организованная деятельность Изобразительная деятельность (Лепка, I младшая группа. «Яблоки для Ежика». Разработала: Рудинская.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование по ткани) «Весна» Программное содержание: Продолжать учить детей рисовать конкретные образы, составлять композиции, аккуратно использовать кисть и краски,пользоваться.

Вид: подгрупповой Тип занятия: классический Тема: «Дерево весной». Возрастная группа: вторая младшая группа Пространственно-временной ресурс:.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в первой младшей группе «Зернышки для птичек» (коллективная работа) Задачи: Образовательные: Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисованию гуашью способом примакивания пальцев к листу бумаги, учить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Рисование «Моя любимая игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Моя любимая игрушка». Цель: 1. Выявить уровень развития.

Конспект занятия по рисованию «Цыплята на лужайке» (младшая группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ Младшая группа

Воспитатель Коротина Ирина Павловна

(Данный материал будет полезен воспитателям и родителям старших и подготовительных групп, конспект деятельности направлен на формирование у детей представления о профессии художника, ее творческом характере, поможет закрепить названия предметов и изобразительных материалов, используемых художником; побудить детей использовать разнообразные средства выразительности в процессе создания рисунка).

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о профессии художника.
  • Углубить знания детей об изобразительных материалах, способах рисования.
  • Дать представления о том, что художники в произведениях отражают свое мироощущение, передают свои мысли и чувства.

Развивающие:

  • Продолжить знакомство с выразительным средством живописи – цветом.
  • Развивать зрительное внимание, мышление.
  • Развивать интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Оборудование и материалы : костюм художника; игровой материал «Художник и его помощники»; репродукции известных художников; репродукция В.Перова «Тройка»; игровой материал «Составь картину»; материал игры-экспериментирования «Смешивание красок»; музыка М. Мусоргского «Картинки с выставки», «волшебная кисточка»; изобразительные материалы: листы для рисования, краски, кисти по количеству детей; силуэт человечка с лицом без улыбки.

Предварительная работа: чтение книг о художниках, рассматривание художественных календарей; рассматривание альбома «Творческие профессии», беседа по содержанию просмотренного; художественно-дидактические игры «Пропавшие краски», «Угадай колорит», «Картина», фантазии детей «Если бы я был художником»; свободное рисование.

Воспитатель (в образе художника): Здравствуйте, ребята. Угадайте, кто я?

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я …художник.

Воспитатель: Правильно. Я художник. А чем занимается художник? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, художник – это человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения. А давайте назовем помощников художника? (Воспитатель проводит дидактическую игру «Художник и его помощники» – приложение 1)

Воспитатель: Посмотрите, как много может рассказать художник в одной картине. (Воспитатель показывает детям репродукции известных художников).

Воспитатель: Нравятся ли вам эти картины? О чем рассказывают художники на своих картинах? (Ответы детей).

Воспитатель: Нас окружает большой и удивительный мир. Природа, предметы, люди. И художники хотят, чтобы все видели окружающую нас красоту. А еще художники передают в своих картинах радость или горе других людей, чтобы мы с вами помогали тем, кому нужна наша помощь. (Работа с картиной В.Перова «Тройка»).

Какие чувства вызывает картина?

Радостно или грустно вам на нее смотреть?

Что самое главное в картине?

Опишите лица детей.

Что хотел сказать художник В.Перов своим произведением?

Воспитатель: А давайте мы с вами тоже создадим свое произведение! Подумаем, что будет главным и как нам расположить остальные предметы так, чтобы получилась настоящая картина. (Воспитатель проводит дидактическую игру «Составь картину» – приложение 1)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, трудно быть художником? (Ответы детей).

Воспитатель: Да, чтобы создать свои произведения художники много путешествуют, наблюдают, фантазируют. Только потом они рисуют то, что им особенно понравилось. Очень часто у художника не остается времени на отдых и развлечения. Но мы с вами знаем, что о своем здоровье нужно заботиться. Если ты устал, нужно немножко отдохнуть. Предлагаю сделать зарядку. (Физкультминутка).

Всегда я стать художником мечтала, Жест мечтания, подперев голову рукой.
Поэтому я всюду рисовала. Рисование в воздухе рукой, вытянутой вверх.
Ручкой на листе вот так
Кистью на холсте вот так Рисование в воздухе рукой, вытянутой вперед.
Карандашиком на парте Рисование в воздухе рукой, на уровне груди.
И мелками на асфальте. Рисование в воздухе рукой, на уровне пола.
Сапогами на снегу, Рисование ногой по полу.
Коньками я черчу на льду. Черчение по полу ногой.
На песочке прутиком, Черчение в воздухе воображаемым прутиком на полу.
На дощечке гвоздиком. Черчение в воздухе воображаемым гвоздиком.

Воспитатель: Чтобы картина получилась по-настоящему красивой, художник, как настоящий волшебник подбирает краски, смешивает их. Давайте мы тоже попробуем смешать краски и получить новые оттенки. Но делать мы это будем не на палитре, а в волшебных баночках. (Воспитатель проводит экспериментирование «Смешивание красок»).

Воспитатель: Но чтобы нарисовать картину, одного умения смешивать краски не достаточно. Художник должен уметь всматриваться в окружающий мир, прислушиваться, чтобы все замечать и красиво рисовать. Тогда из линий, точек и пятен получится настоящее волшебство. Смотрите, что может получиться из обычных линий, точек и пятен. (Воспитатель показывает и объясняет рисование от пятна, линии, точки).

Воспитатель: А сейчас я дотронусь до каждого из вас своей кисточкой и превращу в настоящих художников. (Воспитатель дотрагивается до каждого ребенка кисточкой, называя его имя).

Воспитатель: Теперь, вы, как настоящие художники можете нарисовать свои чудеса. Возьмите свои материалы и превратите фигуры на ваших листах во что-нибудь сказочное и необычное. А когда вы закончите свою работу, мы все вместе попробуем угадать, что у вас получилось. (Звучит музыка. Дети самостоятельно рисуют, воспитатель помогает наводящими вопросами детям, испытывающим затруднения.).

Воспитатель: Вы проделали большую и сложную работу. А понравилось вам или нет, сейчас мы узнаем. Если вам было интересно, нарисуйте у моего человечка радостную улыбку, а если нет, грустную. (Дети выполняют задание).

Воспитатель: Теперь вы знаете, чтобы научиться рисовать картины, нужно видеть все красивое, что нас окружает, и радоваться этому.

Приложение 1

Картотека дидактических игр к занятию по художественному творчеству

«Кто такой художник?»

Дидактическая игра «Художник и его помощники»

Задача: закрепить знания детей о профессии художник и его рабочих инструментах

Игровое правило: Дети выбирают из набора разнородных предметов только предметы изобразительного творчества, необходимые художнику для создания картины.

Игровые действия: Дети поочередно называют предмет изобразительного творчества, педагог его выбирает из общего зрительного ряда и кладет в «корзину» художника.

Игровой материал : «корзина» художника, зрительный ряд: бумага для рисования, гуашь, пастель, краски, кисти, карандаш простой, карандаши цветные, палитра, тряпочка, кукла, машинка, пластилин и др.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми разнородные предметы. Детям предлагается выбрать только те предметы, которые являются орудиями труда художника. Дети по очереди называют предмет изобразительного творчества и его назначение, педагог убирает его в «корзину» художника.

Дидактическая игра: «Составь картину»

Задача: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером, объединении предметов общей темой.

Игровое правило: Дети выбирают из зрительного ряда картинки и составляют картину.

Игровые действия: Дети называют предметы, объединенные общей темой, указывают их композиционное расположение. Педагог размещает предметы на полотне (фланелеграфе).

Игровой материал : фланелеграф, предметные картинки.

Ход игры: Дети называют главный предмет, педагог размещает его в центре полотна (фланелеграфа). Дети объясняют, почему этот предмет выступает в роли главного, указывают на его большой размер. Затем дети выбирают и называют остальные предметы, которые можно объединить общей темой, и указывают их композиционное положение, закрепляют ориентационно-пространственные понятия (слева, справа, вверху, внизу, посередине и др.). Педагог «составляет картину» на фланелеграфе.

Игра – экспериментирование «Смешивание красок».

Задача: Продолжать закреплять и обогащать представление детей о цветах и оттенках, окружающих предметов и объектов природы.

Игровое правило: В баночках с водой смешиваются краски разных цветов для получения их оттенков.

Игровые действия : Дети называют краски для смешивания, педагог смешивает их в баночках с водой.

Игровой материал : краска разных цветов, баночки с водой, палочка для размешивания краски в воде.

Ход игры: Детям предлагается получить разные оттенки цветов. Дети называют по две краски, которые нужно смешать, чтобы получить новый цвет или оттенок. Педагог смешивает краски, показывает детям результат. Дети называют получившийся цвет или оттенок. Можно использовать другой вариант игры, когда педагог спрашивает какие цвета нужно смешать, чтобы получить тот или иной цвет или оттенок.

Название: Конспект занятия по изобразительной деятельности для старших дошкольников «Кто такой художник?!»
Номинация: Детский сад Конспекты занятий, НОД / изобразительная деятельность


Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №50»
Месторасположение: г. Ачинск, Красноярский край.