Пение

вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов (см. Вокализация); сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса - Дуэт , на три - Трио , на четыре - Квартет и др.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инструментальным Аккомпанемент ом, но может осуществляться и без него - А капелла . Основными жанрами П. в классической музыке являются оперное П., связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства, и камерное - исполнение романсов, песен, главным образом Соло или небольшими ансамблями (См. Ансамбль). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

И это также требует определенной степени доверия и дружбы. Техника пения и, следовательно, формирование певцов основана на двух великих истинах. Низкое дыхание, абдоминальная или костно-абдоминальная и расслабление мышц от ребер, то есть грудных, ключичных, горловых и лицевых мышц. Все остальное сильно меняется, в зависимости от особенностей людей. Это даже может изменить подход к упомянутым истинам и заставить их работать должным образом. Дыхание, поддержка, субглотное давление воздуха, воздушный поток, который приносит звук в резонаторы, обрабатывает полость излучения и т.д. Очень трудно определить понятия.

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры П.: певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное П.- Кантилена , декламационный стиль, где П. воспроизводит строение и интонации речи (Речитатив ы, монологи), и колоратурный, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Чтобы объяснить их и применить их на практике, мы говорим об ощущениях, которые не всегда соответствуют физиологической реальности. Например, ощущение при правильном дыхании - это расширение брюшной мускулатуры. Поэтому мы говорим об абдоминальном дыхании, поскольку это ощущение является следствием полного расширения легких, только истинного дыхательного органа, которого мы не чувствуем. И эти чувства сильно различаются от одного человека к другому. Это означает чрезвычайно концентрированное присутствие учителя во время вокализации, которую делает студент, особенно когда речь идет о начинающих учениках.

Различные национальные школы П. характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа П. как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере П. находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

Чтобы певица трансформировала свои вокальные способности в искусство, он должен приобрести обширную культуру и ясное осознание своей роли в обществе. Искусство, как для того, кто его производит, так и для того, кто его получает, - это, конечно, эстетический опыт. Если это сводится к этому, оно порождает только то, что Фельзенштейн называл «кулинарным наслаждением искусством». Это немаловажно, но искусство может играть гораздо более важную роль, предоставляя знания на другом уровне и с другой проекцией, чем наука.

И даже более того, будучи наиболее характерной разработкой вида, он способен пробудить самые человеческие импульсы, которые облагораживают и приводят человечество на путь прогресса. Художник, будь то создатель или исполнитель, имеет возможность выразить свои идеи через художественное послание. Он выполняет формирующую роль и, следовательно, несет моральную и социальную обязанность действовать с величайшей строгостью. Это одно из величайших богатств человечества в целом. Это вместе со всеми художественными выражениями является важным фактором в осознании человека.

Первой европейской школой П. была итальянская; она сложилась в начале 17 в. Выделяясь совершенной техникой Бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы П. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие др. национальных вокальных школ - французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы. Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Исполнительский стиль её выдающихся представителей О. А. Петрова, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом. Традициям русской вокальной школы следует советская вокальная школа.

Великое и прекрасное художественное послание побуждает человека восстать против всего, что угнетает его, против маленьких и грязных. Это фактор эмансипации и развития в отношении человеческой сущности. Все это, очевидно, всякий раз, когда это действительно искусство, с большой буквы. История, конечно, с довольно точным суждением. Но и истина, правда, что в ней содержится искусство. Художественная правда, которая должна быть достигнута благодаря академической строгости и личной честности и искренности.

Каждое произведение искусства, которое продолжалось, история, завещанная нам, является общественным продуктом; это каким-то образом несет в себе человеческие и социальные проблемы. Поиск истины со стороны переводчика состоит в том, чтобы проникнуть в проблематику работы и поставить на службу интерпретации ее техники и отличного стилистического знания, чтобы показать истинные намерения автора. Стилистическое знание позволяет разгадать особенности каждой эпохи.

Лит.: Львов М. Л., Из истории вокального искусства, М., 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И. К., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., .

Л. Б. Дмитриев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Таким образом, с академической строгостью, но без ложных академизма и формализма, певец становится интерпретатором; то есть он сможет перевести произведение на язык, который понимает сегодняшняя общественность, отнимая всю содержащуюся в ней правду. Переводчик, который требует от себя правдивости и честности в поиске содержания произведения, интерпретируется и придает ему скромность, не притворяясь поверхностной личной ясностью, но добавляя к оценке идеи, чувства и эмоции, что работа в нем пробуждается, безусловно, способствует созданию изменений в слушателе.

Синонимы :

Смотреть что такое "Пение" в других словарях:

    Пение - – пение свящ. песней было уже в вет. завете, когда св. мужи и жены прославляли Бога в поэтической речи. Так явились псалмы, песни Моисея и Мариамы, Девворы и Варака, Анны, матери Самуила, Ионы, Исаии, трех Вавилонских отроков, Захарии, отца… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Изменение, которое может привести к повышению качества жизни слушателя. Возникает вопрос о проблеме специализации. Мне не нужно рассказывать исчерпывающе о случае инструменталистов, об использовании инструментов того времени, поэтому сегодня в моде в великом музыкальном мире. Несомненно, они внесли большой вклад в лучшее знание времен и стилей. Конечно, есть предопределенные голоса и темпераменты, например, для древней музыки. Для большинства здорово все делать. По моему опыту, современная музыка помогает понять искусство Ренессанса и наоборот.

    Трель, колоратура, рулада, концерт, колено, коленце. Соловей проделал все свои колена. .. Ср. голос, крик... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 … Словарь синонимов

Искусство пения


Предисловие

Искусство пения, как и всякий другой вид искусства, имеет не только живой опыт, но и свою теорию, т.е. имеет "вокальную школу".
Термин "вокальная школа" в узком смысле слова предполагает совокупность вокально-технических средств, обеспечивающих высокий уровень исполнительства. "Национальная вокальная школа" - понятие значительно более широкое, определяющееся самобытностью национальной культуры, своеобразием исполнительского стиля, определенным эталоном звучания голоса. Так, до середины 20 века чувственное звучание голоса с выраженным "вибрато", легкость эмиссии, блеск колоратур и искрометных пассажей итальянцев отличались от инструментального "прямого" звучания голоса немецкого вокалиста; декламационность французского оперного певца - от распевного, выразительного, проникновенного пения представителей русской вокальной школы.

Вокал и пение

Современная музыка требует от голосов гораздо больших эффектов, чем это обычно можно вообразить, и иногда идеально подходит для интерпретации древней музыки, даже барочной музыки. Старая музыка создает проблемы настройки или вибрато, решение которых чрезвычайно полезно в интерпретации многих произведений нашего времени. Важно не соответствовать стандарту, обычно предоставляемому академией. Первоочередной задачей для формирования певицы является интерпретация камерной музыки, которая заставляет тонкость и максимальный вокальный контроль, выражение через четкую и преднамеренную декламацию, акцентирование, агонию и чрезвычайно динамичную тонкий.

В середине XX века произошла нивелировка национальных школ. В настоящее время вряд ли правомерно говорить о национальных школах, ибо существует единая эталонная школа вокального искусства. Ее представителями являются певцы всего мира независимо от национальной принадлежности: русские Ирина Архипова, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, болгарин Николай Гяуров, испанка Мансеррат Кабалье, гречанка Мария Каллас, американка Биверли Силз, испанец Хозе Карерас, уроженка Австралии Джоан Сазерленд и многие другие.
В наш век бурного научно-технического прогресса представляется очевидной необходимость союза вокального искусства и науки.

Существует огромный и богатый поток вокальной камерной музыки, от эпохи Возрождения и раннего барокко до наших дней. Практикуя этот жанр, как соло, так и ансамбли, от дуэтов до более старых групп, молодой певец учится различать небольшие композиционные различия и интерпретирующую практику между временами, но иногда и между создателями того же времени. Это может значительно обогатить ваш потенциал как переводчика.

Сделать оперу с вокальной точки зрения - это широкий мазок, который способствует развитию объема и проекции голосов, а также драматической способности, воплощению персонажей и ситуаций. Но во всех жанрах поиск и выражение истины незаменимы. В жанровом опере или музыкальном театре это особенно важно, так как этот музыкально-театральный жанр легко попадает в насмешку и становится концертом с масками, оставляя в стороне театральную часть, в которой вдохновил композитор. В этом отношении стоит вспомнить цитату из лекции профессора Вальтера Фельсенштейна, основателя и режиссера, до его смерти, «Комической оперы в Берлине», театра, который был и является примером реализации современного музыкального театра в его истинном смысле, Фельсенштейн должен достичь результата, который «привлекает зрителя в драме и поэзии сценических событий через осознание, достоверность и абсолютную истину искусства творческого представительства».

Экспериментально-теоретические исследования так или иначе всегда оказывали влияние не только на теорию, но и на практику вокальной педагогики и в конечном счете - исполнительства.
В России история научного изучения вокала связана с деятельностью таких центров, как Академическая лаборатория Московской консерватории, лаборатория биоакустики Института им. Сеченова и вокально-методическая лаборатория Института им. Гнесиных.

Имеющаяся литература и документация указывают на то, что создатели и переводчики старого были сформированы в соответствии с большими требованиями; естественно, к уровням их соответствующих эпох. Бывает, что в прошлые времена не было такого резкого разделения между культурой повседневной жизни и художественной подготовкой, назовем ее академической. Наши европейские предки, от детей, научились знакомиться с музыкой, читать и играть в своих домах, в школе, в церкви. Только с появлением капитализма и индустриализации производство искусства развлечений, все более массовое и коммерциализированное, все более банальное и обычное и более отличающееся от искусства академического фонда.

О пении и певцах

Пение - наиболее распространенный и самый доступный вид искусства. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент всегда при себе.
Петь любят все. Но певцами можно назвать только таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей. Певцы бывают не только профессиональные, ими могут быть и любители. Пение - искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.

В музыке это было экстремально, и с развитием средств массовой информации они стали носителями и распространителями этого типа музыки, почти исключительно, независимо от всей этики. Настолько же, что молодые поколения практически не знают другого проявления. Это, безусловно, означает проблему для музыкального образования, особенно учитывая, что школьная система все меньше и меньше обеспокоена этим. Это означает, что необходимо предоставить учащемуся некоторое количество информации, ранее предоставленную семьей и социальным модусом вивенди: это важная роль дополнительных предметов.

Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной.
Певческий голос отличается от обычного, разговорного особой окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок (складок). Голосовые связки могут быть длинными или короткими, толстыми и тонкими. Они, как струны музыкального инструмента, воспроизводят звуки различной высоты и тембра. Вторым важным фактором, от которого зависит тембр голоса, являются природные резонаторы - носоглотка, лобные пазухи, гаймаровы полости, твердое небо, носовая перегородка: не меньшую роль играет строение грудной клетки и т.д. Кроме того, на природу тембра влияет форманта - призвук, почти неизменный по частоте, присутствующий во всех тонах данного голоса и придающий ему характерную окраску. Красота тембра голоса зависит от обогащения звука голоса обертонами (дополнительными, более высокими тонами).

Этот предмет должен отвечать за человека, обладающего, в свою очередь, всесторонним обучением, способным обучать молодого переводчика в музыкальном, техническом и интерпретирующем аспекте. Но он также должен уметь интересоваться всеми культурными аспектами, углублением истории музыки и истории в целом, социальных и психических проблем. Он должен заставить его увидеть важность других предметов и вклад, который его исследование делает для его возможностей интерпретации. Но он всегда будет учителем основной темы советником, который определяет развитие, истинный учитель ученика.

От совокупности всех перечисленных природных качеств зависят те или иные качества тембровой окраски голоса: яркий или тусклый звук, высокий или низкий, приятный или некрасивый оттенок звучания и т.д. Способность певца управлять голосом (и тембром в особенности) равносильна умению художника пользоваться своей палитрой.
Певческий звук, как и всякий другой, существующий в природе, есть не что иное, как колебание воздуха, имеющее определенную частоту.

Между преподавателем и учеником развиваются особые человеческие отношения, основанные на очень глубоком взаимном знании, поскольку предмет, изучаемый студентом, касается духовного выражения или человеческой сущности обоих. Раньше студенты жили со своими учителями. Но даже сегодня, в странах, которые являются колыбелью западной культуры, отношения между учителем и учеником происходят практически ежедневно, и именно учитель получает отчеты учителей о дополнительных предметах.

Вкратце: он учитель основного предмета, учитель, фундаментальный актер в интегральной художественной подготовке молодого музыканта. Другие предметы, технические и теоретические, незаменимы в качестве дополнения к достижению этой цели. О начале преподавания пения в Чили нет подробной истории. Другие упомянутые в упомянутой статье мастера пения: Федерико Лутц, учившийся в Парижской консерватории, Гвидо Антониулли, Иносенсио Пеллегрини и чилийской певице Изабель Мартинес де Эскаланте. Начиная с нашего века в Сантьяго были некоторые важные учителя пения.

Кроме тембра, всякий музыкальный звук имеет три качественных признака: высоту - определенное количество колебаний звуковой волны в секунду, громкость - интенсивность этих колебаний и продолжительность.
Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Нередки случаи, когда человек имеет обостренный общий слух, дающий ему возможность слышать на большом расстоянии малейшие шорохи, и в то же время не в состоянии чисто спеть простую мелодию. Бывают и обратные случаи, когда человек не обладает остротой звуковых ощущений или даже имеет дефект слуха, но в то же время улавливает тончайшие оттенки музыкальных звуков.

Самые известные имена: Аделина Падовани, драматический тенор Анджело Керце, который был учителем знаменитого чилийского тенора Ренато Занелли и баса Гаудио Мансуэто. И мы не можем не упомянуть Клару Ойуэлу, которая приехала в нашу страну в конце 1940-х годов и продолжает обогащать чилийскую музыкальную жизнь, предоставляя богатый опыт ее долгой жизни в качестве певца.

С человеческим голосом началась музыка, и человеческий голос продолжает быть инструментом максимальной выразительности. Все имеет свою актуальность и важность. Но, безусловно, можно определить общий знаменатель, который заставляет всех иметь художественный результат. Этот общий знаменатель может быть хорошим результатом знания, чувствительности и опыта, честности, правды.

Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. И все же музыкальный слух поддается развитию.
Здесь же заметим, что вокальным слухом, или способностью отличать звук правильный от неправильного, никто от природы не обладает, это специфическое чувство, его нужно специально вырабатывать.
Часто для выступлений на сцене певцы пользуются микрофоном. Но никакие технические усовершенствования не могут заменить природной красоты человеческого голоса.

Три манеры пения

С детских лет человек слышит народное пение, которое близко к нашей речи. Природная чистота интонации человеческого пения достигается естественной связью между преставлением высоты звука и его воплощением голосовым аппаратом, работающим в привычной речевой манере. Народное пение, по состоянию при нем голосового аппарата, можно назвать естественно-разговорным. Чаще всего народный голос имеет грудное звучание. Октавный диапазон грудного звучания может "передвигаться", что зависит от свойств голосового аппарата (более открытое или закрытое произношение гласных и согласных звуков, гортанный или носовой оттенок и т.д.). Грудное пение при выходе за рамки октавного диапазона требует головного звучания, называемого у русских народных певцов пением "тонким голосом" (у женщин), а у мужчин "фистулой" и отличается неприкрытостью и ровностью.

Разговорной манерой пения пользуются также драматические актеры. Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академи¬ческой манере. Красивые народные голоса встречаются не часто и требуют к себе бережного отношения. Характерной представительницей певиц с народной манерой является Александра Стрельченко.

Молодежь сейчас чаще слышит легкую эстрадную музыку и поэтому невольно, а порой и сознательно юноши и девушки подражают эстрадным ис¬полнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу.
Чтобы понять - почему, вначале поговорим об академической манере пения.
Вот о каком интересном событии из жизни будущего великого певца Италии читаем мы в книге А.Лесса "Титта Руффо".

"И вот однажды, раздувая кузнечные мехи (он работал кузнецом), Руффо начал рассказывать своему приятелю Пьетро о голосе Бенедетти (некоторое время жившем в их доме, баритона) стараясь показать, как он поет. И вдруг Руффо в самом деле запел. Запел огромным, вулканическим голосом. Вначале он даже испугался этой звуковой волны, разлившейся подобно наводнению. Затем, увлекшись, стал подражать Бенедетти, то сгущая звук, то расширяя его, то давая крайние в регистре баритона верхние ноты. Пьетро замер в изумлении, а Руффо, не помня себя от радости, побежал домой, бросился к матери, и задыхаясь от волнения, проговорил: "Мама... у меня голос... баритон!"

Рождение голоса (даже классического) для одних неожиданность, хотя это вполне можно объяснить, а для других долгий кропотливый труд.
История вокального искусства знает много имен прекрасных певцов: Титта Руффо, Энрико Карузо, Виньиамино Джильи, Марио Ланца, Галли Курчи, Рената Тебальди, Джульетта Симионанато... и русских певцов: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Надежда Обухова...
Их голоса являются эталоном звучания в академической манере (прикрытого звучания голоса).

Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной.
Академическая постановка голоса является оптимальной с точки зрения реализации природных голосовых данных человека.

"Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет.
Интересно, что можно иногда наблюдать ловкие подражания академических певцов "открытому" пению. Шаляпин, исполняя народные песни или создавая народные образы, применял более "открытый" звук. Это была сознательная стилизация народного пения.

Итак, мы разобрали две манеры пения: открытую и прикрытую, народную и классическую (академическую).
Певцами классической эстрады становятся певцы с академической манерой пения: И.Кобзон, Л.Лещенко, Л.Сенчина... и оперные певцы.

На современную эстраду (легкой и джазовой музыки) приходят певцы и певицы полуприкрытой манеры прямо из самодеятельности. Они становятся исполнителями российской или зарубежной эстрадной песни, солистами вокально-инструментальных ансамблей.

При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится "насыщеннее", красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, "барашек" - сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие же переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к преждевременной порче голоса.

Слово вокал происходит от итальянского "воче" - голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.
Начинающие певцы часто обладают только голосовым материалом, который при работе в обучении может стать красивым, профессионально звучащим. По мнению профессора Гандольфи, "каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане".

"При правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно..." - Фелия Литвин.
Как известно, современное вокальное исполнительство основано на лучших классических традициях русской вокальной школы, созданной и закрепленной в течение длительного времени великими композиторами - М.Глинкой, А.Даргомыжским, М.Мусоргским и творчеством таких представителей вокального искусства, как О.Петров, А.Воробьева - Петрова, Ф.Стравинский, П.Хохлов, А.Нежданова, Л.Собинов и Ф.Шаляпин, имена которых украшают русскую музыкальную культуру.
Они определили и основные художественные требования русской вокальной школы.

Список используемой литературы.
1. «Вопросы вокальной педагогики». Выпуск 7 - 1984 г.
2. Иванов А.П. Об искусстве пения, 1963.
3. Мария Каллас. Биография. Статьи. Интервью.
4. Лемешев С.Я. Путь к искусству.
5. Лесс А. Титта Руффо. Жизнь и творчество.
6. Фелия Литвин. Моя жизнь и мое искусство.