Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Мелекесского района

УТВЕРЖДАЮ

Директор Дома детского творчества

Коновалов В.А.

«___» _________________2015г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«вокальный»

Всего часов - 144

1 год обучения – 144 (2х2)

Возраст 7 – 12 лет

Рассмотрена и одобрена на заседании Программа разработана

педагогического совета ДДТ педагогом

Мелекесского района дополнительного

Протокол №__от_ 2015 образования

Секретарь________________ село Слобода Выходчево

Шиндейкиной Ольгой

Робертовной

Образование –

высшее

Стаж работы – 33 года.

2015г.

Программа

кружка «Вокальный»

срок реализации программы 1 год

возрастная группа детей 7 – 12 лет.

Пояснительная записка.

Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятеля культуры, философами, мыслителями всех времен н стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключалась в самобытном складе российской музыкальной культуры, по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, т.к. именно в школах, на самом раннем образовательном уровне детей, существует возможность целенаправленного вокально-хоровоого воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития. Понимание методологии репетиционно-исполнительского процесса с хором основано, прежде всего, на доскональном знании хороведческих проблем, на осознанном применении незыблемых методов хоровой работы. Классификация приёмов работы с хором в этом смысле не случайна. Каждый момент репетиционной работы, будь то знакомство с произведением или его художественная отделка, имеет собственное место в последовательности действий дирижера. Смещение моментов репетиционного процесса означает не только нарушения естественного хода выучивания репертуара, но и, как следствие, ставит в зависимость от непродуманных решений музыкального процесса, который, безусловно, важен в эстетическом развитии детей.

Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребёнка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, более чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физиологических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом. Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразный художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

В предлагаемой программе автор ставит своей задачей классифицировать основные приемы и принципы работы с детской вокально - хоровой группой, исследовать различные приёмы достижения ансамблевой звучности в детском хоре, определить необходимый перечень вокально-хоровых средств для выявления художественных результатов в области хорового исполнительства.

Цель массового музыкального образования и воспитания

« развитие музыкальной культуры школьников, как неотъемлемой части духовной культуры» наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Работа кружка направлена прежде всего на подготовку и проведение школьных праздников, участие детей в конкурсах и концертах. Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.

Отношение к произведениям музыки - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности, Воспитание творческой деятельности - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие

Задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

    приобщение к музыке, как эмоциональному, нравственно - эстетическому феномену;

    осознание через музыку жизненных явлений;

    овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

    развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала;

    ассоциативности мышления;

    развитие воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

    воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в
    общении с искусством;

    освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа.

Вокально - хоровой коллектив.

1 . Характеристика вокально - хорового коллектива.

Вокально - хоровой коллектив, как музыкальная организация представляет собой вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Важным принципом здесь является коллективное начало. Хор - это вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисной основой каждой хоровой партии служит унисон, который предполагает полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнительства: звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции. Т. о, раскрывается еще одна составляющая часть понятия: вокально - хоровой коллектив - ансамбль вокальных унисонов. Пение в вокальной группе может быть без сопровождения и с сопровождением, что повышает роль верной и точной интонации. Интонирование и ансамблирование - основные условия профессионально грамотной работы с вокальной группой. И последняя характерная особенность вокально - хорового исполнительства заключена в органическом объединении музыкального и литературно - поэтического начала. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно - выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально- литературной интерпретации.

Теоретически однородную вокальную группу минимально могут составлять шесть певцов: 3 сопрано+3 альта. Именно такую группу в исполнительской практике называют - вокальным ансамблем. Более полноценным считается состав в 24 человека: сопрано I - 6, альты I - 6. сопрано 2-6, альты 2-6.

2. Воспитание вокально-хоровых навыков.

Певческая установка.

Под термином «певческая установка» понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая остановка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое и собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно - считается правильным положением корпуса. Основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе вокального коллектива, так как настраивает юных певцов на трудовой лад и дисциплину.

3. Певческое дыхание.

Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения, грудо - брюшное дыхание, а также варианты смещений грудного и брюшного дыхания в зависимости от индивидуальных особенностей певца. При формировании у детей правильных навыков дыхания необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми, так называемого ключичного дыхания.

Дыхание обычно рассматривают в трёх его составляющих элементах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. В работе с хоровым коллективом уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный аромат цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юных певцов способность экономно расходовать дыхание, чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и притом наилучшего качества. Цепное дыхание - это вокально-хоровой прием, который применяется в тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса. При этом смена дыхания производится певцами хоровой партии не одновременно.

4. Звукообразование.

Атака звука, т, е. начало звука, воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембра звука, формирования гласных. Идеальный звук, в его точной форме должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях певца. Атаку звука условно разделяют на три типа: мягкая, твердая и придыхательная. Мягкая атака - сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. При твёрдой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха. Придыхательная атака - смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в форме согласной «х».

Певческая практика утвердила в качестве основной формы звукообразования мягкую атаку звука, сохраняющую чистоту тембра и создающую условия эластичной работы связок, В практической работе с хором рекомендуется вырабатывать сознательное умение различать виды атаки звука и связывать их с различными образными намерениями.

5. Артикуляция гласных.

Как известно, певческий звук формируется на гласных, в них выявляются все качества голоса. Гласные должны звучать выровнено и одинаково вокально, сохранять тембральное родство. Смена гласных должна производится плавно при спокойном, устойчивом состоянии гортани. Все гласные должны звучать округленно, чуть затемнено и ровно. Работая над певучестью и однотембровостью гласных, необходимо стремиться к распространению наилучших тембровых качеств одной из гласных на другие. Из известных разновидностей вокального звука в хоровом пении применим округлый, прикрытый звук, выровненный на всём диапазоне голоса. Такой звук обладает лучшими тембровыми качествами и хорошо сливается в ансамбле. В современной вокальной педагогике под прикрытым звуком подразумевается некоторое затемнение тембра путем перестройки верхних резонаторов. При формировании звука следует учитывать регистровые свойства голоса, границы регистров и использовать то звучание, и тот механизм звукообразования, которые присуще данному типу голоса на данном участке диапазона.

Вследствие специфичности голосового аппарата, детский голос отличается от голоса взрослого; ему свойственны высокое звучание, меньший диапазон, характерная мягкость тембра. Детские голоса звучат нежно и не отличаются силой, насыщенностью тембра. Высокий детский голос сопрано(у девочек) и дискант(у мальчиков)-диапазон от до первой октавы до ля второй. Низкий детский голос - альт, его диапазон от соль, ля малой октавы до ми второй октавы. Детские голоса в вокальном коллективе разделяются условно на три группы. Первая, чисто детская, стадия - от самого младшего возраста до - 10 - 11 лег; голоса 2 - ой группы отличаются исключительно фальцетым (головным) звучанием. Диапазон максимум октава. Группы младшего детского возраста имеют в репертуаре главным образом одно, двух, голосные произведения. В этом периоде закладываются необходимые, профессиональные навыки пения -точное интонирование, элементы вокальной техники, ансамблирование. Вторая стадия формирования - от 11 до 13 лет. Здесь намечаются элементы грудного звучания, индивидуальный тембр, диапазон несколько расширяется (ля малой октавы - фа второй октавы). Исполнительские возможности средней группы порой значительны. В репертуаре могут быть произведения гармонического склада, а иногда и несложная полифония. Третья стадия - голоса подростков от 14 до 16 лет. Эти голоса в известной степени сформировавшиеся: в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского), голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 - 2 октав, звучание микстовое (смешанное). В репертуаре старшей группы - сложные произведения композиторов различных эпох и стилей. У девочек в этом возрасте заканчивается формирование голоса. Голоса мальчиков - старшеклассников подвержены мутации, и поэтому мальчики этого возраста редко поют.

7. Охрана и гигиена детского певческого голоса.

Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью детского организма, его ростом. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их особенность, как способность выдерживать физические нагрузки. Пение - процесс физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии, связанные с дыханием, работой в удобных и не удобных тесситурах, удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. Руководителю следует всегда внимательно относиться к здоровью юных артистов, и остерегаться принимать в вокальный коллектив детей, неспособных выдерживать перенагрузок.

Занятия с детским хором нужно проводить в проветренных, не душных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после репетиционного часа занятий имеют отдых. Нежелательно проведение репетиций в раннее время, или поздно вечером, когда наступаем время детского биологического сна. В таком случае происходит насилие над детским голосом, препятствует его естественному звучанию, может навредить здоровью ребенка. Хормейстер обязан правильно организовать репетиции и концерты, питание, отдых, а также заботиться о защите детей от простудных заболеваний,

8. Подбор репертуара. Формирование концертных программ.

Подбор репертуара в детском вокально - хоровом коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам. Произведения, предназначенные для разучивания вокальной группой, в своем изначальном подходе должны соответствовать оптимальным возможностям и быть понятными. Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю, что особенно важно - обладать высокими исполнительскими качествами. Руководитель обязан учитывать вокальные особенности коллектива, уровень его профессионально - хоровой обученности, способность справляться с техническими задачами в произведениях, Брать сложные и объемные произведения не следует. Для поющих детей трудное сочинение может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на их продуктивности в работе, а также может вызвать негативный интерес к сочинению и физическое утомление. В то же время большое количество легких произведений в репертуаре должно быть также ограниченно, так как облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста коллектива. Руководитель должен постоянно заботиться о том, чтобы репертуар был интересен детям. Поддержание этого интереса даёт огромные преимущества в работе.

В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности групп. Произведения по тематике должны соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. Вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых песен произведения различных эпох и композиторских школ. Это могут быть, например, сочинения старинных мастеров (добаховский период) и сочинения композиторов- полифонистов (включая И.С, Баха), венских классиков, композиторов- романтиков. В русской музыке - произведения композиторов доглинкинской поры (духовная и светская музыка, канты) и русских композиторов-классиков, произведения композиторов советского периода, составляющих золотой фонд массовой песни. Уделить достойное внимание и произведениям современных композиторов.

Учебно – тематический план

144 часа (4 часа в неделю)

п/п

Тема занятий

Общее

кол- во

часов

теория

практика

Вводное занятие

Вокально – хоровая работа:

84

Певческая установка дыхания

Распевание

Дирижёрские жесты

Унисон

Вокальная позиция

Звуковедение

Дикция

Работа с солистами

Генеральные репетиции

Музыкально – теоритическая подготовка

44

Основы музыкальной грамоты

Беседы о творчестве композиторов

12

Концерт для родителей

Праздники, выступления

Экскурсии, концерты

Содержание программы

Вводное занятие.

Введение в программу. Т.Б. Правила поведения.

Цель: Познакомить детей с работой творческого объединения, правилами поведения и техникой безопасности.

Входная диагностика.

Вокально – хоровая работа

Овладение первичными навыками дыхания.

Цель: Дать понятия о первичных навыках вокального дыхания.

Научить правильной осанке при пении сидя и стоя, постановке головы и положения рта.

Распевание

Цель: Занятие обычно начинается с распевания, которое выполняет роль разогрева голосовых связок и развивает вокально – хоровые навыки.

Дирижёрские жесты

Цель: Познакомит детей с дирижёрскими жестами и приёмами. Внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижёрские схемы метро – ритма.

Унисон

Цель: В самом начале работы приведение певцов к общему тону, умению тянуть звук, вслушиваясь в общее звучание.

Вокальная позиция

Цель: Дать первичные знания о разных свойствах вокального тембра. Научить слышать особенности голоса и грамотно использовать их в вокальных произведениях. Познакомить с резонаторами звука головными и грудными.

Звуковедение

Цель: Познакомить детей с правилами пения на legato . Дать понятие о контрастной динамике. Научить различать звук открытый и прикрытый, артикуляции всех гласных.

Дикция

Цель: Научить четкому активному произношению согласных звуков в словах. Разучивание скороговорок и вокальных упражнений с различными штрихами.

Цель: Познакомить детей с элементами двухголосия в виде попевок и распевок.

Работа с солистами

Цель: Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

Генеральные репетиции

Цель: Повторение и закрепление репертуара перед концертным выступлением.

Музыкально – теоретическая подготовка

Основы музыкальной грамоты

Цель: Различать высокие и низкие звуки, различать тембры музыкальных инструментов и певческих голосов. Научить чисто петь мажорный и минорный звукоряд, а так же трезвучие.

Цель: Бережное отношение к здоровью ребёнка, недопущение перегрузок на голосовые связки, забота о формировании детского голосового аппарата.

Беседы о творчестве композиторов.

Цель: Познакомить детей с творчеством композиторов классиков, как русских, так и зарубежных. Представить творчество современных композиторов – песенников.

Концертно – исполнительская деятельность

Цель:

Формы конроля

Концертно – исполнительская деятельность. Участие в школьных и городских концертах, внеучебных мероприятиях, в городских фестивалях детского творчества, выступления перед ветеранами.

Требования к уровню подготовки учащихся

Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки, которые помогут обучающимся в духовно-нравственном развитии, сформирует у них качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой творческий потенциал.

К концу первого года обучения ученики научатся:

правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

петь короткие фразы на одном дыхании;

в подвижных песнях делать быстрый вдох;

петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

петь легким звуком, без напряжения;

на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Получат возможность научиться:

понимать особенности и возможности певческого голоса;

узнать строение артикуляционного аппарата;

понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко».

Учебно-методическое; материально-техническое

и информационное обеспечение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для детей.

    «Молодежная эстрада» журналы

    «Молодежный меридиан» журналы

    «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986

    «100 великих композиторов» М.,1999.

    А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986

Программу обеспечивают:

    технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD -R , CD - RW , а также магнитных записей)

    музыкальный инструмент фортепиано

    видеоаппаратура

    наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point

    Интернет-ресурсы:

Единая коллекция -

Российский общеобразовательный портал -

Введение

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

В составленной программе кружка «Творческая мастерская» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Кружок «Творческая мастерская» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

На кружке внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

Пояснительная записка

Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на два года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов.

Мастерская – это технология, требующая от руководителя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, безоцености и – приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» участников кружка в процесс поиска, познания и самопознания.

Театральный кружок «Творческая мастерская» имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую руководитель включает учащегося, придумывая индуктор. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

Занятия в кружке «Творческая мастерская» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, сто предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
  • Формирование общей культуры;
  • Приобретение знаний и практики в области театрального искусства.

В результате освоения программы театрального кружка «Творческая мастерская» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога- создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельной решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами («бунтарями» - по Г. Фурманову) были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

Учебный план на два года

Учебно-тематический план на два года

Тема занятий

Количество часов

Сроки

Учебно-тематический план 1-го года обучения
I полугодие

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка

Культура и техника речи

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

Выпуск газеты «Слово в театре…»

Ритмопластика

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.

Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

Театральная игра

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

Этика и этикет

Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).

Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).

Привычки дурного тона. (Этикет)

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество)

II полугодие

Культура т техника речи

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»

Вечер «Знание – сила»

Ритмопластика

Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

Театральная игра

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.

Знакомство со сценарием сказки «Как Иван-дурак черта перехитрил».

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.

Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.

Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.

Выступление перед учащимися группы продленного дня.

Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня).

Этика и этикет

Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)

Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)

Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.

Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)

Театральная игра

Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)

Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.

Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок».

Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением

Генеральная репетиция

Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня).

Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).

Анализ работы за год.

Учебно-тематический план 2-го года обучения
I полугодие

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»

Культура и техника речи

Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.

Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).

Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».

Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).

Ритмопластика

Испытание пантомимой.

Тренировка ритмичности движений.

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

Совершенствование осанки и походки.

Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

Театральная игра

Значение подробностей в искусстве.

Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).

Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)

  • Сценические этюды на воображение.
  • Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
  • Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.

Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).

Техника грима. Светотень.

О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.

Анализ мимики своего лица.

Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.

Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.

Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.

Генеральная репетиция. Оформление сцены.

Премьера. (Перед учащимися начальных классов)

Анализ выступления.

Обсуждение темы «Наркотики». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Цапля – курильщица» о вреде курения.

Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно).

Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка».

II полугодие

Этика и этикет

(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.

(Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.

Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.

Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

Театральная игра

Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.

Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).

Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.

Работа над образом. Сказочные гримы.

Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)

Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.

Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.

Подбор музыкального сопровождения к сценарию.

Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

Премьера спектакля.

Анализ выступления.

Культура и техника речи

Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.

Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций.

Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).

Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице.

Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста.

Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).

Ритмопластика

Пантомимический этюд – тень

Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.

Этика и этикет

Круглый стол «Азбука общения»

Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики).

Анализ работы за год

Список литературы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
  3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
  4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
  5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
  6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

«БРИГАНТИНА»

ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ: 7-15 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год

    Пояснительная записка 3

    Учебно – тематический план 6

    Методическое обеспечение программы 12

    Материально – техническое обеспечение 14

    Список литературы 15

Пояснительная записка

Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль – это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности.

Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.

Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.

Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве школы, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.

Самое главное для педагога в работе с детьми – умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом. Театральный кружок «Бригантина» действует в нашей школе на протяжении многих лет. Меняется состав кружка, но остаётся неизменным интерес детей к творчеству.

Занятия в кружке всесторонне развивают личность детей: они играют на сцене, профессионально играют на музыкальных инструментах, танцуют, учатся выражать свои чувства, своё отношение к своему герою, друг к другу. Именно здесь они проявляют артистичность.

Здесь масса возможностей проявить инициативу, творчески самореализоваться.

Не менее важно, что происходит приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям, созданы все условия для культурного социального развития.

Большое значение имеет приобщение детей к родной отечественной русской культуре, воспитывается любовь к своей Родине – России. Это связано с тем, что все мероприятия обязательно основываются на творчестве русского народа.

Занятие в театральном кружке развивает у детей умение трудиться. Выучить роль, сыграть её так, чтоб понравилась зрителям – это огромный труд… Труд и ещё дисциплина. А костюмы, декорации, репетиции! Сколько сил, времени и труда необходимо!

Положительным в работе кружка является ещё и то, что дети заняты в свободное время. Особенно это важно для ребят асоциального поведения.

Работа театрального кружка невозможна без помощи родителей. Они играют огромную роль в его работе: помогают в оформлении сцены и зала (газет), шьют костюмы детям для спектаклей, снимают видеоролики, дежурят во время спектаклей, концертов.

Кружок «Бригантина» - это дружный, сплочённый коллектив единомышленников, которых объединяет стремление к творчеству, к общению, познанию интересного.

Вид программы по целевой направленности: общекультурная.

По тематической направленности: художественная , ведь театральное искусство синтезирует в себе музыку, литературное творчество, изобразительное искусство, прикладное творчество и т.д.

Срок действия программы – 1 год, возраст детей 10-11 лет. Ребята занимаются 2 раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов 70.

Цель:

Приобщить детей к театральному и музыкальному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (литературно-музыкальные композиции, тематические агитбригады, инсценировки, мини-спектакли).

Направлена:

    на развитие активного интереса к различным видам искусства, на формирование умений и навыков: сценического движения, речи, работы над художественным образом, вокального исполнения;

    на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели.

    на ценностное развитие личности в условиях сотворчества и сотрудничества.

В соответствии с целью, поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических задач, которые предстоит решать руководителю в ходе реализации программы;

Задачи:

    Формировать элементарную сценическую, исполнительскую культуру у детей - членов театрального кружка

    Развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка

    Формировать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии.

    Формировать коллектив

    Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

Учебно–тематический план

театрального кружка «Бригантина»

Тема

Теория

Практика

Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?»

Театральная игра «Чем интересна роль»

Формы сценической деятельности

Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

Ритмопластика массовых сцен и образов

Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи.

Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма.

Вокал. Основы вокального исполнения.

Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.

Новогодняя сказка - спектакль.

Разработка сценария новогодней сказки

Прочтение сценария сказки. Обсуждение сценария. Распределение ролей сказки.

Чтение сказки по ролям.

Работа над дикцией.

Репетиционная деятельность.

Репетиция первой сцены сказки.

Репетиция второй сцены сказки.

Репетиция третьей сцены сказки.

Репетиция четвёртой сцены сказки.

Репетиция песен

Репетиция новогодней сказки

Оформление сцены, зала.

Генеральная репетиция сказки.

Постановка Новогодней сказки – спектакля.

«Солдат – высокое звание»

Обсуждение проекта праздника (программы)

Распределение концертных номеров.

Репетиционная деятельность.

Репетиция вокальных номеров.

Репетиция сценок, стихотворений. Работа над выразительностью.

Генеральная репетиция.

Праздник «Солдат – высокое звание»

«Милой мамочке моей»

Составление программы.

Репетиция сценок, песен, танцев.

Праздник «Милой мамочке моей»

Создание сценария праздника.

Обсуждение сценария.

Распределение обязанностей.

Репетиция вокальных номеров.

Репетиция сценок, стихотворений. Работа над выразительностью. Конферанс.

Репетиция танцевальных номеров.

Репетиция массовых сцен.

Генеральная репетиция.

Праздник «Прощание с начальной школой»

Итоговое занятие.

Наши результаты, достижения.

Теоретическая подготовка.

Теоретическая подготовка предусматривает обучение выразительному чтению, театральному мастерству, хореографии, вокалу.

Практическая подготовка.

Практическая подготовка предусматривает перенесение полученных теоретических знаний в практику: развитие навыков выразительного чтения, театрального мастерства, хореографии, вокала.

Практическая подготовка включает в себя репетиции спектаклей, концертов, литературно-музыкальных композиций, праздников.

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы кружка. Первичный инструктаж по технике безопасности. Правила работы с инструментами, декорациями, видеотехникой. Поведение на сцене. Правила работы с микрофоном. Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?»

Ритмопластика .

Вводное занятие. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

Культура и техника речи .

Вокал. Основы вокального исполнения. Элементарная музыкальная грамота. Индивидуальная или групповая вокальная работа. Правила вокальных исполнений.

Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и правила работы с ним.

Этапы работы: 1.Знакомство, прослушивание. 2.Чтение по ролям. 3.Определение порядка сцен и сюжетной линии.4. Работа над образом. 5. Работа на сцене. 6.Оформление сцены, костюмы, реквизит.

Новогодняя сказка – спектакль

Написание сказки. Чтение и обсуждение сказки. Распределение ролей. Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией. Репетиция сказки по отдельным сценам. Постановка вокальных номеров. Поведение на сцене. Оформление сцены и зала, декораций.

Постановка сказки – спектакля.

Составление и обсуждение программы праздника. Репетиции вокальных, сольных номеров, сцена с танцами.

Праздник «Солдат – высокое звание» в актовом зале.

Составление и обсуждение программы. Распределение концертных номеров. Репетиции сценок, песен, танцев. Разучивание стихотворений. Конферанс. Праздник «Милой мамочке моей».

Праздник «Прощание с начальной школой»

Создание и обсуждение сценария. Распределение обязанностей. Репетиция вокальных и танцевальных номеров, стихотворений, сценок, массовых сцен. Праздник «Прощание с начальной школой».

Ожидаемый результат

Дети всесторонне развиваются. Они играют на сцене, учатся выражать свои чувства, отношение к своему герою. Проявляют инициативу, творчество.

Развивают речь, интеллектуальные, познавательные способности.

Формируется интерес к театральному искусству, музыке, поэзии.

Ребята глубже знакомятся с творчеством русского народа, его традициями, обычаями. Сильнее любят свою Родину – Россию и выражают эту любовь в своих стихах.

Члены кружка отличаются трудолюбием, способны прийти на помощь друг другу. Вместе с родителями шьют театральные костюмы и готовят декорации, оформляют сцену

В ходе реализации образовательной программы обучающиеся получат следующие знания, умения, навыки:

1.Интонировать чисто, соблюдая правила пения.

3.Осуществлять разбор сценарного материала.

4.Сочинять небольшие отрывки, строфы, импровизировать в конкретном образе.

5.Двигаться, говорить, выступать со сцены в роли ведущего, актера, помощника.

6.Классифицировать знания о формах и жанрах театральных постановок.

Методическое обеспечение программы

Проведение занятий в театральном кружке «Бригантина» направлена на раскрытие творческих способностей детей.

В основном, проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, вокальных и танцевальных номеров, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных композиций.

Вместе с детьми разрабатываются сценарии новогодних сказок-спектаклей, концертов, праздников.

В процессе занятий театрального кружка ребята приобретает знания о театральном и музыкальном искусстве; учиться правильно и красиво говорить, читать стихотворные тексты, уметь читать и создавать сценарии различных сценок.

В ходе репетиционной деятельности ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.

В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.

В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.

Воспитательная и творческая работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

Метод театрализации;

Метод эмоциональной драматургии;

Метод работы «от простого к сложному»;

Суть метода театрализации состоит в соединении звуков, цвета, мелодий, интонаций в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях. Благодаря своей социально-педагогической и художественной направленности театрализация выступает одновременно как социально-художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга.

Основные формы работы:

    Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

Культуры речи;

Сценического движения;

Работы над художественным образом;

Вокальное исполнение.

2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Материально – техническое обеспечение

    Актовый зал

    Танцевальный зал

    Кабинет музыки

  • Звуковая аппаратура, микрофоны

    Магнитофон

    Музыкальный центр

    Мультимедийная установка, экран

    Декорации

    Театральные костюмы

Литература

1.Воловик Т. Педагогика и методика досуга (Текст)/ Т.Воловик, С. Воловик – М. :Просвещение, 2001.

2.Классный руководитель: журнал – 2003. -№6,10.

3.Смирнов В.И. Воспитание культуры общения на уроках театрального искусства. Г.Н.Новгород, 1993г

4.Приложение к журналу «Внешкольное воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи», 2005г

5.Кучер Н.И. «Любовь моя театр», 2004г

6.Генералова И.А. «Мастерская чувств», 2006г

7.Попова Т.И. «Мир вокруг нас», 2000г.

    Нескучный досуг. Серия «Праздник в школе». М.:Сфера, 2003.

    Театральная мастерская. Журнал для юношества. М.: Издательство Московского педагогического университета, 2002.

    Праздник в школе. Давыдова М.А., Агапова И.А.

    Игровые праздники и тематические вечера. Скоркина Н.М.