Техника сценической речи.
Голос человека – явление сложное, связанное не только с работой определенных мышц, но и со всем психофизическим аппаратом человека. Любое волнение отражается на дыхании и звучании голоса, известны случаи, когда голос пропадал в результате нервного потрясения при абсолютно здоровом речевом аппарате.
Голос и его развитие тесно связаны с раскрытием творческой индивидуальности актера. Профессиональное владение голосом предполагает не только умение находить точное и верное звучание, но и умение закреплять и совершенствовать найденное.
С.М. Михоэлс – актер, создававший яркие и разнообразные образы говорил: "У актера не один голос, у актера сто голосов, тысячи граней. Мы меньше всего знаем себя и привыкли к одному тембру голоса, а у нас их тысячи. У нас есть тысяча скрытых, еще никогда не раскрывшихся возможностей!"
Система работы над техникой речи включает в себя:
1. Постановка дыхания:
2. Работа над артикуляцией:
o гласные звуки;
o согласные звуки;
o скороговорки и поговорки.
3. Работа над звуком:
o стон;
o интонация.
4. Работа над дикцией:
o слоги;
o скороговорки (логические ударения, ускорение и замедление скорости чтения).
5. Работа над голосом:
o произношение звуков в одном тоне, с переходом от тихого к громкому звучанию, и наоборот;
o произношение звуков в разных резонаторах – из нижнего в верхний, и наоборот.
6. Логическое чтение:
o логическое ударение;
o логические и психологические паузы.

Уникальный Нью-Йорк Нью-Йорк. Сидеть в торжественной тишине в тусклом темном доке. В чумной тюрьме с пожизненным замком. Ожидание короткого резкого удара. От дешевого и чип-чоппера на большом черном блоке. Она говорит, что она зашивает лист. Что делать, чтобы умереть сегодня, через минуту или два-два, что трудно сказать, но сложнее. Ибо они будут бить татуировку на двоих сегодня, когда крыса тата на двоих, и дракон придет, когда он услышит барабан. через минуту или два-два сегодня, через минуту или две сегодня.

Большая черная ошибка немного черноватого медведя, а большой черный медведь залил синюю черную кровь. Питер Пайпер выбрал клюв из маринованных перцев; выплеснул клюв из маринованных перцев, Питер Пайпер. Малая кожа никогда не выдержала меньше влажной погоды.

1. Постановка дыхания.
Процесс дыхания имеет особое значение для развития сценической речи. От того, как человек умеет пользоваться своим дыханием, зависит красота, сила, легкость голоса, богатство динамических эффектов, музыкальность и мелодичность речи.
o Выработка носового дыхания.
Во время выступления актеру часто приходится "добирать" дыхание и через рот, но должен быть воспитан носовой вдох.
Упражнения:
; Выдох беззвучный, затем на выдохе произносится согласная «М», или «Н».
; Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом (10-12 р.)
; Упражнения с движениями головы. Вдох носом. Медленно выдыхая через звук "Н", медленно повернуть голову направо, налево, затем принять и.п. Вдох на "Н", на выдохе поднять голову, опустить ее, и.п. (4-6 р.)

Речь в движении

Среди туманов и свирепых морозов, с широкими запястьями и крепкими хвастовствами. Он сует кулаки на стол, И все же настаивает, что видит призраков. Любая комбинация вышеуказанных упражнений будет полезна. Массаж мышц щеки, массажер, губы и всюду, куда вы смеете идти. Держать и растягивать язык также может быть отличным способом разогреть его. Под языком - еще одно место.

Использование костяной опоры может быть большим, и любое из вышеуказанных упражнений полезно, когда вы делаете это с помощью костяной опоры. Если вы хотите купить костяную опору. Нарисуйте круги в каждой щеке кончиком языка. Стремитесь сделать круги максимально совершенными. Как только вы закончите 10 в одном направлении, нарисуйте еще 10 кругов в противоположном направлении. Сделайте то же самое для другой щеке. Вы можете варьировать количество кругов в каждой щеке, однако старайтесь соответствовать сумме с каждой стороны.

O Выработка реберного дыхания.
Наиболее эффективное дыхание - грудное или реберное. Для контроля дыхания положить руки с боков на нижние ребра (большой палец на спине) и медленно набирать воздух. Руки должны ощутить горизонтальное расширение кольца ребер, которые они обнимают. Взятый воздух надо задержать и потом плавно выдохнуть.
Начальные упражнения на дыхание.
Упражнение 1. (1 день).
3сек. - 3сек. - 3сек.

Десять ступенчатое руководство по совершенному разговору. Подсказка 1: Изменить акцент, улучшить плохую дикцию. Если вы говорите с акцентом, который хотите изменить или просто имеете плохую дикцию, которую хотите улучшить, самый быстрый способ очистить звук вашего голоса - говорить шепотом.

Начните с выбора прохода из книги, журнала или газеты и прочитайте ее вслух на шепоте, постепенно увеличивая громкость вашего голоса. Как только вы практикуете это в течение примерно десяти минут, попробуйте записать свой голос, а затем воспроизвести его для себя, чтобы увидеть свой прогресс.

Плавный вдох задержать дыхание выдох в течении.
носом за 3 секунды. на 3 секунды. 3 секунд.

С каждым последующим днем увеличивать время вдоха, задержки дыхания и выдоха.
От 3 – 4 – 3; 5 – 5 – 5; 8 – 5 – 10 и, наконец, до 10 – 5 – 10.

«Цветочный магазин».
И.п. – стоя. Выдохнуть на звук «п-фф» и втянуть при этом живот. Делая вдох, представить, что нюхаем цветок. После этого на звук «п-фф» медленно и плавно выдохнуть. Вдох – короткий, выдох – длинный.

Продолжайте повторять это упражнение, пока ваш звук не очистится. Подсказка 2: спроецируйте свой голос. Если вам трудно услышать, произнесите тихий голос или носовое качество тон вашего голоса, вы можете передать свой голос вперед, поговорив с карандашом во рту.

Поместите карандаш или солому между губ, а затем зачитайте громко, держа карандаш между губами. Продолжайте практиковать это, а затем удалите карандаш и попытайтесь прочитать тот же проход снова без него. Продолжайте повторять упражнение, пока ваш голос не двинется вперед. Нельзя говорить в спине или горле или носом с карандашом во рту, и вам нужно переучить свои речевые органы, чтобы продвигаться вперед. Не забудьте записать ленту и воспроизвести свой прогресс.

«Трубач».
Прижать к губам воображаемую трубу (это может быть собственный кулак) и, выдувая воздух протрубить (без звука) какой-нибудь энергичный мотив.

«На одном дыхании» (упр. для распределения выдоха)
Произнести большую по объему фразу на одном дыхании: глубоко вздохнуть и на выходе проговорить текст.
Например, из Гомера: «Гневно его прервав, отвечал Ахиллес благородный:
- Робким ничтожным меня справедливо бы все называли,
Если б во всем, что не скажешь, тебе угождал я, безмолвный…»

Подсказка 3: Лечить заикание или затруднение речи. Штаммеры и препятствия речи часто вызывают недоверие. Поэтому важно работать над вашей самооценкой и помнить, что заикания и другие препятствия речи часто становятся привычками. Точно так же, как отказ от курения или любая другая дурная привычка, заикание - это некоторые проблемы речи, часто это привычки, которые мы создали, чтобы покрыть застенчивость или недоверие.

Первая работа по методам самооценки. Один мальчик излечился от пожизненного заикания всего за один сеанс, используя методы уверенности. Дайте себе разрешение теперь потерять заикание или трудность - Звучит смешно, но работает. Также практикуйте разговор с карандашом во рту. Гораздо сложнее говорить плохо, когда фокусируешь свое внимание на том, чтобы держать карандаш там.

2. Работа над артикуляцией.
Для того чтобы ясно и четко говорить, необходимо в первую очередь правильно произносить каждый гласный и согласный звук в отдельности.
Артикуляция – это образование звуков с помощью речевого аппарата.
o Гласные звуки.
1. Вначале работа над отдельными гласными: У, Ы, И, О, Э, А, Ю, Е, Я, Ё.
2. Затем работа над сочетанием звуков:
; У – У – Ы – Ы;
; У – У – И – И;
; У – У – О – О;
; У – У – А – А;
3. Положив руки на ребра, вдох в течение 2 секунд, задержка воздуха на счет
1, 2, 3 и плавный, медленный выдох на звуке "У": 2 – 3 – "У"
Постепенно увеличивается счет:
; 3 – 4 – выдох "У"
; 4 – 4 – выдох "У"
; 4 – 5 – выдох "У"
; 5 – 5 – выдох "У"
4. Добившись плавных выдохов, упражнения усложняются: быстрый вдох на 1-2, задержка дыхания на 5 секунд, выдох на гласном звуке.
o Согласные звуки.
Отрабатывая каждый согласный звук, следует его произносить сильнее и ярче, чем в разговорной речи.
П, Б, Т, Д, Х, К, Г, Н, М, Ф, В, Л, Р, Ч, Ц, С, Ш, Щ, З, Ж.
1. Упражняться в произнесении отдельных звуков, а затем в различных сочетаниях согласных, например: П – Ч, Т - Ч, Ж – С.
2. Когда твердые согласные усвоены, начинается работа над мягкими согласными звуками: ЧЩ, ТЬ, ДЬ, ЛЬ.
3. Соединение согласных звуков к гласным: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ, ПИ.

Подсказка 4: Пойте свой путь к великой речи. Он преодолел свое пожизненное заикание с момента создания успешной карьеры и работы с логопедом, используя некоторые из методов этого руководства. Пение, как бы плохо оно ни было, может помочь вам очистить вашу речь и потерять трудность. Поистине невозможно заикаться, а пение и акценты скрыты пением. Даже если вы паршивый певец, в уединении своего дома, пойте свои слова, а затем вернитесь к нормальной речи сразу же и обратите внимание, насколько лучше ваша дикция.

Передать тиканье часов

Опять же, магнитофон помогает практиковать эту технику. Подсказка 5: Поза - стойка высока, чтобы хорошо говорить. Способ, которым мы стоим и держимся, прямо влияет на нашу речь. Стоя высоко поднятой головой, держащей вертикально, открывается горло и диафрагма для более качественной речи. Никогда не говорите, глядя вниз, вы будете бормотать, всегда смотрите прямо вперед и удерживайте плечи назад и сундуком. Дайте свои проходы и хорошие открытые воздуховоды, через которые можно работать.

O Скороговорки и поговорки.
Скороговорки помогают преодолевать вялость губ и языка, добиться их подвижности. Вначале скороговорки произносятся на шепоте. Постепенно ускоряя темп.
Попытка не пытка.
Купи кипу пик.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Добыл бобов бобыль.
У быка бела губа, была тупа.
Обычий бычий, ум телячий.
Молодец, что огурец, огурец, что молодец.
Во мраке раки шумят в драке.
Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп.
От топота копыт пыль по полю летит.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клорнет.

Если вы страдаете от плохой осанки, проблем с спиной или просто привычно сутулитесь, попробуйте йогу или пилатеса или поработайте над мячом для упражнений, чтобы укрепить и улучшить свою осанку. Слушание - одна из самых полезных вещей, которые можно сделать, чтобы улучшить вашу речь. Помните, что вы впервые научились говорить, подражая окружающим. Мы склонны развивать наши акценты и речь от наших родителей и членов семьи и наших сверстников в школе. Каким бы мы ни подвергались большинство, мы узнаем.

Наше ухо устанавливается раньше или голосом и для того, чтобы изменить свою дикцию, которую нужно переучивать, слушая. Слушайте, как звучат Тревор Макдональд или Мойра Стюарт, когда они представляют. Возьмите предложения, послушайте и скопируйте. Они делают это, слушая и подражая кому-то, кто говорит так, как им нужно говорить за ту роль, которую они играют.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

На мели мы налима лениво ловили, для меня вы ловили линя.
О любви, не меня ли вы мило молили, и в малину манили меня?
3. Работа над звуком.
Звук – это ощущение, воспринимаемое слухом. Звучащим телом могут быть всевозможные предметы, дающие разнородные слуховые ощущения: шум, скрип и т.д.
Тон – это гармоничный звук, который создается правильным чередованием звуковых волн.
o Стон.
«Боль».
И.п. сидя, плечи опущены, шея расслаблена. Вообразить, что болит голова или горло. Негромко стонать с целью, чтобы успокоить боль, отвлечься от нее. Звук не зажимать, звук на средней ноте, свойственной на вашей разговорной речи. Затем постепенно переходить на стон с гласным звуком, затем на звуковых сочетаниях: ммум-ммом-ммам-ммим-ммым-мм.
Затем постепенно переходить к повышению, затем к понижению голоса.

Идите спать, слушая его для еще большего эффекта. Подсказка 7: Вдохните свой путь к хорошей речи. Наш звук очень зависит от того, как мы дышим. Чтобы улучшить качество вашей речи, вам нужно научиться дышать через вашу диафрагму. Если вы этого не сделаете, вы говорите выше в своей груди. Это требует практики, поэтому не сдавайтесь. Вы научитесь чувствовать, где находится ваше дыхание, а затем вы будете дышать естественным путем через вашу диафрагму.

Используйте упражнение с различными методиками, перечисленными здесь, - говоря шепотом, пением, с карандашом во рту. Это укрепит вашу способность иметь сильную дикцию и преодолеть ленивую речь. Вокруг прочной скалы пробежал рваный негодяй. Она продает морские ракушки на берегу моря.

Полезно читать на стоне какую-либо былину. Например:
Как у ласкова князь-Владимира… Ка-а-ак у-у-у л-а-а-аска-а-ава-а-а…
Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне: для тренированного голоса этот диапазон – примерно две октавы. Однако в обыденной речи используется такой диапазон нечасто, что приводит к звуковому монотону. Для актера это совершенно не допустимо.

Не грубый, держите свой рот чистым и свежим и следите за зубами. Плохая стоматологическая помощь может повлиять на нашу речь, поскольку промежутки во рту меняют всю структуру вашего звука и могут привести к свистящим звукам. Устные инфекции приводят к инфекциям горла, которые являются фатальными для хорошей речи, поэтому держите себя здоровыми - это хороший совет в любом случае, и диета и упражнения помогают во всех вопросах в любом случае.

Вечернее успокаивающее Утреннее возбуждающее

Миф о том, что сосание помогает горлу и рту, где речь идет. Если вы должны что-то использовать, небольшая чайная ложка масла и сахара увеличит слюну или мед, но гораздо лучше будет простая вода. Слишком много горловых сладостей действительно могут раздражать горло и рот.

O Интонация.
Силу звука в речи нужно искать не в громкости и крике, а в голосовых повышениях и понижениях, т.е. в интонации. Силу речи нужно еще искать в постепенности нарастания от тихого к громкому и их взаимоотношениях.

«Оттенки».
Произнести фразу с различной интонацией: весело, грустно, по-деловому, укоряющее, мечтательно, по-дружески, гневно, раздумывающее, удивленно и т.д. «Я хочу это взять», «Нет, никогда» и др.

Может показаться смешным, но наш голос является частью нашей собственной уникальной личности. Не обязательно хорошо изменить акцент, например, если он не удерживает вас в вашей работе или повседневной жизни. На самом деле вы никогда не сможете полностью потерять установленный акцент, это часть вашего наследия, и пока вы можете узнать новый способ говорить, вы можете вернуться к своему старому пути в любое время, когда вы выберете.

Научитесь любить свой голос и воспитывать его. Не концентрируйтесь на том, что с ним не так, улучшите то, что хорошо. Скажите себе, что ваша речь является частью вашей уникальной уникальной личности и так же, как полировка вашего автомобиля, вы можете сделать ее более красивой, но она в любом случае прекрасна!

«Не своим голосом».
Произнести одну фразу «голосами разных животных» - кролика, бегемота, коня, лисы, мышки, медведя, белочки, коровы, собаки, змеи, ежа и др. – так, чтобы резко менялся ритм, регистр голоса, интонации, окраска,; фразу лучше брать нейтральную. «Сегодня очень хорошая погода». Можно вести диалог «языком разных животных».

В этой серии основное внимание уделяется разминке, предназначенной для речи. Речь идет о аспекте использования голосовой речи, которая заключается в эффективном общении с языком, поиске правильной энергии гласных и согласных для стиля исполнения, который вы делаете. Иногда это называется «дикция», это относится к тому, как вы говорите, и мы часто слышим прилагательные, такие как ясный, неряшливый, ленивый или артикулирующий. Меня интересует речь о том, что речь идет о манере речи, которая соответствует стилю говорящего языка, характеру, говорящему на нем, и среде, в которой выступает актер.

4. Работа над дикцией.
Начинается с тренировки активных речевых органов речи – губ, языка.
«Пробка».
Плотно сжать губы, натянуть их край на зубы, чуть прикусив. Воздухом, находящимся в полости рта (не делая выдоха!), резко прорвать смычку, как бы выстреливая пробку, зажатую губами.
«Коса».
Представить, что точите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз … ссс-ззз …ссс-ззз… Коса наточена, можно косить. Взмах косы – и она звучно режет траву: жжж…жжж…

Потребности актера в большом помещении на открытом воздухе сильно отличаются от потребностей человека, выступающего перед микрофоном, для голосовой передачи или в интимной сцене на пленке. По этой причине хорошая речевая подготовка должна научить вас адаптировать вашу речь к различным контекстам, с рядом вариантов от очень интимных и тонких, до очень выразительных и грубых. Хотя, как правило, не нужно «перечитывать», чтобы передать сообщение в большинстве настроек, бывают случаи, когда требуется «громадное».

Меня также интересуют актеры, имеющие возможность играть весь спектр своих голосов и доступ к совокупности звуков мира. Зная об этих вещах, вы можете получить бесплатный проход, который позволит вам проникнуть в мир звука без ожидания в очереди, чтобы выяснить основы. Как говорит мой друг Фил Томпсон, мы должны уметь «слышать своими ртом», чтобы знать, что нужно, чтобы сделать звук, как только мы его услышим, и мы можем только изучить это средство, играя со звуком.

1. Каждый согласный прибавляется к каждому гласному звуку: ПА-ПЯ, ПО-ПЁ, ПУ-ПЮ, ПЭ-ПЕ, ПЫ-ПИ.
2. Соединяется другой согласный: ПРА-ПРЯ, ПРО-ПРЁ и т.д.
3. Далее идут более сложные звукосочетания:
ТАДИТА-ТАДИТЯ ДАТИДА-ДАТИДЯ
ТАДИТО-ТАДИТЁ ДАТИДО-ДАТИДЁ
ТАДИТУ-ТАДИТЮ ДАТИДУ-ДАТИДЮ
ТАДИТЕ-ТАДИТЭ ДАТИДЭ-ДАТИДЁ
ТАДИТЫ-ТАДИТИ ДАТИДЫ-ДАТИДИ.

Упражнения по сценической речи

Итак, какие упражнения мы должны исследовать, чтобы иметь эффективную разминку речи? Традиционно речевые упражнения имеют тенденцию к упражнениям, где один повторяет целевой звук или звуковой кластер, обычно становясь все быстрее и быстрее, чтобы бросить вызов вашей способности четко формулировать звук или звуки на скорости. Как правило, избегали пронуцировок, которые считались «неаккуратными» или «ленивыми», что давало актерам впечатление, что если они не выполняют по образцу речи, моделируемой учителем, что они ленивы или что они высокомерны, полагая, что их собственной речевой формы было достаточно для работы, которую они сделали.

ТЫТА, ТЫТЯ, ТЫТО, ТЫТЁ, ТЫТУ, ТЫТЮ, ТЫТЭ, ТЫТЕ, ТЫТЫ,ТЫТИ.

Продолжается работа над скороговорками. Сначала в медленном темпе, затем с ускорением.

5. Работа над голосом.
Для создания наилучших условий для свободного звучания голоса сначала необходимо снять мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. Зажим в гортани можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка.

Упражнение на развитие умения направлять звук в сторону публики.
Произнесение слова «с позывом»: как бы посылая вдаль через большое пространство; А-ЛЕ-НУШ-КА!!! Е-КА-ТЕ-РИ-НА!!! Э-ВО-ЛЮ-ЦИ-Я!!!
o произношение звуков в одном тоне, с переходом от тихого к громкому звучанию, и наоборот.
1. Сначала тихо, постепенно расширяя звучание, опять привести к тихому, соединяя при этом А со звуком У.
2. АУОУЭУ взять дыхание ЫУИУ АЫОЫУЫ взять дыхание ЭЫИЫ
АУОИУИ взять дыхание ЭИЫИ АОУОЭО взять дыхание ЫОИО
АЭОЭУЭ взять дыхание ЫЭИЭ ОАУАЭА взять дыхание ЫАИА

3. ЯМЬ ЕМЬ ЮМЬ дыхание ЭМЬ ИМЬ ЯНЬ ЕНЬ ЮНЬ дыхание ЕНЬ ИНЬ
ЯЛЬ ЕЛЬ ЮЛЬ дыхание ЕЛЬ ИЛЬ все упражнение в одном тоне.

4. Произношение звуков в разных резонаторах – из нижнего в верхний, и наоборот.

1. 2. 3.
Э дых.
Оу Ыу Аы Иы Уу дых.
Ау Иу Оы Эи Ои Эи
У дых. Аи Ыи

5.От тихого звучания доводить до громкого, и, наоборот, от громкого постепенно к тихому на одном дыхании.
У Ы И О Э А М Н А Р В З Ж.

6. Логическое чтение.
Логическое ударение.
Каждая фраза речи должна нести свое содержание и иметь определенный смысл, ради которого они произносятся. Найти смысл фразы – выяснить, какие слова являются главными, определяющими основную мысль, т.е. найти логический центр. В разговорной речи мы это делаем бессознательно. Но когда мы сталкиваемся с текстом другого лица, бывает затруднительно определить слова, несущие в фразе основу. Живая речь несет в себе, кроме мысли, и чувство. При выделении слов пользуемся усилением, повышением голоса, или понижение и замедлением темпа.
Логические и психологические паузы.
Имеют влияние на выразительность речи, эмоциональность чтения.
Логические паузы – смысловые;
Психологические паузы – диктуемые чувством, это подтекст, красноречивое молчание.

Работа над скороговорками.
По очереди выделяется логическое ударение.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Таким образом, с помощью логического ударения не изменяется порядок слов, фразу можно произнести по-разному, в зависимости от вкладываемого в нее смысла.
Психологическая пауза имеет право приостанавливать течение речи, на определенном слове. Она направлена к сверхзадаче по линии подтекста и сквозного действия и зависит от уровня творческого потенциала исполнителя, эмоционального содержания текста. Она может совпадать с логической паузой, а может быть просто молчанием.
Психологическая пауза важнейшее орудие общения. Без психологических пауз речь безжизненна. Пауза заменяет слова глазами, мимикой, лучеиспусканием, намеками, едва уловимыми движениями и другими средствами общения. Все они умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Бессловесный разговор может быть интереснее, содержательнее и убедительнее, чем словесный.

Два сильных козыря в словесном общении: интонация и пауза. С ними можно сделать очень много, не прибегая даже к слову, а ограничиваясь лишь звуками.
Секрет в том, что на слушателя действуют не только передаваемые мысли, представления, образы, связанные с произносимыми словами, но и звуковая окраска слов - интонация и красноречивое молчание, договаривающее недосказанное словами.
Интонация и пауза по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей.

Елена Бутова
Тренинг по сценической речи с элементами актерского мастерства для детей 6–7 лет

Цели :

Развивать умение изображать эмоции, используя голос, мимику, жесты

Развивать интонационную выразительность

Развивать творческий потенциал каждого ребёнка, способности к импровизации

Формировать творческое воображение, фантазию

Оборудование :

Музыкальный центр, фонограммы;

Пиктограммы эмоций,

Доска, маркер, иллюстрации обложек с названием сказки (для игры «Перевертыши» )

Артистическая разминка «Поздороваемся»

Скажем : «Доброе утро! Мы рады Вас видеть!» со следующей интонацией :

Радостью

Удивлением

Как президент страны

Как иностранец, плохо говорящий по-русски.

Игра на развитие дикции «Снежки»

Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками : птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги, вспи, взжи, вздри… и тд…

Затем «играем в снежки» . Произносим четко и громко, бросая воображаемый снежок, скороговорки :

«Бобр добр для бобрят» ,

«Жужжит над жимолостью жук» ,

«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот» ,

«В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега» ,

«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку» ,

«Шесть мышат в камышах шуршат»

Упражнение "Эхо".

Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо» , необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посыла звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор» . А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки

«Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз»

Виды эмоций

Показать эмоции при помощи мимики и жестов : радость, грусть, удивление, испуг, злость, неприязнь

Интонационная выразительность.

Фразы : «Ну вот и всё…» , «Я люблю манную кашу» , «Ура! Скоро новый год!»

Произнести :

Кровожадно,

Печально,

Радостно,

Злостно,

Удивлённо,

«Главное слово»

(«ударное слово» , выделяется интонационно)

Используем чистоговорки и скороговорки, давая задание выделить интонационно то или иное слово, обратить внимание на то, как меняется смысл фразы, при переносе интонационного ударения на «главное» слово»:

«Аня гладила кота»

«У Оли новое пальто»

«Кукушка кукушонку купила капюшон»

«Слишком много ножек у сороконожек»

«Муха Горюха села на ухо»

«Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках»

«Галка села на забор, грач завел с ней разговор»

Упражнение на беспредметное действие - «Моё утро» .

Каждый участник тренинга играет этюд на тему «Моё утро» . Важно, чтобы действие выполнялось не формально, а подробно, учитывая все мелочи утренних процедур , например в ванной : открыть краны, умыться, почистить зубы, одеться и тд.

Включить спокойную музыку, способствующую размеренному физическому действию.

Игра «Перевертыши»

Предложить детям самостоятельно «зашифровать» (необходимо подобрать противоположные по смыслу слова) названия сказок :

«Аленький цветочек» (Зелёненький листочек)

«Красная шапочка» (Синий носок)

«Кот в сапогах» (Мышь босиком)

«Три толстяка» (Один худыш)

Список литературы :

1. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. / М. Н. Щетинин – М.: Метафора, 2006. – 128 с.

2. Леокарди, Е. И. Дикция и орфоэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи . / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.

3. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко – М.: Просвещение, 1984 г

4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / Изд-во Института Психотерапии. – М., 2001.

5. Л. М. Шихматов Сценические этюды / «ПРОСВЕЩЕНИЕ» , М., 1986.

6. К. С. Станиславский. Работа актера над собой . Ч. 1 – М.: Изд. “Искусство”, 1954

7. Театр, где играют дети : Учеб. - метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под редакцией А. Б. Никитиной–М.: Изд. центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.

8. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд. «Гном и Д» , 2010

9. В. Дмитриева Скороговорки и чистоговорки для развития речи / АСТ , Астрель, 2008