Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.

План ответа

    Понятие мышления.

    1. Понимание мышления.

    Виды мышления.

    Возможности классификации.

Ответ:

    Понятие мышления.

    1. Понимание мышления.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

На это американские радикалы отвечают, что кондиционирование, декондиционирование, промывание мозгов и химические смирительные рубашки не являются привилегией какой-либо страны. Но суть человеческой социальной среды - быть системой значений. Дом не воспринимается как камень или дерево, а как приют. Путь - это не плановая земля, а проход, ключ. Даже для неандертальца рубильник не только камень: его твердость не просто вопрос чувствительности, это, прежде всего, дизайн «посуды». Перкуссия - это только движение, жест, изначальные эффекты, инструмент и огонь, составляют корни чувства своего существования для человека.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

Следовательно, можем ли мы признать, что обучение и овладение смыслом вещей и действия в культурной среде не приносят других проблем метода, помимо простого обучения, посредством кондиционирования? Эти проблемы завершаются в проблеме языка. Мыслино-языковые отношения относятся к мозгово-мыслительному вопросу через связь между мозгом и языком. Является ли язык «узнанным» как любое другое поведение, в концепции Скиннера? Является ли изучение языка аналогичным обусловливанию, которое ведет к прочной связи между означающим, смыслом и референтом?

Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.

Если мы определим обучение и обусловливание, разве мы не будем реанимировать современный эмпиризм со временем, когда функции мозга игнорировались? Если мы должны учитывать врожденные лингвистические способности, следует ли нам идентифицировать инатизм и генетическое программирование мозга?

Утверждая, что грамматика языка не является свойством этого языка, а является свойством человеческого мозга, Хомский намеревается объяснить тот факт, что тот же ребенок, который учится говорить на языке своих взрослых ораторов, изучит другой язык на этом языке. связь с другими ораторами. Когда возражают, что общий интеллект может получить то, что Хомский допускает вписать в фиксированное ядро ​​языка, Хомский отвечает, что, чтобы учиться учиться, необходимо первоначальное распоряжение. По его словам, обязательство прибегнуть к общей способности объяснять изучение языка является именно подтверждением этого аспекта творчества, который Вильгельм фон Гумбольдт признал, заявив: «Язык может бесконечно использовать конечные средства».

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Легко понять, почему Хомский призывает Декарта и Лейбница, философов, которые защищали инатизм рациональных принципов; но не совсем понятно, как он может определить потребность в универсальных требованиях лингвистической компетентности к генетическому определению возможностей мозга. Это правда, что его оппозиция Скиннеру и теории, изложенной в словесном поведении, параллельны его отношению к политической оппозиции к тезисам Скиннера, изложенным в книге Вне свободы и достоинства.

Вера в то, что человеческий дух пуста, оправдывает всевозможные авторитарные системы. Если человеческий дух пуст, любой метод для соответствия духам его воле является законным, и это развивается до крайности в Скиннере, например; все заканчивается фашистской схемой.

      Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.

Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:

    Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците. Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.

    Но противники Хомского отвечают, что инерция интеллектуальной власти может превратиться в аргумент за элитизм в качестве поддержки оправдания неравных общественных отношений. Достаточно вспомнить в тот момент, что в его нынешнем биологическом варианте дебаты между эмпиризмом и инерцией, равнодушно, аргументируют противоположные политические позиции. Разумеется, это признак того, что оправдание политических выборов нужно искать в других местах, кроме мозга. В этом последнем пункте, кроме того, заключение конференции г-на Хэя выдвинуло гипотезу о том, что сон, выражение активности мозга, закрытое для внешних воздействий, отрезанных от окружающей среды, можно рассматривать как указание на деятельность по поддержанию наследственной программы, разрыва общественного отношения.

    Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.

    Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

    Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.

    Мечта будет хранителем естественной свободы в ответ на культурные ограничения. Здесь возникает соблазн вызвать Руссо, противостояние дикого человека и гражданского человека, и аксиому, согласно которой человек родился свободным, хотя он повсюду в клетке.

    Короче говоря, человеческий язык по существу является семантической функцией, из которой объяснения физикалистского типа никогда не выходят на первый план. Говорить означает означать, подразумевать, потому что думать - значит жить в значении. Вот почему он избегает любого сокращения, которое пытается вставить его в органическую или механическую конфигурацию. Так называемые интеллектуальные машины - это машины для создания отношений между данными, которые им предоставляются, но они не связаны с тем, что предлагает пользователь, от отношений, которые они порождают для него.

      Мыслительные операции. Формы мышления.

1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам

Поскольку смысл - это отношения, человек может играть с чувством, отвлекать его, имитировать, лгать, создавать ловушки. Ибо в одном случае, как и в другом, нужно учитывать отклонение от отношения с натяжением смысла. Соотношение смысла в языке не является несущественной копией физических отношений между элементами или системами элементов в мозгу говорящего. Точно так же, как наш мозговой зрительный район не видит, так сказать, объектов, которые, по-видимому, должны видеть наши глаза, в складках коры нет мысли, рассматривающих призрак предметов или ситуаций в наших словах.

5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

6. Конкретизация - это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.

Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B

Функции процесса обучения

Коперник и Галилей могут, разговаривая с садовником или камергером, сказать, что солнце поднимается, потому что Коперник и Галилей видят садовника или камергера, когда солнечный шар поднимается над горизонтом, но они знают, что солнце не вставать Поскольку Витор Хьюго может притворяться, что воспринимает противоположное тому, что он видит на закате, он воспринимает, так сказать, правду о кажущемся движении звезд, то есть о том, что мы должны думать после Коперника и Галилея.

Земля, наклонившись, как корабль, потерпевший кораблекрушение. Бледная ночь выделялась. Таким образом, связь между мозгом, мыслью и миром не может рассматриваться как умственное размножение физических эффектов, создаваемых в мозге путем введения в него мира, тем самым используя каналы сенсорных каналов. Витгенштейн пишет в этом отношении: «Философы, которые считают, что можно как бы расширить опыт мысли, должны знать, что это слово может передаваться по телефону, но не от кори». Это правда, что корь не может передаваться по телефону, но речи могут передаваться по телефону, символический цвет которого не приемлем для всех.

Понятие и научное познание . Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.

Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.

Общее понятие о мышлении

Отсюда и практика прослушивания телефона. Следовательно, исключение людей из-за заразной болезни мысли, более длительный отпуск, как правило, чем восемнадцать дней ухода школы в случае кори. Существует несколько способов понять, что человеческое слово относится к мысли, которое, в свою очередь, относится к субъекту, который не является частью мира, но, как говорит Витгенштейн, «предпосылка его существования»,, Можно согласиться с критическим отражением иллюзии психического внутреннего уклада, инаугурационным отражением посмертной работы Мориса Мерло-Понти, видимой и невидимой, однако, не соглашаясь со всеми тезисами экзистенциализма.

      Обобщенность и опосредованность мысли.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

Для ссылки на аксиологический отказ от участия, можно предпочесть ссылку на Витгенштейна, которую уже цитировали. Философское я - это не человек, не человеческое тело, а человеческая душа, к которому относится психология, а метафизический субъект, предел - не часть мира. Лучший комментарий к этому тексту не следует искать в философии, а в живописи. Морис Дени сказал, что Сезанн назвал «мотив» тем, что он хотел представить, что побудило его рисовать; а не предмет, то есть представленные вещи, о которых можно говорить.

Индивидуальные особенности мышления

Можно утверждать, что для философа взгляд живописца на мир как акт присутствия более поучителен, чем психофизиологическая теория видения. Картина Рене Магритта, Изолированный пейзаж, представляет собой изображение пейзажа, которого видит человек, увиденный на его спине, и который говорит в пузыре: «Я ничего не вижу вокруг пейзажа».

    Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией. Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Перцептивное поле, как сказал Раймонд Руйер, является абсолютной поверхностью, но оно должно быть добавлено к движению. Я не находится в связи с перелетом с миром, но в отношении наблюдения. Во второй части Дискурса Декарт очень заботился о своей защите от обвинения, выдвинутого им в качестве политического критика. Он сказал не что иное, как реформировать свои собственные мысли. Он пытался дистанцироваться от тех людей, «чье смутное и беспокойное настроение» ведет к оппозиции. Философ щедрости начал с философии благоразумия.

Понятие. Усвоение понятий

Спиноза публично признал право партии на свободу мысли. Возмущение и боль Спинозы заставили его покинуть дом, чтобы проповедовать на стенах города плакат, где он написал «Ультими барбарорум». Говорят, что его владельцу пришлось использовать насилие, чтобы сдержать его.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Философия должна учитывать такую ​​силу. Для этой задачи философии нечего ожидать от услуг психологии, дисциплины, которая, по словам Гуссерля, о том, как она выходила на первый план во времена Аристотеля, стала «постоянным бедствием для философских духов». Поэтому мы понимаем, что объективна наука, расположенная среди других объективных наук, с ее претензией на то, чтобы наставлять их на интеллектуальные функции, которые позволяют им быть наукой. Против этого претензий на учет всего существа только его часть философия не может не подняться.

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Мыслительные операции. Формы мышления

Что касается философии, то ее задача состоит не в том, чтобы увеличить выход мысли, а в том, чтобы напомнить о смысле ее силы. Приписывая философии конкретную задачу защиты Самости как неотъемлемого требования наблюдения присутствия, не следует признать, что она имеет роль, отличную от критики. На самом деле эта задача отрицания не является отрицательной, поскольку защита оговорки - это сохранение условий возможности выхода. Но философская заповедь не является ни тайным местом, ни святилищем; это хранилище энергии.

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Чтобы приостановить молчаливое согласие, адгезия, приверженность не являются ни отменой, ни воздержанием. Вот почему мы должны быть осторожны, чтобы не казаться, что они усвоили Я именно в тот момент, когда у нас возникнет соблазн смутить субъективность внутренностью в реакции против нынешней ассимиляции мысли на то, что Рене Том назвал «электронным оборудованием». Защита нашего резервирования требует от нас время от времени оставлять ее, как это сделал Спиноза. Оставляя наш запас, он делает это своими мозгами, с живым регулятором интервенций в работе в мире и в обществе.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным .

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление - понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.

При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)

Вербально логическое мышление один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышление совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

    Возможности классификации.

(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, - по характеру выполняемых действий и операций, их языку.

Могут выделять таким образом:

    по форме : наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;

    по характеру решаемых задач : теоретическое – практическое;

    по степени развернутости : дискурсивное – интуитивное

    по степени новизны : репродуктивное – продуктивное.

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях. Высшая форма мышления понятийная.

Мышление – это активный процесс. Его внутренним источником выступают потребности и мотивы, побуждающие человека к постановке и решению жизненно важных задач. Необходимость в нем возникает в ситуациях, когда для удовлетворения жизненных нужд субъект должен принимать во внимание внутренние, недоступные для восприятия свойства предметов и явлений, осуществлять прогнозы развития событий и процессов, планировать оптимальный способ поведения. Такие ситуации являются критическими для актуализации мышления.

Мышление можно определить как систему особых умственных действий и операций, на основе которых осуществляется субъективное воссоздание познаваемых предметов и явлений в их существенных свойствах, связях и отношениях.

Мышление порождается в контексте социального бытия человека (в предметно-практической деятельности). Оно тесно связано с речью, языком. Мышление – это процесс внутреннего рассуждения, в результате которого происходит решение задачи.

Мышление свойственно только человеку. Однако оно не дано ему в готовом виде. Оно возникает и развивается у него под влиянием обучения и воспитания. Необходимым условием для этого является наличие интеллектуально насыщенной среды и общения с другими людьми.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Оно функционирует в тесной взаимосвязи со всеми другими познавательными процессами. Мышление тесно связано со знаниями. С одной стороны, оно порождает знания, с другой стороны, они входят в состав мышления, выступая как инструмент и условие умственных действий.

Процесс мышления представляет собой некоторую последовательность умственных действий и операций, которые можно рассматривать как приемы понимания. Уровень развития мышления определяется тем, насколько широк круг умственных действий, которыми в совершенстве владеет человек. При всем многообразии и содержательной специфике в структуре мышления можно выделить всего лишь несколько наиболее универсальных действий, которые называются мыслительными операциями.

Анализ – мыслительное расчленение предмета, явления или ситуации для выявления составляющих элементов.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечения от остальных.

Сравнение – это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей: через сравнение, через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Конкретизация – это мыслительный переход от обобщенного к единичному, отдельному. Данная операция обратна обобщению.

Классификация – это мыслительное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от сходства и различия друг с другом.

Операции мышления обычно не выступают в чистом виде, человек использует набор различных операций.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса.

Рассуждение – это работа мысли над суждением. Рассуждение является обоснованием, если, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обуславливают его истинность. Рассуждение является умозаключением, если, исходя из посылок, оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции.

Качества мышления и структура интеллекта

Качество мышления оценивается по множеству показателей. Перечислим их.

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления – выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов.

Поверхностность мышления – качество, противоположное глубине мышления, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления – характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Мыслительный эксперимент – это одна из наиболее очевидных форм проявления деятельности воображения в науке.

Считается, что именно Галилей первым дал достаточно методологическое указание на мысленный эксперимент как на особое познавательное образование, квалифицируя его как воображаемый эксперимент.

Мыслительный эксперимент – вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся целиком в идеальном плане.

Мысленный эксперимент отличается от реального эксперимента, с одной стороны, своей идеальностью, а с другой – присутствием в нем элементов воображения как базиса оценки идеальных конструкций.

Оценка интеллекта

Наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной группы (средний балл – 100, ниизкий → 0, высокий → 200).

Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного (деменцией).

Самая тяжелая форма слабоумия – идиотия, IQ=20 (речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции).

В зависимости от формы выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, образное и вербальное или словесно-логическое.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление – это начальная стадия развития мышления у ребенка; суждение детей – единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному знакомому. Главная роль отводиться памяти. Самая ранняя форма доказательства – пример.

Центральная особенность допонятийного мышления – эгоцентризм. Эгоцентризм обуславливает такие особенности детской логики как: 1) нечувствительность к противоречиям, 2) синкретизм (связывается все со всем), 3) трансдукция (от частного к частному, минуя целое), 4) отсутствие представления о сохранении количества.

Понятийное мышление приход не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

Наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет.

Мышление детей младшего школьного возраста является понятийно-конкретным, т.е формирующийся мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер.

Школьникам в среднем и старшем возрасте становится доступно более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях (абстракто-понятийное мышление).

Виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятия предметов, реальное преобразование в процессе действия с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуации и изменения в них, которые человек хочет получить в результате свое деятельности, преобразующей ситуации.

Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Итогом словесно-логического мышления является не образ, а некая мысль, идея, даже не всегда оформленная в речи. Вербальное мышление имеет форму понятий, суждений и умозаключений. Они называются логическими.

В зависимости от характера познаваемой реальности различают два вида мышления: предметное и психологическое. Предметное мышление направлено на познание физических и биологических предметов и явлений. Оно обеспечивает ориентировку человека в окружающей предметной среде. Это мышление может быть хорошо развито у инженеров, биологов, механиков, географов, физиков и т. п. Психологическое мышление позволяет понимать людей. Оно направлено на понимание индивидуальных психологических особенностей другого человека: черт характера, способностей, интересов, эмоциональных состояний, чувств и т. д.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Проводиться также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используют 3 признака:

    временной (время протекания процесса)

    структурный (членение на этапы)

    уровень протекания (осознанность/неосознанность)

Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различие продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящее) мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Различают также произвольные и непроизвольные мыслительные процессы. Непроизвольные – это трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач

По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное вначале и удовлетворительное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Применение правила включает две мыслительные операции:

    определить, какое именно правило привлечь для решения;

    применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления.

Мыслительный процесс можно представить в виде следующей цепочки: гипотеза­­ - проверка - суждение.

Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), которой является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

    подготовка;

    созревание решения;

    вдохновение;

    проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы может быть представлена следующим образом:

    мотивация (желание решить проблему),

    анализ проблемы,

    поиск решения,

    1. поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление),

      поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов,

      решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов,

      поиск принципиально нового решения (творческое мышление),

      1. на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.д.),

        на основе использования аналогии,

        на основе использовании эвристических приемов,

        на основе использования эмпирического метода проб и ошибок,

В случае неудачи:

3.5 отчаяние, переключение на другую деятельность – озарение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание решения (интуитивное мышление),

Факторы, способствующие озарению:

    высокая увлеченность проблемой,

    вера в успех, в возможность решения проблемы,

    высокая информированность в проблеме, накопленный опыт,

    высокая ассоциативная деятельность мозга.

    логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения,

    реализация решения,

    проверка найденного решения,

    коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Способы активизации мышления.

Для активизации мышления можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм» или брейнсторминг(метод А. Осборн США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. «Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики (У. Гордон США).

Метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность.

Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты.

Метод контрольных вопросов предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов.