Евгения Ужицина
Проект предметно-развивающей среды в психологических уголках в группах ДОУ

Проект организации предметно-развивающей среды психологического уголка в группах

Педагог-психолог МБДОУ д/с №5 «Берёзка» Ужицина Е. С.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ , необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы , на которую нацелена данная среда , оздоровительные функции среды , в частности, сохранения и укрепление психологического здоровья .

Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития , выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.

Поэтому особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста.

Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду в группах детского сада «Уголок психологической разгрузки » .

Цель : создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей и обеспечение специально организованных воздействий на дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Задачи :

Создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;

Создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей;

Создать условия способствующие развитию произвольной саморегуляции эмоционального состояния детей;

Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.

Ожидаемый результат :

Умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;

Снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;

Благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;

Умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.

Основу разработки составили следующие принципы :

Гибкость и управляемость среды . Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты , все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате .

Активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;

Индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе .

Уголок психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.

Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья . Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно :

Для психологической разгрузки воспитанников;

Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;

Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;

Обучение детей бесконфликтному общению;

Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

Обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

1. Уголок Уединения . Уголок уединения , призван решать благородную задачу создания ниши покоя. И чем он красивее, чем крупнее, чем более важное место в игровом уголке занимает , тем бесполезнее его наличие.

Если верить психологам , уголок уединения должен больше всего напоминать норку. Там должно быть полутемно, тесно и мягко. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр : отлежался, отсиделся, успокоился - можно вылезать и снова включаться в общую суету.

Наличие невысоких легких передвижных ширм и разноцветных драпировок разной величины, используемых, например, в некоторых детских садах, гораздо больше соответствует решению задачи индивидуализации пространства, чем стационарный уголок уединения . С помощью ширмочек и стульев ребенок сам выгораживает себе пространство требуемой площади. А используемые при этом ткани, их цвет, плотность и фактура отражают его эмоциональное состояние.

2. Доска (коврик, стена, солнышко) настроений. Если у ребенка плохое настроение он переворачивает свое фото в капельке, если хорошее- в солнышке. В течение дня настроение может меняться.

Игра «Волшебный стул» . Для активизации положительных эмоций, для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти часто в своей работе мы используем эту игру.

Грустному ребенку предлагаю присесть на стул , а остальные дети по очереди подходят к волшебному стулу, поглаживают сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова, дарят ему игры-забавы, которые имеют способность «заставить» ребенка улыбнуться, придумывают свои способы, как поднять настроение товарищу.

"Зеркало моего настроения".Если у ребёнка плохое настроение, он садится перед зеркалом смотрит на себя, улыбается. Настроение обязательно улучшится.

"Цветопись».Для снятия эмоционального напряжения, негативных эмоциональных переживаний, укрепления дружеских взаимоотношений. Из корзинки с разноцветными лепестками каждый ребенок выбирает соответствующий его настроению лепесток, и все вместе мы составляем один цветок (в виде ромашки) на нашей поляне. Как правило, все это заканчивается спонтанным «танцем настроения» .

3. Альбомы с семейными и групповыми фотографиями . Рассматривание альбомов способствует снятию напряжения, поднятию настроения.

4. Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

«Отгадай настроение сказочных героев»

«Путешествие в мире эмоций»

"Наши чувства и эмоции" (с 3 лет)

Ассоциации-цепочки. Эмоции

Театр настроения

5. Аудио записи (шум моря, пенье птиц и т. д.)

6. Подушка (варежки, коробка) примирения

7. Игры на обучение сотрудничеству и согласованным действиям

Твистер-веселая, подвижная напольная игра для активной компании. Тот, кто окажется самым гибким, пластичным, умеющим выползать в буквальном смысле из самых сложных ситуаций, тот и победит в игре

"Паутинка".Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема.

В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех детей группы .

Все дети садятся в круг. Ведущий берет в руки клубок ниток.

Предлагает детям назвать свои имена. Каждый участник называет свое имя, при этом разматывая клубок. В итоге получается паутина, которая связывает всех ребятишек.

Паутина эта необычная, "волшебная". Каждому ребенку достается кусочек паутинки, который можно надеть на руку в качестве браслета!

8. Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции

Волшебные предметы . Разнообразные волшебные предметы : шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.

Мешочки настроений. “Мешочек радости” изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. “Мешочек грусти” изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и “сложить” в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.

9. Игры на развитие сенсорики :сухой бассейн,массажные шарики,пуговки, зернышки, собери бусики.

“Шкатулка секретов”.В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани и т. д. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом “Что это ? Угадай?”.

10. Игры и предметы , способствующие снятию эмоционального напряжения и умения выразить негативные эмоции

«Коврик злости» также помогает детям избавиться от гнева. Он представляет собой фабричный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с маленькими разноцветными бантиками на нем. Ребенок разувается, заходит на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.

«Стаканчик для крика» .

Представляет собой непрозрачный стакан темного цвета, красиво оформленный. Например, если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уединенный уголок и оставить все «плохие» слова, всю свою злость, гнев в этом волшебном стаканчике. После того, как ребенок выговорится, стаканчик плотно закрывается и прячет.

Корзинка с клубочками разноцветных ниток. Их цель : успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе , безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, “Колобок”, “Теремок”) . Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.

11. Музыкальный центр с аудиотекой релаксационной направленности

12. Повышение самооценки детей :дерево добрых дел,коробочки добрых дел,герой дня.

Татьяна Радостева

Здравствуйте,уважаемые коллеги!

В нашем детском саду принято каждый год проводить конкурсы "Лучшей предметно-развивающей среды в ДОУ " В этот раз был конкурс уголков безопасности . Наша группа не осталась наблюдателем в стороне и приняла в нем участие. Большую помощь нам оказали родители : принесли пожарную машину,сделали разные игры для детей,пожарный щит и т. д.

И вот такой уголок у нас получился !



В процессе подготовки уголка были разработаны настольные, печатные дидактические игры :"Огнеопасные предметы "

Цель : Научить детей среды опасных предметов находить те ,которые часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Объяснять,почему выбрали именно эти предметы .

Вариант игры : воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек,среди которых основная масса огнеопасных (или наоборот,не опасных предметов ) .Задача игроков найти лишний предмет .


"Мои безопасные игрушки "

Цель : учить детей находить опасные для жизни предметы .



"Что пригодиться при пожаре"

Цель :научить детей находить предмет ,который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор.



Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

"Развивающая предметно-пространственная среда на участке детского сада в зимнее время. " Зима-любимое время года детворы. Ведь только зимой.

Первая младшая группа. Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений.

Фотоотчет «Предметно-развивающая среда в младшей группе детского сада» Предметно-развивающая среда играет основную роль в образовательно-развивающем.

Разновозрастная группа Николаевского филиала Светлолобовской СОШ №6. Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии.

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского сада Центр игры - Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Парикмахерская», игровая мебель для сюжетно-ролевых игр. Центр книги - Русские народные.

«Музыкальный центр».

Музыкальное воспитание в ДОУ является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей детей. В центре находятся музыкальные инструменты, разного направления, наглядный материал, портреты русских и зарубежных композиторов, произведения которых слушаются на НОД. Дети с удовольствием используют содержимое центра в свободной игровой деятельности, в сюжетных играх: «Музыкальное занятие», » Оркестр», » Концерт», играют в музыкально- дидактические игры.

Примеры дидактических игр в «Музыкальном центре»:

1) Кого встретил колобок.
Цель: различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.
Укатился колобок от бабушки и дедушки
Встретил зайчика,
Встретил лису,
Встретил волка,
Встретил медведя.
2) Какой инструмент лишний.
Игра способствует развитию мыслительной деятельности детей, развивает желание пользоваться специальной терминологией, закрепляет знания детей о внешнем виде музыкальных инструментов и тембровой окраской музыкальных инструментов.
3) Распредели инструменты по группам.
Игра направлена на закрепление знаний о музыкальных инструментах, названий инструментов, различие инструментов по внешнему виду и умении классифицировать инструменты по группам.
4) Определи кто на чем играет, расскажи про инструмент.
Игра направлена на развитие тембрового слуха, на закрепление знаний детей о внешнем виде инструментов. Соотнесение музыкальных инструментов по группам и материалам изготовления.
5) Птица и птенчики.
Игра направлена на развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, внимательности, мелкой моторики.



Уголок «Хозяюшка».

Развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Демонстрация модели отношений взрослого к малышу. Воспитание ценностного отношения к труду людей и его результатам. Развитие устной речи детей. Обогащение словаря детей существительными, обозначающими предметы народного быта. Повышение физической активности, развитие интереса к народным играм. Дети в уголке с удовольствием играют в такие сюжетно-ролевые игры как: «Дочки-матери», «Магазин», «Столовая», «День рождения», «В гостях» и др.

Примеры дидактических игр в уголке «Хозяюшка»:

1) Игра «Салат и компот»
Дидактическая задача: формировать у детей умение дифференцировать предметы по их свойствам; закреплять знания об овощах и фруктах; развивать связную речь, способность определять существенные признаки предметов; воспитывать любознательность, терпение, способность наблюдать за действиями товарища.
Игровые правила: фрукты можно класть только в кастрюлю, а овощи – в салатницу.
Игровые действия: маленькой хозяйке предлагается приготовить два блюда: компот и салат, но для этого все продукты необходимо распределить по группам для салата – овощи, для компота – фрукты и ягоды.
Педагог проводит краткую беседу до начала игры, в процессе которой уточняет знания детей о том, что на грядке растут овощи, на дереве и кустарнике – фрукты и ягоды.
Другой вариант игры закрепляющий. Педагог загадывает загадки, дети отгадывают и раскладывают продукты как указано выше.

2) Игра «Накрой стол»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, воспитывать заботливое отношение к кукле.
Игровые правила: правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе дети хлопают в ладоши, при неправильном грозят пальчиком.
Игровые действия: накрыть игрушечный стол к обеду: постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.
Игроку предлагается посуда: чайная, столовая, кухонная. На стол можно ставить лишь то, что нужно для обеда. Дети поочередно находят нужный предмет и проговаривают его название (тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка – большая и маленькая, хлебница, чашка). В конце дети усаживают куклу за стол и желают ей приятного аппетита.

3) Игра «Бутерброды для зверей»
Дидактические задачи: закреплять знания детей о диких животных, умение распределять их по группам в зависимости от пищевых предпочтений (хищники и травоядные); способствовать развитию грамматического строя речи (образование формы родительного падежа у существительных); воспитывать любознательность, интерес к живой природе.
Игровые правила: играть могут от 1 до 8 детей. Задание выполнено правильно, если бутерброд составлен с учетом деления животных на хищников и травоядных.
Игровые действия: игроки вытягивают карточки с изображением животных и составляют для них бутерброд из имеющихся в наборе продуктов. В конце игры педагог просит детей ответить на вопрос: «Для кого бутерброд? Почему дети выбрали именно эти продукты?»

4) Игра «Всем поровну»
Дидактические задачи: познакомить с математическими понятиями «части – целое», «деление на части»; развивать эстетический вкус, стремление красиво сервировать стол; воспитывать положительные качества личности: справедливость, доброжелательность, гостеприимность.
Игровые правила: правильным считается накрытый стол, если количество приборов и кондитерских изделий на нем соответствует количеству кукол.
Игровые действия: педагог проводит предварительную работу, объясняя, как можно поделить целое на равные части. Маленькой хозяйке предлагается накрыть стол для гостей – кукол. Количество приглашенных можно менять в ходе игры. В заключении ребенку предлагается ответить на вопрос: «Почему так важно знать счет и уметь делить поровну?»

5) Игра «Сладкоежка»
Дидактические задачи: закреплять названия фруктов и ягод, познакомить с профессией кондитера; развивать фантазию, художественный вкус, творческое мышление; воспитывать стремление видеть красивое в окружающем, делать его лучше.
Игровые правила: можно использовать весь материал конструктора, работы всех детей должны быть прокомментированы.
Игровые действия: детям предлагается участие в конкурсе кондитеров. Участники украшают любое изделие и придумывают к нему название. В жюри входят остальные дети группы. Им предоставляется возможность оценить работы. Педагог помогает детям назвать номинации для поощрения всех участников. В заключении готовыми изделиями можно оформить витрину кафе для сюжетно – ролевой игры.

6) Игра «Вкусный пирог»
Дидактические задачи: повторить названия продуктов питания, уточнить какие можно приготовить из них блюда; развивать речевую активность, стремление использовать слова – признаки; воспитывать у детей ориентированность на правильное питание и здоровый образ жизни; способствовать социализации дошкольников; закреплять умение работать в коллективе.
Игровые правила: в игре участвуют две команды. Победившей считается команда, правильно образовавшая прилагательное и назвавшая большее количество блюд из выбранного продукта.
Игровые действия: перед началом игры педагог проводит предварительную работу: рассказывает, как пекут пирог, как называются его составляющие. Показывает пример открытого пирога с помощью оборудования из конструктора. Дети делятся на две команды, попеременно вытягивают карточки с изображением продуктов для пирога. Команда должна ответить на вопрос: «Как называется пирог из …?» и «Какие блюда можно еще приготовить из этого продукта?»
Свою разработку я назвала конструктором, потому что набор сшитых продуктов питания позволяет конструировать различные блюда, используя весь материал. Дети для воплощения своих замыслов не ограничены составляющим одной коробки, они могут доставать всё, что им необходимо, главное, чтобы получилось аппетитно и оригинально.

Уголок «В гостях у сказки».

Приобщение детей к сказке, что совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир, развивает устойчивый интерес к сказке. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи. Дети с интересом устраивают целые театрализованные представления, с помощью «кукольного театра» обыгрывают любимые сказки.

Примеры дидактических игр в уголке «В гостях у сказки»:

1) «Расскажи сказку по картинке».
2) «Из какой я сказки?».
3) «Помнишь ли ты эти стихи».
4) Кубики и пазлы по разным сказкам.

«Уголок безопасности дорожного движения».

Оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это такие игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

Примеры дидактических игр в «Уголке безопасности дорожного движения»:
1) «Угадай транспорт».
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по загадке узнавать предметы.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом.
2) Играй да смекай!
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
3) Подумай — отгадай
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
4) Мы — водители
Задачи: помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества — образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
Правила: придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получит фишку — зеленый кружок. Выигрывает тот, кто наберет большее количество кружков.
5) О чём говорит дорожный знак?
Ребёнок тянет карточку, смотрит какой знак ему попался, объясняет его значение.



«Уголок уединения».

Располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), провести литературные викторины и конкурсы.

Примеры дидактических игр в «уголке уединения» в старшей группе:
1) «Чувства и эмоции»
2) «Как поступают друзья»
3) «Угадай эмоцию»
4) «Найди друзей»
5) «События и эмоции»
6) «Мои чувства»
7) «Эмоции в сказках».