Марина Свиржевская
Развитие познавательных способностей детей 3–4 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 города Благовещенска»

(МАДОУ «ДС № 19 г. Благовещенска» )

Учебная программа

детей 3-4 по развитию познавательных способностей «Смышленыш»

Наша задача - обеспечить уход за детьми вне классной комнаты и содействовать их индивидуальности в целостной манере. Склад - это игровое, рабочее и учебное пространство. Он предоставляет ориентировочные пособия в решении текущих вопросов жизни, опосредует нормы и ценности в повседневном сосуществовании детей и взрослых, дает поддержку и устанавливает ограничения.

В соответствии с индивидуальными требованиями развития поощряются склонности и таланты. Важная забота нашей работы в Хорте - сделать детей компетентными в свободное время и показать им, как мирно решать проблемы в их сожительстве. Им следует научиться интегрироваться в сообщество или группу, принимать свои собственные решения и принимать решение или, при необходимости, пересматривать неправильные решения. Когда мы имеем дело с опасностями, наши дети должны вести к большей оценке и сопереживанию.

Бражникова О. Б--- воспитатель высшей квалификационной категории.

Свиржевская М. А. – воспитатель первой квалификационной категории.

1. Пояснительная записка :

1.1 Законодательно-нормативное обеспечение программы

1.3 Актуальность.

1.4 Практическая значимость.

1.5 Цель, задачи.

1.6 Режим занятий.

1.7 Ожидаемые результаты – целевые ориентиры.

Требования нашей работы по хранению определяются образовательной и образовательной задачей школы, а также потребностями детей и ожиданиями родителей и учителей. Наши педагоги поддерживают семьи в воспитании своих детей в ответственных. Полное и тесное сотрудничество.

Они дают детям в кладе надежную и радостную атмосферу. Преподаватели создают предпосылки для практики социального поведения и посредничества. Контакты и социальный опыт. Они сосредоточены на ваших индивидуальных потребностях, способностях, интересах и интересах.

Внешние условия, формы организации

Наши педагоги формируют свою трудоемкость, интересную и разнообразную. Всегда с учетом детского досуга. Все преподаватели делают свою деятельность гибкой и передают детей-накопителей. Совместная ответственность за предложения и совместные проекты. Жилая зона для автобусных детей.

1.8 Формы работы, методы.

1.9 Принципы.

1.10 Учебный план.

2.1 Учебно-тематический план

3. Методическое обеспечение программы

4. Литература.

Пояснительная записка

Эффективное развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстро запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей , в программе учтено, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Все занятия, проводимые в рамках данной программы, будут сопровождаться театрализованными действиями, в которых участвуют воспитанники и вымышленные герои Почемучки.

Состав группы - состав персонала

Индивидуальные игровые возможности. Обеденный зал, занятия. Игровая площадка на территории школы. Основой нашей работы является сбор кросс-группировки. Тем не менее, у каждого класса есть воспитатель в качестве справочника. Класс 3: 25Чтобы дети императора, Марина.

Класс 4: жена 24-часовой детки, Диана. Для детей до 15 лет. Он включает прямую работу с детьми, а также выполнение задач в школьное утро. Ежедневные часы работы с 00 до 00. С 30 часов возьмите на себя детей, ½ групп из. Утром школа. В зависимости от погоды и пожеланий детей, мероприятия досуга гибко разработаны.

Известно, что к 3-4 годам довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребенка, возрастает устойчивость внимания. Продолжает формироваться наглядно-действенное мышление и появляется образное мышление. Ребенок лучше понимает речь окружающих без наглядного ее сопровождения; может представить по аналогии даже то, что никогда не видел, то есть значительно обогащается понимание окружающей действительности, расширяются знания и представления о предметах и явлениях.

Во время праздников наше садоводство открыто с 00 часов. Отдельные формы заявки заполняются родителями. Продемонстрировал себя каталог предложений за это время, дату, время, деньги и цель проектов. Уход за принимающими детьми или садоводов из других школ включен.

Сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами

Родители включены в праздничный дизайн. Праздники должны быть забавными. Предпосылкой для целенаправленной, требовательной работы является атмосфера доверия, открытости и готовности к непрерывной совместной работе среди нас, педагогов. В принципе, мы действуем в соответствии с взаимоприемлемыми целями.

1.1Законодательно-нормативное обеспечение программы :

Программа разработана на основе :

1. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации».

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В еженедельных обсуждениях обсуждаются вопросы образования и совместные решения. Каждый педагог может взять на себя ответственность за всю группу. Ежедневный обмен мнениями, дискуссия и толерантность являются основой нашей работы. Обмен идеями и опытом с учительскими колледжами обогащает и усиливает работу по хранению. Это помогает учителям, а также учителям, детям лучше знать и вводить их. С обеих сторон можно более эффективно бороться с проблемами обучения и поведения. Взаимная поддержка групповых или классовых проектов самоочевидна в рамках возможностей.

3. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы (Приказ № 1155 от17.10.2013 г.) .

Обмен мнениями с родителями незаменим для хорошей работы. Доверенные открытые отношения между дружелюбными педагогами и дружелюбными родителями влияют на атмосферу в кладе, поскольку отражается отношение родителей к детям. Честные дискуссии, критика и самокритика, предложения и рекомендации выгодны обеим сторонам.

Наши родители знают, что их дети находятся в хороших руках с нами. Наш школьный центр получает ежегодную денежную сумму за покупку игрушек и изделий кустарного промысла, вечеринок и торжеств и т.д. Что связано с количеством зарегистрированных детей. В этом учебном году мы будем использовать деньги срочно для продления или расширения внешней игрушки, а также добавления ремесла.

4. Учебной программы

дополнительного образования для детей 3 лет ,4 лет по развитию познавательных способностей с использованием дидактических игр «В стране Сообразилии» в структурном подразделении «Детский сад» «Терем – теремок» ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска.

В программе представлены игры, направленные на познавательное развитие дошкольников . Это игры, развивающие восприятие , внимание, память, мышление, воображение :

Важной частью нашей работы с общественностью является хорошее сотрудничество с другими учебными заведениями. Родители, в частности, делятся своим хорошим опытом. Разумеется, разработанные плакаты или доски объявлений, а также выставленные работы детей, разработанные окна и коридоры способствуют внешнему представлению нашей работы.

Образовательная концепция начальной школы

В особых случаях мы приглашаем гостей и пишем статьи в газете. Для поездок на автобусе или поезде, походах, посещениях определенных мест, таких как экскурсии или дружественные школы, наше поведение и внешний вид говорят сами за себя. Сотрудничество с учебными заведениями.

игры, направленные на развитие восприятия , формируют у детей умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина;

игры, направленные на развитие внимания , формируют у детей умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности;

игры, направленные на развитие памяти , дают детям возможность с большим или меньшим успехом подбирать средства, облегчающие процесс запоминания;

Первые годы жизни являются основополагающими в развитии ребенка. Все маленькие дети подвергаются самым быстрым и значительным изменениям в развитии в этот период. В течение этих ранних лет они приобретают базовые навыки физического, когнитивного, языкового, социального и самопомощи, которые служат основой для будущего прогресса, и эти навыки приобретаются в соответствии с предсказуемыми формами развития. Для детей с синдромом Дауна характерно отставание в определенных областях развития, поэтому рекомендуется раннее вмешательство.

Что такое раннее вмешательство?

Его можно запустить в любое время после рождения, но чем раньше, тем лучше. В этом разделе представлена ​​подробная информация о доступных типах раннего вмешательства и способах доступа к службам. Раннее вмешательство - это систематическая программа терапии, упражнений и мероприятий, направленных на устранение отставаний в развитии, которые могут испытывать дети с синдромом Дауна или другими нарушениями. Эти услуги требуются в соответствии с федеральным законом «Закон об образовании инвалидов». Закон требует от государства предоставления услуг раннего вмешательства для всех детей, имеющих право на участие, с целью улучшения развития детей грудного и раннего возраста и оказания помощи семьям в понимании и удовлетворении потребностей своих детей.

В данной программе представлены игры и упражнения по развитию звуковой , лексической, грамматической сторон речи, развитию словесного творчества и связанной монологической речи дошкольника, что будет способствовать :

Выработки четкости произношения каждого слова;

развитию навыков правильной постановки ударений в словах, грамотность речи;

Когда следует начинать раннее вмешательство?

Наиболее распространенными службами раннего вмешательства для детей с синдромом Дауна являются физиотерапия, речевая и языковая терапия и профессиональная терапия. Чем раньше начинается раннее вмешательство, тем лучше, однако, никогда не поздно начинать.

Как раннее вмешательство может помочь ребенку?

Развитие - это непрерывный процесс, который начинается с зачатия и прогрессирует, шаг за шагом, в упорядоченной последовательности. В каждой из четырех областей развития существуют конкретные этапы, которые служат предпосылками для последующих этапов. Ожидается, что большинство детей достигнут каждого этапа в определенный момент времени, также называемого «ключевым возрастом», который может быть рассчитан с точки зрения недель, месяцев или лет. Из-за специфических проблем, связанных с синдромом Дауна, у детей могут возникнуть задержки в определенных областях развития.

Обогащению словарного запаса;

Формированию предпосылок письменной речи.

Основой для развития мышления ребенка , мыслительных операций, восприятия и других познавательных процессов , является сенсорное развитие .

Игры и упражнения, представленные в данной программе, широко охватывают стороны развития сенсорных способностей , а также учитывают не только формирование представлений о разнообразных свойствах и отношениях, но и овладение новыми действия восприятия (наложение, приложение, сравнение и так далее) . Прослеживается усложнение материала (от простого к сложному) . Каждое задание имеет наглядное обеспечение. Эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а также черный и белый); пять форм геометрических (круг, квадра, овал, треугольник, прямоугольник) ; три величины (большая, средняя, малая) .

Тем не менее, они достигнут каждой из тех же вех, что и другие дети, но с их собственной временной шкалой. При наблюдении за развитием ребенка с синдромом Дауна более полезно следовать последовательности достигнутых этапов, чем возраст достижения этих вех.

Каждый тип раннего вмешательства затрагивает конкретные аспекты развития ребенка. Физиотерапия фокусируется на развитии моторики. Например, в течение первых трех-четырех месяцев жизни ребенок, как ожидается, будет контролировать голову и способность сидеть на месте без возврата головы и достаточной силы в верхнем торсе для поддержания вертикальная поза. Правильная физиотерапия может помочь ребенку с синдромом Дауна, у которого может не быть хорошего мышечного тонуса, чтобы достичь этой вехи.

На занятиях в рамках данной программы проводятся сенсорные, ритмические игры, направленные на развитие тактильной сферы , интермодальных связей, навыков саморегуляции.

Интенсивно развивается воображение , в результате овладения «новыми» видами деятельности : рисование, лепка, аппликация. Формируется понимание обобщенных называний предметов, то есть собирательных существительных : одежда, посуда, обувь, мебель, транспорт и другие.

До рождения и в первые месяцы жизни физическое развитие составляет основу для всех будущих событий. Младенцы учатся, взаимодействуя со своей средой. Для этого ребенок должен иметь возможность свободно и решительно двигаться. Способность исследовать окружающую среду, способность добираться и брать игрушки, поворачивает голову, чтобы следить за ней с прицелом на объект, который движется, способность катиться, ползать по желаемой цели, все это поведение зависит от развития двигателя как толстые, так и тонкие.

Интерактивные физические действия способствуют пониманию и освоению окружающей среды, стимулируют познавательное, языковое и социальное развитие. Другим долгосрочным преимуществом физиотерапии является то, что она помогает предотвратить компенсаторные модели движения, которые имеют тенденцию развиваться у людей с синдромом Дауна. Это может привести к ортопедическим проблемам и функциональным проблемам, если они не исправлены.

В данную программу входят также занятия по изодеятельности (лепка, рисование, аппликация) . Лепка – это создание объемных или рельефных фигур, картин или даже целых композиций из пластичных материалов – пластилина, теста, глины, снега и других. Этот материал предоставляет большие возможности для развития и обучения детей – развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей , ребенок учится координировать движения рук, приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Рисование пробуждает ребенка к творчеству, учит видеть мир в живых краска, несет элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Общение с бумагой – аппликация – способствует укреплению пальчиков ребенка и обогащению сенсорных впечатлений.

Речевая и языковая терапия является ключевым компонентом раннего вмешательства. Хотя дети с синдромом Дауна могут не говорить свои первые слова до 2 или 3 лет, есть много пред-речи и языковых навыков, которые должны быть приобретены первыми. К ним относятся способность имитировать и эхо звуки; навыки по очереди; визуальные навыки; слуховые навыки; тактильные навыки; устные моторные навыки; и когнитивные навыки.

Терапевт речи и языка может помочь в этих и других навыках, включая грудное вскармливание. Как и при грудном вскармливании, используются те же анатомические структуры, которые используются для речи, они могут помочь укрепить челюсть и лицевые мышцы ребенка и заложить основу для будущих навыков общения.

Играя, дети учатся активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам, радоваться успехам других, подчиняться правилам и социальным нормам, принимать самостоятельные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3. Актуальность.

Профессиональная терапия помогает детям развивать и овладевать навыками своей независимости. Профессиональная терапия может помочь в таких вещах, как открытие и закрытие предметов, подъем и выпуск игрушек разных размеров и форм, укладка и строительство, манипулирование узлами и кнопками, экспериментирование с мелкими и т.д. терапевты также помогают детям научиться кормить и одеваться и научить их навыкам играть и взаимодействовать с другими детьми.

Раннее вмешательство также может помешать ребенку с синдромом Дауна достичь плато на каком-то этапе развития. Поэтому целью программ раннего вмешательства является улучшение и ускорение развития за счет использования сильных сторон ребенка и укрепления наиболее слабых областей во всех областях развития.

«Смышлёныш» разрабатывалась с учётом современных тенденций развития образовательных процессов. Мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Мы понимаем, что в нынешних условиях образование должно не только видоизменяться, но и придавать импульс инновационным процессам. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, мобильной связи, Интернета. Чтобы наши дети были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Всему этому и учит курс программы «Смышлёныш» . Также данная программа создавалась и для качественного обеспечения требований ФГОС ДО.

Появление данной программы связано не только с модернизацией образования, но и с желаниями детей , запросами их родителей.

Программа дополнительного образования «Смышлёныш» обеспечивает повышение качества образования, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

1.4. Практическая значимость.

Любой воспитатель может использовать данную программу в своей педагогической практике. В программе даны направления познавательного развития детей , цель, задачи развития , ожидаемые результаты, диагностический инструментарий. Обозначены сроки реализации программы, возраст детей , формы и режим занятий. Описано содержание программы, дан учебно-тематический план, список литературы.

1.5 Цель программы : развитие познавательной сферы и сенсомоторное развития детей дошкольного возраста.

Основные задачи программы :

Развитие логического мышления;

Развитие познавательных процессов , мыслительные операции;

Развитие творческих способностей ;

Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировка в форме, величине и цвете (сенсорное развитие ) ;

Развитие мелкой моторики рук ;

Развитие психических функций , связанных с речевой деятельностью.

1.6. Режим занятий.

Программа составлена для детей 3-4 лет . Учебная программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 15 минут.

1.7 Ожидаемый результат :

Сформированность психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи) ;

Накопление и расширение сенсорного опыта;

Сформированность знаний и представлений об окружающем мире.

1.8 Методы и формы работы, применяемые в программе :

Индивидуальная работа;

Работа в мини-группах;

Ролевые игры;

Групповая дискуссия;

Практические упражнения;

Презентации;

Театрализация;

Решения проблемных ситуаций.

Метод творческих преобразований.

1.9 При реализации программы используются следующие принципы :

Принцип психологической комфортности включает в себя, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов педагогического процесса, во-вторых, создание в группе позитивного микроклимата, в-третьих, опору на мотивацию успешности.

Принцип ориентации на зону ближайшего развития включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения знаний, обеспечения доступного для него уровня трудности материала, построения индивидуального маршрута развития .

Принцип вариативности предполагает различные формы взаимодействия семьи, педагога, ребенка, использование различных средств, методов, приемов, технологий.

Принцип доступности обеспечивает соответствие программного материала возрастным и индивидуальным особенностям детей , подачу материала в понятной форме.

Принцип дифференциации предполагает учет индивидуальных, психофизических, возрастных особенностей.

Принцип преемственности – построение работы от простого к сложному.

Принцип интегративности, реализуемый в объединении всех видов детской деятельности при решении поставленных задач.

Данная рабочая программа рассчитана на 36 занятий и является комплексной.

1.10Учебный план

дополнительного образования для детей 3-4 лет по развитию познавательных способностей

в неделю в месяц в год

Занятия по тематическому плану

Развивать восприятие . Учить выделять разнообразные свойства предметов. Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов. Развивать умение использовать эталоны как общепризнанные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, подбирать предметы по 1 – 2 качествам. Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей .

Развивать память и внимание . Формировать устойчивость внимания и произвольность запоминания.

Формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Учить выполнять постепенно усложняющиеся правила игры. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.

Развивать любознательность и познавательную активность .

Развивать воображение . Формировать такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

Развивать мышление . Формировать умение анализировать, сравнивать предметы по внешним признакам, группировать их, составлять целое из частей.

2.1 Учебно-тематический план

Тема занятия

Основная дидактическая задача

Диагностика уровня

До реализации программы

1 Диагностика уровня развития познавательной сферы Изучение особенности развития

«День рождения Почемучек»

1 Игра «Разноцветная радуга» с элементами психогимнастики Ознакомить детей с системой цветов , с последовательностью их расположения в спектре

«Окраска воды» Ознакомление с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями : «светлый» , «темный» , «светлее» , «темнее» .

«Почемучки и жители страны Огород»

1 Театрализация «В стране под названием Огород» Учить узнавать овощи, выбирая нужную картинку или муляж.

Ритмическая игра «Парад овощей» Развитие интонационной стороны речи, эмоционального контакта.

Аппликация «Посади огород»

Развитие цветового восприятия, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. Наклеивание заготовок моркови, помидор и огурцов на три тарелочки. Учить группировать предметы и располагать их внутри нарисованных кругов. Цветовое восприятие.

2 Театрализация

«Лучшие друзья Овощей» Формировать представление об овощах, как о результатах труда человека. Познакомить с орудиями труда на огороде.

Ритмическая игра

«Мы - помощники» Тренировка переключаемости с одного действия на другое, развитие навыков подражания .

Разрезные картинки

«Собери овощи» Учить зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей, развивать умение пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части картинки.

«Как Почемучки познакомились с фруктами »

1 Театрализация «Почемучка и его новые друзья из страны Фруктовый сад» Учить узнавать фрукты, выбирая нужную картинку или муляж.

««Волшебный мешочек»

Или как Почемучка спасал фрукты» Развитие тактильных ощущений : способности выбирать на ощупь предметы по зрительно воспринимаемому образцу.

2 «Волшебная история о том, как появился на свет апельсин» Формировать представление о фруктах как результате труда человека. Вводить понятия что сначала, что потом (зернышко-деревце-цветение-плод) .

Ритмическая игра «Веселые фрукты» Обогащение сенсорного опыта, развитие навыков подражания .

Игра «Собери фрукты» Развитие глазомера при выборе по образцу предметов определенной величины.

«Как Почемучки помирили друзей»

1 Веселые загадки Почемучки Развитие навыков соотношения речевой формы описания предметов с графической.

Игра «Что напутал Буратино?» Учить группировать картинки соответственно их принадлежности к овощам и фруктам. Развитие навыков классифицирования.

«Удивительные знакомства Почемучек на ферме»

Кукольный театр на палочках «Домашние животные и их детеныши » Узнавание животных и их детенышей . Называть их (котенок, щенок, козленок, поросенок, ягненок и т. д.) . Называть части тела, особенности внешнего вида (шерстина, щетина) .

Ритмическая игра «Та-та два кота» Формирование схемы тела

«Сложи узор» «Домик для мамы, домик для детеныша » . Развитие моторики , цветового восприятия. Умение работать по образцу. Закрепление понятий большой – маленький. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) .

2 «Домашние животные и птицы» Называть части тела животных и птиц, особенности их внешнего вида. Какую пользу приносят домашние животные и птицы.

Ритмическая игра «Свинка Ненила» Решить задачу расширения словаря и развитие подражания .

Рисуем пальчиками – «Птичка» . Умение выбирать нужный цвет по обозначенным контурам. Эмоциональное и эстетическое развитие .

«Почемучки в Лесном царстве»

1 «Дикие животные и птицы» Формировать понятие «дикие животные и птицы» , реалистическое представление о диких животных.

Ритмическая игра «Шагает кабан» Развитие внимания , навыков освоения пространства.

Раскрашивание карандашами «Веселые зверюшки» Развитие мелкой моторики .

2 «Что растет в лесу?» Формировать понятие «деревья, травы. кустарники.

Ритмическая игра «Вышли дети погулять» Обогащение словарного запаса, тренировка координации движений.

Лепка «Мухомор» Развитие моторики , умение придавливать белые горошки на трафарет мухомора.

«Почемучки в гостях у Вани и Маши»

1 «Кто такой человек!» Рассматривание изображения человека, нахождение частей тела, развитие мышления .

Физкультминутка «Дружно за руки взялись» Снятие мышечных зажимов, тренировка координации движений.

Разрезные картинки «Девочка» и «Мальчик» Целостное восприятие изображения.

2 «Семья. Люди» Расширять и активизировать словарь по теме «Семья» . Формировать обобщающее слово «Люди» . Половозрастная идентификация.

Игра «У Авдотьи у старушки» Развитие умения следовать правилам, развитие зрительного и слухового внимания, формирование схемы тела, развитие пространственных представлений.

Аппликация «Моя семья» из приготовленных заранее заготовок. Развитие мелкой моторики .

3 «Что сначала, что потом?» Знакомство с распорядком дня, развитие навыка определять последовательность действий

Рисование пальчиками «Чашечки для девочек и мальчиков» Развитие моторики закрепление цветов, выполнение словесных инструкций.

4 «Игрушки» Развития мышления . Введение в речевую практику детей слово «игрушки» , раскрыв его смысл как существительное с собирательным значением. Умение находить игрушку по ее изображению на картинки.

Физкультминутка

«Почемучка потянулся» Снятие мышечных зажимов, снижение тревожности.

«Чего не стало?» (на материале темы «Овощи и фрукты) Развитие у детей внимания и памяти .

5 Кукольный театр на палочках «А у нас сегодня гости» Формировать понятие «посуда и мебель» . Развивать диалогическую речь ребенка в процессе игровой деятельности.

Психогимнастика «Тортик» Развитие сенсорной культуры ребенка. Толерантности по отношению к сверстникам

Аппликация «Обустроим комнату» Развитие речи и мышления , знакомя детей с понятием мебель . Вводить понятия «кухонная мебель» , «мебель для спальни» .

6 «Одежда» Формирование функций обобщения. Введение понятия одежда. Находить предметы одежды на картинках и называть их.

«Попробуй, расстегни» Закрепление понятия «одежда» . Развитие мелкой моторики , навыков самостоятельности.

Рисование карандашами «Разноцветные пуговицы» Умение рисовать круглую форму, развитие моторики , восприятие цвета.

7 «Обувь» Ввести в активную речь детей слова , обозначающие обувь. Развитие навыков классифицирования «одежда – обувь» .

Ритмическая игра «У Маруси две ноги» Развитие координации

Аппликация «Шапочка и ботиночки» Эмоциональное развитие , умение подбирать к заданному цвету цветные заготовки, умение работать по инструкции.

8 Что куда положить? Группирование предметов по общему признаку (овощи, посуда, мебель, одежда и т. д.) Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет. Группирование предметов по их назначению.

«Третий лишний» Развитие навыков классификации предметов по обобщающим понятиям.

«Почемучки и времена года»

1 «Волшебные преображения природы» Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом . Ввести в активный словарь слова «зима» , «весна» , «лето» , «очень» и сочетание слов «время года» .

Психогимнастика «Мы словно деревья в чаще лесной» Развитие внимания , слухового восприятия, навыков подражания, снижение уровня тревожности

1 Игра-инсценировка

«Как Почемучки попали в беду»

1 Театрализация «Знакомство с добрым доктором» Знакомство с профессией врача. Ввести в активную речь слова : «укол» , «бинт» , «вата» , «йод» , «зеленка» . Воспитание бережного отношения к животным.

Ритмическая игра «Правая и левая» Развитие навыков подражания , освоение схемы тела

Лепка «Витаминки в баночке» Развитие мелкой моторики , цветового восприятия.

2 «Кто что делает?» (Профессии) Умение называть действия людей разных профессий (врач - лечит, повар - готовит еду и т. д.)

Игра по правилам «Примеряй шляпу» Развитие умения играть по правилам, ждать своей очереди, расширение представлений об окружающем мире.

Лото «Кем быть?» Закрепление знаний и представлений о различных профессиях. Развитие речи .

«Знакомство с главными помощниками людей»

1 «Транспорт» Формировать понятие воздушный «транспорт»

Физкультминутка «Расправил крылья самолет» Развитие координации , внимания и интонационной стороны речи, чувства ритма.

Рисуем пальчиками – «Вертолет» Развитие мелкой моторики , навыков рисования. Восприятие цветового образца.

2 «Транспорт» Формировать понятие водный «транспорт» . Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Ритмическая сенсорная игра «Дует ветер» Способствовать развитию Эмоционального контакта, тактильной сферы, слухового внимания, восприятия.

Аппликация «Кораблик» из геометрических фигур Научить расчленять изображение предмета на составные части воссоздавать сложную форму из частей.

3 «Транспорт» Формировать понятие наземный «транспорт» . Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок.

Ритмическая игра «Чух - чух» Способствовать развитию артикуляционного аппарата, произношения твердых и мягких звуков средствами звукоподражания.

Рисуем пальчиками – «Машина» Развитие мелкой моторики , цветового восприятия.

Диагностика уровня развития познавательной сферы

после реализации программы

1 Диагностика уровня развития познавательной сферы Изучение особенности развития мыслительных процессов ребенка, его знаний и представлений об окружающем мире.

Итого : 36 занятий

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются :

Мини-тренажеры для развития мелкой моторики (пальчиковые игротренинги с использованием граненых карандашей, игольчатых резиновых мячей, прищепок, неструктурированного материала);

Шнуровки для развития тактильной чувствительности;

Сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки) ;

Предметные картинки по темам : овощи, фрукты, игрушки, дом, мебель, человек, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

Пособия для развития слухового внимания , для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания ,

Для развития логического мышления; картотека развивающих игр .

Настольно-печатные игры.

Каждая группа оснащена большой библиотекой методических пособий и книг для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей .

4. ЛИТЕРАТУРА

1. О. В. Закревская. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста . Москва, 2008г.

2. Б. П. Никитин, Ступеньки творчества или развивающие игры . - 3-е изд. ,доп. – М.: Просвещение, 1990.-160 с.: ил. - ISBN 5-09-003932-1

3. Е. А. Бойко, Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников / [сост. Е. А. Бойко]. – М.: РИПОЛ классик, 2011.-256 с.: ил. - ISBN 978-5-386-026806

4. Под ред. Л. А. Венгера, Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателей дет. сада. - 2 изд., перераб. - М.: «Просвещение» , 1978. – 96 с.: ил.

5. Л. Н. Павлова. Раннее детство : развитие речи и мышления . М., Мозаика-Синтез, 2008г.

6. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. Раннее детство : познавательное развитие . М., мозаика-Синтез, 2008 г.

7. Л. Н. Павлова. Развивающие игры-занятия с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2008 г.

8. Е. Н. Панова. дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж, 2007г.

9. учебный центр имени Л. А. Венгера. игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет . М., Гном и Д, 2002г.

10. Е. А. Янушко. Лепка с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2009г.

11. Е. А. Янушко. Аппликация с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2009г.

12. Е. А. Янушко. рисование с детьми. М., Мозаика-Синтез, 2007г.

Программа «Развивайка» содержит практический материал, способствующий комфортной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, формированию у него чувства защищенности и доверия к окружающему миру. Предпосылкой для создания данной программы послужил многолетний мониторинг адаптации детей к условиям детского сада. Она включает в себя комплексные занятия для детей 3–4-х лет, направленные на развитие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сферы. Благодаря всесторонне-развивающим занятиям происходит воздействие на все структуры мозга ребенка. Система занятий способствует формированию базовых понятий, составляющих ядро картины мира дошкольника, происходит преодоление детского эгоцентризма, закладываются предпосылки для успешного обучения детей в гимназии, лицеи, школе.
Несмотря на большое число работ, посвященных изучению адаптации детей, многие из них не содержат практической направленности. Ряд исследователей отмечают зависимость успешной адаптации от возраста, в котором происходит изменение привычных условий. В период интенсивного развития какой-либо функции адаптация протекает более тяжело, чем в стабильный период развития (1, 10). В кризисные периоды происходят качественные изменения в развитии личности ребенка, выработка новых способов деятельности (4, 18), т.е. кризисы являются важными моментами в развитии ребенка, и от того, как будут пройдены переломные этапы, зависит его дальнейшее развитие.
В три года ребенок осознает себя как активный субъект в мире предметов и в этот кризисный период проходит адаптация к новым социальным условиям. Трудности, связанные с поступлением в детский сад, могут отразиться на наиболее уязвимых функциях – формировании личности и речевом развитии.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество занятий: 16. Программа включает в себя:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие внимания;
  • развитие памяти;
  • развитие логического и творческого мышления;
  • развитие речи,
  • развитие коммуникативных навыков;
  • пальчиковую гимнастику;
  • артикуляционную гимнастику;
  • знакомство с органами чувств и их функциями;
  • начальные навыки классификации, сравнения, выделения определенных свойств (цвет, форма, размер);
  • игры с кубиками Зайцева;
  • игры с блоками Дьенеша;
  • игры и упражнения по формированию начальных навыков счета, чтения и письма;
  • аппликацию, рисование, лепку;
  • игры и упражнения на коррекцию эмоционально-волевой сферы: тревожности, агрессивности, гиперактивности, самооценки, общения.

Цели занятий:

  • гармонизация эмоционального состояния;
  • снятие нервно-психического напряжения;
  • психологическая профилактика дезадаптации ребенка к условиям детского сада;
  • развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка, воображения;
  • повышать групповую сплоченность;
  • коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы;
  • развитие мелкой моторики рук и координации движений.

Задачи:

  • укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей;
  • снятие психомоторного напряжения, тревожности;
  • формирование положительной самооценки, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости;
  • стабилизация нервных процессов;
  • повышение внимания друг к другу;
  • способствовать сплочению детского коллектива.

Используемые методы и техники: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия.
Все занятия – игровые, так как игра – это основная деятельность ребенка.
Для определения эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению, была выбрана цветовая диагностика «Домики» (Е.Ю.Фирсанова). Данная методика проводилась индивидуально два раза с каждым ребенком: в начале посещения детского сада и после первого месяца проведения занятий. Детям предлагалось в игровой форме выбрать один из восьми домиков разного цвета. Были использованы следующие цвета: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.

Инструкция: «Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли)».

После выбора домика с ребенком проводилась беседа:

– Кате нравится ходить в детский сад?
– Что Катя будет делать в детском саду?
– Что Кате больше всего нравится в детском саду?
– Что Кате не нравится в детском саду?

В ходе диагностики фиксировались такие показатели, как:

1. Поведение ребенка.
2. Эмоциональное состояние.
3. Речевое сопровождение: речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность; нормальная речевая активность; чрезмерная речевая активность.
4. Выбор цвета: выбор темных цветов (черного, коричневого, серого) говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувство тревоги, страха, реакции протеста и прочее.; выбор красного и фиолетового цветов говорит о раздражительности и агрессии; выбор зеленого и синего цветов говорит о наличии чувства беспокойства и тревожности; выбор желтого, красного цветов – о преобладании положительных эмоций.

Эффективность программы

У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха, а соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания, чувства.
Развитие познавательных психических процессов (памяти, восприятия, внимания), мышления, мелкой моторики способствует развитию речи психологической комфортности ребенка и профилактике дезадаптации.
Было отмечено, что изменение отношения к посещению дошкольного учреждения в положительную сторону (к концу первого месяца) было выявлено у 87% детей. У детей наблюдается преобладание позитивных эмоций, снизилось количество соматических заболеваний, фиксируется положительная динамика в речевом развитии, поведении и эмоциональной сфере.

ЗАНЯТИЕ № 1

1. «Назови себя ласково»

Дети сидят в кругу. Педагог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать себя ласково.

2. «Солнышко»

Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами: «Я люблю…»
Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви».

3. «Волшебные палочки»

Педагог предлагает каждому ребенку высыпать счетные палочки из коробки. Спрашивает: «Сколько палочек у нас?»…«Правильно, много!» Давайте выложим из палочек елочку. Сколько елочек у Даши? Правильно одна. А у Марины? Тоже одна и т.д. А теперь солнышко(педагог раздает кружочки детям разного цвета, а дети из палочек выкладывают лучики. Посмотрите, а солнышко у всех разное. Какого цвета у Саши солнышко? А у Димы? Марины? Сколько у Марины солнышек? Одно. Ребята, люди придумали специальные значки, по которым можно узнать, сколько предметов. (раздает цифру 1 каждому ребенку). Это цифра 1, обозначает один предмет. Давайте пальчиком проедим по цифре 1. Давайте посмотрим, что у нас одно. Правильно, один стол, один мальчик, одна картина и тд.

Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Все в ладоши хлопаем
И ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке,
Пальчик поднесем к виску
И подпрыгнем к потолку.
Шире рот откроем – «А»,
Рожицы состроим.
Как скажу я слово: «Три»,
Все гримасою замри.

Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.

5. Педагог раскладывает на ковре картинки или деревянное лото (одежда, игрушки, посуда, фрукты) и коробки, на каждой из которых нарисована игрушка, фрукт, одежда, посуда)

– Обезьянки играли и все разбросали, давайте поможем им все собрать, прибрать в комнате.
(На последующих занятиях можно чередовать: собрать мягкие и твердые игрушки, большие и маленькие, овощи, продукты, обувь, цветы и др.)
– Разложите по коробкам. На одной коробке – цифра 1, на другой – цифра 2 и картинки, на которых изображены один и два предмета.

6. Кубики Зайцева

– Давайте построим башню. (Дети строят башню из одного, двух, трех кубиков) А теперь давайте споем все гласные звуки.
Поем звуки: а о у и, э

7. Сказка «Курочка Ряба»

Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают дом ).
И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного пальца клюем зернышки из другой руки ).
Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу ).
яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую )
Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол ).
Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол ).
Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями ).
Мышка не нашла яичко и убежала в норку.

8. Лепка

Давайте слепим для бабы и деда угощения: крендельки и плетеночки.

9. Рисуем букву

Психолог показывает детям красивую букву «А» и читает стихотворение:

Нарисуем уголок,
Посредине – поясок.
Познакомиться пришла
К нашим деткам буква А.

Педагог раздает детям букву А, нарисованную на бумаге. Дети сначала проводят пальцем по направлению написания буквы, затем – с помощью кисти и гуаши.

ЗАНЯТИЕ № 5 «В гостях у доктора Ухо»

1. «Назови себя ласково»

Психолог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.

2. «Солнышко и туча» (напряжение и расслабление мышц туловища)

Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе).Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?
Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот.

3. «Звукоподражание»

Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети)

Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Чу-чу-чу!
– На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит.(Показывает игрушку) Как он копытцем стучит?
– Цок-цок-цок-цок!
– Как он кричит?
– Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!
Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?
– Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
– Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?
– Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!
– Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?
– Кар-кар-кар-кар!
– Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?
– Ш-ш-ш-ш!
– К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?
– Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?

4. «Найди свою маму»

Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает каотинки детенышей животных.

– Маша, у тебя какое животное?.. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это домашнее или дикое животное?

5. «Кто чем питается

Педагог раскладывает картинки с пищей животных и предлагает накормить свое животное.

6. Сенсорная доска»

Психолог вывешивает сенсорную доску (Каждый край доски окрашен в свой цвет: красный, синий, желтый, зеленый), раздает детям предметные картинки и просит расположить их в соответствии с цветом. Затем определить четвертый лишний. Психолог фиксирует внимание детей на расположении картинок: «Яблоко находится в верхнем левом углу и т.д.»

7. «Проверка слуха»

(Психолог надевает белый колпак и белый халат).

– Здравствуйте, ребята! Я доктор Ухо, будем знакомы. (Тихо произносит психолог.) Мы сейчас проверим, как слышат ваши ушки.
Психолог показывает детям, что на столе у нас находятся разные предметы: резиновая игрушка, стеклянная ваза, деревянный кубик, железная машинка. Сейчас я постучу палочкой, а вы запомните звучание предметов. Затем по очереди ребенок встает спиной к столу и отгадывает по звуку предмет.

8. «Шумелочки»

(Психолог берет по одному киндер-сюрприз в котором находится: горох, манка, фасоль, рис и др. , фиксирует, как они звучат и передает по кругу.

9. Блоки Дьенеша»

Психолог высыпает блоки Дьеноша и предлагает найти все круги, треугольники, квадраты. Это – печенье.
– Потрогай и скажи, какое у тебя печенье: большое или маленькое, толстое или тонкое, красное или желтое. А теперь все желтое печенье положите в коробку, на которой изображен желтый кружок, а все красное – в коробку, на которой изображен красный кружок.

10. «Катины подарки»

Психолог помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и ее игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки. Далее психолог раскладывает маленькие картинки и дает объяснение, что Катя привезла от бабушки своим игрушкам подарки: кукле – сумку, мартышке – бант, попугаю колокольчик, трубочисту альбом, носорогу носок. Затем психолог убирает картинки и просит детей вспомнить и для каждой игрушки положить подарок.

11. Клеим платочки

Психолог раздает квадратный лист бумаги и геометрические фигуры: 4 круга и один квадрат. Просит детей разместить круги по углам платочка, а круг – в середине платочка. Затем приклеить фигуры к платочку.

ЗАНЯТИЕ № 6 «В гостях у доктора Глаз»

1. «Здравствуй, я котик»

Психолог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».

2. «Котик ласкает»

Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.

3. «Котенок веселый–грустный»

Психолог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.

4. «Таня, ты сейчас в лесу»

Дети встают в круг, один ребенок – в центре круга. И произносят слова:

Таня, ты сейчас в лесу,
Мы зовем тебя: «Ау!»
Ну-ка, глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.

5. «Собери картинку»

Психолог говорит детям, что наш котенок играл, перепутал и разорвал все картинки. Давайте соберем картинки. (Дети составляют картинки из 2-х, 4-х частей).

6. «Проверка зрения»

(Психолог надевает очки, белый колпак и белый халат)

– Здравствуйте, ребята! Я доктор Глаз, будем знакомы. Попрошу вас ответить: чем вы видите – глазами или ушами? (Дети: «Глазами!») А это мы сейчас проверим.
Подойдите к плакату (в середине листа изображен глаз, а вокруг него разные геометрические фигуры, цветовые пятна ) и назовите то, что вы видите…Получается, что ваши глазки все могут определить.

7. «Потерялся ребенок»

Дети – в кругу, психолог делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в детский садик к вам пришла».

8. «Сфотографируй»

Психолог выкладывает на стол 4–5 игрушек, сопровождая чтением стихотворений, и говорит, что они пришли к нам в гости.

Жираф

Узнать жирафа просто,
Узнать его легко,
Высокого он роста и видит далеко.

Ежик

У меня, как и у елки
На спине растут иголки
Только с виду я колючий,
А вообще-то я добрючий,
Ну очень добрый ежик.

Черепаха

Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
Кто всегда в своем дому?

Кискино горе

Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают украсть сосиски!

(Б.Заходер)

Давайте их сфотографируем. (Дети смотрят на них внимательно и стараются запомнить). Затем психолог просит детей закрыть глаза и убирает 1–2 игрушки. Дети открывают глаза и называют игрушки, которые спрятались.

9. «Шарики для котенка»

Психолог: Давайте котенку сделаем и подарим шарики.
(Каждому ребенку раздает лист бумаги с нарисованными разноцветными нитками и силуэтами шариков. Отдельно вырезанные из бумаги разноцветные кружки-шарики.)
Для каждой ниточке нужно подобрать шарик и приклеить его.

10. «Кубики Зайцева»

Дети пропивают гласные звуки.

Показывает улитку и букву У.
Это хвостик или ножки?
Показались чьи-то рожки.
Ну никак я не пойму…
Да ведь это буква У.

Печатаем букву У. Раскрашиваем ее красками.

Литература

1. Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение//Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. – М.: Просвещение, 1972.
2. Большова Т.В. Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.
3. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – Москва, 2005.
4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
5. М.В.Ильина . Чувствуем – познаем – размышляем. – Москва, 2004.
6. М.Н.Ильина . Развитие ребенка. – Санкт-Петербург, 2004.
7. Н.Л.Кряжева .Кот и пес спешат на помощь(анималотерапия для детей). – Ярославль, 2000.
8. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. –Линка-Пресс, 2005.
9. Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – Москва, 2005.
10. Г.А.Широкова. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Феникс, 2005.
11. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – Мозаика-Синтез, 2003.