ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Логическое мышление - это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство. Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта! Делая ошибки и учась на них мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.

Но только взглянув таким образом, у вас будет возможность увидеть связь между словами последовательности. Помните, что арифметические и геометрические последовательности могут существовать в одной строке! Здесь вам также нужно найти общий знаменатель данных чисел.

Для этого типа задач вам необходимо найти отношения между изображениями. И так далее: первые два имеют два квадрата в противоположных полях. На третьем мы имеем верхний квадрат в том же месте, где один из квадратов находится на первом снимке - нижний квадрат исчез. И то же самое должно произойти на четвертой картине - нижняя часть рисунка 2 исчезает, поэтому ответ А правильный.

Поэтому, одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Посредством логики строятся сложные математические теоремы простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь».

Тривиальный способ записи всех последующих чисел, которые содержат шесть и больше 1 и меньше 100, проще и менее скептически, чем изобретение алгоритмов для решения этой проблемы. Эта задача требует нового взгляда. Это называется арифметической последовательностью. Однако, если мы пишем последовательные числа в четных позициях, мы замечаем, что каждый из них представляет собой тройку, поднятую до мощности: 3 до первой степени = 3, 3 к мощности второго = 9, три - к мощности третьего = 27, поэтому первое недостающее число будет геометрическая последовательность.

Всем известно, как дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый человек с легкостью отметит погрешности в рассуждениях ребенка, и прежде всего эти недочеты будут связаны с неточностью логического строя мысли. Преодолеть эту слабую сторону вы сможете, используя логические игры. Начав тренировать его мышление с самого раннего детства, ребенок к началу своего обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников.

В этом случае нужно только подсчитать белые треугольники и черные треугольники на каждом из изображений. Первый черный - совсем нет, а белый - 9, второй черный - треугольник, а белый - 7, на третьем - два черных треугольника и 5 белых, то есть на каждом последующем изображении есть еще один черный треугольник и два белых меньше, На последнем изображении будут три черных треугольника и три белых.

Это математическая задача, поскольку она представляет собой матрицу - термин, известный только тем, кто имел математику в университете. Это диаграмма, в которой есть три вертикальные строки и три горизонтальные строки. Нам нужно смотреть между отдельными словами этих строк. Поэтому лучший совет для тех, кто решает такие задачи, - это «от общей до мелочей». Вместо того, чтобы догнать отношения между маленькими фигурами, лучше посмотреть на то, что маленькие фигуры на больших площадях. Поэтому нетрудно видеть, что все верхние треугольники в первом ряду имеют «карандаши» вниз.

Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми начинается уже в младшем и среднем возрасте. Существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста. Играть в логические игры полезно в любом возрасте. Поэтому не стоит ставить какие – то конкретные возрастные рамки для участников игры.

Во втором вертикальном ряду верхние треугольники обращены вверх, а в третьем ряду у нас квадрат в верхнем ряду, поэтому верхний недостающий фигура квадратный. С другой стороны, анализируя горизонтальные ряды, мы увидим, что: в первом ряду нижние треугольники направлены вниз, а во втором - третье в нижнем положении - квадрат, поэтому нижняя пропущенная фигура - это квадрат.

Матрица Если вы видите задачу, которая отображает 9 изображений, сложенных в три строки, не вникайте в детали каждого изображения. Сначала рассмотрите различия между тремя изображениями, образующими вертикальную строку. Затем убедитесь, что одна и та же зависимость управляет шаблоном в других вертикальных строках. Если да, исследуйте таким же образом, как выглядят изображения в горизонтальных рядах.

Вот несколько из них:

На развитие смекалки : «Отгадай чей голосок» Сущность игры заключается в том, чтобы по голосу определить кто сказал слово.

На понимание : «Следопыт» Рисуются следы животных и людей, угадать, чьи следы.

На развитие художественно – образного мышления: «Облака» На что похожи облака, плывущие по небу? «Тень»- по тени определить, от какого она предмета.

Это также матрица, но сложнее. В первом вертикальном ряду мы можем заметить, что одно и то же изображение занято третьим изображением, как и в предыдущих двух картинах - круги и крестики из первых двух изображений были записаны в «их места», причем два креста накладываются друг на друга и дают снова и снова. Этот принцип подтверждается во втором вертикальном ряду и его обратном в горизонтальных рядах - есть два круга, дающих крест.

Конечно, это не значит, что природный потенциал не играет роли. Если вы способны, вам не нужно много упражнений, чтобы получить высокие баллы при решении этих задач. Принимая кандидатов на учебу, мы никогда не знаем, достиг ли человек высокой оценки, потому что у него есть потенциал или, возможно, просто много работы, чтобы получить этот результат. Мена, в общем, является ассоциацией людей с высшим фактором интеллекта. Это 2 процента. населения - в Польшу, чтобы войти в разряд Менсы, необходимо достичь как минимум 148 баллов по шкале Каттелла.

Игры на интуицию: «Дорисовки» Дорисовать фигуру.«Рифмы» закончить стихотворение. Используйте произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто.

Игры на развитие внимания : «Что лишнее?», «Найди отличия»

В эти логические игры можно играть, как на улице, так и дома.

Развивающие упражнения, логические задачки.

Так ли тесты, которые решают кандидатов в ассоциацию, надежны, они знают только. Если кто-то много решает такие тесты и удается выявить эти трюки, то с каждой последовательной задачей поймать, какой трюк был применен, придет к нему гораздо быстрее и легче. Вы хотите сказать, что каждый может тренироваться для гения?

Конечно, есть люди, которые не могут обучиться освоению логических головоломок. Дело в том, что подобный результат достигается человеком, который обладает очень высокой способностью и не решил таких задач раньше, чем средний человек, который много практиковал. Может случиться так, что другая наберет больше?

Наглядно-образное мышление.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать. Упражнения на формирование подобного умения достаточно подробно описаны в разделе по развитию памяти. Здесь мы их дополним еще несколькими заданиями на визуализацию .

В некоторой степени это можно сравнить с результатами, например, при запуске. Один из всего лишь легкой тренировки и успешны, потому что они имеют большое физическое состояние, и другие должны работать, чтобы догнать такого соперника. Но они могут также догнать его, если он не тренируется с хорошими условиями. В конечном счете, количество трюков, на которых основаны задачи на основе разведки, ограничено. Если мы разрешим все трюки, мы узнаем все трюки, тогда нам просто нужно настроить трюки для каждой задачи.

С другой стороны, кто-то, кто решает много логического мышления, может попасть в ловушку - самые используемые трюки всегда будут первыми, кто ищет решение данной задачи. Это может помешать нам в новом взгляде на конкретную математическую головоломку, которая, вероятно, основана на другом трюке. В любом случае - если кто-то, кто не тренирует логическое мышление, решил вышеупомянутые задачи, поздравил! Это гордость, потому что это было непросто.

Упражнения на визуализацию.

Упражнение №1. "На что это похоже"?


Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Уровень образования: начальная школа 4-6 Образование: другое Основной предмет: информатика Дополнительный вопрос: другие. Практический интеллект - один из видов умственных способностей, который позволяет человеку быстро и эффективно справляться с повседневной жизнью с новыми ситуациями и новыми проблемами. Для запоминания необходимо использовать знания, полученные ранее, чтобы сравнить их с текущей задачей, а затем связать их. Кроме того, способность понимать, очень важна, что позволяет нам хорошо понимать задачу.

Практический интеллект - это не только чтение текста и его понимание, но и возможная концепция сущности вещей и превращение его в эффективные действия. Современная школа стремится удовлетворить потребности ученика, организовав интегрированную учебную программу, в которой переплетены материалы, и учитель стремится работать таким образом, чтобы в полной мере использовать способности ученика посредством собственного вклада в работу. Студент, который учит мир в первую очередь через открытие, опыт и действия, должен стать компетентным человеком с общеразвивающейся личностью.

В качестве материала для решения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут быть использованы и счетные палочки.

Упражнение №2. "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек".

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата".

Проект, который предлагает логическое мышление и полевые мероприятия и образовательные туры, учитывает эти потребности, расширяет возможности школы в этой области и создает больше возможностей для одаренных студентов. В рамках развития логического мышления ученики в школе - индивидуально и в группах - решали всевозможные логические задачи, требуя обучения памяти, быстрого сопоставления фактов и поиска творческих решений для существующих задач. Эти классы часто принимают форму ликвидации вовремя, но каждый хороший ответ и каждая идея оцениваются так, что мотивация для работы возрастает.


"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника".


"Составить два разных квадрата из 7 палочек".


Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

Понимание науки путем улучшения естественных математических навыков в повседневных ситуациях. Содействие элементарным творческим способностям детей. Развитие практической разведки посредством собственной работы. Формирование навыков логического мышления.

Формулируя суждения, основанные на математическом понимании и использовании математических навыков, требуемых повседневной жизнью. Развитие навыков спаривания. Улучшение командной работы. Формирование навыков решения проблем творческим способом. Упражнения, упражнения и головоломки, которые развивают навыки спаривания, логическое мышление, концентрацию и память.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".


"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".


"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы, получился флажок".

Студенты решают задачу поиска системы, с помощью которой устанавливаются следующие числа. Он должен найти связь между последовательными числами, для этого он исследует отношения между числами. Поиск логических отношений между числами в определенном порядке.

Студенты решают сложные математические текстовые задания, где запутанный контент скрыт. Логическое мышление и ассоциация фактов позволяют нам найти правильное решение. Игры в слова: викторины, шарады и головоломки, связанные с комбинацией букв и слов.

Многопользовательские словарные тесты, задания, содержащие пословицы и произносимые слова. Студенты решают комбинации с письмами. Иногда только одна из комбинаций скрывает правильное слово. Другие типы - это задачи, которые содержат комбинации, некоторые из которых являются значимыми словами, а задача ребенка - обнаружить, какое слово связано с другими.


"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".


"Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, смотрела в другую сторону".


"Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"

Назначения текста, студенты практикуют распознавание взаимосвязи между понятиями: значение, расположение букв и т.д. Задачи с круглыми скобками состоят из дополнения. В скобках может быть описание концепции, могут быть также два слова, между которыми можно вставить другое, чтобы при объединении одного слова.

Задачи по аналогии, студенты проверяют соответствие содержания. Примером может быть поиск в одном из слов, который не соответствует остальному или поиска нескольких слов родительского слова. - распознавание отношения объекта к его окружению. В этой категории задач скорость распознавания указывает на способность в этой области.

Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво, требуется нам во многих жизненных ситуациях, начиная с решения сложных технических и бизнес- задач, заканчивая убеждением собеседников и совершением покупок в магазине.

Отношение объектов, перемещающихся относительно окружающей среды. Здесь также скорость решения, доказывающая хорошо развитое пространственное воображение. Поиск фигур, которые не соответствуют набору: Устраните цифры, просмотрев общие функции. Вводя воображение трехмерных фигур, задача ученика - оценить, из которого сетка не сможет устроить данную фигуру. Перед началом этих упражнений сами студенты создают сетку простых геометрических фигур из картонной коробки, просматривают вращающиеся твердые тела и моделируют полученные твердые частицы.

Но несмотря на высокую потребность в этом умении мы часто совершаем логические ошибки, сами того не подозревая. Ведь среди многих людей бытует мнение, что правильно мыслить можно на основе жизненного опыта и так называемого здравого смысла, не пользуясь законами и специальными приемами «формальной логики». Для совершения простых логических операций, высказывания элементарных суждений и несложных выводов может подойти и здравый смысл, а если нужно познать или объяснить что-то более сложное, то здравый смысл нередко приводит нас к заблуждениям.

Причины этих заблуждений кроются в принципах развития и формирования основ логического мышления людей, которые закладываются еще в детстве. Обучение логическому мышлению не ведется целенаправленно, а отождествляется с уроками математики (для детей в школе или для студентов в университете), а также с решением и прохождением разнообразных игр, тестов, задач и головоломок. Но подобные действия способствуют развитию только малой доли процессов логического мышления. Кроме того достаточно примитивно объясняют нам принципы поиска решения заданий. Что касается развития словесно-логического мышления (или вербально-логического), умения правильно совершать мыслительные операции, последовательно приходить к умозаключениям, то этому нас почему-то не учат. Именно поэтому уровень развития логического мышления людей недостаточно высок.

Мы считаем, что логическое мышление человека и его способность к познанию должны развиваться системно и на основании специального терминологического аппарата и логического инструментария. На занятиях данного онлайн-тренинга вы узнаете о методиках самообразования для развития логического мышления, познакомитесь с основными категориями, принципами, особенностями и законами логики, а также найдете примеры и упражнения для применения полученных знаний и навыков.

  • Что такое логическое мышление?
  • Применение логики
  • Составляющие логического мышления
  • Как этому научиться?
  • Уроки логики
  • Как проходить занятия?
  • Вспомогательные материалы: тесты, игры, книги

Что такое логическое мышление?

Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Теперь дадим определение каждой из этих составляющих.

Мышление человека - это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, другими словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», «речь», «рассуждение» и даже «мысль». В нашем случае мы будем исходить из самого популярного определения логики как нормативной науки о формах, методах и законах интеллектуальной мыслительной деятельности человека. Логика изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Одна из главных задач логики - определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Также выделяют несколько видов логического мышления, перечислим их, начиная с самого простого:

1.Образно-логическое мышление

Образно-логическое мышление (наглядно-образное мышление ) – различные мыслительные процессы так называемого «образного» решения задач, которое предполагает визуальное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов. Наглядно-образное мышление, по сути, является синонимом слова «воображение», которое позволяет нам наиболее ярко и четко воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета или явления. Данный вид мыслительной деятельности человека формируется в детском возрасте, начиная, примерно, с 1,5 лет.

Абстрактно-логическое мышление – это совершение мыслительного процесса при помощи категорий, которых нет в природе (абстракций). Абстрактное мышление помогает человеку моделировать отношения не только между реальными объектами, но также и между абстрактными и образными представлениями, которые создало само мышление. Абстрактно-логическое мышление имеет несколько форм: понятие, суждение и умозаключение, о которых вы сможете подробнее узнать в уроках нашего тренинга.

3.Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление )- один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью. Словесно-логическое мышление необходимо нам для публичных выступлений, написания текстов, ведения споров и в других ситуациях, где нам приходится излагать свои мысли при помощи языка.

Применение логики

Мышление с использованием инструментария логики необходимо практически в любой области человеческой деятельности, в том числе в точных и гуманитарных науках, в экономике и бизнесе, риторике и ораторском мастерстве, в творческом процессе и изобретательстве. В одних случаях применяется строгая и формализованная логика, например, в математике, философии, технике. В других случаях логика лишь снабжает человека полезными приемами для получения обоснованного вывода, например, в экономике, истории или просто в обычных «жизненных» ситуациях.

Как уже было сказано, часто мы пытаемся мыслить логически на интуитивном уровне. Кому-то это удается хорошо, кому-то хуже. Но подключая логический аппарат, лучше все-таки знать, какие именно мыслительные приемы мы используем, так как в этом случае мы можем:

  • Точнее подобрать нужный способ, который позволит прийти к правильному выводу;
  • Мыслить быстрее и качественнее – как следствие из предыдущего пункта;
  • Лучше излагать свои мысли;
  • Избежать самообмана и логических заблуждений,
  • Выявлять и устранять ошибки в умозаключениях других людей, справиться с софистикой и демагогией;
  • Применять нужную аргументацию для убеждения собеседников.

Составляющие логического мышления


Часто применение логического мышления связывают с быстрым решением заданий на логику и прохождением тестов на определение уровня интеллектуального развития (IQ). Но это направление связано в большей степени с доведением мыслительных операций до автоматизма, что является весьма незначительной частью того, чем логика может быть полезна человеку.

Умение логически мыслить объединяет в себе множество навыков по использованию различных мыслительных действий и включает в себя:

  1. Знание теоретических основ логики.
  2. Умение правильно совершать такие мыслительные операции, как: классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия и другие.
  3. Уверенное использование ключевых форм мышления: понятие, суждение, умозаключение.
  4. Способность аргументировать свои мысли в соответствии с законами логики.
  5. Навык быстро и эффективно решать сложные логические задачи (как учебные, так и прикладные).

Конечно, такие операции мышления с применением логики как определение, классификация и категоризация, доказательство, опровержение, умозаключение, вывод и многие другие применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но используем мы их неосознанно и часто с погрешностями без отчетливого представления о глубине и сложности тех мыслительных действий, из которых состоит даже самый элементарный акт мышления. А если вы хотите, чтобы ваше логическое мышление было действительно правильным и строгим, этому нужно специально и целенаправленно учиться.

Как этому научиться?

Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

Теоретическая логика , которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

Практическое обучение направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

Уроки логики

Собрав широкий спектр теоретических материалов, а также изучив и адаптировав опыт обучения прикладным формам логического мышления, мы приготовили ряд уроков для полноценного овладения данным навыком.

Первый урок нашего курса мы посвятим сложной, но очень важной теме – логическому анализу языка. Сразу стоит оговориться, что эта тема многим может показаться абстрактной, нагруженной терминологией, неприменимой на практике. Не пугайтесь! Логический анализ языка – это основа любой логической системы и правильного рассуждения. Те термины, которые мы здесь узнаем, станут нашим логическим алфавитом, без знания которого просто нельзя пойти дальше, но постепенно мы научимся пользоваться им с лёгкостью.

Урок 2. Понятие в логике

Логическое понятие - это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках. Понятия бывают разных видов: конкретные и абстрактные, единичные и общие, собирательные и несобирательные, безотносительные и соотносительные, положительные и отрицательные, и другие. В рамках логического мышления важно уметь отличать эти виды понятий, а также производить новые понятия и определения, находить отношения между понятиями и совершать специальные действия над ними: обобщение, ограничение и деление. Всему этому вы научитесь в данном уроке.

Урок 3. Определение в логике

В первых двух уроках мы говорили о том, что задача логики – помочь нам перейти от интуитивного употребления языка, сопровождаемого ошибками и разногласиями, к более упорядоченному его использованию, лишённому двусмысленности. Умение правильно обращаться с понятиями представляет собой один из необходимых для этого навыков. Другой не менее важный навык – умение правильно давать определения. В этом уроке мы расскажем, как этому научиться и как избежать самых распространённых ошибок.

Урок 4. Логическое суждение

Логическое суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними. Суждения в логике состоят из субъекта (о чем идет речь в суждении), предиката (что говорится о субъекте), связки (что соединяет субъект и предикат) и квантора (объема субъекта). Суждения могут быть различных видов: простые и сложные, категорические, общие, частные, единичные. Также отличаются и формы связок между субъектом и предикатом: равнозначность, пересечение, подчинение и совместимость. Кроме того, в рамках составных (сложных) суждений могут быть свои связки, которые определяют ещё шесть видов сложных суждений. Умение логически мыслить предполагает способность правильно строить различные виды суждений, понимать их структурные элементы, признаки, отношения между суждениями, а также проверять является суждение истинным или ложным.

Урок 5. Законы логики

Перед тем как перейти к последней третьей форме мышления (умозаключению), важно понять, какие существуют логические законы, или, другими словами, объективно существующие правила построения логического мышления. Их предназначение, с одной стороны, в помощи построения умозаключений и аргументации, а с другой – в предупреждении ошибок и нарушений логичности, связанных с рассуждениями. данном уроке будут рассмотрены следующие законы формальной логики: закон тождества, закон исключённого третьего, закон противоречия, закон достаточного основания, а также законы де Моргана, законы дедуктивных умозаключений, закон Клавия и законы деления. Изучив примеры и выполнив специальные упражнения, вы научитесь целенаправленно использовать каждый из этих законов.

Урок 6. Умозаключение

Умозаключение - это третья форма мышления, в которой из одного, двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением или выводом. Умозаключения делятся на три вида: дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии. При дедуктивном умозаключении (дедукции) из общего правила делается вывод для частного случая. Индукция - это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. На этом занятии вы познакомитесь со всеми видами и подвидами умозаключений, научитесь строить разнообразные причинно-следственные связи.

Урок 7. Силлогизмы

Этот урок будет посвящён многопосылочным умозаключениям. Так же как и в случае однопосылочных умозаключений, вся необходимая информация в скрытом виде будет присутствовать уже в посылках. Однако, поскольку посылок теперь будет много, то способы её извлечения становятся более сложными, а потому и добытая в заключении информация не будет казаться тривиальной. Кроме того, нужно отметить, что существует много разных видов многопосылочных умозаключений. Мы с вами сосредоточимся только на силлогизмах. Они отличаются тем, что и в посылках и в заключении имеют категорические атрибутивные высказывания и на основании наличия или отсутствия каких-то свойств у объектов позволяют сделать вывод о наличии или отсутствии у них других свойств.

Урок 8. Типы рассуждений

В предыдущих уроках мы поговорили о разных логических операциях, которые составляют важную часть любого рассуждения. Среди них были операции над понятиями, определения, суждения и умозаключения. Значит, на данный момент должно быть ясно, из каких компонентов рассуждения состоят. Однако мы ещё нигде не касались вопросов о том, каким образом может быть организовано рассуждение в целом и какими в принципе бывают типы рассуждений. Это и станет темой последнего урока. Начнём с того, что рассуждения делятся на дедуктивные и правдоподобные. Все виды умозаключений, рассмотренные в предыдущих уроках: умозаключения по логическому квадрату, обращения, силлогизмы, энтимемы, сориты, – представляют собой именно дедуктивные рассуждения. Их отличительный признак состоит в том, что посылки и заключения в них связаны отношением строгого логического следования, в то время как в случае правдоподобных рассуждений подобная связь отсутствует. Сначала поговорим подробнее о дедуктивных рассуждениях.

Как проходить занятия?

Сами уроки со всеми упражнениями можно пройти за 1-3 недели, усвоив теоретический материал и немного попрактиковавшись. Но для развития логического мышления важно заниматься системно, много читать и постоянно тренироваться.

Для максимального эффекта рекомендуем вам сначала просто прочитать весь материал, потратив на это 1-2 вечера. Затем проходите по 1 уроку ежедневно, выполняя необходимые упражнения и следуя предложенным рекомендациям. После того как вы освоите все уроки, займитесь эффективным повторением по данной методике, чтобы запомнить материал надолго. Далее старайтесь чаще применять приёмы логического мышления в жизни, при написании статей, писем, при общении, в спорах, в делах и даже на досуге. Подкрепляйте свои знания чтением книг и учебников, а также с помощью дополнительного материала, о котором речь пойдет ниже.

Дополнительный материал

Помимо уроков в данном разделе мы постарались подобрать много полезного материала по рассматриваемой тематике:

  • Логические задачи;
  • Тесты на логическое мышление;
  • Логические игры;
  • Самые умные люди России и мира;
  • Видеоуроки и мастерклассы.

А также книги и учебники, статьи, цитаты, вспомогательные тренинги.

Книги и учебники по логике

На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

  • «Прикладная логика». Николай Николаевич Непейвода;
  • «Учебник логики». Георгий Иванович Челпанов;
  • «Логика: конспект лекций». Дмитрий Шадрин;
  • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс). Дмитрий Алексеевич Гусев;
  • «Логика для юристов» (сборник задач). А.Д. Гетманова;
  • «Логика. Учебник для юридических вузов». В.И. Кириллов, А.А.Старченко
  • «Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
  • «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов». А.А.Ивин
  • «Логика». Иванов Е.А.
  • И другие.

Статьи о логическом мышлении

Также обратите внимание на раздел «Логика и интеллект» нашего блога, в котором мы собираем интересные материалы по данной тематике, среди которых:

  • 4 закона логики
  • Эвристика
  • Кот Шрёдингера – суть простыми словами
  • Что нужно знать о тестах на IQ
  • Пафос, логос, этос
  • И другие статьи наших авторов

Тренинги

Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:

1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.

2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».

3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словестно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.

4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.

5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.

Цитаты

О логическом мышлении высказывались многие великие люди, вот некоторые цитаты, которые мы посчитали уместными в данном тренинге.

Мыслю, следовательно, существую (или на латинском Cogito, ergo sum, или в оригинале на французском Je pense, donc je suis) - Рене Декарт

Лишь немногие люди мыслят логично. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью - Дейл Карнеги

Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства - Анри Пуанкаре

Логика - это анатомия мышления - Джон Локк

Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет. Логика не наблюдает, не изобретает, не открывает - она судит. Итак, логика есть наука об отправлениях разума, служащих для оценки очевидности; она есть учение как о самом процессе перехода от известных истин к неизвестным, так и о всех других умственных действиях, поскольку они помогают этому процессу - Джон Стюарт Милль

Мудрость - это самая точная из наук. Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путём, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель - Аристотель

Желаем вам успеха в освоении навыка логического мышления!

4brain.ru