Конспект НОД в средней группе на тему: «Грибы - грибочки»

Цель: Формировать представления у дошкольников о разнообразии грибов, их строение, месте их произрастания, отличительных способностях.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

Формировать у детей представления о разнообразии грибов, их строении, умения распознавать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить с правилами сбора грибов.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать умение общаться со сверстниками и взрослыми субъектами детского сада. Развивать игровую деятельность.

ОО «Речевое развитие»

Активизировать и развивать словарь детей при описании грибов.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать творческие способности и воображение у детей; формировать умения лепить ножку и шляпку гриба, передавая характерные особенности; совершенствовать навыки лепки; развитие чувства цвета, формы, композиции;

ОО «Физическое развитие»:

Развитие ловкости, быстроты реакции, координации движений. Развивать умение двигаться в соответствии со словесным сопровождением физминутки.

Познавательные – закреплять представления о грибах; Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей;

Расширять представления детей о лесных грибах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;

воспитывать бережное отношение к природе.

Обучающие – учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;

Развивающие – развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями;

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : плоскостной силуэт Машеньки, коробка в форме гриба, иллюстрации с грибами, плоскостные грибы- мухоморы, лукошко для д/игры «Съедобный грибок положи в кузовок», карточки с грибами, пластилин по количеству детей, стеки, доски, каштаны. Презентация «Детям о грибах»

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, картинок о грибах; рассказы воспитателя, детей из личного опыта; беседы на тему «Съедобные и несъедобные грибы», «В гостях у Боровичка»; отгадывание загадок, интерактивные игры «Четвертый лишний», «Лукошко»; чтение стихов о грибах, разучивание пальчиковой гимнастики «Шла лисичка по тропинке», «Топ, топ – пять грибов; лепка из соленого теста «Грибы в корзинке», «Мухомор»; аппликации «Поможем белочке заготовить грибы на зиму»; рисование «Грибы».

Ход ОД:

В: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто к нам пришел? Это Машенька. А из какой сказки она к нам пришла? Правильно, «Три медведя».

М: - Отпросилась я у бабушки с дедушкой в лес по грибы. Да сама -то грибы плохо знаю, помогите мне ребята в них разобраться.

В: - Ребята, я предлагаю Вам пойти с Машенькой в лес за грибами. И помочь ей собрать грибов для бабушки и дедушки. А перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним правила сбора грибов:

Не пробуй на вкус сырые грибы.

Иди в лес опытным грибником.

Бери только те грибы, которые хорошо знаешь.

Не собирай грибы, вдоль дорог, и в городских парках.

В:- Что мы возьмём с собой? (корзину, мешок, сумку). Как ещё можно назвать корзину (кузовок, лукошко)

В: Ну, что ж отправляемся в путь:

Сто грибов в лесу найдем,

Обойдем полянку.

В кузовок мы не возьмем

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Елки и осинки.

И хорошие грибы

Соберем в корзинки.

Пришли на поляну, сели.

В: - Что же делать, ребята, надо помочь Машеньке, рассказать все о грибах. Показ Презентации «Детям о грибах»

В:- Ребята, а Вы любите отгадывать загадки? (да)

Тогда слушайте внимательно, если правильно отгадаете, то на экране увидите отгадку (показ слайда, после того, как дети отгадали загадку о грибах).

У кого одна нога,

да и то без сапога? (Гриб)

Беседа о строении гриба: как называется эта часть гриба (ножка), а что на ножке (шляпка). А под ножкой находиться (грибница).

Я родился в день дождливый,

под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой... (Подосиновик)

Какой гриб растёт под осиной?

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой... (Опята)

Рыжие ушки с лисьей макушки,

В травке лежат для малых ежат... (Лисички)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпах разноцветных,

Издали приметных.

Собирай не мешкай это...(Сыроежки)

А почему этот гриб назвали подберезовиком?

А этот масленком? Где он чаще всего растет?

Грибная пора наступила, в лесу грибов видимо, не видимо, а Машенька совершенно не знает какие грибы можно собирать, а какие нельзя!

В: Ребята, какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные?)

Развивающая дидактическая игра «Съедобный грибок положи в кузовок»

В:- Ребята, давайте посмотрим на картинки, назовем только те грибы, которые съедобные, положим их в лукошко напротив символа «Ротик», а те грибы, которые несъедобные, напротив символа «Ротик зачеркнут»

В:- А ты, Машенька, внимательно нас слушай и запоминай.

(дети по очереди подходят к «Лукошку» и прикрепляют картинки напротив соответствующего символа и называют его, где растет, и что бы они хотели из него приготовить)

(на доске иллюстрации с картинками грибов: белый гриб, лисички, подосиновик, подберезовик, опята, мухомор, бледная поганка)

В: Ребята посмотрите как много мы грибов собрали. Как их можно назвать одним словом .

Д: Съедобные.

В: Кто знает, какое блюдо можно приготовить из съедобных грибов? (суп грибной суп, пироги, картошку с грибами).

Как на зиму бабушки заготавливают грибы?

Д: Солят, сушат, маринуют.

В: Дети, а как называются эти грибы? (Слайдовая презентация «Несъедобные грибы»).

Посмотрите- ка ребятки:

Тут -лисички, там – опятки,

Ну а это, на полянке,

ядовитые...(поганки)

Гриб самый ядовитый? (бледная поганка)

– Его можно брать в руки? (нет)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шляпке модной,

Никуда не годный...(Мухомор)

Самый красивый ядовитый гриб это… (мухомор). А можно ли мухоморы топтать, сбивать палкой, мять? (нет)

– Почему? Кому они нужны? (лесным жителям, они ими лечатся)

– Молодцы! А сейчас я вас приглашаю на полянку, размяться и поиграть. (Дети выходят в круг, проводится игра «Мы идем в осенний лес»)

Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. (Дети идут по кругу)

А в лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел. (Встряхивают кистями)

Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши)

Будем мы грибы искать. (Приставляют ладонь ко лбу)

И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)

Вот сидят маслята. (Показывают рукой вправо)

На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)

Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком)

Украшай осенний бор.

В: - Ребята, посмотрите, что это? Да это же лесная мастерская. Что же здесь лежит?Каштаны, разноцветный пластилин на подносе. Как вы думаете, что можно из каштанов и пластилина слепить? (грибочки). Давайте постараемся и слепим для Машеньки грибы, чтобы она порадовала своих близких. Дети лепят грибы, ставят на поднос гриб, называют его, где растет, и что бы они хотели из него приготовить.

М: «Спасибо вам, ребята, помогли вы мне в грибах разобраться и грибов налепили. За это вам угощение – грибочки съедобные, но не лесные, а печеные.

Выставляет корзинку с выпечкой – грибочки.

Благодарим Машеньку.

В: Ну, что ж, ребята нам пора возвращаться в детский сад. До свидания, Машенька.


Конспект игровой программы для обучающихся младших классов "Грибные тайны"

Автор: Подкорытова Евгения Юрьевна, воспитатель.
Место работы: ГОУ ЯО Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ.

Конспект игровой программы для учащихся начальной школы "Грибные тайны".


Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о грибах.
Задачи: систематизировать и проверить знания учащихся о грибах; развивать логическое мышление, познавательную активность, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к грибам.
Оборудование:
фонограмма «Пение птиц»;
плакаты с изображением грибов;
карточки с заданием для игры «Весёлый счёт»;
набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов;
карточки с ребусами о грибах;
карточки с пословицами.
Ход программы.
Звучит фонограмма «Пение птиц».
При входе в зал учащиеся вытаскивают из корзинки сложенные листочки (цветной стороной внутрь – приготовлено два цвета), разворачивают и определяют игровой стол, рассаживаются соответственно цвету в две команды. Работой каждой команды будет руководить педагог.

Ведущий: Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зелёный дом
Чудеса увидишь в нём.
- Как вы думаете, о чём говорится в этой загадке? (Ответы детей)
- С какой целью ходят в лес? (Ответы детей)
- Отгадайте загадку:
И на горке, и под горкой,
Под берёзкой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
- Правильно, эта загадка о грибах.
- А для чего мы собираем грибы? (Ответы детей)
- К нам поступила жалоба:
Что хотите с нами делайте: режьте, жарьте, варите, сушите,
солите. Даже маринуйте. Но только не выдирайте с корнем,
не разрывайте вокруг лесную подстилку, не портите нашу
грибницу! А не послушаетесь, совсем перестанем расти.
Грибы.

Как правильно собирать грибы? (Ответы детей)
- Какая опасность подстерегает грибников, плохо знакомых с грибами. (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами проведём игру, которая поможет нам выяснить, хорошо ли вы знакомы с грибами, что вы о них знаете. Вы будете работать в командах. За каждое правильно выполненное задание и за правильный ответ на вопрос команда будет получать жетон (в форме гриба).
- Итак, первое задание. Я буду читать стихи о грибах, а вы должны найти их изображение на плакатах.
1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я подосиновик.

2. Хоть заманчив я на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор –
Несъедобен мухомор.

3. Я под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружён своей семьёю,
Крепкий, важный боровик.

4. На пеньке живёт семья:
Мама, папа, братья, я.
Дом один у нас, а крыша
Есть у каждого своя.
Очень дружные ребята
На пеньке живут опята.

5. Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня – отравится.
Стою здесь на полянке,
Я – бледная поганка.

6. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай – не мешкай.
Мы же сыроежки.

7. Не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

8. Не тигрёнок, не лисёнок.
Кругл, пластиночками тонок.
С головы до самых ног
Ярко-рыжий паренёк.
Подойди к нему поближе,
Здесь под ёлкой вырос рыжик.

9. На солнцепёке, на опушке
Лисичка выставила ушки.
И не боится спать косой
Бок о бок с этою лисой.

10.В лесу на радость людям,
Средь молодых сосёнок
В блестящей тёмной шляпке
Растёт грибок маслёнок.

11.В платьях тонких на опушке
Водят хоровод подружки,
Платья – шёлк в полоску: красный,
Белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке
Как красивы мы – волнушки.

12.Вырастает он весной
Под сопревшею листвой
И стоит, как старичок,
В шляпке сморщенной сморчок.

- Задание второе «Весёлый счёт».
Сосчитайте, сколько грибов на этой картинке.

Учащиеся получают карточку с заданием. На выполнение задания даётся
1-2 минуты.

- Третье задание: отгадайте загадки о грибах.
1. На полянке лесной, под могучей сосной
Стоит старичок, на нём бурый колпачок.
Колпачок на бочок,
Кто в лесу бывает, тот его знает (боровик).
2. Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички
Золотистые …. (лисички).
3. Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (гриб)
4. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
5. Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной
Никуда не годный (мухомор)
6. Лета первая примета:
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке (подберёзовик)
7. Он в осиннике родится,
Как в траве ни притаится.
Всё равно его найдём,
Шляпка красная на нём. (подосиновик)
8. Он выглянул несмело из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой подняв над головой. (моховик)
9. Весь на виду, возле сосен стоит он,
Ростом с вершок,
Словно подсолнечным маслом пропитан,
Жёлт корешок. (маслёнок)

- Четвёртое задание: викторина о грибах.
1. Перечислите способы использования грибов в пищу.
(сушка, жарка, варка, засолка, маринование)
2. Какие лесные животные едят грибы? (белки, лоси, барсуки)
3. Сухие или свежие грибы ест белка? (сухие)
4. Какие грибы ест ёж? (не ест)
5. Сухие или свежие грибы едят лоси и барсуки? (свежие)
6. Для чего лоси едят мухоморы? (лечатся)
7. Как называется лечебный гриб, растущий на берёзе? (чага)
8. Какие грибы появляются первыми ранней весной? (сморчки, строчки)
9. У этого гриба нет пятачка, он не хрюкает, но носит название домашнего животного (свинушка).
10. Если ты оказался в лесу и проголодался, то эти грибы можно съест в небольшом количестве и в сыром виде. (сыроежки)
11. Что называют «тихой охотой»? (сбор грибов)
12. Каково второе название белого гриба? (боровик)
13. В каких грибах никогда не заводятся черви? (лисички)
14. Какую шляпку никогда не наденешь на голову? (шляпку гриба)
15. Какой гриб называют Царём грибов? (боровик)
16. Какой гриб носит название лесного зверя? (лисички)
17. Какие грибы лето кончают? (грузди)
18. Какие грибы говорят о приходе осени? (опята)

- Пятое задание: отгадайте ребусы. Названия каких грибов в них зашифрованы?

(Ответы: лисички, подберёзовик,подосиновик, мухомор).

- Шестое задание: соберите в корзинку съедобные грибы.
Учащимся выдаётся набор картинок со съедобными и ядовитыми грибами и кузовок. Они должны положить в кузовок только картинки со съедобными грибами.

- Седьмое задание: соберите пословицы. К первой части в левом столбике подобрать продолжение из правого столбика, соединить линиями.

ВЕСНА КРАСНА ЦВЕТАМИ ТОГДА И ГРИБОВ МНОГО.
ГДЕ ДУБЫ, А ОСЕНЬ – ГРИБАМИ.
ВЕЧЕРОМ ДОЖДИ - ТАМ И ГРИБЫ.
КОГДА СЫРО, УТРОМ ГРИБОВ ЖДИ.

А сейчас мы с вами поиграем. Проводится подвижная игра «Найди грибок».
Содержание игры: Дети – грибы идут по кругу, грибник – в центре, идет в противоположную сторону, с завязанными глазами.
Грибник: Раз, два, три, четыре, пять
Буду я грибы искать:
Лисички, опята,
Белые, маслята… Дети - грибы расходятся по игровой площадке.
Стоп!
Дети – грибы замирают на месте. Грибник на ощупь пытается отыскать гриб - ребенка и назвать его имя. Узнанный ребенок становится новым грибником.
Методические указания: После сигнала Стоп! дети - грибы не должны двигаться с места. Подсказывать грибнику нельзя. Во избежание травм инструктор направляет грибника словесными указаниями, если тот выходит за границы площадки. Вариант: Если грибник затрудняется на ощупь узнать ребенка, то он может узнать его по голосу, спросив: Что за гриб? Ребенок называет гриб (подберёзовик, подосиновик, сыроежка, мухомор…)
- Ну а теперь подведём итоги.
Вручение призов.

Грибы.

Загадки.

1. Этот гриб – любимец мой –

С ножкой толстой и прямой.

Красной шляпкой он накрылся,

Под осинкой схоронился.

(Подосиновик)

2. Эти славные сестрички

Не едят цыплят.

Эти дружные сестрички

Рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле кочки.

(Лисички)

3. Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

(Мухомор)

4. Конечно, не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберозовик)

5. А вот кто – важный

На беленький ножке,

Он в шапочке красной,

На шапке – горошки.

(Мухомор)

6. Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой?

(Опята)

7. Кто шляпу на ногу надевает?

(Гриб)

8. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек;

Шляпка есть, нет головы.

(Гриб)

9. Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый……. (Мухомор)

10. Посмотрите – ка, ребята,

Тут лисички, там опята,

Ну, а это на полянке

Ядовитые…… (Поганки)

11. Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок.

(Масленок)

12. Вот грибочек ярко – рыжий.

Вы узнали? Это….

(Рыжик)

13. Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас ….

(Опята)

14. Желто – рыжие сестрички,

Величают нас …

(Лисички)

15. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.

(Подосиновик)

Упражнения для развития слухового внимания.

На полянке у дубка Только я зашла в кусты -

Крот увидел два грибка, Подосиновик нашла,

Он нашел еще один. И зеленый моховик.

Кто ответить нам готов, Сколько я нашла грибов?

Сколько крот нашел грибов? У кого ответ готов?

Координация речи с движением; развитие творческого воображения, подражательности.

«За грибами»

Все зверушки на опушке (дети идут в хороводе)

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (скачут вприсядку, срывают воображаемые

Рыжики срывали. грибы)

Лисичка бежала, (бегут, собирают воображаемые грибы)

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, (скачут стоя, «срывают» грибы)

Искали опятки.

Медведь проходил, (идут вразвалку, в конце строки топают ногой

Мухомор раздавил

« Где вы были?»

В.: Ножки, ножки, где

Вы были? (ходьба на месте)

Дети. За грибами в лес ходили.

В. Что вы, ручки, (присели, «собирают» грибы)

Работали?

Дети. Мы грибочки собирали.

В. А вы, глазки, помогали?

Дети. Мы искали да смотрели, (смотрят из – под руки, поворот влево,

Все пенечки оглядели. влево)

1. «Гриша шел.»

Гриша шел – шел – шел, (шагаем на месте)

Белый гриб нашел. (хлопки в ладоши)

Раз – грибок, (наклоны вперед)

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок. (шагаем на месте)

2. «Дети утром рано встали»

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз – два – три,

И в лукошко набери! (наклоны)

3. «Опенок».

Влез опенок на пенек, (встать)

Постоял один денек.

На ветру качался, (наклоны вправо – влево)

Низко наклонялся.

Тоненький, тоненький,

Ножка, что соломинка!

А потом склонился –

И совсем свалился! «уронить» корпус, руки свободно свисают.

4 «Раз грибок, два грибок».

По тропинке леший шел,

На поляне гриб нашел. (ходьба на месте)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (приседания)

Леший охает: устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (потягивания – руки вверх)

И до пола дотянулся.

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку.

Пальчиковая гимнастика.

«За грибами».

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок:

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик, конечно,

А красавец мухомор (поочередно загибать пальцы, начиная с

Пусть украсит косогор! мизинца)

«Ёжик».

Шел по лесу Нес детишкам

Хмурый ежик. Он грибочки.

Не жалел Растерял их

Коротких ножек. Возле кочки.

(Пальцы правой и левой руки как будто шагают.Затем пальцы обеих рук «собрать» потерянные грибочки).

«Грибы».

Топ – топ – пять шагов, (дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов. (переплели пальцы обеих рук – туесочек,большие

Мухомор красный - пальцы – ручка; показали 5пальцев пр. руки)

Гриб опасный.

А второй – лисичка, (загибают пальчики начиная с мизинчика)

Рыжая косичка,

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

«Грибок»

Шапочка на ножке

Около дорожки.

В мой просторный кузовок

Полезай скорей, грибок.

5. «Мы в лесок пойдем».

Мы в лесок пойдем, Ты не прячь грибок,

Мы грибок найдем. Под листок свой бок.

В шапочке нарядной, Ты ребятам нужен

Светло – шоколадной. К вечеру на ужин.

6. Мы по лесу шли, шли,

Подберезовик нашли,

Раз грибок и два грибок

Положили в кузовок.

«Мы по лесу шли»

Мы по лесу шли, шли ,

Подосиновик, боровик, опенок,

Рыжик, груздь….нашли.

«Грибы».

Этот пальчик в лес пошел, (загибать поочередно пальчики, начиная

Этот пальчик гриб нашел, с мизинца)

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.

«Ежик».

Ёжик два грибка нашел,

На иголки наколол.

Мы с тобой в лесок пошли

И еще грибы нашли.

Ёжик просит: « Дай – дай – дай!

На иголки надевай!».


Детские утренники — отличный способ сдружить ребятишек, а также в игровой форме привить им новые навыки и знания. Поэтому игры на осенний праздник в детском саду стоит выбирать интересные и разнообразные. Именно игры — самая интересная часть утренника для его маленьких участников. Рассмотрим несколько вариантов игр для осеннего утренника.

Традиционная эстафета, стилизованная под осеннюю тематику. Нам понадобится по два больших осенних листа на каждую команду. Листы рисуем на картоне и вырезаем. Суть эстафеты: игрок берет два листа, на один из них становится, а другой кладет перед собой. Затем перепрыгивает на второй лист, а первый кладет перед собой. Таким образом надо пройти дистанцию от старта до финиша и наоборот, передав листы следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее справится.

Осенние бусы

Атрибуты: яркие листья с деревьев, веточки рябины, шишки, несколько ниток или веревок. Этот конкурс творческий. Участников делим на команды, и каждая команда создает свои бусы из предложенного материала — на веревку нанизывают листья, шишки, рябину. На сам процесс отводится определенное время, пока звучит музыкальное сопровождение. Когда бусы готовы, зрители голосуют аплодисментами за каждое украшение. Обычно в таких развлечениях не победителей и проигравших, побеждает дружба.

Раскраска на скорость

Предварительно надо распечатать несколько раскрасок, в зависимости от того, сколько будет команд или участников. Также понадобятся карандаши или фломастеры. Дети должны раскрасить картинки за определенный промежуток времени, причем сделать это желательно аккуратно, поэтому раскраски лучше выбирать несложные, без мелких деталей. Ну и поскольку праздник у нас осенний, то тематика раскрасок должна быть осенняя.

Собираем яблоки

Это соревнование можно проводить как с открытыми, так и с завязанными глазами. Цель игрока — собрать как можно больше яблок в корзинку. Яблоки можно нарисовать на картоне и вырезать, а можно заменить их какими-то предметами — кубиками, мячиками, маленькими мягкими игрушками.

Гроздь винограда

Понадобится два листа ватмана, на каждом из которых нарисован хвостик грозди с листочком. Малыши по очереди подходят к ватману, им завязывают глаза и они рисуют одну виноградину. Каждая команда рисует свою гроздь, цель — нарисовать ее как можно точнее. Но не всегда это получается, поэтому забава получается веселой, а ее результаты непредсказуемы.

Котята

Эстафета с элементами творчества. Заранее подготавливаем два листа ватмана с нарисованными силуэтами котов, кусочки ваты, клей-карандаш. Ребята становятся на старте, первому участнику дается в руки клей-карандаш. По команде ребенок бежит к ватману и клеит кусочек ваты на кота, так чтобы получилась шерстка. Побеждает та команда, у которой котик получится самый пушистый, подготовленный к зиме.

Слови мяч

Ведущий бросает мяч детям по очереди, каждый ребенок, когда ловит мяч, должен назвать слово, которое ассоциируется с осенью. Тот, кто не смог вспомнить слово, выбывает из соревнования.

Собери яблочко

Надо подготовить несколько картинок с яблоками, разрезанных на части. Задача малышей — собрать картинку с яблоком. Кто быстрее соберет, тот и победил.

Сортировщик

В большой ящик кладутся разные предметы: кубики, игрушки, пасочки. Это могут быть и картинки на осеннюю тематику — листочки, ягоды, грибы. Детишкам даются ведерка или корзинки, их задача — выбрать из ящика как можно больше определенных предметов, например, только кубиков, или только картинок с грибочками.

Пробеги по луже

Определяем границы “лужи” (чаще всего это ковер, который лежит посреди актового зала), готовим несколько пар резиновых сапог. Ребенок должен по команде надеть сапоги и пробежать через “лужу” и вернуться обратно. Забавно проходит игра, если сапоги взять на несколько размеров больше ноги ребенка.

Угадай, что в мешке

Традиционная игра для детских праздников в детском саду, в том числе и осенних. Для нее понадобится мешок и разные предметы, связанные с осенью: яблоки, груши, морковка, картошка, листья, каштаны. Вместо настоящих даров природы можно использовать из муляжи. Каждый ребенок засовывает руку в мешок, выбирает один предмет и на ощупь угадывает, что это такое. Если угадал, получает конфетку.

Собери тыкву с огорода

Еще одна вариация эстафеты, на этот раз с тыквой. Для нее понадобятся две тыквы одинакового размера. Участник команды катит свою тыкву от старта до финиша и обратно, после чего передает ее следующему участнику. Задачу можно усложнить, если катить тыкву только ногами или толкать каким-нибудь предметом.

Грибники

Команды выстраиваются шеренгами. Первому ребенку дают корзинку с грибами(муляжами грибов) и он передает ее следующему участнику, а тот в свою очередь следующему. Так корзинку надо передать в другой конец шеренги и обратно, не потеряв при этом грибы. Если гриб выпадает, корзинка возвращается в начало шеренги. Важный нюанс: корзинку дети держат на вытянутых руках над головой.

Листопад

Понадобятся листья с деревьев или вырезанные из бумаги. Листья кладутся на стол, малыши становятся возле стола. По команде каждый участник начинает дуть на свой лист. Кто быстрее сдует его на пол, тот и победил.

Эстафета огородников

Реквизит: обручи, лейки, муляжи овощей и фруктов. Как проходит эстафета: первый ребенок раскладывает обручи — вскапывает грядки, второй участник кладет в каждый обруч по овощу — сеет семена, третий малыш “поливает” грядки из лейки, четвертый — собирает урожай — складывает овощи в корзинку. Выигрывает та команда, которая быстрее остальных справится с поставленной задачей.

Веселые паучки

Для этого развлечения понадобится несколько клубочков шерстяных ниток. Надо чтобы нитки в клубочках были одной длины. По команде участник разматывает клубочек-паутинку на полу вдоль линии, а затем сматывает обратно и передает клубок следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет эстафету.

Цветные овощи

Заготавливаем несколько карточек разных цветов. Дети наугад вытягивают карточку из мешочка и называют овощ или фрукт. Если попалась красная карточка, надо назвать овощ красного цвета и т.д.

Или можно провести такой же конкурс, но не с цветами, а с буквами — вытаскивать из мешочка буквы и называть плоды, название которых начинается на эту букву.

Придумайте загадку

Это даже интереснее, чем отгадывать загадки. Показываем детям карточки с изображением фруктов и овощей или муляжи плодов, а участники должны назвать их свойства, придумав таким образом загадку к этому плоду. Также можно придумать загадки к осенним явлениям природы, к самому слову “осень”.

Кто листочек потерял?

Ведущий показывает карточки с изображением листьев, а задача детей — угадать, с какого дерева этот лист. Карточки можно заменить настоящими листьями с деревьев.

Приседалки

Дети становятся перед ведущим. ведущий по очереди называет овощи, ягоды, фрукты. Если овощ растёт на земле, дети должны присесть, а если это ягода, которая растет на дереве, дети встают и поднимают руки над головой. Кто последний присел или встал, тот выбывает. Побеждает тот, кто остался последним и не выбыл.

Надеемся вам понравились перечисленные выше игры на праздник осени в детском саду, и вы возьмете некоторые из них себе на заметку.

Конспект НОД в средней группе по теме: «Ах, грибы, грибочки»

Комова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №90», город Череповец.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Ах, грибы, грибочки». Данный материал будет полезен воспитателям детей 5-го года жизни ДОУ.


Цель: Знакомство с грибами.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о грибах(названии, месте произрастания, строении);учить различать съедобные и несъедобные грибы.
Развивающие: Развивать активный словарь детей (названия грибов)
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие.
Материалы и оборудование:
Корзина с грибами, закрытая платочком
Аудио запись «Звуки леса»
Шапочки съедобных грибов по количеству детей
Белочка (би-ба-бо)
Муляжи грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор, бледная поганка)
Образовательные области:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Предварительная работа:
1. Чтение В. Катаева «Грибы», В. Сутеев «Под грибом»
2. Рассматривание альбома с иллюстрациями «Грибы»
Ход:
Воспитатель вносит в группу корзинку, закрытую платочком. Привлекает внимание детей.

Воспитатель: Дети, посмотрите что у меня в руках! Хотите узнать, что там?
Дети: Да!
Воспитатель: Летом он в лесу растет,
Сам в корзинку не идет.
Ему нужно поклониться,
Ножку срезать, не лениться,
Шляпку снимет он тогда,
Из него вкусна еда.
Что под шляпкою растет,
Сам в корзинку не идет?
Дети: Гриб.
Воспитатель убирает платочек, показывает детям грибы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, откуда же эти грибы?
Дети: (предположения детей)
Воспитатель: Где растут грибы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в лес и узнать, кто отправил нам такой подарок.
Дети соглашаются.
Воспитатель включает аудио запись «Звуки леса»
Воспитатель:
Мы идем сегодня в лес. Дети идут по кругу
В том лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой вправо
На пеньке – опята. Показывают рукой влево
Ну, а ты, мухомор, Грозят пальчиком.
Украшай осенний бор.
Добрый лес, старый лес. Дети идут по кругу
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе.
Дети рассаживаются на коврике (на полянке).
Слайд №1 Белый гриб


Воспитатель: У пригорка на дорожке
Гриб стоит на толстой ножке.
От дождя немного влажный,
Белый гриб – большой и важный.
Воспитатель: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?
Дети: Шляпка коричневая.
Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?
Дети: Ножка белая.
Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный). Его очень любят грибники. А кто такие грибники?
Дети: Люди, которые собирают грибы.
Слайд №2 Подосиновик


Воспитатель: До чего же хороши
В красных шляпках крепыши!
Я их рано поутру
Под осиной соберу.
Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.
Воспитатель: Что есть у подосиновика?
Дети: Ножка и шляпка.
Воспитатель : Какого цвета шляпка?
Дети: Шляпка красная.
Воспитатель: А ножка?
Дети: Ножка белая с черными.
Слайд №3 Подберезовик


Воспитатель: Перед нами еще один гриб.
Воспитатель: Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?
Дети: Растет под березой.
Воспитатель: Под берёзой впереди –
Подберёзовик, гляди,
На высокой стройной ножке…
Ножка в крапинках немножко!
Чем он отличается от подосиновика?
Дети: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая.
Слайд №4 Лисички


Воспитатель: Вот красавицы лисички.
Очень дружные сестрички.
Им укрыться не легко.
Видно очень далеко.
Воспитатель: Кто скажет, почему эти грибы так называются?
Дети: Они рыжие, как лисички.
Воспитатель: Дети, какие грибы мы встретили на полянке?
Дети: Лисички, подберезовик, подосиновик, белый гриб.
Воспитатель: Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда(жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными.
Проводится подвижная игра «Грибник и грибы»
По считалке выбирается грибник, остальные дети грибы(надевают на голову шапочку с изображением гриба)
Воспитатель: Вот поляночка лесная,
Здесь съедобные грибы.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем, водишь ты!
Грибы растут на полянке, по сигналу воспитателя «Грибник идет», дети разбегаются, грибник ловит. Игра проводиться несколько раз.
После игра дети садятся по местам.

Появляется белка.
Белочка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, белочка!
Белочка: Что же вы делаете в лесу?
Дети: Хотим узнать, кто нам отправил в подарок корзину грибов.
Белочка :Это я. Летом в лесу много грибов. Но нужно быть осторожными, кроме съедобных грибов в лесу растут и несъедобные.
Воспитатель: Белочка, давай познакомим детей с несъедобными грибами.
Слайд №5 Мухомор


Воспитатель: Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный мухомор!
Посмотрите, как выглядит мухомор.
Дети: Белая ножка, красная шляпка с белыми точками.
Воспитатель: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами.
Слайд №5 Бледная поганка


Воспитатель: Вот еще один ядовитый для человека гриб.
Бледнолицые поганки
Бродят стаей по полянке.
С ними я играть не буду.
Обойду и позабуду.
Почему нужно обходить эти грибы стороной?
Дети: Они ядовитые, несъедобные, их нельзя трогать.
Воспитатель: Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы - поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружится,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт.
Воспитатель: С какими грибами мы познакомились?
Дети: Съедобными и несъедобными.
Дидактическая игра «Собери грибы»
На полянке разложены муляжи знакомых грибов, дети собирают только съедобные.
Белочка: Посмотрите, сколько грибов на полянке! Дети, помогите мне собрать съедобные грибы.
Воспитатель: Находить грибы не сложно.
Брать их нужно осторожно.
Хорошо их надо знать,
Что б поганок не набрать.
После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он нашел.
Воспитатель: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали?
Дети: Съедобные грибы.
Воспитатель: Какие грибы остались на полянке?
Дети: Несъедобные, ядовитые.
Воспитатель: Давайте назовем их.
Дети: Мухомор, бледная поганка.
Воспитатель: Наигрались мы с грибами,
А теперь пора нам к маме.
Дети благодарят белку и возвращаются в группу.