Как развить логику у ребенка.

Обучение ребенка логическому мышлению является обязательным пунктом в его развитии. Логика помогает сопоставлять многие явления и ситуации, объективно оценивать события и действия.

Логическое мышление для детей необходимо, чтобы правильно рассуждать, излагать свои мысли и аргументировать доводы. Развивать логику необходимо с ранних лет, используя в качестве инструмента математические и логические игры для детей, поскольку то, что интересно и весело, малышу запоминается лучше всего.

Игры с геометрическими фигурами.

Игры в геометрию способствуют развитию внимания у ребенка, учат выстраивать логические цепочки. Для одной из них мама или воспитатель чертит на бумаге несложные геометрические фигуры – круг, прямоугольник, квадрат и т.д., после чего рисует предметы, составленные из этих фигур (например: домик, машину, светофор, яблоко, елочку), а также те, которые имеют лишние элементы. Задача ребенка – указать, какой рисунок содержит лишние фигуры.

Также вы можете предложить малышу самому составить изображение с помощью геометрических фигур. Для удобства один из взрослых на листе бумаги чертит таблицу из крупных квадратов, малышу нужно разложить вырезанные геометрические фигуры в свободных клетках так, чтобы в целом они могли составить простой рисунок – дом с несколькими этажами и крышей, грузовик или паровоз. После того как малыш закончит работу, из получившейся картинки можно извлечь из некоторых ее частей фигурки, предложив ребенку дополнить рисунок другими элементами.

Настольные логические игры.

Детские настольные игры помогают развить логику и фантазию ребенка, во время игры малыш совершает такие мыслительные операции, как сравнение, синтез и анализ (например, анализируя свои поступки и действия).

Интересны для детей также игры-бродилки, в которых необходимо переходить с клетки на клетку, бросая кубик, часто к таким играм прилагаются карточки с обязательными заданиями. Лото и детское домино с различными изображениями помогут ребенку выучить растения, птиц и животных, игры-шнуровки, помимо логики, развивают усидчивость, воображение и память.

Еще одна разновидность настольных игр для детей, развивающая память и логику – это меморики. Согласно правилам, карточки, которые имеют пару, раскладываются картинками вниз, малышу необходимо отыскать пары, переворачивая картинки по очереди.

Как развить логику у ребенка.
Логические игры для детей с предметами.

Чтобы научить ребенка сопоставлять косвенные признаки предметов, предложите ему сыграть в такую игру. Для нее вам нужно взять цветные карандаши, ручки или фломастеры. К каждому из них подберите игрушку такого же цвета, составив около 8-10 пар. Сначала покажите их малышу, а после – перемешайте и незаметно уберите одну игрушку. После этого попросите ребенка назвать, какой вещи недостает. Если у малыша возникли трудности, пусть он попытается составить первоначальные пары, чтобы определить, какой предмет спрятан.

Еще одна логическая игра – с использованием сломанных предметов, это могут быть настольные часы, которые уже не идут или треснувший чайник. Придумайте вместе с ребенком необычные варианты нового использования этих предметов. Например, чайник можно применить на даче в качестве вазочки или дома – как шкатулку для хранения мелких предметов (бусин и пуговиц). А если из часов извлечь циферблат, то получится оригинальная фоторамка.

Многие родители думают, что логическое мышление у детей уже заложено природой или развивается само по себе. Но на самом деле логику у детей можно развить, причем начинать стоит как можно раньше. Если вы хотите, чтобы ваш малыш четко изъяснял свои мысли и был на «ты» с математикой в школе, отнеситесь к развитию детской логики со всей ответственностью.

Инструкция

Чтобы развить мышление у ребенка, обращайте внимание на его действия. Именно с помощью действий и поступков дети познают мир и учатся жить в нем. Родители должны проводить как можно больше времени с ребенком, чтобы наблюдать за его деятельностью. Можно спрашивать, зачем и почему малыш выполняет то или иное действие, чего он хочет добиться. Кроме того, если вы хотите поручить чаду какое-то задание, определите цели его выполнения. А если ребенок сделал что-то не так, расскажите о последствиях поступка. Вскоре малыш научится строить цепочки действий и мыслить логически.

Творческая деятельность тоже помогает развивать мышление у детей. Предложите чаду слепить что-то из пластилина. Сначала просите ребенка лепить простые фигуры, затем постепенно усложняйте задачи. Это очень полезно, ведь малыш сначала будет создавать и осмысливать образы в голове, а затем воплощать их в жизнь. И для этого необходимо задействовать мышление. Также поможет и рисование. Родители могут просить ребенка рисовать животных, предметы. Затем можно давать более сложные задания и от предметов переходить к действиям или каким-то событиям. Непременно просите чадо описывать и разъяснять свои рисунки.

Больше играйте. Игра – это важная составляющая развития и способ познания мира. Выбирайте интересные, развивающие и познавательные игры. Малышу можно предложить собрать пирамидку или простой пазл, а с детьми постарше можно играть в интеллектуальные настольные игры. Поиграйте в известную игру «Горячо-холодно». Спрячьте какой-нибудь предмет и предложите чаду найти его. Ребенок может задавать вопросы, чтобы уменьшить территорию поиска. Также можно загадать какой-нибудь предмет. Малыш будет задавать наводящие вопросы, чтобы понять, о чем идет речь. Далее можно загадывать животных, известных людей или персонажей сказок и мультфильмов.

Развитие мышления у детей может осуществляться и с помощью подвижных игр. Например, игра в футбол, волейбол или баскетбол тоже предполагает использование логики. Ребенок должен продумывать свои действия, оценивать действия других игроков и даже пытаться предугадать шаги соперников. Необязательно отдавать чадо в спортивную секцию, в некоторые игры можно играть во дворе.

Каждый ребенок обладает огромным творческим и интеллектуальным потенциалом, но именно от родителей, которые воспитывают его и занимаются его развитием, зависит, проявится ли этот потенциал в полной мере, или останется нереализованным. Очень важно своевременно заняться развитием детского мышления – от этого зависит будущая жизнь вашего ребенка , и то, насколько проявятся в дальнейшем его способности и таланты, а также его логические и аналитические способности.

Инструкция

Занимайтесь развитием памяти ребенка , уделяя внимание сразу всем видам памяти – визуально-образной, словесно-логической и моторной. Три вида памяти требуют развития разных методов восприятия – ребенок должен учиться воспринимать цвета, запоминать внешний вид людей, зрительно отличать одни образы от других; также он должен запоминать услышанную на словах информацию, и наконец, познавать мир и запоминать некоторые вещи через тактильные ощущения.

Также важно развить эмоциональную сферу ребенка , чтобы он мог запоминать свои эмоции и чувства, которые он проявляет по отношению к разным вещам и событиям.

Творческая активность также позволяет тренировать мышление – рисуя что-либо, ребенок лучше запоминает нужные вещи, так как определяет их визуально. Именно поэтому в раннем возрасте ребенку полезно дарить книги с яркими и подробными иллюстрациями.

Если ребенок уже достаточно взрослый, и у него проблемы с запоминанием скучных и абстрактных правил и дат, попробуйте дать ему эту информацию в нестандартной форме – например, в стихотворной. Кроме того, ребенок будет с готовностью запоминать любые вещи, если у него будет на это мотивация, и если он действительно будет заинтересован в том, чтобы выучить что бы то ни было.

Следите за тем, чтобы развитие ребенка было разносторонним и многогранным. Оно должно быть не только интеллектуальным, но и физическим – обеспечьте ребенка достаточным количеством подвижных спортивных игр, позволяйте ему выплескивать энергию во время прогулок, и позаботьтесь о том, чтобы ребенок вместе с питанием получал полноценный набор витаминов и минералов, от которых напрямую зависит его умственное развитие. Для того чтобы ребенок не испытывал стрессов, стремитесь к созданию благоприятной и дружеской атмосферы в семье.

Фото: Tatiana Gladskikh/Rusmediabank.ru

Логическое мышление - это правильное предметное последовательное мышление, основанное на рассуждении, выстраивании цепочки действий. Оно присуще людям и необходимо нам в течение всей жизни, начиная с малых лет. С помощью логики мы можем формулировать свои мысли, предугадывать ход событий, принимать решения, анализировать и др.

Считается, что с 2-3 лет (а то и раньше) уже пора начинать развивать в малыше такую способность, которая не дается нам при рождении. Логическому мышлению можно только научиться. Чем раньше мы начнем, тем более сообразительным, тонким, и охочим до знаний будет расти малыш, что в будущем поможет стать ему успешным, сообразительным человеком, умеющим найти выход из различных ситуаций.

Для совсем маленьких

Здесь применимо определение мышления как наглядно-образное.

Лучше всего начать в форме игры, т.к. это самый доступный, самый приемлемый вариант для малыша. В возрасте двух-трех лет ребенок уже понимает простую причинно-следственную связь. Используя игрушки: мяч катится, потому что он круглый; кубик стоит, потому что у него ровное основание, толкнули куклу - она упала. Гуляя на природе, вовлекайте окружающую среду: подул ветер - закачались цветочки\листва, пошёл дождь-всё намокло. Как будто бы ничего не изучали специально, но мозг ребенка уже бешено работает, сопоставляя, сравнивая, изучая действия, связанные с предметами и живыми существами.

Яркий пазл , пирамидка, бусины, нанизываемые крохой на нить, перекладывание шариков, всевозможных коробочек - всё это тренирует и развивает логическое мышление. Важно, что с такими занятиями приобретается и усидчивость.

На начальных стадиях развития малыш выполняет примитивные действия, перекладывает, крутит в руках, кидает, стукает предмет\игрушку.

Дошкольный возраст от 3 лет

Для детей постарше можно задачи усложнить. В 3-4 года ребенок вполне себе знаком с геометрическими фигурами, знает основные цвета, животных и пр. Можно поставить перед ним задачу на «убрать лишнее», к примеру, выложить картинки или фигуры определенной тематики и доложить «чужую» (геометрические фигуры и предмет мебели\одежды и наоборот) и попросить малыша найти «лишнюю». Или попросить его отсортировать фигуры схожие по размеру либо по цвету.

В этом возрасте его ещё увлекают мозаика и пазлы, конструкторы. Можно уже постепенно переходить на более мелкие и сложные детали. И уже добавлять словесные игры-загадки, пословицы, тем самым совершенствуя речь и память. Игры «закончи фразу» очень эффективны. Например: Утром солнышко встает, а вечером.… Или изучая вместе стишки и песенки, предложить малышу закончить четверостишие.

Наступает время почемучек и вы смело можете и тут найти поле для действий. Ребенок спрашивает - почему, а вы предложите самому ответить на этот вопрос. Почему пошел дождь? Почему спряталось солнышко? Он будет пытаться анализировать, искать ответ, заставляя мозг работать, пусть малыш даже пофантазирует немного, это не страшно, ведь тем самым он развивает воображение, что является залогом нестандартного мышления. Конечно же, если фантазии в меру! Иначе есть повод насторожиться.

Никогда не торопите ребенка с ответами, если он думает медленно, это ещё ничего не значит. Позже можно натренироваться думать быстрее, а пока ваша цель - научить думать, анализировать, просчитывать.

Обратите внимание на настольные игры: домино, всевозможные головоломки. Есть шахматы? Отлично! Дошкольникам старшего возраста такая игра понравится. Если вам кажется, что такая игра сложная, то в качестве альтернативы поиграйте в шашки.

Поиски предмета по указателям, игра в «тепло-холодно», найти предмет по описанию.

Играйте в ассоциации. Взрослый загадывает что то и просит ребенка отгадать. Тот задает наводящие вопросы типа: Это живое? Это большое? Это твердое? Вы только можете отвечать «да» или «нет». Помимо пользы подобные игры ещё и веселые, что точно оценит ваш малыш.

Логические задачи могут быть разнообразными: математическими, на память, с подвохом. В процесс их решения вовлекаются память, воображение, внимательность и пр.

Вам не потребуется уйма денег или всё ваше свободное время. Развивайте своего малыша легко и весело, свободно и увлекательно. Помните обязательно, что все игры должны приносить вам только удовольствие и положительные эмоции, иначе они не принесут пользы. Ребенку должно быть интересно - это залог успеха. В дальнейшем они сами будут с рвением искать и осваивать новые задачи. Им будет интересно учиться и познавать новое. Став взрослым, ваш ребенок будет вам благодарен, что вы помогли ему раскрыться, развить его способности.

И ещё: в процессе обучения, в тонусе нужно находиться всегда, иначе клетки мозга атрофируются, а способность логически мыслить имеет свойство угасать.

Ссылки

  • О пользе логических игр для малышей , социальная сеть для родителей "Страна Мам"

Понимая, как работает сознание ребёнка, мы можем начинать развивать его мышление. Наш мозг имеет два полушария. Полушарие левое – аналитическое, отвечающее за обоснованное логическое мышление. Человек с более развитым левым полушарием выделяется последовательностью, алгоритмом действий и абстрактным мышлением.

Он ставит задачи, выбирает методы её решения, осмысливает результаты и выводит заключение. Полушарие правое – творческое. Оно отвечает за фантазии и мечты человека, в результате которых мы имеем – музыку, поэзию, живопись. Люди с развитым правым полушарием любят читать и сами сочиняют рассказы, повести и романы. Специалисты считают, что у маленьких детей родители должны стараться развивать и логику, и творчество, но во время занятий присматриваться – как мыслит ребёнок, что ему легче даётся.

КАК РАЗВИТЬ МЫШЛЕНИЕ РЕБЁНКА.

Мышление человека делится на 4 вида. Рассмотрим их:

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

проявляется у младенца, когда он тянет ручки — всё попробовать, пощупать, стремиться сломать машинку, разорвать мягкую игрушку, оторвать руки куклам. До 3х лет игры ребёнка основаны именно на этом виде мышления. Во взрослой жизни такой ребёнок становится – автомехаником, конструктором, наладчиком, про него говорят – «Мастер на все руки!»

Как заниматься с ребёнком?

— Собирайте вместе с ребёнком сортеры и конструкторы, стройте города и домики из кубиков. Вы увидите, как заинтересованный малыш будет разбирать вашу конструкцию, и строить по-своему, или добавлять новые детали так, как он видит объект своим мышлением. Разбирая вашу постройку, малыш анализирует и отбирает важные и не нужные для него детали. Объединяя их, он строит свой домик, тем самым применяя ещё одну мыслительную операцию – синтез.
— Сшейте куклам, мягким игрушкам разной одежды. Это не прихоть маленьких девочек, именно, раздевая и одевая, свою любимую игрушку, ребёнок, таким образом, будет развивать наглядно-действенное мышление. Сравнивая свою одетую куклу с бывшим её обликом, малыш производит обобщение и делает вывод.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

После 3х лет у ребёнка дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышление. То есть, приобретая тактильные навыки, ощупывая предметы и складывая их в фигуры, ребёнок начинает запоминать их образы и детали. Составляя, например, домик из отдельных предметов, ребёнок устанавливает взаимосвязь между ними, выделяет главные черты – стены, крыша и второстепенные черты – окно, дверь. Малыш начинает мыслить, оперируя системой образов и воплощая эти образы в рисовании, лепке, аппликации.

Как заниматься с ребёнком?

Нарисуйте ребёнку знакомые ему предметы, пусть отгадает – что это?
— Сложите из счётных палочек, спичек — фигуры, домик, дерево, покажите ребёнку, перемешайте палочки и попросите малыша самому сложить эту фигуру.
— Покажите сложенную фигуру ребёнку, а потом уберите 1-3 палочки в разных местах. Попросите малыша собрать полностью объект.
— Играя со счётными палочками, вы можете попутно знакомить ребёнка с первыми геометрическими фигурами – квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Хорошо, если малыш запомнит, чем отличается квадрат от прямоугольника.

ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.



К 5 годам у дошкольников начинает развиваться словесно-логическое мышление. Логическое мышление подразумевает — анализ фактов, сравнение, выделение главного, обобщение и вывод. Таким образом, словесно-логическое развитие ребёнка заключается в выражении действий логического мышления словами. Если 3х летнего малыша спросить, показывая на машинку: «Это что за игрушка?», он ответит: «Это машинка, она ездит». Ребёнок 5 лет ответит в, более развёрнутом виде: « Это машинка, у неё большие колёса и кузов, она возит дрова, песок». Такой ответ показывает способность детей к анализу и выделение главной черты предмета – одной из основных мыслительных операций детей дошкольного возраста.

Как заниматься с ребёнком?

— Специалисты советуют первое время, занимаясь с малышом, проговаривать вслух свой анализ, обобщение и вывод. Например, выложите одежду и поставьте рядом туфли, объясняете: «Здесь лежат вещи, что у них общего? Куртка — одежда, платье — одежда, кофта — одежа, а туфли — не одежда, это обувь. Они здесь лишние, их надо убрать».
— Составьте таблицу и разложите предметы по их предназначению, цвету, геометрической форме, животные, птицы, рыбки, цветы. Добавьте в строку 1-2 элемента не соответствующие остальным. Ребёнок должен найти и объяснить, чем они отличаются. Или оставьте 1 клеточку свободной, пусть малыш добавит фигуру, которая должна находиться в этой строке и объяснит – почему?
— Поиграйте с ребёнком в противоположные слова — антонимы: большой – … маленький, толстый – …худой, весёлый — … грустный, высокий — … низкий. Пусть ребёнок расскажет, где живут звери: заяц — … нора, птица — … гнездо, медведь — … берлога. Назовёт действия, которые выполняют специалисты: воспитатель — … воспитывает, строитель — … строит, доктор — … лечит.
— Играйте с ребёнком в настольные игры, шашки, шахматы, прямое назначение которых – развитие логического мышления.

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Развитие творческого мышления не зависит от возраста и сформированных интеллектуальных данных ребёнка. Этот вид мышления характеризуется способностью к творчеству — предлагать новые нестандартные решения старых задач. Фантазии и воображения, которыми обладает каждый малыш — обязательные условия творческого процесса. Именно родители должны содействовать развитию творческого мышления у детей.

Как заниматься с ребенком?

— Каждый раз после прогулки предлагайте ребёнку нарисовать парк, в котором вы гуляли – деревья, цветы, дорожки, лавочки. Или нарисовать необыкновенное, забавное, что его удивило сегодня на улице. Пусть он объяснит, почему это его поразило.
-Читая сказки, рассказы о животных предложите ему сочинить концовку истории героя, подсказывайте, фантазируйте вместе с ним.
— Развивая воображения малыша, вечером устройте Театр теней. Дети любят представления и активно участвуют в них. Включите лампу, натяните белую ткань, с помощью набора картонных фигур разыграйте сказку. Или покажите фигуры на пальцах, которые проецируются в виде летящей птицы, прыгающего зайца, собачки.
— Вырезание новогодних снежинок, оригами, лепка, конструирование, раскраски, поделки осенью из шишек и листьев – виды прикладного искусства, развивающие детское творческое мышление.

Уважаемые Родители Красноярска!

В нашем разделе — « » – « » вы узнаете адреса магазинов, где можно приобрести игрушки для младенцев, наборы и конструкторы, куклы и аксессуары, машины и техника, настольные и электронные игры, музыкальные инструменты.

Логика – очень важная функция в нашей жизни. С ней мы чувствуем себя уверенными в окружающей нас среде, принимаем верные решения. С маленького возраста дети отличаются хорошей сообразительностью, схватывают материал налету и хорошо пользуются им в различных событиях и ситуациях. Таким образом, малыш быстро узнает о среде обитания и свойствах разных окружающих вещей. Главная задача взрослых в этот период – дать достаточно знаний и развить как можно больше различных возможностей у ребенка с самого рождения.

С какого возраста у детей развивается логическое мышление?

Необходимо уловить нужный момент и оказать посильную помощь в развитии логики у ребенка. В этом смогут помочь различные игрушки, пирамиды, паззлы, конструктор, книжки со звуками. Начать развитие логического мышления можно с возраста двух лет, так как малыш достаточно сформировался, чтоб начинать учить цвета, фигуры, а также размеры различных предметов. Взрослым нужно уделять общим играм с ребенком много времени, при этом игры не должны проходить в молчании, а нужно сопровождать все действия комментариями и задавать сюжет играм.

Малыш сможет сам принимать верные решения только в том случае, если выяснит отрицательный и положительный вариант развития ситуации. Например, во время складывания башни из кубиков, ребенок попытается поставить большое их количество, чтоб достичь высокой башни, но не учтет при этом устойчивость, и кубики упадут. Потому в следующий раз ребенок учтет предыдущий опыт и построит башню менее высокую, но более устойчивую.

Логические задания и упражнения

Чтоб развить у ребенка умения выполнять последовательные действия, такие как: анализ, обобщение по признаку, целенаправленное мышление, сравнение, необходимо решать несложные логические задания и упражнения. Разные необыкновенные игровые обстановки с проблемами зачастую вызывают повышенный интерес у деток. К примеру, это могут быть задания по поиску отличий на двух, казалось бы, одинаковых картинках, либо поиск фигур, которых не хватает в ряду. Эти задачи помогают развивать смекалку, логическое мышление и сообразительность.

Что влияет на развитие логического мышления?

Развитие логики у малыша также очень зависит от созданных условий, в которых стимулируется практическая, игровая и познавательная деятельность. Потому необходимо подобрать разные дидактические игры, ребусы, лабиринты, головоломки.

Нужно помнить, что игры для развития логического мышления должны проходить в спокойной, легкой и интересной обстановке, тогда малыш сможет без проблем заинтересоваться совместными занятиями, выполнять предложенные вами задания, а также свободно излагать свои мысли, не теряясь и зажимаясь при этом. Если возникнет ситуация, когда малыш неверно ответит на поставленный ему вопрос, не укоряйте его, а ласково и мягко подскажите ему правильный ответ, а далее предложите похожее задание, но ребенок должен сам дать правильный ответ. Обязательно похвалите его за старания, даже если ответ будет не совсем правильным, в таком случае объясните правильное решение.

Если же малыш по какой-либо причине не хочет изучать предложенный материал, отложите занятия на более подходящее время. Потому что вы можете отбить охоту к занятиям вообще.