По Карвасарскому Б.Д.

Мышление является высшей ступенью познания. Мышление, основываясь на чувственных образах и представлениях, отражает связи и отношения между предметами и явлениями материального мира.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение существенных и закономерных связей и отношений между предметами и явлениями объективной реальности.

Это означает, что вы можете иметь абстракцию, которая не зависит от ее реализаций. Индивидуальные фигуры не должны знать, как делать рисунки. Почему жесткая связь приводит к взрыву в количестве классов? Тесная связь означает, что по мере того, как вы получаете больше изменений в реализации, каждый класс должен нести ответственность за собственную реализацию.

Глава 11: Абстрактный шаблон фабрики

«Посмотрите на объекты с точки зрения их обязанностей, а не на их поведение». Как это влияет на ваш взгляд на использование наследования в объектно-ориентированной системе? Почему вы думаете, что «Банда четырех» называет этот шаблон «Мост»? Хотя использование «переключателей» может быть разумным решением проблемы, требующей выбора среди альтернатив, это вызвало проблемы для проблемы драйвера, обсуждаемой в этой главе. Что может означать необходимость переключения? Правила определения того, какой драйвер использовать, смешиваются с фактическим использованием драйверов.

Мышление характеризуется рядом особенностей, что видно из определения, которые отличают его от других познавательных процессов.

1. В мышлении отражаются не только внешние, воспринимаемые свойства предметов, но и внутренние, существенные связи и отношения. Если в восприятии и представлении предмет отражается как целое, то в мышлении рассматриваются как минимум два компонента, между которыми устанавливаются определенные связи, отношения. Это обеспечивает более глубокое и точное отражение, так как вскрывает общее в предметах и явлениях, позволяет познать существенные их свойства, их сущность. Благодаря этому появляется возможность на основе наблюдения одних явлений познавать другие, связанные с ними. Это же создает возможность прогнозирования.

Это создает как плотное сцепление, так и сильное сцепление. Переключатели могут указывать на необходимость абстракции. Почему этот шаблон называется «Абстрактная фабрика»? На первый взгляд может возникнуть соблазн заключить, что фабрика реализована как абстрактный класс с деривацией для каждого случая. Этот шаблон называется «Абстрактной фабрикой», потому что вещи, которые он предназначен для построения, сами определяются абстракциями. То, как вы решите внедрить заводские варианты, не относится к шаблону.

Каковы три ключевые стратегии в абстрактной фабрике? Найдите, что меняется и инкапсулирует его. Способствовать агрегации над наследованием. Дизайн для интерфейсов, а не реализации. В этой схеме есть два вида заводов. Что делает класс «Абстрактная фабрика»? Что делают классы «конкретного завода»?

2. Мышление это процесс опосредствованного отражения. Опосредствованный характер мышления выражается в том, что человек, решая какую-либо задачу, оперирует знаниями и методами, сложившимися в процессе исторического развития общества, выходит за пределы того, что дано непосредственно в ощущениях, восприятиях, представлениях. Это создает возможность получить новые знания о предметах и явлениях.

Класс «Абстрактная фабрика» указывает, какие объекты могут быть созданы путем определения метода для каждого типа объекта. Классы «конкретные фабрики» определяют, какие объекты должны быть созданы. Абстрактная фабрика изолирует правила о том, какие объекты использовать из логики о том, как использовать эти объекты.

Это означает, что мне нужно координировать создание нескольких объектов, семейство объектов. То есть выбор конкретного конкретного примера может зависеть от другого фактора. Почему, по-вашему, «Банда четырех» называет этот шаблон «Абстрактной фабрикой»?

3. Обобщенность мышления. Элементарное обобщение возможно уже на ступени чувственного познания. Однако там оно основывается на непосредственно доступных внешних, поэтому часто несущественных, свойствах предметов и ограничено пределами индивидуального опыта человека.

В восприятии отражается единичный объект (например, конкретный человек, определенного роста, пола, возраста, внешности). В представлении - общие признаки класса предметов (например, общие внешние признаки человеческой фигуры), в мышлении же отражаются существенные признаки на разных уровнях обобщенности . Это позволяет соотнести индивидуальные и видовые признаки, видовые и родовые (например, понятие о человеке - как представителе биологического вида, характеризующемся сознанием, членораздельной речью, трудовой деятельностью, производством орудий труда).

Глава 12: Как проектируются эксперты?

Александр использует термин «живой», чтобы охарактеризовать хорошие проекты. Когда вы читаете «живые», подумайте «надежные»и «гибкие»системы. Хороший дизайн требует сохранения того, что в уме? Сохранение большой картины в виду. Возможность рассмотреть лес сначала, а затем деревья.

Александр предлагает, чтобы лучший подход к дизайну включал «комплексификацию». Сложность - это подход к дизайну, который начинается, рассматривая проблему в ее простейших терминах, а затем добавляет дополнительные функции, делая дизайн более сложным, когда мы идем, потому что добавляем информацию.

Важнейшей особенностью мышления является его проблемный характер .

Началом мыслительного процесса является постановка вопроса, выделение проблемы. Главным мотивом выдвижения проблемы является практическая потребность познания, потребность что-то понять в действительности. Выделение проблемы, как правило, сопровождается определенным эмоциональным возбуждением, интересом и сосредоточением внимания. Мы начинаем думать не тогда, когда все понятно, известно, а тогда, когда что-то еще остается непонятным, неизвестным, когда необходимо отделить незнание от знания.

Для Александра, какие отношения определяет шаблон? Шаблон определяет отношения между объектами в его проблемном домене. Вот почему определить шаблон как решение проблемы в контексте. Объекты описывают контекст, в котором существует шаблон. Каковы пять шагов Александра к дизайну?

Определите шаблоны, которые присутствуют в вашей проблеме. Начните с шаблонов контекста. Что это значит Александр? Александр считает, что проекты, которые имеют «характер природы», - это те, которые, по мнению людей, будут превосходить по дизайну. Они «живы» и чувствуют себя хорошо. Он считает, что здания, которые строятся просто путем сборки запасных частей, не будут чувствовать себя «живыми». У них будет все очарование 60-х этажных домов: функциональный, но мертвый. С точки зрения программного обеспечения, он работает одинаково: объединяя объекты, не создавайте легко поддерживаемые решения: надежные и гибкие.

Мышление имеет фазовый характер , хотя эти фазы могут быть и незаметны для человека, но как правило, вслед за постановкой проблемы наступает фаза выдвижения и перебора гипотез, а затем их проверки. Построение гипотезы является чрезвычайно сложным логическим процессом.

Бруннер выделяет различные типы выдвижения и проверки гипотез:

Иногда, случай, который делается для объектно-ориентированного программирования, заключается в том, что он дает вам небольшие, повторно используемые компоненты, которые вы можете собрать для создания программы. Согласуется ли это с Александром или противоречит ему? Или Александр говорит на другом уровне?

Вы когда-нибудь видели внутренний двор или вход в дом или здание, которые чувствовали себя особенно «мертвыми» или непривлекательными? Когда вы смотрите на описание Александра во дворе картины, какие сущности ваш двор не может решить или привлечь? Подумайте об одном программном проекте, в котором, по вашему мнению, будет применяться подход Александра или подход, в котором он не будет применяться. Помните об этом, когда читаете остальную часть книги.

1. С самого начала человек формулирует все возможные гипотезы, последовательно их проверяет и исключает ложные;

2. Формулируется одна гипотеза, она проверяется и лишь, затем формулируется вторая гипотеза;

З. Гипотеза вообще не формулируется, а предпринимаются попытки случайно натолкнуться на верное решение;

4. Азартный поиск решения характеризуется бессистемностью действий (выдвинув одну гипотезу и не до конца ее, проверив, человек берется за проверку другой или одновременно начинает проверять разные взаимоисключающие гипотезы.)

Найти шаблоны в проблемной области. Для набора шаблонов, которые нужно проанализировать, выберите шаблон, который обеспечивает наибольший контекст и применит его к концептуальному дизайну. Определите дополнительные шаблоны, которые теперь предлагаются.

Добавить деталь в концептуальный дизайн. Одним из определений является взаимосвязанные условия, в которых что-то существует или происходит. Окружение или настройка. Что это за правила? Определяет ли один шаблон, как ведет себя другой шаблон? Связаны ли эти два шаблона?

Определите «каноническую форму» шаблона. Каноническая форма шаблона - это стандартизированное, упрощенное представление. Это, как правило, то, что показано в книге «Банда четырех» и показано в каждом из описаний шаблонов в Разработанных шаблонах проектирования.

Окончательным звеном мыслительного процесса является вывод, ответ, решение. В формулировании, проверке гипотезы и применении ее на практике большую роль играет отношение к возможной ошибке. Некритичное отношение к ошибке может завести исследователя в тупик. Правильное понимание ошибок обогащает исследователя. Типы принятия решений также могут быть разными.

Считаю ли я, что вся ваша проблема всегда может быть определена с точки зрения шаблонов? Ответ «не всегда». Как правило, шаблоны дают вам возможность начать работу с пониманием проблемы. Однако анализ остается человеческой деятельностью! обычно бывает, что аналитику приходится выявлять отношения между понятиями в проблемной области.

Абстрактная фабрика требует знать, какие классы будут определены. Они определяются другими шаблонами. Поэтому абстрактная фабрика зависит от других моделей; они создают контекст для абстрактной фабрики. Очевидно, что существует связь между мостом и адаптером.

Кулюткин и Сухобская выделяют 3 типа принятия решений: импульсивное, уравновешенное, осторожное.

Мышление осуществляется в форме речи, при этом основным элементом мысли является понятие.

Понятие отражает общее, существенное, закономерное в предметах и явлениях действительности. Понятие обозначается словом, поэтому мыслить понятиями - это значит мыслить словами. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества и усваиваются в процессе индивидуального развития человека. В процессе формирования понятий отражается развитие мышления, умение выделять в предметах существенные признаки и обобщать по этим существенным признакам.

Как только все шаблоны будут применены, все еще, вероятно, будет больше деталей. Есть ли когда-нибудь время, когда вы должны идти дальше и погружаться в детали? Разве это не то, что предлагает «быстрое прототипирование»? Как вы можете избежать этого искушения, которое есть у всех программистов? Что вам нравится в новом дизайне?

Глава 14: Принципы и стратегии шаблонов проектирования

Каковы пять ошибок использования шаблонов проектирования? Поверхностность, смещение, отбор, нарушение зрения. Принцип «открытый-закрытый» гласит: «модули, методы и классы должны быть открыты для расширения, а закрыты для модификации». Бертран Майер выдвигает это как способ минимизировать риск при смене систем. В основном это означает, что мы хотим расширить возможности наших систем без существенного изменения. Дизайн таким образом, что программное обеспечение может поглощать новые варианты, не вводя новую фундаментальную структуру.

Выготский, изучая процесс формирования понятий у детей, установили, что он проходит 3 ступени: на 1-й ступени - неупорядоченного множества - обобщение происходит по случайным признакам (так, ребенок 2 лет называет одним словом «киса» и, следовательно, объединяет в одну группу и меховую игрушку, и меховую шапку, и живую кошку). На 2-й ступени - мышления в комплексах - объединение предметов происходит по внешним, не существенным признакам (объединяя в группы геометрические фигуры, ребенок делает это на основании цвета фигур, а не их формы, которая для геометрической фигуры является существенным признаком). И, наконец, на 3-й ступени - истинных понятий - появляется возможность объединения предметов в группы по общим, существенным признакам. Выготский считает, что это происходит в возрасте 15- 16 лет. Понятия могут быть разной степени обобщенности: человек

Каким образом рисунок моста иллюстрирует принцип открытого закрытия? Как вы решаете, какие возможности теперь обрабатывать и какие будут готовы в будущем? Дайте конкретный пример опасности неправильного использования шаблона проектирования, основанного на вашей текущей работе.

Глава 15: Анализ общности и изменчивости

Выберите любые два пункта в проблемной области и спросите: «является одним из этих вариантов другого» и «оба являются изменением чего-то другого». Посмотрите на проблему и определите основные понятия. Наличие двух вопросов на единицу приводит к путанице в отношении между понятиями.

мужчина - инженер; время года - зима - январь, и т. п. Оперирование понятиями может осуществляться в разных формах, прежде всего в форме суждений и умозаключений.

Суждение - это утверждение или отрицание каких-либо связей или отношений между предметами или явлениями.

Суждения могут быть:

а) общими (все растения имеют корень; воспалительные процессы сопровождаются повышением температуры),

Когда соединение становится ясным, тогда существует четкая и, следовательно, сильная сплоченность среди понятий. Дизайн шаблонов не обязательно приводит к этому. Шаблоны проектирования говорят вам, что делать с этими концепциями, как их связывать на основе хороших проектов из прошлого.

Глава 16: Матрица анализа

Приведите пример, чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение. Что находится в левом столбце аналитической матрицы? Существенное понятие, представленное функцией. Каждая строка представляет конкретные конкретные реализации обобщенного понятия, описанного в строке.

б) частными (некоторые лекарственные средства имеют побочные действия), единичными (этот пациент болен гриппом).

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что воспринимается, так и опосредованно, путем умозаключений.

Умозаключение представляет оперирование не отдельными понятиями, а суждениями. Каждое умозаключение состоит из нескольких суждений (посылок) и следствия из этих посылок.

Каждый столбец представляет конкретные реализации для каждого случая. Какие шаблоны, описанные в этой книге, могут присутствовать в матрице анализа? В общем, любой шаблон, который использует полиморфизм, может присутствовать в Матрице анализа. На каком уровне перспективы работает матрица анализа?

Матрица анализа сосредоточена на вариациях концепций. Он используется на концептуальном уровне. Он начинается с понимания концепции, которую представляет функция, и накладывания на нее метки. Матрица анализа работает с этими метками как абстракции для функции. Могут ли шаблоны более эффективно обрабатывать изменения?

Возьмем два суждения: животный белок является аллергеном. Молоко содержит животный белок. Из этих суждений вытекает следствие: молоко может явиться аллергеном.

Оперирование понятиями возможно в различных формах:

а) индукции (от частного к общему),

б) дедукции (от общего к частному).

Для детского и патологического мышления характерна также такая форма, как

Глава 17: Образец декоратора

Согласны ли вы с моими наблюдениями о пользователях? Можете ли вы привести примеры из своего собственного опыта? Считаете ли вы, что матрица анализа обычно полезна в большинстве проблемных областей? Декораторы обертывают свои конечные объекты. Каковы два классических примера декораторов?

Глава 18: Образец наблюдения

Вместо этого вам нужно подумать о силах на работе в шаблоне, а затем подумать о способах реализации намерения шаблона. Почему вы думаете, что «Банда четырех» называет этот узор «Декоратором»? Иногда люди думают о моделях как рецептах. В соответствии с «Бандой четырех», какими являются структурные закономерности?

в) трансдукции - умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее, так как в трансдуктивном мышлении нет обобщения.

Учение о понятиях, суждениях и умозаключениях составляет предмет логики. Логика изучает законы мышления, формы мысли. Психология изучает мыслительный процесс личности с ее индивидуальными особенностями.

Структурные шаблоны используются для связывания существующих функций. Каковы три классификации моделей, согласно «Банду четырех»? В чем же суть требований? Почему модели моста и декоратора более правильно классифицируются как структурные, а не поведенческие модели?

Глава 19: Шаблон метода шаблона

Оба они связывают функциональность, что и делают структурные шаблоны. Каков еще один пример из «реальной жизни»? Публикация в газете может быть еще одним примером. Шаблон метода шаблона делает вызов метода особым образом. Он вызывает вызов метода через ссылку, указывающую на один из производных классов для обработки специальных деталей.

Операции мышления.

Всякая мыслительная деятельность есть аналитико-синтетическая деятельность мозга, а основным звеном мышления являются мыслительные операции. Таковыми являются анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, абстрагирование.

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон.

Анализ ситуации, в результате которого вычленяются известное и искомое, является началом решения задачи.

Синтез - это мысленное соединение частей, предметов или явлений.

Синтез восстанавливает расчлененное анализом целое, вскрывая существенные связи и отношения элементов, выделенных анализом.

Сравнение - позволяет устанавливать сходство или различие между предметами и явлениями на основе мысленного выделения их частей или свойств.

Обобщение - это мысленное выделение в предметах и явлениях общего и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом.

Необходимой предпосылкой обобщения является сравнение предметов. Обобщение может опираться на разные признаки, но самое важное значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков не только общих, но и существенных для данных предметов или явлений. Именно такое обобщение ведет к образованию понятий, к открытию законов.

Примером обобщения по несущественному признаку может быть следующая фраза: «Шли два студента и дождь, один - в университет, второй - в пальто, третий - в осенний вечер». Или объединение в одну группу таких понятий, как старый, дряхлый, маленький, ветхий.

Обобщенность мышления, умение выделять в предметах существенные признаки является одним из важнейших показателей уровня развития мышления.

При умственной отсталости, задержке психического развития характерным является неумение правильно обобщать предметы и явления.

Систематизация, или классификация - это мысленное распределение предметов по группам и подгруппам в зависимости от их сходства и различия. В зависимости от того, какой признак кладутся в основу, классификация могут быть разные.

Примером классификации могут быть систематика животного мира, классификация ощущений, о которой говорилось выше, различные классификация заболеваний.

Абстракция - это важнейшая характеристика мышления, которая представляет собой отвлечение каких-либо свойств предметов и явлений от других и их изолированное рассмотрение.

Научная абстракция является непременным условием познания сложных объектов, которые невозможно познать сразу и целиком.

Виды мышления.

Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании различных видов мышления.

В зависимости от характера решаемой задачи, от того, с чем оперирует мысль, выделяют З вида или уровня мышления, которые развиваются в процессе онтогенеза последовательно:

1. Предметно-действенное мышление, или ручное - мыслительные операции происходят в действиях с конкретными предметами;

Предметно-действенное мышление является ведущим у ребенка до 2 -3 -летнего возраста и проявляется в процессе непосредственных действий с предметами.

Этот вид мышления является исходным в формировании любой мыслительной операции. Для него характерен целый ряд особенностей:

а) Оно тесно связано с конкретной ситуацией, осуществляется в процессе практической деятельности.

Этот вид мышления насыщен эмоциональными тенденциями. Для него характерен синкретизм, проявляющийся в том, что случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сути предмета; преобладает трансдуктивный характер связей (отсутствие иерархии признаков: родовидовых, частное-общее и т. п.)

б) Низкая критичность по отношению к своим действиям. Одним из главных признаков предметно-действенного мышления является эгоцентризм, проявляющийся в том, что ребенок не понимает относительности явлений, предметы рассматриваются им вне связи с другими предметами, а точкой отсчета в рассуждениях является сам субъект

Пиаже показал это целым рядом конкретных случаев, например, ребенок 5 лет идет по улице, наблюдая за Луной, и считает, что Луна следует за ним, когда он войдет в булочную, Луна остановится и подождет его.

Эти особенности предметно-действенного мышления делают его недостаточно эффективным.

2. Наглядно-образное мышление, в котором основной единицей мышления является образ

Наглядно-образное мышление также характеризуется синкретизмом, насыщено эмоциями, для него характерна низкая критичность и эгоцентризм, невозможность правильного соотнесения частного и общего, непонимание обратимых отношений.

Предметно-действенное и наглядно-образное мышление - это допонятийные виды мышления, так как они ограничены проблемами, касающимися конкретных, реальных объектов и операций с ними, а оперирование понятиями носит случайный, не всегда осознанный характер.

3. Словесно-логическое, или понятийное мышление (ведущий для человека вид мышления), в котором в качестве основной единицы выступает понятие.

Понятийное мышление - это всегда осознанное вербализованное мышление.

Важнейшей характеристикой понятийного мышления является децентризм в противовес эгоцентризму допонятийного мышления. Децентризм проявляется в том, что логически мыслящий человек выходит за пределы собственной системы отсчета.

Это связано с тем, что внутри каждого понятия имеются разные уровни обобщенности, которые не зависят от системы отсчета, связанной с субъектом. В связи с тем, что движение мысли идет не на одном уровне, появляется возможность правильного соотнесения частного и общего, понимание обратимых операций. В связи с этим постепенно (по данным Пиаже, с 11-12 лет) формируется способность размышлять логически об абстрактных отвлеченных проблемах, появляется потребность проверить правильность своих мыслей, принять точку зрения другого человека, мысленно учитывать и соотносить одновременно несколько признаков или характеристик объекта. Так называемая «обратимость» мышления позволяет менять направление мысли с прямого хода рассуждения на обратный, возвращаться к исходному состоянию того или иного объекта. Ребенок начинает понимать, например, что сложение - это действие, противоположное вычитанию, а умножение делению. Появляется чувствительность к чужому опыту и возможность включения чужого исторического опыта в собственную систему мышления. для понятийного мышления характерна высокая критичность и полнота понимания, включая понимание скрытого, переносного смысла и подтекста.

Мышление взрослого человека включает признаки всех трех видов: ручного, наглядно-образного и понятийного.

Соотношение этих видов мышления определяется не только возрастными, но и индивидуальными особенностями и связано с доминированием одного из полушарий.

Преобладание действенного и наглядно-образного мышления характерно для людей с доминирующей активацией правого полушария. Как правило, такие люди более успешны в технических видах деятельности, им легче даются геометрия и черчение, они склонны к художественным видам деятельности, У лиц с доминированием левого полушария отмечается более высокая успешность теоретического, вербально-логического мышления, они более успешны в математике (алгебре), научной деятельности. В практической деятельности взрослого человека происходит постоянный переход от практического к образному и логическому мышлению и наоборот. Для развитого практического мышления, как показал Теплов, характерно «умение быстро разбираться в сложной ситуации и почти мгновенно находить правильное решение», то есть то, что обычно называют интуицией.

Интуиция и логика

Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью, в отличие от дискурсивного, поэтапно развернутого, осознанного мышления.

Природа интуиции теснейшим образом связана с развитием пространственных представлений, а логическое мышление, опирающееся на приобретенную сумму знаний и опыт, сочетается с относительным преобладанием наглядности. Высокая скорость интуитивного решения задач обусловлена перестройкой процессов логического и образного мышления. Оно приобретает особую значимость в сложных ситуациях деятельности (сложность обстановки, дефицит времени, необходимость учета противодействующих сил, высокая ответственность за каждое решение). Именно этими параметрами и характеризуется деятельность врача. Поэтому в практической деятельности врача все указанные виды мышления выступают в единстве.

Творческое и критическое мышление.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны, оригинальности решаемой задачи, то можно выделить:

мышление творческое (продуктивное, дивергентное, креативное) и воспроизводящее (репродуктивное, конвергентное).

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения задачи.

Гилфорд, известный исследователь креативного мышления, выделил 4 основных фактора креативности.

1. Оригинальность характеризует своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, способность давать нестандартные ответы.

2. Гибкость - способность к разнообразию ответов, к быстрому переключению. Определяется обычно степенью разнообразия ответов, возможностью придумать как можно больше способов применения обычных вещей или в способности изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности (например, как из 6 спичек построить 3 треугольника со стороной в 1 спичку).

3. Интеграция как способность одновременно учитывать несколько противоположных условий, подпосылок или принципов.

4. Чувствительность как умение подметить едва заметные детали, сходство или различие.

Изучая креативное мышление, Торранс установил, что пик креативности отмечается в детском возрасте (от 3,5 до 4,5 лет), затем она возрастает в первые три года обучения в школе и в предпубертатном периоде. В последующем отмечается тенденция к ее снижению. Этому способствует жесткая алгоритмизация школьного обучения, требования социальной среды, накладывающей ограничения на проявления нестандартного поведения. Вместе с тем прогресс человечества обеспечивается именно креативными, творческими личностями

В качестве препятствий творческого мышления, часто неосознанных, выступают:

Конформизм (стремление быть как все, боязнь выделиться)

Именно из-за конформизма существует внутренняя цензура - человек отбраковывает все, что может оказаться непринятым другими людьми;

Ригидность - стремление мышления идти проторенными путями, решать задачи привычными способами

Излишне высокая мотивация, стремление найти ответ немедленно также часто заставляет человека использовать первое пришедшее в голову решение, которое, как правило, не является новаторским.

Поэтому лучшие решения приходят на отдыхе.

Если человек хочет мыслить творчески, он должен научиться предоставлять свободу своим мыслям. Для этого применяется метод свободного ассоциирования, которое используется также и в психотерапии. Для активизации творческого мышления при решении сложных задач Осборн предложил метод мозгового штурма. В методе мозгового штурма организуется деятельность группы специалистов, которым задается тема, разрешается свободное высказывание любых идей и исключается критика этих идей. Эффективность метода основана на том, что групповая ситуация стимулирует выработку новых идей (средний человек в группе дает вдвое больше идей), по мере увеличения количества идей улучшается их качество. Мозговой штурм должен обязательно проводиться несколько дней, поскольку, как уже было упомянуто выше, лучшие решения приходят на отдыхе. Оценивать результаты должны эксперты, не участвующие в работе группы, так как критичность по отношению к своим идеям у человека, как правило, снижена.

Критическое мышление - проверка предложенных гипотез с целью определения области их возможного применения. Можно сказать, что творческое мышление создает новые идеи, а критическое выявляет их недостатки и дефекты.

Исходя из всего сказанного, при описании мышления можно выделить такие его качества: глубина-поверхностность; широта-узость; быстрота-медленность; гибкость-ригидность; оригинальность-тривиальность.

Речь

Речь очень тесно связана с мышлением, так как мысль существует в слове и выражается словом.

Речь - применение языка в процессе общения для передачи мыслей, воли, чувств.

Язык - это строго нормализованная система средств общения.

Речь - это особая и наиболее совершенная система средств общения, свойственная только человеку.

Физиологические основы речи:

Речь обеспечивается определенными периферическими системами; второй сигнальной системой и мозговыми центрами речи.

К периферическим системам относят:

Энергетическую систему: легкие и диафрагма – необходимые для возникновения звука;

Генераторную систему: связочный аппарат – образует звуковые волны;

Резонаторная система: носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Работа второй сигнальной системы заключается, прежде всего, в анализе и синтезе обобщенных речевых сигналов.

Способность человека к анализу и синтезу речи связана с определенными мозговыми центрами:

Левое полушарие головного мозга

Слухоречевая зона коры больших полушарий головного мозга – задняя часть височной извилины (центр Вернике)

Зона Брока – нижний отдел третьей лобной извилины.

Кроме того речь обеспечивается функционирование определенных физиологических механизмов:

Синтагматические механизмы, которые отражают динамическую организацию речевого высказывания и её физиологические характеристики при работе коры головного мозга

Парадигматические механизмы, отражающие связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематические, семантические, артикуляционные и т.д.).

Механизмы восприятия речи: Переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Он анализируется на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Функции речи:

Сигнификативная, обозначающая функция: В отличие от звуковой сигнализации животных, содержанием языка является не выражение внутреннего состояния, а обозначение, сигнализация объективных вещей, предметов, явлений;

Функция обобщения: Слово обозначает не столько единичный предмет, сколько категорию, общие связи предметов;

Коммуникативная функция: Позволяет устанавливать контакт между людьми.

В коммуникативной функции речи можно выделить 3 аспекта:

1) информационный аспект: речь выступает как способ передачи информации от одного человека к другому и от поколения к поколению;

2) выразительный аспект: речь это средство передачи чувств, отношений, при этом большое значение имеют интонация, экспрессивные, паралингвистические составляющие - жесты, мимика, пантомимика;

3) речь как побуждение к действию, волеизъявление.

Виды речи:

У человека различают:

    Сенсорную речь (то есть понимание речи) и экспрессивную речь (то есть способность говорить)

    Речь может быть внешней и внутренней:

Внутренняя речь – обслуживает процесс мышления. Часто мы говорим сами с собой «про себя» и «для себя», беззвучно обсуждаем сложившееся положение, намерение или мысль. Этот «внутренний голос» становится особенно заметным, когда человек находится в ситуации логического затруднения или нравственного противоречия. Внутренняя речь связана, с одной стороны, с формированием мысли, с другой стороны - с нравственным самосознанием личности, ее совестью, установками и потребностями.

Внешняя речь в свою очередь делится на:

Письменную речь. Письменная речь по своим механизмам - зрительно-слухомоторная. Никаких внеречевых средств воздействия, которые есть в устной речи, в письменной речи нет. Это требует от нее развернутости, связности, логической стройности. Письменная речь требует большей ответственности, так как она сохраняется в роли документа.

Устную речь. Устная речь характеризуется некоторыми отличительными признаками, важнейшими из которых являются ситуационность - она зависит от конкретных обстоятельств, условий, в которых происходит общение; обращенность - направленность к определенному лицу, собеседнику; эта речь поддерживаемая, ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих.

    Монологическая речь - длительное последовательное связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь - связная, контекстная, подчиняется требованиям, которые предъявляются к логической мысли: она должна быть последовательной, доказательной, не терпит неправильного построения фраз, предъявляет требования к темпу и звучанию.

    Диалогическая речь – разговор. Здесь участвуют более двух человек

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Доклад >Психология

Мышление как высшая форма познавательной деятельности

Жизнь постоянно ставит перед человеком разные по своей сложности задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей и неожиданностей требует от человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств, закономерностей и связей. Каждый человек в своей жизни делает множество открытий, и необязательно эти открытия являются великими и ценными в масштабах всего человечества.

Проблема мышления долгое время изучалась в рамках философии и логики. В настоящее время вместе с философией и логикой исследованием мышления занимаются психология и многие другие научные дисциплины: физиология, кибернетика, лингвистика и т. д. Специфика психологии состоит в том, что она изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности.

Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия. Во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию. Во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны восприятию – они не выражены в наглядных свойствах. В-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека, с помощью восприятия невозможно познать то, что уже случилось (прошлое), и то, чего еще нет (будущее).

Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное отражение действительности.

В процессе мышления субъект использует различного рода средства, выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы, символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.

Таким образом, традиционные определения мышления, которые можно встретить в большинстве учебников по психологии, обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредованность. Мышление – процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Важно отметить еще две особенности мышления:

1) связь с действием. С.Л. Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие – мышлением; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»;

2) связь с речью. Человеческое мышление – это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии:

– во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как средство коммуникации;

– во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала материальными орудиями труда, а затем – системой знаков, в том числе устной и письменной речью, т. е. средствами закрепления и передачи общественно-исторического опыта;

– в-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, речь выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную мыслительную деятельность;

– в-четвертых, мышление как высшая психическая функция обладает системным строением, т. е. построена на материале различных натуральных процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти, воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с помощью которого эта система организуется и существует как единое психическое образование.

Для описания проявлений мышления в психологии применяется определение мышления в широком смысле как активной познавательной деятельности субъекта, необходимой для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической науке говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуры. Объективно задача включает в себя: 1) набор определенных условий и 2) требование, которого нужно достичь. С психологической стороны требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условиям – средства ее достижения. Таким образом, задача – это цель, заданная в определенных условиях, а решение задачи – процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств. Если в прошлом опыте субъекта имеются готовые средства достижения цели, то решение задачи фактически сводится к использованию сформированного мыслительного действия, воспроизводству готового знания. Такой вид мышления называют репродуктивным.

Отсутствие готовых средств решения характеризует особый вид интеллектуальных задач – проблему. То, что является проблемой для одного человека, для другого может ею и не быть. Проблемная ситуация возникает при недостатке информации и неудовлетворенности потребностей, когда есть конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. В ситуации отсутствия готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска и созидания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой. Противоречия между целью и средствами являются движущей силой процесса мышления.

Решение проблемной ситуации осуществляется в несколько этапов: первый этап связан с осознанием проблемной ситуации; на втором этапе происходит анализ условий, выделение того, что известно, и того, что неизвестно, в результате чего проблема превращается в задачу; на третьем этапе осуществляется ограничение зоны поиска исходя из прошлого опыта субъекта; на четвертом этапе появляются гипотезы как предположения о способах решения задачи; пятый этап представляет собой реализацию гипотезы; а шестой – ее проверку, в которой гипотеза соотносится с исходными условиями. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. Если нет – то процесс решения продолжается снова и происходит до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.

Важное значение для принятия правильного решения и успешного решения задачи имеют знания, они составляют основу для выдвижения гипотез. При этом огромную роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. В решении мыслительных задач велика также роль наглядных образов, схем, чертежей.

Мышление и речь

Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она и становится непосредственной действительностью для ее субъекта, других людей и нас самих. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому ее пониманию. Благодаря этому и становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение, т. е. четкое и правильное сопоставление друг с другом всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.

В слове заключены важнейшие предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования.

Вопрос о связи мышления и речи является для психологии крайне важным. Он привлекал к себе внимание ученых на протяжении всей истории развития психологических исследований. Предлагаемые решения были различными – от полного разделения речи и мышления и признания их совершенно независимыми друг от друга функциями до столь же однозначного и безусловного их соединения вплоть до абсолютного отождествления. Современная психология рассматривает мышление и речь как неразрывно связанные, но в то же время самостоятельные реальности.

Значительный вклад в решение проблемы соотношения мышления и речи внес Л.С. Выготский. Он писал: «Слово так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет: оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. Но слово – это также и средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».

С точки зрения Л.С. Выготского, первоначально мышление и речь выполняли различные функции и развивались относительно самостоятельно. В филогенезе и онтогенезе мышления и речи отчетливо выделяется доре чевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи. У маленьких детей и высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением, – выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением, – в свою очередь есть такие виды мышления, которые не связаны с речью.

Л.С. Выготский считал, что в возрасте около двух лет наступает критический, переломный момент: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Признаками наступления перелома в развитии обеих функций являются быстрое и активное расширение словарного запаса ребенка и стремительное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок впервые открывает для себя символическую функцию речи, осознает обобщающее значение слова как средства общения и начинает пользоваться им как для коммуникации, так и для решения задач. Ребенок начинает называть разные предметы одним и тем же словом – это прямое доказательство того, что он усваивает понятия.

В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений. Если бы мы стремились назвать каждое из них отдельным словом, то тот словарный запас, которым мы должны были бы пользоваться, стал бы необозримым, а сам язык – недоступным человеку. Такой язык не мог бы служить средством коммуникации. Однако нам нет необходимости придумывать специфическое название, отдельное слово для каждого отдельно существующего предмета или явления. В своем общении и мышлении мы вполне обходимся словарным запасом, количество слов в котором намного меньше числа обозначаемых с их помощью предметов и явлений. Это возможно потому, что каждое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету, а к целому классу однотипных предметов, выделяемых по совокупности общих, специфических и существенных признаков. Понятие определяется как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятие позволяет обобщать и углублять знания об объекте, выходя в его познании за пределы непосредственно воспринимаемого. Понятие выступает как важный элемент не только мышления и речи, но и восприятия, внимания, памяти. Оно придает всем этим процессам избирательность и глубину. Пользуясь понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно через органы чувств.

Из множества качеств и свойств, заключенных в слове-понятии, ребенок сначала усваивает лишь те, которые непосредственно выступают в совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения и обогащения жизненного опыта, им усваивается более глубокий смысл понятия, включая и те качества соответствующих предметов, которые прямо не воспринимаются. Процесс формирования понятия начинается задолго до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок уже достаточно овладел речью как средством общения и развил свой практический интеллект.

Первое слово ребенка выступает по своему значению как целая фраза. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок передает одним словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частных смысловых единиц, таких как отдельные слова. В начальный и конечный моменты развитие семантической и физической (звуковой) сторон речи идет разными, как бы противоположными путями. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

Для понимания отношения мысли к слову важное значение имеет внутренняя речь. В отличие от внешней речи она обладает особым синтаксисом. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения. Основной синтаксической формой внутренней речи является предикативность. Примеры предикативности обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь. Таким людям нет, например, никакой необходимости в том, чтобы всегда называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: в большинстве случаев оно им хорошо известно.

Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т. е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным смыслом, взятым по отдельности от каждого объединенного в нем слова. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания. Слово во внутренней речи является «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, по-видимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно не похожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления, «опосредующий динамическое отношение между мыслью и словом». Внутренняя речь есть процесс мышления чистыми значениями.

Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает так называемая эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя. Наибольшего развития она достигает в трехлетнем возрасте, когда дети, играя, как бы разговаривают сами с собой. Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляет вслух, произнося в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает. Эгоцентрическая речь выступает как внешняя по форме и внутренняя по по ее психологическому значению. По мере развития внутренней речи эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л.С. Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней.

Виды и формы мышления. Основные мыслительные операции

Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

В психологии наиболее распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя критериями. Один из них (первая часть названий) – это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:

– объект как таковой в своей материальности и конкретности;

– объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;

– объект, описанный в той или иной знаковой системе.

Другой критерий (вторая часть названий) – это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:

– через практическое действие с объектом;

– с помощью оперирования образными представлениями;

– на основе логических понятий и других знаковых образований.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления.

При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Описанные виды мышления образуют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Поэтому их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим – оперировать словами, т. е. отвлеченными знаковыми структурами. Некоторые психологи полагают, что наглядный и вербальный типы мышления являются «антагонистами»: носителям первого труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

Относительно типа решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим. Теоретическое мышление направлено на познание законов и правил, практическое – на разработку средств реального преобразования окружающего мира. Отечественный психолог Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца» писал: «Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой». Важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. С.Л. Рубинштейн рассматривал практическое мышление как предпосылку и исходную форму теоретического мышления.

По степени рефлексии разделяют интуитивное и аналитическое мышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной, структурный и уровень осознанности. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. При интуитивном решении задачи ответ появляется мгновенно в виде «ясного видения» проблемной ситуации. В психологии такой путь решения называется инсайт – озарение, внезапное понимание. Развитое мышление представляет собой сложное единство интуитивных и логических компонентов, тесно связанных между собой.

Мышление возникает и протекает в виде особых операций, с помощью которых осуществляется проникновение в глубь той или иной проблемной ситуации, рассматриваются составляющие ее элементы, находится решение. Основными мыслительными операциями, необходимыми в каждой мыслительной деятельности, являются анализ и синтез. Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Синтез – мыслительная операция, позволяющая переходить от части к целому. Являясь противоположными друг другу операциями, анализ и синтез в то же время неразрывно связаны между собой. Всякая мыслительная деятельность является аналитико-синтетической.

Мысленное выделение отдельных частей или свойств предметов дает возможность сравнивать их друг с другом. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Эти сходные признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом. Абстракция – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Необходимая предпосылка обобщения – сравнение предметов друг с другом. Обобщение может опираться на разные признаки сходных предметов. Но важнейшее значение имеет обобщение, основанное на выделении признаков, не только общих, но и существенных для данных предметов. Именно оно ведет к образованию понятий, к открытию законов, к познанию закономерных связей и отношений. Абстракция и обобщение тесно связаны друг с другом. Человек не мог бы обобщать, если бы не отвлекался от различий в том, что он обобщает.

Выделение общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Систематизация, или классификация, предметов и явлений представляет собой мысленное распределение их по группам в зависимости от сходств и различий.

Основными логическими формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Овладеть понятием – значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах, к которым относится данное понятие. Понятия образуют более сложные формы мышления: суждения и умозаключения.

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается относительно всех предметов данной группы, данного класса («Все реки текут»). В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым объектам («Некоторые студенты – отличники»). В единичных суждениях – только к одному («Этот ученик плохо выучил урок»). Утверждать или отрицать что-либо можно с разной степенью уверенности. Важно, чтобы уверенность в правильности суждения была обоснована объективными данными. В значительной мере легкость, с которой возникает уверенность в суждениях, обусловлена индивидуальными особенностями личности.

К суждениям приходят как непосредственно, когда в них констатируется то, что наблюдается, так и опосредованно – через умозаключение. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посылками умозаключения. Первое суждение, общая, или большая, посылка: «Все сланцы горючи». Второе суждение, частная, или меньшая, посылка: «Данное вещество является сланцем». Умозаключение: «Данное вещество горюче».

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Различают два основных вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Два этих вида умозаключений тесно связаны друг с другом, сложные процессы рассуждений всегда представляют собой целую цепь умозаключений, в которой используются и переплетаются оба вида. Кроме того, выделяют умозаключения по аналогии, или умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении.

Познавательной деятельности индивида, характерный... средств и методов кибернетики; Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую...

  • Мышление и речь (2)

    Реферат >> Психология

    Речевого аппарата ослаблено. 1 Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический... процесс мышления как форма , связанная с его содержанием. Создавая речевую форму , мышление само формируется. Мышление в...

  • Мышление как психологический процесс

    Реферат >> Психология

    ... Мышление как сложная форма психической деятельности . 3. Виды мышления . 3. 1 Предметно-действенное мышление . 3. 2 Наглядно-образное мышление . 3. 3 Словесно-логическое мышление ... мышления . В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности ...

  • Психология конспект лекций

    Реферат >> Психология

    ...  Тема 8. Познавательные процессы. Мышление и воображение. интеллект  8.1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности  8.2. Мышление и речь  8.3. Виды и формы мышления . Основные мыслительные операции  8.4. Мышление и творчество...