Дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, решения равноценны по правильности и соответствию одному и тому же объекту. Этот тип мышления опирается на воображение и креативность, подразумевает способность мыслить вширь и видеть разнообразные свойства объекта.

Особое внимание следует уделить оригинальности оригинальности, поскольку она, несомненно, выходит за рамки характеристик создателя и определяет характеристики продуктов. В концепции Гильфорда творчество не диктуется исключительно правильным общим творческим потенциалом, а является составной частью многих различных элементарных способностей, которые в различных сферах искусства неизменно фиксируются, но только их расположение и уровень. Факторы наращивания потенциала Гильфорда были признаны критическими для развития творческого мышления, но они не являются исчерпывающими для этого процесса.

Данный вид является противоположным к понятию «Конвергентное мышление», при котором разум концентрируется на одном решении.

История возникновения понятия

Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.

Теоретическая концепция Гилфорда - одна из самых известных и уважаемых теорий творения, но одна и та же критика часто была одинаковой. Исследователи, ставящие под сомнение теорию расходящихся мышлений, критиковали создателей за чрезмерное упрощение своей теории, а также обвинили в плохо прогнозируемой ценности своих тестов.

Популярная теория, которая относится в первую очередь к когнитивным процессам, фокусируясь на процессе, связанном с творчеством, предложила выдающегося польского психолога Эдварда Некки. Саморегулирование включает уровни эвристических стратегий и уровней производительности, т.е. интеллектуальные операции. Творческое взаимодействие - это процесс непрерывного взаимодействия двух элементов: цель творческой деятельности, т.е. понятие, мысль, воображение - понимается как нечто, чего человек хочет достичь, как творческий, то есть отвечающий критериям нового и ценного; которые появляются бесконечно и пытаются достичь цели, пытаясь достичь цели, подчеркивая при этом влияние переходных фаз творческого процесса и продуктов этих фаз на намеренные намерения творческой деятельности.

Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.

Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.

Судебные структуры понимаются как, например, различные эскизы, импровизации, идеи, решения. Эвристические стратегии включают. Стратегия бдительности; стратегия восприятия персонажа; эмоционально-ориентированная стратегия; стратегия «закрытия»; стратегия четко определенной цели; стратегия идеального результата; стратегия эмбриона; избыточная стратегия; творческая стратегия удаленности. С точки зрения педагогической практики важной особенностью хирургии является их универсальный характер, поскольку творческое мышление не требует использования разных форм познания от других видов деятельности. Разница заключается только в области обрабатываемого материала.

Критерии дивергентности

  • Беглость (количество решений, которые возникают за определенное время).
  • Оригинальность (решения должны быть нестандартными).
  • Чувствительность или гибкость (способность переключаться от одной задачи к другой).
  • Образность (мышление символами, образами, ассоциациями).
  • Ответственность или точность (последовательность мыслительного процесса и выбор в результате подходящего, адекватного решения).

Дивергентное мышление состоит из неорганизованных мыслей и идей, поэтому его нельзя измерить стандартными, общепринятыми методиками. Это творческое мышление, не связанное с уровнем знаний и логикой. Человек может иметь плохие показатели IQ , но при этом у него будет очень высоко развито творческое мышление. Этот метод мышления связан с активностью познавательных процессов.

Дедуктивные рассуждения и, точнее, определение силлогистических рассуждений требуются в предположениях многих стандартных дидактических или диагностических задач, включая предсказательные последствия Гилфорда. С другой стороны, индуктивные рассуждения состоят из трех типов задач: дополняя серию, классифицируя и рассуждая по аналогии. Последнее - использование аналогии - считается наиболее влиятельным для творчества. Метафорирование принимает участие в творческом взаимодействии, если оно приносит хорошие и отдаленные метафоры.

Когнитивные функции метафоры включают. Принося новую информацию, которая имеет отношение к пониманию всего объекта; Описание сложного объекта в более доступной и более простой форме; передача новых элементов значения объекта из средств массовой информации, которые все еще актуальны для понимания объекта. Выражение чего-то, что трудно уловить, иначе; Компиляция сложных, сложных концепций с использованием сжатых и простых выражений. Создание ассоциаций между отдельными элементами - другая умственная операция - является наиболее часто критичным и очень популярным в искусстве, потому что источником конфликта является сам механизм создания далеких и оригинальных ассоциаций.

Способы оценки дивергентного мышления

Чтобы оценить уровень развития данного типа мышленияу человека, используются творческие задачи и тесты с неожиданными вариантами ответов или вообще без них. Они могут быть арифметическими, текстовыми, вербальными или графическими (например, необходимо закончить рисунок, придав его сюжету как можно более нестандартное направление).

Операция абстракции позволяет вам изучать концепции, игнорировать определенные элементы и обращать внимание только на интересные функции. Творческие взаимодействия возникают, когда множественность является абстракцией и позволяет обрабатывать абстрактно-конкретную информацию. Последняя группа операций - это преобразование, состоящее в изменении части или даже целого набора признаков объекта, так что его окончательная форма существенно отличается от ее первоначальной формы.

Последним элементом концепции Некки является предложение творческих процессов, которые в целом определяют эмоциональные и мотивационные факторы. Творческий процесс состоит из двух дополнительных векторов: информационного вектора и вектора энергии. Предложение творческих процессов, описываемых как сочетание двух векторов, также может быть определено как набор из двух вопросов: информационное обеспечение - адресованное проблеме внимания и осведомленности - и энергоснабжение - адресовано проблеме мотивации.

Вот простой тест на креативность, который был придуман самим отцом понятия «Дивергентное мышление» Джоем Гилфордом: За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:

  • Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;
  • 10 – 12 – средний уровень;
  • 12-20 – хороший уровень;
  • Больше 20 – высокий уровень креативности.

Методы дивергентного мышления:

  • Мозговой штурм.

Этот метод появился в 1953 году и в настоящий момент широко используется для поиска решения творческих и других задач во многих организациях. Смысл его в том, что участники штурма (оптимально от 4 до 10 человек) накидывают идеи, связанные с решением задачи и потом из них выбираются самые подходящие. Основные принципе штурма: на этапе генерации идей, никто из участников не дает им оценку, определяется модератор, которые записывает абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся самыми нереальными. Идей должно быть максимально много, главная задача участников – не боятся высказывать свои варианты решения, какими бы абсурдными они не были. В конце штурма, на основании авторитетного мнения приглашенного эксперта, выбираются лучшие идеи, которые уже развиваются индивидуально ответственными за задачу.

Невозможно говорить о модели творческих взаимодействий Некки, не обсуждая вопросы, критическое мышление и препятствия в творческом процессе. Критическое мышление состоит, помимо оценки, оценки. Оценка - это действие, направленное на повышение ценности, уточнение конечного результата. Критическим суждением принимается решение о создании тестовой структуры между достижением цели и продолжением творческого взаимодействия.

Концепция творческого взаимодействия Некки, рядом с теорией дивергентного мышления Гильфорда, имеет большое значение для психодиверсии творчества. Он предполагает способность стимулировать и совершенствовать творческие способности посредством авторского дизайна творческого обучения. Основным недостатком этой концепции является отсутствие эмпирической проверки, но это дает исследователям прекрасную возможность продолжить работу над теорией творческого взаимодействия, поскольку она возлагает надежды на дальнейшее развитие.

Чтобы штурм прошел максимально эффективно, всем участникам необходимо предварительно подготовиться – изучить глубже информацию по теме, обдумать ее и, возможно, придумать заранее несколько идей.

В начале штурма модератору лучше еще раз кратко, пунктами, изложить задачу, чтобы избежать недопонимания среди участников.

Если есть ощущение, что штурм идет тяжело и идеи почти иссякли, можно привлечь людей со стороны, которые могут быть даже не в курсе темы. Это поможет влить в обсуждение свежие идеи.

Чтобы творчески решить проблему, многие менеджеры организуют обмен мыслями в группе. Между тем, решения людей, работающих таким образом, менее дифференцированы от идей сотрудников, действующих в одиночку. Это не означает, что в качестве менеджера вам приходится уходить из групповой работы для самостоятельной работы, но вы должны научиться умело сочетать их.

Есть две причины, почему большинство людей не очень хорошо разбираются в решении проблем. Во-первых, мало кто имел возможность учиться творчеству в образовании. Во-вторых, мало кто понимает динамику группы достаточно хорошо, чтобы использовать свою энергию для максимизации творчества.

  • Составление карты памяти.

Этот метод используется для более быстрого понимания и запоминания большого количества разнообразной информации одного направления (например, история, математика, химия) и позволяет разместить всю информацию о задаче на одном листе. Составление карт памяти помогает фиксировать ключевые моменты информации, лучше видеть взаимосвязь между объектами, оценивать информацию с разных точек зрения, восстанавливать в памяти и воспроизводить информацию спустя промежуток времени, лучше понимать абстрактный материал.

Групповые этапы решения проблем

Тем не менее, решение второй проблемы зависит от ваших возможностей. Ключевым элементом творчества является использование существующих знаний для решения новой проблемы или цели. Чем больше людей могут участвовать в процессе, тем больше знаний вы можете использовать. Когда группы объединяются и начинают обмениваться идеями, у них на самом деле меньше идей, и они менее инновационны, чем люди из той же группы, если они работают в одиночку.

В поисках здоровой конвергенции

Чтобы этого избежать, следует рассмотреть две фазы решения проблем: расходимость и сходимость. Дивергенция возникает, когда группа рассматривает как можно больше различных потенциальных решений. Например, популярным способом тестирования креативности является тест, называемый «альтернативное использование». Люди задают такие вопросы, как «сколько разных приложений можно найти для кирпича?». На этом этапе большое количество идей сводится к меньшему набору решений, предложенных для текущей проблемы.

  • Этот тест требует как можно большего количества различных решений.
  • Конвергенция возникает при оценке различных предлагаемых решений.
Основным принципом группового творчества является то, что идеи самих работающих людей разнообразны, а идеи членов группы, работающих вместе, схожи.

Карта создается от общего к частному, то есть сначала в центре листа изображается основной предмет задачи (главная тема), далее от него отходят линии, которые обозначают основные признаки данного предмета, от них отходят линии, являющиеся свойствами признаков и так далее. В изображении так же используются геометрические фигуры, стрелки, абстрактные изображения, удобные и понятные для того, кто будет использовать карту.

Будучи окруженным группой, как только один человек предлагает, это влияет на то, как думает каждый человек в группе: каждый думает о проблеме. Вот почему люди, думающие о работе в группах, отличаются меньше, чем люди, работающие в одиночку. Чтобы развить процесс формирования идей в команде, необходимо предположить, когда мы используем несоответствие и когда сходимость. Например, в начале процесса решения проблемы вы должны тщательно рассмотреть проблему самостоятельно. Пусть у членов вашей группы возникнут собственные проблемы.

Затем соберете их вместе, чтобы обсудить их анализ. Возможно, подразделения подготовят ряд идей для этой проблемы. Обсуждение группы будет идти в направлении, на котором будет основываться небольшое количество идей, на основе которых происходит здоровая конвергенция.

Информация усвоится лучше, если при создании карт памяти, пользоваться ручками или маркерами разных цветов.

Карты памяти применяются в различных сферах и для решения очень разноплановых задач: подготовка к лекции, экзамену, презентации, публичной речи и так далее.

  • Метод фокальных объектов.

Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов.

Дивергенция - патент на лучшие решения

Когда вы начинаете разрабатывать решения, вам нужно расхождение. Во время этого процесса вы должны работать самостоятельно. Соберите первоначальные идеи членов группы и передайте их другим, чтобы позволить расхождениям как часть ваших индивидуальных идей. Поскольку люди работают независимо, то, как они используют идеи своих коллег, будут отличаться от того, что будут делать другие члены группы.

После того как вы завершили этот процесс, вы можете показать окончательные решения для всех и позволить группе обсуждать их вместе. Такое обсуждение постепенно приведет группу к выбору небольшого числа потенциальных решений. Каждый использует свои знания для решения проблемы, а не под влиянием решений, изобретенных другими. Любой может также расширить или расширить идеи коллег. В конечном счете, группа продолжает работать вместе на основе различных идей и оценки потенциальных решений.

Для начала необходимо выделить основной объект задачи, которому будут придумываться дополнительные свойства, затем выбрать несколько случайных объектов (чем больше, тем лучше, желательно от 4 до 10). Для случайных объектов придумываются и записываются характерные свойства, которые потом переносятся на основной объект. В результате образуются новые интересные и креативные сочетания основного объекта и новых свойств, заимствованных от других понятий. Наиболее удачные из этих сочетаний додумываются и развиваются.

Эта простая операция эффективна, поскольку она использует то, что люди и группы делают лучше всего. Польша Версия для: Марта Киджук Куба Новак. Контрольные вопросы делятся на десять уровней, трудности, самые высокие уровни сложности и содержат только неопубликованные вопросы. Системы оценки вазы, применяемые с результатом необработанного теста, повышают точность результатов, так как результаты испытаний не влияют на мгновенную нехватку концентрации при работе над легкими вопросами.

В дополнение к изменению уровня сложности вопросов изменяется тип аргументации, благодаря которому может быть достигнут правильный ответ. Общим способом мышления является решение большинства вопросов от 1 до 11, в то время как вопросы 12-20 требуют более сложного сближения мысли, а также основы для другого способа мышления. С другой стороны, в вопросах с 21 по 28 доля разного мышления постепенно возрастает, и, начиная с вопроса 29, необходимы интенсивное совпадение и дивергентное мышление. Что касается исходных норм, мы считаем, что нормальный человек со средним интеллектом будет отвечать за 4 или 5 вопросов.

Пример:

Объект — Мыло.

Случайные объекты:

Трава (свежая, сочная, яркая);

Дождь (сильный, бодрящий, тропический);

Итог: Мыло свежее, бодрящее, яркое, тропическое, сильное.

Метод фокальных объектов часто используется в рекламе, например, для создания Уникального торгового предложения (УТП).

  • Ромашка Блума.

Это простой метод понимания и усвоения информации, путем составления на ее основании вопросов разного уровня и ответов на них. Американский психолог Бенджамин Блум создал удобную и четкую классификацию вопросов:

  1. Простые вопросы (проверяют общее знание задачи или текста и подразумевают четкие однозначные ответы).
  2. Уточняющие вопросы (определяют понимание задачи и требуют ответы «да» или «нет»).
  3. Объясняющие вопросы (используются для анализа информации, как правило начинаются со слова «Почему» и подразумевают развернутый ответ на основании причинно-следственной связи, новый, не содержащий упоминавшуюся ранее информацию).
  4. Творческие вопросы (задаются в форме прогноза, фантазии или предложения, содержат частицу «бы» и подразумевают обобщение имеющейся информации).
  5. Оценочные вопросы (помогают пониманию оценки фактов и явлений, упоминавшихся в задаче).
  6. Практические вопросы (нацелены на применение полученной информации, на выводы и поиск взаимосвязи между теорией и практикой).

Развитие дивергентного мышления

Существует множество простых упражнений, направленных на развитие творческого мышления:

  1. Составление списка слов, которые соответствуют заданному критерию. Например, те, которые заканчиваются на «я», начинаются на «л» или состоят из равного количества букв.
  2. Выбор любого слова, например, «Солнце» и составление из каждой его буквы отдельного предложения. Будет еще эффективнее, если эти предложения будут объединены по смыслу в один общий рассказ.
  3. Придумывание необычных способов применения обычным предметам.
  4. Визуальное упражнение: составление изображений из бумажных геометрических фигур, различных по размеру.
  5. Нахождение как можно большего количества общих признаков для пары совершенно не похожих предметов (Корова — коньки)
  6. Создание инструкции к какому-либо необычному предмету или действию.
  7. Поиск необычных причин для обычных ситуаций (Собака бежала по улице в одну сторону, потом остановилась, резко развернулась)
  8. Придумывание истории, опираясь на один не связный набор слов (Валенок, Кухня, Лето, Кот, Стройка).
  9. Придумывание экзотических имен. Очень простое и веселое упражнение, суть которого в том, чтобы придумать несуществующие имена, как женские, так и мужские.
  10. Решение загадок головоломок. Они могут быть как текстовыми, так и графическими.

Во всем мире графические загадки известны как Droodle и автором этого направления является комедийный писатель Роджер Прайс. Загадки были очень популярны в середине прошлого века и сейчас вновь становятся интересны аудитории. Друдл представляет собой лаконичный рисунок, по которому нельзя точно определить, что на нем изображено и чем больше вы придумаете вариантов, тем лучше. Воспользуйтесь нашими для тренировки дивергентного мышления.

  1. 5 дней Мечты. Очень приятное упражнение для тренировки творческого мышления, связанное с придумыванием в течение 5 дней своих желаний, связанных с той или иной жизненной сферой.
  • 1 день – мечты, связанные с личной жизнью;
  • 2 день – с карьерой, работой;
  • 3 день – с семьей;
  • 4 день – мечты, связанные с новыми знаниями и навыками;
  • 5 день – глобальные мечты, касающиеся вашего города, страны, планеты в целом.

«Для меня креативность – это не просто творческий акт, это образ жизни. Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения существовать в хаосе. Поэтому креативность начинается не с практических приемов, а с мировоззрения. Не думаю, что такой образ жизни подходит каждому, но и не каждый способен стать джедаем.»

Дивергентное мышление является основой креативности, поэтому развивая его, вы совершенствуете так же свой творческий потенциал и способность нестандартно мыслить.

Хотелось ли вам когда-нибудь выйти за рамки мира стереотипов, шаблонов? Найти нечто новое, способное вдохновлять, взглянуть на обыденные вещи под иным углом? Если да, тогда дивергентное вам в помощь. Развивая его, открывается возможность во время разрешения какой-либо проблемы, задачи видеть сразу несколько решений.

Иными словами, данное мышление лежит в основе креативности, и дивергентные способности называются не иначе, как проявление нестандартности мысли. Оно является фундаментом любого творчества. Рассмотрим более детально, в чем заключается природа такого вида мышления и как его развить.

Природа дивергентного мышления

Как было сказано ранее, дивергентное – это сознание, одновременно развивающееся в нескольких направлениях. Его главная задача – создать великое множество вариантов решения задачи. Именно благодаря ему рождаются творческие идеи, способные порою начать новую главу в развитии человечества.

Исследованиями этого мышления занимались такие ученые как: Д. Роджерс, Э.П. Торранс, Д. Гилфорд и т.д. Последний, являющийся основателем дивергентной концепции, в своей книге «Природа человеческого » называл дивергентное «расходящимся» мышлением. В 1950-х годах вся его научная деятельность была посвящена изучению творческого потенциала личности. Именно в этот период он предложил свою концепцию Американской психологической ассоциации. В 1976 г. предоставил усовершенствованную модель, назвав дивергентное мышление составной частью творчества и описав основные его характеристики:

  1. Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.
  2. Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.
  3. Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.
  4. Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.

Дивергентное и конвергентное мышление

Противоположностью рассматриваемого мышления есть конвергентное, что направлено на поиски одного единственно верного решения. Так, существует тип людей, который всегда убежден в существовании одного правильного пути. Задачи решают посредством уже накопленных знаний и с помощью цепочки логических рассуждений. Большая часть современного обучения в ВУЗах основана именно на конвергентном мышлении. Для творческих личностей такая система образования не позволяет раскрыть свой творческий потенциал. За примером не нужно далеко ходить: А. Энштейну было не сладко учиться в школе, но не по причине какой-либо его недисциплинированности. Преподавателям сложно было вынести его манеру отвечать на вопросы. Так, ему свойственно было спрашивать нечто наподобие: «А если рассмотреть вариант, что это не вода, а…?» или «Рассмотрим этот вопрос с другой точки зрения…». Вот в этом случае и проявлялось дивергентное мышление маленького гения.

Развитие дивергентного мышления

Одной из технологий, способствующей развить такое мышление, есть решение изобретательских задач:

  1. Необходимо придумать слова, что заканчивались бы на «т». Вспомнить, какие слова начинаются на «с», и в каких третья буква от начала – «а».
  2. Из начальных букв создать полноценное предложение: В-С-Е-П. Это упражнение развивает как дивергентное, так и беглость мышления.
  3. Проверьте свои умения находить причинно-следственную связь, продолжив выражение: «Вчера вечером она замерзла…».
  4. Продолжить численный ряд: 1, 3, 5, 7.
  5. Исключить лишнее: черника, манго, слива, яблоко. Это упражнение направлено на умение выделять существенные признаки.