Как развивать абстрактное мышление

Для достижения более высоких уровней мышления первым делом нужно выяснить, освоены ли все шесть базовых стадий развития. Можно помочь ребенку закрепить эти базовые уровни, ведя с ним долгие и интересные беседы, которые будут побуждать его мыслить одновременно творчески и логически. Если ребенок теряет нить, помогайте ему связывать идеи, делая вид, что вы его не понимаете. Многопричинное, трехстороннее и нюансированное мышление, а также навыки логической оценки собственных чувств и действий можно вырабатывать в процессе долгих разговоров о семейных делах, отношениях, школе и друзьях, а также в ходе ролевых игр.

Люди в социально изолированных населенных пунктах живут из-за особых условий в очень близких ежедневных контактах, которые обычно не прерываются или регулярно выходят на работу, потому что большая часть населения не имеет работы в нормальном смысле. Значительная часть мероприятий и жизни происходит только внутри квартала, что означает отсутствие более широких связей и возможность «тренировки» общения с компанией за пределами площадки. Периодические повседневные ситуации, с которыми дети хорошо знакомы, не дают им возможности развивать языковые навыки.

В разговорах с ребенком, который обладает навыками механического запоминания, но еще не очень способен к абстрактному мышлению, нужно делать акцент на творческое мышление и мнения, а не на факты. Не стоит задавать вопросы типа: «Какого цвета была куртка у мальчика в том рассказе?» - лучше спросите: «Что ты думаешь о поступке того мальчика? Что бы ты сделал, окажись ты на его месте?» Если вы заранее знаете ответ на вопрос, который задаете своему ребенку, значит, вы просто тренируете его память. Задавайте вопросы, ответов на которые вы не знаете, т. е. вопросы, которые касаются мнения ребенка: например, что ему больше всего понравилось в этот день в школе и почему. Если ребенок отвечает осмысленно, он дает хороший ответ.

Несмотря на то, что их выразительные навыки и компетенции в домашней среде вполне достаточны для того, чтобы быть полноправными членами сообщества, эти дети находятся в неблагоприятном положении в школьной среде, и их способность общаться ограничена. В то время как дети могут выразить все, что они хотят и которым нужно общаться в своей домашней среде, в другом обществе и в других ситуациях, их умение терпит неудачу. Способ выражения его в домашней среде часто отличается от способа его применения в остальной части общества.

Этот факт не позволяет детям общаться в школьной среде достаточно и понятным образом. Их способ выражения, по сравнению с языком мажоритарного общества или школы, не хуже и не лучше, он лишь немного отличается. Общение в социально изолированных местах гораздо более специфично, оно относится к определенным людям, вещам или событиям из непосредственного окружения. Он также сильно связан с социальными отношениями, особенно с семейными узами, которые хорошо известны детям, в которых они знают свое точное местоположение и какие ожидания ожидают от их положения.

Чтобы знакомить детей с РАС с новыми абстрактными понятиями, ситуации, в которых они осваиваются, должны иметь очень высокое эмоциональное содержание. Например, ко мне как-то привели одну десятилетнюю девочку. У нее были многочисленные трудности обучения и отставание в познавательном и речевом развитии. Некоторые специалисты, которые с ней работали, считали, что у нее расстройство аутистического спектра, другие полагали иначе. Мать жаловалась, что дочь мыслит очень конкретно и, казалось, находится на уровне пяти- или шестилетнего ребенка по способности воспринимать абстрактные идеи и понятия, хотя при этом она очень много разговаривала. Я поинтересовался, какие именно понятия она не воспринимает. «Ну, например, она не понимает, чем занимается ее отец», - ответила мать. Ее отец был бухгалтером по налогообложению, и девочка не понимала, что такое налоги.

Такое общение является точным и простым, не осложняется абстракцией или необходимостью называть в настоящее время отсутствующие вещи или актом обобщения «сверхструктурных» абстрактных понятий. Большая роль в таком общении - выражение, имитация, жестикуляция, прямые предложения, допросы, команды с одним словом, запреты и т.д.

В школе ожидается, что ребенок сможет воздерживаться от конкретных, реагировать на менее личные, более широкие и изменяющиеся ситуации, социальные взаимодействия, индивидуальные отношения или события, которые необходимо сообщать, обобщать и делиться без привязки к конкретному.

Я предложил: «Давайте за пять минут попробуем определить, можно ли помочь ей разобраться с налогами». Мать усомнилась в том, что это возможно. Тогда я постарался смоделировать жизненную, эмоционально насыщенную ситуацию. Для начала мы представили, что у нас есть пицца. Затем мы сделали пиццу из листа бумаги, и я спросил девочку, на сколько кусков мы ее поделим. Она решила разрезать ее на шесть частей. С ней пришел ее младший брат, и я этим воспользовался: «Допустим, твой брат хочет украсть всю твою пиццу. Я буду полицейским. Сколько кусков пиццы ты мне отдашь, чтобы я не дал твоему брату украсть всю пиццу?» «Я дам тебе два куска», - ответила она. «Сколько у тебя останется?» - уточнил я. Она посчитала: «У меня останется один, два, три, четыре куска». «Хорошо, договорились», - сказал я. И она дала мне два куска.

Речевое производство ребенка связано с его социальным опытом. Он связывает его со своими родственниками, важными взрослыми и сверстниками и его реальными социальными отношениями. Дети из социально исключенных местностей не имеют возможности приобретать навыки общения, необходимые перед поступлением в школьную среду. Их трудно ориентировать на неэмоциональном и абстрактном языке, который выполняет другую функцию, чем тот, который используется ребенком. Значительная часть того, что говорят или требуют учителя, непонятна для детей, поскольку она не зависит от предыдущего опыта и практики ребенка и не относится к нормальным социальным отношениям, к которым привык ребенок.

«Эти два куска называются налогом, - объяснил я. - Ты дала мне два куска как налог за защиту от твоего брата. Для чего еще ты можешь давать мне пиццу? Например, чтобы я защитил тебя от плохих людей из другой страны, которые могут прийти в США? Ты станешь платить мне, чтобы я убирал улицу? Ты станешь платить мне за воду для своего дома, чтобы ты могла принимать ванну?» Девочка ответила: «Я заплачу тебе один кусочек, чтобы везде было чисто». Я сказал: «Хорошо, это тоже налог. А если бы у тебя было много пиццы, за что еще ты хотела бы заплатить?» Она перечислила разные вещи, например, защиту от людей с оружием, и мы обсудили эти налоги. Затем я предложил матери спросить ее, что такое налоги. И мать спросила: «Дорогая, что такое налоги?» Девочка ответила: «Налоги - это то, что я должна давать, чтобы были полицейские, солдаты и другие люди, которые нам помогают». Мама улыбнулась, потому что дочь поняла идею налогов.

Код языка, используемый в семье или местоположении, выполняет свою функцию, условия и причины не входят в состав семьи для разработки кода в другом направлении. Код, используемый ребенком, ограничивает степень мыслительной абстракции. Индивидуальное поведение и мышление, которые делают код языка и способности абстракции более или менее необычными и часто нежелательными в семьях и населенных пунктах. Поэтому ребенок в школьной среде не может выражать свои индивидуальные потребности и желания, формулировать их вообще, чтобы знать о них.

Его самооценка часто имеет другую структуру, чем та, на которую направлены индивидуально ориентированное образование и индивидуальное развитие, и способность ребенка изучать индивидуальное выражение и выражение себя и личных потребностей на языке. Родители детей с сайта являются образцом других языков и методов общения. Эта практика общения в основном мотивирована практическими соображениями и имеет довольно информативную функцию. Даже когда родители не особенно предпочитают их интерес, внимание или прямое стимулирование речи ребенка, поскольку это не обычная практика и необходимость проведения такой стимуляции.

Я помог этой девочке усвоить понятие налогов, используя обиходный язык и смоделировав очень понятную ситуацию, с которой она могла себя соотнести, - ей надо было защитить пиццу от брата. Аналогичным образом я помогал детям писать сочинения, когда учителя жаловались, что детям это не дается. Мы начинали с тем, которые имели для них значение, например: «Почему я лучше, чем мой брат», - или: «Почему родители должны разрешить мне больше смотреть телевизор». Они диктовали свои сочинения на мой магнитофон, потом я просил кого-нибудь их распечатать, и получались выстроенные, последовательные тексты.

Доступны полнофункциональные коммуникационные инструменты. Это также не привычка слушать ребенка в семье или местности, а также реагировать с некоторым поразительным интересом к содержанию языкового сообщения. Ребенок не может самостоятельно развивать свой языковой язык, если он / она не демонстрирует какую-либо другую форму речи в повседневной жизни.

Таким образом, языковой код в связи с повседневной социальной функцией фиксируется при входе в школу и влияет на общение человека и в будущем, даже возможность преуспеть в обычном школьном образовании. Эта языковая фиксация ущемляет ребенка в школьной деятельности и сложное развитие, необходимое для успеха в школе.

Общий принцип в примерах с налогами и сочинениями состоит в том, чтобы эмоционально вовлечь ребенка. Если вы отстаиваете ту точку зрения, которая вам не безразлична, и вы способны к логическому мышлению, вы используете все свои способности, чтобы изложить доводы. Мы видим, что многие дети, которым не дается учеба, обладают определенной смекалкой: они хорошо рассуждают и приводят логичные доводы, когда отстаивают мнение, связанное, например, с друзьями, играми или кроссовками. Но они не применяют эти навыки к школьным сочинениям. Почти каждый человек демонстрирует наивысший из доступных ему уровней мышления в эмоционально насыщенной ситуации.

Лингвистические и социальные навыки не могут развиваться изо дня в день. Изучая ориентацию языковой практики на совершенно новую среду, оценивая реакцию других людей, оценивая адекватность их речи и их влияние на другую, все это требует определенной и долгосрочной подготовки. Без активности взрослых «учителей» или долгосрочного однорангового общения через сайт код языка не может изменяться, расширяться, обогащаться и развиваться в форму, необходимую для успеха в школе.

Первично принятый язык как часть социальной жизни влияет на социальное развитие на многих других уровнях. Код, который ребенок приносит в школу, не только определяет развитие его мышления, но и символизирует его социальную идентичность и социальный статус. Абстракция, концептуализация и способности к категоризации, систематическое мышление возраста и связанное с ним производство речи, как правило, рассматриваются как проявление интеллекта в школьной среде, в то время как постоянство простого, ограниченного повествовательного выражения является скорее свидетельством «ограничения» мышления или даже умственной отсталости.

Поэтому освоение понятий и логического мышления лучше разбивать на два этапа: сперва создавать мотивирующую ситуацию и ясно излагать содержание понятий, а затем вводить новые термины. Например, если ребенок одновременно пытается усвоить новые слова и соответствующие им новые понятия из книги, которую он читает, чтобы написать по ней сочинение, сначала обсудите с ним содержание этих новых понятий. Оставьте в стороне новые термины и работайте над смысловой составляющей. Когда ребенок ее освоит, он сможет и запомнить названия новых понятий, и написать осмысленное сочинение с их использованием. Но ему трудно сделать и то, и другое одновременно.

Ребенок с кодом языка, приобретенным в среде социального исключения, имеет очень сложную начальную позицию общения в школьной среде. Скорее всего, он будет неточно общаться с учителями, которые используют другой код языка и работают с другими социальными смыслами, коннотациями и обозначениями с теми же словами.

Экспертная цитата - Зденек Хелус. Простое объяснение того, что язык ребенка является выражением его или ее уменьшенного интеллекта или даже воспринимается как показание его плохого поведения, ненормальности, бездействия и т.д. Приводит к реакциям, которые еще более усугубляют положение ученика. Он реагирует хуже при тестировании, что в большинстве случаев в дополнение к проверке знаний и подражанию контролю уровня лингвистического выражения, связанного с тем, насколько хорош ученик.

Дети, конечно, на уроках могут нервничать, но если они начнут учиться логически мыслить благодаря практике дома, беспокойство им не помешает. Овладев абстрактным мышлением, дети могут начать прибегать к нему, когда нервничают, более того, они могут использовать его как стратегию борьбы со своим беспокойством. Когда дети, способные к абстрактному мышлению, начинают тревожиться или уставать в школе, они могут прибегнуть к абстрактному мышлению, чтобы исправить ситуацию: «Можно я буду делать другое задание? Это очень скучное, я все это уже знаю».

Языковое положение детей с социальными недостатками

Семьи детей с социальной инвалидностью не всегда говорят исключительно по-чешски. Предпочтительным является родной язык родителя или смесь языков членов домохозяйства. На публике он переключается на чешский язык, по месту жительства или в контакте с друзьями часто смешивает разные местные языки.

Проблемы с языком школьного обучения, то есть кодифицированным чешским языком, имеют детей во всех языковых уровнях - от фоники до стилистической области. Из-за требований школы у них ограниченный словарный запас. У детей можно наблюдать, например, повторное использование структурной конвергенции.

Работать с новыми словами и понятиями тяжело не только потому, что их надо запоминать, но и потому, что тут необходимо умение выстраивать последовательности действий. У многих детей с расстройствами аутистического спектра и иными трудностями обучения наблюдаются нарушения в сфере планирования сложных действий и выстраивания последовательности действий; они теряются, когда заучивают новые слова, утрачивают логические связи и начинают гадать. На помощь приходят знакомые слова и понятия, а также эмоционально нагруженные ситуации. Мы знаем, что дети бывают блестящими адвокатами, когда они аргументированно доказывают необходимость провести лишние полчаса перед телевизором или съесть еще один пломбир с сиропом, но порой становятся косноязычными, когда надо написать сочинение по какой-то книге. Если мы сумеем привить им навыки мышления в простых, эмоционально осмысленных контекстах, ребенок научится применять их и к учебным заданиям.

Разница между кодифицированными чешскими и языковыми детьми обычно говорит дома или между собой - это разница между системами общего мышления в домашней среде и школьной средой. И дети, и взрослые могут идентифицировать выраженную жизнеспособность речи, акцент на выражении, где передаваемая информация осуществляется таким образом, который связывает, а не словесную часть речи. По сравнению с языковой практикой школьной среды их речь характеризуется меньшей лексикой и более простым синтаксисом.

Организация сообщенных идей часто не вытекает из логического или синтаксического построения отдельных последовательностей экспрессии, а из ассоциаций; содержание сообщения более наглядное, конкретное, повествование, в то же время оно хотя бы аналитическое и абстрактное.

Еще один способ помочь детям научиться мыслить абстрактно - это мультисенсорный подход к обучению. Учить надо не только словами, но и зрительными образами, действиями и ролевыми играми. Если ребенок не может объяснить вам, почему вы поступаете нечестно, попросите его показать это с помощью рисунков или сыграть. Затем помогите ребенку рассказать о своей игре или рисунках.

Ниже приведены выдержки из интервью в соответствии с дипломной диссертацией. Ценностная ориентация детей рома в социально исключенном районе Петра Шимака. Интервьюер: «Какой предмет вам нравится?». Затем раздираются слова, и они - ласты. Т: «Зачем ты хвалишь детей?».

Кроме того, чтобы не быть в период полового созревания, когда вы хотите пойти в футбол, вы не хотите быть женщиной. Это как говорить со мной и говорить мне - куда ты идешь. Дети также сильно зависят от привязки высказываний к конкретным явлениям и событиям, которые имеют для них значение. Уровень абстракции в ответах низкий, а также уровень вербальной компетенции. Дети в Чехии очень плохо выражают свои мысли в устной форме, и во многих ответах они используют выраженные утверждения без их обобщения и трансформации.

Высокие уровни абстрактного мышления, такие как умение делать умозаключения, размышлять и приходить к новым выводам, также требуют способности оценивать оригинальность собственных умозаключений, руководствуясь внутренними стандартами. Чтобы достичь такого уровня мышления, человек должен обладать сильным чувством собственного «я» и системой внутренних стандартов, из которой он может исходить в своих размышлениях. Это и эмоциональная, и интеллектуальная задача. Чтобы помочь детям достичь этого уровня, сначала надо убедиться, что они уже освоили предшествующие стадии. Затем вам следует побуждать их давать свои оценки и не удовлетворяться простыми ответами. Например, если ребенок охвачен сильными эмоциями, вы можете спросить: «Что у тебя за состояние? В нем есть что-то необычное, но что? Сегодня все не как всегда? Почему?» Тем самым вы подталкиваете ребенка сделать шаг в сторону, окинуть взглядом свои чувства и мнения и оценить их. Этот вид критического мышления весьма сложно приложить к собственным эмоциям, и многие взрослые на это неспособны. Но единственный способ развить его у детей - задавать вопросы.

В школе существует много недоразумений между учителем и детьми, когда вы задаете вопросы, инструктируете и интерпретируете. Хотя отношения в школе длительные, стабильные, основанные на взаимном доверии, все же необходимо повторить, переосмыслить, буквально перевести инструкции на язык и образ мышления ребенка. Совершенно правильно полагать, что между ребенком и учителем в групповом формальном образовании существует огромное недоразумение. Поведение разных значений для одного и того же слова - проблема общения между учителем и родителями детей.

В решение интеллектуальных задач дети тоже полнее включаются, когда их просят оценить информацию и прийти к собственным заключениям. Ребенку старшего возраста можно сказать: «А теперь покритикуй себя сам. Какие пристрастия отразились в твоем сочинении? Ты можешь обосновать противоположную точку зрения? Какая из них, по-твоему, более здравая?» Вы просите ребенка осознанно поспорить с самим собой, оценить себя и привести доводы в поддержку противоположной точки зрения. Это высокий уровень мышления, на освоение которого требуются годы.

Условный способ речи и абстрактное содержание сообщения часто не соответствуют пониманию ребенка вообще. Даже в категории детей старшего возраста, очень непонятные вопросы, например: что вы должны делать, чтобы восхищаться вашими друзьями? Каково ваше самое большое желание? Напротив, лучше понять сообщение о том, что ребенок может относиться к чему-то материальному по своей природе или относится к конкретному предмету или к определенному человеку.

Детям трудно понять простые предложения, касающиеся социальной реальности вне их дома, а также общие социальные отношения в семье или в более широком обществе. Можно предположить, что учебный язык учителя и язык общеупотребительных учебников им непонятны.

Помогая детям (особенно детям с РАС) освоить абстрактное мышление, главное - не жалеть времени и последовательно проходить все этапы. Работая над новым уровнем мышления, продолжайте закреплять предшествующие; работайте над всеми уровнями одновременно. Терпение, эмоции, реальные, повседневные ситуации - все это развивает высокие уровни мышления у детей, которым они тяжело даются. Никогда не допускайте мысли о том, что у ребенка есть предел возможностей. Всегда исходите из того, что вы можете освоить еще один уровень, а за ним и следующий.

Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно?

В научном понятии абстракция – это мысленное отделение каких-нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета, так написано в толковомсловаре русского языка» (под ред. Д.Н. Ушакова). Помните фильм «Чапаев»: где должен находиться командир во время атаки? Картофелины, разложенные по столу, символизируют расположение войск. Они совершенно не похожи на командира, идущего в атаку, или армию, но тем не менее они благополучно справляются со своей задачей – символизируют свойства и признаки определенных предметов.

Предмет и символы, его обозначающие или определяющие, суть разные вещи, и тем не менее, когда вы слышите слово «корова», то представляете крупное, рогатое, парнокопытное, «молокосодержащее» животное, а не серое, полосатое, когтистое, мяукающее.

Абстрактное мышление неотделимо от математиков и физиков, поэтов и писателей, музыкантов и композиторов. Любое творчество требует абстрактного мышления, то есть – манипуляции с символами. И если вы хотите развивать у ребенка творческие способности, то начинать нужно с развития абстрактного мышления.

Некоторые склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет. Врожденный дар. И развитие его практически невозможно, как невозможно стать композитором тому, кто лишен музыкального слуха.

В крайнем случае, упорные упражнения для развития абстрактного мышления могут дать какой-то временный результат, но стоит их прекратить, как все тут же возвращается на круги своя.

Но вот ведь какая штука: оказывается, все дети рождаются с прекрасным музыкальным слухом. И если у пятилетнего ребенка обнаружено его отсутствие, то это не медведь ему при рождении на ухо наступил, а все пять лет его жизни музыкальное развитие происходило в обратном направлении: от отличного музыкального слуха к «медвежьему». А если сконцентрироваться практически сразу после рождения ребенка на развитии его музыкальных способностей, то к пяти годам это будет потенциальный Шаляпин или Карузо.

Так что абстрактное мышление можно развивать, зародыши его имеются у каждого ребенка, причем – абсолютно жизнеспособные. Но они – как растения. Без должного ухода просто зачахнут. А ведь каждому известно, что если растение полностью высохло, то никакой полив и уход уже не дадут результата.

Простейшая игра, развивающая абстрактное мышление, – придумать, на что похоже облако. Облака, на счастье, абсолютно доступны и бесплатны. И предлагают множество различных картин, не требуя никаких усилий (ну, разве что поднять голову). Облако может быть похоже на дракона, рыцаря, замок, клубы дыма, кусок сахарной ваты, цветок… Форм бесконечное множество. Разглядывая облака с точки зрения символов и манипуляции ими, а не с точки зрения метеорологии (кажется, дождь собирается!), ребенок развивает абстрактное мышление.

Кстати, диалог Винни-Пуха и Пятачка из советского мультфильма – это тоже яркий пример абстрактного мышления. Пчелам была предложена великолепная логическая цепочка из символов: «тучка» в лице Винни-Пуха, зонтик у Пятачка, да еще и соответствующие высказывания («Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь…», «Кажется, дождь собирается!»). Вот только беда – пчелы отказались мыслить символами, а предпочли им конкретику. Но это уже другая история.

Есть игра, которая практически никогда не надоедает детям, а абстрактное мышление при этом развивает великолепно: театр теней. Что такое тень, как не самая настоящая абстракция? Она не предмет, а лишь его символ. Но с этим символом можно играть, в отличие от облаков – за ними можно только наблюдать.

Все, что требуется для такой игры: лампа, простыня и набор картонных фигурок. Изготовить фигурки можно самостоятельно, это не слишком сложно.

Разыгрываются различные пьесы теней. Любая детская сказка – это готовый сценарий, требующий только «актеров». При этом «актеры» могут быть многоплановы. Медведь из сказки про Машу и трех медведей великолепно справится с ролью в сказке о Теремке. Сам теремок прекрасно изобразит избушку в любой другой сказке. Волк – это и Красная Шапочка, и Семеро Козлят, и собака в «Репке».

Еще одно интересное упражнение – тени на стене. Символ и то, что он символизирует. Отбрасываемая руками тень принимает очертания совершенно других предметов. Ребенок видит уже не руки, а летящую птицу, лающую собаку, зайца и так далее.

Такой теневой «театр» можно продолжить и на улице. Какая тень получится, если поднять руки над головой? Как сделать тень-зайца? Тень-дерево? Китайскую пагоду?

Предлагайте ребенку абстракции, предлагайте ему самому создавать абстракции. Играйте с облаками и тенями. Может быть, у вас растет будущий Пушкин. Или Лобачевский. Помогите ему вырасти.