Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной речи детей

посредством моделирования

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Задачи обучения сюжетным рассказам дошкольников

Ребенок, который опаздывает, чтобы начать говорить, может быть охарактеризован как выразительная языковая задержка. Для маленького ребенка, который еще не говорит, у него нет выразительного языка, поэтому терапия сосредоточена на повышении его способности использовать язык для общения. Вот более подробная информация о последних участниках.

Многие дети с выразительными языковыми задержками испытывают трудности с организацией своего языка, так что то, что они говорят, имеет логический смысл. У них могут возникнуть проблемы с последовательностью прошлых событий, когда вы рассказываете историю или выполняете действия в логическом порядке. Это может сделать их разговор очень трудным для подражания. Вот некоторые действия и ресурсы, которые отлично подходят для обучения навыкам последовательности.

Речь - чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связанно с ухудшением здоровья детей. Сегодня у многих детей уровень речевого развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.

У многих детей с выраженной языковой задержкой также возникают проблемы с использованием правильной грамматики. Они могут опустить грамматические маркеры или использовать их неправильно. Это меньшие слова и слова, которые объединяют более крупные слова для создания содержательных предложений. Без этих слов речь ребенка может звучать телеграфично или прерывисто. Преподавание правильной грамматики также является отличным способом увеличить длину предложения для ребенка, который говорит в очень короткие сроки.

Ребенок может быть описан как имеющий выразительную задержку языка, если у них есть проблемы с социальными навыками, также известными как прагматика. Эти дети могут испытывать трудности с пониманием того, какой язык следует использовать для надлежащего взаимодействия с другими детьми. Вот некоторые ресурсы по прагматике и социальным навыкам.

Речь ребенка социальна с момента ее возникновения, она более чем другая функция, зависит от конкретной социальной ситуации развития. Между речевым развитием ребенка характером его общения с взрослым существует двусторонняя связь: с одной стороны, общение с взрослым является источником нормального развития речи, с другой стороны, усвоение речи открывает возможности для разнообразных форм общения.

Ответы и ответы на вопросы

Возможность правильно отвечать на вопросы требует довольно много языковых навыков. Во-первых, ребенок должен понять, что задает вопрос. Затем ребенок должен обработать этот вопрос и сформулировать ответ. Наконец, ребенок должен ответить на этот ответ логично. Дети с выраженной языковой задержкой часто испытывают трудности с этим процессом. У них также может возникнуть трудность задавать вопросы с правильным порядком слов и согласованным образом. Вот некоторые ресурсы для этих детей.

Дети с выразительной языковой задержкой могут также пытаться выучить новые слова и расширить свои словари. Этим детям может понадобиться дополнительная помощь, чтобы выучить слова, запомнить слова и вспомнить их, когда им нужно их использовать. Вот некоторые большие ресурсы по лексике.

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических средств и правил общения. Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего, различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.

Что называют связной речью дошколят?

Дети с языковыми задержками часто испытывают трудности с пониманием и использованием образного языка, такого как идиомы, сравнения и метафоры. У детей с языковыми задержками часто возникают трудности с выводом о том, что происходит вокруг них или когда они читают.

Селективный мутизм - это когда ребенок имеет возможность говорить и говорить по крайней мере в одной обстановке, но отказывается говорить в другой обстановке. Лечение избирательного мутизма сильно отличается от лечения других речевых и языковых задержек.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Виды речи.

Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или нескольких лиц. Которые говорят попеременно. В повседневном и обычном разговоре диалогическая речь не планируется. Направленность такой беседы и ее результаты в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Но иногда беседу организуют специально, чтобы выяснить определенный вопрос, тогда она носит целенаправленный характер (например, ответ ученика на вопросы учителя).

Как реагировать на издевательство и издевательства

Тенденция гуманизации дошкольного образования ориентирована на специалистов физического воспитания на поиск оптимальных путей гармоничного развития детей, повышение осведомленности о необходимости непрерывного образования, в том числе переход от детского сада к школе. Именно поэтому ряд исследований последних десятилетий направлен на разработку и внедрение в практику физического воспитания дошкольников различных технологий, программ и методов комплексного развития физических и умственных способностей.

Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи – уметь выслушивать высказывания партнера и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

Однако, несмотря на относительно широкий круг изучаемых, следует отметить недостаточный охват вопросов комплексного развития физических и умственных способностей дошкольников с использованием спортивного инвентаря, поскольку наблюдается, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие мирового обучения, желание взаимодействовать с различными объектами. Но, к сожалению, технологии, предлагаемые детям, направленные на развитие физических качеств или умственных способностей без их интеграции, а также практически не используются элементами разных видов спорта.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого развития.

Таким образом, проблема дидактической поддержки реализации нового концептуального подхода к организации физического воспитания, в основе которого было бы включено комплексное развитие физических и умственных способностей в контексте целостной и целостной личности дошкольника, недостаточно но крайне необходимо в свете современных требований и определяет актуальность исследования.

Какие приемы используют для развития связной речи?

Обоснование и экспериментальная проверка эффективности занятий физическим воспитанием с использованием интегрально-развивающих шаров для комплексного развития физических и умственных способностей старших дошкольников. Исследования проводились в детском саду №165 во Львове. Для этого были созданы контрольные и экспериментальные группы из 30 детей в возрасте 5 лет, которые сформировались методом случайной выборки и которые были одинаковы по всем показателям физической подготовки и умственных способностей.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, развернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, заранее определенно говорящим и предварительно планируется.

В экспериментальную группу были включены 15 девочек и 15 мальчиков, до контроля - 14 девочек и 16 мальчиков. Теоретический анализ и синтез научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогическое тестирование, психо-диагностическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В дошкольном возрасте существуют реальные возможности для широкой интеграции тела и движения, а также познавательной активности детей из-за отличительной черты ребенка в этом возрасте - тесной связи физического и умственного развития. Предлагаемая программа «Смарт-шар» строится с учетом концептуальных проблем базовых образовательных программ дошкольников «Я нахожусь в мире» и программы старших дошкольников «Уверенный старт». Главная цель - создать лучшие возможности для будущего успеха в школе для детей, а также способствовать гармоничному развитию их личности.

Функции речи.

В основе всего вербального развития ребенка лежит:

  • Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они заложены в особенностях, как центральной нервной системы, так и речедвигательного аппарата, гортани.
  • Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях – сознательных формах психической деятельности. Предполагают, что речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения. Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого с помощью специальных раздражителей («знаков»), среди которых наибольшую роль играет речь. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации – преобразования внешней речевой деятельности во внутреннюю речь, последняя становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями (Л. С. Выготский). В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.
  • Программирующая функция речи выражается в построение смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий.
  • Речь как средство мышления. Слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции. Речевые формулировки создаются под воздействием мыслительного процесса, который в свою очередь опирается на внутренние речевые формулировки («внутреннюю речь»), развивающиеся на базе внешней (слышимой) речи (Ананьев, Берендес). В этом и заключается диалектическая взаимосвязь речи и мышления.

Особенности речи.

Одним из основных принципов программы «Уверенный старт» является комплексный подход к обучению и развитию детей. Цель программы «Умный шар» - сложное развитие физических и умственных способностей ребенка во время занятий с предпочтительным использованием шаров интегрального развития.

На ранних этапах обучения писать и читать маленькие дети сочиняют, прежде чем они много знают о соглашениях о написании и чтении или имеют навыки управления карандашом или карандашом или письмами. Дети в дошкольных учреждениях часто пишут и читают в нетрадиционных формах: наброски, рисунки, буквенные знаки. Маленьким детям рекомендуется «писать», не беспокоясь о механизме письма.

Слово становится «сигналом сигналов» не сразу. Раньше всего у ребенка формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые раздражители, затем на вестибулярные (покачивание) и позже на звуковые и зрительные. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Общаясь с ребенком, взрослые обычно произносят слова, сочетая их с другими непосредственными раздражителями. В результате слово становится одним из компонентов комплекса. Например, на слова «Где мама?» ребенок поворачивает голову в сторону матери только в комплексе с другими раздражителями: кинестетическими (положения тела), зрительными (правильная обстановка, лицо человека, задающего вопрос), звуковыми (голос, интонация).

Это случайные метки на странице. Чтобы поощрять детей на этом этапе, взрослые могут предлагать пустые бумажные и письменные инструменты и разговаривать с детьми об их написании. Это часто появляется с рисунками. Дети производят линии волнистых каракулей. Этот этап напоминает скоропись и может быть пересмотрен позже.

Дети создают буквенные формы, которые напоминают обычные буквы алфавита. Первое слово, которое должно появиться, обычно - это имя ребенка. Взрослые часто видят строку букв на странице, которую ребенок читает в качестве предложения. Когда ребенок пишет обычные буквы, они начинают группировать буквы, чтобы делать слова.

Первый год жизни ребенка, когда общение с взрослым осуществляется при помощи экспрессивно – мимических и предметно – действенных средств, мы называем довербальным.

Показ предмета и его называния постепенно приводит к формированию их ассоциаций, затем слово начинает заменять обозначаемый им предмет. Это происходит к концу первого года жизни и началу второго. Однако слово замещает лишь конкретный предмет, например данную куклу, а не куклу вообще.

Дети начинают ассоциировать звуки с буквами. Это происходит, когда приближенные варианты написания ребенка становятся все более условными. Большинство из нас делает списки, записывает напоминания, пишет заметки и инструкции. Профессиональные и белые воротнички часто пишут.

Письмо помогает провоцировать мысли и организовывать их логически и кратко. Большинство из нас иногда пишут благодарственные письма, приглашения и письма друзьям. Может быть полезно выразить чувства в письменной форме, которые нельзя выразить так легко, говоря.

1 этап: развития слово выступает как интегратор первого порядка. Превращение слова в интегратор второго порядка, или в «Сигнал сигналов», происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимо, чтобы на него был выработан пучок связей (не менее 15 ассоциаций). Ребенок должен научиться оперировать различными предметами, обозначаемыми, одним словом. Если число выработанных связей меньше, то слово остается символом, который замещает лишь конкретный предмет.

Этапы разработки писем? Учиться писать - это нечто большее, чем моторное мастерство. Его можно изучать в сочетании с появляющимися у детей когнитивными, социальными и лингвистическими способностями. В дополнение к двигательной способности и функциональной осведомленности дети должны соответствующим образом развивать структуры языка.

Подготовительный этап. Развиваются основные двигательные навыки и приобретаются принципы использования орфографической системы. Стадия консолидации. Дети начинают использовать письменность, чтобы выразить то, что они уже могут сказать в речи. Могут быть разговоры, строки предложений, связанные и, незаконченные предложения. Написание начинает расходиться с речью и развивает свои собственные модели и организацию. Сначала возникают ошибки, поскольку дети изучают новые стандарты и экспериментируют с новыми структурами, обнаруженными в их чтении. Их письменная работа становится все более и более разнообразной, поскольку они сталкиваются с необходимостью создавать различные виды написания для разных аудиторий и целей. В этот момент детям необходимо руководствоваться структурами и функциями письменного языка. Они понимают, что письмо - это среда, где есть время, чтобы размышлять, переосмысливать и использовать язык как способ формирования мысли. У писателей есть такое хорошее знание языка, что они могут по-разному менять свой стилистический выбор и развивать личный «голос».

  • Написание тесно отражает образцы разговорного языка.
  • Это продолжает развиваться во взрослой жизни.
Особенности английской системы письма.

2 этап: между третьим и четвертым годами жизни формируются понятия – интеграторы третьего порядка. Ребенок уже понимает такие слова, как «игрушка», «цветы», «животные».

3 этап: к пятому году жизни понятия усложняются. Так, ребенок словом «вещь», относя его к игрушкам, мебели, посуде и т.д.

С развитием речи у ребенка в возрасте 2 – 3 лет усложняется интегративная деятельность мозга: появляются условные рефлексы на отношения величин, весов, расстояний, окраски предметов. В возрасте 3 – 4 лет вырабатываются различные двигательные и речевые стереотипы.

Текст народной сказки должен быть неторопливым

Этапы развития орфографии. Существует несколько различных, но параллельных систем, которые разбивают этапы разработки на понятные категории. Это использует четыре этапа, хотя есть отличные системы, разделенные на шесть и восемь категорий. Показывает буквенно-звуковое соответствие. использует начальные согласные. использует частичное отображение слова. Может включать все, но отменить некоторые буквы.

  • Предварительное письмо.
  • Случайное письмо на страницах - листы, символы, цифры.
  • Может использовать повторение знакомых букв, таких как буквы в имени ребенка.
  • Использует направленность слева направо.
  • Использует случайные слова зрения.
  • Оставляет случайные пробелы в письменной форме.
  • Использует несколько известных слов в правильном месте - т.е. имена.
  • Полное отображение соответствия букв-звук.
  • Гласные опускаются, когда их не слышно.
  • Пишет быстро.
  • Правильно задает слова.
  • Гласные появляются в каждом слоге.
  • Используются обычные буквы.
  • Ребенок движется к визуальному написанию.
Рамка для разговоров о написании детей.

К концу дошкольного возраста речевое развитие должно достигнуть уровня, необходимого для успешного обучения в школе, что предполагает звуковую культуру речи, овладение лексическим и грамматическим строем родного языка. Определенную степень осознания речи (выделение слов, слогов и звуков) и ее произвольность, заключающаяся в способности ребенка к адекватному выбору языковых средств.

Основным методическим приемом развития речи ребенка раннего возраста является формирование у него потребности в назывании предмета, которая возникает в ходе делового сотрудничества со взрослым. К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно – действенном и наглядно – образных формах мышления во взаимодействии со словесно – логическим мышлением. Кроме того, используются другие приемы: объяснения назначения предметов, формирование правильного звукопроизношения посредством речевого образца, задавание вопросов. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится сюжетно – ролевая игра, возникают другие творческие виды деятельности (изобразительная, конструирование, начальные формы учебной и трудовой деятельности), расширяется и обогащается круг общения с взрослыми и сверстниками.

Задачи связной речи.

  • Формировать умения, необходимые для общения;
  • Слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
  • Вступать в общение;
  • Обучать детей основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу;
  • При описании основное внимание уделять лексическим и синтаксическим средствам, направленным на определение объекта и его признаков;
  • При повествовании соблюдать последовательность событий.

Особенности связной речи.

Развитие связной речи, в которой отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, правильной, четкой форме.

Связность высказывания в целом существенно зависит от уровня владении построением отдельного предложения, от сформированности «программирования» речевого высказывания в самых различных ситуациях, от умения связывать отдельные предложения в единое целое. Связность, считал С.Л.Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

Связная речь – это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи, и в то же время связной речи способствует научению ребенка самостоятельно использовать отдельные слова и синтаксические конструкции.

Речь маленького дошкольника имеет ярко выраженный характер, т.е. она, прежде всего, адресована другому человеку, слушателю. Однако ребенок еще не отделяет себя от слушателя, не противопоставляет себя слушателю, а как бы включает его в ту наглядную ситуацию, которая возникает для самого ребенка. Когда он стоит перед необходимостью предать словами то, что составляет содержание его образных представлений, безотносительно к тому, являются ли эти представления его непосредственного опыта или получены ребенком вербальным путем, как это имеет место при пересказе. Возможность для ребенка рассказывать о чем – нибудь или пересказать своими словами то, что он только что услышал, самая эта возможность зависит от того, насколько удается ребенку создать для себя наглядный образ и, так сказать, удержать его перед своим умственным взором. Это сравнительно легко удается ребенку при наличии вспомогательного наглядного материала (картинки – модели) или тогда, когда речь идет об отдельных ярких событиях из недавнего прошлого.

Тот же ребенок испытывает большие затруднения, когда ему приходится пересказывать материал, лишенный динамического сюжета, или когда по самому характеру заранее пересказ его должен носить характер какого – то обобщения. В этом последнем случае маленький дошкольник выходит из положения тем, что выхватывает из целого ряда или цепи событий отдельные события или факты, наиболее яркие и наиболее доступные для образного воспроизведения. Таким образом, вместо обобщения или описания, ребенок как бы дает отдельные иллюстрации к заданной ему теме, а если в его опыте не хватает такого иллюстративного материала, он говорит только «по поводу» темы, идет по пути внешних ассоциаций.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно с развитием мышления, деятельности и общения.

  1. На первом году жизни, в процессе непосредственного эмоционального общения с взрослым, закладываются основы связной речи. На основе понимания, сначала очень примитивно, начинает развиваться активная речь детей.
  2. К началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, позднее они начинают служить обозначениями предметов. Постепенно появляются первые предложения.
  3. На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, собственная активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются диалогической формой речи.
  4. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него.

Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей, не имеющих речевых патологий, развита достаточно хорошо.

Использование наглядности для формирования связной монологической речи .

Монологическая речь может иметь недостатки: пропуск смысловых звеньев, нарушения логической последовательности, длительные паузы, большое число ошибок в построении предложений.

Наглядность облегчает процесс становления связной речи Кроме составления описательных рассказов, наглядность такого рода может быть использована и в обучении пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи.

При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.

Например, организуя занятия по пересказу, строго придерживаемся плану:

  • Организационная часть (концентрация внимания, подготовка к восприятию текста);
  • Чтение (без установки на пересказ);
  • Разбор текста (по основным моментам сюжета);
  • Чтение (с установкой на пересказ);
  • Пересказ детьми (с опорой на модель);
  • Упражнение на закрепление языкового материала;
  • Анализ детских рассказов.

Моделирование как наглядно практический метод.

К группе практических методов обучения в детском саду относятся упражнения, игровой метод (включая дидактическую игру), элементарные опыты и моделирование.

  1. Упражнение – многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания.
  2. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т.д.
  3. Элементарные опыты – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установление связей между ними, причин их изменения.
  4. Моделирование как наглядно – практический метод получает все большее распространение, в частности в ознакомление дошкольников с природой, в процессе развития их речи, усвоение элементарно – математических представлений, развития музыкальности детей.

В энциклопедическом словаре дается следующее определение: Моделирование – это исследование, каких – либо явлений, процессов путем построения и изучения моделей.

Моделирование своим объектом имеет модели. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношение героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи.

Особенность моделирования, как метода обучения, состоит в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.

Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком, символом. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речью, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку применение моделей в обучении.

Требования к модели:

  • четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть аналогичной изучаемому объекту;
  • быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
  • ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
  • облегчать познание.

Виды моделей .

1. Предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связных.

В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. Это модель постройки, которую должен воспроизвести ребенок, плоскостная модель фигуры человека с подвижным сочленением туловища и конечностей.

2. Предметно – схематическая модель. Здесь, выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков, схем.

Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно – схематическая модель должна обнаруживать эти связи, отчетливо представить их в изолированном, общественном виде.

3. Графическая модель.

Графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений графики (формулы, схемы и т.д.)

Введение модели требует определенного уровня, сформированность умственной деятельности: умение анализировать, абстрагировать особенности предметов, явлений, образного мышления, позволяющего замещать объекты, умение устанавливать связи.

И хотя эти явления формируются у детей в процессе использования моделей в познавательной деятельности, для введения их освоения и использования в целях дальнейшего познания, требуется достаточно высокий для дошкольника уровень дифференцированного восприятия, образного мышления, связной речи и богатого словаря.

Модель как вид наглядности может быть использован во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях существенные признаки и связи.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта.

Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков объекта.

Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых явлений.

Классификация моделей.

  1. Сенсорная модель (для всех возрастных групп) учит различать и абстрагировать цвет, форму, величину, текстуру, расположение.
  2. Структурная или морфологическая модель (для младшего школьного возраста) помогает выделить структуру объекта.
  3. Модель понятий (для старшего дошкольного возраста) помогает абстрагировать общие, существенные признаки группы объектов.
  4. Модель связи (для всех возрастных групп) эта графическая модель помогает абстрагировать связи между явлениями и фактами.

Модели должны быть демонстрационные и раздаточные. Для понятия ребенком признаков обобщения вводится модель индивидуально. Потом на занятии со всеми детьми, далее в самостоятельное пользование, в игру для развития самостоятельного творчества составления моделей.

Использование данного приема эффективно и современно, т.к. дети в окружающем мире все чаще сталкиваются с условностями, компьютерной графикой, моделированием.

Этапы работы с моделями.

  1. Этап – иллюстративное панно : овладение самой моделью. На первом этапе осваивается способ замещения, и обязательное следование друг за другом рассматривание компонентов. Тем самым уже на первом этапе в процессе освоения модели решается с ее помощью важная познавательная задача – расчленение целостного процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого, определение количественного их состава и связи последовательности их включения, связи функционирования.
  2. Этап – моделирование готовое : направлен на замещение предметно - схематической модели схематической моделью и формирование с ее помощью обобщенных знаний. Процесс замещения осуществляется постепенно.
  3. Этап – моделирование детьми : использование детьми модели. Владение обобщенной предметно – схематической моделью позволяет детям применять ее для самостоятельного познания.

Таким образом, использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно – схематическое мышление. Моделирование можно использовать и при заучивании стихов, при автоматизации звуков в связных текстах.

Связная речь является важной составляющей общего познавательного развития дошкольников. Она является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности – коллективной и индивидуальной.

Связная речь также является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка.

Хорошо развитая связная речь является своего рода вершиной речевого развития. Ведь ребенок сначала учится называть отдельные предметы, затем отвечать на вопросы взрослого и лишь, потом самостоятельно строить предложения, связные между собой по смыслу в логической последовательности.


Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.

Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формирование личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, для развития которой необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

С развитием массового телевидения и электронных носителей читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора или у компьютера, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

У ребенка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками. Возрастает речевая активность: малыш не только задает вопросы сам и отвечает на поставленные вопросы взрослого но и охотно, и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.

Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей.

Связная речь характеризуется наличием четырех основных групп связей:

Логических – отнесенность речи к объективному миру и мышлению;

Функционально – стилевых – отнесенность речи к партнерам общения;

Психологических - отнесенность речи к сферам общения;

Грамматических – отнесенность речи к структуре языка.

Эти связи определяют соответствие высказывания объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с различными нормами речевого общения.

Речь считается связной, если для нее характерны:

Точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих по данному содержанию) ;

Логичность (последовательное изложение мыслей) ;

Ясность (понятность для окружающих) ;

Правильность, чистота, богатство (разнообразие) .

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом воздействие педагога зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. При этом педагогу надо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приемов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности.

Существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, со своими особенностями. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом.

На характер связного высказывания также влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.

На связную речь дошкольников влияют и русские народные сказки, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Главное - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию правил данной деятельности. Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, при обучении в школе, если он обучается этому в интересной форме под руководством взрослого.

www.maam.ru

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.

3. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.

4. Активизировать деятельность педагогов.

Повестка:

Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.

Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

Односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь) . Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач) , употребление не литературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

1. Аналитическая справка по итогам тематического «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: выявить состояние воспитательно - образовательной работы педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Тематический контроль был проведен по следующим направлениям:

1. Оценка планирования работы

2. Обследование уровня развития детей

3. Оценка профессиональных умений педагогов

5. Оценка форм взаимодействия с родителями.

2. Консультация «Развитие связной речи в дошкольном возрасте».

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Что означает термин «связная речь», каково значение связной речи, какие выделяют формы высказывания, каковы особенности развития связной речи в дошкольном возрасте, какие выделяют средства развития связной речи.

3. Консультация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Детский фольклор дает нам возможность не только на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, но и решать практически все задачи методики развития речи. Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи, он служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Что означает термин «фольклор», каково влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

4. Консультация «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина - это прием наглядного моделирования.

Что означает термин «наглядное моделирование», каковы цель и задачи метода «наглядное моделирование», актуальность использования метода «наглядное моделирование», что в себя включает данный метод.

5. Практическая часть. - Деловая игра.

Предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи.

Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

1. Игра «Ромашка» (каждая команда получает по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы)

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

Изложение прослушанного произведения (пересказ)

Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение)

Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение)

То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь)

Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

7. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

8. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образец)

2. Игра «Допиши две строчки»

Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

Словесное творчество выражается в разных формах:

В словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)

В сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок

В сочинение стихов

Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.

«Я пришёл сегодня в сад,

Очень Слава мне был рад.

Я ему принёс лошадку,

Ну а он мне дал лопатку»

«Наконец зима настала,

Подробней на сайте dohcolonoc.ru

при ознакомлении с окружающими;

в процессе труда;

во время праздников и развлечений;

во время не речевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.

Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является художественная литература.

Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников

Речь дошкольника развивается в стихийных условиях. Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию.

Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития мысли, и, в свою очередь, развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи детей, повышает их речевую культуру.

Весь процесс обучения, если он правильно организован и осуществляется в строгой системе, должен быть в то же время процессом развития логического мышления и речи дошкольников.

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Необходима система обогащения и развития речи детей.

Нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста

Как уже отмечалось выше, использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка- дошкольника.

Первоначально воспитатель должен начать с изучения роли художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Особенно следует подчеркнуть ее значение для формирования нравственных чувств и оценок, норм нравственного поведения, воспитания эстетического восприятия и эстетических чувств, поэтичности, музыкальности.

Чтобы полнее реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности и возможности восприятия этого вида искусства дошкольниками.

Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует тщательно изучить литературу, обратив внимание на такие вопросы:

– подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы;

– подача произведения детям;

– сочетание нескольких произведений на одном занятии;

– структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;

– беседы в связи с чтением;

– время и место чтения;

– техника художественного чтения и рассказывания.

При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем способствует ее развитию

На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:

– психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;

– приемы, используемые на занятиях;

индивидуальные особенности детей.

Необходимо наполнить эти положения содержанием, изучая соответствующую литературу. Важно представить себе структуру занятия и особенности методики заучивания стихов в зависимости от возраста детей

Игры и упражнения для развития связной речи.

«Исправь ошибку»

Цель:учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

«Сравни разных зверят»

Цель:учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.- Мишка большой, а мышка... (маленькая) . Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый) ? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая) ? Что любит Мишка… (мед, малину) , а мышка любит... (сыр, сухарики) . - Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие) . Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким) . А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий) . Аналогично можно сравнить и других животных - лису и зайца, волка и медведя. На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая) ; красный карандаш длинный, а синий... (короткий) , зеленая лента узкая, а белая... (широкая) ; одно дерево высокое, а другое... (низкое) ; волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные) . У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка - это... одежда; кукла, мяч - это игрушки; чашка, тарелка - это посуда) , развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки) , соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса - поезд) . Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет) ; дом строят, суп... (варят) ; мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева) . Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки) ;кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки) . На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула - ножка стола - ножка у гриба; ручка у сумки - ручка у зонтика - ручка у чашки; иголка швейная - иголка у ежа на спине - иголка у елки) .

«Разложи картинки»

Цель:выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.) . Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

«Кто что умеет делать»

Цель:подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2) . Например, кошка - мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака - лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

«Кто назовет больше действий»

Цель:подобрать глаголы, обозначающие действия.

Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.) За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

«Как сказать по-другому?»

Цель:заменять многозначные слова в словосочетаниях.

Скажи по-другому! Часы идут... (ходят) . Мальчик идет... (шагает) . Снег идет... (падает) . Поезд идет... (едет, мчится) . Весна идет... (наступает) . Пароход идет... (плывет) . Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла...

Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

Составление сказки «Приключения Маши в лесу»

Воспитатель спрашивает: «Зачем Маша пошла в лес? Зачем вообще ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней могло случиться? (Заблудилась, встретила кого-то.) Этот прием предотвращает появление одинаковых сюжетов и показывает детям возможные варианты его развития.

«Это правда или нет?»

Цель:находить неточности в стихотворном тексте.

Послушай стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Подробней nsportal.ru

Развитие связной речи у дошкольников

По мере взросления ребенка родители беспокоятся о развитии его творческого потенциала, мышления, логики и порой упускают такую не менее важную деталь, как развитие связной речи. Часто родители исходят из соображения, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно научатся связно излагать свои мысли.

Но это не так, ребенку нужно помогать устанавливать логические связи в собственной речи. Для этого существует масса упражнений, о которых мы расскажем в данной статье.

Что такое связная речь?

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.

В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Формирование связной речи у дошкольников

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

  • сказки;
  • дидактические игры;
  • театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

Игры на развитие связной речи

«Расскажи, какой?»

Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:

  • мяч – большой, резиновый красный, легкий;
  • огурец – длинный, зеленый, хрустящий.

Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

«Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

  1. Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
  2. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

«Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.

Например:

  • мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;
  • у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;
  • у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.

Упражнения по автоматизации звуков в связной речи

Если ребенок еще плохо выговаривает отдельные звуки, в рамках обучения детей связной речи можно заниматься и автоматизацией звуков.

В этом цикле упражнений, также как и в предыдущем, принцип состоит в изучении материала от простого к сложному.

Прежде, чем автоматизировать нужный звук у ребенка, его необходимо правильно научиться произносить изолировано от других. В этом помогут артикуляционные упражнения. Важно запомнить, что нельзя в рамках одного занятия обучать ребенка произношению звуков схожих друг с другом или относящихся к одной группе.

«Звонок»

Ребенку демонстрируются карточки с изображениями. Изображены должны быть предметы или животные, в названии которых содержится автоматизируемый звук. Если ребенок произносит звук правильно, то ему демонстрируется следующая карточка, а если неправильно, то взрослый звонит в колокольчик.

«Часы»

Ребенку дается задание произнести слово с автоматизируемым звуком столько раз, сколько показывает стрелка на часах.