РЕЧЕВАЯ КАРТА
на детей младшего школьного возраста
1. Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Класс, вид обучения______________________________________________________________________
4. Дата обследования_______________________________________________________________________
5. Успеваемость по русскому языку___________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _________________________________________________
7. Диагноз районной ПМПК_________________________________________________________________
I . Исследование сенсомоторного уровня речи.
1. Проверка состояния фонематического восприятия
1. ба - па - па - ба
2. ма - мя - мя - ма
3. ра - ла - ра ла - ра - ла
4. мо - но - мо но - мо - но
5. ца - са - ца са - ца - са
6. са - за - за - са
7. жа - ша - жа ша - жа - ша
8. са - ша - са ша - са - ша
2. Исследование артикуляционной моторики
губы в улыбке язык «иголочкой»
язык «лопаткой» «улыбка» - «трубочка»
«маятник» - язык высунут наружу и равно-мерно передвигается от одного уголка рта к другому;
Ребенок удерживает органы речи в нужном поло-жении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выпол-нить по 4-5 раз.
__________________________________________________________________________________________
3. Исследование звукопроизношения
С | СЬ | З | ЗЬ | Ц |
Ш | Ж | Ч | Щ | |
Л | ЛЬ | Р | РЬ | |
Б | П | В | Ф | Д |
Т | Г | К | Й |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова
снег | текст | |
стакан | танкист | |
картофель | космонавт термометр | |
пуговица | сковорода | Аквалангист Электричка разведчики |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II . Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений
Птичка свила гнездо.
В саду было много красных яблок.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Верификация предложений
Собака вышла в будку.
По морю плывут корабль.
У Нины большая яблоко.
Хорошо спится медведь под снегом.
Над большим деревом была глубокая яма.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Составление предложений из слов в начальной форме
мальчик, открывать, дверь
сидеть, синичка, на, ветка
груша, бабушка, внучка, давать
Витя, косить, трава, кролики, для
Петя, купить, шар, красный, мама
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Добавление предлогов в предложение
Лена наливает чай... чашки. Щенок спрятался... крыльцом.
Почки распустились... деревьях. Пес сидит... конуры.
Птенец выпал... гнезда.
Используется два вида по-мощи: 1 - стимулирующая, 2 - в виде вопроса к пропущенному предлогу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответить на вопросы по картинкам (предлоги)
_________________________________________________________________________________________
5. Образование существительных множественного числа в име-нительном и родительном падежах
один стол, а много - это... дом, а много чего? - …
стул - ... стол - …
окно - … стул - …
звезда - … окно - …
ухо - … звезда - …
ухо - …
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III . Исследование словаря и навыков словообразования
у кошки - котята, а у...
козы - свиньи -
собаки - лисы -
волка - коровы -
курицы - льва -
утки - овцы -
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 . Образование прилагательных от существительных
а) Относительных
кукла из бумаги - она бумажная. салат из моркови -
шляпка из соломы - суп из грибов - варенье из вишни -
кисель из клюквы - варенье из яблок - лист осины -
горка изо льда - варенье из сливы - лист дуба -
б) Качественных
если днем жара, то день - жаркий, а если…
мороз снег дождь солнце ветер
в) Притяжательных
у собаки лапа собачья, а у... кошки зайца белки
гнездо орла клюв птицы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматический строй речи
Словоизменение
Изменить существительные по падежам (И, Р, Д, В, Т, П)
Изменить прилагательные по родам (какой, какая, какое)
Изменение глагола по числам (летит-летят, растёт-растут, идёт-идут, играет-играют)
Изменить существительные женского, среднего и мужского рода по числам
Согласование существительных с числительными (Ж.р., М.р., С.р.)
Изменение глаголов по временам (что делает, что делала, что сделала, что будет делать)
Словообразование
Образовать новые глаголы с противоположным значением с помощью приставок
Завязывать, приклеить, Включить, задвинуть, уехать.
Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса (ключ,
пуговица, звезда, гриб, лист).
Подбор родственных слов
Дом_______________________________________________________________
Сад_______________________________________________________________
Ствол_____________________________________________________________
Свет______________________________________________________________
Образование названий детёнышей. (У лошади, Собаки, Коровы, Медведя, Волка, Курицы, Утки,
Овцы, белки, Кошки)
Словарь:
Имя существительное
Назвать части лица и части туловища (нога, рука, туловище, шея, голова, колено, локоть, пальцы,
волосы, уши).
Назвать обобщающим словом: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, звери,
животные, деревья
Назвать по картинкам близкие по значению слова, обозначающие предметы (поезд-вагон; лодка-
корабль).
Назвать профессии: врач, учитель, продавец, повар, шофер.
Глагол
Кто что делает (водитель, парикмахер, повар, художник, лётчик)
Кто как передвигается (Рыба, конь, собака, бабочка, змея.)
Назвать близкие по значению слова-действия (шьёт, вяжет, вышивает; варит, жарит, печёт)
Имя прилагательное
Подбор антонимов (Добрый, Высокий, Лёгкий, Хороший, Широкий, Длинный, Здоровый, толстый,
большой, сладкий).
Качественные прилагательные
Название форм (Круглый, квадратный, Треугольный, Овальный, Прямоугольный).
Название цвета (Белый, чёрный, Красный, синий, Зелёный, коричневый, Розовый, голубой,
Оранжевый, жёлтый).
Ответить на вопрос «Какой?» по картинкам (чайник, ёлка, туча, белка, ёжик)
Относительные прилагательные
Из чего? (Дерева, Бумаги, Соломы, Меха, Пуха, Кирпича, резины, стекла, железа, шерсти)
Притяжательные
Сумка тёти, Кофта бабушки, Газета Вовы, хвост лисы, Хвост зайца, Лапа медведя, Шерсть волка, игрушка Маши, стол папы, книга Веры.
Наречие
Как ползает черепаха? Как светит месяц? Как скачет конь?
Местоимение
Согласование сущ-х с местоимением (Мой, Моя, Мои, моё).
IV . Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (пять картинок).
2. Пересказ прослушанного текста
Горошины
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрыл-ся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V . Исследование навыков фонематического анализа, синтеза, представлений.
1. Сколько слов в предложении? 2. Сколько слогов в слове?
День был теплый. дом
Корова жуёт сочную траву. комар
Около дома росла высокая береза. карандаш
3. Определи наличие или отсутствие звука в слове? 4. Определи место звука в слове:
звук А в слове тюльпаны первый звук в слове крыша
звук Р в слове ракета последний звук в слове стакан.
звук Т в слове котенок третий звук в слове школа
5. Сколько звуков в слове? 6. Придумай слово
Рак сумка диктант из 5 зв., из 6 зв., из 5 букв и 4 зв.
7. Сколько гласных и согласных звуков в словах? 8. Составь слово из звуков.
Дом, кошка, самолёт. М а к с у м к а д м ы
9. Придумай слово с заданным звуком.
В К Р
Ребенку предлагается три попытки.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI . Исследование понимания логико-грамматических отношений
1. а) Покажи ключ, карандаш, б) Покажи карандашом ключ. в) Карандаш - ключом.
2. а) Нарисуй круг под квадратом, б) Квадрат - над кругом, в). Круг над квадратом.
3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной?
4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?
5. Сашу ударил Коля. Кто драчун?
6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?
7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V II . Обследование письменной речи
1. Обследование умения списывать с печатного (кодировать) и письменного (списывать) текста
__________________________________________________________________________________________
2. Записать под диктовку строчные и прописные буквы
__________________________________________________________________________________________
3. Диктант слогов
ас, лю, осе, мы, ри, але, яр, мя, бапо, дожу, лери, ащу, зню, кор, пла, глу, арк, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чти, чит, щус, хвы, айка, люс, крет, вач.
__________________________________________________________________________________________
4. Диктант слов различной структуры
Лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть. - куст, щука, улица, бант, аист, насмешка.
Уснет, грач, утки, чищу, шарф, крыльцо. - глазок, природа, сильный, пружина, убрал,
__________________________________________________________________________________________
5. Слуховой диктант
1 класс
Клен
У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зерна.
Кот
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.
Идет весна
Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайках зелёная трава. Журчат быстрые ручьи. Идёт весна
2 класс
Птицы
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.
3 класс
Ночь в лесу
Ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из чащи и побрёл к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы. Кругом тишина. Только лёгкий ветер качает вершины сосен. Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.
6. Обследование умения мыслить в письменной форме
Напиши о любимой игрушке (Является ли сочинение текстом, раскрыта ли тема, есть ли логическая последовательность, умеет ли заканчивать мысли, какие лексико-грамматические конструкции использовались, грамматические ошибки, наличие и характер специфических ошибок, аграмматизмы, богатство лексического материала, наличие стереотипных структур)
Чтение своего почерка
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI II . Обследование процесса чтения
Примерный речевой материал для чтения:
1. Слоги:
снег
мыло
герой
весна
ручьи
слезы
ягоды
радуга
сенокос
дежурный
коробка
жаворонок
фамилия
смородина
государство
республика
макулатура
первоклассница
экскаваторщик
метрополитен
предложение
3. Предложения:
Катя и Варя вышивают, дети играют дружно. Дима ловит сачком бабочку. Птицы улетают на юг. Осенью пожелтели листья на деревьях, побурела трава. Весна красна цветами, а осень - снопами. Весна дает цветы, а осень - плоды. Сегодня на уроке мы составляли коллективный рассказ об экскурсии в осенний лес.
4. Текст: Белочка и зайчик
Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик - морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик - под елкой. Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а эта была серая. Но летом они снова узнали друг друга.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта
(для школьного логопункта)
1. Фамилия, имя, возраст.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопункта).
Речевая карта
Фамилия, имя, отчество _________________________________________________
Класс_____________________________
Дата поступления в МС (к) ОУ школу-интернат № 11 __________________
Дата обследования _________________
Общие сведения
Дата рождения _________________________________________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________
Диагноз психоневролога _________________________________________________________
Диагноз отоларинголога __________________________________________________________
Данные окулиста ________________________________________________________________
Получал ли логопедическую помощь, где и продолжительность занятий ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о родителях:
Б) здоровье
Мать-____________________________________________________________________________
Отец-____________________________________________________________________________
В) образование, место работы
Мать-____________________________________________________________________________
Отец- ____________________________________________________________________________
Г) социальные условия: благоприятные, неблагоприятные.
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать голову (норма 2-3 месяца)___________________________________
Когда стал самостоятельно садиться (норма 5-6 месяцев)___________________________
Когда стал ходить (норма к концу первого года жизни)_____________________________
Речевой анамнез
Гуление (норма 2-3 месяца)____________________________________________________
Лепет (норма 5-6 месяцев)_____________________________________________________
Первые слова (норма к 1 году)__________________________________________________
Первые фразы (из 3 х слов) (норма к 2г.) _________________________________________
Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет___________________________
Вывод : анамнез не отягощенный, отягощенный.
Состояние общей моторики
Вывод: - в норме, без особенностей.
Особенности общей моторики:
качество выполнения движения: точные, плавные; хаотичные, прерывистые
последовательность выполнения движения: +, -
память на двигательную программу: +, -
умение воспроизводить координированные движения, особенности переключения с одного движения на другого ___________________________________________________
темп выполнения движения: нормальный, замедленный, ускоренный
повышение тонуса мышц всего тела: есть, нет
гиперкинезы: есть, нет
сопутствующие движения: нет, есть _________________________________
Состояние мелкой моторики
Вывод: - в норме, без особенностей.
Особенности мелкой моторики:
дифференцированность, координированность движений: +, -
трудности выполнения правой рукой, левой рукой;
трудности переноса позы справа налево: есть, нет
затруднения в пространственной ориентировке рук: есть, нет
явления зеркальности: есть, нет
ритмичность выполнения движения: +, -
длительность поиска поз: норма, длительный поиск позы
наличие способности синхронно выполнять движения обеими руками: +, -
трудности переключения: есть, нет
Состояние мимической мускулатуры
Вывод: - в норме, без особенностей.
Особенности мимической мускулатуры:
трудности переключаться с одной позы на другую: есть, нет
амплитуда движения: широкая, ограниченная
контроль за собственными действиями: +, -
Строение артикуляционного аппарата.
выраженные, сглаженные носогубные складки;
симметричные, несимметричные;
прикус: норма, прогения, прогнатия, передний открытый, боковой открытый, перекрестный прикус.
язык: норма, толстый, маленький, длинный, узкий.
твердое небо: норма, высокое, узкое, низкое, плоское.
уздечка: норма, отсутствует, укороченная, короткая, толстая, утолщенная.
зубы: норма, редкие, кривые, мелкие, кариозные, внечелюстные дуги.
мягкое небо: нормальное, укороченное, малоподвижное, расщелина маленького язычка, отсутствие его.
губы: норма, излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа.
Вывод : строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.
Двигательная функция артикуляционной моторики.
Вывод :
Темп выполнения: норма, замедленный, напряженный.
Качество выполнения: без ошибок, с ошибками:
длительный поиск позы, трудности переключаться с одной позы на другую, застревание на какой-то одной позе, неполный объем движения;
Синкинезии;
Гиперкинезы;
Тремор языка;
Цианоз языка, носогубного треугольника;
Девиация языка влево или вправо.
Просодическая сторона речи.
Темп: норма, быстрый,медленный, ускоренный, замедленный.
нормальный, громкий, тихий, крикливый, сиплый, назализованный, затухающий.
немодулированный, модулированный.
Разборчивость: речь ясная, смазанная.
Мелодико-интонационная окраска речи: выразительная, маловыразительная, монотонная.
Дыхание:
нормальное, прерывистое, шумное, поверхностное,
верхнее, нижне – диафрагмальное, грудное, смешанное
выдох продолжительный, плавный, укороченный, сильный, толчкообразный, короткий.
речь организует на выдохе, на вдохе.
Вывод : отклонений не имеет, сформирована с отклонениями, просодическая сторона речи нарушена.
Состояние звукопроизношения
изолированно | ||||||||||||||||||||||||
в слогах | ||||||||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||||||||
в тексте |
Вывод : произношение нормальное, искажение, отсутствие звука, замена, смешение.
Фонематические слух, восприятие.
Вывод: фонематические процессы в норме, сформированы недостаточно, не сформированы, нарушены.
Навыки звукового анализа и синтеза.
Вывод:
1) навыки звукового анализа соответствуют норме, сформированы недостаточно,
не сформированы.
2) навыки звукового синтеза соответствуют норме, сформированы недостаточно,
не сформированы.
Звуко-слоговая структура слова
Вывод : в норме, нарушена: а) элизии – усечение слога или слогов (сипед);
б) персеверации – застревание на отдельных слогах (мамамагазин);
в) перестановки слогов (маколо);
г) антиципации – уподобление одного слога другому (ядиди);
д) иттерации – добавление гласной (тырава);
е) контаминации– соединение элементов нескольких слов в одно слово (кабутка, белток).
Импрессивная речь.
Вывод : в норме, развита недостаточно, нарушена.
Экспрессивная речь.
Вывод:
I . Словарь:
соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, словарь ограничен обиходно-бытовыми рамками.
II . Обследование словообразовательных навыков
словообразовательные навыки соответствуют возрасту; сформированы не в полном объеме; не сформированы.
III . Грамматический строй
соответствует возрасту.
нарушен: наблюдаются аграмматизмы (нарушение в согласовании, управлении, примыкании)
не сформирован.
Связная речь
Вывод:
Рассказ соответствует ситуации; не соответствует ситуации;
Использование простых фраз из 2-3 слов. Развернутая фраза из 4-7 слов. Развернутая фраза с элементами лексико-грамматического и фонематического недоразвития.
Понимание текста: правильно передает смысл текста, допускает смысловые неточности, не понимает смысл.
Структурирование текста: умеет последовательно и точно строить пересказ (рассказ), последовательность событий пересказа (рассказа) нарушена.
Грамматика: правильное построение предложений, нарушение согласования, управления, примыкания при составлении предложений.
Плавность речи: пересказ самостоятельный, требуются подсказки педагога по ходу пересказа.
Заключение ПМПК __________________ района №_____ от /___________/
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта (для логопункта) – Приложение 1 .
В строчке напротив задания записываются ответы ребёнка. Затем ответы оцениваются в соответствии с указанными уровнями.
Критерии для определения уровня выполнения задания.
Высокий – Ответ даёт верный. Самостоятельно выполняет задание. Активен в общении, умеет слушать, строить общение с учетом ситуации, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли.
Достаточный – Ответ верный при стимулирующей помощи взрослого. Ошибки исправляет самостоятельно или после небольшой помощи взрослого.
Средний – Не более двух ошибок в каждой серии заданий, которые исправляются после помощи стимулирующего характера. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Умение пользоваться ранее приобретёнными знаниями сформировано недостаточно.
Критический – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
Недопустимый – Затрудняется в понимании задания. Ответ дан неверно.
Результаты логопедического обследования отображаются в диаграмме (Приложение 2 ). Диаграмма позволяет дать полное и точное заключение состояния речи ребёнка, подойти системно к анализу нарушения, определить относительно сохранные функции и процессы. Это позволяет логопеду выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.
Список литературы:
- Боровцова Л.А. «Документация учителя-логопеда ДОУ» методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2003.
- Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Речевая карта учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма
1. Формальные данные.
фамилия, имя__________________________________ школа, класс______________________
2. История речевого развития.
время проявления первых слов, фраз_______________________________________________
как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему)____________________
_
3. Слух и зрение.
состояние слуха; хорошо слышит, тугоухость, слышит ли шепотную речь. С какого времени тугоухость_______________________________________________________________________
хорошо ли видит, ослабленное зрение. С какого времени?_____________________________
хорошо ли видит линейки?___________________
4. История обучения чтения и письму_______________________________________________
с какого времени начал обучаться грамоте?__________________________________________
какие трудности встречались при обучении грамоте?__________________________________
оставался ли на второй год и в каком классе?_________________________________________
5. Понимание речи.
полное, неполное понимание отдельных слов, фраз____________________________________
может выполнить поручение, выраженное фразой в три-пять слов_______________________
6. Устная речь ребенка.
словарь (богатый, бедный) и структура слова (постановка звуков и слогов, сокращение слов, недоканчивание их) _____________________________________________________________
грамматический строй ___________________________________________________________
Фонематическая сторона речи______________________________________________________
Темп быстрый, медленный_________________________________________________________
Произношение (речь ясная, смазанная, косноязычная)_________________________________
Какие звуки отсутствуют, как заменяются?___________________________________________
Какие звуки смешивает?__________________________________________________________
7. Фонематический слух.
умеет ли разделить предложение на отдельные слова? Умеет ли разделить слог и слова разной трудности на звуки?________________________________________________________
правильно ли произносит оппозиционные звуки в словах и слогах?_______________________
8. Чтение.
беглое, слоговое, побуквенное чтение_______________________________________________
правильное, неправильное по догадке______________________________________________
в каких словах затрудняется и в каких делает ошибки?________________________________
зеркальное чтение_______________________________________________________________
понимание прочитанного__________________________________________________________
9. Письмо.
знает ли написание всех букв (строчных, заглавных)?__________________________________
какие буквы смешивает при написании с какими?_____________________________________
умеет ли списывать без ошибок, понимает ли списанное?_______________________________
может ли писать самостоятельно только отдельные слова или фразы под диктовку с предварительным звуковым анализом и без него?_____________________________________
какие делает ошибки (пропуски букв, слогов, перестановка слогов, недописывание слов, искажение слов, замена букв)?____________________________________________________
10. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность)_________
_______________________________________________________________________________
Логопедические заключение ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ
Анкетные данные
Фамилия, имя___________________________________________________________________
(Для школьника: № школы, класс)
Логопедическое заключение __________________________________________________________
Сведения о семье
Мать___________________________________________________________________________
Отец___________________________________________________________________________
Наследственные заболевания _________________________________________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________________
Развитие речи
Время появления гуления_____________________________________________________________
лепета_________________________________________________________________________
первых слов ____________________________________________________________________
фразы _________________________________________________________________________
Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.)_____________________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнооб-разное) _____________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года________________________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи__________________________________
Бывают ли периоды плавной речи___________________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено _______________________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
в семье ________________________________________________________________________
в общении со сверстниками________________________________________________________
в незнакомой обстановке__________________________________________________________
(Для школьников: как шло усвоение школьного материала ____________________________
влияет ли заикание на успеваемость в школе ________________________________________
Отношение ребенка к заиканию____________________________________________________
Есть ли страх речи _______________________________________________________________
Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка _____________________________________
Занятия с логопедом: где — когда__________________________________________________
по какой методике_______________________________________________________________
Как долго занимался_____________________________________________________________
Результат ______________________________________________________________________
Причина рецидива _______________________________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, пове-дения, общительности и взаимоотношений ребенка с други-ми людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)______
_______________________________________________________________________________
Данные объективного обследования Состояние слуховой функции
1. Слуховое внимание___________________________________________________________
2. Восприятие речи _______________________________________________________________
Состояние моторных функций Общая моторика
1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой)________________
2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.)___________________________
(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)
Мелкая моторика
1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________________
2. Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)______________________________________________________________________
3. Манипуляции с мелкими предметами______________________________________________
Конструктивный праксис __________________________________________________________
Навыки работы с карандашом, ручкой ______________________________________________
4. Для школьников: состояние графомоторных навыков _______________________________
5. Наличие леворукости __________________________________________________________
Мимика и артикуляторная моторика
1. Мимические движения__________________________________________________________
(особенности мимики при речи ____________________________________________________)
2. Одиночные движения и серии движений органов артику-ляции ________________________
Строение органов артикуляционного аппарата________________________________________ Состояние импрессивной речи _____________________________________________________
1. Пассивный словарь_____________________________________________________________
2. Понимание логико-грамматических конструкций ___________________________________
Состояние экспрессивной речи
1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов _______________________________
2. Активный словарь______________________________________________________________
3. Грамматический строй речи _____________________________________________________
Состояние фонематических функций
1. Фонематическая дифференциация ________________________________________________
2. Фонематический анализ_________________________________________________________
3. Фонематический синтез_________________________________________________________
4. Фонематические представления __________________________________________________
Состояние дыхательной функции
Тип дыхания____________________________________________________________________
Ритмичность дыхания ____________________________________________________________
Характер вдоха при речи__________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха _______________________________________________
Состояние просодических компонентов речи
1. Темп речи____________________________________________________________________
Ритм речи ______________________________________________________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого выска-зывания ____________________
Высота _________________________________________________________________________
Тембр _________________________________________________________________________
Особенности модуляций _____________________________________________________________
3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) ____________________
4. Внятность речи ________________________________________________________________
Логопедическое заключение
Степень тяжести заикания________________________________________________________
Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания___________________________
Степень фиксированности на заикании______________________________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка ________________________________
Другие нарушения устной и письменной речи ________________________________________
Перспективный план коррекционной работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА ученика _______класса
_______________________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата
Подвижность, переключаемость____________________________________________________
губы______(норма, толстые, тонкие, асимметрические, укороченные, малоподвижные, парез)
зубы________________________________(мелкие, крупные, лишние, недостающие, норма)
язык__________(норма, большой, мясистый, длинный, узкий, малоподвижный, парез, тремор)
небо__________________________________________(высокое, норма, узкое, очень низкое)
челюсти__________________________________________---------------------___________(прогнатия, прогения)
прикус_________________________________________(норма, открытый, передний, боковой)
подъязычная уздечка_____________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи Темп и плавность речи _______________(быстрая, замедленная, прерывистая, с запинкой, норма)
Тип физиологического дыхания ___________________________________________________
объем, продолжительность, плавность речевого выдоха________________________________
Состояние моторной сферы
— Общая моторика:
естественные движения ___________________________________________________________
выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)__________________________________
Ручная моторика:
кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)__________________________
кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________
— Артикуляционная моторика:
движения нижней челюсти ________________________________________________________
движения губ____________________________________________________________________
движения языка________________________________________________________________
Работа мышц лицевой мускулатуры ________________________________________________
Звукопроизношение
Звуки | Характер произношения звуков |
||
изолированно | в словах | во фразах |
|
[б]-[п]-[м] | |||
[в]-[ф] | |||
[ д ] - [к]-[н] | |||
[г]-[к]-[н] | |||
[С] [С"] | |||
[л" ] [л] | |||
[Р"] [Р] |
Состояние фонематических функций:
а) Способность к фонематическому анализу:
выделение ударного гласного в начале слова ________________________________________
выделение звука из слова _________________________________________________________
определение первого, последнего звука в слове ______________________________________
определение последовательности и количества звуков в слове __________________________
составление слова из последовательно названных звуков______________________________
б) Дифференциация звуков:
слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в про-изношении ____________________
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произ-ношении ______________________
слухо-произносительная дифференциация звуков ____________________________________
в) Фонематические представления:
нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук __________________________
подбор слов с заданным звуком ___________________________________________________
Состояние слоговой структуры слова______________________________________
Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструк-ции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п.;
б) понимание обобщающих слов: выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий:
— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);
— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за («Положи мячик и коробку, на стол, под стол» и т. п.).
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов суще-ствительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ло-жечка, мяч — мячик, кукла — куколка).
Окружающие предметы___________________________________________________________
Действие предметов_____________________________________________________________
Форма___________________величина__________________________цвет_________________
Классификация: части тела _____________________________; детеныши __________________________; кто где живет __________________; кто что ест _____________________; игрушки, мебель, транспорт;
Название предмета по описанию: которым расчесываются _______________________; вытирают лицо _____________;
Глагольный словарь в целом: ____________________________________________________
Подбор антонимов: чистый_______________высокий______________________________;
широкий____________________________тонкий__________________________________;
синонимов: чумазый_________________________дряхлая____________________________;
у ежа иголки ___________________________;
Исследование грамматического строя речи
1. Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений) _______________________________________________________________________________
2. Словоизменение (употребление предложно-падежных конструкций, согласование сущ. и прилагат. в роде и числе, дифференциация ед. и мн. числа, дифференциация глаг. соверш. и несоверш. вида, согласование сущ. и глаг. прошедшего времени в лице и роде)_________
_______________________________________________________________________________
3. Словообразование (образование названий женского рода, названий детенышей животных, образование прилаг. от сущ.)________________________________________
Состояние связной речи __________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Коммуникативность, отношение к своему дефекту ________________________________;
Интеллект: 4-й лишний ___________, нелепица ____________; запомни слово ____________; внимание ___________; организованность ______________; эмоц. сфера __;
Оценка навыка чтения
(скорость, побуквенное, слоговое, плавное, целыми словами, беглое, по догадке, выразительное)__________________________________________________________________
Оценка навыка письма
Графомоторные функции __________________, специфические ошибки (приложить образцы списывания, диктанта, сочинения)_________________________________________________
Логопедическое заключение_________________________________________________
Перспективный план коррекционной работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________