Формула Зайцевой:

Суточный объем молока = 2% массы тела при рождении * день жизни.

Например, 3-х -дневный ребенок с массой тела при рождении 3500 г должен получить за сутки 2% * 3500 * 3 = 210 мл

Формула Шабалова:

= 3 мл * день жизни * масса тела при рождении (в кг).

Например, 3-х-дневный ребенок с массой тела 3500 г высасывает за одно кормление:

3 мл * 3 (день) * 3,5 кг = 31,5 мл

Объемный метод:

Объем молока на одно кормление можно рассчитать по формуле:

10 мл *день жизни

Например, ребенок в возрасте 3-х дней может высосать 10 мл * 3 дня = 30 мл.

Расчет питания для недоношенного новорожденного ребенка (на первые 10 дней жизни)

Формула Роммеля:

Суточное количество молока = (10 + день жизни) * масса в граммах: 100.

Например, 3-х - дневный ребенок с массой тела2000 г должен получить за сутки

(10 + 3)*2000: 100 = 260 мл.

После 10 дня жизни суточный объем питания для новорожденного равен 1/5 массы тела (объемный метод).

Например, ребенок в возрасте 18 дней с массой тела 4000 г за сутки получит 800 мл (110 -120 мл на одно кормление).

Ежедневный туалет новорожденного

Ежедневно необходимо:

Умывать лицо и руки ребенка кипяченой водой, руки следует мыть с детским мылом;

Осторожно прочищать с помощью сухих ватных жгутиков носовые ходы (ежедневно),

наружные слуховые проходы (не чаще одного раза в неделю);

Глаза протирать ваткой, смоченной кипяченой водой, в направлении от наружного угла

к внутреннему (каждый глаз отдельной ваткой). Нельзя закапывать в глаза ребенку

грудное молоко!

Полость рта обрабатывать не следует;

Кожные складки необходимо обрабатывать специальными детскими кремами, маслами

и присыпками. На ночь целесообразно нанести на область паховых и ягодичных скла-

док «детский крем под подгузник», содержащий окись цинка и пантенол, который создает

защитный слой на поверхности кожи, действующий в течение 12 часов.

Туалет пупочной ранки проводится 1% раствором бриллиантового зеленого с помощью

глазной пипетки 2 раза в день до 10-го дня и 1 раз в день до 1 месяца.

III. Примеры ситуационных задач приведены выше.

IV. Задания для самоконтроля.

Решите ситуационные задачи

1. Произведите расчет суточного и разового объема питания с помощью известных Вам формул для доношенного ребенка с массой тела 4000 г в возрасте 4 дней; 6 дней, 10 дней.

2. Произведите расчет суточного и разового объема питания с помощью известных Вам формул для недоношенного ребенка с массой тела 1800 г в возрасте 4 дней; 6 дней, 10 дней.


I. Тесты

1. Минимальная масса тела доношенного новорожденного составля­ет (в граммах)

а) 2000 б) 2500 в) 3000 г) 3500

2. Минимальная длина тела доношенного новорожденного состав­ляет (в см)

а) 45 б) 47 в) 50 г) 55

3. Пуповинный остаток отделяется у доношенного новорожден­ного на сроке (день жизни)

а) 2 б) 3 в) 4-5 г) 6-7

4. Для профилактики офтальмобленнореи применяется раствор

а) фурацилина б) хлорида натрия в) сулъфацил-натрия г) полиглюкин

5. Режим кормления новорожденного ребенка:

а) 7 раз через 3 часа б) 6 раз через 35 часа в) 5 раз через 4 часа г) 3 раза в день

6. Физиологическое снижение массы тела новорожденного составляет
а) до 10% б) до 20% в) до 30% г) до 40%

7. Половой криз у новорожденного проявляется

а) повышением температуры тела

б) увеличением массы тела

в) увеличением грудных желез

г) снижением температуры тела

8. Сроки появления физиологической желтухи новорожденного

а) сразу после рождения б) на 2-3 день в) на 5 день г) на 7 день жизни

9. Интенсивность физиологической желтухи в динамике

а) нарастает б) уменьшается

10. Состояние новорожденного при физиологической желтухе

а) ухудшается б) не изменяется

11. Для профилактики опрелостей складки кожи новорожден­ного обрабатывают

а) стерильным растительным маслом б) физиологическим раствором

в) раствором фурациллина) г) раствором полиглюкина

12. Пупочную ранку у новорожденного обрабатывают раство­ром

а) 2% бикарбоната натрия б) 1% бриллиантового зеленого в) 5% йода

г) 5% хлорида натрия

Эталон ответов к заданиям тестового контроля

1б, 2 б, 3 в, 4 в, 5 а, 6 а, 7в, 8 б, 9 б, 10 б. 11 а 12 б

Объем молока, съедаемый ребенком, зависит от особенностей развития, возраста и состояния здоровья. Чаще всего по этому поводу переживают мамы малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Ведь при кормлении они могут четко контролировать количество смеси, которое высасывает ребенок, и в случае чего забить тревогу. С правильно организованным грудным вскармливанием дела обстоят сложнее – ребенок сам регулирует количество молока, в котором он нуждается и определить объем съеденного грудного молока, уже не так просто. Тем не мене, и в том и в другом случае ребенок должен потреблять объем пищи, который соответствует нормам, выведенным на основе многолетних наблюдений и опыте врачей педиатров, чтобы обеспечить потребности своего организма.

Средние возрастные нормы молока или смеси

Во время первых прикладываний к груди ребенок съедает очень немного. Дело в том, что некоторое время после родов у женщины выделяется не молоко, а молозиво, которое обладает высокой калорийностью. Даже нескольких капель его хватает, чтобы малыш наелся. Проходит несколько дней и молозиво превращается в молоко. В это время важно не терять время и наладить грудное вскармливание правильно, чтобы на длительное время ребенок был обеспечен грудным молоком. Но не всегда и не у всех это получается без проблем и по ряду причин молока может не хватать. Под нехваткой грудного молока понимается его количество ниже нормы, которая устанавливается с учетом общих и индивидуальных особенностей ребенка.

Нормы за одно кормление для детей до 10 дней

В первый день новорожденный съедает за одно кормление 7-9 мл пищи. Чтобы рассчитать объем пищи, который должен съедать ребенок до 10 дней, надо взять возраст ребенка в днях и умножить его на 10. То есть в 3 дня за одно кормление ребенку положено высосать 30 мл молока или смеси.

Суточные нормы для детей до 1 года

Эти нормы, разработанные на основе объемного метода расчета, не учитывают индивидуальные особенности ребенка, которые необходимо также принимать во внимание. Так малышам с весом при рождении более 4 кг эта норма может оказаться недостаточной, а для маловесных детей слишком большой.

Возраст Суточный объем молока или смеси
7 дней - 2 месяца 600-950 (600-800)
2-4 месяца 800-1050 (800-900)
4-6 месяцев 900-1050 (900-1000)
6-8 месяцев 1000-1200 (1000-1100)
8-12 месяцев 1000-1200

Неким переходным вариантом между средними и индивидуальными нормами молока можно считать рекомендации, изложенные в таблице ниже.
Возраст Количество съеденного молока за одно кормление, мл Количество съеденного молока, в сутки
1 неделя 50-80 400 мл
2 недели 60-90 20% массы тела ребенка
1 месяц 100-110 600 мл
2 месяца 120-150 800 мл
3 месяца 150-180 1/6 массы тела ребенка
4 месяца 180-210 1/6 массы тела ребенка
5-6 месяцев 210-240 1/7 (800 мл -1000 мл)
7-12 месяцев 210-240 1/8 - 1/9 массы тела ребенка

Нормы для крупного при рождении ребенка и ребенка с высокими показателями физического развития

Возраст Объем смеси или грудного молока за сутки, мл
1 месяц 700-850
2 месяца 750-850
3 месяца 800-900
4 месяца 850-950
5 месяцев 900-1000
С 5 месяцев не более 1000-1100

Как рассчитать количество смеси или молока по весу ребенка

Определить в каком объеме молока нуждается конкретно ваш ребенок, помогут несложные расчеты, учитывающие помимо возраста такие индивидуальные особенности ребенка как вес, рост, состояние здоровья. Пользуясь ими для детей первых дней жизни, нужно помнить о том, что они могут давать завышенные результаты количества молока.

Детей первых 10 дней жизни

  1. Формула Финкельштейна в модификации А.Ф. Тура.
    Количество молока в сутки (мл) = День жизни ребёнка × 70 или 80, где
    70 –при массе тела менее 3200г,
    80 – при массе тела выше 3200г.
  2. Формула Н.Ф. Филатова в модификации Г.И. Зайцевой (считается наиболее оптимальной для расчета этой возрастной категории детей).
    Количество молока в сутки (мл) = 2% от массы тела × День жизни ребёнка.
  3. Формула Н.П. Шабалова.
    Количество молока на 1 кормление (мл) = 3,0 × День жизни ребёнка × масса тела (кг).

Для детей свыше 10 дней жизни

  1. Метод Рейхе.
    Количество молока в сутки (мл) = Масса тела (г) / рост ребенка (см) × 7.
  2. Метод расчета по Гейбенеру и Черни (объемный метод). Учитывает суточный объем молока или смеси без дополнительного питья.
  3. Способ подсчета калорий. Считается наиболее приемлемым для расчета питания детей возрастом свыше 10 дней и до первого введения прикорма.

Способ подсчета калорий предполагает, что в сутки ребенок должен потреблять на 1 кг массы тела определенное число калорий. Разные литературные источники содержат неодинаковую информацию на это счет. Максимальные значения содержатся в рекомендациях ВОЗ, которые также учитывают изменяющуюся с возрастом ребенка энергетическую ценность грудного молока.

Возраст ребенка в месяцах Суточная потребность ребёнка в энергии, ккал/кг (ВОЗ) Суточная потребность ребёнка в энергии, ккал/кг (Маслов М.С.)
0,5 124 120
1-2 116
2-3 109
3-4 103 115
4-5 99
5-6 96,5
6-7 95 110
7-8 94,5
8-9 95
9-10 99 100
10-11 100
11-12 104,5

Наиболее просто и легко пользоваться этим методом для расчета объема смеси, так как калорийность ее заранее указана на упаковке. С грудным молоком все сложнее. Состав и энергетическая ценность грудного молока непостоянны и меняются в течение всего периода По это причине применительно к грудному молоку этот метод носит более приблизительный характер. Но все-таки им можно воспользоваться, зная усредненную энергетическую ценность грудного молока, которая составляет 53-80 ккал/100 мл.

Пример

Допустим требуется объем смеси для ребенка в два месяца массой тела 4600 г при калорийности смеси 680 ккал/л.

Порядок расчета

  1. Подсчитываем количество калорий для ребенка в сутки, используя данные суточной потребности ребенка в калориях на 1 кг массы тела, к примеру, по Маслову В. С.:
    Количество ккал = Суточная потребность ребёнка в энергии, ккал/кг × Вес ребенка, кг.
    Количество ккал = 115 ккал/кг × 4,6 кг = 529 ккал.
  2. Подсчитываем объем смеси за сутки, необходимой ребенку:
    Объем смеси, мл = Количество ккал × 1000/калорийность 1 л смеси.
    Объем смеси, мл = 529 ккал × 1000/680 ккал = 780 мл

При использовании этого метода также необходимо учитывать соответствие веса ребенка его возрасту.

Вне зависимости от того, какими нормами вы воспользуетесь, помните, что малыш, которого маме пришлось докармливать или который питается исключительно детскими смесями, должен потреблять такой же объем питания, какой получает любой другой малыш, — находящийся на естественном грудном вскармливании.

Объем питания за сутки у детей первого года жизни не должен превышать 1000 мл, а у детей второго полугодия 1000-1100 мл.

Расчет питания для недоношенных детей

Питание недоношенного ребенка производится с учетом потребностей организма и возможностей пищеварительной системы, так как потребности в энергии очень высоки, а возможности пищеварения еще не достаточны.

Количество калорий на 1 кг массы тела для недоношенного ребенка в первые дни жизни представлены в таблице.

Возраст Количество ккал/1 кг массы тела
1 день не менее 30
2 день 40
3 день 50
7-8 дней 70-80
14 дней 120
1 месяц 130 (искусственная смесь) - 140 (грудное молоко)

Со второго месяца жизни детям, родившихся с весом более 1500 г, калорийность уменьшается на 5 ккал/кг/сут (по сравнению с первым месяцем жизни), а у детей родившихся с весом 1000-1500 г калорийность рациона поддерживается до 3 месяцев на том же уровне, что и на первом месяце жизни. Далее начинают снижать калорийность по 5-10 ккал/кг/массы тела с учетом состояния здоровья и самочувствия ребенка.
Увеличение количества питания у недоношенных детей должно производиться постепенно и осторожно. Если у ребенка ухудшилось состояние, то количество пищи необходимо уменьшить.
Кормления в первые 1,5-2 мес. производятся 7-10 раз/сут. На шести разовое питание переводят при достижении ребенком массы тела 3 кг. В 6-7 месяцев на ребенок будет готов перейти на 5 разовый режим питания.

Расчет питания для маловесных и больных детей (рекомендации ВОЗ)

Данные рекомендации касаются детей в первые 10 дней жизни. Под маловесными детьми подразумеваются дети, родившиеся с весом менее 2500 г. Сюда могут входить как недоношенные дети, так и дети просто маленькие для своего возраста.

Для таких детей объем молока на каждый кг массы тела должен сначала составлять 60 мл. Далее каждый день необходимо увеличивать общий объем молока на 20 мл на 1 кг веса, до того момента, пока ребенок не начнёт получать по 200 мл на 1 кг веса в сутки.

Под больными детьми понимаются дети, вес которых составляет свыше 2500 г и которые из-за болезни не могут кормиться грудью. Для таких детей количество молока должно составлять 150 мл на 1 кг массы тела в день.

Норма молока или смеси за одно кормление

Разовый объем смеси должен рассчитываться исходя из количества кормлений за сутки. Однако здесь мамы часто заходят в тупик, не зная, сколько кормлений считать нормой. Для этого можно обратиться к таблице, в которой количество кормлений дается с учетом возраста ребенка.

Средний объем молока или смеси за одно кормление в зависимости от возраста

Дети с массой тела около 1500 г и менее обычно плохо сосут грудь, при этом очень устают, и их целесообразно кормить из бутылочки или прикладывать к груди не каждое кормление. При появлении первых симптомов усталости (вялость, цианоз носогубного треугольника) следует отнять ребенка от груди и докормить из бутылочки.

Если масса тела ребенка при рождении составляет около 2000 г, то он обычно хорошо берет грудь и высасывает необходимое количество молока.

Число кормлений недоношенного ребенка определяется его массой, состоянием, степенью функциональной зрелости. Наиболее часто назначается 7-разовое кормление с 6-часовым ночным перерывом. Только при глубокой и заболеваниях ребенка количество приемов пищи может быть увеличено до 10. Когда масса тела недоношенного ребенка достигает 3000-3500 г, в возрасте 2-3 мес его можно переводить на 6-разовое питание. Последующая схема вскармливания мало чем отличается от физиологической схемы первого года жизни.

При определении количества пищи, необходимой недоношенному ребенку, обычно исходят из его индивидуальных особенностей, массы тела при рождении, общего состояния. Недоношенный обладает повышенной энергией роста по сравнению с доношенным, поэтому он нуждается в таком количестве пищи, которое удовлетворило бы его энергетические потребности. Вместе с тем выносливость к пище у недоношенных снижена в связи с функциональной незрелостью желудочно-кишечного тракта. Вместимость желудочно-кишечного тракта у таких детей мала, а пищеварительная активность соков значительно уменьшена. Все это требует очень точного и четкого определения количества пищи.

Обычно в первый день жизни недоношенный ребенок за одно кормление получает 5-10 мл молока, на второй день - 10-15 мл, на третий день - 15-20 мл. В течение последующих 10 дней объем пищи, необходимой для недоношенного ребенка, может быть ориентировочно рассчитан по формуле Роммеля:
V=n+10,
где V - количество молока в мл на каждые 100 г массы тела ребенка, a n - число дней жизни.

Например, если масса тела ребенка на 5-й день жизни составляет 2000 г, то количество пищи за сутки должно составлять (5+10)Х 20=300 мл. Тогда за одно кормление при 7-разовом питании ребенок должен получить 43 мл молока (300:7).

Однако при расчете питания по формуле Роммеля получаются несколько завышенные количества пищи. Поэтому более правильный метод - это расчет питания по калорийности, который в основном применяется в отечественной . Согласно этим рекомендациям, недоношенный ребенок в первые три дня жизни должен получать 30-60 ккал/кг массы тела, к 7-8-му дню жизни - 70-80 ккал/кг массы, к 10-14-му дню жизни- 100-120 ккал/кг массы, а в месячном возрасте- 135-140 ккал/кг массы тела. С 2-месячного возраста расчет по калорийности проводится с учетом массы тела при рождении. Детям, родившимся с массой более 1500 г, калорийность снижается до 130-135 ккал/кг массы тела. У детей, родившихся с массой 1000-1300 г, до 3-месячного возраста калорийность пищи должна составлять 140 ккал/кг массы тела, а в 4-5 мес- 130 ккал/кг массы тела. При этом учитываются общее состояние ребенка, способность его усваивать пищу, интенсивность нарастания массы и др.

Например, масса тела ребенка к 8-му дню жизни составляет 2300 г. В этом возрасте на 1 кг массы он должен получать 80 ккал, что составит 184 ккал в сутки. Это количество калорий содержится в 260 мл грудного молока, калорийность которого составляет 70 ккал в 100 мл. При семиразовом кормлении в каждый прием пищи ребенок должен получить в среднем 37 мл.

В первые дни жизни рассчитывают разовый объем пищи:

Vраз - в 1-й день - 5-10 мл;

во 2-й день - 10-15 мл;

в 3-й день - 15-20 мл.

С 4-го по 14-й день рассчитывают суточный объем молока по формуле Роммеля:

где h - число дней ребенка.

Количество кормлений зависит от общего состояния ребенка, но схематично составляет:

при I степени - 6-7 раз в сутки;

II степени - 8 раз в сутки;

III степени - 9 раз в сутки;

IV степени - 10 раз в сутки.

С 15-го дня V c ут. составляет:

при I-II степени - 1/5 от массы тела;

при III-IV степени - 1/7 от массы тела.

С 1-го месяца V сут. = 1/5 от массы тела (как и у доношенных новорожденных).

критерии перевода ребенка с I этапа на II и III этапы выхаживания.

Пребывание на I этапе составляет от 5-6 до 7-8дней, на II - от 1 недели до 1,5 месяцев.

Перевод в стационар (на 11-й этап) осуществляется:

в кувезе;

В сопровождении фельдшера (медсестры);

Через 2 часа после последнего кормления;

С подачей О 2 в кувез или из подушки (баллона);

Без тряски.

1. Дети с m p == 2001 г и более(т. е. со I степенью) могут

быть выписаны домой (на III этап) на 8-е сутки, если моменту выписки:

Их масса == 2300 и более г;

Имеются безусловные рефлексы;

Удерживается тепло;

(- относительно устойчивы дыхание и сердцебиение;

Проведена вакцинация.

2. Дети с m p == 2000-1501 г (т. е. со II степенью)

переводятся на II этап на 5-6-е сутки.

3. Дети с m p == 1500 г менее (т. е. с Ш и IV степенью)

переводятся на II этап на 7-8-е сутки (так как они менее транспортабельны).

Особенности выхаживания на III этапе.

1. С момента выписки наблюдение за ребенком врачом

и медсестрой осуществляется со следующей частотой:

1-й месяц - 1 раз в неделю;

2. Взвешивание проводится после выписки:

в 1-й месяц - 1 раз в неделю;

со 2-го месяца - 2 раза в месяц.

Остальные показатели - 2 раза в месяц.

3. Температура в комнате ребенка зависит от степени

недоношенности и определяется индивидуально, но в среднем составляет 22-24°С (не более 26°С).

4. Гигиеническая ванна разрешается после отпадения пуповины:

если I-П степень - на 12-14-й день жизни;

если III-IV степень - на 15-18-й день жизни и проводится через день.

Температура в ванной комнате должна соответствовать состоянию ребенка и составлять 24-26°С.Вода для ванны должна быть 1=38-39°С; длительность купания от 3-5 до 15 минут.

5. Массаж и гимнастика назначается с 2-3 месяцев жизни врачом.

6. Прогулки разрешаются:

В теплое время года - сразу после выписки, начиная с 15-20 минут;

В холодное время года - с 1-2 мес. (по назначению врача, в зависимости от состояния), если масса тела ребенка 2500 г и более; при температуре воздуха не ниже 0°С-(+1)°С, начиная с 5-10 минут.

Затем время прогулок удлиняется по назначению врача.

При правильном выхаживании дети достигают развития доношенных сверстников к 10-12 мес., при III-IV степени недоношенности - к 1,5-2 годам. Но эти дети в любом случае относятся к группе риска по развитию различных заболеваний.

Профилактика невынашивания новорожденных,

1. Предупреждение абортов.

2. Охрана здоровья девочек и девушек.

3. Раннее выявление и лечение заболеваний у женщин.

4. Борьба с вредными привычками у женщин.

5. Создание безопасных условий для женщин на производстве.

6. Ранняя постановка беременной на учет и лечение выявленных заболеваний.

7. Исключение контактов беременной с инфекционными больными.

8. Соблюдение беременной гигиенических требований по питанию, режиму и нагрузкам.

9. Создание благоприятных условий в семье.

10. Пропаганда планирования семьи.

· ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).

основной особенностью периода младенчества являются высокие темпы физического и нервно-психического развития на основе ускоренных процессов обмена веществ. Многом строение и функции основных систем организма сохраняют те же особенности, что были характерны для периода новорожденное:

1. Обильное кровоснабжение.

2.. Сниженные защитные функции.

3. Несовершенство регуляторных функций нервной и эндокринной систем.

Однако за одиннадцать месяцев происходят и значительные изменения в организме ребенка. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества

Нервная система интенсивно развивается, характерно активное образование новых условных рефлексов (на вазе имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться.

Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, спинного мозга - к 10 месяцам (к 3 годам масса мозга утраивается).

Масса мозга к году составляет 1/11-1/12 от массы тела.

В связи с развитием моторных функций, совершенствуется координация движений, а значит, развивается мозжечок.

Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3-месяцам (лишь несколько из них - к 4-6 месяцам).

У грудных детей сохраняется склонность к быстрой генерализации любой инфекции и к токсическим поражениям головного мозга.

За период младенчества ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии.

· Нервно-психическое развитие детей

Го года жизни

1. Основные критерии (линии) развития.

Аз - анализатор зрительный.

Ас- анализатор слуховой.

Э- эмоции.

До- движения общие.

Др- движения руки.

Ра- речь активная.

Н -навыки.

Рп - речевые понимания.

Ср - сенсорика.

И - игра и действия с предметом.

Д - движения.

НПР - нервно-психическое развитие.

2. Формулы НПР детей 1-го года жизни.

1 мес. Аз Ас До Э Ра.

2 мес. Ас Аз До Э Ра.

3 мес. Аз До Э Др.

4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.

5 мес. Аз Ас Др Ра Н Э До.

6 мес. Ас Др До Ра Н.

7 мес. Др До РпРа Н.

8 мес. Э Др До Р Рп Ра Н.

9 мес. Э Ас Др До Рп Ра Н.

10 мес. Э Др До Рп Ра Н.

11 мес. Э Др До Рп Ра Н.

12 мес. Э Аз Др До Рп Ра Н.

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка

Новорожденный

Месяц

Аз - плавное прослеживание движущегося предмета.

Ас -длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).

Э - первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

До - лежа на животе, пытается поднять и удержать (до 5 с).

Ра - издает отдельные звуки в ответ на разговор с

Месяца

Аз - длительное зрительное сосредоточение; смотрит на лицо взрослого, привлекший внимание предмет, следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Ас - ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.

Э - быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке.

До - лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 с).

Ра - повторно произносит отдельные звуки.

Месяца

Аз - зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке).

Э - отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Др - случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

До - лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).

Месяца

Аз - узнает мать или близкого человека (радуется).

Ас - поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и

находит его глазами.

Э - во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется на эмоциональное речевое общение.

Др - рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над

грудью игрушки.

До - удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Ра - гулит.

Н - во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Месяцев

Аз - отличает близких людей от чужих.

близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию.

Э - радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.

Др - берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.

До - долго лежит на животе, подняв корпус и, опираясь на ладони

выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Ра - подолгу, певуче гулит.

Н - ест с ложки полугустую кашу.

Месяцев

Ас - по-разному реагирует на свое и чужое имя.

Др - уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу

ими занимается, перекладывая из одной руки в другую.

До - переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя

руки или немного подползая.

Ра - произносит отдельные слоги.

Н - ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.

Месяцев

Др - стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.

До - хорошо ползает (много,быстро).

Рп - на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте.

Ра - подолгу лепечет.

Н - пьет из чашки, которую держит взрослый.

Месяцев

Э - смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Др - игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит, вынимает), подражает взрослому.

До - сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).

Ра - громко, четко, повторно произносит различные слоги.

Н - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Месяцев

Ас - плясовые движения под мелодию.

Э - догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает

действиям другого ребенка.

Др - действует с предметами по-разному, в зависимости

отих свойств (катает, нажимает, вынимает).

До - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.

Ра - подражает взрослому, повторяя за ним слоги

Н - хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания горшок).

10 месяцев

Э - действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Др - самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер.

До - входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.

Рп - по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню-догоню», «сорока-ворона».

Ра - подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете.

11 месяцев

Э - радуется приходу детей, избирательное отношение к детям.

Др - накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиямина стержень.

До - стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги,

Рп - по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т. д.; находит и

дает любую куклу, мяч, которые видит среди игрушек.

Н - закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

Месяцев

Аз - узнает на фотографии знакомого взрослого.

Э - протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Др - катает, водит, кормит, баюкает.

До -- ходит самостоятельно.

Рп - понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых.

Ра - произносит 5--10 облегченных слов.

Н - самостоятельно пьет из чашки.

Кожа и ее придатки также развиваются и совершенствуются. С 1-го месяца появляются потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям (т. е. к 1-2 мес.) пушковые волосы заменяются на более жесткие; улучшаются функции кожи.

К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.

В связи с сохранением относительной неустойчивости терморегуляции, ребенок (как и новорожденный) легко перегревается и переохлаждается. Следовательно, сохраняются правила личной гигиены ребенка и требования к одежде и белью, как и у новорожденного ребенка.

С 6 месяцев гигиеническую ванну можно проводить через день (кроме летнего периода).

В связи с активным ростом скелета витамина Д, образующегося в коже ребенка, становится недостаточно для роста костей. Поэтому всем детям, находящимся на грудном вскармливании, с 4 недель в осенне-зимний период назначается профилактическая доза витамина Д - 500 МЕ в сутки.

Костно-мышечная система интенсивно развивается.

Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отличается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Мелкая моторика (кисти стопы) развивается значительно медленнее.

К 3 месяцам исчезает гипертонус мышц. Большой родничок сохраняется практически в течение всего 1-го года жизни и закрывается к 12-16 месяцам.

Формируются изгибы позвоночника:

- к 2 месяцам , когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (из гиб кпереди в саггитальной плоскости);

- к 6 месяцам , когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади саггитальной плоскости);

- к 12 месяцам , когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке

Медиальные резцы - в 6-9 мес.;

Латеральные резцы - в 9-12 мес.;

Первые коренные - в 12-15 мес.;

Клыки - в16-20 мес.;

вторые коренные - в 21-24 мес.

К 1 году в среднем должно быть 8 зубов, что соответствует формуле КЗ == п - 4, где в - число месяцев до 24.

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам (24 месяцам).

Костная ткань отличается преобладанием органических веществ, поэтому сохраняется риск развития деформации костей.

Дыхательная система совершенствуется, формируются новые альвеолы, развиваютсяих основные функции.

ЧДД составляет: к 6 месяцам - 35-40 в мин., к 12 месяцам - 30-35 в мин.

Тип дыхания: смешанный.

Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.

Ребра, в связи с прямохождением, несколько изгибаются и располагаются более косо, чем у новорожденных; диафрагма опускается книзу.

Сохраняется относительная узость дыхательных путей, сухость и ранимость слизистой оболочки, поэтому велик риск развития острых инфекций дыхательных путей. В связи с наличием грудного вскармливания и ограниченностью контактов ребенка, этот риск реализуется относительно редко.

Для нормального газообмена в легких ребенку необходимо длительное пребывание на свежем воздухе.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, совершенствуется, укрепляется миокард и эндокард. К 1 году сердце, в связи с переходом к вертикальному положению, располагается более вертикально и прилегает ближе к грудной клетке.

Вес сердца - 50 г.

ЧСС - 120-125 в минуту.

АД max =80 мм рт. ст.

V кровообращения - 13 с.

В связи с обильным кровоснабжением и слабым развитием соединительной ткани в сердечной мышце, у грудных детей сохраняется склонность к генерализованных (а не локальным) поражениям миокарда.

Пищеварительная система увеличивается в размерах, совершенствуется функционально.

Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и 2-м полугодии жизни срыгивание обычно не наблюдали.

Повышается активность пищеварительных ферментов. С 4-5 мес., вследствие раздражения тройничного нерва

Прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 мес. ребенку можно вводить первый прикорм.

В связи с недостаточной выработкой факторов защиты желудочно-кишечного тракта и относительно низкой активностью ферментов у детей грудного возраста легко развиваются как функциональные, так и органические

поражения пищеварительной системы (диспепсия, гипотрофия, гастрит, энтероколит и т. д.).

Мочевыделительная система развивается, образуются новые нефроны, совершенствуются основные функции почек. Однако почка остается незрелой и уязвимой как по отношению к инфекциям, так и по отношению к нарушениям водно-соляного обмена.

Объем одной порции мочи в среднем составляет:

до 6 мес. - 30 мл,

от 6 до 12 мес. - 60 мл.

Частота мочеиспусканий:

до 6 мес. - 15-20 раз в сутки,

от 6 до 12 мес. - 10-15 раз в сутки.

Суточный объем мочи в год составляет в среднем 600 мл, а ее относительная плотность равна 1006-1010 ед.

Рефлекс на произвольное мочеиспускание начинают

формировать с 3 месяцев (в часы наибольшей вероятности мочеиспускания ребенка надо подержать над горшком). С 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, его высаживают на горшок.

При этом горшок должен быть:

Пластмассовым (т. е. теплым);

Соответствовать размеру ягодиц ребенка;

Яркого цвета или в виде игрушки;

Легко мыться и обрабатываться дезинфектантами.

К сожалению, запрашиваемая вами страница не найдена.

«Я не знаю лучшего лекарства от астмы…» Николас Калпепер, 1653 Жимолость вьющаяся (L. periclymenum) некогда широко применялась в Европе для лечения бронхиальной астмы, расстройств мочевыделения и при родах. Плиний рекомендует добавлять ее в вино при болезнях селезенки. На основе настоя из цветков жимолости вьющейся (L. periclymenum) традиционно делают сироп, который принимают как отхаркивающее при сильном кашле […]

К середине лета расцветает кипрей, покрывая розоватым ковром большие площади лесных гарей и вырубок. Цветки и листья заготавливают во время цветения, су­шат в тени и хранят в плотно закрытых банках, коробках. Кипрей узколистный, иван-чай или копорский чай — известное травянистое растение с раскидистой кистью розовых цветков. Это одно из немногих дико­растущих растений, у которо­го используются в пищу […]

«Это одна из самых удивительных трав от ран, высокоценимая и дорогая, применяемая как снадобье внутреннее и наружное». Николас Калпепер, 1653 Свое русское название трава получила из-за фестончатых листьев, напоминающих отделку средневековых платьев, а ее латинское название происходит от слова «алхимия», что указывает на чудодейственные свойства растения. Собирают траву во время цветения. Характер: прохладный, сухой; вкус […]

«Природа этого растения так удивительна, что одно его прикосновение останавливает кровотечение». Плиний, 77 г. н.э. Хвощ — ботанический реликт, близкий деревьям, которые росли на Земле 270 млн. лет назад, в каменноугольный период. В СССР произрастало 15 видов хвощей. Наибольший практический интерес представляет хвощ полевой (Е. arvense). Хвощ полевой (Е. arvense) — многолетнее споровое травянистое растение […]

Растение эфедра (Ма Хуанг, по-китайски) содержит алкалоиды — эфедрин, норэфедрин и псевдоэфедрин. Алкалоидов от 0,5 до 3%. В эфедре хвощевой и эфедре рослой больше эфедрина, а в эфедре средней — псевдоэфедрина. В осенние и зимние месяцы содержание алкалоидов максимальное. Кроме алкалоидов в эфедре до 10% дубильных веществ и эфирные масла.

Эфедрин, норэфедрин и псевдоэфедрин похожи на адреналин — стимулируют альфа- и бета-адренорецепторы.

Эта книга предназначена для начинающих любителей-женьшеневодов, выращивающих растение на приусадебных участках, и женьшеневодов, которые впервые приступают к работе на промышленных плантациях. Опыт выращивания и все рекомендации даны с учетом климатических особенностей Нечерноземья. Готовясь описать свой опыт выращивания женьшеня, я долго думал над тем, с чего начать изложение накопленных сведений, и пришел к выводу, что есть смысл кратко и последовательно рассказать о всем пройденном мной пути женьшеневода, чтобы читатель смог взвесить свои силы и возможности в этом трудоемком деле.

Доктор Попов о народных средствах против болезни Крона и неспецифического язвенного колита (НЯК): Хронический колит вылечить очень просто, если утром натощак принимать чайную ложку семян подорожника, а вечером чайную ложку семян конского щавеля.

Пришло время избавиться от кровоточивости десен и укрепить десны. Весной растет уникальная трава, которая называется свербига. Если поесть ее хотя бы неделю, кровоточивость десен пройдет у Вас навсегда.

Потеют ноги! Ужас! Что делать? А выход очень прост. Все рецепты, которые мы даем, проверены прежде всего на себе и имеют 100% гарантию эффективности. Итак, избавляемся от потливости ног.

В истории из жизни больного гораздо больше полезного, чем во всех энциклопедиях мира. Людям нужен Ваш опыт — «сын ошибок трудных». Всех прошу, присылайте рецепты, не жалейте совета, они для больного — луч света!

О лечебном свойстве тыквы Вросший ноготь Мне 73 года. Болячки появляются такие, о каких даже не знала, что они существуют. Например, на большом пальце ноги вдруг стал врастать ноготь. Боль не давала мне ходить. Предлагали операцию. В «ЗОЖ» я прочитала о мази из тыквы. Очистила от семян мякоть, приложила к ногтю и полиэтиленом забинтовала, чтобы сок […]

Грибок на ногах Грибок на ногах В таз налейте горячую воду (чем горячее, тем лучше) и потрите мочалкой в воде хозяйственное мыло. Подержите в ней ноги 10-15 минут, чтобы как следует их распарить. Потом почистите подошвы и пятки пемзой, обязательно подстригите ногти. Вытрите ноги насухо, высушите и смажьте их питательным кремом. Теперь возьмите аптечный березовый […]

15 лет нога не беспокоит Натоптыш на ноге Долгое время меня беспокоил натоптыш на левой ступне. Я вылечила его за 7 ночей, избавилась от боли и стала нормально ходить. Надо кусочек черной редьки натереть на терке, кашицу выложить на тряпочку, крепко привязать к больному месту, обернуть целлофаном и надеть носок. Компресс желательно делать на ночь. Мне […]

Молодой доктор прописал рецепт своей бабушки Подагра, шпоры пяточные Посылаю вам рецепт лечения пяточной шпоры и шишек возле большого пальца ноги. Его мне дал молодой врач лет 15 назад. Он сказал: «Больничный лист по этому поводу я выписать не могу, не положено. Но моя бабушка лечилась от этих неприятностей так…» Я взяла на вооружение совет […]

Начнем с подагры, вызываемой в основном нарушением обменных процессов. Послушаем, что говорит о падагре винницкий врач Д.В.НАУМОВ. Лечим подагру по Наумову Подагра «ЗОЖ»: Очень много вопросов по поводу растворения солей в суставах. Вы утверждаете, что пищевая соль, которую мы употребляем внутрь, никакого отношения к нерастворимым солям типа уратов, фосфатов и оксалатов не имеет. А что имеет […]

По совету Антонины Хлобыстиной Остеомиелит В 12 лет я заболела остеомиелитом и чуть не осталась без ноги. Меня положили в стационар в тяжелом состоянии и в тот же день прооперировали. Целый месяц лечили, а сняли с учета только через 12 лет. Вылечилась я все-таки простым народным средством, которое мне подсказала Антонина Хлобыстина из Челябинска-70 (сейчас […]