Социальная адаптация и дезадаптация непосредственно связаны с таким понятием как «социализация». На основе анализа современных данных в области философии, психологии, социальной психологии, социологии, истории и этнографии, педагогики Е.А. Волошиненко определяет сущность социализации следующим образом: социализация - это двухсторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение личностью социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду . Личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентиры. Этот момент преобразования социального опыта предполагает не пассивное его принятие, а активность личности в применении такого опыта. Усвоение и преобразование, и воспроизводство личностью социального опыта есть суть процесса взаимодействия личности с социальной средой.

Социализация определенной категории детей происходит вне семьи. К этой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, можно отнести детей, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи: 1. с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах; 2. признание родителей безвестно или недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях; 3. объявлением их умершими; 4. отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 5. нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; 6. уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; 7. отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения .

Сироты - это особая социальная группа, которой присущи явления родительской, социальной, психической депривации. А.М. Прихожан определяет депривацию как неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения - отделения, имеющего пагубные последствия. Родительская депривация рассматривается как явление лишения ребенка возможности непосредственно находится в контакте с родителями, вступать с ними в отношения и в связи. Для современных детей, лишенных родительской опеки характерно явление социальной депривации, т.е. лишение, ограничение, недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, развития, которые прежде всего охватывают сферу первичной социализации - родительскую семью. Следствием родительской и социальной депривации является психическая депривация: психическое и физическое развитие детей в той или иной степени запаздывает относительно возрастной нормы .

Дети, лишенные родительской опеки, попадают в различные учебно-воспитательные учреждения, которые в своем роде являются институтами социализации. Первую группу существующих институтов социализации детей, лишенных родительской опеки, составляют учебно-воспитательные учреждения интернатного типа: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты. В домах ребенка находятся дети в возрасте от 0 до 3 лет -- родители отказались от них в роддоме, бросили, были лишены родительских прав или в силу неблагоприятных условий жизни оставили на временное пребывание в этих учреждениях, которые относятся к системе охраны здоровья. Из дома ребенка дети поступают в дошкольный детский дом, где и находятся на полном государственном обеспечении до поступления в школу. На стадии обучения социализация детей, лишенных родительской опеки, проходит в школе-интернате. Дети с трехлетнего возраста могут поступать также в детские дома смешанного типа. В этом учреждении они только живут, а обучаются в общеобразовательной школе. Комплектуется детский дом смешанного типа детьми из одной семьи, которые должны проживать в разновозрастных семейных группах. Ко второй группе институтов социализации относятся существующие семейные формы: усыновление, опекунские семьи, детские дома семейного типа.

Интернатное учреждение как институт социализации детей, лишенных родительской опеки, имеет следующие характеристики.

1. Структурную, которая выражается в том, что интернатное учреждение включает несколько институтов социализации: а) школу, где дети обучаются; б) интернат (от лат. internus -- внутренний), общежитие. Дети, лишенные родительской опеки, проживают в интернате в одновозрастных группах, которые в данном случае выступают аналогом семьи. Следуя объяснению И.С. Кона, школа и родительская семья в норме являются "относительно автономными и не складываются в единую иерархическую систему институтов социализации" . Данная структура школы-интерната усиливает степень зависимости формирующейся личности от института социализации.

Социализация детей, лишенных родительской опеки, в интернатном учреждении осуществляется в процессе образования. Образовательный процесс предполагает единство обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате для детей, лишенных родительской опеки, учитывает их социальную, родительскую депривацию, которая выражается в социально-педагогической запущенности детей, поступающих в интернатное учреждение; наличии задержек психического развития и отклонений в физическом здоровье; различных формах девиантного поведения. Поэтому учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность, предполагает создание служб помощи и поддержки ребенка (психологической, социальной, дефектологической, медицинской).

В интернатном учреждении существуют группы взрослых и сверстников, которые выполняют роль трансляторов социального опыта. Группы взрослых, являясь по своей природе агентами вторичной социализации, призваны опосредованно воздействовать на личность. Взрослые в интернатном учреждении поставлены в условия необходимости выполнения роли первичных агентов социализации - биологических родителей. Однако любая имитация семейных отношений, как и человеческих отношений в целом, со стороны взрослых в искусственно созданных условиях приносит вред социализации ребенка.

Количество детей в группе намного превышает тот уровень, при котором взрослый может уделять необходимое внимание каждому ребенку. Это приводит к недостаточности общения со взрослыми, наличию обостренной потребности в их внимании и доброжелательности. Педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, делает ребенка крайне зависимым от взрослого.

Дети в интернатных учреждениях наблюдают взрослых в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Поэтому эти дети имеют значительно более ограниченные возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. И у таких детей не формируются определенные эталоны мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности. Феминизированность группы взрослых в интернатном учреждении приводит к затруднению формирования у мальчиков и подростков собственной половой идентичности.

В связи с изложенным, социализирующая роль группы взрослых в интернатном учреждении обусловлена: 1. Изменением природы агентов вторичной социализации на выполнение функций агентов первичной социализации; 2. Недостаточностью общения с детьми; 3.Зависимостью ребенка от взрослого; 4. Узостью взаимодействия в конкретных социальных ролях; 5. Феминизированностью группы взрослых.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, при чем сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Безусловность в общении со сверстниками в интернатном учреждении рассматривается, с одной стороны, как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает как аналог семьи. С другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения. Таким образом, социализирующая роль общества сверстников в интернатном учреждении определяется: 1. безусловной принадлежностью к определенной группе сверстников; 2. содержательностью отношений в разновозрастных группах в противоположность одновозрастным; 3. прямой зависимостью от взрослых; 4. компенсирующим значением недостатка общения со взрослыми; 5. трудностью адаптации в обществе сверстников вне интернатного учреждения.

На основании данных исследований М.И. Лисиной, Л.И. Смагиной, А.М. Прихожан Е.А. Волошиненко выделяет факторы, определяющие содержание социализации детей, находящихся в интернатных учреждениях.

  • 1. Фактор социальной изоляции, который проявляется в ограниченном взаимодействии с социальной средой, определенной закрытости интернатных учреждений. В системе взаимодействия ребенка с социальной средой наблюдается «разрыв». Из-за этого возникают трудности в усвоении социального опыта, что отражается на трех сферах социализации: общения, деятельности, формирования самосознания.
  • 2. Фактор родительской депривации. Здесь необходимо рассмотреть два случая.
  • 1. Дети, поступившие в интернатное учреждение из родительских семей. Эти дети имеют отрицательный опыт семейной социализации. Они идентифицируют различные формы девиантного поведения родителей (пьянство, насилие, невыполнение родительских обязанностей). Усвоенный отрицательный семейный опыт воспроизводится как уже собственное девиантное поведение (правонарушения, преступления, побеги, бродяжничество).
  • 2. Дети, от которых родители отказались еще в роддоме и никогда не проживали в родительской семье. Эти дети никогда не выполняли роли сына или дочери.
  • 3. Фактор организации жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях.
  • 1. количество детей в интернатном учреждении превышает тот уровень, при котором возможно создание условий, приближенных к семейным.
  • 2. Группы одновозрастные, количество детей в них намного больше того, при котором взрослый может уделять внимание каждому ребенку.
  • 3. Жесткая регламентация деятельности детей и взрослых, акцент на дисциплинарные моменты, бедность событий в их совместной жизни не предоставляют содержательных поводов для общения.
  • 4. Неадекватная организация жизненного пространства в интернатных учреждениях. Архитектура помещений не предусматривает наличия собственной территории, вынуждая детей постоянно пребывать в чрезмерно большом коллективе сверстников.
  • 5. Коллективная жизнь преобладает над личной. В области личной жизни ребенок лишен всего необходимого: близких взрослых, своего «угла», личных игрушек и своих вещей, свободы перемещения внутри и вне помещения, контактов с людьми, выбора занятий и игр. Социализация личности происходит как часть коллективного целого. Личность вторична по отношению к коллективу.
  • 6. Смена воспитателей,перевод детей из группы в группу не позволяет устанавливать адекватные отношения ребенка со взрослым.
  • 7. Воспитатели не получают специальной подготовки для работы с детьми, лишенными родительской опеки.

Проживание в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации. Общение характеризуется: 1. неполноценностью общения со взрослыми и сверстниками; 2. отсутствием общения с родителями; 3. неготовностью к общению в социуме. Деятельность характеризуется: 1. отсутствием самостоятельности; 2. неумением регулировать свою деятельность; 3. трудностью адаптации к новым условиям жизни. Развитие самосознания имеет свои особенности: 1. нарушены механизмы становления собственной идентичности; 2. неумение адекватно оценивать себя; 3. ориентированность на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего .

Все это откладывает особый отпечаток на проживание ребенка-сироты в учреждении интернатного типа. Это отражается на его поведении, его отношении со сверстниками и воспитателями. На каждом возрастном этапе эти особенности имеют характерные черты. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Это дети, в отношении которых с самого рождения допускается социальная несправедливость. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими.

По данным многих исследований, социальное развитие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных стадиях. Как уже упоминалось, у них нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. Недостаток любви, мало положительных эмоций нормального человеческого общения часто являются причинами онанизма, гомосексуализма и других сексуальных отклонений. У них появляется иждивенческая позиция "нам должны", "дайте"; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.

В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское "мы". Дети без родителей делят мир на "свои" и "чужие" -- мы и они. От "чужих" они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста, так как у них не развита и искажена потребность в любви и признании из-за нестабильного положения.

У ребенка в интернате отсутствует возможность побыть в одиночестве (именно при этом условии у него происходит внутренняя работа, формируется самосознание). Отсутствие возможности психологического обособления приводит к тому, что дети из интерната в больших городах осваивают чердаки и подвалы. Это способствует бродяжничеству и побегам.

Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность .

Нахождение в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.

Исследования И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской показывают, что воспитанники интернатных учреждений нередко испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития . социальный адаптация игровой воспитательный

Cироты являются социально незащищенной категорией населения, которой свойственна депривация, следствием которой является дезадаптация в социальной среде, что проявляется в бедности эмоциональных контактов ребенка, затруднении в коммуникации со взрослыми и сверстниками, сложности в становлении психосексуальной идентификации. Для большинства таких детей характерно девиантное поведение (побеги, кражи, повышенная агрессивность по отношению к окружающим, а также другие асоциальные поступки). Деятельность социально-педагогической деятельности должна быт направлена на предотвращение и коррекцию данных негативных проявлений, а также на совершенствование процесса социальной адаптации в условиях школы-интерната. Этому может способствовать игровая деятельность, которая является в младшем школьном возрасте основной, как и учебная.

Жизнь сирот в детском доме сопряжена с рядом трудностей, стартующих с момента определения детей в государственное учреждение. Во многих случаях это так или иначе сопровождается разрывом с семьей, что является дополнительным стрессом для ребенка.

Далеко не все сироты обретают новую, приемную, семью - некоторые живут в детдоме до момента своего выпуска. Начиная самостоятельную жизнь, дети сталкиваются с рядом трудностей, от которых их оберегали стены учреждения. Чтобы адаптация ребенка во взрослом мире прошла успешно, воспитателям и педагогам детского дома необходимо уделить максимальное внимание вопросам социализации своих подопечных.

Причина сложности с адаптацией детей-сирот

Основная первопричина возникновения у ребенка трудностей после того, как он покидает детский дом, связана со спецификой содержания в госучреждении. Мир “семейного” ребенка не ограничен домом или квартирой - родители обеспечивают ему регулярный выход “в свет”: посещение детского сада и школы, совместные поездки, прогулки по паркам и торговым центрам позволяют детям с разной периодичностью вливаться в общество и постепенно познавать законы поведения и взаимодействия.

Иная картина возникает в случае с детскими домами. Мир их воспитанников жестко очерчен территорией спецучреждения, где главенствуют свои правила. Покидая детдом, ребенок зачастую просто не понимает, как себя вести и как поступать в той или иной ситуации. Он оказывается не готов к самостоятельной жизни.

Ошибки процесса социализации

В случае, если воспитательный процесс в детском доме игнорирует вопросы социализации детей или же ему придается недостаточное значение, у детей-сирот возникают определенные сложности, и их адаптация проходит с большим трудом.

Как правило, все эти трудности преодолимы, однако у повзрослевшего воспитанника детдома уходит немало времени, чтобы окончательно освоиться в обществе, и не всем удается сделать это успешно.

Несамостоятельность

Истоки этой проблемы кроются в том, что дети-сироты живут в детском доме на всем готовом. Большинству из них (в первую очередь тем, кто находится в спецучреждении от рождения) не знакомы походы по магазинам и процесс приготовления пищи, оттого вступление во взрослую жизнь многих вгоняет в ступор.

Отсутствие у сирот жизненного стержня, надежной опоры - семьи - зачастую приводит к тому, что оставшиеся без попечения родителей дети чаще “семейных” подвержены девиантному поведению и с большей легкостью подпадают под дурное влияние. Следствием этого могут стать различные формы зависимостей - алкоголизм, наркомания и т.д.

Непринятие социумом

В нашем обществе по сей день существует предубеждение против детей-сирот. Любой такой ребенок рано или поздно встречает трудности, связанные со взаимодействием с людьми, которые заранее видят в сиротах угрозу для себя и близких, порой даже пресекая общение собственных детей с детдомовскими. Причем, не имеет значения, воспитывается ли сирота в детском доме или же приемными родителями. Наверное, каждый ребенок, в какой-то момент жизни оставшийся без попечения родителей, слышал оброненную в свой адрес фразу “Ну он же детдомовский!”.

Сложности с профориентацией

Для любого ребенка важно найти свое место в жизни и заняться впоследствии определенным видом деятельности. Вопрос занятости крайне важен для воспитанников детдомов, поскольку он определяет их будущее.

Специфика жизни в государственном учреждении накладывает свой отпечаток на детей-сирот. Так, попадая в детский дом, ребенку необходимо приспособиться к его негласным правилам. Многие знают, насколько сложно школьнику, сменившему образовательное учреждение, влиться в новый коллектив учеников. К новичкам всегда относятся настороженно, и детский дом здесь не исключение.

Порой новому воспитаннику приходится прилагать определенные усилия, чтобы стать “своим” в группе детей. По выпуске из детского дома сиротам предстоит схожий процесс адаптации, но в б о льших масштабах. Необходимость получения профессии, определенных навыков, важных для стабилизации дальнейшей жизни, создает определенные трудности. Так, уровень знаний у многих ребят из детдомов относительно невысок. В детском доме отсутствует необходимый ребенку родительский контроль над образовательным процессом и выполнением домашних заданий, а это, в свою очередь, становится причиной низкой успеваемости и, как следствие, невозможностью поступить в выбранное учебное заведение.

К сожалению, не все выпускники с этими трудностями справляются. Сразу не найдя себе применения, многие подросшие сироты опускают руки. Другие же вынуждены довольствоваться не желаемой профессией, а наиболее доступной, исходя из реалий.

Методы успешной социализации детей-сирот

Ограниченный круг общения сирот впоследствии “выходит боком” детям из детдома - у них нет возможности ориентироваться на опыт взаимодействия с обществом своих родителей. Поэтому здесь на передний план должен выйти наставник. Им обычно становится педагог, имеющий влияние на подопечного. Его задачей становится проведение большой подготовительной работы с тем, чтобы выпуск из детского дома не стал шоком для привыкшего к совершенно другим условиям ребенка. Но для успеха необходима предварительная образовательная подготовка самого педагога. Реализация подобных программ в госучреждении может стать хорошей помощью детям-сиротам.

При этом важно понимать, что работой педагога ограничиваться нельзя. Воспитанникам детских домов крайне необходимо на какой-то срок покидать учреждение, чтобы иметь возможность ненадолго вливаться в общество. Наиболее подходящий вариант для этого - так называемые гостевые семьи, которые на короткий период (например, на каникулы) принимают к себе ребенка. Таким образом, дети-сироты получают положительный опыт жизни в семье, что постепенно уменьшает их базовое недоверие к миру.

Заключение

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни должна проводиться специально обученными педагогами. Однако самое главное здесь - внутренняя политика самого сиротского учреждения. Руководство должно осознавать, насколько важно грамотно социализировать своих воспитанников, чтобы помочь им максимально безболезненно войти в новый для них взрослый мир.

на тему:

Социализация детей-сирот

и детей оставшихся без попечения родителей

Подготовила социальный педагог

ГО школы-интерната г.Алагир

Т.З.Голоева

2015 г.

«Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, оборачивающейся разными социальными проблемами» - цитаты из книги американского психолога Вирджинии Сатир «Как построить себя и свою семью».

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в жизни здорового ребенка, является прежде всего несовершенство человеческих взаимоотношений в первом в его жизни коллективе – его семье.

Все успехи и неудачи в воспитании нового человека связаны с четырьмя основными психологическими явлениями.

Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе, называемые самооценкой.

Во-вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, это способы коммуникации.

В-третьих, это правила, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни. Они составляют некую совокупность называемую семейной системой.

В-четвертых, это методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, т.е. социальные связи.

Для незрелых семей, при всем разнообразии проблем характерны:

    Низкая самооценка;

    Ненаправленные, неясные, в значительной степени нереалистичные коммуникации;

    Инертные, стереотипные, ограничивающие жизнь правила поведения;

    Социальные связи являющиеся крайне узкими, и часто наполненными страхом и угрозой.

Сухомлинский писал: «Невоспитанный в детстве человек, моральный невежда, недоучка, чаще всего похож на самолет, выпущенный в полет с поврежденным двигателем: если отремонтировать не удастся, он погибнет сам и принесет гибель людям».

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья обеспечивает:

    физическое и эмоциональное развитие детей;

    влияет на формирование психологического пола ребенка;

    играет ведущую роль умственном развитии ребенка, влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет её успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он осваивает, на стремлении к продолжению образования;

    Имеет важное значение в овладении ребёнком социальными нормами;

    формирует фундаментальные ценностные ориентиры;

    играет большую роль в процессе социального развития.

Существует прямая зависимость между образованием родителей и успешностью в обучении их детей в школе. Но не всегда дети воспитываются в семье, не всегда процесс социализации начинается в ней и причин тому может быть много. Это может быть и несчастный случай, унесший жизни родителей; отказ родителей воспитывать своего ребенка; изъятие ребенка из семьи по социальным показателям – в этих случаях это дети «социальные» сироты.

Все эти дети чаще всего попадают в детский дом, где будет идти их дальнейшая социализация.

Причины для устройства детей в детский дом разные, но чувства которые испытывают при этом эти дети похожие – это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живет.

Причиной является: нарушение уже сложившихся отношений какими бы они не были, ограничение потока информации, к которому ребенок привык. Чаще всего дети из детских домов лишены общения с детьми из обычных семей.

Очень серьезные последствия имеют нарушения социализации в ранние годы жизни. Это и задержки психологического, физического и умственного развития, что ставит детей в неравное положение ещё и в этом плане.

Первичной и наиболее важной проблемой в процессе развития детей-сирот, воспитывающихся в детских домах является проблема интеллектуального развития воспитанников. Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в несформированности и неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления, низкой эрудиции.

Психолого-педагогические исследования уровня и особенностей интеллектуального развития воспитанников детских домов и учреждений интернатного типа свидетельствует о том, что уровень развития внимания и памяти воспитанников не имеет столь существенных отклонений от среднестатистической нормы. Однако исследования выявляют слабо сформированную картину мира, повышенную ситуативность, которая в познавательной сфере проявляется в неспособности решения задач, требующих внутренних операций, без опоры на практические действия, снижения развития абстрактно логического мышления. Наиболее выражено снижение вербально логического мышления. Наиболее большую трудность для младших школьников и дошкольников представляет внеситуативно-личностная беседа. Как правило, вопросы «Какое у вас настроение?», «Что вы любите?» и тому подобное, вызывают смущение детей и они ничего не могут ответить.

Эти данные свидетельствуют о том, что основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных учреждений интернатного типа и детских домов является средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы, нарушение центральной нервной системы. Одной из причин является недостаточность качественного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей воспитывающихся в детском доме и школе-интернате. Одной из центральных проблем является проблема эмоционально-волевого развития воспитанников. Результаты психолого-педагогических исследований И.В.Ежова свидетельствуют о значительных нарушениях эмоционально-волевой сферы воспитанников: агрессивность, пассивность, снижение мотивации достижения и успеха, наблюдались различные акцентуации характера при недостатке самоорганизации и целеустремленности. В детских домах и школах-интернатах существует особая психологическая проблема – отсутствие свободного помещения, личного уголка, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей.

Социализация – один из способов развития личности, в основе которого лежат механизмы социального научения личности, обеспечивающие усвоение культуры. Процесс социализации идет всю жизнь, но особенно интенсивно в фазе становления личности, т.е. в детстве, отрочестве и юности. Без постоянного процесса социализации личность отстает от жизни и превращается в пережиток прошлого.

К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений отечественные исследователи относят и трудности социализации детей, т.е. затруднения при овладении той или иной социальной ролью.

сирота социализация информационный массовый

Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться, прежде всего, в наиболее общих подходах к этому явлению.

Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

Для человека социальные отношения является той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.

Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет в социальной среде, в полноценном обществе людей. История Маугли - это сказка. Человек выросший среди зверей, как показывают многочисленные случаи, не может стать человеком в полном смысле этого слова.

Существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающими представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так одни исследователи указывают, что содержания процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производственной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации.

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвитие, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, а активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта. По-этому можно говорить о том, что все люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают это каждый по-своему.

Процесс социализации существенным образом зависит от тех норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.

В процессе социализации формируется личность, которое определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Личность - сложная система социально значимых фактов, проявлением способностей в социальном мире. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. Особое значение для педагогического понимания сущности социализации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социализации личности.

На социализацию человека влияют ряд факторов, требующего от него определенного поведения и активности. Первая группа - макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая - мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье, кино и др.) Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы; к ним относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых происходит социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц, во взаимодействии, с которыми протекает его жизнь (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно участвуя в системе социальных отношений, усваивается роли, которые приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям, появляется человек как социальный феномен.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть осуществлена только после представления человека об этой роли («образ» роли). Такие представления формируются на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведений искусства, под влияние средств массовой информации и других источников.

Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социализации для него выступают коллектив, сверстники, воспитатели детского дома и т.д. При этом должно происходить социальное самоопределение - выбор детьми - сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформировавшихся интересов и потребностей.

Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной социальной роли. Такие представления у детей - сирот часто бывают искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для ребенка контактов (семья, друзья по улице, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников.

В связи с этим часто возникает иллюзионный «образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и других ролей и те, кто с ними взаимодействует. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль должна реализовываться человеком в течение всей его жизни.

Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье и опосредовано пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родителей. Которые живы.

Это социальные сироты, до которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут в ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия не допустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, сто дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях.

Они стремятся побывать в семье, хотя вся сложность и противоречивость этой ситуации заключается в том, что, с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они как бы ощущают, что у них есть все-таки родители, те люди, которые родители их, которые хотя бы словами выражают свое отношение к своим детям.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия.

Особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивает усвоение социальной роли семьянина, при этом важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Отношение заботы, сотрудничества, поддержки взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем.

В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:

¦ выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;

¦ формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;

¦ приобретения опыта деятельности.

Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности как выбора деятельности, так и способов ее осуществления.

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи.

Третья сфера социализации - самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний.

Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.

Исследования особенностей психологического развития воспитанников детского дома традиционно основывается на лежащей в русле психоанализа идее психической депривации. Депривация рассматривается как основной фактор, препятствующий полноценному психическому развитию.

Идея «дефицитарности» вследствие депривации обуславливает выбор форм оказания помощи детям-сиротам: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально приближенную к семейной, т.е. компенсировали дефицит. Безусловно, полностью достичь этого не удается, чем и объясняется реально выявляемая в большинстве исследований проблем сирот их меньшая социальная адаптированность как в детстве, так в последующей взрослой жизни.

Если обозначить такой подход в медицинской парадигме, то можно говорить о сиротстве как о хронической болезни, в случае которой организм оказывается неспособным к самостоятельному функционированию без поддержки извне в виде лекарственных средств и щадящего режима.

Однако в современной медицине, особенно в психотерапии и клинической психологии, все больше внимания уделяется уже не патогенным, а защитным факторам, противодействующим заболеванию или дезадаптации. Центр тяжести смещается с лечения на профилактику, т.е. на усиление возможностей организма, а не на устранение уже произошедшего сбоя. Развитие при таком подходе понимается не как приспособление или восстановление нарушенного равновесия, а как нарушение ранее сложившегося равновесия за счет появления новых качеств и возможностей.

Рассматривая ситуацию сиротства как стрессовую необходимо учитывать принципиальной важности факт состоящий в том, что любая стрессовая ситуация способна пробуждать личностные ресурсы и таким образом способствовать формированию продуктивных механизмов совладения с жизненными трудностями. Механизмы эти не универсальны и не могут быть предложены в качестве одинаковых для всех образцов поведения в социуме, что, очевидно, заложено в систему воспитания в детских домах. Это обстоятельство приводит к тому, что воспитанники детского дома характеризуется некоторой «унифицированностью» личностной структуры, отсутствием индивидуальных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях. Отсутствие гибких стратегий поведения в тех ситуациях, когда имеющиеся стратегии оказываются неэффективными, вызывает агрессивное и деструктивное поведение, которое может быть направлена как во внешний мир, так и на собственную личность.