Миллефиори - в переводе с итальянского звучит как "тысяча цветов". Поделюсь с вами опытом изготовления изделий из полимерной глины в технике миллефиори. Очень интересно и очень красиво!

Нам потребуется;

  • полимерная глина
  • паста машина для полимерной глины, можете использовать скалку для теста;
  • острый тонкий нож.
Возьмите два цвета полимерной глины: сиреневый и желтый. Скатайте два небольших шарика, а затем раскатайте из них форму прямоугольника.

Теперь воспользуемся паста машиной для полимерной глины либо для макарон и протягиваем через нее глину. Если нет такой машины, раскатайте глину обычной скалкой для теста.

У вас получилось два тонких пласта.Обрежьте их до ровных прямоугольников. Затем разрежьте их по диагонали.

Сложите из треугольников двухцветный квадрат, каждый треугольник в два слоя.

Еще раз пропустите заготовку через паста машину или раскатайте скалкой до стояния плавного перехода цвета в цвет, сложите пополам в длину и получившийся пласт еще раз раскатайте.

У вас получилось красивое «полотно» с акварельными переходами цвета. Скатайте его в плотную спираль и обрежьте лишнее.

Разрежьте заготовку на четыре равные части.

Сделаем подложку черного цвета. Возьмите глину и раскатайте в тонкий пласт. Нарежьте прямоугольники и сверху положите сиренево-желтые заготовки.

Теперь все четыре заготовки сложите опять в рулон аккуратно разрезаем наискось.

И аккуратно разрезаем наискосок. Одну половинку кладем на черный пласт и обрезаем лишнее. Соединяем со второй половинкой.

На этом этапе вы уже ясно видите будущий листик. Закатываем его в пласт из черной глины..

Получившуюся заготовку, аккуратно растягиваем в колбаску длиной приблизительно 25 сантиметров. А теперь самое интересное. Нарезаем колбаску колечками толщиной 0,5 см. На разрезе мы видим красивый листик с прожилками. Если вам нужны одни листья, то сразу придайте колбасе форму слезы, т.е. придавите один край. Либо нарежьте колечки, а потом придавайте им любую форму.

Чижевская Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования, МБДОУ ЦРР - д/с "Золотой ключик", Ростовская область, город Зерноград

Чижевская Е.В. Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной лепке в технике "Миллефиори" в рамках конкурса "Педагог года-2018" // Совушка. 2018. N1(11)..08.2019).

Заказ № 73564

Тема : Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция» .

Цель : Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности детей.

Задачи :

Познакомить педагогов с приемами нетрадиционной лепки на примере выполнения работы в технике «миллефиори» ;

Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия , творчества детей;

Рассмотреть «миллефиори» как один из видов изобразительной деятельности и его значение для развития ребенка;

Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса ;

Форма проведения мастер-класса:

С педагогами и для них без участия детей;

Лекция с элементами презентации + практическая работа.

Материалы для работы:

Заготовка панно;

Пластилин;

Доска для лепки;

Емкости с водой;

Резачок, чеснокодавилка;

Скалка для раскатывания;

Стека, деревянная палочка;

Влажные салфетки;

Бабочка для декора;

Оформление :

Презентация по теме мастер-класса ;

Работы детей и педагога в технике «миллефиори» ;

Методические материалы, книги по нетрадиционным техникам лепки.

Оборудование : 3 стола, расставленных полукругом. На каждом столе -материалы и приспособления для лепки.

Структура мастер - класса:

  1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса . Содержание мастер -класса в целом и его отдельных составных частей.

2 . Теоретически - демонстрационная часть.

Значение нетрадиционной лепки для развития ребенка.

Миллефиори - как вид нетрадиционной лепки в изобразительной деятельности.

Пояснение основных этапов выполнения элементов композиции в технике «миллефиори» .

  1. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения элементов цветка в нетрадиционной технике лепки «миллефиори» . Выполнение панно «Цветы» в технике миллефиори.

  1. Рефлексия участников мастер-класса . Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть.

Педагог: Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече! Начать я хотела бы с японской пословицы:

«Расскажи мне - и я услышу,

покажи мне - и я запомню,

дай мне сделать самому - и я научусь!»

Предлагаю Вам познакомиться с нетрадиционной техникой лепки миллефиори. Миллефиори с итальянского языка переводится как тысяча цветов. Эта техника итальянских стеклодувов применялась для создания мозаичных узоров из стекла. Сегодня технология успешно применяется в работе с полимерной глиной. Здесь она получила название от английского кейн - трость. Я применяю эту технику в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста

Сейчас я попрошу выйти желающих 5 человек для участия в мастер - классе . Предлагаю выразить друг другу радость от нашей встречи.

Игра «Давайте поздороваемся»

Педагоги под музыку начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: (будьте внимательны)

1хлопок — здороваемся за руку;

2хлопок — здороваемся плечами;

3хлопок — здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений вводится запрет на разговоры во время игры.

Педагог : Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь предлагаю занять места за столами.

Сидим красиво, спины держим ровно. На столе у вас имеются все необходимые инструменты и приспособления при работе с которыми соблюдаем технику безопасности. Об этом я всегда напоминаю своим детям.

Начнем с трости лепестка.

Алгоритм действий:

Возьмем заготовку - белую трость, стекой делаем надрез по всей длине трости, разрезаем не до конца, примерно чуть больше середины. Вставляем в разрез узкую пластину яркого цвета. Выступающие части обрезаем стекой, немного раскатываем трость по рабочей поверхности. Заворачиваем в заготовку - пластину яркого цвета (сиреневый, красный) нашу трость не внахлест. Если края немного не соединились их можно соединить руками, все лишнее обрезаем. Формируем из трости лепесток, для этого сторону, где сделали вставку, по всей длине делаем немного уже. Берем приспособление - резачок, которое я сама изготовила, трость держим вертикально и нарезаем ее. Делать это нужно аккуратно, проволоку фиксировать пальцем на толщине 1,5 мм и протягивать ее плавно параллельно трости. Нарезанные детали откладываем на тарелку.

Теперь берем кусочки пластилина зеленого и желтого цветов, смешиваем их. Во время манипуляции с пластилином у нас происходит естественный массаж - Су-Джок терапия . Дети любят и регулярно делают этот массаж на занятиях, он воздействует на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и профилактики речевых нарушений. Раскатали колбаску. Какого цвета остались пластины? - (зеленого).

Их мы используем для приготовления трости листа. Складываем пластины друг на друга, темную пластину вниз, в центр кладем нашу заготовку и соединяем края, лишнее обрезаем стекой. Формируем лист, он уже чем лепесток, для этого трость с обеих сторон заостряем. Нарезаем таким же способом. Скатываем маленький шар для сердцевины цветка.

Нам осталось составить с вами цветочную композицию на заготовке по собственному замыслу, подключив свое творческое воображение и фантазию. Если композиция готова, приступаем к декорированию. Деревянной палочкой делаем в сердцевине точки. Стекой по краю лепестка делаем насечки, это придаст ему объем и, прорисовываем прожилки на листе.

Замечательные получились цветы, на них непременно должна сесть бабочка - делаем последний штрих!

Наводим порядок на рабочем месте, вытираем руки влажной салфеткой

Теперь рассмотрим ваши работы, замечательные получились панно, вы можете их забрать с собой, они украсят любой интерьер

4. Рефлексия участников мастер-класса . Подведение итогов.

Вопросы для рефлексии участников мастер-класса .

Скажите, вам понравилось работать в технике миллефиори?

Возник ли у вас интерес к использованию этой техники лепки в рамках учебно - воспитательного процесса?

В заключение мастер-класса хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам . Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашимидетьми.

Подвести итог нашей встречи хочу словами Жан-Жака Руссо:

«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума»

Спасибо всем, я получила огромное удовольствие от общения с вами!

Желаю Вам творческих успехов!

Нашла много полезного, приведу выдержку из одной из статей по нашей сегодняшней теме: " Пластика - гораздо больше, чем просто искусственная глина. С ее помощью можно имитировать практически любой художественный эффект и поверхность: стекло, дерево, ткань, натуральную глину, фарфор, слоновую кость, любые поделочные камни. Возможности безграничны, и все зависит только от мастерства и таланта исполнителя. На работу с полимерной глиной легко переносятся принципы работы кузнецов (техника Мокуме-Гане), ткачей (техника Баргелло), резчиков по дереву, художников, даже кондитеров.

Миллефиори (от итальянского «milli» - тысяча и «fiori» - цветы) - старинная техника итальянских стеклодувов, при которой рисунок на стекле формируется по всей длине стеклянного цилиндра. Из разноцветного стекла формируется узор (чаще несложные цветы), затем получившийся широкий цилиндр нагревают и вытягивают до нужной толщины в тонкий стеклянный прутик или палочку так, что на каждом срезе сохраняется одинаковый рисунок. Стеклянные изделия и украшения миллефиори притягивают к себе взгляды уже несколько сотен лет.

В 1981 Эстер Олсон (Esther Olson) впервые применила аналогичную технологию в работе с полимерной глиной. Она провела мастер-класс по изготовлению декоративных миниатюрных конфет из пластики с использованием принципов стеклодувной техники. В мире полимерной глины эта техника получила название «caning» (кэнинг) от английского «cane» («кЕйн» - трость). В русском эти брусочки с рисунком внутри стали называться колбасами. И действительно, форма, принцип расположения узора и способ нарезки брусочков с рисунком очень напоминают это мясное изделие.


С начала 80-х годов «колбасная» техника (или миллефиори) бурно развивалась и превратилась в одну из основных при работе с пластикой. С ее помощью из полимерной глины мастера творят настоящие шедевры. Колбасы делают не только цветочные, но и с самыми разными рисунками. Но принцип везде один и тот же, - тот, что придумали итальянские мастера-стеклодувы с острова Мурано еще в далеком 14-м веке.

Размер рисунка зависит от замысла, но удобнее складывать рисунок 2-4 см высотой. Диаметр колбасы тоже лучше делать не слишком большой и не слишком маленький, где-то 3-5 см. Затем можно ужимать и уменьшать колбаску до нужного вам размера. Форма брусочка с рисунком может быть любой - круглой, квадратной, треугольной и вообще любой сложности. Но уменьшать удобнее простые формы. Начинать лучше с простых круглых колбасок:

" - конец цитаты;)

Хочу показать еще для примера, какие красивые штуки можно сделать в этой технике -

но это уже другой уровень, может, когда-нибудь и дорастем;), а мы с вами пока - начинающие, поэтому начнем с простого, попробуем сегодня с вами сделать цитрусовую колбасу!

Поскольку апельсиновые дольки с лимонными я уже делала, я сегодня буду делать дольки лайма и грейпфрута. Но лимончики-апельсинки делаются так же, только цвета соответственно берете лимонно-желтый или оранжевый.

Итак, лайм. Понадобится пластика зеленого, желтого, темно-зеленого и белого цвета.

1-2. Берем пластику зеленого цвета, я смешала примерно в равных частях с желтым премо скалпей, получила светло-зеленый оттенок, раскатываем его в колбаску, кончики с двух сторон ровно отрезаем, смешиваем с темно-зеленым цветом (я его для чего-то смешивала раньше - зеленый плюс коричневый), получаем оттенок чуть темнее - это для кожуры.

3. раскатываем пласт белой;

4. заворачиваем в белый пласт зеленую колбаску;

5. Раскатываем полученную колбасу в тоненькую длинную;

6. нарезаем ее на 8 равных частей;

7. с помощью линейки, придавливая по все длине колбасы, придаем каждому отрезку колбасы форму капли в сечении;

8-9-10. складываем кусочки друг к другу плоскими сторонами, это я просто показала, какой у меня размер получился, но на самом деле в серединку надо еще вложить тонкую белую колбаску - сердцевинку! Плюс раскатать длинную тонкую колбаску для заполнения канавок между дольками - 8 отрезков;

11. Дольки аккуратно прижимаем друг к другу, заделываем "канавки" с внешней стороны, слегка прикатаем колбасу; можно (и наверное, лучше) обернуть еще в один тоненький слой белой пластики, но я чего-то не стала;

12. заворачиваем получившуюся колбасу в тонкий пласт чуть более темной зеленой пластики - делаем "кожуру";

13. Получилась вот такая колбаса. Чтобы нарезать из нее пуговки-бусинки, убираем минут на 20 в холодильник;

14. Вот такой срез у нас получается! Можно нарезать пластиками, и проделать насквозь отверстие, а можно ими обернуть круглые бусины из основы из ненужной пластики;

15. Если ужать колбасу - получится более мелкий рисунок, дольки меньшего размера.

Ужимать колбасу - целое искусство, делать это надо не торопясь, очень осторожно, начиная от середины колбасы к краям, иначе симметричность рисунка может пострадать. Словами описать этот процесс сложно, посмотрите по ссылке видеоурок, мне кажется, это более понятно будет!

Для грейпфрута практически все то же самое, только для "мякоти" я смешала красный цернит и оранжевый фимо, пыталась получить прожилки, скручивая многократно две колбасы разного цвета, как выяснилось впоследствии - наверное, можно было делать это и менее тщательно - прожилок после ужимания колбасы практически не видно

белый фимо у меня закончился, взяла скалпей премо, он оказался менее эластичным, и колбаса получилась менее аккуратной.

Как показала практика, наиболее благодарной и интересной для моих читательниц темой остается тема пуговок, сегодня я покажу, как использовать остатки "тыквенной" колбасы и сделать из нее осенние листики.

Итак, пуговка "Осенний листик"

1-2. Для каждого листика понадобится 2 ломтика "тыквенной" колбасы. Один срез оставляем как есть, другому придаем форму капельки.

3. Ломтики нужно будет разрезать, вот так;

4. Делаем серединку листа из "капельки", разрезанной повдоль;

5. складываем коричневыми сторонами друг к другу, формируем ромбик - корабликом,

6. кружочек режем на 4 равные части - пополам, потом еще раз пополам;

7. складываем по два коричневыми сторонами, формируем правильные ромбики - это будут боковые ответвления листика;

8. Складываем все три части вместе, аккуратно с боков прижимаем их;

9. Для черенка листика нужен кусочек коричневой пластики, я просто срезала его с кончика колбасы;

10. формируем черенок, легонько прикатываем скалкой всю поверхность листика, выравнивая неровности;

11. лезвием сделаем насечки

12. Закругляем линии разрезов, иголочкой процарапываем прожилки, делаем дырочки -

Листик готов к запеканию!

Еще, продолжая тему листиков, я сделала вот такие -

Галина Карпова

Изначально название «миллефиори » (с итальянского “mille fiori” – «тысяча цветов» ) употреблялось для одного из видов мозаичного стекла с особенным декоративным узором в виде цветов, отсюда и название. Такое мозаичное стекло было известно ещё древним римлянам, что подтверждается археологическими раскопками. По прошествии веков секреты этой техники были утеряны , и только в XIX в. её удалось восстановить мастерам из итальянского г. Мурано. И сейчас изделия из муранского стекла ценятся во всём мире.

В наше время технику «миллефиори » используют при изготовлении различных изделий из полимерной глины. Они очень изящны и красивы. Ну а мне захотелось попробовать сделать в этой технике что-нибудь из пластилина , например,

Осенние листья.

Взяла три кусочка пластилина : оранжевого, желтого и зелёного цвета. Оранжевый и желтый смешала вместе, скатав колбаску.

Пластилин зелёного цвета раскатала в тонкую пластину .


Разрезала на несколько частей.


Жёлто-оранжевую колбаску разрезала канцелярским ножом вдоль пополам и в каждой половинке сделала разрезы под углом.



Между разрезами поместила зелёные пластинки , подравняла, плотненько сдавила, прокатала.



Полученную колбаску обернула всю по окружности зелёной пластиной , опять прокатала.


Затем прокатывала между ладонями и немного тянула, чтобы колбаска уменьшилась в диаметре, но увеличилась по длине. Немного заострила уголок (верхняя часть будущего листика) . Вот что получилось.


Выглядит не очень. Но на полпути не останавливаемся, идём дальше. Канцелярским ножом делаем из получившейся колбасы «нарезку» .


Чудо произошло! Вот они, мои осенние листики! Неказистые, немного деформированные мои первенцы, но такие симпатишные!




А деформация произошла вот почему : 1. После окончательного раскатывания колбаски, нужно немного дать пластилину остыть , чтобы не был он чересчур мягкий и 2. У ножа лезвие должно быть тонким, острым и достаточной длины.

Но, в общем, мне понравился и процесс, и ещё больше результат. Но я, конечно же, на этом не остановилась. Стала думать и гадать, как же эту технику перенести на нашу детсадовскую почву? И вышеописанный процесс сложноват даже для старших детей, и канцелярский нож не дашь – исключено! Но постойте! Вот спиральки двуцветные они же смогут накатать? По-моему, смогут! А резать можно ножиком из одноразовой посуды. Получится серединка для цветка.




А лепестки можно сделать, наложив раскатанные пластины двух цветов внахлёст друг на друга. И обернув пластиной третьего цвета .







А сделав спиральки из большего количества цветов пластилина , можно получить крылья бабочки.


В общем, с нетерпением буду ждать окончания ремонта, будем с детками творить пластилиновые картины в технике «миллефиори » .

P. S. прошу прощения за качество снимков, что-то мой фотоаппарат забастовал.

Прекрасная техника итальянских стеклодувов XV века, называемая Муранское стекло или «Миллифиори» (тысяча цветов), применялась для создания мозаичных узоров из стекла. Из разноцветного стекла формируются цилиндры с рисунком внутри, затем получившийся цилиндр нагревается и растягивается до определенной длины и толщины, сохраняя основной узор, который отчетливо виден на срезе. Именно этот аспект был удачно скопирован при работе с полимерной глиной и пластилином.

Материалы и инструменты:
пластилин, стеки, доска для лепки, крепкая нитка (№40), цветной картон А5, линейка для раскатывания пластилина.

Сегодня мы выполним рельефную фигурку совы. Основой для рельефа выберем картон. Так как сова птица ночная, лучше выбрать картон темного тона.

Изучим три варианта узоров.

1 вариант узора – «рулет».
Для выполнения этого узора следует выбрать два бруска пластилина контрастные по тону, например, желтый и зеленый. Из этих кусков раскатать две пластины одинакового размера, сложить их вместе

и скатать как рулет.

Разрезать тонкой ниткой на пластинки.

Из готовых пластинок сформировать каплеобразные перья. Это будет хвост.

2 вариант узора.
Нам потребуется пластилин четырех цветов. Из двух кусков пластилина раскатаем пластины примерно одинаковые по размеру и желательно квадратной формы – одну из куска темного пластилина, другую из светлого пластилина.

Из третьего куска пластилина раскатаем три тонких жгута по длине равных пластинам. Одну пластину используем для обертывания жгутов.

Пластину разрезать стеком на три равные части. Каждый жгутик обернуть куском пластины получатся двухслойные жгуты.

Двухслойные жгуты завернем во вторую пластину. Получилось не очень ровно.

При желании, неровности можно заполнить при помощи дополнительных жгутов одного цвета или разных цветов.

Для выравнивания заготовки раскатаем её руками или линейкой.

При раскатывании наша заготовка не только выровнялась, но и удлинилась. Разрежем заготовку тонкой ниткой на пластины. Удобно разрезать на линейке.

Неровные края заготовок и оставшиеся лишними пластины из всех трех узоров скатать и сформировать круглую голову птицы.

3 вариант узора.
Для этого узора взять куски пластилина разного размера. Как и в предыдущем узоре цвета лучше брать контрастные по цвету или тону. Из получившихся кусков раскатаем четыре узкие пластины разные по длине. Складываем пластины в стопочку одна на одну, как пирамидку, начиная с длинной и заканчивая самой короткой, сгибаем как книгу или как крышу домика.

Края пластин не выравниваем. Разрезаем на пластины. Это крылья.

Приступаем к сбору рельефа на картоне.

На картоне по центру карандашом нарисовать овал для туловища и заполнить его заготовками для туловища – вторым вариантом узора. Чтобы не было пустых мест, пластинки прижимают друг к другу, деформируя их. Прикрепить голову совы.

Прикрепить хвост и крылья – заготовки прикладывать слоями снизу вверх, перекрывая нижние пластины верхними пластинами.

Осталось доделать детали – глаза, клюв, лапки. Для лепки глаз взять желтый пластилин, отщипнуть небольшой кусочек и скатать два одинаковых шарика. Шарики расплющить добавить зрачки из черного пластилина из тонких жгутиков. Обращаем внимание, что глаза у совы очень большие.

Клюв также выполняется на основе шарика. Одну половину шарика слегка вытянуть и надрезать стеком, чтобы получился приоткрытый клюв, цвет может быть любой.

Из пластилина, выбранного для выполнения лапок, скатать два шарика, расплющить их надрезать стеком и сформировать когти.

Прикрепляем детали на место.

Прикрепляем брови.

Сова готова.

Главное - помнить - творчество ограничено только фантазией человека!