Мастер-класс по логопедическому массажу для специалистов

Мастер-класс «Логопедический массаж»

Целевая аудитория: логопеды, дефектологи, массажисты речевых отделений, родители, студенты дефектологических факультетов

Логопедический массаж - это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений.

Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание.

В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.

Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

Использование логопедического массажа в коррекционной работе дает поразительно высокие результаты!

Текст и фото из книги: Логопедический массаж. М.: Академия, 2003.















ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССА«Логопедический массаж»

Теоретическая часть (8 акад. час) :
  • цели, задачи и место логопедического массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия;
  • физиологическое обоснование целесообразности логопедического массажа для коррекции речевых расстройств различного этиопатогенеза;
  • Особенности дифференциальной диагностики при использовании логопедического массажа;
  • Анатомо-физиологическое обоснования принципов составления массажных программ;
  • методические указания к дифференцированному выбору массажных движений и использованию разных приемов логопедического массажа в зависимости от формы речевой патологии.
  • Практическая часть (28 акад. час) :
  • «постановка рук» в процессе логопедического массажа;
  • овладение практическими навыками массажных движений разных мышечных групп, участвующих в процессе речеобразования;
  • овладение разными техниками логопедического массажа (активизирующим, расслабляющим, инструментальным, самомассажем);
  • овладение разными массажными комплексами, в зависимости от вида речевого нарушения (дизартрия, апраксия, заикание, ринолалия, укороченная уздечка языка, нарушения прикуса, профилактика в доречевой период развития);
  • овладение системой приемов логопедического массажа как самостоятельной целостной логопедической технологией.
  • Специалисты освоят различные виды и приемы логопедического массажа, в том числе и новые, являющиеся результатом длительного практического опыта автора книги «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ» - Дьяковой Е. А.
    За 4 дня интенсивного, но интересного и живого обучения наши слушатели полностью готовы к практической работе по использованию логопедического массажа в логопедической практике.

    После обучения специалисты полностью готовы к практической работе (видеозапись логопеда Е.Н. Смирновой)

    Логопедический массаж для заикающихся


    Мастер-класс проводится автором метода, начиная с 2002 года в целом ряде городов России, странах ближнего зарубежья, а также в Академии Речевой патологии для логопедов США.




Практическая часть мастер-класса.



Овладение практическими навыками массажных движений.



Отзыв 1

В своей работе, сталкиваясь со сложными проблемными детьми, понимала цель (конечный результат), но как, каким образом достичь его быстро и эффективно, определить затруднялась.
Читала, слышала, пыталась делать массаж, но понимала, что нет настоящих знаний, умений.
Все четыре дня я старалась впитать каждое слово.
Я много узнала нового, разобралась в своих вопросах, смогла сама сделать массаж. Сегодня я точно знаю, что я буду делать массаж, и я знаю, кому я его буду делать.
На курсах было легко, комфортно. Слова доступны, понятны. Изучаемый материал сложен, но благодаря объяснениям легок в усвоении. Организация самого процесса обучения просто великолепна.
Конечно, я бы с удовольствием посмотрела еще и деток.
С уважением, Н. Шарипзянова.

Отзыв 2

Большое спасибо!
Курс прошел очень легко. Понравился способ преподавания: чередование теории и практики. Практически не устаешь. От курса получила всё, что ожидала: достаточная теоретическая база и практика в 3 этапа (демонстрация, на себе, на другом человеке). Очень хочется сразу попробовать на практике, полученные знания применить в работе.
До занятий пробовала применять массаж, но не получалось. Сейчас есть уверенность, что все получится.
С уважением и благодарностью, Юлия.

Отзыв 3

Курс «Логопедического массажа» очень хорошо составлен: материал был изложен в логической последовательности, доступно, постоянно осуществлялся перенос полученных знаний на практические действия. Очень ценны для меня те замечания, которые делались по ходу показа массажных действий (указания на частые ошибки, допускаемые при выполнении массажа). Также понравилась форма записи информации в виде картинок с пояснениями. Порадовало то, что в группе было всего 8 человек, и каждому удалось побывать то на месте логопеда, то на месте ребенка (ощутить на себе массажные действия). Сейчас хочется побыстрее вернуться на рабочее место и применить полученные знания и навыки.
Хочется выразить огромную благодарность за интересный, проведенный на высоком профессиональном уровне мастер-класс.

Отзыв 4

1. Доступно и в большом объеме подан материал.
2. Очень логично и последовательно.
3. Все теоретические знания в процессе занятий систематизируются.
4. Смена теоретических занятий на практические дает возможность не только усвоить теоретический материал, но и понять окончательно зачем, почему и как выполнять практические действия.
5. Практические навыки формируются на занятиях.
6. Очень внимательное, терпеливое отношение к обучающимся.
7. Обучение дало возможность обновить, освежить, систематизировать теорию и получить высокопрофессиональные практические навыки.
Огромное спасибо.

Отзыв 5

Выражаю благодарность за прекрасное проведение мастер-класса.
Курс прошел очень легко, был прочитан и показан в доступной форме.
От проведенного курса получила все, что ожидала.
Не вызывает сомнения целесообразность использования приёмов логопедического массажа в коррекционной работе.
До этого читала, слышала, пробовала делать массаж, но не понимала и не ощущала как и в каких случаях необходимо применение логопедического массажа.
Из полученных теоретических и практических навыков теперь понимаю, что логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния.
Я бы с удовольствием посмотрела бы этот метод на детках, чтобы еще лучше понять разницу между речевыми проблемами.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Валерия.

Отзыв 6

Новое:
1. Зависимость массажных комплексов от определенной группы мышц.
2. Новые тактильные ощущения.
3. Функции мышц речевого аппарата были рассмотрены очень подробно.

Важное:
1. Показания и противопоказания к назначению массажа.
2. Использование приемов активирующего и расслабляющего массажа.
3. Последовательность выполнения массажных движений в зависимости от характера нарушения.

Интересное:
1. Интересное изложение курса, которое не напрягает, а располагает к работе и восприятию новой информации.
2. Возможность тренировки на живом материале и получение новых ощущений на себе.

Хотелось бы:
1. Чтобы курс массажа был совмещен с курсом диагностики и коррекции дизартрии.
2. Чтобы была возможность увидеть нарушения на детях (только посмотреть).
Особенная благодарность за творческую организацию процесса обучения и доступное изложение трудного материала.

Отзыв 7. О семинаре-практикуме «Логопедический массаж»

За время обучения узнала очень много нового, особенно в области анатомии артикуляционной мускулатуры (какая мышца за что отвечает), и как эти знания можно применить на практике.
Очень понравилась организация курса: чередование теоретических частей с практическими. Важно, что дается возможность не только овладеть приёмами массажа, но и испробовать действие массажных движений на себе, выступая в роли клиента.
Отдельную благодарность хочется выразить Елене Александровне за внимательное отношение и индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Курс интересный, доступный, идеально подходит для последипломного образования.

Из отзывов слушателей:

"Нельзя научиться массажу по книгам и рисункам. Нужно все увидеть своими глазами и под чутким руководством педагога попробовать поработать руками. Только так можно почувствовать мышцы пациента и получить уверенность в своих действиях, перестать бояться действовать. Семинар дал уверенность действиям, осознанность этих действий. Спасибо."

"Очень хорошо построены занятия - знания получает не только голова, но и руки. Пропадает страх, как подойти к ребенку, с чего начать, что делать."

"Огромный объем теоретического и практического материала за несколько дней, но все очень ясно и интересно. Главное, что теперь я смогу работать с каждым дизартриком целенаправленно и осмысленно."

"Я получила ответы на многие вопросы, которые возникали у меня во время работы с детьми."

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

**

Уважаемые коллеги! Подскажите пожалуйста, может ли логопед практиковать логопедический массаж если у него нет никаких документов о прохождении курсов логопедичесокого массажа?


Лариса

Очень двойственное отношение к этому вопросу.

Что вы подразумеваете под практикой логопедического массажа? Включение его в частные и официальные занятия?

Я считаю, что вы имеете на это право. Это мое личное мнение. Если этого нельзя делать, то почему студенты логопеды сейчас проходят практический (а не теоретический) курс логопедического массажа (но там совсем маленький курсик)?

Но точно знаю, что в Москве, Санкт-Петербурге администрация образовательных учреждений запрещает логопедам без медицинского образования или других документов связанных с массажем применять на практике логопедический массаж.

Государственных документов (писем, приказов, рекомендаций), на основе которых выстраиваются эти запреты никто предоставить не может.


**

Я имею ввиду применение массажа в детском саду в логопедической группе.

У нас в Твери так же как в Москве и Питере это запрещено делать, как вы сказали без мед.образования или без документов о прохождении курсов лого массажа. Но ведь, профессия наша предполагет, то что мы знаем и умеем это делать. Нас же ведь этому учат.

А вы применяте маасаж на практике? Можете посоветовать какую-либо литературу по лого массажу, кроме Новиковской и Краузе? Есть еще что-нибудь стоящее?


Мария

Ольга

У Крупенчук в книге "Поговори со мною мама!" Из серии " Уроки логопеда" Есть массаж названный логопедическим, но он настолько прост, что,по-моему, справедливо помещён в книге обращённой к родителям. Его можно и как самомассаж применять, дети легко ему учатся. И им нравится это действо. :-$


**

Спасибо большое за советы, обязательно найду эти книги.

А вы сами применяте логомассаж? Он на самом дель столь чудодейственный как многие говорят?


Ирина

Мне очень нравится использовать в работе самомассаж языка с целью его расслабления. (Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 1999, с. 28-29):

Я зычок погладим ласково губами,

А затем постукаем бережно губами,

Я зычок погладим ласково зубами,

Нежно покусаем мы его зубами,

И опять погладим ласково зубами,

А потом похлопаем бережно губами

И в конце погладим ласково губами.

На каждую строчку у меня имеется карточка с символическим изображением её содержания (есть в книге). После такого самомассажа язык становится спокойным, расслабленным, послушным.


Мария

В применении любого массажа важна техника и систематичность. Наверное, я бы не назвала это чудодейственным, но результаты налицо, когда и например, из напряженного, спастичного, непослушного язык расслабляется, может принять артикуляционную позу, перестает быть "комом". Выравнивается тонус лицевых мышц у детей с выраженной гипомимией. Но вообще, конечно, эффективность логомассажа будет зависеть от многих факторов, вплоть до того сидит ребенок или лежит на спец.кушетке.


Юлия

Собираюсь на курсы, в москве это около 10 тыс. рублей, без них нельзя, сертификат официальный. Но.. делаю, зубной щёткой, конечно лёжа, стихи свои, что б интересно было, и детям нравится. А что делать, такие тяжёлые ребятки в последнее время.


Елена

курсы по массажу можно пройти в Москве за 5.ооо рублей в центре Логопед+. Курсы читает Новикова, она же и издала специальную литературу по зодовому массажу. В этом центре можно заказать зонды по массажу и литературу к ним- я себе такой приобрела. Литература доступна и проста для самообучения.


Юлия

Хотелось бы сертификат) И не у Новиковой. Но в этом учебном году набора уже нет. Какие наши годы)))


Ольга

Мария

Ольге Бурлаковой.

Тонус языка в первую очередь виден при выполнении артикуляционных проб при обследовании. Крайние варианты - язык комом или как "тряпочка" заметны сразу. Более тонкая неврологическая симптоматика определяется по динамическим движениям языка (часики, качели), когда смотрим на объем выполнения движения, правильность, переключаемость и др. Отклонения языка в сторону, провисание какой-либо части, тремор - характерные признаки нарушений.

Труднее всего поддаются диагностике стертые формы дизартрии, весьма хитрые и создающие много проблем при постановке..Очень советую книгу Винарской "Дизатрия".

Самому массажу училась у Дьяковой, когда она у нас преподавала в универ-те. Приемы по сути будут везде те же (поглаживания, перетирания, пощипывания и т.п.), просто надо для себя выбрать более понятню методику и начать по ней работать. Детям, которым массаж крайне необходим, стараюсь его делать 2-3 р. в нед.


Елена

У важаемые коллеги! кто учился очно, наверное, у всех есть свидетельство медсестры, поэтому это дает право делать логомассаж.

А ещё есть книга Блыскиной "Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж". Тоже хорошее пособие по массажу!!! (F)


Алина

А я сегодня вернулась из Москвы, была на курсах-семинаре Новиковой Е.В. по логопедическому зондовому массажу. Мне понравилось, доступно, интересно, опять-же - сертификат на руках:-) . Иногда, правда, слушали про Сталина, Лужкова, и т.п. лирические отступления присутствовали. Но методика заслуживает уважения. Молодец Елена Викторовна, что разработала свою систему. Спасибо центру "Логопед+" за хорошую организацию семинара. Ксатати, у них еще много интересных курсов предлагается, и много интересных пособий для логопедов. :-$ .


Профессия: Преподаватель курсов: Медицинский массаж,Лечебно-оздоровительное питание,Офтальмологический массаж, Метамерная медицина,Массаж при остеохондрозе, Массаж при сколиозе

Научная степень: кандидат медицинских наук

Стаж работы: 41 год, Кандидат медицинских наук, лауреат Ломоносовской премии, кавалер ордена Н.И. Пирогова, член Академии медико-технических наук. Преподаватель курсов: Медицинский массаж, Лечебно-оздоровительное питание, Офтальмологический массаж. Кандидат медицинских наук, лауреат Ломоносовской премии, кавалер ордена Н.И. Пирогова, член Академии медико-технических наук, автор методики метамерного массажа, принципы которого изложены в книгах: «Метамерная медицина», а также в электронных книгах: "Метамерная медицина и экологическая терапия", " Атлас метамерной медицины", "Самодиагностика нарушений зрения в домашних условиях". К 2015 году опубликовано около 20 учебных пособий для абитуриентов по химии и биологии, 2 монографии по проблемам метамерной медицины и около 40 научных статей. В настоящее время к печати подготовлены еще 2 монографии, в которых продолжают развиваться идеи метамерной и экологической медицины и около 8 учебников, посвященных различным вопросам медицины. Сидоров Евгений Петрович окончил медико-биологический факультет 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова в 1975 г. Кандидатская диссертация просвещенна проблемам транспорта ионов через мембраны эритроцитов в норме и патологии. Работал в РУДН на экологическом факультете, в должности доцента, академик АБОП.
Сидоров Евгений Петрович окончил медико-биологический факультет 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова в 1975 г. Кандидатская диссертация просвещенна проблемам транспорта ионов через мембраны эритроцитов в норме и патологии. Работал в РУДН на экологическом факультете, в должности доцента, академик АБОП. Сидоров Евгений Петрович - кандидат медицинских наук, лауреат Ломоносовской премии, кавалер ордена Н.И. Пирогова, член Академии медико-технических наук, автор методики метамерного массажа, принципы которого изложены в книгах: «Метамерная медицина», а также в электронных книгах: "Метамерная медицина и экологическая терапия", " Атлас метамерной медицины", "Самодиагностика нарушений зрения в домашних условиях".
Научные публикации:
- Общая биология.Учебник 228 стр.1998 г. Москва, Евразийский континент, 1998, 228 с.

Химический справочник. Учебник 240 стр.1998 г М., 1998 г.«Евразийский континент» 240 с.

Использование вибромассажеров для диагностики и лечения тезисы.2 стр.1998 г.В сб. Оротерапия, доклады академии проблем гипоксии.ТII,Киев.,1998. 127-128.
- Диагностика и лечение с помощью вибромассажных матрасов. тезисы 2 стр. 1998 г В сб. Оротерапия, доклады академии про-блем гипоксии. Т.II, Киев., 1998. 125-127
- Оптимизация гирудотерапии. Статья 12.1999 г.В сборнике Прерывистая нормобарическая гипокситерапия. Доклады Академии проблем гипоксии Российской Федера-ции. М.,1999, т.3. с. 228 - 239.
- Влияние диеты из овощных культур на уменьшение числа жалоб пациентов с различными видами патологий. статья 5 стр.2000 г.сборник Актуальные проблемы экологии и природопользования. М., Российский университет дружбы народов, 2000, 205 - 210.
- Экотерапия - новая лечебно-диагностическая компьютерная технология. Тезисы 2 ст.2001 г.В сборнике Эколого-физиологические проблемы адаптации. Материалы Х международного симпозиума. 29 - 31 января 2001 г. 483-484.
- Коррекция адаптационных механизмов при логоневрозах. Тезисы 2.2001 г Материалы Х международного симпозиума. 29 - 31 января 2001 г. 74-75.
- Влияние факторов внешней среды на безопасность дорожно-транспортного движения. Тезис 3.1999 г В сборнике Международные научные исследования и глобальные проблемы национальной безопасности в XXI веке. Тезисы докладов научной конференции 17 – 20 мая 1999, М., 2000, 24-26.
- Распределение величин артериального давления и пульса у детей Свердловской области. Статья 6 стр.2001 г.В сборнике «Актуальные проблемы экологии и природопользования (выпуск 2). М., издательство РУДН, 2001, 86-91.
и другие публикации.