Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Педагогическая деятельность в соответствии с новым ФГОС требует от учителя наличия системы специальных знаний в области анатомии, физиологии, специальной психологии, дефектологии и социальной работы .
Только сейчас Вы можете пройти дистанционное обучение прямо на сайте "Инфоурок" со скидкой 40% по курсу повышения квалификации (72 часа). По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна).
Речевая карта обследования младших школьников
Библиотека
материалов
РЕЧЕВАЯ КАРТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1. Фамилия, имя ___
2. Дата рождения ______________________________ Школа_____________ Класс ___________
3. Адрес ____________________________________________________ _____________________
4. Сведения о родителях: Мать_______
Отец______________________________________________________________________________
5. Дата зачисления на логопункт______________________________________________________
4. Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку____________________________
5. Заключение психиатра __________________________________________________________
6. Заключение окулиста ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
7.Состояние общей моторики_________________________________________________________
8.Состояние мелкой моторики________________________________________________________
9. Состояние артикуляционного аппарата:
губы: _______________________________________________________________________
зубы: _______________________________________________________________________
твёрдое нёбо: ________________________________________________________________
мягкое нёбо: ________________________________________________________________
прикус: ___________________________________________________________________
язык: _____________________________________________________________________
Серия №-1 – Исследование звукопроизношения. (Максимально - 100 баллов).
1. Исследование состояния звукопроизношения. (Максимально - 50 баллов).
Инструкция: повторяй за мной предложения.
Собака ест мясо._________________________________________________________________
Сима и Сеня весело смеялись._____________________________________________________
У Зои заболели зубы._____________________________________________________________
У Зины зимой зябнет нос._________________________________________________________
Курица с цыплятами около колодца.________________________________________________
У Маши новая шуба и шапка._____________________________________________________
Жук жужжит.___________________________________________________________________
Щёткой чищу я щенка.___________________________________________________________
Девочки и мальчики скачут как мячики.___________________________________________
Лампа упала со стола.____________________________________________________________
Лида и Лена гуляли на улице.______________________________________________________
У Раи на руке рана.______________________________________________________________
Рита с Риммой варят рис._________________________________________________________
Яша ел сладкие яблоки. Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки. Юра играет в хоккей клюшкой. ______________________________________________________________________
Катя кладёт кубики в пакет._______________________________________________________
Гена купил книги в магазине.______________________________________________________
Тихон покупает духи для мамы.____________________________________________________
Дина будет доктором.____________________________________________________________
У кота пушистый хвостик.________________________________________________________
Нарушения других звуков
Оценка результатов: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы; 2 балла – нестойкое употребление звука; 1,5 балла – неправильное воспроизведение предложения при сохранном изолированном звуке; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы.
2. Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. (Максимально – 50 баллов)
Инструкция: повтори.
[с - ш] У Саши шесть стёклышек.__________________________________________________
[з - ж] У Зои жёлтый зонт.________________________________________________________
[ш - ж] У кошки лежат ложки в лукошке.____________________________________________
[с - з] Соня отдала Зое зайку и сачок._______________________________________________
[сь - ч] У Сонечки семечки._______________________________________________________
[ть - ч] Надо чинить выключатель._________________________________________________
[ ч - щ] Часовщик чинит часы._____________________________________________________
[ч - ц] Чайка отличается от цапли.__________________________________________________
[ч - ш] Чебурашка пьёт из чашки.__________________________________________________
[с - ц] Лисица сцапала курицу._____________________________________________________
[щ -сь] У щуки усищи.____________________________________________________________
[л - р] Клава рвала спелые груши.__________________________________________________
[д – т, дь - ть] Дети гостили в деревне. Там собака Линда сторожила дом.________________
[к - х] Катя на кухне. ____________________________________________________________
[в - ф] Фарфоровая ваза стоит в столовой на буфете.__________________________________
[к - г] У Кати Гагариной короткие косы._____________________________________________
[ц - ть] Тиме в окошко светит солнце._______________________________________________
[ш - щ] У Миши Щукина хорошие товарищи.________________________________________
[б - п] Борин папа купил машину Победу.___________________________________________
Нарушения других звуков
Оценка результатов: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы.
Серия №2 – Исследование фонематического слуха. (Максимально – 100 баллов).
1. Исследование возможности воспроизведения слогов. (Максимально – 20 баллов).
Инструкция: послушай и повтори за мной слоги.
А: са – ша – са _____________ Б: за – за – жа – за__________________
ца – са - ца______________ ча – ча – ща – ча_________________
ба – па – па______________ ка – га – га – ка__________________
тя – ча – тя______________ па – пя – па – пя_________________
ра – ла – ра______________ ря – ля – ря – ря_________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 1 балл –самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
(Максимально - 20 баллов)
Инструкция: послушай и повтори за мной слова
день – тень____________________________________
мишка – миска_________________________________
бочка – почка__________________________________
кот – год – ход_________________________________
том – дом – ком___________________________________
Оценка результатов: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование возможностей воспроизведения предложений. (Максимально - 20 баллов)
4. Исследование фонематических представлений. (Максимально - 20 баллов).
Инструкция: назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с].
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Исследование возможности фонематического анализа. (Максимально – 20 баллов)
Инструкция: назови в словах все звуки по порядку.
Мак, утка, кит, кошка, капуста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка результатов: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия №3 – Исследование слоговой структуры. (Максимально – 100 баллов)
1. Исследование возможности называния картинок. (Максимально – 25 баллов)
Инструкция: назови картинки.
Дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист, скатерть.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка результатов: 5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование возможности воспроизведения слов. (Максимально – 35 баллов)
Инструкция: повтори за мной слова.
Строительство, серпантин, часовщик, репетиция, сквозняк, дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист, скатерть.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка результатов: 3,5 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование возможности воспроизведения предложений. (Максимально – 20 баллов)
Инструкция: послушай и повтори за мной предложения.
Мама расчёсывает волосы перед зеркалом.__________________________________________
Регулировщик регулирует движение._______________________________________________
Водопроводчик чинит водопровод._________________________________________________
Чистильщик чистит обувь.________________________________________________________
Оценка результатов: 5 баллов – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование навыка слогового анализа. (Максимально – 20 баллов).
А. Инструкция: подели слова на слоги.
Кит, вишня, виноград, смородина.__________________________________________________
Б. Инструкция: подбери слова, состоящие из 1-го слога.__________________________________
__________________________________________________________________________________
В. Инструкция: подбери слова, состоящие из 2-х слогов.__________________________________
__________________________________________________________________________________
Г. Инструкция: подбери слова, состоящие из 3-х слогов.__________________________________
__________________________________________________________________________________
5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия №4 – Исследование состояния словаря. (Максимально – 100 баллов)
1. Исследование состояния номинативного словаря (Максимально 50 баллов):
А. Предмет и его части:
Инструкция: назови предмет и части, из которых он состоит.
чайник ________________________________________________________________________
кукла__________________________________________________________________________
машина________________________________________________________________________
сапог__________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 1,5 балла –выполнение пробы с ошибками; 1 балл – название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребёнка, 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Объяснение лексического значения слов.
Инструкция: объясни, что такое?
огород _________________________________________________________________________
подоконник_____________________________________________________________________
клумба ________________________________________________________________________
поезд __________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2,5 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
В. Обобщающие понятия:
Инструкция: послушай и назови одним словом.
яблоко, груша, банан_____________________________________________________________
олень, волк, барсук______________________________________________________________
берёза, дуб, осина________________________________________________________________
ручка, ластик, тетрадь____________________________________________________________
самолёт, такси, автобус___________________________________________________________
Инструкция: назови предметы, относящиеся к:
мебели_________________________________________________________________________
инструментам___________________________________________________________________
насекомым_____________________________________________________________________
обуви__________________________________________________________________________
грибам_________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Подбор слов-предметов к словам- признакам:
Инструкция: про что могу сказать?
Увлекательное__________________________________________________________________
Хорошее_______________________________________________________________________
Морозный______________________________________________________________________
Звонкая________________________________________________________________________
Холодное_______________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2. Исследование предикативного словаря (Максимально – 20 баллов)
утка ___________________________________________________________________________
петух__________________________________________________________________________
гусь ___________________________________________________________________________
лошадь ________________________________________________________________________
ворона ________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Инструкция: скажи, кто как передвигается?
Лошадь________________________________________________________________________
Ворона_________________________________________________________________________
Рыба___________________________________________________________________________
Человек________________________________________________________________________
Черепаха_______________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
3. Исследование словаря признаков: (Максимально 10 баллов)
Инструкция: подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5 – 6 слов)
осень (какая?)___________________________________________________________________
друзья (какие?)__________________________________________________________________
вечер (какой?) __________________________________________________________________
ведро (какое?) __________________________________________________________________
Оценка результатов: 2,5 балла - подбор не менее 5-и слов-признаков; 1,5 балла – подбор не менее 3-х слов-признаков; 0,5 балла – подбор 1-го, 2-х слов-признаков; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
4. Исследование словаря антонимов. (Максимально – 10 баллов)
Инструкция: скажи наоборот.
день, весна, мороз_______________________________________________________________
большой, низкий, широкий_______________________________________________________
сесть, говорить, ссориться________________________________________________________
расстегивать, входить, наливать___________________________________________________
темно, далеко, быстро____________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1 балл – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
5. Исследование словаря синонимов: (Максимально – 10 баллов)
Инструкция: как сказать по-другому?
лётчик_________________________________________________________________________
шофёр_________________________________________________________________________
врач ___________________________________________________________________________
печальный _____________________________________________________________________
Оценка результатов: 2,5 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1,5 балла – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 1 балл – выполнение с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Серия №5. Исследование грамматического строя речи. (Максимально–100 баллов)
1.Исследование навыков словообразования: (Максимально – 50 баллов)
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Инструкция: назови ласково.
книга__________________________________________________________________________
воробей ________________________________________________________________________
стул___________________________________________________________________________
ковер __________________________________________________________________________
хлеб ___________________________________________________________________________
гриб___________________________________________________________________________
топор__________________________________________________________________________
белка__________________________________________________________________________
скамейка_______________________________________________________________________
Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б. Образование названий детёнышей:
у лисы _________________________________________________________________________
у козы _________________________________________________________________________
у утки _________________________________________________________________________
у собаки________________________________________________________________________
у свиньи _______________________________________________________________________
В. Образование глаголов префиксальным способом :
Инструкция: рассмотри картинки и назови действия
наливает____________________________________________________________________
переливает_____________________________________________________________________
выливает_______________________________________________________________________
подошёл_______________________________________________________________________
вышел_________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Г. Образование относительных прилагательных :
скамейка из дерева_______________________________________________________________
тетрадь из бумаги________________________________________________________________
сумка из кожи __________________________________________________________________
шуба из меха ___________________________________________________________________
сок из моркови _________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Д. Образование притяжательных прилагательных
Инструкция: у собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы - …
у лошади_______________________________________________________________________
у медведя_______________________________________________________________________
у льва__________________________________________________________________________
у тигра_________________________________________________________________________
у овцы_________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
2.Исследование навыков словоизменения (Максимально – 50 баллов)
А: образование существительных множественного числа:
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.
одно ухо, а много – это ___________________________________________________________
утёнок _________________________________________________________________________
стул ___________________________________________________________________________
ведро__________________________________________________________________________
книга __________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.
Б.предложно - падежные формы :
Инструкция: ответь на вопросы по картинкам.
Куда идут девочки? Где лежит лекарство?___________________________________________
Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство?__________________________________
Где висит одежда? Где лежит торт?_________________________________________________
Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт?_______________________________________
Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?___________________________________________
Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?_____________________________________
Где сидит ёжик? Где находится крючок?____________________________________________
Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок?_______________________________________
Где летает змей? Где сияет радуга?_________________________________________________
Где находится волк? Где стоит заяц?________________________________________________
Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с 1 ошибкой; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
В.падежные конструкции
Инструкция: ответь на вопросы.
Кого ты видел в зоопарке?________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?___________________________________
__________________________________________________________________________________
К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?______________________________
__________________________________________________________________________________
Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?__________________________
__________________________________________________________________________________
На чем катаются дети?___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Г.Согласование прилагательных с существительными:
Инструкция: договори слово.
портрет краси…_________________________________________________________________
стаканчик бумаж…______________________________________________________________
улыбка приветли…______________________________________________________________
дни тёпл…_____________________________________________________________________
окно гряз…_____________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
Д.Согласование существительных с числительными:
Инструкция: посчитай по два и по пять.
Дом___________________________________________________________________________
Окно__________________________________________________________________________
Ведро__________________________________________________________________________
Дерево_________________________________________________________________________
Кукла__________________________________________________________________________
Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения
Серия № 6 - Исследование связной речи. (Максимально 100 баллов)
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Максимально 50 баллов)
Инструкция: посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и постарайся составить рассказ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка проводится по трём критериям:
А Критерий смысловой целостност и: 20 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён; 0 баллов – отсутствие описания ситуации.
Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания : 20 – баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 2,5 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.
2.Пересказ прослушанного рассказа (максимально 50 баллов)
Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать по памяти.
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка проводится по тем же трём критериям, что и для рассказа по серии картинок:
А Критерий смысловой целостности: 20 баллов –пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 – баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён, либо допускается дополнение посторонней информации; 0 баллов –невыполнение.
Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания : 20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл –пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – пересказ недоступен.
В Критерий самостоятельности выполнения задания : 10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 5 баллов – пересказ с минимальной помощью (1 –2 вопроса) или после повторного прочтения; 2,5 балла –составление пересказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обследование письма.
а) дисграфические ошибки
Оптические
Акустические
Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Аграмматические
Списывание
Диктант
Изложение
б) орфографические ошибки ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование чтения.
а) Техника чтения: побуквенное, послоговое, беглое _______________________________________________________________________________
медленное, быстрое, плавное, угадывающее _______________________________________________________________________________
монотонное, выразительное _______________________________________________________________________________
б) Дислексические ошибки _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ (точный, неточный) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Понимание прочитанного (поверхностное, полное) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение логопеда: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты мониторинга школьников.
Ф.И. ______________________________ дата проведения мониторинга
1.Звукопроизношение
Max = 100
2.Фонематический слух Max = 100
3.Слоговая структура слова Max = 100
звукопроизношение
Max = 50
диф-ция
Max = 50
воспроизведение
Max = 60
представления
Max = 20
анализ
Max = 20
называние
картинок
Max = 25
воспроизведение
слов
Max = 35
воспроизведение
предложений
Max = 20
Речевая карта
Фамилия, имя, отчество _________________________________________________
Класс_____________________________
Дата поступления в МС (к) ОУ школу-интернат № 11 __________________
Дата обследования _________________
Общие сведения
Дата рождения _________________________________________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________
Диагноз психоневролога _________________________________________________________
Диагноз отоларинголога __________________________________________________________
Данные окулиста ________________________________________________________________
Получал ли логопедическую помощь, где и продолжительность занятий ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о родителях:
Б) здоровье
Мать-____________________________________________________________________________
Отец-____________________________________________________________________________
В) образование, место работы
Мать-____________________________________________________________________________
Отец- ____________________________________________________________________________
Г) социальные условия: благоприятные, неблагоприятные.
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать голову (норма 2-3 месяца)___________________________________
Когда стал самостоятельно садиться (норма 5-6 месяцев)___________________________
Когда стал ходить (норма к концу первого года жизни)_____________________________
Речевой анамнез
Гуление (норма 2-3 месяца)____________________________________________________
Лепет (норма 5-6 месяцев)_____________________________________________________
Первые слова (норма к 1 году)__________________________________________________
Первые фразы (из 3 х слов) (норма к 2г.) _________________________________________
Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет___________________________
Вывод : анамнез не отягощенный, отягощенный.
Состояние общей моторики
Вывод: - в норме, без особенностей.
Особенности общей моторики:
качество выполнения движения: точные, плавные; хаотичные, прерывистые
последовательность выполнения движения: +, -
память на двигательную программу: +, -
умение воспроизводить координированные движения, особенности переключения с одного движения на другого ___________________________________________________
темп выполнения движения: нормальный, замедленный, ускоренный
повышение тонуса мышц всего тела: есть, нет
гиперкинезы: есть, нет
сопутствующие движения: нет, есть _________________________________
Состояние мелкой моторики
Вывод: - в норме, без особенностей.
Особенности мелкой моторики:
дифференцированность, координированность движений: +, -
трудности выполнения правой рукой, левой рукой;
трудности переноса позы справа налево: есть, нет
затруднения в пространственной ориентировке рук: есть, нет
явления зеркальности: есть, нет
ритмичность выполнения движения: +, -
длительность поиска поз: норма, длительный поиск позы
наличие способности синхронно выполнять движения обеими руками: +, -
трудности переключения: есть, нет
Состояние мимической мускулатуры
Вывод: - в норме, без особенностей.
Особенности мимической мускулатуры:
трудности переключаться с одной позы на другую: есть, нет
амплитуда движения: широкая, ограниченная
контроль за собственными действиями: +, -
Строение артикуляционного аппарата.
выраженные, сглаженные носогубные складки;
симметричные, несимметричные;
прикус: норма, прогения, прогнатия, передний открытый, боковой открытый, перекрестный прикус.
язык: норма, толстый, маленький, длинный, узкий.
твердое небо: норма, высокое, узкое, низкое, плоское.
уздечка: норма, отсутствует, укороченная, короткая, толстая, утолщенная.
зубы: норма, редкие, кривые, мелкие, кариозные, внечелюстные дуги.
мягкое небо: нормальное, укороченное, малоподвижное, расщелина маленького язычка, отсутствие его.
губы: норма, излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа.
Вывод : строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.
Двигательная функция артикуляционной моторики.
Вывод :
Темп выполнения: норма, замедленный, напряженный.
Качество выполнения: без ошибок, с ошибками:
длительный поиск позы, трудности переключаться с одной позы на другую, застревание на какой-то одной позе, неполный объем движения;
Синкинезии;
Гиперкинезы;
Тремор языка;
Цианоз языка, носогубного треугольника;
Девиация языка влево или вправо.
Просодическая сторона речи.
Темп: норма, быстрый,медленный, ускоренный, замедленный.
нормальный, громкий, тихий, крикливый, сиплый, назализованный, затухающий.
немодулированный, модулированный.
Разборчивость: речь ясная, смазанная.
Мелодико-интонационная окраска речи: выразительная, маловыразительная, монотонная.
Дыхание:
нормальное, прерывистое, шумное, поверхностное,
верхнее, нижне – диафрагмальное, грудное, смешанное
выдох продолжительный, плавный, укороченный, сильный, толчкообразный, короткий.
речь организует на выдохе, на вдохе.
Вывод : отклонений не имеет, сформирована с отклонениями, просодическая сторона речи нарушена.
Состояние звукопроизношения
изолированно | ||||||||||||||||||||||||
в слогах | ||||||||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||||||||
в тексте |
Вывод : произношение нормальное, искажение, отсутствие звука, замена, смешение.
Фонематические слух, восприятие.
Вывод: фонематические процессы в норме, сформированы недостаточно, не сформированы, нарушены.
Навыки звукового анализа и синтеза.
Вывод:
1) навыки звукового анализа соответствуют норме, сформированы недостаточно,
не сформированы.
2) навыки звукового синтеза соответствуют норме, сформированы недостаточно,
не сформированы.
Звуко-слоговая структура слова
Вывод : в норме, нарушена: а) элизии – усечение слога или слогов (сипед);
б) персеверации – застревание на отдельных слогах (мамамагазин);
в) перестановки слогов (маколо);
г) антиципации – уподобление одного слога другому (ядиди);
д) иттерации – добавление гласной (тырава);
е) контаминации– соединение элементов нескольких слов в одно слово (кабутка, белток).
Импрессивная речь.
Вывод : в норме, развита недостаточно, нарушена.
Экспрессивная речь.
Вывод:
I . Словарь:
соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, словарь ограничен обиходно-бытовыми рамками.
II . Обследование словообразовательных навыков
словообразовательные навыки соответствуют возрасту; сформированы не в полном объеме; не сформированы.
III . Грамматический строй
соответствует возрасту.
нарушен: наблюдаются аграмматизмы (нарушение в согласовании, управлении, примыкании)
не сформирован.
Связная речь
Вывод:
Рассказ соответствует ситуации; не соответствует ситуации;
Использование простых фраз из 2-3 слов. Развернутая фраза из 4-7 слов. Развернутая фраза с элементами лексико-грамматического и фонематического недоразвития.
Понимание текста: правильно передает смысл текста, допускает смысловые неточности, не понимает смысл.
Структурирование текста: умеет последовательно и точно строить пересказ (рассказ), последовательность событий пересказа (рассказа) нарушена.
Грамматика: правильное построение предложений, нарушение согласования, управления, примыкания при составлении предложений.
Плавность речи: пересказ самостоятельный, требуются подсказки педагога по ходу пересказа.
Заключение ПМПК __________________ района №_____ от /___________/
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма
1. Формальные данные.
фамилия, имя__________________________________ школа, класс______________________
2. История речевого развития.
время проявления первых слов, фраз_______________________________________________
как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему)____________________
_
3. Слух и зрение.
состояние слуха; хорошо слышит, тугоухость, слышит ли шепотную речь. С какого времени тугоухость_______________________________________________________________________
хорошо ли видит, ослабленное зрение. С какого времени?_____________________________
хорошо ли видит линейки?___________________
4. История обучения чтения и письму_______________________________________________
с какого времени начал обучаться грамоте?__________________________________________
какие трудности встречались при обучении грамоте?__________________________________
оставался ли на второй год и в каком классе?_________________________________________
5. Понимание речи.
полное, неполное понимание отдельных слов, фраз____________________________________
может выполнить поручение, выраженное фразой в три-пять слов_______________________
6. Устная речь ребенка.
словарь (богатый, бедный) и структура слова (постановка звуков и слогов, сокращение слов, недоканчивание их) _____________________________________________________________
грамматический строй ___________________________________________________________
Фонематическая сторона речи______________________________________________________
Темп быстрый, медленный_________________________________________________________
Произношение (речь ясная, смазанная, косноязычная)_________________________________
Какие звуки отсутствуют, как заменяются?___________________________________________
Какие звуки смешивает?__________________________________________________________
7. Фонематический слух.
умеет ли разделить предложение на отдельные слова? Умеет ли разделить слог и слова разной трудности на звуки?________________________________________________________
правильно ли произносит оппозиционные звуки в словах и слогах?_______________________
8. Чтение.
беглое, слоговое, побуквенное чтение_______________________________________________
правильное, неправильное по догадке______________________________________________
в каких словах затрудняется и в каких делает ошибки?________________________________
зеркальное чтение_______________________________________________________________
понимание прочитанного__________________________________________________________
9. Письмо.
знает ли написание всех букв (строчных, заглавных)?__________________________________
какие буквы смешивает при написании с какими?_____________________________________
умеет ли списывать без ошибок, понимает ли списанное?_______________________________
может ли писать самостоятельно только отдельные слова или фразы под диктовку с предварительным звуковым анализом и без него?_____________________________________
какие делает ошибки (пропуски букв, слогов, перестановка слогов, недописывание слов, искажение слов, замена букв)?____________________________________________________
10. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность)_________
_______________________________________________________________________________
Логопедические заключение ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ
Анкетные данные
Фамилия, имя___________________________________________________________________
(Для школьника: № школы, класс)
Логопедическое заключение __________________________________________________________
Сведения о семье
Мать___________________________________________________________________________
Отец___________________________________________________________________________
Наследственные заболевания _________________________________________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________________
Развитие речи
Время появления гуления_____________________________________________________________
лепета_________________________________________________________________________
первых слов ____________________________________________________________________
фразы _________________________________________________________________________
Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.)_____________________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнооб-разное) _____________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года________________________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи__________________________________
Бывают ли периоды плавной речи___________________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено _______________________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
в семье ________________________________________________________________________
в общении со сверстниками________________________________________________________
в незнакомой обстановке__________________________________________________________
(Для школьников: как шло усвоение школьного материала ____________________________
влияет ли заикание на успеваемость в школе ________________________________________
Отношение ребенка к заиканию____________________________________________________
Есть ли страх речи _______________________________________________________________
Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка _____________________________________
Занятия с логопедом: где — когда__________________________________________________
по какой методике_______________________________________________________________
Как долго занимался_____________________________________________________________
Результат ______________________________________________________________________
Причина рецидива _______________________________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, пове-дения, общительности и взаимоотношений ребенка с други-ми людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)______
_______________________________________________________________________________
Данные объективного обследования Состояние слуховой функции
1. Слуховое внимание___________________________________________________________
2. Восприятие речи _______________________________________________________________
Состояние моторных функций Общая моторика
1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой)________________
2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.)___________________________
(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)
Мелкая моторика
1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________________
2. Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)______________________________________________________________________
3. Манипуляции с мелкими предметами______________________________________________
Конструктивный праксис __________________________________________________________
Навыки работы с карандашом, ручкой ______________________________________________
4. Для школьников: состояние графомоторных навыков _______________________________
5. Наличие леворукости __________________________________________________________
Мимика и артикуляторная моторика
1. Мимические движения__________________________________________________________
(особенности мимики при речи ____________________________________________________)
2. Одиночные движения и серии движений органов артику-ляции ________________________
Строение органов артикуляционного аппарата________________________________________ Состояние импрессивной речи _____________________________________________________
1. Пассивный словарь_____________________________________________________________
2. Понимание логико-грамматических конструкций ___________________________________
Состояние экспрессивной речи
1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов _______________________________
2. Активный словарь______________________________________________________________
3. Грамматический строй речи _____________________________________________________
Состояние фонематических функций
1. Фонематическая дифференциация ________________________________________________
2. Фонематический анализ_________________________________________________________
3. Фонематический синтез_________________________________________________________
4. Фонематические представления __________________________________________________
Состояние дыхательной функции
Тип дыхания____________________________________________________________________
Ритмичность дыхания ____________________________________________________________
Характер вдоха при речи__________________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха _______________________________________________
Состояние просодических компонентов речи
1. Темп речи____________________________________________________________________
Ритм речи ______________________________________________________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого выска-зывания ____________________
Высота _________________________________________________________________________
Тембр _________________________________________________________________________
Особенности модуляций _____________________________________________________________
3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) ____________________
4. Внятность речи ________________________________________________________________
Логопедическое заключение
Степень тяжести заикания________________________________________________________
Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания___________________________
Степень фиксированности на заикании______________________________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка ________________________________
Другие нарушения устной и письменной речи ________________________________________
Перспективный план коррекционной работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА ученика _______класса
_______________________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата
Подвижность, переключаемость____________________________________________________
губы______(норма, толстые, тонкие, асимметрические, укороченные, малоподвижные, парез)
зубы________________________________(мелкие, крупные, лишние, недостающие, норма)
язык__________(норма, большой, мясистый, длинный, узкий, малоподвижный, парез, тремор)
небо__________________________________________(высокое, норма, узкое, очень низкое)
челюсти__________________________________________---------------------___________(прогнатия, прогения)
прикус_________________________________________(норма, открытый, передний, боковой)
подъязычная уздечка_____________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи Темп и плавность речи _______________(быстрая, замедленная, прерывистая, с запинкой, норма)
Тип физиологического дыхания ___________________________________________________
объем, продолжительность, плавность речевого выдоха________________________________
Состояние моторной сферы
— Общая моторика:
естественные движения ___________________________________________________________
выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)__________________________________
Ручная моторика:
кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)__________________________
кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________
— Артикуляционная моторика:
движения нижней челюсти ________________________________________________________
движения губ____________________________________________________________________
движения языка________________________________________________________________
Работа мышц лицевой мускулатуры ________________________________________________
Звукопроизношение
Звуки | Характер произношения звуков |
||
изолированно | в словах | во фразах |
|
[б]-[п]-[м] | |||
[в]-[ф] | |||
[ д ] - [к]-[н] | |||
[г]-[к]-[н] | |||
[С] [С"] | |||
[л" ] [л] | |||
[Р"] [Р] |
Состояние фонематических функций:
а) Способность к фонематическому анализу:
выделение ударного гласного в начале слова ________________________________________
выделение звука из слова _________________________________________________________
определение первого, последнего звука в слове ______________________________________
определение последовательности и количества звуков в слове __________________________
составление слова из последовательно названных звуков______________________________
б) Дифференциация звуков:
слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в про-изношении ____________________
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произ-ношении ______________________
слухо-произносительная дифференциация звуков ____________________________________
в) Фонематические представления:
нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук __________________________
подбор слов с заданным звуком ___________________________________________________
Состояние слоговой структуры слова______________________________________
Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструк-ции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п.;
б) понимание обобщающих слов: выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий:
— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);
— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за («Положи мячик и коробку, на стол, под стол» и т. п.).
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов суще-ствительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ло-жечка, мяч — мячик, кукла — куколка).
Окружающие предметы___________________________________________________________
Действие предметов_____________________________________________________________
Форма___________________величина__________________________цвет_________________
Классификация: части тела _____________________________; детеныши __________________________; кто где живет __________________; кто что ест _____________________; игрушки, мебель, транспорт;
Название предмета по описанию: которым расчесываются _______________________; вытирают лицо _____________;
Глагольный словарь в целом: ____________________________________________________
Подбор антонимов: чистый_______________высокий______________________________;
широкий____________________________тонкий__________________________________;
синонимов: чумазый_________________________дряхлая____________________________;
у ежа иголки ___________________________;
Исследование грамматического строя речи
1. Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений) _______________________________________________________________________________
2. Словоизменение (употребление предложно-падежных конструкций, согласование сущ. и прилагат. в роде и числе, дифференциация ед. и мн. числа, дифференциация глаг. соверш. и несоверш. вида, согласование сущ. и глаг. прошедшего времени в лице и роде)_________
_______________________________________________________________________________
3. Словообразование (образование названий женского рода, названий детенышей животных, образование прилаг. от сущ.)________________________________________
Состояние связной речи __________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций
Коммуникативность, отношение к своему дефекту ________________________________;
Интеллект: 4-й лишний ___________, нелепица ____________; запомни слово ____________; внимание ___________; организованность ______________; эмоц. сфера __;
Оценка навыка чтения
(скорость, побуквенное, слоговое, плавное, целыми словами, беглое, по догадке, выразительное)__________________________________________________________________
Оценка навыка письма
Графомоторные функции __________________, специфические ошибки (приложить образцы списывания, диктанта, сочинения)_________________________________________________
Логопедическое заключение_________________________________________________
Перспективный план коррекционной работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта
(для школьного логопункта)
1. Фамилия, имя, возраст.
3. Домашний адрес, телефон.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);
г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопункта).
Речевая карта (для логопункта) – Приложение 1 .
В строчке напротив задания записываются ответы ребёнка. Затем ответы оцениваются в соответствии с указанными уровнями.
Критерии для определения уровня выполнения задания.
Высокий – Ответ даёт верный. Самостоятельно выполняет задание. Активен в общении, умеет слушать, строить общение с учетом ситуации, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли.
Достаточный – Ответ верный при стимулирующей помощи взрослого. Ошибки исправляет самостоятельно или после небольшой помощи взрослого.
Средний – Не более двух ошибок в каждой серии заданий, которые исправляются после помощи стимулирующего характера. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Умение пользоваться ранее приобретёнными знаниями сформировано недостаточно.
Критический – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
Недопустимый – Затрудняется в понимании задания. Ответ дан неверно.
Результаты логопедического обследования отображаются в диаграмме (Приложение 2 ). Диаграмма позволяет дать полное и точное заключение состояния речи ребёнка, подойти системно к анализу нарушения, определить относительно сохранные функции и процессы. Это позволяет логопеду выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.
Список литературы:
- Боровцова Л.А. «Документация учителя-логопеда ДОУ» методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2003.
- Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» – М.: ТЦ Сфера, 2004.