Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Педагогическая деятельность в соответствии с новым ФГОС требует от учителя наличия системы специальных знаний в области анатомии, физиологии, специальной психологии, дефектологии и социальной работы .

Только сейчас Вы можете пройти дистанционное обучение прямо на сайте "Инфоурок" со скидкой 40% по курсу повышения квалификации (72 часа). По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна).

Речевая карта обследования младших школьников

Библиотека
материалов

РЕЧЕВАЯ КАРТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1. Фамилия, имя ___

2. Дата рождения ______________________________ Школа_____________ Класс ___________

3. Адрес ____________________________________________________ _____________________

4. Сведения о родителях: Мать_______

Отец______________________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопункт______________________________________________________

4. Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку____________________________

5. Заключение психиатра __________________________________________________________

6. Заключение окулиста ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

7.Состояние общей моторики_________________________________________________________

8.Состояние мелкой моторики________________________________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата:

    губы: _______________________________________________________________________

    зубы: _______________________________________________________________________

    твёрдое нёбо: ________________________________________________________________

    мягкое нёбо: ________________________________________________________________

    прикус: ___________________________________________________________________

    язык: _____________________________________________________________________

Серия №-1 – Исследование звукопроизношения. (Максимально - 100 баллов).

1. Исследование состояния звукопроизношения. (Максимально - 50 баллов).

Инструкция: повторяй за мной предложения.

    Собака ест мясо._________________________________________________________________

    Сима и Сеня весело смеялись._____________________________________________________

    У Зои заболели зубы._____________________________________________________________

    У Зины зимой зябнет нос._________________________________________________________

    Курица с цыплятами около колодца.________________________________________________

    У Маши новая шуба и шапка._____________________________________________________

    Жук жужжит.___________________________________________________________________

    Щёткой чищу я щенка.___________________________________________________________

    Девочки и мальчики скачут как мячики.___________________________________________

    Лампа упала со стола.____________________________________________________________

    Лида и Лена гуляли на улице.______________________________________________________

    У Раи на руке рана.______________________________________________________________

    Рита с Риммой варят рис._________________________________________________________

    Яша ел сладкие яблоки. Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки. Юра играет в хоккей клюшкой. ______________________________________________________________________

    Катя кладёт кубики в пакет._______________________________________________________

    Гена купил книги в магазине.______________________________________________________

    Тихон покупает духи для мамы.____________________________________________________

    Дина будет доктором.____________________________________________________________

    У кота пушистый хвостик.________________________________________________________

    Нарушения других звуков

Оценка результатов: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы; 2 балла – нестойкое употребление звука; 1,5 балла – неправильное воспроизведение предложения при сохранном изолированном звуке; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы.

2. Исследование навыка дифференциации звуков во фразе. (Максимально – 50 баллов)

Инструкция: повтори.

    [с - ш] У Саши шесть стёклышек.__________________________________________________

    [з - ж] У Зои жёлтый зонт.________________________________________________________

    [ш - ж] У кошки лежат ложки в лукошке.____________________________________________

    [с - з] Соня отдала Зое зайку и сачок._______________________________________________

    [сь - ч] У Сонечки семечки._______________________________________________________

    [ть - ч] Надо чинить выключатель._________________________________________________

    [ ч - щ] Часовщик чинит часы._____________________________________________________

    [ч - ц] Чайка отличается от цапли.__________________________________________________

    [ч - ш] Чебурашка пьёт из чашки.__________________________________________________

    [с - ц] Лисица сцапала курицу._____________________________________________________

    [щ -сь] У щуки усищи.____________________________________________________________

    [л - р] Клава рвала спелые груши.__________________________________________________

    [д – т, дь - ть] Дети гостили в деревне. Там собака Линда сторожила дом.________________

    [к - х] Катя на кухне. ____________________________________________________________

    [в - ф] Фарфоровая ваза стоит в столовой на буфете.__________________________________

    [к - г] У Кати Гагариной короткие косы._____________________________________________

    [ц - ть] Тиме в окошко светит солнце._______________________________________________

    [ш - щ] У Миши Щукина хорошие товарищи.________________________________________

    [б - п] Борин папа купил машину Победу.___________________________________________

    Нарушения других звуков

Оценка результатов: 2,5 балл – правильное воспроизведение пробы; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы.

Серия №2 – Исследование фонематического слуха. (Максимально – 100 баллов).

1. Исследование возможности воспроизведения слогов. (Максимально – 20 баллов).

Инструкция: послушай и повтори за мной слоги.

А: са – ша – са _____________ Б: за – за – жа – за__________________

ца – са - ца______________ ча – ча – ща – ча_________________

ба – па – па______________ ка – га – га – ка__________________

тя – ча – тя______________ па – пя – па – пя_________________

ра – ла – ра______________ ря – ля – ря – ря_________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 1 балл –самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

(Максимально - 20 баллов)

Инструкция: послушай и повтори за мной слова

    день – тень____________________________________

    мишка – миска_________________________________

    бочка – почка__________________________________

    кот – год – ход_________________________________

    том – дом – ком___________________________________

Оценка результатов: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможностей воспроизведения предложений. (Максимально - 20 баллов)

4. Исследование фонематических представлений. (Максимально - 20 баллов).

Инструкция: назови слова, которые начинаются со звука [а], [о], [у], [к], [с].

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Исследование возможности фонематического анализа. (Максимально – 20 баллов)

Инструкция: назови в словах все звуки по порядку.

    Мак, утка, кит, кошка, капуста.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка результатов: 4 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия №3 – Исследование слоговой структуры. (Максимально – 100 баллов)

1. Исследование возможности называния картинок. (Максимально – 25 баллов)

Инструкция: назови картинки.

    Дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист, скатерть.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка результатов: 5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование возможности воспроизведения слов. (Максимально – 35 баллов)

Инструкция: повтори за мной слова.

    Строительство, серпантин, часовщик, репетиция, сквозняк, дерево, аквариум, милиционер, мотоциклист, скатерть.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка результатов: 3,5 балла – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование возможности воспроизведения предложений. (Максимально – 20 баллов)

Инструкция: послушай и повтори за мной предложения.

    Мама расчёсывает волосы перед зеркалом.__________________________________________

    Регулировщик регулирует движение._______________________________________________

    Водопроводчик чинит водопровод._________________________________________________

    Чистильщик чистит обувь.________________________________________________________

Оценка результатов: 5 баллов – правильное и точное воспроизведение каждой из проб; 2,5 балла – самостоятельно выполнение пробы после повторного предъявления; 0 баллов – неверное воспроизведение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование навыка слогового анализа. (Максимально – 20 баллов).

А. Инструкция: подели слова на слоги.

    Кит, вишня, виноград, смородина.__________________________________________________

Б. Инструкция: подбери слова, состоящие из 1-го слога.__________________________________

__________________________________________________________________________________

В. Инструкция: подбери слова, состоящие из 2-х слогов.__________________________________

__________________________________________________________________________________

Г. Инструкция: подбери слова, состоящие из 3-х слогов.__________________________________

__________________________________________________________________________________

5 баллов – правильное и точное выполнение каждой из проб; 2,5 балла – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия №4 – Исследование состояния словаря. (Максимально – 100 баллов)

1. Исследование состояния номинативного словаря (Максимально 50 баллов):

А. Предмет и его части:

Инструкция: назови предмет и части, из которых он состоит.

    чайник ________________________________________________________________________

    кукла__________________________________________________________________________

    машина________________________________________________________________________

    сапог__________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 1,5 балла –выполнение пробы с ошибками; 1 балл – название предмета и его частей присутствует лишь в импрессивной речи ребёнка, 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Объяснение лексического значения слов.

Инструкция: объясни, что такое?

    огород _________________________________________________________________________

    подоконник_____________________________________________________________________

    клумба ________________________________________________________________________

    поезд __________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2,5 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

В. Обобщающие понятия:

Инструкция: послушай и назови одним словом.

    яблоко, груша, банан_____________________________________________________________

    олень, волк, барсук______________________________________________________________

    берёза, дуб, осина________________________________________________________________

    ручка, ластик, тетрадь____________________________________________________________

    самолёт, такси, автобус___________________________________________________________

Инструкция: назови предметы, относящиеся к:

    мебели_________________________________________________________________________

    инструментам___________________________________________________________________

    насекомым_____________________________________________________________________

    обуви__________________________________________________________________________

    грибам_________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Г. Подбор слов-предметов к словам- признакам:

Инструкция: про что могу сказать?

    Увлекательное__________________________________________________________________

    Хорошее_______________________________________________________________________

    Морозный______________________________________________________________________

    Звонкая________________________________________________________________________

    Холодное_______________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2. Исследование предикативного словаря (Максимально – 20 баллов)

    утка ___________________________________________________________________________

    петух__________________________________________________________________________

    гусь ___________________________________________________________________________

    лошадь ________________________________________________________________________

    ворона ________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Инструкция: скажи, кто как передвигается?

    Лошадь________________________________________________________________________

    Ворона_________________________________________________________________________

    Рыба___________________________________________________________________________

    Человек________________________________________________________________________

    Черепаха_______________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

3. Исследование словаря признаков: (Максимально 10 баллов)

Инструкция: подбери к словам-предметам слова-признаки (по 5 – 6 слов)

    осень (какая?)___________________________________________________________________

    друзья (какие?)__________________________________________________________________

    вечер (какой?) __________________________________________________________________

    ведро (какое?) __________________________________________________________________

Оценка результатов: 2,5 балла - подбор не менее 5-и слов-признаков; 1,5 балла – подбор не менее 3-х слов-признаков; 0,5 балла – подбор 1-го, 2-х слов-признаков; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

4. Исследование словаря антонимов. (Максимально – 10 баллов)

Инструкция: скажи наоборот.

    день, весна, мороз_______________________________________________________________

    большой, низкий, широкий_______________________________________________________

    сесть, говорить, ссориться________________________________________________________

    расстегивать, входить, наливать___________________________________________________

    темно, далеко, быстро____________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1 балл – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

5. Исследование словаря синонимов: (Максимально – 10 баллов)

Инструкция: как сказать по-другому?

    лётчик_________________________________________________________________________

    шофёр_________________________________________________________________________

    врач ___________________________________________________________________________

    печальный _____________________________________________________________________

Оценка результатов: 2,5 балла – правильное и точное выполнение каждой из проб; 1,5 балла – самостоятельное выполнение пробы с 1 – 2 ошибками; 1 балл – выполнение с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Серия №5. Исследование грамматического строя речи. (Максимально–100 баллов)

1.Исследование навыков словообразования: (Максимально – 50 баллов)

А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Инструкция: назови ласково.

    книга__________________________________________________________________________

    воробей ________________________________________________________________________

    стул___________________________________________________________________________

    ковер __________________________________________________________________________

    хлеб ___________________________________________________________________________

    гриб___________________________________________________________________________

    топор__________________________________________________________________________

    белка__________________________________________________________________________

    скамейка_______________________________________________________________________

Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б. Образование названий детёнышей:

    у лисы _________________________________________________________________________

    у козы _________________________________________________________________________

    у утки _________________________________________________________________________

    у собаки________________________________________________________________________

    у свиньи _______________________________________________________________________

В. Образование глаголов префиксальным способом :

Инструкция: рассмотри картинки и назови действия

    наливает____________________________________________________________________

    переливает_____________________________________________________________________

    выливает_______________________________________________________________________

    подошёл_______________________________________________________________________

    вышел_________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Г. Образование относительных прилагательных :

    скамейка из дерева_______________________________________________________________

    тетрадь из бумаги________________________________________________________________

    сумка из кожи __________________________________________________________________

    шуба из меха ___________________________________________________________________

    сок из моркови _________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Д. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: у собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы - …

    у лошади_______________________________________________________________________

    у медведя_______________________________________________________________________

    у льва__________________________________________________________________________

    у тигра_________________________________________________________________________

    у овцы_________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2.Исследование навыков словоизменения (Максимально – 50 баллов)

А: образование существительных множественного числа:

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

    одно ухо, а много – это ___________________________________________________________

    утёнок _________________________________________________________________________

    стул ___________________________________________________________________________

    ведро__________________________________________________________________________

    книга __________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б.предложно - падежные формы :

Инструкция: ответь на вопросы по картинкам.

    Куда идут девочки? Где лежит лекарство?___________________________________________

    Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство?__________________________________

    Где висит одежда? Где лежит торт?_________________________________________________

    Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт?_______________________________________

    Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?___________________________________________

    Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?_____________________________________

    Где сидит ёжик? Где находится крючок?____________________________________________

    Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок?_______________________________________

    Где летает змей? Где сияет радуга?_________________________________________________

    Где находится волк? Где стоит заяц?________________________________________________

Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с 1 ошибкой; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

В.падежные конструкции

Инструкция: ответь на вопросы.

    Кого ты видел в зоопарке?________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

    Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?___________________________________

__________________________________________________________________________________

    К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?______________________________

__________________________________________________________________________________

    Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?__________________________

__________________________________________________________________________________

    На чем катаются дети?___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Г.Согласование прилагательных с существительными:

Инструкция: договори слово.

    портрет краси…_________________________________________________________________

    стаканчик бумаж…______________________________________________________________

    улыбка приветли…______________________________________________________________

    дни тёпл…_____________________________________________________________________

    окно гряз…_____________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Д.Согласование существительных с числительными:

Инструкция: посчитай по два и по пять.

    Дом___________________________________________________________________________

    Окно__________________________________________________________________________

    Ведро__________________________________________________________________________

    Дерево_________________________________________________________________________

    Кукла__________________________________________________________________________

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл – выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Серия № 6 - Исследование связной речи. (Максимально 100 баллов)

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Максимально 50 баллов)

Инструкция: посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и постарайся составить рассказ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка проводится по трём критериям:

А Критерий смысловой целостност и: 20 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён; 0 баллов – отсутствие описания ситуации.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания : 20 – баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 2,5 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

2.Пересказ прослушанного рассказа (максимально 50 баллов)

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать по памяти.

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка проводится по тем же трём критериям, что и для рассказа по серии картинок:

А Критерий смысловой целостности: 20 баллов –пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 – баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён, либо допускается дополнение посторонней информации; 0 баллов –невыполнение.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания : 20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл –пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – пересказ недоступен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания : 10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 5 баллов – пересказ с минимальной помощью (1 –2 вопроса) или после повторного прочтения; 2,5 балла –составление пересказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    Обследование письма.

а) дисграфические ошибки

Оптические

Акустические

Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Аграмматические

Списывание

Диктант

Изложение

б) орфографические ошибки ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Обследование чтения.

а) Техника чтения: побуквенное, послоговое, беглое _______________________________________________________________________________

медленное, быстрое, плавное, угадывающее _______________________________________________________________________________

монотонное, выразительное _______________________________________________________________________________

б) Дислексические ошибки _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ (точный, неточный) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Понимание прочитанного (поверхностное, полное) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение логопеда: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты мониторинга школьников.

Ф.И. ______________________________ дата проведения мониторинга

1.Звукопроизношение

Max = 100

2.Фонематический слух Max = 100

3.Слоговая структура слова Max = 100

звукопроизношение

Max = 50

диф-ция

Max = 50

воспроизведение

Max = 60

представления

Max = 20

анализ

Max = 20

называние

картинок

Max = 25

воспроизведение

слов

Max = 35

воспроизведение

предложений

Max = 20

Речевая карта

Фамилия, имя, отчество _________________________________________________

Класс_____________________________

Дата поступления в МС (к) ОУ школу-интернат № 11 __________________

Дата обследования _________________

Общие сведения

    Дата рождения _________________________________________________________________

    Домашний адрес ________________________________________________________________

    Диагноз психоневролога _________________________________________________________

    Диагноз отоларинголога __________________________________________________________

    Данные окулиста ________________________________________________________________

    Получал ли логопедическую помощь, где и продолжительность занятий ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Данные о родителях:

Б) здоровье

Мать-____________________________________________________________________________

Отец-____________________________________________________________________________

В) образование, место работы

Мать-____________________________________________________________________________

Отец- ____________________________________________________________________________

Г) социальные условия: благоприятные, неблагоприятные.

Раннее психомоторное развитие

    Когда стал держать голову (норма 2-3 месяца)___________________________________

    Когда стал самостоятельно садиться (норма 5-6 месяцев)___________________________

    Когда стал ходить (норма к концу первого года жизни)_____________________________

Речевой анамнез

    Гуление (норма 2-3 месяца)____________________________________________________

    Лепет (норма 5-6 месяцев)_____________________________________________________

    Первые слова (норма к 1 году)__________________________________________________

    Первые фразы (из 3 х слов) (норма к 2г.) _________________________________________

    Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось, нет___________________________

Вывод : анамнез не отягощенный, отягощенный.

Состояние общей моторики

Вывод: - в норме, без особенностей.

Особенности общей моторики:

    качество выполнения движения: точные, плавные; хаотичные, прерывистые

    последовательность выполнения движения: +, -

    память на двигательную программу: +, -

    умение воспроизводить координированные движения, особенности переключения с одного движения на другого ___________________________________________________

    темп выполнения движения: нормальный, замедленный, ускоренный

    повышение тонуса мышц всего тела: есть, нет

    гиперкинезы: есть, нет

    сопутствующие движения: нет, есть _________________________________

Состояние мелкой моторики

Вывод: - в норме, без особенностей.

Особенности мелкой моторики:

    дифференцированность, координированность движений: +, -

    трудности выполнения правой рукой, левой рукой;

    трудности переноса позы справа налево: есть, нет

    затруднения в пространственной ориентировке рук: есть, нет

    явления зеркальности: есть, нет

    ритмичность выполнения движения: +, -

    длительность поиска поз: норма, длительный поиск позы

    наличие способности синхронно выполнять движения обеими руками: +, -

    трудности переключения: есть, нет

Состояние мимической мускулатуры

Вывод: - в норме, без особенностей.

Особенности мимической мускулатуры:

    трудности переключаться с одной позы на другую: есть, нет

    амплитуда движения: широкая, ограниченная

    контроль за собственными действиями: +, -

Строение артикуляционного аппарата.

    выраженные, сглаженные носогубные складки;

    симметричные, несимметричные;

    прикус: норма, прогения, прогнатия, передний открытый, боковой открытый, перекрестный прикус.

    язык: норма, толстый, маленький, длинный, узкий.

    твердое небо: норма, высокое, узкое, низкое, плоское.

    уздечка: норма, отсутствует, укороченная, короткая, толстая, утолщенная.

    зубы: норма, редкие, кривые, мелкие, кариозные, внечелюстные дуги.

    мягкое небо: нормальное, укороченное, малоподвижное, расщелина маленького язычка, отсутствие его.

    губы: норма, излишне толстые губы, наличие рубцов, короткая верхняя губа.

Вывод : строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.

Двигательная функция артикуляционной моторики.

Вывод :

    Темп выполнения: норма, замедленный, напряженный.

    Качество выполнения: без ошибок, с ошибками:

    длительный поиск позы, трудности переключаться с одной позы на другую, застревание на какой-то одной позе, неполный объем движения;

    Синкинезии;

    Гиперкинезы;

    Тремор языка;

    Цианоз языка, носогубного треугольника;

    Девиация языка влево или вправо.

Просодическая сторона речи.

    Темп: норма, быстрый,медленный, ускоренный, замедленный.

    нормальный, громкий, тихий, крикливый, сиплый, назализованный, затухающий.

    немодулированный, модулированный.

    Разборчивость: речь ясная, смазанная.

    Мелодико-интонационная окраска речи: выразительная, маловыразительная, монотонная.

    Дыхание:

    нормальное, прерывистое, шумное, поверхностное,

    верхнее, нижне – диафрагмальное, грудное, смешанное

    выдох продолжительный, плавный, укороченный, сильный, толчкообразный, короткий.

    речь организует на выдохе, на вдохе.

Вывод : отклонений не имеет, сформирована с отклонениями, просодическая сторона речи нарушена.

Состояние звукопроизношения

изолированно

в слогах

в словах

в тексте

Вывод : произношение нормальное, искажение, отсутствие звука, замена, смешение.

Фонематические слух, восприятие.

Вывод: фонематические процессы в норме, сформированы недостаточно, не сформированы, нарушены.

Навыки звукового анализа и синтеза.

Вывод:

1) навыки звукового анализа соответствуют норме, сформированы недостаточно,

не сформированы.

2) навыки звукового синтеза соответствуют норме, сформированы недостаточно,

не сформированы.

Звуко-слоговая структура слова

Вывод : в норме, нарушена: а) элизии – усечение слога или слогов (сипед);

б) персеверации – застревание на отдельных слогах (мамамагазин);

в) перестановки слогов (маколо);

г) антиципации – уподобление одного слога другому (ядиди);

д) иттерации – добавление гласной (тырава);

е) контаминации– соединение элементов нескольких слов в одно слово (кабутка, белток).

Импрессивная речь.

Вывод : в норме, развита недостаточно, нарушена.

Экспрессивная речь.

Вывод:

I . Словарь:

    соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, словарь ограничен обиходно-бытовыми рамками.

II . Обследование словообразовательных навыков

    словообразовательные навыки соответствуют возрасту; сформированы не в полном объеме; не сформированы.

III . Грамматический строй

    соответствует возрасту.

    нарушен: наблюдаются аграмматизмы (нарушение в согласовании, управлении, примыкании)

    не сформирован.

Связная речь

Вывод:

    Рассказ соответствует ситуации; не соответствует ситуации;

    Использование простых фраз из 2-3 слов. Развернутая фраза из 4-7 слов. Развернутая фраза с элементами лексико-грамматического и фонематического недоразвития.

    Понимание текста: правильно передает смысл текста, допускает смысловые неточности, не понимает смысл.

    Структурирование текста: умеет последовательно и точно строить пересказ (рассказ), последовательность событий пересказа (рассказа) нарушена.

    Грамматика: правильное построение предложений, нарушение согласования, управления, примыкания при составлении предложений.

    Плавность речи: пересказ самостоятельный, требуются подсказки педагога по ходу пересказа.

Заключение ПМПК __________________ района №_____ от /___________/

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта учащихся 2-4 классов с недостатками чтения и письма

1. Формальные данные.

фамилия, имя__________________________________ школа, класс______________________

2. История речевого развития.

время проявления первых слов, фраз_______________________________________________

как протекало речевое развитие (была ли задержка речи и почему)____________________

_

3. Слух и зрение.

состояние слуха; хорошо слышит, тугоухость, слышит ли шепотную речь. С какого времени тугоухость_______________________________________________________________________

хорошо ли видит, ослабленное зрение. С какого времени?_____________________________

хорошо ли видит линейки?___________________

4. История обучения чтения и письму_______________________________________________

с какого времени начал обучаться грамоте?__________________________________________

какие трудности встречались при обучении грамоте?__________________________________

оставался ли на второй год и в каком классе?_________________________________________

5. Понимание речи.

полное, неполное понимание отдельных слов, фраз____________________________________

может выполнить поручение, выраженное фразой в три-пять слов_______________________

6. Устная речь ребенка.

словарь (богатый, бедный) и структура слова (постановка звуков и слогов, сокращение слов, недоканчивание их) _____________________________________________________________

грамматический строй ___________________________________________________________

Фонематическая сторона речи______________________________________________________

Темп быстрый, медленный_________________________________________________________

Произношение (речь ясная, смазанная, косноязычная)_________________________________

Какие звуки отсутствуют, как заменяются?___________________________________________

Какие звуки смешивает?__________________________________________________________

7. Фонематический слух.

умеет ли разделить предложение на отдельные слова? Умеет ли разделить слог и слова разной трудности на звуки?________________________________________________________

правильно ли произносит оппозиционные звуки в словах и слогах?_______________________

8. Чтение.

беглое, слоговое, побуквенное чтение_______________________________________________

правильное, неправильное по догадке______________________________________________

в каких словах затрудняется и в каких делает ошибки?________________________________

зеркальное чтение_______________________________________________________________

понимание прочитанного__________________________________________________________

9. Письмо.

знает ли написание всех букв (строчных, заглавных)?__________________________________

какие буквы смешивает при написании с какими?_____________________________________

умеет ли списывать без ошибок, понимает ли списанное?_______________________________

может ли писать самостоятельно только отдельные слова или фразы под диктовку с предварительным звуковым анализом и без него?_____________________________________

какие делает ошибки (пропуски букв, слогов, перестановка слогов, недописывание слов, искажение слов, замена букв)?____________________________________________________

10. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность)_________

_______________________________________________________________________________

Логопедические заключение ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ

Анкетные данные

Фамилия, имя___________________________________________________________________

(Для школьника: № школы, класс)

Логопедическое заключение __________________________________________________________

Сведения о семье

Мать___________________________________________________________________________

Отец___________________________________________________________________________

Наследственные заболевания _________________________________________________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________________

Развитие речи

Время появления гуления_____________________________________________________________

лепета_________________________________________________________________________

первых слов ____________________________________________________________________

фразы _________________________________________________________________________

Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.)_____________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнооб-разное) _____________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года________________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи__________________________________

Бывают ли периоды плавной речи___________________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено _______________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье ________________________________________________________________________

в общении со сверстниками________________________________________________________

в незнакомой обстановке__________________________________________________________

(Для школьников: как шло усвоение школьного материала ____________________________

влияет ли заикание на успеваемость в школе ________________________________________

Отношение ребенка к заиканию____________________________________________________

Есть ли страх речи _______________________________________________________________

Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка _____________________________________

Занятия с логопедом: где — когда__________________________________________________

по какой методике_______________________________________________________________

Как долго занимался_____________________________________________________________

Результат ______________________________________________________________________

Причина рецидива _______________________________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, пове-дения, общительности и взаимоотношений ребенка с други-ми людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)______

_______________________________________________________________________________

Данные объективного обследования Состояние слуховой функции

1. Слуховое внимание___________________________________________________________

2. Восприятие речи _______________________________________________________________

Состояние моторных функций Общая моторика

1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой)________________

2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.)___________________________

(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)

Мелкая моторика

1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________________

2. Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)______________________________________________________________________

3. Манипуляции с мелкими предметами______________________________________________

Конструктивный праксис __________________________________________________________

Навыки работы с карандашом, ручкой ______________________________________________

4. Для школьников: состояние графомоторных навыков _______________________________

5. Наличие леворукости __________________________________________________________

Мимика и артикуляторная моторика

1. Мимические движения__________________________________________________________

(особенности мимики при речи ____________________________________________________)

2. Одиночные движения и серии движений органов артику-ляции ________________________

Строение органов артикуляционного аппарата________________________________________ Состояние импрессивной речи _____________________________________________________

1. Пассивный словарь_____________________________________________________________

2. Понимание логико-грамматических конструкций ___________________________________

Состояние экспрессивной речи

1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов _______________________________

2. Активный словарь______________________________________________________________

3. Грамматический строй речи _____________________________________________________

Состояние фонематических функций

1. Фонематическая дифференциация ________________________________________________

2. Фонематический анализ_________________________________________________________

3. Фонематический синтез_________________________________________________________

4. Фонематические представления __________________________________________________

Состояние дыхательной функции

Тип дыхания____________________________________________________________________

Ритмичность дыхания ____________________________________________________________

Характер вдоха при речи__________________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха _______________________________________________

Состояние просодических компонентов речи

1. Темп речи____________________________________________________________________

Ритм речи ______________________________________________________________________

Правильность употребления пауз в процессе речевого выска-зывания ____________________

Высота _________________________________________________________________________

Тембр _________________________________________________________________________

Особенности модуляций _____________________________________________________________

3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) ____________________

4. Внятность речи ________________________________________________________________

Логопедическое заключение

Степень тяжести заикания________________________________________________________

Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания___________________________

Степень фиксированности на заикании______________________________________________

Индивидуально-психологические особенности ребенка ________________________________

Другие нарушения устной и письменной речи ________________________________________

Перспективный план коррекционной работы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА ученика _______класса

_______________________________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата

Подвижность, переключаемость____________________________________________________

губы______(норма, толстые, тонкие, асимметрические, укороченные, малоподвижные, парез)

зубы________________________________(мелкие, крупные, лишние, недостающие, норма)

язык__________(норма, большой, мясистый, длинный, узкий, малоподвижный, парез, тремор)

небо__________________________________________(высокое, норма, узкое, очень низкое)

челюсти__________________________________________---------------------___________(прогнатия, прогения)

прикус_________________________________________(норма, открытый, передний, боковой)

подъязычная уздечка_____________________________________________________________

Особенности динамической стороны речи Темп и плавность речи _______________(быстрая, замедленная, прерывистая, с запинкой, норма)

Тип физиологического дыхания ___________________________________________________

объем, продолжительность, плавность речевого выдоха________________________________

Состояние моторной сферы

— Общая моторика:

естественные движения ___________________________________________________________

выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)__________________________________

Ручная моторика:

кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)__________________________

кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________

— Артикуляционная моторика:

движения нижней челюсти ________________________________________________________

движения губ____________________________________________________________________

движения языка________________________________________________________________

Работа мышц лицевой мускулатуры ________________________________________________

Звукопроизношение

Звуки

Характер произношения звуков

изолированно

в словах

во фразах

[б]-[п]-[м]

[в]-[ф]

[ д ] - [к]-[н]

[г]-[к]-[н]

[С] [С"]

[л" ] [л]

[Р"] [Р]

Состояние фонематических функций:

а) Способность к фонематическому анализу:

выделение ударного гласного в начале слова ________________________________________

выделение звука из слова _________________________________________________________

определение первого, последнего звука в слове ______________________________________

определение последовательности и количества звуков в слове __________________________

составление слова из последовательно названных звуков______________________________

б) Дифференциация звуков:

слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в про-изношении ____________________

слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произ-ношении ______________________

слухо-произносительная дифференциация звуков ____________________________________

в) Фонематические представления:

нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук __________________________

подбор слов с заданным звуком ___________________________________________________

Состояние слоговой структуры слова______________________________________

Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

1. Пассивный словарь:

а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструк-ции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п.;

б) понимание обобщающих слов: выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в) понимание действий:

— показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);

— выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).

3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за («Положи мячик и коробку, на стол, под стол» и т. п.).

4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов суще-ствительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ло-жечка, мяч — мячик, кукла — куколка).

Окружающие предметы___________________________________________________________

Действие предметов_____________________________________________________________

Форма___________________величина__________________________цвет_________________

Классификация: части тела _____________________________; детеныши __________________________; кто где живет __________________; кто что ест _____________________; игрушки, мебель, транспорт;

Название предмета по описанию: которым расчесываются _______________________; вытирают лицо _____________;

Глагольный словарь в целом: ____________________________________________________

Подбор антонимов: чистый_______________высокий______________________________;

широкий____________________________тонкий__________________________________;

синонимов: чумазый_________________________дряхлая____________________________;

у ежа иголки ___________________________;

Исследование грамматического строя речи

1. Характеристика употребляемых предложений (двухсловные, трехсловные и т.д., наличие сложносочиненных и сложноподчиненных предложений) _______________________________________________________________________________

2. Словоизменение (употребление предложно-падежных конструкций, согласование сущ. и прилагат. в роде и числе, дифференциация ед. и мн. числа, дифференциация глаг. соверш. и несоверш. вида, согласование сущ. и глаг. прошедшего времени в лице и роде)_________

_______________________________________________________________________________

3. Словообразование (образование названий женского рода, названий детенышей животных, образование прилаг. от сущ.)________________________________________

Состояние связной речи __________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

Коммуникативность, отношение к своему дефекту ________________________________;

Интеллект: 4-й лишний ___________, нелепица ____________; запомни слово ____________; внимание ___________; организованность ______________; эмоц. сфера __;

Оценка навыка чтения

(скорость, побуквенное, слоговое, плавное, целыми словами, беглое, по догадке, выразительное)__________________________________________________________________

Оценка навыка письма

Графомоторные функции __________________, специфические ошибки (приложить образцы списывания, диктанта, сочинения)_________________________________________________

Логопедическое заключение_________________________________________________

Перспективный план коррекционной работы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта
(для школьного логопункта)

1. Фамилия, имя, возраст.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопункта).

Речевая карта (для логопункта) – Приложение 1 .

В строчке напротив задания записываются ответы ребёнка. Затем ответы оцениваются в соответствии с указанными уровнями.

Критерии для определения уровня выполнения задания.

Высокий – Ответ даёт верный. Самостоятельно выполняет задание. Активен в общении, умеет слушать, строить общение с учетом ситуации, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли.

Достаточный – Ответ верный при стимулирующей помощи взрослого. Ошибки исправляет самостоятельно или после небольшой помощи взрослого.

Средний – Не более двух ошибок в каждой серии заданий, которые исправляются после помощи стимулирующего характера. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Умение пользоваться ранее приобретёнными знаниями сформировано недостаточно.

Критический – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Недопустимый – Затрудняется в понимании задания. Ответ дан неверно.

Результаты логопедического обследования отображаются в диаграмме (Приложение 2 ). Диаграмма позволяет дать полное и точное заключение состояния речи ребёнка, подойти системно к анализу нарушения, определить относительно сохранные функции и процессы. Это позволяет логопеду выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Список литературы:

  1. Боровцова Л.А. «Документация учителя-логопеда ДОУ» методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  2. Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики» – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2003.
  3. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» – М.: ТЦ Сфера, 2004.