Наталья
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [М’]. Твёрдые и мягкие согласные»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе .

Тема : «Звук [М’] . Твёрдые и мягкие согласные ».

Цель : познакомить детей с мягким звуком [ М’] и буквой М . Уточнить особенности сочетания твёрдых и мягких звуков с гласными Ы и И . Развитие внимания, воображения мелкой моторики рук.

Ход занятия.

I. Повторение ранее изученного материала.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, давайте вспомним сказку о весёлом язычке.

Жил да был на свете весёлый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щёки (дети надувают щёки, окна – губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы) . Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своём домике : чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щёк, потолок …по нёбу, мыл пол …по внутренней стороне нижней челюсти, протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам) .

Как-то раз весёлому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот, выглянул на улицу (высовывают вперёд язык, посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны, вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот) .

Ребята, произнесите звук , с которым мы познакомились на прошлом занятии ? (М) .

Дайте, пожалуйста, характеристику этому звуку . (Согласный , твёрдый ) .

Что получится, если подружатся гласный и согласный звуки ? (Слог) .

Давайте покатаем звук М на волшебном лифте (дети читают слоги)

твёрдых согласных со звуком [И] ).

II. Знакомство с новым материалом.

Наши знакомые ёжик и лисёнок надоили целое ведро молока. Попрощавшись с коровой, они понесли молоко во двор соседнего дома. Там их уже поджидал теленок. Увидев молоко, он радостно замычал : «Мь- мь-мь» . И принялся жадно пить. Дождавшись, когда телёнок выпьет всё молоко, игрушки спросили, почему он не живёт вместе с коровой. «Потому что мы по-разному мычим, - ответил телёнок. – Корова мычит М, а я ещё маленький и мычу . А это уже другой звук ». «Значит, твой хозяин звук [М’] ,-догадался ёжик. «Да, звук [М’] , - подтвердил телёнок. – И у него в хозяйстве есть только то, в названии чего есть звук [М’] : миски, метёлки, мячи, микстура, помидоры и много чего ещё».

Ребята, у какого звука живёт телёнок ? ([М’]) .

Сегодня мы поиграем со звуком [М’] .

1. Ребята, звук [М’] спрятался в ответах на вопросы. Давайте найдём его, для этого нужно правильно ответить на вопросы :

Чем пишут на доске? (Мелом)

Как называется самый маленький палец на руке? (Мизинец)

Какой транспорт перевозит людей под землёй? (Метро)

Кто живёт в берлоге? (Медведь)

Чем любит лакомиться Вини-Пух? (Мёдом)

Кто следит за порядком на улице? (Милиционер)

2. Работа за столом.

Телёнок и корова живут в разных домиках. Почему? (Звуки [М] и [М’] – разные ) . Возьмите зеркало и произнесите по очереди звуки [М] и [М’] . Одинаково ли они произносятся? (Нет) . При произнесении какого звука наши губы немного улыбаются? (При произнесении звука [М’] ) . Отложите, пожалуйста, зеркало и внимательно послушайте (воспитатель произносит звуки по очереди ) . Какой звук произносится мягко , а какой- твёрдо ? Если звук М произносится твёрдо , значит он какой? (Твёрдый ) . А если звук [М’] произносится мягко , он какой? (Мягкий ) .

Давайте покатаем звук [М’] на волшебном лифте.

(обратить внимание детей на особенности сочетания мягких согласных со звуком [Ы] ).

3. Ребята сравните травку и лёд. Что из них мягкое , а что твёрдое ?

Травка мягкая , зелёная, а лёд твёрдый , синий. Мягкие согласные звуки , как и травку, мы будем обозначать зелёным цветом, а твёрдые согласные , как и лёд – синим.

Ребята, я хочу поиграть с вами в очень интересную игру, но для этого вам нужно самим сделать две карточки. Перед вами лежат две пустые карточки, на них нужно написать звуковое обозначение слога МЫ и слога МИ. Давайте вместе сделаем эти карточки (дети изготавливают карточки с помощью цветных карандашей или фломастеров и проводится игра на внимание).

Я буду называть слово, а вы поднимайте карточку с обозначением слога, с которого начинается это слово (мыло, Миша, мир, мышка, миска, минус, мысли, минута, мимоза, мышь, милиция, мимо). Я очень рада за вас, вы отлично справились с заданием.

4. Работа в тетради.

Назовите, пожалуйста, картинки и определите, какие слова промычала корова, а какие – телёнок. Если в слове слышится звук [М] , каким цветом мы обведём картинку? (Синим) . А если звук [М’] ? (Зелёным) . Какие картинки вы обвели синим, а какие зелёным?

Пальчиковая и дыхательная гимнастики. «Цветок» .

(Дети встают за стульчики.)

Наши красивые цветки

(Пальцы собраны в щепотки и «раскрываются» .)

Расправляют лепестки,

(Руки разводят в стороны.)

Ветерок чуть дышит,

(Легко дуют и покачивают прямыми руками, ладони вверх.)

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Вырастают высоки.

(Потягиваются, одновременно энергично сжимая и разжимая пальцы.)

А мы их погладим

(Обнимают себя за плечи и поглаживают руки.)

И тихонько сядем.

5. Ребята, в правом нижнем углу нарисована буква ЭМ.

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

(Е. Тарлапан)

Эта буква обозначает два звука , твёрдый и мягкий , поэтому она разделена на две части. У ваших букв нет костюма. Давайте подарим букве М наряд. Карандашами какого цвета мы воспользуемся? (Синим и зелёным.)

6. Давайте напишем букву М (дети выполняют графический диктант по инструкции воспитателя.) Молодцы.

Что мы с вами знаем об этой букве? (Она обозначает два звука , твёрдый и мягкий .)

7. Ребята, у меня есть картина на которой спряталась буква М. Помогите, пожалуйста мне её найти (дети ищут букву на картинке.)

Гимнастика для глаз.

Какие у вас зоркие глазки. Давайте их похвалим. Закройте глазки и легко погладьте их ручками. А теперь откройте, посмотрите направо, налево, вверх, вниз.

Ребята, а на что похожа буква М? Превратите, пожалуйста, букву М в предмет.

III. Заключение. Обобщаем и подводим итог занятия . В конце детям предлагается поиграть в любимую игру.

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиками» .

Публикации по теме:

«В гостях у бабушки Загадушки». Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе за второй квартал Программное содержание. 1. Учить узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Наш гость Мышонок» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Звук «Ш». Наш гость- Мышонок». Цель.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с согласным звуком» Цель: Закрепить гласные звуки. Формирование понятия согласного звука. Материал: Иллюстрации: дом, мак, шар, зеркало, мяч. Ход занятия:.

Программное содержание: Закрепить понятие слово, слог, буква, звук, предложение. Продолжать учить делать звуковой анализ слова, различать.

Автоматизация свистящих звуков С, СЬ

Автоматизация правильного произношения звуков С и СЬ: игры, стихи, скороговорки, чистоговорки, загадки, пословицы, песенки, рассказы со звуком С, занимательные задания для детей.


При нормальном речевом развитии к пяти годам ребенок правильно произносит все звуки родной речи. Если же у малыша есть недостатки звукопроизношения, то работа по их исправлению идет в три этапа:

  • Артикуляционные подготовительные упражнения для конкретной группы звуков (в данном случае это свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц)
  • Вызов данного звука по подражанию (его постановка),
  • Закрепление правильного произношения этого звука в слогах, словах, во фразах.

Обучение правильному произношению свистящих звуков ведется в определенной последовательности:

  1. Сначала идет работа над звуком С и его мягким вариантом Сь и проводятся игры и упражнения для автоматизации правильного произношения данных звуков.
  2. Затем ребенок учится произносить звуки З и Зь. И проводятся упражнения и игры на автоматизацию данных звуков.
  3. И далее ребенок упражняется в правильном произношении звука Ц.

Автоматизация свистящих звуков С, СЬ: речевые игры, стихи, чистоговорки, скороговорки, видео

Сегодня в этой статье Вы узнаете, как помочь ребенку научиться правильно произносить звуки С и Сь (свистящие звуки). Мы поговорим о третьем этапе – автоматизации правильного произношения данных свистящих звуков. О предыдущих этапах (первом и втором этапах обучения произношению звука С и Сь) Вы можете прочитать в статье В ней Вы найдете артикуляционную гимнастику, а также видео с демонстрацией приемов постановки свистящих звуков и вызова их по подражанию. Когда правильный звук появился в речи ребенка, нужно автоматизировать правильное звукопроизношение. Для этого используются игры, игровые упражнения, чистоговорки, шутки, загадки, поговорки, скороговорки, песенки, рассказы, в которых часто встречается звук С и СЬ.

Для игр и упражнений по автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вам понадобится список слов со звуками С и Сь, который дан ниже.

Это важно знать и учитывать: При подборе слов для автоматизации звуков С и Сь нужно учитывать, что в русском языке перед мягкими согласным ть, ль, нь, звук С произносится мягко. И поэтому в словах брусника, ослик, слива, костюм, градусник мягкий звук Сь, а не твердый С.

Слова со звуком С:

  • Звук С с начале слова – санки, собака, сыр, сапоги, свеча, свинья, стол, сова, скамейка, совок, сандалии, салют, спутник, скакалка, сосна, сорока, самокат, самолет, стакан, сом, сабля, свисток, сок, стул, садик, сайка, сало, сумка, судно, стройка, строитель, скалка, слойка, скатерть, слава, сладость, сахар, слякоть, сковорода, соловей, снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, солдат, сосулька, слон, смех, спицы.
  • Звук С в середине слова – колесо, маска, весы, капуста, лиса, краска, носок, посуда, масло, маслёнка, бусы, редиска, колесо, насос, колбаса, ласты, песок, мясо, пылесос, кастрюля, галстук, кусты, весна, носорог, стадо, пастух, подснежник, бейсболка, маслята, барсук, космонавт, космодром, самосвал, миска.
  • Звук С в конце слова – нос, глобус, колос, кокос, навес, ананас, автобус, абрикос, теннис, компас, гладиолус, поднос, квас, час, лес, рис, бокс, насос, кактус, овёс, кекс, парус, пёс, морс, пояс, мороз (пишем букву з, но слышится звук с)

Слова со звуком СЬ:

  • Звук Сь в начале слова – селедка (сельдь), сено, сёмга, сюрприз, сервант, серьги, сердце, седло, сестра, середина, сирень, слива,.
  • Звук Сь в середине слова – гуси, апельсин, такси, осень, осел, поросенок, письмо, сосиски, ослик, велосипед, беседка, васильки, листья, брусника, костюм, градусник.
  • Звук Сь в конце слова – гусь, лось, карась, рысь.

Игры для развития фонематического восприятия. Звук С, СЬ.

Игра «Хлопки». Вариант игры 1.

Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.

Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например: телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей.

Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С (не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)

Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.

Вариант усложнения игры: Можно дать задание хлопнуть, если услышишь звук С и топнуть, если услышишь звук СЬ.

Игра «Хлопки». Вариант игры 2.

Скажите ребенку: «Хлопни, если услышишь слог Са». Далее мы говорим последовательность слогов, например: са, на, ша, са, за, ра, да, са, ца, са, ла, ча. Различает ли звук С и слог СА ребенок в речевом потоке? Не путает ли его с другими похожими звуками? Дети очень часто путают слог са со слогами за или ца, а также с шипящими – со слогом ша. И нам очень важно научить ребят различать эти звуки и слоги. Это важно и для обучения письму в школе, чтобы ребенок не путал данные звуки и буквы, обозначающие их, в письменной речи, когда он начнет писать.

Игра «Эхо»

Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише, чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.

Примеры заданий:

  • са-со-сы
  • ас-ус-ис-ас
  • сам-сад-сав,
  • со-су-си-су
  • аса-асо-асу-асы и т.п.

Игра «Угадай, что свистит?»

Вам понадобятся две картинки – «насос» и «вода течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.

Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»

Покажите вторую картинку и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».

Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картинку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.

Далее скажите: «Сейчас мы будем играть в игру на внимательность. Если ты услышишь песенку насоса — твердый звук ссс — то подними картинку с насосом. А если услышишь песенку воды – мягкий звук сь – то подними картинку с водой» . Вы говорите эти звуки вразбивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с), а ребенок поднимает нужную картинку.
Сначала игра проводится со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «песенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка водички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то картинки поднимать не надо.

Игра-шутка со звуком С «Путаница»

Детям предлагается отгадать, какие слова перепутались и расставить их по местам.

  • Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
  • У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! (Не миска, а мишка. Другой правильный вариант для замены — киска).
  • Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).
  • В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).

Дети обычно смеются, слыша шутку — путаницу. Но исправить ошибку и распутать путаницу может далеко не каждый ребенок. Если у ребенка есть речевые нарушения, то часто приходится делать подсказку – «Какое слово заблудилось? Какое слово подходит по смыслу? Отгадка тоже начинается со звука м. Это игрушка. Догадайся, что это?»)

Игры для автоматизации звука С и Сь в словах

Игра «Хвосты» (автор идеи – С.А.Максаков)

Покажите ребенку полосочку бумаги и скажите, что в ней запрятаны – зашифрованы разные слова. Слова все разные, но начало у них одно. Надо разгадать, какие это слова.

Пример задания – в полоске спрятаны слова, начинающиеся так — «ска». Какие это слова? Скажите малышу: «Я начну, а ты говори дальше: ска-… (мейка), ска… (калка), Ска…(зка), ска… (терть)». Если ребенку трудно разгадывать, нарисуйте маленькую картинку, на которой изобразите часть предмета и попросите разгадать, что это за предмет и что это за слово, начинающееся со «ска».

Еще один пример для этой игры – слова, начинающиеся с «са»: са…(молет), сама, сани, самокат, Саратов, Саша, Саня, самостоятельный, Самарканд, сало, саквояж, самовар, сапог, Савка, сад, садовый, садовод, сажа, сазан, салют, сачок, сабля, сарделька, сардины.

Если Вам трудно подобрать слова на определенный слог, то есть хороший помощник – словарь. Познакомьте ребенка со словарем русского языка, покажите, как находить в нем слова, прочитайте ему о нескольких новых словах, начинающихся с нужного слога.

Игра «Собери в лукошко»

Я обычно провожу игру «Хвосты» и другие варианты игр немного по-другому. Детям дошкольного возраста очень важно видеть наглядно результат своих действий. А в речи обычно такого наглядного результата, который можно увидеть или пощупать, нет. Именно поэтому дети очень любят рисовать, лепить, делать разные поделки, но не очень любят речевые упражнения. Давайте учтем данную особенность маленьких детей. Я придумала особый игровой прием обучения речи и назвала его в своем исследовании «наглядный результат детской речи». Несмотря на столь сложное название приема, он очень простой и интересный, и нравится всем детям, заинтересовывая их в выполнении речевого задания. Суть данного приема в том, чтобы малыш увидел, что его речевое действие приводит к наглядному осязаемому и жизненно важному результату.

Скажите детям, что Старичок-Речевичок растерял все слова из своего лукошка и очень расстроился. Как же ему помочь? Слова растерялись — разбрелись по всему свету (или по всему альбому) и надо их собрать снова в одно лукошко. В лукошке лежали слова со звуком С. Надо их найти среди других слов. Это игровая ситуация, в которой мы будем использовать наглядную оценку речи. Давайте посмотрим, как в ситуации с лукошком можно организовать наглядную оценку речевых действий детей.

Мы рисуем на доске или мольберте силуэт лукошка, которое будем «наполнять» словами. Задача – наполнить лукошко полностью. Наполнять лукошко нужно так. Как только вы с ребенком придумали слово, рисуете в силуэте лукошка это слово (например, это будет овал) и закрашиваете его (раскрашиваете овал). Это как будто мы «положили» слово в «лукошко». Далее каждое слово со звуком С прибавляет в лукошко еще один овал. Игра заканчивается, когда мы полностью «заполнили лукошко словами».

Можно взять настоящее лукошко и заполнять его «словами» — кубиками из строительного набора.

В этой игре можно давать любые задания – в одно лукошко положить слова со звуком С, а в другое – слова со звуком Сь. Или собрать в лукошко только слова, в которых звук С стоит в середине слова. Или только слова,начинающиеся со слога Са.

Дети обычно хорошо помнят, где находится придуманное каждым ребенком слово в лукошке, какого оно цвета, показывают пальчиком: «Это я положил. А это Светино слово». Если Вы играете в паре с ребенком, то он хорошо помнит, где Ваше слово, а где его слова и «кто больше слов положил»:).

Игра «Сумка и сетка»

Эта игра родилась у меня неожиданно на речевых занятиях с дошкольниками. Я знаю, что не всем детям интересно подбирать слова со звуками, а мне хотелось сделать это задание увлекательным для малышей. Но очень не хотелось использовать для мотивации соревнование (кто больше придумает слов?) Почему?

  • Во-первых, потому, что некоторые дети в этом соревновании заведомо находятся в невыгодном положении.
  • Во-вторых, потому что слишком много в нашей жизни конкуренции, и слишком мало при этом сотрудничества.

Поэтому мы стали играть в игру «сумка и сетка» — в игру, которая учит делать задания всем вместе и вместе радоваться общим результатам. И всем детям упражнение по подбору слов со звуками стало нравиться, более того, дети продолжали игру в сумку и сетку даже после занятий.

Как играть?

  • Рисуем прямоугольник с ручками – это наша сумка, в которую мы будем складывать продукты. Рядом рисуем овал с ручками. Это наша сетка.
  • Определяем с детьми, с какого звука начинается слово «сумка». Да, со звука С. Это звук твердый. Поэтому в сумку мы будем класть продукты, в названии которых есть твердый согласный С.
  • А слово «сетка» с какого звука начинается? Да, со звука Сь. Это звук мягкий. Поэтому в сетку мы будем класть только слова, в названии которых есть мягкий звук Сь.
  • Начинаем собираться в путешествие и складывать необходимые вещи в сумку и сетку. Задача – не перепутать, что куда положить. И успеть собраться в дорогу и уложить предметы в сумку и сетку за 5 минут. Ставим таймер.

Варианты игры:

  • Можно дать детям набор картинок, которые надо разложить в сумку, в сетку, при этом есть лишние картинки, которые надо отложить в сторону и не нужно использовать в игре (так как в этих словах нет заданных звуков).
  • Можно поставить задачу по-другому, без картинок – придумать как можно больше наименований со звуками С и СЬ. Каждое придуманное ребенком или группой детей слово рисуем как прямоугольник внутри контура сумки или сетки. И выполняем задачу – наполнить сумку и сетку за заданное время.

Мы с детьми в этой игре придумывали более 50 слов! Я всегда удивляюсь активности детей в этом упражнении, удивляюсь тому, как им хочется «уложить» свое слово в общую сетку или сумку. В конце игры мы радуемся, что вместе смогли так много придумать!!!
Кстати, еще одна идея, которая подойдет для детей от 6 лет и старше. Перед началом игры спросите детей, сколько слов вы вместе сможете положить в сумку и сетку. Запишите предполагаемый результат. Потом сравните. Покажите детям, сколько они планировали слов подобрать и сколько реально нашли. Обычно дети говорят, что смогут подобрать 10, 15, 20 слов. Как же они удивляются, что смогли подобрать всей группой так много слов, в два – три раза больше! «Даже не ожидали! «– так обычно восклицают они. И это очень важно для формирования у малышей уверенности в себе, представления, что они могут очень многое, даже то, что еще пока о себе не знают!

Вот слова для сумки и сетки по теме «Продукты. Еда», которые мы насобирали все вместе:). Признаюсь, что я даже не ожидала, что сумка и сетка у нас будут такими наполненными, даже места не хватило! А дети были довольными и счастливыми от своего успеха!

СЛОВАРЬ ДЛЯ ИГРЫ:

  • В сумке будут: салат, суп, соус, сардельки, сушки, масло, сыр, спагетти, капуста, рассольник, соль, сахар, ананас, абрикос, суфле, слива, рис, чернослив, спаржа, кокос, редис, брусника, смородина, сыроежка, расстегай, сок, сырники, сметана, квас, морс, бефстроганов.
  • В сетке будут сосиски, сироп, семечки, лосось, карась, апельсин, сельдь, подосиновики, лисички, персики, кисель, овсяная каша, сёмга.

Игра «Угадай, что в руке»

Положите в мешочек предмет или игрушку, в названии которой есть звук С (или звук Сь – в зависимости от задания). Дайте мешочек в руки ребенку. Предложите на ощупь догадаться, что лежит в мешочке. Ребенку нужно не только отгадать, но и правильно произнести звук в названии этого предмета.

Игры для автоматизации звука С во фразах

Игра «Иди сюда»

Это игра для группы детей, но в нее можно играть и в паре. Тогда нужно показать вместе с ребенком инсценировку, как зверюшки играют в такую игру.

Вариант 1. Игра в группе. Ведущий в игре встает в стороне от группы детей. Он зовет кого-то из детей к себе, называя по имени. При этом он должен придумать слово со звуком С. Например, ведущий — Вася. Вася зовет: «Лена, иди сюда! Я нашел свисток!» (то есть ребенок придумал, что он нашел – предмет, в названии которого есть звук С). Лена подбегает к Васе и придумывает, что она нашла и кого позовет. Лена зовет: «Катя! Иди сюда! Я нашла киску!». Катя подбегает и придумывает, что она нашла. Повторять слова нельзя. Катя говорит: «Денис! Иди сюда! Я нашла сказку!» и так далее. В игре надо следить за правильным произношением звука. Если звук произнесен неправильно, то нужно еще «что-то найти», то есть придумать еще одно слово со звуком С и правильно его произнести.

Вариант 2. Инсценировка. Если Вы будете проводить такую игру с игрушками на индивидуальном занятии, то расскажите ребенку, как однажды игрушки играли в игру «Иди сюда». Предложите поиграть так же. Подбираете для игры игрушки со звуком с: киска, лиса, собака, лось, матрос, кукла Саша и другие. Далее инсценируете игру с игрушками. За первого водящего говорите Вы, а далее играет ребенок, выполняя все роли по очереди. Например, лиса говорит: «Киска! Иди сюда! Я нашла сосиску». Подбегает киска и зовет следующую игрушку: «Матрос! Иди сюда. Я нашла колесо».

Игра «Магазин»

Вам понадобятся игрушки или картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук С (см. список слов со звуками С и Сь в начале статьи). Чтобы «купить» игрушку или картинку в нашем магазине, нужно правильно ее назвать, «выговорив» все звуки и сказать, где находится звук С в данном слове – в начале слова, в его середине или в конце слова. При произнесении названия предмета звук С чуть-чуть выделяется, произносится утрированно, например, «сссслон – звук С твердый, стоит в начале слова», «миссссска – звук С твердый, стоит в середине слова», «лосььььь – звук С мягкий, находится в конце слова».

Примерный диалог в игре дан ниже (диалог, разумеется, можно изменять, насытив другими словами со звуком С). Обратите внимание на правильное произношение звука С детьми во всех репликах диалога продавца и покупателя.

Примечание: Данный диалог можно вводить тогда, когда ребенок уже достаточно хорошо произносит звук с. Иначе тройная задача «произнести правильно звук + вести диалог+ определять, где находится звук в слове» будет слишком сложной для детей.

— Здравствуйте!

— Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Что Вы хотите приобрести?

— Дайте, мне, пожалуйста, слона. Сколько он стоит?

— У нас в магазине есть секрет. Отгадаете секрет — сможете получить слона в подарок. Скажите, где в слове слон спрятан звук С?

— В слове «сссслон» звук С твердый, стоит в начале слова.

— Правильно! Вот Ваш слон! До свидания! Будем Вас рады видеть еще!

— До свидания!

Чистоговорки для автоматизации звуков С и Сь

Чистоговорки часто кажутся не специалисту смешными и ненужными или даже бесполезными. И действительно, на первый взгляд, зачем ребенку в пять – шесть лет повторять такие простые слова и фразы, которые понятны даже двухлетке? На самом же деле, чистоговорки очень нужны. Спортсмен перед прыжком делает разбег, чтобы достичь лучшего результата. Так и чистоговорка – это своеобразный «разбег» для ребенка, который помогает ему перейти от правильного произношения звука в слоге к правильному произношению звука во фразе. Это тренировка артикуляционных органов, в которой ребенку легко проследить за своим правильным произношением. Кроме того, чистоговорки-рифмовки можно вполне сочинять вместе с ребенком и составлять свои собственные варианты. Ниже Вы найдете и видео с чистоговорками – песенками для автоматизации правильного произношения звуков С и СЬ.

Чистоговорки с твердым звуком С для автоматизации звука С:

Чистоговорки с мягким звуком Сь:

Чистоговорки-песенки (видео) для автоматизации свистящего звука С.

Оса — автоматизация твердого согласного С

Лиса — автоматизация твердого согласного С

Юмористические чистоговорки «Исправь ошибку»

Существует особый вид чистоговоркок – чистоговорки- шутки с преднамеренной ошибкой. Вот наши авторские чистоговорки с ошибками. Придумывайте подобные чистоговорки сами – это просто и весело! Дети тоже могут участвовать в придумывании чистоговорок – шуток для их сверстников и малышей. Обязательно записывайте сочинения детей. Этим Вы не только сохраняете незабываемые мгновения детства на будущее ребенка, но и показываете ему, как важно и значимо его речевое творчество.

  • Са-са-са-са, надо мной летит лиса. (Не лиса, а оса!)
  • Сы-сы-сы-сы, у синички есть усы. (Нет, у синички усов нет. А у кого они есть? Какое слово заблудилось? У котенка есть усы, у бельчонка есть усы, у тигренка есть усы – придумайте разные правильные варианты чистоговорки)
  • Су-су-су-су, я котеночка пасу. (Нет, котеночка не пасут. Нужно сказать по-другому: я козленочка пасу, или я ягненочка пасу).
  • Со-со-со-со, загрустило колесо (Нет, колесо не живое, нужно сказать по-другому: «со-со-со-со, покатилось колесо, отвалилось колесо, завертелось колесо, закружилось колесо, заскрипело колесо» – придумайте разные варианты).

Кроме чистоговорок, есть еще очень интересные речевые упражнения под названием «Отвечалки- повторялки».

Отвечалки – повторялки со звуком С

Приведу пример отвечалок, придуманных известным логопедом Т. А. Ткаченко. Много разных отвечалок- повторялок Вы найдете в ее книгах из серии «Правильно произносим звуки». Во время отвечалок – повторялок нужно приучать ребенка следить за тем, чтобы правильно произносить звуки. Можно сразу же давать ответ к вопросу в отвечалке — повторялке, а лучше всего дать задание догадаться, как нужно ответить на вопрос. Правило – в слове ответа должен быть звук с и это слово должно рифмоваться.

  • Заглянуло что в оконце? Солнце, солнце, солнце, солнце.
  • Что мы будем пить сейчас? Квас, квас, квас, квас.
  • Кого мы видели в лесу? Лису, лису, лису, лису.
  • Что есть девичья краса? Коса, коса, коса, коса.
  • Где я яблоки найду? В саду, в саду, в саду, в саду.
  • Что зимой в руках у Саньки? Санки, санки, санки, санки.
  • Что в обед нам всем нальют? Суп, суп, суп, суп.

Скороговорки и фразы со звуком С

Стихи со звуком С

В стихах нужно следить за правильным произношением ребенком освоенного им звука С или СЬ. Если малыш ошибается, то попросить его поправить себя, напомнить, что его язычок уже научился говорить звук С. Также обратите внимание на интонационную выразительность речи ребенка. С какой интонацией лучше произнести фразу? Попробуйте одну и ту же фразу повторить удивленно,радостно, печально, восхищенно, испуганно.

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А вернемся к маме (А. Барто).

Сидел воробей на сосне.
Заснул – и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне –
До сих пор бы сидел на сосне.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Мимо столярной идешь мастерской-
Стружкою пахнет
И свежей доской. (Дж. Родари)


Сорока однажды на груше сидела,
Сорока однажды на груше сидела,
Решала сорочьи дела.
И спрыгнула раз – и обратно взлетела,
И спрыгнула два – и обратно взлетела,
И спрыгнула три – и обратно взлетела,
Но всё же решить не смогла
Сорока сорочьи дела. (Е. Бергер)

Кискино горе.
Плачет киска в коридоре.
У нее
Большое горе.
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть
Сосиски. (Б. Заходер).

Две синицы прилетели на сосну,
Две синицы засвистели про весну.
— Сколько света! Сколько света!
Стала синей высота!
Скоро лето! Скоро лето!
Красота! Красота! (В. Суслов)

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку! (А. Барто)

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость не простая!
Это значит – наступает
Настоящая весна!

Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой.
Что из стран далёких
Принесла с собой.

Сосулька испугалась высоты.
Сосулька от испуга стала плакать.
И потому опять настала слякоть.

Сонный день, сонный день.
Сонным ветрам дунуть лень.
Сонным курам клюнуть лень.
Сонный день, сонный день…

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша Симочка идет –
Через киску упадет!

Спит в углу моя слониха,
Двое маленьких слонят
Спать давным – давно хотят.

Совята.
Взгляни на маленьких совят,
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.

Колыбельная.
Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят.
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.

В лесу темно.
Все спят давно.
Одна сова не спит.
На суку сидит.

Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь
По лесам и степям.

Такой мороз!
Такой мороз!
Берет за нос,
Дерет до слёз.
Такой мороз трескучий!
Пристал, пристал, прискучил.
Такой мороз, такой мороз!
Укроешь нос,
К бровям прирос.
Такой мороз здоровый!
Идёт, хрустит дорогой.

Сосны.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода. (И. Токмакова)

Как-то четверо ребят
С горки покатилось.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалилось? (Н. Кончаловская).

Пословицы и поговорки со звуком С

Почему так говорят?

  • Не в свои сани не садись.
  • Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.
  • Береги нос в сильный мороз.

Видео для речевых занятий с детьми по автоматизации свистящих звуков С и СЬ. Песенки.

Варит сам самовар.

Соня очень любит спать. Стали Соню соней звать.

Соня — сонюшка

Поросёнок.

Стихи-диалоги со звуком С

Прочитайте стихотворение по ролям.

Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки?
Спят. Спят.
Спят ли птички?
Спят. Спят.
А лисички?
Спят. Спят.
Все на свете
Спят. Спят.
Только я и паровоз –
Мы не спим,
Мы не спим,
И летит до самых звёзд
К небу дым,
К небу дым.

Игра-диалог для автоматизации звука С и Сь во фразах по стихотворению «Все ли сыты»

В основе этой придуманной мной игры для речевых занятий с детьми – стихотворение И.Г. Сухина.

Играем так. Раскладываем перед ребенком картинки с изображением девочек (можно найти много картинок в Интернете и распечатать их для этой игры). Под каждой картинкой должна быть надпись (напечатано имя девочки).

Как играть?

  • Знакомимся с карточками. Ребенка просят прочитать или отгадать имена девочек. В каждом имени есть звук С. Проверяем, запомнил ли ребенок все имена (в одной игре участвуют 3-5 карточек).
  • Далее загадываем одну из девочек. Для этого под одну из картинок мы кладем пиктограмму – схематичное изображение недовольной рожицы. Эта девочка в игре будет голодна, «не сыта». Ее нужно будет отгадать в игре. Положить пиктограмму под изображение девочки нужно так, чтобы ребенок не видел Ваших действий.
  • Просим малыша угадать, кого забыли накормить, кто не сыт? Проговариваем текст. Например, ребенок спрашивает: «Сыта ли Света?» Вы отвечаете «Света сыта», если эта картинка не загадана. Или отвечаете «Света не сыта! Она голодна!» Тогда ребенок угадал, поздравьте его, и в следующей игре поменяетесь ролями – ребенок Вам загадывает девочку, а Вы его спрашиваете и должны угадать имя загаданной девочки.

Игра очень интересная! Дети обожают угадывать! Иногда им нужно подсказывать имена, если они еще не умеют читать.

Полезные советы по проведению речевой игры «Все ли сыты?»

  • Также можно поиграть и с именами мальчиков. Список имен для игры Вы найдете ниже.
  • В игре нужно обратить внимание не только на правильное произношение звуков С и Сь, но и на правильную интонацию – вопросительную и повествовательную в вопросе и в ответе.
  • Можно как вариант игры дать задание ребенку выбрать угощение и «накормить» девочку, найдя картинку с изображением еды, в названии которой есть звук С.
  • Для одной игры берите 4-5 картинок с именами девочек, не более. Затем в последующих играх меняйте картинки на новые, с новыми именами. Тогда ребенку не надоедает игра. Кроме того, он знакомится с новыми именами. И мы продолжаем упражнять его в правильном произнесении звука С.

Примерный диалог в игре

Сыта Нюся?
Сыта Нюся.
Сыта Настя?
Сыта Настя.
Сыта Софья?
Сыта Софья.
Сыта Анфиса?
Сыта Анфиса.
Сыта Тося?
Нет. Тося не сыта!
(И.Г. Сухин)
Имена для игры:

  • Имена девочек: Нюся, Настя, Софья, Соня, Оксана, Анфиса, Света, Тося, Таисия, Ася, Дуся, Ксения, Сима, Муся.
  • Имена мальчиков: Саша, Савва, Сева, Вася, Осип, Сеня, Степа, Стасик, Максим, Афанасий.

Подвижная игра «Солнечные зайчики»

Дайте одному ребенку зеркальце. Он говорит текст:

«Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком –
Пусть бегут к тебе!»

Ведущий, говоря текст, должен правильно произнести в нем звук С. Иначе зеркальце переходит к другому ребенку. Если ребенок ошибся, попросите его поправить себя.

Подвижная игра «Два Мороза». Автоматизация звука С в речи

Разделите площадку для игры на две половины. На одной половине площадки будут гулять дети, на другой – жить два Мороза. На стороне, где живут дети, начертите дом, куда ребята будут убегать от Морозов.

Морозы говорят:

«Я Мороз Красный нос!

Я Мороз Синий нос!»

И вместе: «Заморозим вас!».

Дети отвечают Морозам:

«Не боимся мы угроз!

И на страшен нам Мороз!»

После этих слов ребята бегут на свою сторону в дом, а морозы их ловят и пойманных детей уводят на свою половину. Пойманные дети становятся помощниками Морозов и в следующей игре тоже ловят детей.

Загадки со звуком С

Заучивая с детьми загадки, нужно всегда это делать ради решения какой-то интересной жизненной задачи. Например, выучить загадки для того, чтобы загадать их бабушке или папе или загадать на детском утреннике или Дне рождения. Необходимо следить за правильным произношением звуков С и СЬ ребенком в тексте загадки. Ниже Вы найдете перечень загадок, в которых часто встречается звук С:

Уснули телята,
Уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик –
По имени Ванька,
По имени Ванька
Не спит никогда! (Отгадка – Ванька – Встанька)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Отгадка – лед).

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья).

Кто на себе свой дом носит? (Улитка).

Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Гроза).

В воде искупался, а сух остался. (Гусь).

Пословицы и поговорки со звуком С.

Попросите ребенка ответить на вопрос: «Почему так говорят?»

  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз не велик, да стоять не велит.
  • Весна красна цветам, а лето- снопами.

Рассказы для упражнения детей в правильном произношении звука С и СЬ

Рассказ «Лесенка» (авторы — В.И. Рождественская, Е.И. Радина. Из книги:Воспитание правильной речи у детей) для автоматизации произношения звука С

Прочитайте рассказ ребенку. Вместе вспомните те слова из рассказа, в которых есть звук С и звук СЬ. Зачитайте предложения с теми словами, которые ребенок не заметил, и попросите найти слова со звуком С в данном предложении. Инсценируйте рассказ с помощью игрушек. При инсценировании нужно следить за правильным произношением звука С ребенком, просить его исправить свою ошибку.

«Стоит на дворе лесенка. На ней пять ступенек. На первую ступеньку вскочил петух и громко запел: «Ку-ка-ре-ку!».
На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала: «Мяу-мяу-мяу».
На третью ступеньку прыгнул пёс. Сидит, на кошку рычит.
На четвертую ступеньку сел Боря. Сидит, ножками болтает.
А на пятую ступеньку села Сима. Песенку запела:
«Мы сидим на лесенке,
И поем мы песенки».
Вдруг подул ветер. Часто, часто застучал дождь.
Петух прыгнул под крыльцо. И пёс туда же забрался.
Кошка ловко прыгнула в окошко.
А Боря и Сима сидят, с лесенки не уходят. Плачут.
Пришла мама. Детей с лесенки сняла и увела их домой».

Рассказ для автоматизации правильного произношения звука С во фразовой речи «Сонин уголок». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения»

«У Сони свой уголок. Там стоят Сонин стол, стул. Стол стоит у окна. Окно выходит в сад. На окне стоят кактусы. На маленькой скамейке у стола Сонины куклы: Оксана и Алиса. Над скамейкой полка. На полке стоят Сонины книги. Соня любит свой уголок»

После чтения рассказа задайте вопросы по его содержанию. Попросите ребенка еще раз прослушать рассказ и запомнить его (можно выложить на мольберте или коврографе из картинок комнату Сони). Далее скажите ребенку: «Представь, что ты художник и рисуешь Сонину комнату. Как бы ты ее нарисовал?»

Ребенок отвечает примерно так: «Я бы нарисовал стол и стул. Стол я бы нарисовал у окна. На столе была бы голубая скатерть. А на окне я бы нарисовал бы кактусы. Кактусы были бы зеленые и с большими колючками, на одном кактусе я бы нарисовал большой цветок – он он расцвел, — и так далее».

В этом упражнении – словесном рисовании – не только автоматизируется звук С во фразовой речи, но ребенок учится употреблять в речи сослагательное наклонение глаголов (нарисовал бы). Словесное рисование всегда интересно детям, так как дает возможность для творчества и широкий простор для воображения.

Рассказ «В саду» для автоматизации правильного произношения звука С. Автор – М. Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».

С этим рассказом можно провести речевую работу, аналогичную описанной выше.

Текст рассказа:

«Соня и Саня в саду. У Сони совок. Она высыпает в миску сухой песок. У Сани самокат. Самокат стоит у скамейки. Саня на скамейке смотрит книгу. У Сони и Сани собака Бокс. Бокс в своей будке. У будки стоит миска. В миске суп для Бокса. В саду – клумба. Соня и Саня сами посадили на клумбе маки. Высоко над садом летел самолет. Соня и Саня увидели самолет».

Рассказ «Семья» (слова с мягким согласным СЬ). Автор – М. Ф. Фомичева.

«Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду. Сима и Сеня сидят в беседке. Сима собирает синие бусинки. Сеня делает свисток. Мама беседует с Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей».

До новых встреч на сайте «Родная тропинка». Если эта статья Вам помогла и показалась интересной, буду благодарна за комментарий. Поделитесь ссылкой на статью со своими друзьями, которым интересна тема развития речи детей. Всегда рады Вас видеть в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы», в которой Вы найдете много дополнительного материала по развитию речи детей.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Тема:

Звуки М – Мь. Буква М

Программные задачи:

* Закрепить навык правильного произношения звуков М и МЬ в слогах, словах и предложениях

* Нахождение положения звуков в слове
* Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости
* Анализ слов типа СГС.
* Чтение, письмо обратного слога

* Развивать внимание, память, мышление

Ход занятия:

1. Оргмомент.
Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
– Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
– Что общего в словах?
2. Изолированное произношение. Характеристика звуков М, Мь.

* Произнесение заданного звука с разным тембром

* Произнесение заданного звука с разной силой голоса

– Какие звуки произносили?

– Расскажите о звуке М

– Расскажите о мягко паре звука М

3. Выделение последней согласной.
Игра «Эхо».
Дом – … М вам – … М
Дым – … вигвам – …
Дам – … альбом – …
Там – … Том – …
Ком – … гиппопотам – …
Сом – … сам – …

4. Игра «Наоборот».
МА – МЯ АМ – АМь
МО – … ОМ – …
МУ – … УМ – …
МЫ – … ЫМ – …
МЯ – МА АМь – АМ
МЁ – … ОМь – …
МЮ – … УМь – …
МИ – … ЫМь – …
5. Дифференциация звуков по твёрдости – мягкости.
Работа с раздаточным материалом 2 картинки 1 – со звуком М, 2-я – со звуком Мь.
1)Задание: поднять карточку с картнкой с мягким М, поднять карточку с твёрдым звуком М
2) Задание: все карточки положить на один стол.
Отобрать картинки с М – в начале слова, затем М – в конце слова, и картинки
с М в середине слова.

6. ФМК
Ходьба по кругу
А) С остановкой на твёрдый М. В слогах, словах.
Б) С остановкой на мягкий Мь. В слогах, словах. Словарный материал в упражнения одинаковый и для звука для задания под буквой А) и Б).
7. Определение положения места звука в слове.
Игра «Где спрятался звук?»
Словарный материал: Мак, самолёт, медведь, ком, Том, муха, панама, альбом, Дима, мыть.
Пособие «3 домика».

8. Подбор антонимов
Война – мир
быстро – медленно
глупый – умный
ссориться – мириться

твёрдый – мягкий

большой – маленький

9. Звуковой анализ

А) Преобразование слогов, работа с разрезными азбуками.
вариант цепочки: МА…..МУ…..УМ…..ИМ…..МИ…..МА…..АМ

Устный анализ слогов, выкладывание фишками слогов МА, МИ.

Чтение прямого слога: МА, МУ, МЭ, МИ.

Б) Анализ и выкладывание фишками слога МА

– Сколько звуков вы услышали?

– Какой звук первый, расскажите о нём.

– Какой звук второй, расскажите о нём.

– Выложите схему этого слога фишками.

– Добавьте к этим двум фишкам, фишку, обозначающую звук К.

– Сколько было звуков?

– Как они звучали вместе?

– Сколько стало звуков?

– «Прочитайте» по схеме, какое слово получилось. (МАК)

– Был слог – получилось слово.

– Что вы для этого сделали?

– Сколько звуков в слове МАК?

– Какой в начале? Какой в конце? Какой в середине?

10. Знакомство с буквой.

– Сколько звуков у буквы М? (Два – М и Мь)
– Чем отличается звук от буквы?
– Что такое слог?
– На что похожа буква М.
– Показ написания буквы М.

11. Письмо буквы М, слогов УМ, МУ

прислала

Королева Светлана

учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"