Устойчивое повышение уровня и качества жизни, поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения, возрастной и иной дифференциации пожилых людей, национальных традиций, конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям:

1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий их прав, осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях пи пострадавших от преступных деяний, создания социальной адвокатуры и социальных судов;

2. обеспечение достойного уровня жизни пожилых людей посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, которые позволили бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо категории, региона проживания и других условий;

3. повышение статуса здоровья пожилых людей, основанное на профилактике и снижении заболеваемости и инвалидности, доступности для всех граждан старшего поколения медицинской и специальной гериатрической помощи, лекарственного обеспечения, преемственности и взаимосвязи диагностики, лечения, реабилитации, медико-психологической поддержки, социально-медицинского обслуживания, ухода и выплаты социальных пособий на уход, а также мерах по рационализации питания;

4. Содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, а также учет тендерных различии при предоставлении помощи и социальных услуг, организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей;

5. содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающим физическим возможностям и специфике образа жизни лиц пожилого возраста, путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха;

6. оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, в том чис. специализированных, использование их потенциала для решения задач жизнеобеспечения и социализации пожилых людей на основе государственных стандартов объема и качества услуг, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг;



7. предоставление адресной социальной помощи лицам пожилого возраста, в первую: очередь одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способное к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, (Одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства;

8. создание благоприятных условий для посильной трудовой занятости пожилых людей и обеспечение им гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращения травматизма и профилактики профессиональных заболеваний, недопущения дискриминации по признаку возраста при трудоустройстве, обеспечения равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки;

9. стимулирование социального участия и поддержка социально ориентированных инициатив пожилых людей, содействие деятельности общественных объединений и организованных сообществ по осуществлению межличностных контактов, удовлетворению культурно-образовательных потребностей людей старших возрастов и их стремления к самореализации;

10. организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности; потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в toм числе в семье;

11. обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов исполнительной власти по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.

1. Принцип усиления значимости геронтологического этапа жизненного пути человека и с точки зрения социальных функций, и в плане пребывания в пространстве предельных смыслов, делающий недопустимыми меры, которые искусственно консервируют отжившие или отживающие геронтологические стереотипы. Это особенно важно, так как до сих пор в общественном сознании укоренено архаичное представление о старости, изложенное Софоклом еще в V веке до нашей эры, когда он писал о загадке Сфинкса: что это за существо, у которого всего один голос, но которое передвигается вначале на четырех ногах, затем на двух, а еще позже - на трех? Греческий миф гласит о том, что лишь Эдип дал правильный ответ: «Это человек, который ползает на четвереньках в детстве, ходит на двух ногах, будучи взрослым, и, наконец, опирается на палку в старости». Символический образ старого человека, опирающегося на палку, больного и беспомощного, жизнь которого всегда на ущербе, до сих пор представляется весьма распространенным. Среди стереотипов старости наиболее распространенными являются следующие:

1. Старость есть болезнь, диссолюция жизненно важных физиологических систем организма, галопирующее, нарастание физической и духовной немощности.

2. Старость - падение уровня жизни, обвал, крушение, зависимость.

3. Старые люди рассматриваются исключительно как объекты социальной помощи и поддержки.

4. Старость ассоциируется с образом человека, имеющего такие визуальные характеристики, как: стоматологические дефекты, морщинистую кожу, седые волосы. И это несмотря на разрушение стереотипа «средних лет», активно осуществляющуюся модернизацию старения, применение техник маскировки старости от косметологических и пластико-хирургических средств и систем физического совершенствования до полного игнорирования границ возможностей данного возраста: все представляется всегда возможным, стоит только начать. Последнее является свидетельством того, что распространение получила дисморфофобия - страх необратимой трансформации, изменения изначально присущих человеку морфологических особенностей.

5. Еще один стереотип, отражающий местный российский колорит, - старость соотносится с агрессивным типом поведения в общественном транспорте.

Консервации указанных стереотипов способствуют во многом масс-медиа. На российском телевидении геронтологический образ чаще всего встречается в рекламных роликах, представляющих лекарственные препараты и средства для домашнего хозяйства. Конструируется образ пожилого человека как нездорового и как бесплатного работника по дому. Современные исследования в области биологии, психологии старения дают все основания для смены дискурса старости. От финалистских (негативно оценивающих) интерпретаций старости к признанию ее равноценной другим этапам жизненного пути, обладающей своими достоинствами и преимуществами.

2. Принцип опоры на собственные силы, провозглашающий несовместимость геронтологической политики с социальным, а тем более государственным патернализмом.

В современных условиях возрастает личностно-ответственное формирование собственной жизни.

Результаты исследований польских геронтологов позволили уточнить содержание понятия «опека» с позиции пожилых людей: старики не столько хотели быть объектами заботы, сколько стремились сами заботиться о других. Совершенно естественно, что в пожилом возрасте человек стремится сохранить свое достоинство и свободу выбора. Быть же только реципиентом, ничего не давая взамен, означает определенную потерю статуса в обществе. Сотрудники социальных служб нередко в своем практическом взаимодействии с пожилыми людьми постулируют в качестве исходных позиций именно зависимые отношения, опекающие/контролирующие стратегии в отношении пожилых людей. На социетальном уровне это выражается в патерналистских принципах, лежащих в основе функционирования государственных институтов. В контексте патерналистских принципов конструируется определенная модель поведения пожилых людей, предполагающая набор типовых реакций: беспомощность, безынициативность, безропотность. Специалисты ожидают от пожилых людей согласия со всеми их действиями, благодарности за любую помощь. В случае, когда пожилой человек не соответствует представлениям о себе как об «объекте, пригодном для использования» (И. Гофман), а занимает равноправную и активную позицию, требует дополнительной информации, разъяснений, он воспринимается как «трудный».

Помощь, имеющая векторное геронтологическое направление, предполагающая контроль, регламентацию временного пространства жизни, вызывает у пожилого человека дискомфортное психологическое состояние зависимости. Показательны в этом отношения результаты исследований процессов адаптации пожилых людей в специальных домах-интернатах. Дома для престарелых создаются с благой целью - для поддержания независимости пожилых людей, для обеспечения их необходимым уходом и заботой. Однако на деле постоянный надзор и жизнь по установленному распорядку, условия которой игнорируют индивидуальность личности, воспринимаются пожилыми людьми как физическое заключение, способствуют отделению от общества его пожилой части. Исследования фиксируют такую организацию образа жизни в данном учреждении, которая ограничивает возможности проявления жизненной позиции пожилого человека: изоляция проживающих от общества, социальная депривация, ограничение возможности занятости пожилых людей, гиперопека и зависимость от окружающих, дефицит социальных контактов и отсутствие достаточного спектра социальных ролей 1 . Создается так называемый госпитализм, явление, характерное для «закрытых» учреждений, который способствует пролонгированию реакций дезадаптации. Указанные условия с дефицитом социальных контактов, общения являются катализаторами угасания личности: в эмоциональной сфере это проявляется в форме нарастания подозрительности и паранойяльной настроенности, в когнитивной - в виде смещения хронотипа переживаний в прошлое и тревожно - ожидательной направленности пожилых в будущее (болезнь, ущемление прав, смерть).

Оказание помощи носит реципрокный (взаимный, обоюдный) характер. В повседневной жизни пожилые люди оказывают разнообразную помощь детям. На уровне концептуализации и практической реализации социальной политики такое понимание в значительной степени расширяет проблемное поле социальной помощи в направлении активизации личностного потенциала пожилого человека, создания механизма реализации потребности в заботе о ком-либо (о чем-либо). Речь идет о том, чтобы не ограничиваться в отношении пожилых людей только опекающими стратегиями, но шире использовать стимулирующие стратегии.

3. Принцип дифференцированности социальной политики предполагает создание максимально адекватных потребностям получателей помощи моделей социальной поддержки, которые учитывают конкретные условия, образ жизни, факторы внешнего окружения. Отказ от уравнительных практик оказания социальной помощи ведет к повышению эффективности оказываемых услуг.

4. Принцип геронтологической профилизации специалистов, работающих с пожилыми людьми, - медицинских работников, преподавателей, социальных работников, профессионалов в рекреационной сфере, сфере досуга. Геронтологическая некомпетентность, к сожалению, достаточно распространенное явление. Практические работники нередко все негативные феномены, возникающие в жизни пожилого человека или связанные непосредственно с его здоровьем, объясняют старостью.

Стареющее общество в совершенно иных масштабах нуждается в геронтологическом образовании, в развитии различных отраслей современной геронтологии, прежде всего социальной геронтологии, позволяющей представить старость как «зону множественных возможностей», как ресурс для динамичного развития и отдельного человека, и общества в целом. Сейчас очевидна необходимость в расширении профессионального горизонта практических работников через углубление геронтологического образования, знакомство с новейшими достижениями геронтологической науки. Геронтологическая компетентность позволит устранить многие барьеры во взаимодействиях с пожилыми клиентами, что является непременным условием эффективной профессиональной деятельности.

5. Принцип расширения поведенческого выбора, предоставление целого реестра альтернативных возможностей. Речь идет и о вариативности пенсионного порога, о различных интеграционных практиках в противовес практикам исключения по возрасту в предпенсионный и пенсионный период.

Высокая продолжительность жизни способствует модификации политики установления пенсионного возраста в сторону большей вариативности. Последняя достигается различными путями: во-первых, за счет увеличения пенсионного порога, во-вторых, через установление более гибкой системы выхода на пенсию. Современные пенсионеры, имея хорошее физическое состояние, стремятся продолжить свою профессиональную деятельность или включаются в сферу более или менее регулярных, больших или меньших приработков. Наряду с желанием иметь дополнительный источник доходов с целью либо удержать благосостояние семьи на привычном уровне, либо его повысить, пожилые люди отмечают значимость продолжения трудовой деятельности для поддержания социального статуса, сохранения социальных связей, налаживания новых знакомств, более полной реализации своих способностей.

В настоящее время в нашей стране наблюдается крайне неблагополучная демографическая ситуация. Население России из года в год стареет. Пожилые старше 60 лет являются наиболее быстро растущей группой, их доля сегодня составляет 12,5% от общей численности граждан, мировой же стандарт составляет 7% Алиева З.К. Проблемы и специфика формирования государственной социальной политики в отношении пожилых граждан в условиях реформ 1990-2008 гг.: на материалах республики Дагестан: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - М., 2009. - С. 14. В связи с этим весьма целесообразно рассмотреть аспекты социальной политики государства в отношении пожилых людей.

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно ёмко. Она представлена законодательством как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп.

По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др. В соответствии со ст. 41 Конституции, пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Кроме этого в Конституции РФ имеются и другие нормы, обеспечивающие права и свободы пожилых граждан. Конституция Российской Федерации: Принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Ось-89, 1998. - С. 13

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов, определяющих направление социальной политики нашего государства в области досуга и обеспечения пожилых людей.

Особое значение имеет для пожилых людей законодательство, связанное с пенсионным обеспечением граждан Российской Федерации, представленное Федеральным законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 2000 г. за №340-1, Федеральным законом «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» от 21 июля 2007г. за №113 (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002.), а также Федеральном законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001. № 167-ФЗ. Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите лиц пожилого возраста и инвалидов. М., 2002. - С. 171

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пенсионного законодательства, работающие пенсионеры получают пенсии в полном размере. Отмечая положительные моменты в действующем пенсионном законодательстве, нельзя не отметить, что нормы, регулирующие исчисление размеров пенсий, значительно отстают от реалий жизни. Современные пенсии не обеспечивают в полном объёме затрат на самые необходимые нужды пожилого человека.

В перечне социального законодательства, играющего немаловажную роль в жизни пожилых людей, есть Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 2005 г. (в ред. Федеральных законов от 2 января и 4 мая 2000 г.). Это один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии досуга ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с вышеназванным законом, досуг ветеранов, большинство из которых - пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляет им дополнительные права и льготы.

Социальный аспект содержат основы законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 2003 г. Статья 26 «Основ» прямо закрепляет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что граждане, достигшие возраста, установленного законодательством РФ, имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы досуга населения, кроме того, право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях (Собрание законодательных актов Российской Федерации о социальной защите людей пожилого возраста и инвалидов. М., 2002).

Особое место в комплексе законов, нацеленных на социальную поддержку пожилых граждан, занял Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 2000 г. Так как значительная часть пожилых людей относится к категории малоимущих людей, именно они являются получателями государственной социальной помощи на основании данного закона.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются также Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 2005 г. и Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 2005 г. Названные законы устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия федеральных региональных органов государственной власти.

Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт, досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.

Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.

Ситуацию с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 - 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - С. 132

Согласно данным, полученным в ходе исследования проблем досуга пожилых людей, около 50% пенсионеров г. Александрова получают пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума. На сегодняшний день официально установленный прожиточный минимум в Москве равен 6213 рублей, а в среднем по стране составляет 4902 рубля (данные Госкомстата на 20.04.2012) Величина прожиточного минимума за IV квартал 2011 года. // Федеральная служба государственной статистики - Российская Федерация. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/gis/d_01.htm (20.04.2012), пенсию же по старости, превышающую минимальный потребительский бюджет, получают всего около 4% неработающих пенсионеров.

Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания. Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.

Наша страна переживает сейчас нелегкие времена и все же, несмотря на большие трудности, регулярно проводится индексация пенсий, которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000 учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях. Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-профилактических учреждениях. Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России. // Библиофонд - Библиотека научной и студенческой информации. Официальный сайт.URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=108790 (15.05.2007)

Социальной защитой пожилых граждан с 21 мая 2012 года занимается Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, преобразованное из Министерства здравоохранения и социального развития. Оно осуществляет деятельность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты и труда. В Москве социальным обеспечением пожилых людей занимается департамент социальной защиты населения г. Москвы. В округах города действуют управления и центры социальной защиты населения, а также стационарные учреждения.

Задача учреждений социальной защиты заключается в том, чтобы организовать жизнь пожилых людей таким образом, чтобы доступными средствами и в нужной степени компенсировать последствия старения.

Центр социального обслуживания подразделяется на следующие отделения: социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной помощи и временного проживания. Отделения социальной помощи на дому оказывают следующие услуги: доставку на дом продуктов и горячих обедов, товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; содействие в получение медицинской помощи и экспертизы; помощь в получении путёвок на санаторно-курортное лечение; оказание помощи в получении социальных выплат; организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков и доставка воды; содействие в обеспечении необходимой литературой и посещении кинотеатров, выставок, концертов; помощь в написании писем, оформлении документов В.В. Натахина. Социальное обслуживание пожилых людей в условиях реформирования общества: социологический анализ: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.04; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса]. - Москва, 2009. - С. 43.

Другой формой работы являются отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы уменьшить финансовые затраты пожилых на питание, организовать их занятость. Здесь можно получить доврачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. Организуются различные виды трудотерапии (ремесло, рукоделие). Клиенты дневного пребывания совместно отмечают праздники, для них организуют различные мероприятия.

Главной задачей отделения срочной социальной помощи состоит в оказании срочной поддержки всем нуждающимся. Основными направлениями этой деятельности является: оказание денежной и вещевой помощи, направление в медико-социальные отделения, оказание бытовой, юридической и психологической помощи, содействие в прописке и трудоустройстве, организация проката бытовой техники и хозяйственного инвентаря, создание кассы взаимопомощи и др.

Помощь пожилым оказывают не только в нестационарных, но и стационарных учреждениях. Самым распространённым стационарным учреждением являются дома для пожилых людей или дома для ветеранов войны и труда (так они называются в Москве).

Пожилым, проживающим в домах-интернатах, выплачивается 25% от их пенсии, а государство, в свою очередь, обеспечивает их проживанием, медицинской помощью, питанием, а также занимается организацией культурного досуга, оказываются юридические услуги, создаются возможности для посильного участия в труде, за который производится оплата.

Дома-интернаты принимают пожилых людей, инвалидов с общими и хроническими заболеваниями. Психоневрологические интернаты предназначены для пожилых людей с нервно-психическими заболеваниями. Существуют большие дома-интернаты, в которых легче создать культурно-бытовое и медицинское обслуживание, и которые более экономичны, и небольшие, где атмосфера более комфортная и семейная. Сравнительно новой формой социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких людей или пар, сохранивших полностью или частично способность к самообслуживанию. Основной целью создания таких домов является обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Ещё одной сравнительно новой сферой оказания социальных услуг является договорное социальное обслуживание на дому на условиях пожизненного содержания с последующей передачей жилья органу социальной защиты населения.

В политике здравоохранения необходимо, чтобы права, гарантирующие здоровое старение, учитывали насущные социальные, экономические, духовные, психологические и физиологические потребности пожилых людей. Государство и общество должны на деле взять на себя ответственность за обеспечение оптимального уровня здоровья в поздний период жизни человека. В связи с этим целесообразно развивать в Российской Федерации разветвленную систему геронтологической помощи населению: как ни один ребенок не может обойтись без педиатра, так и каждый пожилой человек нуждается в помощи гериатра. Реализация соответствующих программ, просветительская работа среди населения пожилого возраста в отношении правильных методов организации питания, профилактики заболеваемости и раннего старения во многом будут способствовать решению проблемы достойной старости.

Политика в области обеспечения пожилым людям достойных жилищных условий в целях освобождения их от посторонней помощи должна преследовать благоустройство жилья и его адаптацию к физическим возможностям и потребностям пожилых людей. Это следует достигать путем проведения реконструкции и улучшения условий проживания, с учетом их принадлежности к медико-социальной группе и степени утраты способности к самообслуживанию. К сожалению, обеспечение безопасности и удобства пожилых людей в домах и квартирах, на улицах и в транспорте оставляет желать лучшего. Жилье для пожилых людей следует рассматривать как нечто большее, чем просто крыша над головой, нужно учитывать его психологическое и социальное значение. Обеспечение необходимыми в быту приспособлениями способствует сохранению у пожилых людей, в первую очередь инвалидов, способности к самообслуживанию и возможности жить в своем доме в привычных условиях. Да и государственному бюджету обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в собственном доме обходится в десятки раз дешевле, чем обслуживание в стационарном учреждении.

Также необходимо разработать специальные государственные меры, направленные на повышение ответственности семьи (взрослых детей, внуков) за благополучие пожилых родителей и на укрепление межпоколенных семейных отношений Парахонская Г.А. Адаптация пожилых людей в современных условиях и социальная политика (на материалах Тверского региона): Монография; М-во образования Рос. Федерации, Твер. гос. ун-т. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003 (РИУ ун-та). - С. 124. Не менее важно осуществлять экономическую и социальную поддержку семей по уходу за престарелыми родственниками, обеспечить пожилым людям возможность расширять круг общения, организуя клубы по интересам, консультативные пункты, службы знакомств и другое. Нужно обеспечить доступ пожилых людей к образовательным программам, поощряя их стремление к непрерывному образованию, в первую очередь в период подготовки к выходу на пенсию.

Эффективность государственной социальной политики непосредственно зависит от создания квалифицированных кадров. Решение проблем подготовки кадров для работы с пожилыми людьми даст социальные и экономические плюсы. С социальной точки зрения квалифицированный персонал будет способствовать улучшению качества жизни пожилых людей, сможет оказывать им помощь и поддержку в непрерывном режиме. Но для начала следует преодолеть существенное затруднение - непрестижность работы по обслуживанию пожилых людей в социальной сфере и достойное увеличение заработной платы социальных работников в регионах Российской Федерации. К числу препятствий частного характера могут быть отнесены не только недостаточный профессионализм специалистов социальной сферы, равнодушие представителей других возрастных категорий к проблемам пожилых людей, но и нежелание или невозможность пожилых людей решать свои проблемы собственными силами.

Для преодоления этого необходимы переоценка на федеральном и региональном уровне действующего законодательства с целью ликвидации в нем пробелов, касающихся осуществления комплексных мер по улучшению гарантированных Конституцией достойных жизненных условий пожилым людям. Желательно установить четкие полномочия федеральных, региональных и местных органов управления, а также коммерческих и общественных, (в том числе конфессиональных, корпоративных) организаций для решения конкретных проблем пожилых людей. В силу сложившегося демографического положения на уровне регионов необходимо оптимизировать системы социальной защиты, обслуживающей пожилое население. Только через нормализацию положения пожилых людей можно обеспечить позитивное изменение отношения к старости.

Роль и место пожилого человека в обществе, естественно, меняется со временем. Это место займет со временем каждый из нас. Поэтому внимание к пожилому человеку сегодня - это и оказание ему заслуженной им помощи в гармонизации взаимодействия с социумом, и формирование позитивного отношения к тем из нас, кто через несколько лет приобретет социальный статус пожилого человека.

Таким образом, несмотря на многообразие форм социального обслуживания, требуется частичная реорганизация функций этих учреждений так, чтобы они были ориентированы на более рациональное и конструктивное решение социально-бытовых проблем пожилых людей. А также чтобы они способствовали овладению пожилыми людьми современными схемами поведения и взаимодействия, препятствовали социальному отчуждению; содействовали адаптации людей на разных этапах.

Государство склонно мыслить большими статистическими категориями и принимать унифицированные решения. Например, в категорию «пенсионеры» входят и полная сил работающая женщина 56 лет, и беспомощная 80-летняя гражданка, у которой нет никого из близких. Нынешнее увеличение пенсии - очень дорогая, очень нужная мера - все же радикально не повлияет на качество жизни одиноких стариков. Государство, в принципе, не в состоянии уловить разнообразия нужд и обеспечить дифференцированный подход к нуждающимся в помощи. По опыту стран, где социальное обслуживание пожилых людей находится на высоком уровне, индивидуального подхода и эффективного решения социальных проблем достигают за счет постоянного взаимодействия власти с волонтёрскими организациями, которые занимаются этим делом не формально, а по велению сердца. В частности, такие организации, имеющие непосредственное общение с пожилыми, могут давать более адекватную информацию о состоянии, нуждах, а так же качестве предоставляемых услуг, чем контролирующие инстанции. Привлечением волонтёров в дело социального обслуживания обеспечит и обратную связь с пожилыми и уменьшит барьер, стоящий между молодым и старым поколением.

В проекте Концепции обозначены принципы государственной социальной политики в отношении пожилых людей, сформулированные через призму интересов пожилых людей как многочисленной социально-демографической группы населения.

Принцип государственной ответственности - постоянная деятельность по созданию условий надежной социальной защиты и улучшению социального положения граждан старшего поколения соответственно происходящим в обществе изменениям, выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Принцип равенства всех граждан старшего поколения - равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений, экономического вклада, предоставление равных возможностей самореализации в социально-трудовой сфере и общественной деятельности.

Принцип преемственности государственной социальной политики и стабильности мер в отношении граждан старшего поколения - сохранение и реальная финансовая обоснованность социальных гарантий поддержки граждан старшего поколения и постоянный учет интересов пожилых людей как особой категории населения.

Принцип соединения правового и этического регулирования соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении граждан старшего поколения в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с пожилыми людьми и использования уникального опыта старшего поколения.

Принцип социальной эффективности - позитивная направленность мер повышения благосостояния и социального благополучия пожилых людей, поддержания их социального статуса на высоком уровне, укрепления социальных связей и удовлетворения социально-культурных запросов.

Принцип единства политики в отношении граждан старшего поколения - общность взглядов на социальную защиту пожилых людей, консолидация средств, направляемых на решение первоочередных проблем пожилых людей на всех уровнях управления.

Принцип социального участия - стимулирование деятельности лиц старшего поколения по достижению экономической независимости, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.

Принцип социального партнерства - взаимодействие государства общества и граждан старшего поколения в осуществлении мероприятий, имеющих целью благосостояние и социальное благополучие пожилых людей, постоянное сотрудничество с семьей, общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, предоставляющими пожилым людям защиту, помощь и услуги.

Таким образом, принципы государственной ответственности, равенства всех граждан, преемственности политических мер, единства политики на федеральном и региональном уровне дополнены важными принципами соединения правового и этического регулирования, социальной эффективности, социального участия и социального партнерства.

Основные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения излагаются в духе признанных мировым сообществом взглядов на роль пожилых людей с применением триединого подхода к разрешению их проблемных вопросов - предоставление защиты, улучшение положения и активизация социального участия. В проекте Концепции основные направления государственной социальной политики и механизм их реализации обозначены таким образом, чтобы соединить полномочия и ответственность органов исполнительной власти, действующих в социальной сфере.

Основополагающей для достижения стратегической цели должна стать работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, охраны здоровья, посильной занятости, предоставления пожилым людям широкого спектра социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности. Кроме того, институты и учреждения социального обеспечения, медицинского и социального обслуживания, культуры и другие потребуют усовершенствования с точки зрения соответствия их функций основным аспектам образа жизни пожилых людей - жизнеобеспечение, социализация, социальная коммуникация, рекреация (реабилитация).

В соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля1993 г.,под термином «пожилые люди» подразумевается: женщины в возрасте от 55 лет и старше, мужчины – от 60 лет и старше.

Одной из особенностей современной демографической ситуации в России является высокая численностьлиц пожилого возраста (30 млн человек). В перспективе (после 2007 г.) прогнозируется динамичное увеличение доли пожилых людей в составе населения.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально‑экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства. Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усилие социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

В отношении к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечиваются государственная поддержка через систему социальных служб и иные гарантии социальной защиты.

Важное значение для создания пожилым людям достойных условий жизни имеют также конституционные нормы о праве на жилище, достоинстве личности, свободе совести и вероисповедания, частной собственности, праве на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной. Конституционные гарантии права на труд полностью распространяются на пожилых людей и не содержат никаких ограничений по возрасту и факту наличия пенсии.

Законодательство Российской Федерации, реализующее указанные конституционные гарантии прав пожилых людей, условно включает три вида норм:

Нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста;

Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

Нормы, регулирующие положение особых групп пожилых людей (ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста).

По действующему Гражданскому кодексу (ГК), Семейному кодексу (СК) Российской Федерации и ряду федеральных законов: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», социальное законодательство, адресованное непосредственно гражданам пожилого возраста, стало соответствовать международным нормам в отношении пожилых людей. Указанные законы последовательно развиваются в подзаконных актах на федеральном и региональном уровнях. Аналогичная работа проводится на уровне государств – участников СНГ.


В настоящее время в РФ рассматривается вопрос о возможной отмене льгот с предоставлением взамен денежных выплат из расчета стоимости непредоставленных услуг, входящих в систему льгот. Это предложение Правительства РФ вызвано тем, что большое количество льгот остается неиспользованным в связи с невостребованностью и невозможностью надлежащего учета. На сегодняшний момент происходит согласование между заинтересованными сторонами механизма замены льгот денежными выплатами.

ГК РФ содержит целый ряд новых норм, касающихся обязательств, возникающих из договоров о постоянной и пожизненной ренте, пожизненном содержании с иждивением, доверительном управлении имуществом. Эти виды договоров используются лицами пожилого возраста, нуждающимися в дополнительных источниках средств к существованию.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993) содержат общее определение понятия «граждане пожилого возраста», т. е. достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости. За ними закрепляется право на медико‑социальную помощь на дому, в учреждениях здравоохранения, на лекарственное обеспечение, в том числе на льготных условиях. При наличии медицинского заключения граждане пожилого возраста обладают правом на санаторно‑курортное лечение и реабилитацию на льготных условиях или бесплатно, а также правом на бесплатный медицинский контроль для пенсионеров, занимающихся физической культурой.

Конституция Российской Федерации прямо не предусматривает права граждан на социальное обслуживание. Тем не менее, в соответствии с общетеоретическими положениями социальное обслуживание является составным элементом конституционного права на социальное обеспечение (ст. 39). Права на социальные услуги, призванные удовлетворить особые потребности граждан в силу ограничения жизнедеятельности, в том числе и по возрасту, признаются социально значимыми.

Принятие в 1995 г. вышеупомянутых федеральных законов о социальном обслуживании, укрепило правовую базу развития социальных услуг, способствовало расширению сети учреждений социального обслуживания.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122‑ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и ориентировано на индивидуальные потребности пожилых граждан, обеспечение им равных возможностей при получении социальных услуг и на приоритет мер по социальной адаптации. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально‑психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие),которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности (ст. 1).

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни государственных государством социальных услуг(ст. 4).

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5).

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия (ст. 9) граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных рассматриваемым Федеральным законом.

Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения сведений об условиях получения такой помощи. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства.

Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – на основании письменного заявления их законных представителей.

Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных ст. 15 рассматриваемого Федерального закона, а также Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185‑1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания предусмотрены ст. 12:

Обеспечение условий проживания, отвечающих санитарно‑гигиеническим требованиям;

Уход, первичная медико‑санитарная и стоматологическая помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания (при необходимости их направляют в специализированные медицинские учреждения);

Бесплатная специализированная помощь, в том числе зубопротезная (без использования драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также бесплатная протезно‑ортопедическую помощь;

Социально‑медицинская реабилитация и социальная адаптация;

Добровольное участие в лечебно‑трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями; о медико‑социальная экспертиза, проводимая по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

Свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;

Бесплатная помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

Предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

Сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, – в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение;

Участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора (ст. 13).

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно‑трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Принуждение граждан пожилого возраста или инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно‑трудовой деятельности не допускается.

Формы социального обслуживания (ст. 16):

Социальное обслуживание на дому (включая социально‑медицинское обслуживание);

Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах‑интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

Срочное социальное обслуживание;

Социально‑консультативная помощь.

К числу надомных социальных услуг , предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

Организация питания, включая доставку продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

Содействие в организации ритуальных услуг;

Другие надомные социальные услуги.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральными и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Социально‑медицинское обслуживание на дому (ст. 18) осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, перечисленных в ч. 4 ст. 15.

Полустационарное социальное обслуживание (ст. 19) включает социально‑бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний (вышеперечисленных заболеваний) к зачислению на социальное обслуживание.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Стационарное социальное обслуживание (ст. 20) направлено на оказание разносторонней социально‑бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно‑трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

С целью улучшения условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения Президентом и Правительством РФ дополнительно были приняты ряд нормативных актов.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

Срочное социальное обслуживание (ст. 22) осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Оно включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем государственных социальных услуг:

Разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; о разовое оказание материальной помощи;

Содействие в получении временного жилого помещения;

Организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

Организацию экстренной медико‑психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

Иные срочные социальные услуги.

Социальные услуги (ст. 24), входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги:

Одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:

Одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 % прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 % прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 % прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 % прожиточный минимум, установленный для данного региона.

Взимание платы производится со всех категорий граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании по их просьбе дополнительных социальных услуг, не входящих в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Оплата социальных услуг может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения принадлежащего на праве собственности гражданам пожилого возраста и инвалидам имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и иное имущество, на основании договоров, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сделки об отчуждении жилых домов (жилых помещений) в целях оплаты социальных услуг совершаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

Сохранения за гражданином пожилого возраста и инвалидом права пожизненного проживания в отчужденном жилом доме (жилом помещении) либо обеспечения его другим жилым помещением, отвечающим требованиям жилищного законодательства, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода и необходимой помощи;

Получения согласия в письменной форме местных органов управления социальным обслуживанием населения на оформление сделки.

Составной частью политики формирования доходов пожилого населения являются законодательно закрепленные льготы, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным обслуживанием.

Примером законодательного акта, устанавливающего социальные льготы различным категориям ветеранов, является Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах». Данным законом определены основные направления государственной политики в отношении ветеранов, установлены статусы ветеранов различных категорий, закреплено создание государственной службы по делам ветеранов, предусмотрены разработка и исполнение целевых государственных и местных программ по социальной защите ветеранов. Положения федерального закона развиты и конкретизированы рядом подзаконных актов.

В канун 55‑й годовщины снятия блокады Ленинграда Правительством РФ приняты распоряжения от 19 января 1999 г. № 98‑р и от 15 июля 1999 г. № 1123‑р. Этими распоряжениями выделялась материальная помощь защитникам и труженикам блокадного Ленинграда.

Для сохранения принципа социальной справедливости система социальных льгот отдельным категориям граждан, в том числе пожилого возраста, требует реформирования, разработки механизмов постепенного перехода к адресной социальной помощи.