Слово «Помпеи» известно даже тем, кто ни разу в жизни не бывал в Италии. Оно давно стало символом беспомощности человека перед стихийной мощью природы. Гибель богатого и многолюдного римского города, погребенного под пеплом вулкана Везувий - одна из самых впечатляющих катастроф в истории человечества. Благодаря знаменитой картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» она представляется ярким трагическим действом из классического театра, где люди подобны статуям, а стихия неотвратима, как рок. Побывав в Помпеях, можно прикоснуться к другому измерению этой истории - более земному и конкретному.

Помпеи ведут свое начало с VI века до н.э. Легенда утверждает, что их основателем был сам Геракл. В V веке разросшийся портовый город на берегу Неаполитанского залива стал частью Римской империи. Он был любим римской знатью, построившей здесь множество вилл для отдыха, процветал и богател. Географическое расположение города казалось на редкость удачным: дорога Виа Аппиа, проходившая через Помпеи, соединяла Рим с южной частью страны. Но рядом был и Везувий. 24 августа 79 года н.э. вулкан пробудился. Чудовищное извержение за двое суток уничтожило Помпеи и два близлежащих города - Геркуланум и Стабии. Под дождем из лавы и пепла только в Помпеях погибло более двух тысяч жителей.


Катастрофа сослужила Помпеям странную службу, уничтожив процветающий город и одновременно сохранив его для вечности. 8-метровый слой пепла «законсервировал» Помпеи на долгие века, чтобы в какой-то момент явить город в том самом виде, в каком он встретил свою гибель. В процессе археологических раскопок, начавшихся в XVIII веке, из небытия воскресали улицы и дома, бытовые артефакты и предметы искусства. Складывался рассказ и об ужасе древней трагедии, и о повседневной жизни, которая бурлила здесь когда-то. Судьба Помпей потрясла воображение европейцев: в мертвый город устраивались настоящие паломничества ученых, художников, поэтов.


Это не удивительно: поездка в Помпеи - настоящее путешествие во времени. Здесь можно увидеть все атрибуты эталонного римского города: булыжные мостовые, улицы с водостоками, остатки форума, портики с колоннами, Большой и Малый театры, три здания муниципалитета, многочисленные термы и, конечно, храмы, посвященные разным богам - от Юпитера до Исиды. Но, возможно, самое сильное впечатление производят жилые дома с «говорящими» названиями: Дом хирурга с найденными в нем медицинскими инструментами, Дом парфюмера, Дом трагического поэта, Дом Фавна, Вилла Мистерий. Их будто вчера покинули хозяева. Впрочем, люди и животные не исчезли бесследно: слепки с их тел, сделанные учеными, можно увидеть в тех местах, где несчастных настигла смерть. Есть здесь и археологический музей, в котором размещены предметы, найденные в результате раскопок.


Сегодня Помпеи посещает ежегодно более 2,5 миллионов туристов. Здесь, как нигде, можно ощутить соседство вечности и тлена, красоты и распада. Нежная утонченность фресок в стенах домов (их сравнивают с картинами Боттичелли) соседствует с искаженными позами застывших тел. И над всем царит тишина вечности, не нарушаемая даже голосами приезжих. А силуэт Везувия все так же возвышается над городом, словно напоминая о хрупкости этой тишины.


Больше фотографий этого места вы можете увидеть в нашей .

Видео – Мертвый город. Экскурсия в Помпеи




– огромный город-музей под открытым небом, который в 1997 г. был включен ЮНЕСКО в перечень культурного наследия мира.
Богатая природа, плодороднейшие почвы, удобренные продуктами постоянных извержений вулкана, позволяющие снимать по три урожая в год.
В отличие от большинства городов юга Италии основали не греки, первыми обитателями этих мест были Оски - горные племена. Предполагают, что в VII в. до н.э. они построили город на застывшей лаве, не догадываясь ни о происхождении этого "фундамента", ни о причине плодородия почвы.
В то время Везувий спал и казался безобидной горой.
В IV в до н.э. вошли в состав Римского государства.
долгое время оставался в тени более крупных поселений Кампании .
История градостроительства Помпей разделяется на два периода, о чем свидетельствует наличие разных по архитектуре частей города: старые кварталы с хаотичной застройкой, и новые кварталы, построенные по единому плану.
Старые кварталы – это наследия господства осков. Оски строили дома следуя своим желаниям.
А бурное строительство по плану началось в IV в. до н.э. – прямые улицы с названиями, прямоугольные кварталы, храмы, рынки, амфитеатры.
, тогда уже римский город, были построены согласно римским градостроительным традициям: в центре пересекались две улицы cardo и devumanus .
В начале V века площадь Помпей составляла более 65 га.
Мостовые мостили, а забота о состоянии дорог входила в обязанности горожан: каждый следил за прилегающим к дому участком, убирал мусор, ремонтировал. Дороги и траур имели покатый профиль для стока воды, направлявшейся в городскую клоаку.


Почти на каждом перекрестке был установлен фонтан снабжаемый водой из общественного На некоторых улицах стояли алтари, украшенные живописью, лепниной, надписями.

Улицы Помпей были обрамлены фасадами домов, на нижних этажах которых находились торговые заведения, а на верхних – жилые покои.
Превосходно выполненные фрески, мозаики, статуи Помпей свидетельствуют о высоком уровне изобразительного искусства.
Но частные дома не были столь привлекательны. Теплый климат позволял обходиться без окон, тем самым, экономя на дорогом стекле. Иногда в стене пробивали узкие щели. Дома выходили на улицу глухими торцами, вместо номеров писали имя владельца.


Над жилыми домами знатных горожан устраивался портик – деревянный навес на столбах, защищавший от дождя и солнца.
Главным помещением жилища считался атриум – закрытый внутренний двор. В центре атриума располагался бассейн, в который собирали дождевую воду. Эта вода считалась священной. К атриуму прилегали комнаты, предназначенные для сна и работы; а также сад и столовая. В домах знати имелось до 40 комнат.




По трубам к домам и фонтанам города подавалась вода.

До извержения Везувия Помпея были богатым и высокоразвитым городом, с развитой торговлей и ремеслом.
Вместе тем это был густонаселенный город. Весь людской поток стекался к деловому центру – Форуму .
На Форуме проходили заседания городского совета и устраивались связанные с ними церемонии: от выборов и присяги до торжественных похорон.
В работе над проектом форума зодчие следовали древней традиции: он не должен быть мал для практических целей, но и не должен казаться пустынным вследствие малолюдства.
Древнейшая постройка Форума – Базилика , здесь вершили правосудие, а в остальное время проходили коммерческие и развлекательные собрания. Рядом с Базиликой находилась тюрьма, состоявшая из тесных помещений без окон, с узкими, окованными железом дверьми.


Во II в. до н.э. центральное место на Форуме занимал храм Юпитера или Капитолий – главное священное здание. После окончательного покорения римлянами храм посвятили трех капитолийским божествам – Юпитеру, Юноне и Минерве. К его главномувходу вела широкая лестница с каменной террасой, откуда жрецы произносили церемониальные речи.
Во времена Римской империи на Форуме была построена Триумфальная арка , посвященная императору Тиберию, построены административные здания, табуларий – городской архив, постройки для обрядов, храм Аполлона , Пантеон - храм Августа .
Часть площади занимал продуктовый рынок – мацеллум . Рядом находились храмы городских ларов и Веспасиана, биржа Евмахии, Комициум – площадка для голосования граждан.
С заходом солнца Форум закрывался. Привратник обходил все выходы и запирал вороты. Главная площадь города пустовала до утра. После захода солнца на Форуме разрешалось находится только тюремным сторожам и заключенным.
Древние римляне любили и поклонялись богам покоренных народов. Они переселяли чужих идолов к себе и относились к ним с большим почтением, стараясь заслужить их симпатию. Языческие храмы располагались на главных площадях.
Лучше всего сохранился храм Исиды .
Исида была кумиром богатых римлянок, находивших у нее защиту во внебрачной любви. Жрицы храма Исиды также устраивали свидания между однополыми любовниками.
Храм, помещенный в середине четырехугольного портика с колоннами, покрытыми рисунками, возвышается на высоком подиуме с боковой лестнице. По бокам – две ниши, предназначенные для статуй Анубиса и Арпократа, сына и брата Исиды.
Позади храма стоят небольшие здания, здесь собирались жрицы Исиды и устраивались свидания, располагалось Чистилище с водой из Нила, которую использовали в обряде очищения.


В Помпеях имелось два театра, возведенных по греческому образцу.
Большой театр был построен в 200-150 гг. до н.э. в естественной впадине холма. Во времена Августа театр расширили, и его вместимость составляла 5 000 зрителей. Сохранилась нижняя часть театра, покрытая мрамором и предназначавшаяся для самых важных горожан.


В Помпеях работали множество термополий - античных харчевен, где подавали горячую еду и вино с пряностями. Блюда разогревались с помощью объёмных сосудов, встроенных в прилавок по самое горлышко, в которые наливалась горячая вода.


Предвестников извержения Везувия было сильное землетрясение, произошедшее в 62 году н.э. Практически все здания Помпей были повреждены, некоторые полностью разрушены. Но город быстро восстановили.


Извержение Везувия началось днем 24 августа 79 г. н.э.
Поначалу мало кто из жителей обратил внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом Везувий , ведь Везувий давно уже считался уснувшим вулканом.
Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Пепел приходилось постоянно стряхивать с одежды.
Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон. Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю.
Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица.
На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни. Тревога людей нарастала.
Поднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км.


Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья.
Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей.
Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи.
Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями.
Взрыв был растянутым во времени, поэтому большинство жителей успели покинуть город.

В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища.
Утро следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило .
Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала нескольких метров.
На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы.
Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. Первые раскопки города начались в XVIII веке.
Первым из всех городов были раскопаны .



Проезд:
На поезде Circumvesuviana из Неаполя до остановки Pompei Scavi.

Часы работы:
С 1 ноября по 31 марта: все дни с 8.30 до 17.00 (кассы до 15.30)
С 1 апреля по 31 октября: все дни с 8.30 до 19.30 (кассы до 18.00)
Закрыто: 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Официальный археологический сайт Помпей www.pompeiisites.org.

Помпеи является древним римским городом. Располагался недалеко от Неаполя, а ныне он погребен под слоем вулканического пепла. Город подвергся извержению Везувия. Произошло это 24 августа 79 года. На данный момент на месте города расположен музей. Сам же город внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Проведенные раскопки показали, что еще в I тысячелетии до н. э. около современного города Нола было поселение. Помпеи - новое поселение - основали оски в VI веке до н. э. По мнению ученых, название города имеет оскское происхождение: pumpe - пять. Такое название является свидетельством того, что Помпей сформировался в результате слияния пяти поселений.

Другая версия говорит о том, что название происходит от греческого pompe, что означает триумфальное шествие. Так, как гласит легенда, Помпеи и Геркуланума были основаны героем Гераклом. Когда он победил великана Гериона, то величественно шествовал по городу.

Что касается ранней истории города, то она мало известна. Сохранились некоторые источники, которые говорят о столкновениях, происходящих между греками и этрусками. Некогда Помпеи были территорией кумов, а с конца VI века до н. э. они перешли под власть этрусков. Само же поселение входило в союз городов во главе с Капуей. В 525 до н. э. здесь был возведен дорический храм, где поклонялись греческим богам. Разгром этрусков в Ките, Сиракузах в 474 до н. э. привел к тому, что господство в регионе снова перешло к грекам. В 20-е годы V века до н. э. территория переходит под влияние самнитов, однако исходом Второй Самнитской войны происходит разгром самнитов Римской республикой. Это привело к тому, что Помпеи становятся союзниками Рима.

Городу пришлось пережить восстание италийских союзных городов. Происходило это в 90-88 годов до н. э. В ходе этого восстания в 89 году до н. э. был взят Суллой, который ограничили в самоуправлении и сделали римской колонией.

В Помпеях располагались виллы многих знатных римлян. Найдено доказательство тому, что большое количество римских ветеранов размещались в большой территории, которая была огорожена и располагалась на юго-востоке города.

Сообщения Тацита говорят о том, что в 59 году н. э. между жителями Помпей и Нуцерии происходило достаточно жестокое побоище. Конфликт начался с обычной перебранки, когда на помпейской арене происходили гладиаторские игры. Далее он перерос в драку, в которой победили помпейцы. Что касается нуцерийцев, то много людей погибло и получило увечья. Разбирательства по данному инциденту осуществлялись Сенатом. Всех виновников драки отправили в ссылку, а в городе запретили проводить игры на 10 лет. Однако в 62 году запрет был снят.

Сильное землетрясение, которое произошло 5 февраля 62 года н.э. спровоцировало извержение Везувия. Такие события нанесли большой урон городу. Большое число построек было повреждено или вовсе разрушено. Здания отремонтировали, но некоторые так и остались с повреждениями до самой гибели города в 79 году. Везувий начал извергаться днём 24 августа 79 года. Извержение длилось около суток. Об этом говорят некоторые манускрипты «Писем» Плиния Младшего, которые сохранились. Извержение привело к гибели трёх городов - Помпеи, Геркуланума, Стабии. Также погибли некоторые небольшие селения и виллы.

При раскопках было обнаружено, что в городах всё осталось таким, каким было до катастрофы. Под многометровой толщей пепла располагались улицы, останки животных и людей, дома с полной обстановкой. Извержение было настолько мощным, что пепел от него смог долететь до Египта и Сирии. В результате извержения из 20 000 жителей Помпей погибло примерно 2000 человек. Многие люди покинули город еще до катастрофы, но останки погибших обнаружены и за пределами города. По этой причине нельзя установить точное число погибших.

К числу погибших от извержения относится и Плиний Старший. Его научный интерес и желание помочь людям не позволили ему покинуть город. Он пытался приблизиться к Везувию на судне, однако оказался в одном из очагов катастрофы - у Стабии.

Город Помпеи – настоящий музей под открытым небом. О трагических событиях, связанных с извержением вулкана в этой местности, известно всем образованным людям. Сегодня Помпеи представляют собой популярную итальянскую достопримечательность, которую стремятся посетить туристы со всего света. О том, какие места можно и нужно посетить в этом прекрасном городе, будет рассказано в сегодняшней статье.

Достопримечательности Помпеи

Оказавшись в известном итальянском городе, рекомендуем осмотреть все его достопримечательности. Их список представлен ниже.

Ворота Порта-Марина

Первая достопримечательность Помпеи располагается у входа в город, и представляет собой ворота Порта-Марина, с которых начинается городская улица Via Marina. Здешняя дорога выложена плитами, в которых остались колеи от ездивших по ним повозок. Жители Помпеи устанавливали на главной дороге камни, которые помогали регулировать движение и передвигаться во время дождя, не промочив ног.

Большой театр

Эта достопримечательность считается самой древней. Именно здесь проводились гладиаторские бои, спортивные мероприятия и другие зрелища. Большой театр имел форму эллипса и внушительные размеры: 135×104 м. Такая форма позволяла вмещать сразу 20 тысяч человек. Амфитеатр представлял собой 2-хуровневую постройку: нижний уровень составляли глухие арки, верхний – галерею. В период существования Помпеи это место было самым популярным среди местных жителей. Древние архитекторы сконструировали специальное приспособление для навеса, которое укрывало зрителей от непогоды. Туристам предоставляется возможность осмотреть помещения, где содержались дикие звери и жили гладиаторы.

Публичные дома в Помпеях пользовались популярностью у всех живущих там сословий. В городе был построен специальный дом для занятия проституцией с 10 отдельными комнатами. Кроме него в Помпеях было найдено около 30 специальных строений того же назначения. Внутри таких помещений царил мрак и темнота, комнаты были небольшие, с каменными узкими кроватями и порнографическими фресками. Считается, что изображения, украшавшие стены, помогали настроить посетителей на нужный лад. Также фрески представляли собой своеобразную инструкцию, при помощи которой иностранные моряки, не знающие языка, объяснялись со жрицами любви. Некоторые изображения, сохранившиеся до наших дней, находятся в Историческом музее.


Еще одна обширная арена, размер которой составляет 1/3 Амфитеатра. Это место вмещало не больше 1000 человек и предназначалось для постановки театральных сцен и пьес. Одеон украшают фигуры атлантов, которые поддерживают парапет, а также барьер, оканчивающийся лапами грифонов. Арена обладает изумительной акустикой, даже тихий звук можно услышать на дальней стороне сцены.


Просторная главная площадь Помпеи имеет форму прямоугольника шириной 39 м и длиной 158 м. Раньше Форум находился в центре города, однако в связи с расширением Помпей площадка оказалась смещенной к окраине. Именно эта площадь служила местом городской торговли, где открытое пространство было уставлено торговыми лавками и мастерскими древних умельцев. Также здесь находился центр культурной, политической и религиозной жизни населения. На территории Форума расположено множество достопримечательностей: базилика, храм Юпитера, арка Калигулы, Храм Аполлона, храм Веспасиана, храм Венеры, Сенат, виллы и дома известных жителей древних Помпей и пр.


Это здание задумывалось как рынок, однако впоследствии его стали использовать для судебных разбирательств. Вход в базилику находился сбоку и имел 5 дверей. Сегодня туристы могут увидеть только 3 сохранившиеся двери. Внутри здания имеется открытый двор, украшенный коринфскими колоннадами. Во дворе базилика было построено 2-хэтажное здание, сегодня путешественники могут увидеть только остатки небольших фрагментов в виде каменных блоков.

Храм Юпитера

Это здание считалось самым крупным зданием Помпей. На сегодняшний день от этой величественной постройки осталось только 6 колонн и небольшие фрагменты самого храма, которые поставлены на массивной каменной платформе. К этой достопримечательности ведет каменная лестница, имеющая ширину 40 м.

Храм Венеры

От этого древнейшего здания города остались одни руины, однако в 2010 году здесь была проведена реставрация, что позволило путешественникам посещать и осматривать некогда популярное религиозное сооружение местных жителей. В ходе реставрации были восстановлены бутовая кладка и декоративные фрагменты храма.

Храм Аполлона

Еще одно здание Помпей, которое сохранило лишь остаточные фрагменты своего величия. К храму ведет лестница, перед которой установлен алтарь. Периметр здания был окружен 28 колоннами, из которых сохранились только 2. На внутренних нишах храма остались изображения сцен Троянской войны. На внешних постаментах строения были размещены статуи. До наших дней сохранились статуи Гермеса, Гермафродита, Венеры, Аполлона и бюст Артемиды.

Храм Веспасиана

Это здание отличалось менее габаритными размерами (длина — 33 м, ширина – 22 м). Перед входом в разрушенное строение стоит алтарь, сам вход представляет собой портик с 4 колоннами. Внутри храма размещался подиум со статуями Веспасиана и его сына Тита.

Храм Фортуны Августа

Это здание представляет собой небольшой храм, фасад которого обрамлен 4 колоннами. Внутри сооружения имеются ниши для статуй Августа и членов императорской семьи. За храмом Августа находится еще одна достопримечательность – арка Калигулы, построенная из кирпича и облицованная травертином. Рядом с аркой размещалась статуя Калигулы верхом на коне.

Термополий

Это каменное здание считается аналогом древнего античного бара или харчевни, с оформленными прилавками и отверстиями для встроенных кувшинов, в которые выливали теплую воду, а сверху ставили блюдо с пищей и вином. Термополий отлично сохранился, внутри здания туристы могут увидеть красивые прилавки, оформленные разноцветным мрамором, а также лавки и столы для древнеримских посетителей.

Стабиевы термы

Эти сооружения представляют собой античные бани, которые практически не пострадали от землетрясения и извержения вулкана. Стабиевы термы – это комплекс помещений, состоящий из комнат для купания в холодной и горячей воде, гимнастического зала и раздевалок. Помещения для омовения были отдельными для женщин и мужчин. Сегодня в этом здании туристы могут посмотреть на останки 2 людей, ставших жертвами вулкана.


Главной улицей древнеримских Помпей была Виа дель Аббонданца, которая начиналась у Форума и заканчивалась у ворот Санто. Улицей Изобилия ее назвали в честь фонтана со скульптурой девушки, держащей в руках рог изобилия. Сегодня улица представляет собой оживленный торговый островок, где туристы могут приобрести сувенирные товары. Дорога вымощена крупным булыжником, что придает ей статный вид. На улице расположено несколько вилл известных помпейских жителей, в которых можно увидеть диковинные фрески, настенную живопись с сюжетами Одиссеи и Илиады, остатки древних статуй и пр.

Выставка гипсовых слепков

Экспонаты выставки были получены при помощи жидкого гипса, которым заливали пустоты, оставшиеся в золе от тел. Вниманию путешественников предоставляется 17 тел, которые помогают понять трагичность древнего извержения Везувия. На некоторых экспонатах можно разглядеть лица, складки одежды. Кроме людских останков на выставке представлен слепок сторожевой собаки, а также предметы быта и архитектуры древних помпейцев.


Этот дом представляет собой шикарную загородную виллу, которая хорошо сохранилась после трагических событий 79 года. Здание основано на высоких субструкциях, которые придают вилле квадратную форму. Широкие крыши служили местом для висячих садов. Свое название здание получило благодаря исчерпывающему количеству фресок, демонстрирующих мифологические сцены. Вилла Мистерий – это комплекс зданий, в который входят жилые и хозяйственные помещения, бани, домашнее святилище и открытый двор.


Еще одно здание, которое сохранилось в отличном состоянии. Вилла имеет несколько строений с внутренними дворами, которые обрамлены портиками и колоннадами. Здесь также находится большой античный бассейн, предназначенный для плавания (60×17 м). Вилла Оплонтис интересна своей настенной живописью. Объемные фрески, которыми украшены стены, представлены в форме архитектурных элементов: окон, колонн, дверей, лестниц, пилястров и пр.


Это здание является самым большим жилым строением древних Помпей. Дом получил свое название в честь статуэтки танцующего Фавна, сейчас она находится в Археологическом музее Неаполя, а ее копия установлена на месте прежнего артефакта. На стенах внутреннего помещения представлена мозаика, изображающая битву Дария и Александра Македонского. Вестибюль здания отделан в лучших традициях помпейской живописи. На стенах изображены круглые колонны, пилястры и ложные двери.


Этот архитектурный объект демонстрирует жилище местных жителей среднего класса. Дом получил свое название из-за напольной мозаики, изображающей поэта с трагической маской в руках. При расцвете Империи стены строения покрывали мифологические изображения с сюжетами местных сказаний и мифов, которые не сохранились в письменной форме. Поэтому они представляют особую ценность. Некоторые фрески были перевезены в Национальный музей Неаполя. Отличительной особенностью этого дома была мозаика с изображением собаки и надписью «CAVE CANEM» — берегись собаки.


Древний роскошный особняк, целостность которого была частично нарушена извержением вулкана. Тем не менее, эта достопримечательность хорошо сохранилась. В здании имеется множество фресок и статуй, изображающих древних божеств, мифологические, повседневные и аллегорические сюжеты. Дом Веттиев имел внутренний двор, окруженный колоннами, и просторный сад.

Дом Большого Фонтана

Из названия становится понятно, почему сооружению дано такое название. Во дворе дома находится источник, который представлен в виде святилища. Из отверстия под каменной крышей бежала вода, которая спускалась по ступенькам. Фонтан был украшен мозаикой, включавшей в себя ракушки и керамические плитки, которые создавали красивые геометрические узоры. Здесь же находится копия старинной бронзовой статуэтки, которая изображает мальчика с дельфином на плечах. Недалеко от здания находится еще одна достопримечательность города – дом Малого Фонтана. Здесь находится похожий архитектурный элемент, который отличается меньшим размером.

По обилию интересных мест вы успели догадаться, что на посещение города Помпеи, достопримечательности которого вызывают огромный интерес у туристов всего мира, нужно выделить хотя бы 1 полноценный день. Оказавшись в этом месте, вы забудете о времени, сможете узнать много интересного о жизни древних жителей Помпей, а также отлично отдохнете и запасетесь множеством ярких впечатлений и приятных воспоминаний.

Помпеи. Объект номер 389 в классификации исторических памятников, охраняемых . Этот мертвый город продолжает приковывать пристальное внимание живых и по сей день. Однако знаем мы о нем ничтожно мало - разве что дату трагической гибели да знаменитую картину русского художника Брюллова. А как жили Помпеи до своего последнего дня? Как выясняется из исторических документов, сходство образа жизни уничтоженного поселения с современными городами просто пугающе, что наводит на неприятные мысли. Впрочем, у 21-го века свои преимущества - наши ученые, в отличие от древнеримских, извержения вулканов предсказывать все-таки научились.

Сегодня Помпеи - уникальное место. Это полноценный город, но в нем нет жителей. Зато имеется всемирно известный туристический бренд, и, как следствие, неплохой годовой доход. Для Помпеи - не просто древняя достопримечательность, а настоящая историческая ценность. Недаром к охране этого бесценного наследия прошлого привлечено Итальянское космическое агентство. Теперь за археологической зоной будут следить из космоса. Зачем внесено такое предложение - неясно. Впрочем, итальянцам виднее. Нас же гораздо больше интересует вид не из космоса, а с земли - той самой, на которой почти две тысячи лет назад жили, работали и отдыхали люди. Такие же, как и мы с вами.

Помпеи были одним из самых развитых и богатых городов древнего Средиземноморья. Для город с населением в тридцать тысяч человек был уже не просто крупным портом или торговым центром: речь шла уже о важнейшей стратегической единице на военной карте Империи. Помпеи обладали как раз таким статусом: они находились на знаменитой Аппиевой дороге, соединявшей юг со столицей. Удачное расположение дало мощный импульс к развитию города - большинство жителей Помпей были людьми достаточно обеспеченными, а потому не чуждыми простых человеческих удовольствий.

Вообще, если сравнивать Помпеи с какой-либо современной европейской страной, то первой из них на ум почему-то приходят Нидерланды. Нет, легкие наркотики в Помпеях не легализовывали, а вот что касается древнейшей профессии - некоторое сходство имеется. Правда в этой области никаким голландцам с их «кварталами красных фонарей» за Помпеями не угнаться. Город представлял собой один большой античный публичный дом. Лупанариев (а именно так назывались на латыни эти интересные места) в Помпеях насчитывалось аж двести, каждый из которых имел строго отведенные часы работы и набор услуг. Жриц любви величали не иначе, как «волчица» (лат. «lupa») в том числе и из-за необычной манеры приманивать клиентов - заунывным волчьим воем. Современному человеку было бы несколько страшновато услышать призывы такого рода на неосвещенных улицах античного города, а жителям древних Помпей очень даже нравилось. В этой связи существует даже альтернативная версия воспитания основателей Рима Ромула и Рема. Согласно общеизвестной легенде, их выкормила волчица. В Помпеях же, гиды, снисходительно глядя сквозь ресницы на неразумных туристов, пояснят - это совершеннейшая неправда. На самом деле младенцев воспитала вовсе не волчица («lupa»), а одна из женщин легкого поведения. Так что делайте выводы - Рима еще не было даже в планах, а публичные дома уже функционировали.

В отличие от публичных домов, с питьевой водой у помпейцев была постоянная напряженка. Однако инженерная мысль частично помогала справляться с этой проблемой - в городе был построен акведук. Правда, социальное неравенство и здесь играло свою отрицательную роль: вода подведена была только к домам богатых граждан. Все остальные были вынуждены ходить с различными емкостями к фонтанам и колодцам. У последних иногда скапливались изрядные очереди, простоять в которых полдня считалось совершенно обычным делом.


В перерывах между посещением лупанариев и источников питьевой воды, помпейцы производили множество незаменимой продукции. Например, пекли отличный хлеб, качество которого славилось на всю округу. В Помпеях при раскопках обнаружено 34 пекарни, значительная часть которых работала на экспорт. Самыми хорошо оснащенными были пекарни Попидия Прииска и пекарня на улице Стабий. В последней было 5 мельниц, приводившихся в движение рабами или вьючными животными. Согласно документам, это было одно из самых экономически прибыльных предприятий тридцатитысячного города. Стоит отметить, что по части еды Помпеи совершили настоящий прорыв. Здесь появился первый в мире фастфуд - готовящуюся на глазах у покупателя горячую еду можно было купить прямо из котла. Заведения эти назывались термополиями, и были буквально незаменимы - ведь в большинстве помпейских домов не было кухонь. Производился в городе и древнеримский деликатес - соус «гарум», шедший на экспорт. В городе существовал целый цех по его изготовлению. Рыбу без костей растирали и выдерживали в морской воде несколько недель. После того, как она приобретала специфический вид и довольно едкий запах, добавляли вино и смесь пряностей. Римская знать была в восторге.


Еще одна существенная статья доходов казны Помпей - производство шерстяных тканей. В городе существовало тринадцать цехов, в которых происходила обработка шерсти, семь ткацких мастерских и девять помещений, где шерсть окрашивалась. Торговля шла довольно бойко - Помпеи снабжали шерстяными изделиями все близлежащие города и поставляли лучшие экземпляры в Рим. Кроме того, здесь появились и первые прачечные, которых в городе насчитывалось восемнадцать. Крупнейшей из них была сукновальня Стефания - жилой дом, переделанный под производственный цех. Технология очистки грязной одежды была довольно оригинальной - дело в том, что «Тайда», равно как и мыла, тогда еще не знали. Поэтому в качестве моющего средства находчивые горожане использовали отстоявшуюся в течение 1-2 недель обыкновенную человеческую мочу. Кстати, добыча сырья не требовала никаких дополнительных затрат - чаны для его сбора устанавливались на городском Форуме. Так что каждый из помпейцев абсолютно бесплатно мог не только обсудить последние новости, но и внести свой посильный вклад в дело сохранения чистоты одежды окружающих.


В Помпеях насчитывалось более тридцати улиц и переулков, жилых зданий - около девяти сотен. Дома были в основном двухэтажными, редко насчитывали три этажа. Благоустройство жилищ из-за отсутствия кухонь несколько хромало, но с точки зрения внешнего оформления дома помпейцев производили неизгладимое впечатление. Практически каждое здание было украшено фресками, мозаиками, а то и мраморными скульптурами. Верхние этажи, как правило, сдавались в аренду, что было достаточно прибыльно - Помпеи считались чем-то вроде летнего города-курорта не только у римской знати и высокопоставленных чиновников Империи, но и у жителей многих соседних городов. Провести здесь досуг можно было с пользой - тем более что сходить действительно было куда. Большой театр у Треугольного форума, Малый театр, крупнейшие в городе Стабианские термы, храм Юпитера, рынок «мацеллум», защищенный от дождей и солнца крышей - благородные патриции и гости попроще могли выбрать место себе по душе.

Безусловно, отправляться на открытие древнего города Помпеи лучше всего на личном авто. Для путешественников же доступна такая опция, как взять автомобиль в аренду . Заказывая авто предварительно, находясь еще дома, Вы сможете существенно сэкономить. "Италия по-русски" советует Вам обратиться к услугам популярного гигантского сервиса Rentalcars , многофункционального и простого, который позволит Вам выбрать самый подходящий автомобиль дома и получить его сразу по прибытию в Италию.
Для тех же, кто привык к удобству, рекомендуем заказать такси с русскоязычным водителем. Подобрать и заказать такси возможно через удобный сервис Kiwitaxi : Вам просто необходимо выбрать, откуда и куда Вам нужно добраться. Здесь же Вы можете заказать трансфер из любого аэропорта Италии. В указанное время, в указанном месте Вас будет ожидать Ваш персональный водитель с табличкой с Вашим именем.