> ВИДЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЕ

Описание основных видов и форм вербальной агрессии до сих пор не являлось предметом специального научного исследования. Однако именно это направление в изучении данной проблемы представляется особенно актуальным, поскольку позволяет наметить основные пути осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде, что должно способствовать созданию благоприятного психологического климата в школьном коллективе, основанного на принципах взаимоуважения, взаимопонимания, доброжелательного отношения, доверия и согласия, как между учениками, так и между учащимися и учителями.

Это просьба о помощи, объясняет психолог Элиана де Баррос Сантос. У детской агрессии есть несколько объяснений. Разделяя родителей, ребенок может почувствовать, что они потеряют свою привязанность. Приход брата также усиливает это чувство. Неограниченные дети смущаются, когда получают «нет», и прибегают к насилию, чтобы выразить свое недовольство. В будущем свободные вожжи при создании приведут к высокомерным и небезопасным подросткам и взрослым. Другим фактором, который необходимо соблюдать, является поведение родителей и опекунов.

Предоставление ребенку стрессовых ситуаций, таких как ярость, физическая и словесная агрессия, передает ощущение, что они нормальные, и что их следует использовать, когда это необходимо. Дети, которые подвергаются физическому, психологическому и сексуальному жестокому обращению, часто вызывают непоправимую травму. Они видят агрессию как единственный способ обратиться за помощью и выразить, что что-то не так.

> Виды вербальной агрессии

При описании основных видов вербальной агрессии мы использовали системный подход как позволяющий более точно определить природу того или иного проявления вербальной агрессии и выявить особенности его функционирования в изучаемой речевой среде.

Виды речевой агрессии выделялись и описывались в форме дихотомии - бинарных оппозиций, поскольку в структуре противопоставления, во-первых, проще установить параметры отличия, выявить дифференциальные признаки членов оппозиции. Во-вторых, подобный подход позволяет создать более четкое, логически выстроенное и научно выверенное описание формальных и содержательных особенностей членов оппозиции.

Неспособность общаться, в то время как их сверстники развиваются, как ожидалось, вызывает разочарование, и то, как они пытаются защитить себя от возможных преследований сверстниками, - это агрессия. Поведение матери все еще на беременности также влияет. Тремблей связывает курение с развитием эмбрионального мозга. Эффект курения усиливается, если у семьи низкий доход или мать имеет историю антиобщественного поведения.

Телевидение, видео и компьютер

Сода также связана с агрессивным поведением. Подобно воздействию курения, эффект безалкогольных напитков усиливается, если социально-экономическая ситуация в семье уязвима. Стоит отметить, что исследователи не исключают диеты. Телевидение не вызывает агрессивного поведения, однако клятва и сцены насилия могут способствовать детям, которые все еще находятся на стадии развития. Преувеличенное воздействие этих двух автомобилей влияет на способность детей концентрироваться. Согласно исследованию, проведенному под наблюдением Боба Хэнкокса из Университета Отаго, дети, которые смотрят телевизор менее двух часов, не подвергаются риску расстройств внимания в подростковом возрасте.

Прежде всего, виды вербальной агрессии можно классифицировать по интенсивности, или степени выраженности - от слабых ("стертых") к самым сильным. Данное основание для классификации выделяет, в частности, А.К. Михальская (51, С.166).

К сильным проявлениям речевой агрессии следует, очевидно, отнести брань, ругань, крайне эмоционально и экспрессивно выраженное прямое порицание, грубое требование, произнесенное в резко повышенном тоне ("крик").

Тем не менее, риск увеличивается до 44% у тех, кто проводит три или более часа перед телевизором. Исследование показало, что постоянные стимулы телевидения передают детям, что жизнь кажется монотонной. Исследование, проведенное Университетом Отаго, не оценивало эффекты видеоигр и компьютеров. Но учреждение полагает, что они одинаковы, потому что оба имеют одинаковые стимулирующие образы. По мнению исследователей, приемлемый предел в два часа для «аудиовизуальных развлечений» должен включать все формы.

Если вы играете в видеоигры в течение одного часа, вам не рекомендуется смотреть телевизор более одного часа. Родители и воспитатели должны быть осторожны, чтобы не поддаваться истерикам. Это должно укрепить идею о том, что сила, крик и агрессивность - это способы достижения наших целей. Также необходимо соблюдать поведение в школе. Очень важно идти в школу, когда учитель, педагогический координатор или директор сообщает о неуместном поведении. Проклятие и избиение коллег никогда не следует рассматривать как «детскую вещь».

Пример такой речевой агрессии - фрагмент диктофонной записи XVII: словесная перебранка крайне агрессивно настроенных по отношению к учителю и друг к другу пятиклассников, поспоривших о том, выполнялось ли ими раньше предложенное учителем задание: "Мы же уже де-е-лали это! - Ты чо?! - Заткнись, подонок!!!". Сильной вербальной агрессией отмечены также речевые ситуации XIII , XIV, XVI, XVIII и др. из диктофонных записей.

Вы также не поощряете ребенка использовать эти устройства для защиты себя. Если те, кто несет ответственность, ведут бой в школьной среде, отделяют детей и объясняют пощечины и удары, а не решают что-либо, все равно будут причинять кому-то боль. Используйте ту же тактику, если бой между братьями и сестрами.

Для родителей и воспитателей детей с агрессивным поведением принято часто слышать, что «пинать и стучать нормально, достаточно скоро». Не предпринимать никаких действий в этом отношении - это стимулировать саморазрушительный характер. Однако многие не знают, как отличить агрессивность от энергии. Мы перечисляем шесть общих характеристик детской агрессии.

Однако, по данным наших исследований, к ярко выраженной, сильной вербальной агрессии относятся не только высказывания, произнесенные повышенным тоном и содержащие прямые оскорбления адресата, но и особо враждебные замечания, язвительные насмешки, веские по содержанию (а не только по форме выражения) угрозы.

К слабым проявлениям вербальной агрессии можно отнести, например, не очень грубый, но с отсутствием извинения и необходимых формул вежливости отказ, скрытый упрек, косвенное осуждение, непрямое оскорбление (например, "сам такой", "это ты о себе сказал" - из сочинений учащихся). К сожалению, в речи школьников диагностировались преимущественно сильные проявления вербальной агрессии, что не позволяет привести здесь более разнообразный иллюстративный материал.

Шкала детской агрессии

Он кажется дезорганизованным, но он знает, что он должен был делать, и где его вещи; Делать обещания и не хранить их. Непослушание: ребенок слышит гнев пассивно, иначе реагирует, делая прямо противоположное тому, что было запрошено; Ложь: начинается после трех лет. Она также лежит за преимуществами, имитирует болезни, чтобы не ходить в класс и не баловать, например. Однако они не осознают, что это преступление; Уничтожение: Агрессия передается объектам. Агрессивные дети склонны нарушать то, что они видят впереди; Жестокость: Движимый удовольствием от страданий других. Чем моложе ребенок, тем серьезнее последствия этого отношения. Ребенок должен уменьшить или приостановить наказание. . Манфред Черпка из Университета Гейдельберга сообщает, что приступы бешенства являются частью развития ребенка, однако родители и воспитатели должны знать периодичность.

Между тем, по справедливому замечанию А.К. Михальской, "такие речевые акты трудно вообще считать агрессивными, так как вовсе не всякая хула или порицание суть агрессия". (51, С.166) В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть, что вопрос о степени агрессивности того или иного высказывания должен решаться каждый раз индивидуально - в контексте конкретной речевой ситуации; и, очевидно, главным критерием здесь является результат - воздействие высказывания на адресата, его ответная реакция (см. 1.3).

Более пяти нападений бешенства в день, когда взрослые испытывают огромные трудности в успокоении и даже застрахованы от маленьких, которые требуют профессионального вмешательства. Когда дети начинают разрушать предметы, наносят вред собственной коже, ударяют головой о стену и причиняют страдания людям и животным, пришло время искать ребенка-психолога. Окружающая среда, способ говорить, тон голоса и слова, используемые психологом, должны передать ребенку, что она может разоблачить ее чувства.

Обучение самообучения было разработано в 1970-х годах Дональдом Мейхенбаумом. Он используется для лечения агрессивных и гиперактивных детей. В этом методе ребенок учится ориентировать свое поведение, имея терапевта в качестве модели, которой следует следовать. Простая деятельность. Методология была создана и использует простую деятельность, указывая на карандаш для работы следующим образом.

Очень важным представляется классификация видов вербальной агрессии по степени их осознанности (рефлектированности) говорящим и целенаправленности, что, как уже отмечалось, в первую очередь позволяет установить присутствие агрессии в том или ином высказывании.

На этом основании необходимо различать осознанную, целенаправленную речевую агрессию и неосознанную или осознанную недостаточно (реактивную). В соответствии с принятым нами "рабочим" определением вербальной агрессии, первая связана скорее с выражением негативных чувств и эмоций и представляют собой агрессивное речевое поведение; вторая выражает негативные намерения и является речевой деятельностью. Кроме того, говоря о целенаправленной вербальной агрессии, следует рассматривать такие ее разновидности, как инструментальная и преднамеренная агрессия.

Терапевт указывает на карандаш, разговаривая с самим собой, вслух шаги, чтобы выполнить задачу правильно; Ребенок повторяет действие под руководством терапевта; Ребенок снова указывает карандаш, говоря вслух, как выполнять эту деятельность; Ребенок разрабатывает задание и шепчет инструкции для себя; Ребенок руководит своей деятельностью посредством внутренних самоутверждений. Вербализации имеют следующие цели: определить проблему, направить ответ, самоподкрепление и самокоррекцию.

Если психолог обнаруживает признаки трудностей при организации заданий, трудности с поддержанием бдительности, чрезмерным разговором, ответом на вопросы до завершения или наблюдением, что ребенок извивается в кресле или бежит из стороны в сторону, они являются свидетельством Дефицит дефицита внимания с гиперактивностью. Профессионал представит ребенка на анкету. Клинические обследования подтвердят или не поставят диагноз.

Обобщая определения этих понятий в различных научных источниках, можно сказать, что термин "преднамеренная агрессия" (в том числе вербальная) применим к тем случаям, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Это речевая агрессия, обусловленная внутренним побуждением.

Понятие "инструментальная агрессия", напротив, характеризует случаи, когда агрессор преследует цели, не связанные с причинением вреда, то есть причинение ущерба не является для него самоцелью, но "так пришлось" или по субъективному сознанию "было необходимо действовать". В данном случае речевая агрессия обусловлена внешним раздражителем и используется скорее для осуществления различных желаний личности, например, принуждения, самоутверждения, повышения самооценки и т.п.

В дополнение к психологу рекомендуется, чтобы ребенок с агрессивным поведением также сопровождался психиатром. В случаях, требующих средств правовой защиты, рекомендации для детей в возрасте до пяти лет являются травяными средствами правовой защиты. Травяные лекарства - это промышленно разработанные лекарства, произведенные соком, воском, маслом и экстрактом трав. Ромашка, лаванда, горькая апельсиновая корка, мелисса, шалфей, календула, солодка, гамамелиса и фенхель - это травы, наиболее используемые в инфантильной травяной медицине.

Старшие дети принимают антидепрессанты. Они предписаны с учетом веса, высоты, содержания жира, а также результатов следующих тестов: биохимических, крови, гликемии, доз пролактина, функции почек, поджелудочной железы и печеночных ферментов, электрокардиограммы и электроэнцефалограммы. Эти тесты следует повторять каждые шесть-восемь месяцев.

Примерами преднамеренной речевой агрессии могут служить ответы учащихся 6-х и 8-х классов, полученные нами в процессе применения проективной методики незаконченных фраз. Так, в качестве продолжений фразы “Я могу повысить голос на того, кто...” имели место следующие высказывания: "...меня младше" (цель - установление доминирования или его подтверждение); "...кто надоест" (цель - избавиться от объекта); "...я ему говорю одно, а он делает другое"; "...не подчинился мне"; "...не делает то, что я ему сказал" (цель - подчинить, "настоять на своем"); "...плохо учится" (цель - выразить неодобрение или продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство).

Наиболее часто используемые лекарства - стабилизаторы настроения, стабилизирующие настроение вещества, не обязательно антидепрессанты или седативные средства. Для детей с агрессивным поведением обычно назначают карбонат лития. Вещество потенцирует антидепрессанты, а также агрессивность лечит депрессию, биполярное расстройство и некоторые виды мигрени. Карбонат лития имеет следующие побочные эффекты.

Сохранение жидкостей, поэтому важно пить много воды и заниматься физической деятельностью; Тремор, шаткие ноги и мышечная слабость. Диарея и рвота; Снижение функции щитовидной железы происходит редко, и возникает после нескольких месяцев или лет лечения, как правило, у пациентов с заболеваниями гипотиреоза в семье. Однако последующие действия с психологом и психиатром не делают чудес. Семья играет очень важную роль в поддержании и успешном лечении. Вот несколько советов по работе с агрессивными детьми.

Примерами инструментальной речевой агрессии школьников являются следующие продолжения той же самой фразы: "...повысил голос на меня"; "...кричит на меня очень сильно"; "...меня обзывает"; "...будет мне хамить"; "...мне не угодил" и т.п.

Иногда с точки зрения целенаправленности предлагается (например, Н.Д. Левитовым) различать инициативную и оборонительную агрессию.

Без отчаяния: не действуйте отчаянно, иначе вы будете ссориться с ребенком и усилить поведение; Определите правила: Четко сообщите, что не может быть сделано, и почему, скажем, избиение вызывает боль.

  • Часто ребенок чувствует, что его не любят.
  • Покажите, что вы заботитесь о ней.
  • Не спасите объятий и поцелуев.
Игнорирование ссор, словесных нападений, уничтожение предметов и самоповреждение увеличит страдания ребенка и вызовет больше проблем в ее жизни. Когда у ребенка есть агрессивное поведение, родители и воспитатели должны обратиться к советнику по вопросам руководства школы, чтобы проверить их поведение со сверстниками и учителями.

Инициативная речевая агрессия имеет место, когда агрессором является зачинщик. В этом случае целесообразно, на наш взгляд, ввести такое понятие, как "речевое нападение". Оборонительная агрессия наблюдается в случае, когда высказывание представляет собой ответ на агрессию, своего рода защитную реакцию.

Примерами осознанной целенаправленной инициативной агрессии школьников могут служить такие зафиксированные скрытым диктофоном ситуации, как оскорбления в адрес нелюбимого классом ученика (XIII); словесная перебранка школьников из-за места за партой (XIV); коллективные насмешки над девочкой, не сделавшей домашнее задание (XV) и др.

Следуйте рекомендациям и найдите психолога. Это проанализирует поведение ребенка, но семья также будет находиться на радаре. Отношение родителей или опекунов может многое рассказать о личности ребенка. Агрессивные дети могут стать зависимыми от наркотиков. Поскольку у них есть доступ к все более ранним наркотикам, напиткам, сигаретам и незаконным наркотикам, они будут восприниматься этими несовершеннолетними как новые возможности для заполнения пробелов и обеспечения комфорта. Потребление этих веществ не решит их психические конфликты и усилит агрессивность.

В качестве примеров оборонительной реактивной вербальной агрессии учащихся можно привести следующие ситуации из диктофонных записей: ответная речевая агрессия школьника на враждебное замечание одноклассника (XVII); вербальная агрессия ученика в ответ на нежелательное для него действие учителя (VII) и др.

Очевидно, что все рассмотренные понятия (целенаправленная-поведенческая агрессия; враждебная-инструментальная; инициативная-оборонительная), так или иначе, связаны с категориями цели, намерения, результата, и критерии их выделения часто пересекаются. Поэтому целесообразно анализировать ту или иную речевую ситуацию, учитывая существование и использование совокупности этих терминов.

Важны диалоги и привязанность. Благодаря диалогу родители и дети вступают в гармонию и учатся друг у друга. Родители и воспитатели больше разговаривают со своими детьми. Расскажите, как вы заботитесь. Послушайте, что они должны сказать, и при необходимости, ориентируйтесь. Дети, которые видят в своих домах убежище, а их родители или опекуны в качестве защитников вряд ли будут участвовать в агрессивном поведении.

Переосмыслите свое поведение, как вы себя ведете с детьми. Не делайте пустых речей, давайте хорошие примеры. Хорошие удобрения вырабатывают здоровые растения. Иногда пожелтение является признаком чего-то гораздо более серьезного, чем случай нервозности перед браком.

По характеру, способу выраженности можно выделить явную (открытую) и скрытую (неявную) вербальную агрессию.

Проведенные нами исследования показали, что при изучении открытой вербальной агрессии необходимо учитывать соответствие формального и содержательного планов в пределах одного агрессивного высказывания. На этом основании подобного рода высказывания можно условно разделить на три группы:

1. Высказывания, в которых агрессия выражается и в форме и в содержании. Чаще всего это отдельные реплики, которые характеризуются ярко выраженной восклицательной интонацией и суггестивностью голоса (стремлением воздействовать на собеседника с помощью голоса); часто - повышенным темпом речи как сплошным потоком оскорблений, замечаний, требований, явных угроз (типа "Ты-дурак-идиот-ты-мне-надоел-пошел-вон-отсюда!!!").

Очевидно, к таким проявлениям вербальной агрессии можно отнести высказывания, по содержанию представляющие собой явную угрозу, намеренное оскорбление, грубое требование, замечание-порицание, грубый отказ. Примеры из диктофонных записей: "У! Виноградов! Дурак! Урод!" (XIII); "Кончай гудеть я сказал! Ну, все!!! Убирайся, ур-р-род!!!" (XIV).

2. Высказывания, в которых агрессия выражается только посредством формальных признаков. В таких высказываниях внешне отсутствует агрессивный смысл (сообщение информации, призыв, вопрос, попытка убеждения, оправдания), но при этом агрессия явно содержится в тоне, тембре, темпе речи.

Реальные примеры подобных высказываний можно, вероятно, получить только при помощи записей на скрытый диктофон, фиксирующий живую разговорную речь в естественных условиях общения: "Почему-у?! Обиженно-зло, растягивая слова Почему? Кого я обманываю?!.. Зачем же я их собирал?! Чего я их собирал тогда?! преобладание восклицательной интонации над вопросительной, постепенное повышение тона, повтор одних и тех же слов (VII); "А что я-то?!.. недовольно и повышенным тоном Я знаю! ворчливо препираясь " (IX).

3. Открытая агрессия, заключенная только в содержании высказывания. К такой разновидности речевой агрессии следует отнести высказывания, по содержанию представляющие собой злобные сплетни, очевидную клевету, явный донос, но по формальным признакам (интонации, тембру, темпу речи) являющиеся нейтральными. Вероятно, основные критерии, позволяющие отличать такие высказывания от скрытых форм речевой агрессии (тех же жалоб, сплетен, наветов, только неявного характера) - однозначность агрессивного характера этих высказываний; очевидность агрессивности намерений субъекта; сознавание этой однозначности и очевидности большинством участников ситуации общения.

Данная разновидность речевой агрессии представляется наиболее сложной для исследования, так как для ее диагностики необходимы, во-первых, значительное время, позволяющее установить очень важные в таких случаях причинно-следственные связи, проследить динамику развития явления - его нарастающий или нисходящий характер, степень вовлеченности и число участников речевой ситуации и т.п.. Во-вторых, для изучения подобных высказываний необходимо не всегда доступное исследователю знание специфики межличностных отношений в данном коллективе, особенностей иерархических связей внутри этого коллектива, роли коммуникантов в данной ситуации общения и пр.

Скрытые проявления вербальной агрессии возникают почти всегда на манипулятивном уровне общения, поскольку именно он (в отличие от примитивного) характеризуется косвенным, опосредованным воздействием на адресата, использованием четко продуманных и заранее подготовленных коммуникативных тактик. Поэтому, очевидно, справедливо говорить о том, что скрытые проявления речевой агрессии скорее реализуют различные агрессивные намерения, чем выражают какие-то негативные чувства и эмоции. Хотя справедливым является и то, что отрицательные чувства и эмоции (например, ненависть, зависть, раздражение, презрение) лежат в основе агрессивных намерений (например, жажды мести, желания унижения, замысла оклеветать) и таким образом являются первопричиной агрессии, ее "пусковым механизмом".

Так или иначе, скрытая речевая агрессия реализуется чаще всего во враждебных намеках, иронических замечаниях, скрытых угрозах; иногда - в виде сплетен, доносов, клеветы, маскирующихся под невинное сообщение, информацию об адресате.

Очевидно, что основными трудностями в исследовании скрытых проявлений вербальной агрессии являются их диагностика и классификация, что объясняется, во-первых, возможностью применения ограниченного круга диагностических методов - тех, которые позволяют непосредственно наблюдать изучаемое явление (прежде всего - визуальное наблюдение с вербальной регистрацией и диктофонную запись).

Кроме того, весьма сложно бывает установить степень агрессивности подобных высказываний, поскольку часто в них отсутствуют перечисленные формальные признаки вербальной агрессии. Очевидно, степень агрессивности подобных высказываний может быть установлена только контекстом и только после детального анализа условий ситуации общения, которые становятся единственными параметрами для классификации этих высказываний как агрессивных.

Рассмотрим, например, такую фразу: "Тебе еще замечание сделать?" (из диктофонной записи VI). Являясь по форме вопросом, она в действительности представляет собой скрытую угрозу, так как ее негативные последствия для адресата очевидны, хотя и выявляются лишь в контексте всей ситуации общения: учитель, недовольный поведением ученика даже после нескольких сделанных до этого замечаний, пересаживает его на другую парту. Форма приказа и повышенный тон высказывания, а также явно нежелательные для адресата последствия, которые скрыто подразумеваются в вопросе-угрозе, позволяют классифицировать данную фразу как проявление речевой агрессии.

По отношению к объекту можно говорить о "переходной" и "непереходной" речевой агрессии. Для различения этих видов вербальной агрессии А.К. Михальская выделяет такие параметры, как наличие / отсутствие определенного объекта агрессии; представленность / непредставленность объекта агрессии в данной речевой ситуации; конкретность / абстрактность объекта.

По этим параметрам о переходной агрессии можно говорить в том случае, "если объект четко определен, тогда как при непереходной брани агрессия направлена “вокруг”, на все окружающее, как бы “рассеяна”". (51, С.67)

Таким образом, переходная агрессия направлена на реального и конкретно представленного в данной речевой ситуации участника, тогда как непереходная агрессия имеет место в случаях, когда человек абстрактно ругает "жизнь вообще", выражая в целом негативную позицию по отношению к обществу, окружающим людям. Например, недовольный оценкой ученик, уходя из класса после уроков и видя беззаботно играющих одноклассников, произносит такую фразу: "Ну и придурки вы все! Козлы!".

Показательно, что в ходе констатирующего эксперимента случаи непереходной агрессии фиксировались в речи, как учащихся, так и учителей достаточно редко и только в процессе использования метода визуального наблюдения. Этот факт позволяет сделать предположительный вывод о том, что данный вид агрессии в живой речи встречается гораздо реже, нежели переходная агрессия.

Рассматривая ситуации "смещенной" агрессии, некоторые исследователи выделяют различные способы перемещения объекта агрессии. Например, Н.Д. Левитов (36, С.170) описывает три таких способа ("пути" - в его терминологии):

1. Генерализация (или перенос по сходству), когда агрессия "как бы иррадиирует, захватывая объекты, сходные с тем, который первоначально был “жертвой”". Подобные агрессивные высказывания по каким-либо причинам адресуются не непосредственно "жертве", а каким-то образом сходным с ней объектам - например, друзьям (сходные увлечения, стиль одежды, образ жизни), родителям (сходство во внешности, особенностях мировосприятия, социальное положение, национальность и пр.), вообще любым людям.

Кроме того, часто в одной речевой ситуации генерализованная вербальная агрессия может наблюдаться наряду с проявлениями переходной агрессии, то есть затрагивать одновременно и непосредственно сам объект. Например, при виде девочки, похожей на действительный объект агрессии, одна школьница говорит другой: "Смотри, какая уродина идет - нос картошкой, ноги кривые. Совсем как наша Ленка, такая же воображала!" Другой пример: читая журнал, девочка обращается к подруге: "Слушай, тут статья прямо про Иванова из нашего класса. Тоже дурак и двоечник, а выпендривается больше всех!"

2. Перенос через ассоциации по смежности (речевая агрессия, направленная на предметы, принадлежащие реальной жертве или связанные с ней абстрактные понятия - семья, работа, увлечения и т.п.). Чаще всего это угрозы, оскорбления, враждебные или иронические замечания или насмешки: "Опять этот уродский рюкзак на моей парте валяется - сейчас выброшу к чертовой матери!"; "Что за дурацкое платье она напялила!"; "Это его истеричная мамаша на нас нажаловалась!" (из сочинений учащихся). Один подобный пример был зафиксирован и в диктофонной записи (XVIII): ученик, которому своей неуместной на уроке игрой мешает товарищ по парте, обращается к учителю: "Чего он ко мне лезет?! Надоел!.. Со своей рожей тупой”.

3. Перемещение на так называемого “козла отпущения”, то есть на такое лицо, а иногда и на неодушевленный предмет, которые “попадаются под руку” или обычно безропотно переносят ничем не заслуженные нападки агрессора. Например, не получается решение задачи - всему виной учитель, который "плохо объясняет и вообще сам дурак". Снизили оценку за помарки в тетради - "виновата идиотская ручка, которая опять мажет". Не вызвали к доске - "опять помешала эта выскочка Сидорова!" и т.п.

Помимо рассмотренных видов речевой агрессии, необходимо также различать речевую агрессию по числу участников ситуации общения - массовая и социально замкнутая. На это, в частности, указывает А.К. Михальская, особо выделяя ситуации речевой агрессии, в которых "участвуют массы людей под руководством лидера", где "все участники объединяются в акте речевой агрессии против некоего общего "врага", представленного / не представленного в ситуации конкретным лицом / лицами", в которых "лидер направленно и намеренно воздействует на особый инстинкт... "воодушевления", "воодушевляющего боевого порыва" (термины К. Лоренца). (51, С.149) Примерами таких ситуаций могут служить мероприятия массового характера (политический митинг, футбольный матч, рок-концерт и пр.).

По отношению к другим описанным нами видам вербальной агрессии, массовая агрессия является целенаправленной (инициативной), открытой (явной), чаще всего - сильной, ярко выраженной. Такая речевая агрессия может быть как переходной (если направлена на конкретный и представленный в данной речевой ситуации объект), так и непереходной (если объект абстрактен или отсутствует в данной речевой ситуации).

Если говорить о разновидностях такой вербальной агрессии в школьной речевой среде, то их, вероятно, следует классифицировать с точки зрения конкретности / абстрактности; присутствия / неприсутствия объекта:

1. Массовая вербальная агрессия, направленная на абстрактный, реально не присутствующий объект. Пример, в котором участниками выступают школьники: класс или даже несколько классов, параллель (после школьной линейки, экзамена, коллективного похода, генеральной уборки территории школы и т.п.) очень эмоционально и открыто выражают свое негативное отношение к администрации школы (школе вообще, ко всем "авторам дурацких учебников", в целом плохой организации мероприятия и т.п.). Зачинщиком здесь также является особо недовольный (незаслуженно пострадавший и т.п.) ученик.

2. Массовая вербальная агрессия, направленная на конкретный и чаще всего непосредственно присутствующий объект. Примеры - очень сильное по шкале интенсивности выражение негативного отношения класса к одному из учеников из-за того, что именно его, а не кого-то другого вызвали к доске (диктофонная запись XIII); коллективное осмеяние девочки, не сделавшей домашнее задание (XV); речевая агрессия класса, недовольного решением учителя задержать класс на перемене что из-за медлительности одного ученика (XVI).

Особой разновидностью переходной массовой агрессии в школьной среде, с точки зрения состава участников "раздражающей" ситуации, является, по нашим данным, случай, когда участниками этой агрессии являются и учитель (учителя), и ученики. Пример - речевая ситуация из уже описанной диктофонной записи XVI: действия ищущего стержень школьника подвергаются агрессивному осуждению и насмешкам попеременно то учителем, то одноклассниками.

Спецификой такой ситуации является различие в агрессивной мотивации ее участников. Так, в приведенном примере учитель считает себя в праве открыто осудить ребенка и задержать класс на перемене из-за того, что все они мешает ему вести урок, а ученики ругают одноклассника потому, что из-за него они будут задержаны на перемене (а не из-за того, что он мешает учителю).

Другая особенность подобной ситуации - двунаправленность вербальной агрессии (в данном случае: открытая - против школьника и менее явная - против учителя) и, как следствие, - создание особо напряженной эмоциональной атмосферы, особо негативное речевое воздействие на адресата.

3. Разнонаправленная массовая вербальная агрессия при однородном составе участников речевой ситуации. Характерной особенностью такой ситуации является то, что из-за наличия нескольких объектов (среди которых могут быть конкретные и абстрактные, представленные или отсутствующие) здесь может присутствовать как переходная, так и непереходная речевая агрессия.

Например, один из членов большой группы учащихся начинает агрессивно критиковать какого-то учителя. Его агрессия передается другим учащимся, которые в свою очередь начинают ругать каждый свое: одни - того же учителя; другой - предмет, который этот учитель преподает; третий своих родителей, которые заставляют его учить этот предмет и т.д.

Реальный пример такой "разнонаправленной" массовой вербальной агрессии можно наблюдать также и в уже описанном примере с мальчиком, потерявшим стержень. Так, после сообщения учителя о своем решении задержать класс на перемене следует резкое нарастание общего фонового шума. Слышатся синхронные выкрики, которые расслышать на пленке сложно, но суть их явно агрессивна и сводится к следующему: одни ученики пытаются словесно повлиять на одноклассника (с помощью угроз, оскорблений, враждебных и иронических замечаний); другие выясняют, кто виноват (в форме словесной перебранки, при помощи тех же оскорблений и враждебных замечаний); третьи возмущаются решением учителя.

Следует заметить, что в условиях школы сложно наблюдать примеры именно массовой речевой агрессии (какие приводят, например, К. Лоренц, А.К. Михальская), поскольку понятие "масса" предполагает большое количество людей, по крайней мере, превосходящее школьный класс и даже параллель. Поэтому, вероятно, было бы более корректно говорить о проявлениях групповой речевой агрессии, рассматривая ее в со- противопоставлении с межличностными ее проявлениями.

Итак, виды речевой агрессии можно классифицировать на разных основаниях, важнейшими из которых, как мы установили, являются интенсивность проявления, степень осознанности субъектом, характер выраженности, направленность агрессии и количество участников ситуации общения.

«Как справиться с вербальной агрессией»
Книга посвящена проблеме домашнего насилия

Типичные заблуждения женщин, подвергающихся агрессии (домашнему насилию)

Последствия вербальной агрессии оказывают влияние и на интеллектуальную сферу женщины. Женщина начинает заблуждаться и по поводу себя, и по поводу своих отношений с агрессивным партнёром. Женщины не всегда способны чётко сформулировать навязанные им заблуждения, но эти идеи настолько глубоко внедрены в их сознание, что кажутся им истиной, реальностью, а вовсе не представлениями о реальности.

1. Женщина верит, что если она сможет лучше выразить свою мысль и сможет лучше объяснить что-то, то её муж (или партнёр) не будет на неё злиться и гневаться

2. Женщина верит, что у неё имеются какие-то необъяснимые проблемы с восприятием, что она воспринимает всё «не так, как на самом деле» (ей об этом постоянно говорят!)

3. Женщина верит, что если бы она вела себя адекватно, «не делала бы из мухи слона и не устраивала бы скандалов на пустом месте» (ей об этом постоянно говорят!), она бы не чувствовала себя обиженной и ей бы не было так больно

4. Женщина верит, что поскольку она сама старается быть искренней и старается заботиться о своём муже (партнёре), тот, говоря ей, что любит её, точно также заботится о ней

5. Женщина верит, что её муж (партнёр) со своими друзьями и коллегами ведёт себя так же, как и с ней. Но они при этом не выводят его из себя, не злят и не жалуются, значит, это с ней что-то не так, а не с ним

6. Женщина верит, что она страдает по недоразумению, из-за недостатка чего-то, по ошибке. Понять, в чём ошибка или чего ей не хватает, она не может, но вместо этого приобретает стойкую уверенность в собственной неадекватности и неправильности, которая происходит от постоянных обвинений

7. Женщина верит, что когда муж (партнёр) ругает, обвиняет или обзывает её, он справедлив в своих оценках и обвинениях

8. Женщина верит, что как только муж (партнёр) поймёт, какую боль он причиняет ей своим гневом или саркастическими замечаниями, он перестанет это делать. Она полагает, что просто ещё не нашла способ объяснить ему, насколько ей больно сносить его выходки

9. Женщина верит, что так ведут себя все мужчины и она, в отличие от других женщин, нашедших понимание со своими мужьями, пока не смогла найти подход к своему

10. Женщина верит, что, несмотря на многократные агрессивные выпады своего мужа (партнёра), она когда-нибудь сможет наладить отношения с ним

Реальность: Несмотря на многочисленные попытки женщины объясниться с мужем-агрессором и найти «нужные слова и аргументы», агрессия с его стороны продолжается. Восприятие и эмоциональная сфера у женщины длительное время функционируют нормально, её чувства - боль, страх, отчаяние, тревога и т.д. - сигнализирует, что по отношению к ней практикуется агрессия, но на определённом этапе женщина перестаёт доверять самой себе. Многие женщины пытаются наладить отношения с агрессором, но любые попытки улучшить взаимоотношения, научиться понимать агрессора, стать счастливее - ведут к осложнениям.
Чем больше женщина делится своими надеждами и страхами с агрессором, рассчитывая на понимание и близость, тем больше агрессор понимает, как она открыта перед ним, как беззащитна и слаба. Он сильнее чувствует превосходство над ней, становится ещё холоднее к ней, стремится больше проявить власть над ней.
Чем больше жертва делится с агрессором своими интересами и планами, тем больше агрессор критикует или осуждает её, что выводит её из равновесия, отвлекает её от этих планов и интересов, разрушает её самоконтроль.
Чем больше жертва старается найти общие темы для разговора, чтобы общаться с агрессором, тем больше агрессор отмалчивается, наслаждаясь её желанием слушать его, её готовностью ловить каждое его редкое слово и той властью, которую он ощущает, поступая таким образом.
Чем больше жертва достигает в жизни, при этом веря, что агрессор тоже порадуется за неё, тем больше агрессор стремится опошлить и унизить её усилия и достижения, чтобы таким образом упрочить свои позиции и вновь ощутить себя выше её.
Чем меньше жертва верит в то, что агрессор примет её и сблизится с ней, чем больше она отходит от него и чем чаще видится с друзьями, которые дают ей то, что ей необходимо, тем более враждебным и злым становится агрессор.

Эти парадоксы показывают, как все стремления женщины к внутреннему росту, цельности и улучшению взаимоотношений с мужем-агрессором пугают его, тревожат, причиняют боль и разочарование.
Интересно то, что когда агрессор ругает женщину, он обычно в точности описывает самого себя в тех обвинениях, которые бросает ей.
Например:
- Ты слишком серьёзно ко всему относишься! (На самом деле женщины недооценивают всю глубину своих переживаний и страданий, и часто закрывают глаза на агрессию по отношению к ним)
- Ты слишком быстро делаешь выводы! (На самом деле женщина часто не решается делать выводы вообще)
- Ты всё видишь в чёрном свете! (На самом деле женщины настроены на лучшее и всё готовы видеть в самом выгодном для агрессора свете)