Агрессия (агрессивность) - тема, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение - одна из центральных проблем изучения человеческой психики. Существуют разные определения агрессивности, согласно одному из которых, предложенному Бассом, агрессивность - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями (Berkowitz, 1974, 1981; Feshbach, 1970), содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Зильманом (Zillmann, 1979), ограничивает употребление термина агрессивности попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Подростки учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склоны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может "сойти с рук". Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Подросток получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления). Шумные игры - в которых подростки толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются, и стараются причинить друг другу какой-то вред - фактически могут оказаться сравнительно "безопасным" способом обучения агрессивному поведению. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов. У детей один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов наука все еще не выяснила степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Очевидно, что перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов. Существует два подхода:

В каждом случае вопрос, который мы можем задать себе, заключается в том, являются ли различные варианты вмешательства, которые были предложены с точки зрения помощи или психологического консультирования для лечения гнева и агрессии при вождении, одинаково эффективны или могут применяться одинаково для разных групп субъектов, Тем не менее, возможность того, что некоторые вмешательства подходят для некоторых групп, а не для других, должна быть изучена более подробно. Поскольку высокие искатели ощущений находят большую мотивацию для участия в деятельности, тем выше риск, что это подразумевает, автор настаивал на необходимости проведения дифференциальных кампаний для этих людей.

    Экспериментальный - позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей. Неэкспериментальный - позволяет избегать любого прямого вмешательства или поощрения поведения, причиняющего вред.
Также рассматриваются различные методы для изучения агрессивного поведения:
    Опрос (архивные исследования, вербальная информация, анкеты, личностные шкалы, оценивание другими, проективные методы); Наблюдение агрессии (полевые наблюдения, натуральные наблюдения, межличностные конфронтации); Лабораторные наблюдения ("игровые" меры агрессии, измерение вербальной агрессии, прямая физическая агрессия).
В психодиагностике существует батарея тестов, направленная на выявление агрессивности:
    Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки); Оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера); 16 PF - опросник (тест Кэтелла); Опросник MMPI; Тест Люшера; Тест "Руки" (по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).
  1. Агрессивность это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии

    Документ

    глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму, утрачивают мягкость, которая присуща округлой форме. Взгляд фиксирован на источнике раздражения,

    По словам Ульлеберга, единственное возможное вмешательство будет на уровне дорожной инфраструктуры, создающей контексты, где поиск ощущений не предполагает опасности для этого типа водителей или для третьих сторон. Тем не менее, Уайльд выдвигает гипотезу о том, что, столкнувшись с улучшением условий инфраструктуры или дорожной среды, эти субъекты могут быть более склонны к потере поведения компенсации, то есть противодействовать преимуществам безопасности, предполагающим больший риск. На теоретическом уровне мы хотим заявить, что по-прежнему существуют ограничения для понимания проблемы интегральным образом, поскольку основная часть исследований является довольно зарождающейся, и недостаточно усилий для разработки теоретических моделей, которые позволяют описывать и объяснять явление, направляя координировать исследования и интегрировать эмпирические данные в этой области.

  2. Как и во что играть с агрессивным ребенком

    Документ

    Как и во что играть с агрессивным ребенком?Сразу отметим, что агрессивность как свойство личности ребенка или взрослого следует отличать от "доброкачественной" агрессии, возникающей в ситуации опасности и исчезающей, когда

  3. Психолого-педагогические условия снижения агрессивности подростков

    Реферат

    Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно- педагогический государственный университет».

    С другой стороны, также есть мало усилий, чтобы предложить, но теорию, четкое концептуальное определение явления вождения агрессии; который обычно заменяется использованием определений довольно оперативного характера. Это негативно сказывается на результатах исследования, что создает определенные трудности в определении поведения, которое можно рассматривать как агрессивное вождение, его причины, его измерение и возможность выработки мер вмешательства или профилактики. Таким образом, в будущем необходимо будет провести различие между этими терминами и создать единое концептуальное определение, которое может быть впоследствии введено в действие, и которое служит основой для разработки более эффективных систем оценки или оценки.

  4. Хронический гастрит типа в как фактор, способствующий развитию вирусного гепатита а

    Диплом

    Збірник містить статті доповідачів, які відображають сучасні погляди на патогенез, клініку, лікування хворих на вади печінки різного походження. Отримані праці є свідченням наукового напрямку провідних науково-дослідних та лікувальних

    Еще один аспект, который следует учесть, - это ограниченная связь между исследованиями по вождению агрессии и более общими моделями человеческой агрессии. В этом смысле широко распространенное различие, например, между враждебной или эмоциональной агрессией и инструментальной агрессией, едва ли отражено в литературе по агрессивному вождению. В этой последней области преобладают эмоциональные концепции агрессии, в то время как инструментальная составляющая почти не упоминается. Поэтому необходимо было бы различать этот тип поведения в драйверах, поскольку они, похоже, реагируют на мотивацию разных типов.

  5. Уровень агрессивности и особенности ее проявлений при высоких показателях тревожности у современных школьников санкт-петербурга

    Исследование

    Вопрос о том, почему люди время от времени ведут себя агрессивно является предметом дискуссии не одно десятилетие (Соловьева С. Л., 1997). Особо обращает на себя внимание тот факт, что в последне время агрессивными оказываются не

    Что касается ограничений этого исследования, мы можем упомянуть о невключении по причинам проектирования и осуществимости контекстуальных и экологических переменных, связанных с условиями движения, которые могут привести к проявлениям гнева и враждебности по отношению к другим водителям. Как мы уже отмечали, эти переменные могут играть ключевую роль в этом типе поведения. Мы считаем, что для более полного понимания этого явления в будущем было бы целесообразно проводить исследования, которые дают результаты по взаимодействию между личными и контекстуальными аспектами.

Напомним, что агрессия индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей.

Следовательно, агрессивность можно рассматривать как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред .

Наконец, мы надеемся, что эта работа способствует разъяснению роли переменных личной предрасположенности в агрессивном поведении водителей и поощряет развитие линий в Латинской Америке. Необходимо знать больше о взаимодействии с контекстуальными и ситуационными переменными не только типа дороги, но и социально-культурного характера. Возможно, что в наших странах агрессия в транзите также выявляет другие социальные и культурные проблемы более структурного характера. Таким образом, агрессия среди водителей может быть еще одним показателем увеличения насилия в его различных формах.

Итак, агрессивность - это свойство личности. Значит, она может иметь различную степень выраженности: от почти полного отсутствия агрессивности до ее предельного развития.

Казалось бы предпочтительнее первый вариант. Однако практика показывает, что каждой личности необходима определенная доля агрессивности, проявляющейся в способности к устранению препятствий. Р. Бертон, Д. Ричардсон , Н.С. Глуханюк подчеркивают, что подобная, ситуационно обусловленная, или нормальная агрессивность субъекта рассматривается как состояние его личности, которое может утрачивать свою актуальность с изменением обстановки. Если же агрессивное состояние у субъекта носит постоянный характер, то следует говорить об агрессивности как об актуальной черте характера личности.

Таким образом, мы должны приложить усилия, чтобы рассмотреть другие возможные причины и факторы, которые способствуют или способствуют этой проблеме. С другой стороны, как мы уже упоминали, необходимо также, чтобы в будущем был достигнут прогресс в поиске и построении концептуальных моделей, которые помогают направлять и интегрировать результаты исследований в этом районе.

Конструкция и валидация многомерного стиля вождения. 323. Характеристики и лечение высокопоставленных водителей. Измерение дорожной ярости: развитие склонности к сердитой шкале вождения. Журнал исследований безопасности, 32, 1. Федеральное управление безопасности дорожного движения, Канберра, Австралия.

При этом если посмотреть на агрессивность с точки зрения целостно-функционального подхода ,

Согласно данному подходу, каждое свойство личности включает личностные (мотивационные, когнитивные, продуктивные признаки, обусловленные социальными факторами развития) и индивидные характеристики (динамические, эмоциональные, регуляторные признаки, диктуемые темпераментом, особенностями нервной системы, то есть природными задатками). Личностные и индивидные характеристики функционально связаны .

Агрессивная шкала поведения вождения. Поиск ощущений и рискованное вождение. Теория и применение. Оценка стилей вождения. 1-я Региональная конференция по психологии дорожного движения и агитации. Нападение на развитие: насилие в Латинской Америке. Вашингтон: Межамериканский банк развития. Почему существуют различия в сексе при рискованном вождении?

Индивидуальность подтипов молодых водителей. Целевой риск. Психобиология личности. Кембридж: Пресса Кембриджского университета. В психологии, в настоящее время профессор и научный сотрудник Национального университета Мар-дель-Плата. Благодарности: к финансовой поддержке, полученной от Национального университета Мар-дель-Плата.

То она будет представлять собой «сложную функциональную систему, которая содержит единство инструментально - динамических и мотивационно - смысловых составляющих» (А.Б. Крючкова). К числу таких составляющих А.Б. Крючкова относит:

1) установочно-целевой компонент (общественно значимые цели - личностно значимые цели);

2) мотивация (социоцентричность - эгоцентричность);

Пассивно-агрессивное расстройство личности

Пассивно-агрессивное расстройство личности является долгосрочной перспективой. Это условие, когда человек, кажется, нормально живет с желаниями и потребностями других людей, но фактически пассивно сопротивляется. В процессе человек становится все более враждебным и сердитым. Психиатры не признают это условие официальным диагнозом. Однако симптомы вызывают проблемы у многих людей, и сегодня их можно вылечить.

Часто, как средство уклонения, реферал, неэффективность и забывчивость используются для того, чтобы не делать того, что им нужно делать или было предложено сделать. Некоторые из наиболее распространенных симптомов этого расстройства. Будьте неуклюжи без причины; Избегайте ответственности, поддерживая забывание; Быть неэффективным; Обвинять других; Протестировать; Принесите негодование; Страх власти; В гневе или враждебности неизведаны; Восстановите все; Откажитесь от предложений других людей. Человек с этой болезнью может выглядеть объединенным с волей другого и может также проявлять энтузиазм по поводу желаний других людей.

3) когнитивный компонент (осмысленность - осведомленность);

4) продуктивный компонент (предметность - объектность);

5) динамический компонент (эргичность - аэргичность);

6) эмоциональный компонент (стеничность - астеничность);

7) регуляторный компонент (интернальность - экстернальность);

8) рефлексивно-оценочный компонент (операциональные трудности - личностные трудности) .

Они принимают запрошенные действия слишком поздно, чтобы быть полезными; Они делают это без необходимости; Они саботируют действие, чтобы показать гнев, который они не могут выразить словами. Возможными осложнениями могут быть. Злоупотребление алкоголем или другими наркотиками или злоупотребление зависимостью; Плохое развитие в карьере, несмотря на хорошие качества. Обратитесь к врачу, если у вас или вашего ребенка есть симптомы расстройств личности.

Для получения дополнительной информации обратитесь к своему врачу. Новое исследование показало, как агрессивный человек может быть идентифицирован по ходу его ходьбы. Это исследование может быть полезным для предотвращения преступности, с тем чтобы признать человека с агрессивным намерением до совершения преступного деяния.

Безусловно, основополагающими в данной структуре являются цели мотивация. Психологи (например, Н.С. Глуханюк ) выделяют две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и ее торможение.

Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тем самым, это стремление может выражаться по-разному Существует несколько точек зрения на разновидности проявления агрессии .

Лиам Сатчелл и его коллеги сосредоточились на пяти крупных личностных измерениях, основанных на: экстраверсии-интроверсии, приятном недостатке, добросовестности-небрежности, невротизме-эмоциональной стабильности, умственно-умственном закрытии. Вместе эти пять черт могут помочь нам определить, как человек думает, чувствует и ведет себя. Эти аспекты были исследованы в отношении курса.

В эксперименте участвовало 29 человек. Первоначально рейтинг личности основывался на модели «Большой пятерки», и затем каждая прогулка была записана, когда он проходил по беговой дорожке с нормальной скоростью. Движения сустава и таза были приняты во внимание вместе с темпом шага. Результаты показали, что особенно заметное движение тела, как в верхней, так и в нижней части, является показателем агрессии. Также была умеренная корреляция между степенью скорости и агрессивностью у мужчин, в то время как эта корреляция не наблюдалась между женщинами и всей выборкой.

Д. Майерс различает два типа агрессии: враждебную и инструментальную. Источник враждебной агрессии — злость, ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии стремление причинить вред не самоцель, а средство достижения какой-либо позитивной цели. Р. Берон и Д. Ричардсон , считают что все многообразие форм агрессивности можно также разделить на два класса: это гетероагрессия, направленная на других, и аутоагрессия, направленная на себя. А. Басс выделил следующие восемь видов агрессии:

Участники, у которых была обнаружена предрасположенность к более высокому физическому нападению, показали большие движения как в верхней части тела, так и в нижней. Такие обследования могли бы использоваться для предотвращения преступлений. Однако необходимы дальнейшие исследования для установления типа корреляции и причинно-следственных связей между походкой и личностью.

Нарушения личности определяются как постоянные отклонения характера от нормы, если они значительно уменьшают качество жизни соответствующего лица, его или ее окружения или оба аспекта присутствуют. Это общая сопутствующая заболеваемость у психиатрических и аддиктологических пациентов.

1) физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица;

2) косвенная агрессия - в этой шкале под термином понимают как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, - злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрыв ярости проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д; эти взрывы характеризуются отсутствием направленности и неупорядоченностью;

Это набор выдающихся, неприятных личностных качеств, мнений и поведения, которые в большинстве социальных ситуаций значительно неадаптивны и значительно затрудняют социальное и рабочее функционирование. Диагноз основан как на клиническом обследовании, так и на объективной истории болезни. Для расстройств личности это типично.

Обеспокоенные ваша вина не позволяет, в случае социальных неудач обычно винить во всем, и патологические черты личности считаются его изменить поэтому хочет. В конечном счете расстройство имеет относительно стабильный курс, хотя в эмоционально напряженных ситуациях характерные черты могут быть усилены. Личность кажется несбалансированной, отсутствует гармоничное взаимодействие между ее атрибутами, возникают конфликты с окружающей средой или социальное отстранение.

  • Нарушения и изменения в природе были более или менее очевидными с детства.
  • Клиническая картина остается практически неизменной от взрослой жизни.
Более раннее название группы расстройств, таких как психопатия, теперь считается устаревшим и не используется в психиатрической практике для уничижительного дыхания.

3) склонность к раздражению - готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости;

4) негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

5) обида - зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

6) подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

7) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань);

8) чувство вины - эта шкала выражает возможное убеждение человека в том, что он - плохой, поступает зло и свидетельствует о наличии у него угрызений совести .

Как видно из перечисленных проявлений агрессивности, данное свойство А. Басс разделяет ее на: физическую или вербальную, активную или пассивную, прямую или не прямую.

Интересен тот факт, эмпирически доказаны гендерные различия при демонстрации указанных проявлений.

Так, например, Р. Бертон и Д. Ричардсон указывают, что мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, — например, возможностью получить отпор со стороны жертвы. Свежие данные свидетельствуют о том, что и мужчины и женщины при¬держиваются противоположных социальных представлений — противоположных моделей и теорий о функциях — об агрессии (Campbell, Muncer & Gorman, 1993). Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию — как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения. При этом мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем.

Р. Бертон и Д. Ричардсон приводят результаты опроса мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 15 лет, как ведут себя школьники из их класса, когда сердятся. Полученные результаты показали, что мальчики прибегают к прямым формам агрессии, включающим такие действия, как погоня за про¬тивником, подножки, пинки, толчки, дразнилки, значительно чаще девочек. Зато девочкам более свойствены косвенные формы агрессии, например, наговор на про¬тивника за его спиной, бойкотирование обидчика, разрыв дружеских отношений, демонстрация обиды.

Отечественные исследования подтверждают вышесказанное. Например, А.Б. Крючкова установила, что у юношей достоверно сильнее выражена предметность (убеждение, что с помощью агрессии можно быстрее достичь нужных результатов, добиться цели). Девушки не используют агрессию как средство повышения личного авторитета, независимости. При этом у юношей агрессия носит физический характер, а у девушек вербальный характер, при этом у них она всегда аффективная.

Таким образом, мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга в проявлениях агрессивности. Однако первопричина этих различий, однако, так и осталась невыясненной. По одним данным они обусловлены генетическими факторами, по другим - социальными (диктуются гендерной ролью в конкретном обществе).

Вывод

Заканчивая этот материал, подчеркнем, что агрессивность это свойство личности оценивается не всегда строго негативно. Иногда агрессивность защищает личность от негативного влияния окружающих. Конечно, все зависит от контекста. При этом у мужчин и женщин, она проявляется по-разному.

В целом, мы убедились: это свойство имеет многокомпонентную структуру, множество оснований для классификации

Список литературы

1. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд. - М.: Прайм-Еврознак, 2003.

3. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 3-е изд., перераб и доп.

4. Крючкова А.Б. Исследование зависимости между свойствами темперамента и характеристиками агрессивности подростков // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской научной конференции (18-19 августа 2005 г., Москва, РУДН). - М.: РУДН, 2005.

5. Крючкова А.Б. Связь переменных агрессивности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2010. - № 2.

6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренс - М. : Прогресс-Универс. - 1994.