Реферат

На тему: «Тактики речевого поведения»

Два жизненных проявления человека — деятельность и поведение — различаются тем, что в деятельности поступки определяются сознательными целями и мотивами, а поведение нередко глубоко в подсознание. В соответствии с этим специалисты по теории речевой деятельности, психолингвисты, определяют речевую деятельность как мотивированное, определяемое целями сознательное речевое проявление, а речевое поведение — как лишенное осознанной мотивировки автоматизированное, стереотипное речевое проявление (в силу типичной прикрепленности такого проявления к типичной, часто повторяющейся ситуации общения).

В результате реабилитации детей, как правило, улучшаются исполнительные дисфункции. Однако определенные расстройства могут сохраняться во взрослой жизни, и руководство карьерой должно учитывать способности и трудности человека. Исполнительные дисфункции, связанные с трудностями, которые они влекут за собой, могут вызвать чувство грусти и расстройства, самооценка, а также трудности для социальной интеграции. Часто требуется психологическая поддержка, чтобы научить взрослого ребенка строить свою личность и принимать его / ее различия.

Модуль дистанционного обучения для учителей обычных классов относительно учащихся с ограниченными возможностями обучения на сайте Эдускуля. Справочные центры расстройств языка. Миссии и координаты справочных центров для диагностики и управления языковыми нарушениями.

Речевое поведение человека - сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.

Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:

Ассоциация проводит серию мероприятий, направленных на включение в их среду людей с ограниченными возможностями из-за измененных когнитивных функций. Содержание этой информации - синтетический «код» всех белков, т.е. генетическая программа всего индивидуума.

Греческий = обычный, шина = дыхание. Более или менее остановка дыхания. Церебральное расстройство, которое приводит к невозможности мыслить и координировать жесты, позволяющие достичь желаемой цели, в то время как нет ни аномального паралича, ни движения. Деформированное восприятие образов, в основном из-за неравенства в кривизне глазного яблока или объектива.

общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель — подчиненный, консультант — клиент, преподаватель — студент и т.д.);

Это врожденная аномалия пищевода, которая заканчивается тупиком. Проглоченная пища, проглоченная слюна, не может опускаться в желудок, но застаивается в этом тупике -сак или переполнение, вызывающее регургитацию и ингаляцию. Иногда между пищеводом и трахеей добавляется фистула. Хирургия этой атрезии должна выполняться быстро после рождения.

Носовые полости - полости, расположенные за ноздрями и над небом. Носоглотки, орофаринкс, гортань, трахея и, наконец, легкие проходят через полость носа. Назальная полость имеет четыре отверстия: переднюю, ноздри и спину Новорожденные не могут дышать через рот: в случае обструкции дыхательных путей носа у новорожденного может возникнуть затрудненное дыхание, иногда серьезное. Таким образом, атрезия холангов является уменьшением размера или даже отсутствием одного или обоих хонов.

передача информации множеству лиц: прямая в случае публичной речи или опосредованная в случае средств массовой информации.

  1. Особенности речевого поведения

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

Что касается аутосомных хромосом, которые не являются половыми хромосомами. Вспомогательный персонал школы - это лицо, которое привязано к ребенку, чтобы помочь ему или ей в его школьной жизни, будь то повседневная жизнь или школьная деятельность. Аномальное помутнение линзы, что приводит к снижению остроты зрения.

Класс инклюзивного образования. Классы деноминации школьного включения были отменены. Студенты первой степени теперь обучаются в школах под названием «Школа Улиса». Это относится к интеллектуальным функциям или превосходным функциям. Мы говорим о глобальных когнитивных нарушениях, когда интеллектуальная эффективность ребенка низка. Интеллект ребенка тогда неповрежден.

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются:

наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

Это греческое слово означает «глубокий сон». Кома соответствует отмене сознания и бдительности, не обратимым, несмотря на слуховые, тактильные и болезненные стимуляции. Префронтальная кора является передней частью коры лобной доли мозга, расположенной перед двигательными областями. Эта область является домом для различных исполнительных функций, вкуса и запаха. Эта область мозга, как и все другие области мозга, созрела в детстве, но она является последней, которая будет полностью функциональной. По оценкам, созревание лобной коры обычно заканчивается только через 20 лет.

ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим). Описанные условия получили название «принцип кооперации», т.е. требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Кристаллическая линза представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, расположенную в глазу за радужкой. Таким образом, в зависимости от расстояния, на котором объект просматривается, выпуклость линзы будет меняться и адаптироваться, чтобы видение оставалось острым.

Сетчатка - это мембрана, состоящая из сенсорных клеток, которые выстраивают нижнюю часть глазного яблока. Именно эти клетки воспринимают световые лучи и превращают их в электрический сигнал. Этот сигнал затем передается в нервные клетки, которые образуют зрительный нерв. При определенных аномальных состояниях сетчатка может отрываться от нижней части глазного яблока, отделяя их от зрительного нерва. Затем субъект сразу же теряет вид всего или части своего поля зрения. Третий человек не будет наблюдать никаких аномалий, поскольку это разделение происходит внутри глаза: только субъект может выразить свою потерю зрения.

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

Поэтому важно, чтобы субъект немедленно отправился в офтальмологический отдел неотложной помощи для офтальмолог, по его осмотру, может диагностировать эту проблему. В большинстве случаев адаптированное лечение, введенное в срочном порядке, восстанавливает визуальное поле, помещая сетчатку в нормальное положение.

Говорят, что генетическое заболевание является доминирующим, когда только одна из двух копий гена является аномальной причиной заболевания. Это нарушения функций планирования жестов. Эта трудность в выполнении жестов является вторичной по отношению к невозможности автоматического программирования и интеграции на церебральном уровне различных сенсорно-моторных и пространственно-временных составляющих добровольного жеста. «Слепота взгляда»: ребенок хорошо видит, он обладает хорошей остротой зрения, но ему трудно организовать движения глаз, чтобы исследовать его среду, закрепить свой взгляд, чтобы следить за глазами движущейся цели.

2) высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.

Он также имеет трудности пространственного отслеживания. Для оценки различных областей познавательных навыков были созданы психометрические шкалы. Энцефалит - это воспалительная или инфекционная атака всего или части мозга. Аутоиммунный энцефалит - это самоиндуцированное воспаление головного мозга самим организмом. Таким образом, иммунная система организма вводит в заблуждение и признает в качестве инфекционного агента определенные белки, обычно присутствующие в головном мозге. Воспаление, вызванное активацией иммунной системы, устраняет целевой белок, разрушая клетки головного мозга, которые носить.

Реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

Греческий: эргон = работа и терапия = лечение. Для того, чтобы завершить эту автономию, трудотерапии, возможно, придется включить окружение Человек: среда обитания, предметы, полезные для повседневной жизни, инструменты или условия труда. Лабиально-небные расщелины являются аномалиями развития эмбриона, что приводит к отсутствию закрытия верхней губы и неба, тем самым делая повязку вертикально от носа. от дворца до язычка. Это заболевание, которое очень распространено среди населения, корректируется хирургическим путем.

Исполнительные функции включают в себя набор функций, которые позволяют определить стратегию решения задачи и адаптироваться к изменению заданного значения. Визуально-пространственные функции позволяют идентифицировать и исследовать визуальные элементы, ориентацию и расположение позиций в пространстве. Визуально-пространственные функции сильно запрашиваются при чтении, где они становятся автоматическими только после трех или четырех лет обучения.

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Последний всецело принадлежит речевому этикету (о котором речь пойдет дальше). Отметим, что такие ключевые максимы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

Гены, которые несут генетическую информацию, переданную в течение поколений, содержат данные, необходимые для производства белка. Наука, которая изучает передачу анатомических, клеточных и функциональных характеристик от родителей к детям. Это ортопедические приспособления, предназначенные для дополнения органической функции, дефицитной с помощью материала. Протезы используются для замены сегмента или всей конечности, а ортопедии, предназначенные для коррекции отклонения, для поддержки или компенсации остеоартикулярного, мышечного или неврологического поражения.

Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.

Отличительная особенность речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определенными ожиданиями со стороны получателей сообщения. Причем эти ожидания обусловлены более или менее устойчивыми ролевыми стереотипами, существующими в представлении адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой и т.п. Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

Уменьшение мышечного тонуса, то есть частичного и постоянного физиологического сокращения мышц. Кохлеарный имплантат представляет собой электронное медицинское устройство, предназначенное для восстановления слуха людей с тяжелой и глубокой потерей слуха, которые с трудом понимают речь с помощью слуховых аппаратов.

Первый блок - это микрофон, который подбирает звуки и коды в электрический сигнал и носится на ухе, как обычные слуховые аппараты, и является съемным. Вторая часть аппарат был вставлен хирургическим путем и включает приемник, помещенный под кожу за ухом, и электроды непосредственно имплантируются в разные точки улитки. Таким образом, микрофон захватывает звуки, которые переносятся проводником на передатчик, расположенный рядом с ухом на скальпе, обращенный к имплантированному передатчику, и затем передает сигнал на разные электроды. стимуляция улиткой электродами будет давать сигнал вдоль слухового нерва.

Естественным следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи в социальном взаимодействии, когда участники речевого общения говорят как бы не от себя, не от своего имени, а «от имени группы», т.е. так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Наконец, это сообщение будет интерпретироваться мозгом, и субъект почувствует записанный звук. Способность человеческого рода общаться с помощью произвольной системы знаков. Язык основан на двойном артикуляции: элементарных звуков в словах и словах в предложениях.

Генетическое заболевание вызывает перегрузку меди в организме, затрагивая главным образом два органа: печень и мозг. Ведомственный дом для людей с ограниченными возможностями. Мутация - это любое изменение, любая случайная модификация, влияющая на последовательность нуклеиновой кислоты или влияющая на расположение генов или их число. Трудности видят явно отдаленные объекты.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Доброкачественная опухоль связана с пролиферацией клеток, составляющих оболочку Шванна, изолирующей оболочки, которая окружает нервы. Тип клетки, составляющей функциональную единицу нервной системы, нейроны соединены друг с другом и сообщаются путем излучения электрического тока, который может облегчать или препятствовать передаче информации. Обычно наблюдается баланс между возбуждением и сдержанностью.

Ортопедия - это хирургическая дисциплина, связанная с лечением повреждений локомоторного аппарата. Реабилитация речевых и речевых нарушений. Индивидуальный проект. Нарушение мышц лица. Когда параплегия вялая, ноги слишком мягкие, а рефлексы отменены. Восприятие основано на способности мозга расшифровывать сенсорные сообщения: это гностики.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д.

Тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре — мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научить применять их сознательно и мастерски.

Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования - подыгрывания или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.

2.Значение культуры речи в воспитании

Рассматривая речь в социальном взаимодействии, отметим ее решающее значение в процессе обучения и воспитания детей. В большой мере с помощью речи ребенок адаптируется к культуре своей среды. Слово учит необходимым для его жизни действиям. Слово в форме похвалы, наказания, ласки регулирует его субъективное состояние. Основная масса обучающих воздействий поступает к учащимся в словесной форме. Речевое развитие ребенка рассматривается как фактор его готовности к школе. Речевое общение в условиях начального обучения имеет свои особенности, о чем свидетельствует специфичность речи преподавателей и воспитателей в начальных классах школы и дошкольных учреждениях.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, автор классической работы по функционированию языка в детском возрасте, пришел к выводу, что язык имеет две различных функции и два типа речевого существования — эгоцентрическую и социализированную речь.

Эгоцентрическая речь, по Пиаже, представляет собой образец бедного кодирования. Хотя ребенок говорит, не переставая со своими соседями, он редко ставит себя на их место. Его разговор преимущественно просто размышления вслух. Поэтому в его языке отсутствуют оттенки значений в вещах и игнорируется точка зрения, с которой они рассматриваются, при этом всегда имеют место утверждения, а не объяснения. Ребенок едва ли даже задает себе вопрос, понимают ли его; для него это не важно, поскольку он не думает о других, когда говорит. Согласно Пиаже, у ребенка в возрасте до 7 — 8 лет эгоцентрический язык составят почти половину объема его речи.

Социализированная речь предполагает приспособление информации к слушателю и в определенном смысле приспособление к его позиции. Взрослые думают социально, даже находясь в одиночестве, дети думают эгоцентрично, даже в обществе с другими.

Если принять эти выводы безоговорочно, то следует ожидать, что все взрослые обладают совершенными способностями к социальному кодированию. Однако ясно, что это не так. Одна из причин различия в речевом поведении взрослых связана с той социальной средой, которая формирует различные способы коммуникации, или различные стили лингвистического кодирования. В психологических исследованиях речи выделяют два кода — ограничительный (или рестриктивный) и разработанный.

Ограничительный код может являться следствием общинной культуры либо определяться профессиональной и групповой принадлежностью человека (например, невысоким уровнем образования). В нем подчеркивается скорее «мы», чем «я», господствуют значения, связанные с местом, данным контекстом, а не абстрактные понятия. Говорящий полагает, что слушатель знает, о чем идет речь. Поэтому сообщение по своей структуре простое и сравнительно краткое, используется очень ограниченный словарный запас, в нем минимизировано вербальное знание индивидуального опыта.

Разработанный код персонально ориентирован, в нем подчеркивается индивидуальный, а не групповой опыт. Говорящий не отождествляет с собой слушающего, поэтому первым разрабатывает значения, с целью сделать их понятными для слушающего. Здесь требуются более дифференцированный словарь, аналитический и абстрактный стиль речи. Этот лингвистический код доступен хорошо образованным людям, преимущество которых в речевом общении проявляется и в том, что они могут использовать оба кода в отличие от описанной выше группы.

Таким образом, кодирование сообщений является формой социального обучения, частью процесса социализации, следовательно, каждый человек в определенной степени может улучшить свое социальное кодирование. Эта идея получила яркое художественное решение в пьесе Б. Шоу «Пигмалион», героиня которой Элиза Дуллитл меняет свое социальное положение благодаря изменению, в первую очередь, своего речевого поведения.

  1. Речь как средство утверждения социального статуса

Как мы уже подчеркивали, в социально ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают важнейшим фактором речевого поведения. Вместе с тем существует следующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников, но и выбранные языковые средства конструируют, подтверждают социальную ситуацию. Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Для адекватного понимания речевого сообщения участники коммуникации различными способами обозначают социальные отношения, в структуре которых предполагается развернуть общение. Кроме прямых представлений, когда называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников, существуют косвенные — социально-символические средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся.

К числу таких вербально-символических средств можно отнести выбор формы обращения. Форма обращения может выявлять социальную иерархию, а при равенстве социальных статусов выражать личное отношение к партнеру. При этом могут использоваться специальные слова, указывающие на титул лица, к которому обращаются, например «ваше высочество», «ваше благородие», «сэр».

Меняя формы обращения, можно подчеркнуть формальность или неформальность отношений. Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик», «милейший». Сходную функцию могут выполнять и выбранные формы приветствий или прощаний, например «Здравствуйте», «Здорово, ребята», «Приветствую вас», «Салют», «Пока», «Всего хорошего» и т.д.

В русском языке гражданский статус человека четко обозначается обращением, например «Иван Иванович», «товарищ Иванов», «гражданин Иванов». Последнее обращение подразумевает, что человек потерял или может потерять свой статус свободного гражданина страны.

Примером определенной оценки партнера могут служить следующие высказывания: «...А задавались ли вы вопросом; почему это так?»; «Вопрос вам понятен?»; «Хорошо. Если вам легче с этого начать, начните с этого. Потому что в целом я хотел бы, чтобы вы назвали...».

Приемом использования речи для повышения своего социального статуса могут быть различные обозначения для описания социальной роли или профессиональных функций. Так, часто самоуважение людей возрастает в зависимости от выбора названия их роли: «помощник директора» вместо «билетер» или «работник санитарной службы» вместо «мусорщик» и т.п.

К вербальным социально-символическим средствам также относится намеренная имитация произношения определенной группы, принадлежность к которой демонстрируется. Замечено, что мы «приспосабливаем» наш язык, произношение к языку партнера в том случае, если он нам нравится. Так, родители часто подстраивают свой язык под «детскую речь» при разговоре с малышом. С другой стороны, когда мы хотим отделаться от другого человека или группы, мы можем подчеркнуть различия в нашей речи. Например, французские канадцы предпочитают, чтобы их политические деятели произносили публичные речи на английском языке с сильным французским акцентом, даже если они способны говорить на безупречном английском.

Наконец, выбор стиля произношения также относится к числу вербальных социально-символических средств. Выделяют: высокий (подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений, воспринимается как официальный, более формальный, дистанцированный) и низкий (разговорная речь, насыщенная жаргонными словами, с использованием сленга, воспринимается как неформальный, дружеский); влиятельный и невлиятельный стили.

Говорящие, применяя определенные вербальные приемы, могут способствовать формированию собственного образа в глазах других, например, казаться более уверенными, более влиятельными, следовательно, более контролирующими ситуацию. Те, кто говорит влиятельно, используют следующие формы построения высказывания: «Давайте пообедаем сегодня вечером» вместо «Я думаю, мы могли бы пообедать сегодня вечером», т.е. сама структура предложения как бы направляет действие.

Исследователи в области коммуникации выделяют несколько так называемых невлиятельных форм сообщений:

1) уклончивые фразы, отражающие субъективность: «Я думаю», « Я предполагаю» и т.п.;

2) нерешительность, лингвистическое «заикание» (использование разъединяющих междометий типа «э», «гм», «вы знаете», «ну»): «Гм, могли бы вы уделить минутку вашего времени?»; «Ну, мы могли бы попытаться»; «Я хочу — э-, если вы можете, предложить...»

3) вежливые формы — «Простите...»; «Извините...»; «Будьте любезны»;

4) использование вопросов-концовок: «Мы уже можем начать, как вы считаете?»; «Здесь жарко, правда?»;

5) интенсивные слова: «великолепно», «замечательно», «удивительно», «очень».

Смена стиля обращения, в частности использование формы «ты»/«вы» — обращений, сама по себе может быть приемом, направленным на «повышение» или «понижение» статуса. «Ты» - форма, как правило, ассоциируется с неформальными, дружескими отношениями, а «вы»-форма — с формальными и эмоционально дистанцированными. Переход от «ты» к «вы» является стратегией дистанцирования, которая демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие, враждебность. Обратное переключение, напротив, является стратегией принятия, которая означает расположение, желание меньшей формальности и большего дружелюбия.

  1. Закономерности речевого поведения в массовой коммуникации

Обращение к большой аудитории, публичное выступление — еще один уровень социально ориентированного общения. Отметим наиболее общие закономерности речевой коммуникации данного уровня.

Выступление перед публикой обязывает адресанта учитывать особенности языкового сознания как общества в целом, так и конкретных социальных групп. Найти общий язык с массовым адресатом — значит проявить готовность к использованию стандарта, выработанного в конкретной речевой сфере (скажем, научной или официально-деловой).

Но чем неукоснительнее используется стандарт, тем больше нивелируется «единичный» и «уникальный» облик адресанта, тем в большей степени он должен соответствовать коллективным или коллективно-групповым обязательствам языкового употребления. Можно утверждать, что чем выше вероятность несовпадения социально-культурного опыта участников общения в больших и сложных по составу коллективах, тем сильнее необходимость типизировать варианты речевого поведения. Замечено, что для публицистической речи характерно чередование экспрессии (эмоционально окрашенной лексики) и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт. Например, такие выражения, как холодная война, гонка вооружений, новое мышление, застой, перестройка, будучи метафорами, почти сразу же превратились в общественно-политические стандартно употребляемые термины.

Таким образом, для речевого поведения в различных сферах общения основное значение имеет речевое оформление социально-ролевого статуса участников коммуникации, достаточно жесткий контроль за содержанием и формой посылаемых речевых сообщений, снижение личностного начала в речевом поведении. В социально ориентированном общении в силу тех или иных условий дистанция между партнерами увеличивается. Является ли это следствием пространственной или временной разобщенности, играет роль различие социального положения или неравноправие собеседников обусловлено ситуационно — так или иначе, но взаимодействие, контакт между участниками коммуникации осложняется. Это отражается в речи, которая демонстрирует несравненно большую отстраненность от субъекта речи и ее адресата, чем речь в межличностном взаимодействии .

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ

В настоящей работе рассматривается ряд вопросов, которые принадлежат области нескольких филологических дисциплин (теории коммуникации, психолингвистики, социолингвистики, лингвистики текста, теории речевых актов и др.). Мы рассматриваем конфликтную ситуацию общения и особенности речевого взаимодействия коммуникантов в ней.

На самых ранних стадиях анализа коммуникативных ситуаций, как правило, вводилось разграничение между (1) стандартными коммуникативными ситуациями, условия которых обеспечивают достижение искомых коммуникативных и практических целей, и (2) в разной степени аномальными коммуникативными ситуациями, затрудняющими или делающими невозможной реализацию намерений коммуникантов. Частным случаем явлений второго типа можно считать конфликтные ситуации, опыт исследования которых представлен в данной работе.

Актуальность предлагаемого исследования обусловлена недостаточной разработанностью в современной лингвистике проблем дифференциации и типологизации нестандартных (аномальных) явлений языковой действительности, а также проблем связанных с выявлением особенностей речевого поведения коммуникантов в нестандартных ситуациях общения.

Исследованием аномальных коммуникативных ситуаций занимались многие отечественные и зарубежные лингвисты (Б.Ю. Городецкий, Н.Д. Арутюнова, Е.В. Падучева, В.З. Демьянков, А.А. Романов, И.М. Кобозева, Л.П. Семененко, Е.М. Мартынова, Дж. Остин, Дж. Серль, Т. ван Дейк, Дж. Лич, Х.П. Грайс и др.). Что касается феномена коммуникативного конфликта и конфликтной ситуации общения, то нам встретилось несколько работ лингвистов, посвященных исследованию лишь некоторых аспектов этого материала (Н.К. Кънева, И.Н. Горелов, К.Ф. Седов, Б.С. Кардинский, и др.), значительное же количество работ принадлежит социологам и психологам (Н.В. Гришина, У. Мастенбрук, Э. Берн, В.Ю. Питюков, Л.Н. Цой и др.).

Конфликтная ситуация – это результат особого типа общения, особого речевого поведения коммуникантов. Под конфликтной ситуацией мы понимаем ситуацию, в которой происходит коммуникативный конфликт - столкновение двух сторон (участников конфликта) по поводу несоответствия целей, интересов, взглядов, в результате которого одна из сторон сознательно, либо бессознательно, действует в ущерб другой (вербально или невербально), а вторая сторона, осознавая, что указанные действия направлены против ее интересов/целей, предпринимает ответные действия. В данной работе явление коммуникативного конфликта рассматривается относительно условий складывающейся конфликтной ситуации (личностных особенностей партнеров по коммуникации, обстоятельств общения, коммуникативных целей собеседников и т.д.), т.е. относительно компонентов, составляющих структуру акта коммуникации, а также относительно взаимосвязи между смежными аномальными явлениями (коммуникативная неудача и коммуникативный дискомфорт).

Мы понимаем речевую коммуникацию как некий стратегический процесс, основанием для которого является выбор определенных языковых ресурсов. Стратегии и тактики речевого поведения определяются как план речевых действий, согласно которому участники общения реализовывают свои коммуникативные и практические цели и задачи.

Естественное диалогическое общение, реализованное с учетом личностных и социокультурных аспектов нестандартного коммуникативного процесса явилось объектом исследования .

Предметом исследования служат факторы возникновения и характер протекания конфликтных ситуаций в процессе речевого взаимодействия, а также стратегические линии речевого поведения, направленные на нейтрализацию, либо поддержание коммуникативного конфликта.

Фрагменты диалогических текстов на русском языке (объем выборки около 2000), извлеченные из произведений художественной прозы и драматургии писателей 20 века, послужили материалом исследования .

Цель исследования - выявить особенности стратегических и тактических линий речевого поведения участников в конфликтной ситуации взаимодействия, а также определить языковые средства их реализации.

Данная цель не может быть достигнута без решения следующих задач :

· дать общую характеристику конфликтной ситуации общения и выявить ее основные структурные компоненты;

· определить место явления коммуникативного конфликта в ряду смежных аномальных явлений естественноязыковой коммуникации;

· выявить основные причины возникновения конфликтных ситуаций;

· обосновать критерии выделения стратегических и тактических линий поведения коммуникантов в конфликтной ситуации общения;

· выделить языковые средства, служащие показателями тактик, используемых коммуникантами в конфликтной ситуации общения.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые предпринята попытка наиболее полного изучения природы явления коммуникативного конфликта в конфликтной ситуации общения, описаны основные условия, приводящие к появлению коммуникативного конфликта в процессе диалогического взаимодействия, а также систематизированно представлены основные коммуникативные стратегии и тактики речевого поведения и основные языковые средства, служащие их показателями.

Теоретическая значимость работы заключается в том,чтоматериалы диссертации могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего изучения проблематики аномальных явлений языковой коммуникации в рамках лингвистической прагматики, социолингвистики и психолингвистики. В частности, работа содержит теоретические предпосылки для дальнейшего исследования возможных последствий конфликтных ситуаций, описания регулятивных средств, направленных на устранение причины конфликта и нормализацию коммуникативных отношений, т.е. на достижение коммуникативных и практических целей участников общения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результатымогутсоставить основу построения алгоритмических моделей аномальных коммуникативных ситуаций, а также использоваться при разработке практических рекомендаций по выбору оптимальных стратегий и тактик речевого поведения в конфликтных коммуникативных ситуациях в рамках конкретных сфер дискурса (делового, бытового, политического, производственного, научного и т.д.), при подготовке учебных пособий и лекционных курсов по лингвистической прагматике, психолингвистике и другим филологическим дисциплинам.

Методы исследования. В исследовании используются методы моделирования, контекстуального и ситуативного анализа, таксономического описания, а также элементы метода количественного анализа.

Основные положения диссертации прошли апробацию в виде докладов и сообщений на Всероссийской научной конференции «Языки и картина мира» (Тула, Тульский государственный университет, 2002г.), обсуждались на межкафедральном лингвистическом семинаре и на заседаниях кафедр английской филологии и профильного обучения иностранным языкам в Орловском государственном университете (2001-2003гг.).

Исходные теоретические позиции и результаты проведенного исследования отражены в пяти публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и списка используемой литературы.

Во введении содержится обоснование актуальности, научной новизны, теоретической и практической значимости исследования, формулируются его цель и задачи, определяются методы, объект и предмет диссертационного исследования.

В первой главе рассматриваются факторы возникновения и характер протекания конфликтных ситуаций в процессе речевой интеракции. При этом определяются базовые понятия исследования, а также представлена возможность типологии конфликтных ситуаций, основанная на структурных характеристиках конфликтной ситуации.

Во второй главе определяются основные составляющие коммуникативного поведения – стратегии и тактики, применяемые коммуникантами в конфликтной ситуации общения, а также представляется типология основных коммуникативных стратегий участников конфликтной ситуации общения.

В третьей главе описываются основные лексико-семантические и синтактико-семантические языковые индикаторы коммуникативных тактик и стратегий в конфликтной ситуации общения.

В заключении подводится общий итог исследования, определяются сферы возможного применения полученных результатов и перспективы дальнейшей разработки данной проблематики.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Первая глава диссертации «Конфликтные ситуации в диалоге: характер протекания и факторы возникновения» посвящена характеристике конфликтной ситуации общения и определению феномена коммуникативного конфликта.

Мы исходим из того, что успешная ситуация общения развивается по благоприятному для всех участников диалогическому сценарию при соблюдении ими всех правил кооперативного взаимодействия, что позволяет коммуникантам реализовать свои коммуникативные намерения и ожидания в полном объеме. Если же коммуникант выбирает ошибочную или конфронтационную стратегическую или тактическую линию поведения, нарушая при этом принципы коммуникации, кооперативное взаимодействие может перейти в некооперативное, т.е. может иметь место нестандартная (аномальная) коммуникативная ситуация.

При рассмотрении аномальных явлений естественноязыковой коммуникации различаются изучаемое нами явление коммуникативного конфликта в конфликтной ситуации общения, а также явления коммуникативного дискомфорта и коммуникативной неудачи, имеющие собственную природу и форму проявления. Мы полагаем, что коммуникативный конфликт является самым «психологичным» из трех рассматриваемых явлений, т.к. представляет собой речевое столкновение, часто основанное на агрессии и связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Постепенное накопление признаков коммуникативного конфликта в стандартной коммуникативной ситуации преобразует ее в конфликтную ситуацию общения, которая обладает определенными (структурными и динамическими) характеристиками.

Динамика развития конфликтной ситуации общения может быть представлена следующим образом: предконфликт → конфликт → постконфликт, где предконфликт определяется как процесс формирования конфликтной ситуации – накопление и обострение противоречий в межличностных отношениях в силу появившегося расхождения интересов, целей и ценностей коммуникантов.

Собственно конфликт – столкновение целей, интересов и мнений о приемлемости той или иной стратегической линии поведения в развитии диалога. Для этой стадии конфликтной ситуации характерны обвинения, претензии, требования, стрессы, накал эмоций.

Постконфликт – это стадия разрешения противоречий, которая может иметь два пути развития: конструктивный и деструктивный.

В нашей работе конкретные случаи конфликтных ситуаций рассматриваются всякий раз в несколько редуцированном виде – в соответствии с данным этапом развития конфликтного взаимодействия.

Что касается структурных характеристик конфликтной ситуации общения, то, опираясь на схему коммуникативного акта, предложенную Б.Ю. Городецким, мы рассматриваем следующие компоненты:

1) коммуниканты;

2) коммуникативный текст (речевые действия коммуникантов);

3) процессы вербализации и понимания;

4) условия общения;

5) коммуникативные и практические цели;

6) результат общения.

Следует отметить, что основными структурными компонентами конфликтной ситуации, которые определяют содержание процесса конфликта является конфликтное взаимодействие, т.е. речевые действия коммуникантов и результат, поскольку «образ желательного результата» конфликта становится регулятором конкретных действий коммуникантов.

Исходя из основных структурных компонентов, мы посчитали возможным выделить некоторые типы конфликтных ситуаций:

· по коммуникативной направленности – горизонтальные (коммуниканты находятся на одном социальном уровне – конфликт равный против равного) и вертикальные (коммуниканты по своему социальному статусу находятся на разных уровнях – конфликт высший против низшего и низший против высшего);

· по сфере проявления – формальные и неформальные;

· по преднамеренности действий – преднамеренные и непреднамеренные;

· по результату – конструктивные и деструктивные.

Речевое поведение коммуникантов (их стратегии и тактики) варьируется в зависимости от типа конфликтной ситуации общения.

Рассматривая основные причины возникновения конфликтной ситуации, мы по аналогии с предложенной Л.П. Семененко типологизацией явлений коммуникативного дискомфорта по признаку компонента ситуации, обусловливающего коммуникативный дискомфорт, предположили, что основной причиной возникновения конфликтных ситуаций может являться каждый из ее основных компонентов.

Итак, мы определяем следующие общие причины возникновения коммуникативного конфликта:

1) несовместимость личностных особенностей коммуникантов;

2) несогласованность действий коммуникантов (нарушение хода речевой интеракции и принципов общения);

3) нарушение процессов вербализации и понимания;

4) негативные обстоятельства общения;

5) несоответствие коммуникативных и практических целей.

В определенной степени ситуация коммуникативного конфликта в повседневной речи является естественной, поскольку коммуникативная ситуация потенциально конфликтна уже в силу того, что коммуниканты обладают разными личностными качествами и индивидуальными представлениями о мире, что изначально предполагает некоторый когнитивный диссонанс, способствующий развитию конфликта. Например:

(1) Мара поставила туда столик, на столик швейную машинку «Зингер», вдоль стены гладильную доску. И вперёд… Этот путь ей был знаком и мил. Шила только тем, кто ей нравился внешне и внутренне. Кидалась в дружбу, приближала вплотную, так что листка бумаги не просунуть, а потом так же в одночасье отшивала, ссорилась. У неё была потребность в конфликте. Бесовское начало так и хлестало в ней. Всё-таки она была прописана в аду (Токарева).

В других случаях природные особенности характера коммуниканта, наоборот, препятствуют возникновению конфликтов, как, например, в (2):

(2) Вахлаков никогда и ни с кем не ссорился. Острым углам он предпочитал овал. В его характере по законам диалектики совмещались противоположности: любил свою жену и других красивых женщин, был талантлив в общении с людьми и бездарен наедине с собой, то есть в своем творчестве. (Токарева).

Во второй главе диссертации «Основные стратегические и тактические линии речевого поведения коммуникантов в конфликтной ситуации общения» определяются основные составляющие речевого поведения – коммуникативные стратегии и тактики, применяемые коммуникантами в конфликтной ситуации общения, а также представлена типология основных коммуникативных стратегий участников конфликтной ситуации.

Достижение целей коммуникантов в конфликте может обеспечиваться использованием разных стратегий. При этом коммуникативная стратегия понимается как особый коммуникативный план поведения говорящих (их речевые и неречевые действия), который ориентирован на достижение определенных коммуникативных и практических целей (на фоне определенных психологических установок).

Выбор стратегии речевого поведения осуществляется под влиянием психологической установки, которая включает когнитивные, мотивационные и моральные аспекты. Мы выделяем установку против партнера по коммуникации, на игнорирование партнера или на партнера по коммуникации.

Реализация плана общения допускает различные способы его осуществления. Они могут комбинироваться в зависимости от ситуации, или же один из них используется как основной, а другие применяются по мере необходимости. Выбор этих способов и средств (или тактик) определяется стратегическим замыслом.

На основе анализа эмпирических данных, а также с учетом опыта лингвистов, психологов и социологов по представлению возможных стратегий поведения коммуникантов в конфликтной ситуации общения, мы посчитали возможным разграничить три основные стратегические линии речевого поведения и некоторые их разновидности.

Рис. 1

Коммуникативные стратегии в конфликтной ситуации

Конфронтационная нейтральная кооперативная

агрессия активно- пассивно- уступчивость

нейтральная нейтральная

манипуляция компромисс

Коммуникативные стратегии, избираемые участниками конфликтной ситуации, различаются в зависимости от их ориентации на достижение своих собственных коммуникативных целей и/или ориентации на цели партнера.

Конфронтационная стратегия поведения демонстрирует установку против партнера по коммуникации. Данная стратегия по своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться собственных целей/интересов, не обращая внимания на цели/интересы партнера/партнеров, участвующих в конфликте. Конфронтационная стратегия представлена двумя разновидностями: агрессия и манипуляция.

Агрессия – демонстрация партнеру отрицательно заряженного эмоционального отношения. Это могут быть как ответная реакция, так и ответные действия инициатора конфликта.

Манипуляция – захват смыслового пространства коммуникации с тем, чтобы навязать партнеру свою коммуникативную стратегию. В этом случае одна из взаимодействующих стратегий оказывается сильнее и стремится доминировать над другой.

Проведенный анализ выявил, что конфронтационная стратегия избирается коммуникантами в большей степени в преднамеренно создаваемых конфликтных и деструктивных ситуациях, т.е. в ситуациях, когда партнер/партнеры сознательно идут на конфликт.

Коммуникативная стратегия реализуется в речи посредством коммуникативных тактик. Мы понимаем коммуникативную тактику как совокупность речевых действий, выполняемых коммуникантами в той или иной последовательности, которые реализуют/не реализуют коммуникативную стратегию и подчиняются/не подчиняются тем или иным правилам. Если коммуникативные стратегии намечают общее развитие диалога, то тактики осуществляют реализацию данной стратегии на каждом этапе развития ситуации общения.

Мы выделили определенный набор тактик, характерный для каждого из постулируемых типов коммуникативной стратегии.

Применительно к конфронтационной стратегии обычно используются тактики упрека, угрозы, возмущения, отказа, тактика прерывания в стратегии манипуляции, а также тактики оскорбления, возмущения, намека и иронии в стратегии агрессии. Рассмотрим пример:

(3) Алексей . Как это ты серебряную медаль получила?

Галя. По знакомству. А что ты злишься?

Алексей. Бесишь ты меня!

Галя. Я? Чем?

Алексей. Мещанка ты, мещанка до мозга костей!

Галя. Смотри-ка! До мозга костей.… Как быстро рентгеновский снимок сделал! У меня о тебе тоже определённое впечатление складывается! (…) Прямолинейный дуб!

Алексей. На какой это картинке ты прямолинейные дубы видела?

Галя. Ну, сосна корабельная!

Алексей. Сосна – женского рода.

Галя. Смотри-ка! Все-таки кое-что из грамматики вспомнил. Столб – устраивает? (Розов).

В данном примере стратегическая линия Алексея – агрессия. Его эмоциональное напряжение проявляется в тактике оскорбления. Такое прямое оскорбление явилось конфликтогеном в коммуникативной стратегии Гали и вызвало ответную реакцию – агрессия с долей иронии, что в свою очередь, изменило тактику Алексея (ирония), не меняя, однако, общей коммуникативной стратегии. В этом случае коммуникативная стратегия реализуется чередованием нескольких тактик, сменяющих друг друга.

Нейтральная стратегия поведения характеризуется наличием у одного из участников общения (или у каждого из них) установки на игнорирование партнера по коммуникации, стремления избежать общения с человеком, потенциально способным причинить «коммуникативное неудобство» собеседнику. Выделяются две разновидности нейтральной стратегии: активно-нейтральная и пассивно-нейтральная стратегии речевого поведения.

При активно-нейтральной линии поведения коммуникант не намерен или не способен принять точку зрения другого участника общения. Во избежание конфликта он реализует свою стратегию общения, например, следующим образом: задаёт вопрос и сам на него отвечает, определяет тему разговора и сам её развивает, не позволяя партнёру по коммуникации проявить инициативу.

Коммуникант с активно-нейтральной стратегией субъективно испытывает иллюзию полноценной коммуникации и, как правило, не замечает коммуникативного дискомфорта, который испытывает собеседник, что чревато коммуникативными конфликтами:

(4) Андрей. Светлана Николаевна, я ждал вас, чтобы сказать…

Варламова. Подожди. Значит, вы с Ингой едете в Москву…

Андрей. Я хочу сказать, что ухожу из фигурного…

Варламова (как бы не слыша). Тренироваться надо вовсю.

Андрей (с трудом). Я не гожусь для спорта.

Варламова (так же). Короткую программу оставим ту же, а вот в произвольной надо кое-что переделать, может быть, музыку новую…

Андрей (с отчаянием). Я ухожу, Светлана Николаевна, я не буду больше заниматься (Чернышева).

Пример (4) является иллюстрацией активно-нейтральной стратегии коммуниканта Варламовой. Для реализации своей коммуникативной цели – информирование о будущем соревновании Андрея – Варламова применяет тактику прерывания собеседника («Подожди. Значит, вы с Ингой едете в Москву…»), а затем тактику контроля над инициативой, используя прием «глухого уха» (отказ от реакции на нежелательные коммуникативные стимулы [Семененко 1996]), т.е. чтобы избежать конфликтной ситуации, коммуникант не дает возможности своему партнеру осуществить его коммуникативные намерения и цели.

Пассивно-нейтральная стратегия поведения характеризуется отказом одного из партнёров от активного участия в диалоге. Он замыкается в себе и никак не проявляет намерения кооперативно взаимодействовать с партнёром. Такая особенность речевого поведения становится результатом работы психологических защитных механизмов.

В рамках активно-нейтральной стратегии выделяется тактика контроля над инициативой, тактика прерывания и тактика просьбы. Пассивная позиция в нейтральной коммуникативной стратегии представлена тактиками молчания и умалчивания, а также тактикой игнорирования.

Кооперативная стратегия речевого поведения отличается установкой в общении на партнера по коммуникации. Один (или оба) из участников общения желает направить сложившуюся конфликтную ситуацию в благоприятное русло, используя различные регулятивные средства. Так же как и конфронтационная, кооперативная стратегия нацелена на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов, но кооперативным, «мирным» путем. Различаются две разновидности этой стратегии: уступчивость и компромисс.

Уступчивость характеризуется отказом коммуниканта от своих собственных интересов и коммуникативных целей и принятием интересов и целей партнера, чтобы разрешить возникший коммуникативный конфликт.

Компромисс же предполагает поиск такого разрешения конфликтной ситуации, которое удовлетворяло бы обоих партнеров, т.е. коммуникативные намерения и ожидания коммуникантов выполняются в соответствии с принятой договоренностью, коммуникативные цели достигнуты полностью или хотя бы частично.Стратегиякомпромиссавыбирается участником/участниками конфликтного взаимодействия в ситуации, когда отказываться от своих интересов и целей в пользу партнера не намерена ни одна сторона, поэтому стратегия корректируется с учетом целей и интересов обоих партнеров. Иллюстрацией может служить пример (5).

Введение

Два жизненных проявления человека -- деятельность и поведение -- различаются тем, что в деятельности поступки определяются сознательными целями и мотивами, а поведение нередко глубоко в подсознание. В соответствии с этим специалисты по теории речевой деятельности, психолингвисты, определяют речевую деятельность как мотивированное, определяемое целями сознательное речевое проявление, а речевое поведение -- как лишенное осознанной мотивировки автоматизированное, стерео-типное речевое проявление (в силу типичной прикрепленности такого проявления к типичной, часто повторяющейся ситуации общения).

Речевое поведение человека - сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.

Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:

­ общение людей как представителей тех или иных групп (наци-ональных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель -- подчиненный, консультант -- клиент, преподаватель -- студент и т.д.);

­ передача информации множеству лиц: прямая в случае публич-ной речи или опосредованная в случае средств массовой ин-формации.

> Особенности речевого поведения

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем.

В прагматическом изучении языка сформулирован ряд конкретных правил, выполнение которых позволяет людям действовать совместно. Исходными условиями являются:

­ наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;

­ ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим). Описанные условия получили название «принцип кооперации», т.е. требование к собеседникам действовать таким образом, который со-ответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

Отметим основные правила речевой коммуникации, обусловленные этим принципом:

1) высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;

2) высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора: старайтесь не отклоняться от темы;

4) высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных вы-ражений, избегайте неоднозначности; избегайте ненужного многословия.

Реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Однако если при этом нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи.

Наряду с принципом кооперации важное значение для регулирования социальных взаимодействий имеет принцип вежливости. Последний всецело принадлежит речевому этикету (о котором речь пойдет дальше). Отметим, что такие ключевые максимы принципа вежливости, как тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность, выраженные (или не выраженные) в речи, самым непосредственным образом определяют характер социальных взаимоотношений.

Отчетливо осознаваемая отправителем сообщения цель требует продуманной формы сообщения и прогнозируемой реакции аудитории.

Отличительная особенность речевой коммуникации в социальном взаимодействии связана с достаточно определенными ожиданиями со стороны получателей сообщения. Причем эти ожидания обусловлены более или менее устойчивыми ролевыми стереотипами, существующими в представлении адресатов, а именно: как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой и т.п. Чем более официальной является речевая ситуация, тем более формализованы ожидания слушателей.

Естественным следствием описанных особенностей становится своеобразная обезличенность речи в социальном взаимодействии, когда участники речевого общения говорят как бы не от себя, не от своего имени, а «от имени группы», т.е. так, как принято говорить в группе, представителями которой в данной ситуации они себя ощущают.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые собеседниками речевые стратегии и тактики.

Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д.

Тактика может меняться в зависимости от условий общения, по-лученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре -- мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно. Собирая и осмысливая тактические приемы, можно научить применять их сознательно и мастерски.

Чтобы управлять течением беседы, необходимо заранее продумывать общую картину и возможные варианты развития разговора, научиться распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, стремиться вычленить применяемые собеседником приемы речевого воздействия, оценить его стратегию и тактику, вырабатывать пути гибкого реагирования - подыгрывания или оказания противодействия. Плохо, когда говорящий имеет в запасе только один вариант разговора, а его речь построена жестко.