Как общение без использования слов, подразумевая при этом, что слова - это вербальные элементы. Как и большинство определений, это определение в целом полезно, но оно не отражает в полной мере всей сложности этого явления. Однако с учетом соображений, высказанных ниже, такое общее определение имеет право на существование.

Во-первых, нужно понимать, что разделение вербального и невербального поведения на две отдельные, обособленные категории практически невозможно. В качестве примера можно привести движения рук в языке глухих. Эта жестикуляция по существу лингвистична (вербальна), однако движения рук часто воспринимаются как поведение, то есть «что-то, отличное от слов». Макнил (McNeil) продемонстрировал лингвистические свойства ряда жестов, обратив внимание на то, что при разных случаях афазии - нарушении способности использовать или понимать слова - пропадают разные жесты; иными словами, утрата жестов, выполняющих лингвистические функции, равнозначна потери речи. И напротив, не все произносимые нами слова можно назвать определенно или исключительно вербальными; например, звукоподражания, такие как жужжание или мурлыканье, либо неразборчивая речь аукционистов или некоторых больных, страдающих афазией.

В повседневной жизни люди создают смысл через укоренившиеся предположения в своем личном жизненном опыте, с другой, в профессиональных исследованиях, ученые объясняют свои предположения таким образом, что они поддаются проверке и полезны. В человеческом невербальном общении есть несколько отдельных элементов. Культурные, социальные и психологические факторы влияют на невербальное общение такими сложными способами, как пол, этническая принадлежность, возраст и технология. Интимная окружающая среда или социальный контекст влияет на невербальное общение, потому что эти темы глубоко запечатлены в контексте повседневной жизни.

Во-вторых, в этом определении остается неясным, относится ли выражение «без использования слов» к типу производимого сигнала, то есть к его кодированию теми, кто его посылает, или к его декодированию теми, кто его воспринимает. Как правило, говоря о невербальном общении, люди имеют в виду отправляемые, то есть кодируемые, сигналы, а не процесс их декодирования. Первый шаг на пути к пониманию того, как происходит декодирование невербального поведения, состоит в том, чтобы понять, как мозг обрабатывает невербальную информацию.

Каждый из этих терминов содержит скрытые коды. Пространство, время и физическая среда влияют на невербальную связь. Эти термины или факторы влияют на поведение непреднамеренно, потому что люди учитывают социальный контекст, в котором они действуют. Полностью понятные направления действий лучше всего создавать, когда люди осознают динамику социального контекста, в котором они находятся. Этим динамическим элементам глубоко влияют невербальные коммуникации. Люди социализируются в своих мирах, но в своем социальном развитии они сами участвуют в творческом развитии, а не в пассивном, а маленькие дети постепенно учатся правильно использовать свои тела.

Головной мозг и невербальное общение

В настоящее время многие исследователи, изучающие мозг, считают, что два полушария мозга обрабатывают разную информацию, но при этом функции каждого полушария не ограничиваются обработкой исключительно информации одного типа. Невербальная информация может обрабатываться любым полушарием, однако основная работа, возможно, выполняется правым полушарием. Левое полушарие обрабатывает преимущественно последовательную, упорядоченную цифровую, вербальную и лингвистическую информацию. Невербальные стимулы, обрабатываемые левым полушарием, могут включать символические жесты и выражения лица, тесно связанные с речью, например жесты, замещающие речь. Правому полушарию обычно приписывают обработку визуально-пространственных связей и аналоговой, или гештальт, информации. Не исключено также, что оно является главным «обработчиком» жестов некоторых типов и спонтанных, экспрессивных проявлений эмоций на лице и в голосе (Buck & VanLear; Kelly & Goldsmith). Важно, однако, отметить, что лишь немногие современные ученые считают, что как правое, так и левое полушарие мозга обрабатывают исключительно информацию какого-то одного типа. Действительно, приводимый ниже пример показывает, насколько адаптивным может быть мозг.

По мере того, как люди направляются к геотерриториальному возрасту или даже к долгожителям, они учатся строить новые способы мышления и действовать, чтобы изменить свою личность, изменить способы, которыми они используют свое тело. Люди принимают поведенческие стратегии, которые помогут им адаптироваться и выжить в сложном социальном мире.

Невербальная коммуникация - это динамический процесс, который охватывает ум, тело и общество как межсубъективные сущности. Люди создают символические значения - и присоединяют их - для собственного поведения или для других. На них влияет контекст действия и основные социальные факторы. Во внутренних разговорах люди предлагают и проводят линии действий для удовлетворения потребностей других или ожидания других. В этой драматургии поведения люди учатся менять свое невербальное поведение, чтобы решить проблемы новых ситуаций.

Когда Брюсу Липштадту было пять лет, ему удалили левое полушарие мозга (Koutlak). Лишь немногие доктора верили в то, что у мальчика разовьются вербальные способности, а большинство были убеждены, что в результате операции будет парализована часть его тела. Спустя 26 лет коэффициент умственного развития Брюса был равен 126 - выше, чем у девяти из десяти человек! Он плавал, ездил на велосипеде и прослушал курс статистики с оценкой «отлично». Благодаря тому что у него была нормальная речь, специалисты пришли к выводу, что правое полушарие взяло на себя многие из тех функций, которые обычно выполняет левое полушарие. Безусловно, подобная операция не всегда приводит к таким результатам, особенно если человек переносит ее во взрослом состоянии. Однако этот результат позволяет предположить, что, хотя создается впечатление, что правое и левое полушария «специализируются» на обработке информации определенного типа, их возможности ни в коем случае этим не ограничиваются.

Человеческая идентичность во взаимодействии эмоционально проявляется в самопрезентации. Различие между поведением и общением часто делается учеными, изучающими невербальное общение. Например, предлагается, чтобы произносимые слова были символическими, но невербальное общение не является чем-то другим. Он представляет себя. Для более подробных причин в главе 10 этот текст использует термины невербальное поведение и общение аналогичным образом. Лучшим выражением было бы поведенческое общение, результат кластеризации поведенческих и коммуникационных понятий.

Даже тогда, когда информация обрабатывается в основном одним полушарием, мало вероятно, что второе полушарие совершенно неактивно. Когда человек читает роман, правое полушарие может играть особую роль в понимании метафор или в оценке эмоционального содержания, тогда как левое полушарие одновременно активно работает нал пониманием сложных смысловых связей между значением слов и синтаксисом. Есть основания полагать, что у женщин функциональное различие между двумя полушариями выражено не столь ярко, как у мужчин, известно также, что у некоторых левшей функции полушарий прямо противоположны описанным (Andersen, Garrison, & Andersen; Iaccino).

За исключением случаев, когда люди разговаривают с самим собой, они совершают действия с другими. Люди не могут перестать говорить. Это невербальное поведение может проникать в разные области мозга, чем разговорный язык. Конечным результатом является то, что люди создают значимые взаимодействия. Даже когда люди проводят мероприятия, которые не предназначены для того, чтобы спровоцировать значение других, наблюдатели берут на заметку поведение и интерпретируют его, как они видят, в соответствии с нейронными процессами, развернутыми внутри.

Несмотря на всю очевидную сложность функций мозга, большая часть того, что обрабатывается правым полушарием, относится к тому, что мы называем невербальными явлениями , а большая часть того, что обрабатывается левым полушарием, - к тому, что мы называем вербальными явлениями. Понятно, что в одних случаях невербальное поведение теснее связано с вербальным, чем в других (примером могут служить жесты, замещающие речь), и в этих случаях можно ожидать большей активности левого полушария.

Короче говоря, люди всегда находятся на «сцене», наблюдаемые другими. За исключением случаев, когда, конечно, вас просто игнорируют. Связь между общением и поведением является сильной и нерушимой. Чтобы сосредоточиться только на преднамеренной невербальной коммуникации, не подчеркивая «случайную» сторону, означает потерять то, что происходит в театре действий.

Люди действуют в интерактивном режиме, разделяя смысл поведения с другими людьми. Люди чужие и наблюдатели. Ряд ученых определили различия между вербальной и невербальной коммуникацией, некоторые полагают, что они в основном расположены в разных областях мозга, вербальная коммуникация в левом полушарии и невербальная коммуникация в правом полушарии, а вербальная коммуникация в основном основана на культуре в в то время как невербальная коммуникация имеет в основном идеологические основы, или вербальная коммуникация является цифровой, а невербальная связь аналогична.

Осознание и контроль

До сих пор мы ничего не говорили об осознанности невербального поведения и о контроле над ним. Невербальное поведение, как и , кодируется с разной степенью контроля и осознанности (Lakin). Иногда у людей есть время обдумать, спланировать свою реакцию, но в большинстве случаев информация буквально обрушивается на них, на их органы чувств, и тогда чрезвычайно важно отреагировать как можно быстрее. Когда такое случается, люди либо вовсе не осознают, либо осознают чрезвычайно смутно, почему они отреагировали именно так, как отреагировали. Подобные реакции связаны с когнитивной программой, которая дает о себе знать автоматически и незамедлительно вслед за восприятием конкретного стимула (Choi, Gray, & Ambady).

Кроме того, у них есть разные процессы в мозге. Словесная коммуникация незаметно обрабатывается, а невербальная связь обрабатывается как «гештальт». Продолжающиеся исследования, совершенствование знаний о неразрешимости общения. Например: Предполагается, что разговорный язык основан на не-вербальной семантике тела. и что фундаментальный характер телесных процессов неотделим от словесных процессов. Понятно, что некоторые аспекты невербального поведения, которые придают власть индивидууму, невидимы, а другие публично отображаются.

В общении с самим собой люди придают смысл событиям и планируют действия, которые они намереваются делать. Эти действия по пониманию, публичные или частные, являются частью одного и того же процесса значимости. У всех взаимодействий лицом к лицу есть невербальный компонент. Это полезно по-разному. Таким образом, люди используют невербальные, убедительные значения для контроля над другими, для разъяснения или подчеркивания словесных выражений даже для обмана других. Его можно использовать для замены словесных выражений, а также использования эмблем.

Когда мы используем замещающие речь жесты, позируем перед фотографом или выбираем наряд, уровень осознания и контроля обычно очень высок. Мы знаем, что делаем, нас никто не торопил, и мы ведем себя в соответствии с осознанным планом. Причудливая манерность, расширенные зрачки и копирование поведения партнера - все это примеры неосознанного и неконтролируемого поведения. У нас может быть целый набор вербальных и невербальных действий, которые включаются автоматически, например когда нас представляют незнакомому человеку. В одних случаях одно и то же поведение проявляется почти неосознанно, а в других - весьма осознанно. Так, мы можем не осознавать, что тон нашего голоса выдает негативное отношение к собеседнику, но мы прекрасно отдаем себе отчет в использовании своего голоса, когда делаем какое-либо саркастическое замечание.

Таким образом, люди во всех культурах улыбаются, плачут, не проявляют своих эмоций посредством действий тела или лицевых действий. Многие эмоциональные выражения, как представляется, в конечном счете минимально разделены и универсально отображаются. Объясняет как филогенетические, так и онтогенные основы. Таким образом, в развитии человеческого общения невербальное поведение позволило развивать вербальное общение. Лица, после рождения, зависят от невербальной коммуникации, чтобы выразить себя.

Они являются основой взаимодействия; даже до того, как будут высказаны предложения, наблюдатели обращают внимание на поведение тела, пытаясь понять поведение актера. Именно так люди связаны с деятельностью, которая не лжет. Люди склонны верить невербальному сообщению, когда устное сообщение противоречит ему.

Декодирование невербального поведения тоже может быть реализовано с разной степенью осознанности. Иногда мы воспринимаем какой-либо стимул, например мужчину, который выглядит пожилым, и это автоматически запускает механизм восприятия его походки: нам начинает казаться, что он ходит медленно, хотя на самом деле это не так. Когда люди говорят, что им кажется, будто этот человек врет, но не могут объяснить, почему они так думают, это может означать, что в их мозге есть неосознанная программа, связанная с обманом, которая запускается восприятием определенного поведения.

Невербальная коммуникация может акцентировать, полностью, противоречить, выпрямить, повторить или заменить словесное общение. Это тезис этого текста, следуя приближению Символического взаимодействия, что вербальные и невербальные стороны коммуникации являются значимыми событиями, субъективно интерпретируемыми индивидами. Чтобы интерпретировать устное слово, система слуха будет использоваться, чтобы интерпретировать невербальный акт, будет использоваться визуальная система. Важное значение, которое подчеркивается в этой книге, состоит в том, что деятельность индивидуумов, интерпретация, имеет смысл для поведения других людей, возникающих в результате невербальной коммуникации.

Однако неконтролируемые нашим сознанием реакции необязательно производятся именно таким образом. Обратная связь относительно точности или пользы автоматического процесса может привести к изменению программы или ее удалению.

Структурные элементы невербального поведения

Другой способ определения невербального общения - присмотреться к тому, что становится предметом изучения. Теории и исследования в этой области сосредоточены преимущественно на трех основных вопросах: на структурах окружающей среды и условиях, в которых происходит общение; на физических участников коммуникации; наконец, на демонстрируемом ими поведении. Рассмотрим все эти вопросы подробнее.

Люди, кажется, используют свои тела почти без усилий, почти без рутины. Но, конечно, недостаток усилий - результат их опыта. Повседневность - результат привычек обучения. После того, как вы узнали, что поведение тела снова отображается в том же и новом полевом шпате, не требуя личного внимания или осознания. Действительно, может показаться, что многие виды поведения неконтролируемы сознанием. Почему некоторые люди настолько умелые и компетентные невербальные, в то время как другие не имеют склонностей даже некомпетентных.

Способность координировать и представлять себя значительно варьируется у большинства населения в результате множества скрытых влияний. Сложность невербальной коммуникации человека может быть проиллюстрирована ссылкой на исследования физического облика лица и глаз. Облицовка первого элемента выражения эмоций с особенностями, которые, как представляется, имеют минимальный разброс. Лицо выражает первичные эмоции уникальными способами. Исследование окуляра показывает, что зрачки человеческого глаза по-разному реагируют на разные обстоятельства.

Окружающая среда, в которой происходит общение

Физическая среда.

Хотя в исследованиях, посвященных невербальному общению, основное внимание уделяется внешнему виду и поведению общающихся людей, влиянию на общение факторам, не связанным с людьми. С одной стороны, люди изменяют обстановку, чтобы облепить себе достижение коммуникативных целей, с другой - обстановка может влиять на наше настроение, выбор слов и на наши действия. Следовательно, в эту категорию попадают элементы, вторгающиеся в человеческие отношения, но не являющиеся напрямую их частью. К таким факторам относятся мебель, архитектурный стиль, украшения интерьера, освещение, цветовая гамма, температура, посторонние звуки или музыка и тому подобное. То, как расставлены предметы, материал, из которого они изготовлены, а также их форма и поверхности - все это может оказать большое влияние на результат межличностных отношений. К этим факторам относится также и то, что может быть названо следами действия. Например, если вы увидите сигаретные окурки, апельсиновую кожуру и канцелярский мусор; оставленные человеком, с которым вам вскоре предстоит общаться, у вас сформируется определенное представление о нем, которое в конце концов повлияет на вашу встречу. Восприятие времени и «временной паттерн» - еще один важный фактор коммуникативной среды. Когда и как часто происходит то или иное действие, его темп или ритм, безусловно, являются частью окружающей среды, пусть и не физической ее частью.

Ученик либо закрывается, либо растет в страхе или дружбе. Взгляд в глаза или поворот обзора помогает наблюдателям узнать, что делает летчик. Общеизвестно, что когда люди выселяют, чтобы смотреть в их глазах, они ненадежны или лгут. Глаза - это окно в душу?

Культурные правила влияют на то, как люди используют свои лица и глаза. Например, черным, азиатским и американским детям учат смотреть прямо в глаза взрослым. Стереотипы должны быть исключены. Глаза неизменно участвуют в лицевом дисплее. Девочка, кажется, выражает заразные эмоциональные выражения, например, улыбающееся лицо требует спонтанного ответа от другого человека. Выражения лица показывают другое одобрение, поощрение, дружбу или обман. К сожалению, большинство людей не очень хорошо разбираются в обмане.

Пространственная среда.

Проксемика - это наука об использовании и восприятии социального и личного пространства. Одним из разделов этой науки является экология малой группы , которая занимается изучением того, как люди выстраивают свое пространственное поведение в условиях формальных и неформальных групп. Предметом подобных исследований является порядок размещения и расположения членов группы в пространстве с учетом социального положения лидера, динамики отношений, поставленной задачи. В более широком контексте изучаются пространственные отношения в толпе и в густо населенных местах. Пространственное поведение человека изучается и с точки зрения соблюдения нм дистанции во время разговора в зависимости от пола, статуса, ролей, принадлежности к той или иной культуре и т. д. В исследованиях проксемики часто встречается слово территориальность; им обозначается склонность людей «помечать» собственную территорию, или «неприкосновенное пространство», во многом точно так же, как это делают животные и птицы.

Гипотеза побега предполагает, что в Фрейдиде человеческое тело получает информацию, даже если актеры не боятся ее. Скептически настроенные наблюдатели иногда могут разгадать эти скрытые закаты. Это проявляется как общественный интерес к маскировке других, открывая невербальные ошибки. Например, профессиональное требование, чтобы иметь возможность выбирать присяжных заседателей, наблюдая за их невербальным поведением, ища те недостающие сведения, которые могут указывать потенциальному квалифицированному юристу, чтобы присоединиться к жюри.

Физические характеристики коммуникантов

В эту категорию попадают параметры, которые остаются практически неизменными в течение всего периода общения. Помимо видимых движении, к ним относятся такие важные невербальные признаки, как форма тела, общая привлекательность, рост, вес, волосы, цвет или тон кожи и т. д. Запах, исходящий от тела человека или от его дыхания, также воспринимается как составная часть его физической внешности. Кроме того, объекты, ассоциирующиеся с коммуникантами, также относятся к физическому облику. Они называются артефактами и включают одежду, очки, накладки для причесок и парики, накладные ресницы, ювелирные украшения, пирсинг, а также аксессуары, например атташе-кейсы. Понятие «физический облик» включает также и то, как именно люди украшают свою кожу, в частности с помощью татуировок, косметики, шрамов, клейм и грима.

Короче говоря, люди пытаются понять, как другие используют свои глаза и сталкиваются во взаимодействии. Все тело, а не только глаза или лицо, вовлечено в невербальное общение. Бессознательное поведение относится к фактам, в которых люди действуют невербально, не обращая внимания на самих себя. Люди не всегда заботятся о себе. Использование бессознательного слова относится к действиям, совершаемым, когда люди бодрствуют, но не замечают и не беспокоятся о том, что с ними происходит. Разумеется, человеческое действие может действовать на уровне, ниже уровня восприятия спиритов.

Движения и положения тела

Как правило, к движениям и положениям тела относят жесты, движения ног, рук и головы; выражения лица, например улыбки; движения глаз, включая моргание, направление и продолжительность взгляда, состояние зрачка; а также позы. Наморщенный лоб, опущенные плечи и наклоненная голова - все это тоже относится к движениям и положениям тела. Наибольшее значение имеют жесты, позы, прикосновения, выражения лица и движения глаз.

Например, исследования показывают, что девушка раскрывает скрытые действия. Как практический вопрос, любой читатель попытается ответить на следующие вопросы: Сколько у вас лицевых морщин? У вашего лица есть встроенная улыбка или неодобрительная фигура? Разве это часть вашего лица, отличная от другого? Является ли цвет вашего лица на вашем лице отличным от того, который находится на ваших руках или ногах? Ученики ваших глаз нормального размера или они очень маленькие? При каких условиях они меняются?

Некоторые наблюдатели будут знать ответы на эти вопросы. Другие не будут знать о них, не будучи предупрежденными об этом. Если людям необходимо было иметь в виду, как дышать, как они ходят или как двигаются их руки, они будут вести себя по-другому в жизни. Обычное поведение позволяет людям пересекать день без особого внимания к тому, что они делают. Дайджест, посещение школы, подача кофе и т.д. Деятельность, которая может быть простой и сложной, может быть проведена без особого внимания. С другой стороны, потому что они заняты повседневной жизнью, они могут потерять значение действий всего человеческого поведения, которые имеют максимальный потенциал смысла, как предлагает эта книга.

Жесты.

Существуют самые разнообразные виды жестов и их вариации, но чаще всего изучают следующие жесты.

1. Жесты, замещающие речь. Даже когда эти жесты не сопровождаются речью, они имеют вполне понятный вербальный перевод для тех, кто их использует, как правило, состоящий из одного-двух слов или одной фразы. Примерами таких жестов в культуре Соединенных Штатов могут быть жесты со значением «О"кей» или «Мир» (или знак «Победа»).

2. Жесты, сопровождающие речь. Эти жесты непосредственно связаны с речью или сопровождают ее и часто служат для иллюстрации того, что сообщается вербально. С их помощью можно подчеркнуть значение какого-то слова или фразы, очертить ход мысли, указать на присутствующие объекты, изобразить пространственные отношения, проиллюстрировать ритм или скорость течения события, изобразить того, на кого ссылаются, проиллюстрировать движения тела. Они могут также выполнять роль комментатора при регулировании и организации процесса взаимодействия.

Позы.

Обычно позы изучают вместе с другими невербальными сигналами как указатели на степень внимания или вовлеченности в коммуникативный процесс, статусное положение по отношению к партнеру или степень симпатии к нему. Так, наклоненная вперед поза ассоциируется с большей вовлеченностью, большей симпатией и более низким статусом в тех ситуациях, когда коммуниканты не знают друг друга достаточно хорошо. Позы служат также ключевым индикатором интенсивности определенных эмоциональных состояний. Например, поникшая поза ассоциируется с печалью или скованностью, а напряженная поза - с гневом. Степень, в какой позы коммуникантов зеркально отражают друг друга, может свидетельствовать об их вовлеченности в разговор, что нередко приводит к большему взаимопониманию между собеседниками.

Прикосновения.

Собеседники могут прикасаться как к самим себе, так и друг к другу. Прикосновения к самому себе, если они не обусловлены целями беседы, могут отражать сиюминутное состояние человека или его привычку. Многие из таких прикосновений называются нервными привычками (nervous mannerisms). Некоторые из этих действий представляют собой следы более раннего периода жизни, когда человек учился управлять своими эмоциями, развивать социальные контакты или выполнять какие-либо учебные задания. Возможно, мы использовали такие движения в процессе обучения чему-либо, и они дают о себе знать как часть усвоенного ранее движения, когда мы в дальнейшем сталкиваемся с подобными ситуациями. Некоторые исследователи называют подобный тип манипуляций, направленных на самого себя, адапторами (adaptors). Такими адаптерами могут быть разнообразные манипуляции с собственным телом, например облизывание, ковыряние, переступания, щипание и почесывание. Адапторы-объекты - это манипуляции, выполняемые с какими-либо объектами; например, бросивший курить человек лезет в карман за несуществующей пачкой сигарет. Разумеется, не все проявления, отражающие привычки или состояние тревоги, можно объяснить прежними адаптациями, но они действительно представляют собой часть общего паттерна движений тела.

Взаимные прикосновения двух людей - форма невербальной коммуникации, способная вызвать очень сильную реакцию. По своей сути прикосновение может быть волнующим, но оно так же может вызвать раздражение или утешить. Прикосновение - неоднозначная форма поведения, смысл которой определяется скорее контекстом, природой отношений и способом их выражения, нежели характером прикосновений как таковых. Одни исследователи уделяют большее внимание прикосновениям как важному фактору раннего развития ребенка, других больше интересуют прикосновения в общении взрослых.

Выражения лица.

В большинстве работ, изучающих выражения лица, основное внимание уделяется конфигурациям, соответствующим проявлению разных эмоций. Предметом исследования чаще всего становятся шесть базовых эмоциональных состояний: гнев, печаль, удивление, счастье, страх и отвращение. Выражения лица могут также выступать в роли регулирующих жестов, предоставляя обратную связь и управляя течением коммуникации. Действительно, некоторые исследователи считают, что основная функция лица - передавать информацию, а не выражать эмоции.

Глаза.

Куда, когда и как долго мы смотрим во время общения - вот, что в первую очередь интересует тех, кто изучает взгляды. Термином взгляд (gaze) обозначается движение глаз, выполняемое нами в направлении лица собеседника. Обмен взглядами происходит тогда, когда собеседники смотрят друг другу в глаза. Расширение и сужение зрачков представляет особый интерес для тех, кто изучает невербальное общение, ибо иногда именно состояние зрачков свидетельствует об интересе, внимании или вовлеченности в беседу.

Голосовые характеристики

Голосовые характеристики имеют отношение не к тому, о чем мы говорим, а к тому, как мы говорим, то есть к набору невербальных голосовых признаков, присутствующих в любой речи. Как правило, различают следующие два типа звуков.

  1. Звуковые изменения, производимые голосовыми связками во время речи по таким параметрам, как высота, продолжительность, громкость звука и наличие пауз.
  2. Звуки, вызванные действием не голосовых связок, но другими физиологическими механизмами, например глоточными, ротовыми носовыми полостями.

Большинство исследований голосового поведения и его влияния на человеческое общение посвящены высоте голоса и его изменениям; продолжительности звуков, их протяжности или краткости; паузам в речевом потоке и задержке ответов в речевом обмене; уровню громкости и его изменчивости; резонансу; точной или невнятной артикуляции; скорости; ритму; включению в речь междометий типа «э» и «гм». Изучение голосовых сигналов охватывает большой круг вопросов - от стереотипов, ассоциирующихся с определенными голосами, до воздействия голосовых характеристик на понимание и убедительность сказанного. Поэтому даже такие специфические звуки, как смех, отрыжка, зевота, глотание, стоны и тому подобное, могут представлять интерес в той мере, в какой они способны повлиять на исход коммуникации.

Совмещение вербального и невербального поведения позволяет составить о человеке полноценную картину. Оценивая собеседника, во внимание принято брать не только его слова, но и жесты, позу, и т.д. Причем именно невербальное поведение дает возможность узнать о собеседнике больше информации. Например, недовольное выражение лица во время разговора сразу дает понять истинное настроение человека.

Невербальное поведение и его элементы

Чтобы проанализировать и спрогнозировать поведение человека, необходимо учитывать сразу несколько важных аспектов:

  1. Поведение. По действиям собеседника можно сделать много важных выводов и спрогнозировать его дальнейшие действия. Поведение может быть инстинктивным, приобретенным, адекватным и т.д.
  2. Динамика движений. Об эмоциональном состоянии собеседника можно судить по тому, как он движется, например, резкие движения свидетельствуют о напряженности и даже агрессии.
  3. Реакции на раздражители. Как вербальное, так и невербальное поведение провоцирует окружающих людей к определенным действиям. Это можно использовать в своих целях, имея тактическое преимущество.
  4. Жестикуляция. По тому, как человек во время разговора двигает руками и головой, можно узнать о нем много интересной информации. Например, эмоциональные и открытые люди часто размахивают руками, сопровождая свои слова ярко выраженными жестами.
  5. Связь между мужчиной и женщиной. Этот элемент поведения имеет сексуальный , например, женская игра глазами.

В интерпретации невербального поведения человека большое значение имеет и его внешний вид. Как говорится, встречают по одежде, то есть, даже посмотрев на одежду собеседника, можно сделать много полезных выводов о его характере и жизни в целом. Если научиться толковать все невербальные знаки, можно предсказывать поступки окружающих людей, что позволит в значительной мере облегчит жизнь.