Роль учителя - логопеда в детском саду

Детский сад - это первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада  формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Большинство родителей кто раньше, а кто позднее задумываются о том, насколько правильно лепечут их ребятишки, и нет ли отклонения в том, что их дитя немногословно, или неверно выговаривает звуки, а возможно и меняет буквы в словах. Впервые с ребенком нужно явиться в детскую поликлинику на прием к логопеду в возрасте 2-х лет. И, несмотря, на отсутствие каких-либо патологий в развитии речи, логопед в детском саду, куда вы будете водить своего ребёнка, будет помогать развитию грамотной и красивой речи.
У малышей годовалого возраста начинается развитие речевого аппарата, в тот момент он говорит первые связные слова, старается выговаривать предложения. Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь. Специалисты советуют первый раз привести ребенка к логопеду в два года. Можно это сделать как в любой детской поликлинике, так и направиться к частному врачу, специализация которого основана на работе с детьми.
Далее могут проявиться нарушения речи, когда ребенку исполняется от четырех до пяти лет. В это время дети посещают садик, где они постоянно разговаривают друг с другом, перенимая манеры разговора старших. Подействовать на погрешности в произношении смогут всевозможные факторы, начиная от образования неверного прикуса у ребенка и оканчивая его внутренним состоянием и его элементарным «не хочу и не буду» разборчиво говорить звуки. Собственно потому и должен работать логопед в детском саду.
Логопед в детском саду должен вести наблюдение за ребятами и раскрывать дефекты речи у них. Логопеду в дошкольном учреждении сделать это достаточно просто. Логопед в детском саду следит за детьми, за их повадками, изучает их манеры поведения, проводит персональные беседы, после этого подводит итог о правильном развитии речи малыша.
Но везде ли есть логопед в детском саду и входят ли в его обязанности занятия с детьми, у которых не выявлено отклонений?
Ответ однозначный. Логопед в детском саду должен быть обязательно в каждом. Во-первых, он проводит отдельные занятия с детьми, у которых выявлена патология с речью (общее недоразвитие речи, дислалия, дизартрия), а в планах по работе этого специалиста должны быть групповые уроки развивающие:
лексическую и грамматическую стороны речи,
фонематическое представление,
мелкую и артикуляционную моторику,
координацию движения,
внимание и память.
Перечисляя задачи, которые должен выполнять логопед в детском саду, можно отметить главные: это выявить детей, у которых нарушено развитие речи, корректировать эти нарушения и делать профилактику появления таких нарушений.

Для чего и зачем нужен учитель - логопед в детском саду?

В настоящее время логопед – это достаточно распространенная профессия, в виду значительных масштабов проблемы речи у современных детей.

Развитие ребенка – это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка - это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель его интеллектуального и психического развития. Учитель - логопед является специалистом, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни. Это человек, который не только исправит речь, избавит от ошибок чтения и письма, но и тот, кто поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха, найти интересную и престижную работу.

Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом. Но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года:

· ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

· в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

· он не повторяет за Вами слова,

· или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года:

· у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

· не может запомнить четверостишье,

· совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет:

· все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

· ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

· допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду.

Функции учителя-логопеда:

проводит углублённое логопедическое обследование для определения структуры и степени выраженности имеющихся нарушений;

планирует направления и содержание индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы;

осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи и психических процессов

Что развивает и корректирует логопед?

понимание речи;

правильное произношение (развитие дыхания и просодики, воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

словарный запас;

грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);

связную речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие);

мелкую и общую моторику (подготовка руки к письму);

Этапы коррекционной работы:

диагностический: определяется состояние звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, особенности развития психических процессов;

подготовительный: формирование артикуляторной базы, развитие фонематических и психических процессов;

коррекционный: постановка, автоматизация и введение звуков в самостоятельную речь, усвоение и совершенствование лексико-грамматических категорий, привитие навыков коммуникации.

Сроки коррекционной работы зависят:

Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей;

Уровня развития психических процессов;

Регулярности посещения занятий;

Участия родителей в коррекционном процессе;

Степени сложности речевого нарушения.

В нашем детском саду логопедическую помощь начинают оказывать детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет. Диагностику речевого развития детей старших и подготовительных групп, посещающих садик, и их готовности к школьному обучению логопеды проводят в начале учебного года для своевременного оказания помощи. Остальные детки младших и средних групп обследуются в течение учебного года. Набор детей в логопедическую группу осуществляется один раз в год. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Занятия с логопедом являются прекрасной подготовкой перед школой, поскольку правильная речь – одно из основных условий успешного обучения. Успехи и удачи вашего ребенка во многом зависят от степени его адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни и высоким требованиям школьной программы. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.

В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а родителям - терпения в кропотливом труде воспитания и обучения. И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.

Должностная инструкция по должности учитель - логопед разработана в соотвествии с действующим законодательством (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 № 448н, Постановление Минтруда РФ от 10 ноября 1992 г. № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» (с изменениями от 15, 28 января, 5 февраля, 3 марта, 5 апреля, 12 июля, 4 ноября 1993 г., 28 декабря 1994 г., 31 января, 4 февраля 1997 г., 1 июня, 12 августа 1998 г., 4 августа 2000 г., 24 октября 2005 г., 24 ноября 2008 г.), Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады) (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 апреля 1993 г. № 88), Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 7 «РАДУГА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


При назначении на должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, логопеда предъявляются специальные требования. На эти должности назначаются лица с высшим профессиональным (дефектологическим) образованием. О нем может свидетельствовать диплом государственного образца об окончании пединститутов или педагогических университетов по специальностям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), дефектология (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицами с высшим профессиональным образованием после окончания спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 часов .

Полученное образование обеспечивает подготовку учителя-логопеда к следующим видам профессиональной деятельности:

  • - учебно-воспитательная;
  • - диагностико-аналитическая;
  • - коррекционно-развивающая;
  • - социально-педагогическая;
  • - научно-методическая;
  • - консультативная;
  • - культурно-просветительная;
  • - организационно-управленческая .

В соответствии с ними выдвигаются типовые профессиональные задачи .

Учебно-воспитательная деятельность:

  • - осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;
  • - планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
  • - использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств, информационных и компьютерных технологий;
  • - применение современных средств оценивания результатов обучения;
  • - формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
  • - применение современных педагогических технологий;
  • - организация и проведение внеклассных мероприятий.

Диагностико-аналитическая деятельность:

  • - проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
  • - проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

В области коррекционно-развивающей деятельности:

  • - осуществление коррекционного обучения детей, подростков и взрослых с нарушениями речи;
  • - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;
  • - осуществление профилактики речевых нарушений.

Социально-педагогическая деятельность:

  • - планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
  • - установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;
  • - проведение профориентационной работы;
  • - оказание помощи в социализации учащихся.

Научно-методическая деятельность:

  • - выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
  • - анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Консультативная деятельность:

Консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, родителей детей, а также педагогов по проблемам

обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

Проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.

Культурно-просветительная деятельность: формирование общей культуры учащихся.

Организационно-управленческая деятельность:

  • - рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников и школьников;
  • - обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;
  • - ведение школьной и классной документации, речевых карт;
  • - организация контроля за результатами обучения и воспитания;
  • - управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;
  • - организация внеурочной деятельности;
  • - выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Круг профессиональных обязанностей логопеда определен в «Тарифно-квалификационной характеристике (требованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» . В отношении учителя-логопеда она состоит из трех разделов.

«Должностные обязанности»: содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность. Они являются основной для разработки должностных инструкций на местах (в конкретном ДОУ), закрепляют обязанности, права и ответственности работника и утверждаются руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами (табл. 7).

«Должен знать»: содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей (табл. 7).

«Требования к квалификации по разрядам оплаты» предусматривают: уровень образования; стаж работы (по специальности или педагогический); квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием (табл. 8).

Должностные обязанности и основные требования к знаниям учителя-логопеда

Таблица 7

Должностные обязанности

Что должен знать и уметь применять логопед

Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).

Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).

Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает уроки и занятия.

Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

Ведет необходимую документацию.

Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

Реализует образовательные программы, обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию в полном объеме.

Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования. Конвенцию о правах ребенка. Возрастную и специальную педагогику и психологию. Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии.

Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников). Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности.

Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

Выполняет правила и соблюдает нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса

Программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии. Новейшие достижения дефектологической науки. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты

Таблица 8

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда учителей-логопедов

Образование

Стаж педагогической работы

Высшее дефектологическое

Без предъявлений требований к стажу работы

от 2 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 20 лет

свыше 20 лет

либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в данных учреждениях)

Примерная должностная инструкция учителя-логопеда

  • 1. Общие положения
  • 1.1. Учитель-логопед назначается на должность и увольняется заведующим ДОУ.
  • 1.2. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заместителю заведующего ДОУ по воспитательно-образовательной работе и руководителю структурного подразделения - медико-психоло-го-педагогической службы.
  • 1.3. В своей деятельности учитель-логопед опирается на следующие документы:
    • - законодательные акты и ТК РФ;
    • - Устав и Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
    • - Конвенцию о правах ребенка;
    • - базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки»;
    • - договор с родителями;
    • - приказы заведующего и вышестоящих органов образования, нормативно-методические документы Правительства РФ и Департамента образования города Москвы;
    • - трудовой договор и настоящую должностную инструкцию, а также другие нормативные документы.
  • 1.4. Продолжительность рабочего времени учителя-логопеда - 20 часов в неделю.
  • 1.5. График работы учителя-логопеда утверждает заведующий ДОУ.
  • 2. Обязанности
  • 2.1. Учитель-логопед обеспечивает выполнение «Инструкции по охране жизни и здоровья детей в ДОУ» и соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также санитарно-гигиенические требования.
  • 2.2. Корректирует речь путем организации фронтальных, групповых и индивидуальных занятий, исходя из потребностей детей.
  • 2.3. Подходит к каждому ребенку индивидуально, руководствуясь при этом программно-методическими указаниями.
  • 2.4. Грамотно использует наглядный учебно-методический материал.
  • 2.5. Принимает активное участие в медико-педагогических комиссиях.
  • 2.6. Проводит консультации и беседы с воспитателями групп и родителями по вопросам организации логопедических занятий.
  • 2.7. Планирует работу согласно поставленным речевым диагнозам и речевым возможностям детей.
  • 2.8. Определяет направленность коррекционной работы и организует ее.
  • 2.9. Обобщает и представляет опыт своей педагогической деятельности для коллег ДОУ и других дошкольных учреждений округа.
  • 2.10. Повышает свою квалификацию на курсах, семинарах, использует передовой опыт и научные рекомендации в работе в детьми.
  • 2.11. Строго соблюдает режим, установленный в ДОУ.
  • 2.12. Принимает участие в педагогических советах и других мероприятиях, предусмотренных в годовом плане ДОУ.
  • 3. Права
  • 3.1. Учитель-логопед имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, а также пользуется правами, предусмотренными ТК РФ и другими законодательными актами, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, Договором с родителями, Положением о дошкольном учреждении.
  • 4. Ответственность
  • 4.1. Учитель-логопед несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка ДОУ.
  • 4.2. Несет ответственность за сохранность имущества, находящегося в логопедическом кабинете.
  • 4.3. За неисполнение всех обязанностей учитель-логопед несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
  • Об этом свидетельствуют «Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)». Приложение № 3 к письму Минобразования России от 29.03.2001 г. № 20-52-1350/20-5.
  • Государственный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031800 Логопедия. Утвержден 31 января 2005 г. Номер государственной регистрации - № 685 пед/сп (новый).
  • Типовые профессиональные задачи едины для учителей-логопедов общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждений, центров реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссий.
  • Приложение 2 к Приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. № 463/1268 // Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сб. действующих нормативно-правовых документов и программно-метод. мат-лов. М., 2004. С. 388-389.
  • См.: Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ. М., 2006. С. 35-36.