Деятельность всех детских дошкольных учреждений направлена на улучшение социально-коммуникативного развития дошкольников. Работа, начатая в детском саду воспитателем, должна быть продолжена дома родителями.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования коммуникативное развитие и социализацию следует рассматривать, как единую образовательную область. Коммуникативная компетентность дошкольников может формироваться только во время общения со взрослыми и сверстниками. Основная цель социально-коммуникативного развития заключена в том, чтобы привить малышу навыки общения с себе подобными. Дошкольник должен:

Существуют различные типы так называемых коммуникативных функций, которые дети учатся и используют в течение дня, которые похожи на цель. Они включают в себя управление поведением других людей, социальное участие и совместное внимание. Возможно, вы знакомы с ярлыками типичных коммуникативных функций.

По мере роста ребенка будут развиваться более сложные функции, такие как приглашение, переговоры и несогласие. Развитие социальных навыков было названо одним из основных основополагающих навыков, связанных с развитием коммуникации. Иногда трудно отделить то, что является социальным навыком, и что такое коммуникативное умение, когда мы рассматриваем прагматическое развитие языка. Концепция совместного внимания является одним из наиболее важных навыков, необходимых для развития восприимчивых и выразительных и прагматичных языковых навыков.

  1. Сформировать у себя поведение, которое было бы безопасно для него самого и для окружающих.
  2. Научиться одинаково успешно общаться как с детьми, так и со взрослыми. Одни дети легко находят общий язык только с ровесниками, смущаясь присутствия старших. Другие девочки и мальчики комфортно чувствуют себя в обществе взрослых — своих близких родственников. При этом они испытывают страх перед общением с незнакомыми, даже со своими сверстниками.
  3. Сформировать у себя положительные установки к совместному труду и творчеству.
  4. Усвоить основные моральные нормы, взаимоотношения и механизмы поведения, принятые в обществе.
  5. Усвоить эмоциональную составляющую общения, научиться отзывчивости, милосердию и сопереживанию.
  6. Сформировать у себя умение принимать самостоятельные решения в соответствии с моральными нормами, принятыми в данном обществе.

Структура социализации

Социализация дошкольников подразумевает общение со взрослыми и с ровесниками, во время которого происходит передача социального опыта. Это непрерывный процесс, который продолжается дома, в детском саду и в других учреждениях, посещаемых ребенком. Социализация детей среднего дошкольного возраста затрагивает 3 основные сферы:

Речь часто упоминается как артикуляция. Обучение разговору сочетает в себе слух и обработку звуков, имитируя, а затем создавая звуки, и объединяет звуки в слова. Существует три физических процесса, которые объединяются для выработки устной речи. Сочетание звуков с использованием устья Вокализация путем перемещения воздуха из легких и мимо голосовых аккордов. Координация звуков и голоса для создания слов, которые затем объединяются и произносятся ритмично, что называется беглостью. Существуют этапы развития речи так же, как и для языка.

Ранние формы выразительного языка, включая воркование, лепет и жаргон, представляют собой исследование вашего ребенка звука, голоса и артикуляции. Когда они начинают смешивать звуки в слова, существуют возрастные диапазоны, когда мы ожидаем, что конкретные звуки будут развиваться. Маленькие дети заменяют более легкие звуки для более сложных звуков и могут оставить некоторые звуки.

  1. Деятельностный аспект. Подразумевает под собой действия индивида, направленные на объект с целью удовлетворить возникшую потребность. Главная деятельность заключена в игре, именно через нее происходит развитие общения дошкольников со сверстниками.
  2. Общение. Формирование коммуникативных навыков осуществляется в процессе непосредственной коммуникации. Разговор (диалог или полилог) учит взаимодействию с другим человеком. Когда дети общаются между собой или со старшими, они развивают коммуникативные навыки. Ребенок учится ориентироваться на собеседника.
  3. Самосознание. Общение дошкольников напрямую влияет на развитие его самосознания. Для того чтобы чувствовать свое значение, понимать свое место в мире, малышу нужен другой человек. Для успешной социализации детей дошкольного возраста нужно примерить на себя различные роли. В магазине ребенок выступает в качестве покупателя. Дома он играет роль сына или дочери (внука или внучки).

Виртуальное общение

Общение современного школьника и дошкольника со сверстниками нередко проходит в социальных сетях. Сегодняшние дети 3-4 лет умеют пользоваться мобильными телефонами и компьютерами. Ребенок 6-7 лет, имеющий аккаунты — обычное для наших дней явление. Единого мнения о том, является ли развитие коммуникативных способностей у дошкольников в интернете злом или благом, не существует. Виртуальная коммуникация появилась сравнительно недавно и развивается быстрыми темпами. Современные педагоги-исследователи еще не сделали объективных выводов. Найти же необходимую информацию в педагогических пособия советских ученых по понятным причинам невозможно.

Все эти различия ожидаются в течение первых трех лет развития. Некоторые дети могут использовать невербальные средства «говорить», включая язык жестов или изображения или даже устройства, которые производят речь после выбора слов, касаясь изображений или серии изображений.

Как вы можете видеть, общение - это сложный набор навыков. Если ваш ребенок обычно развивает навыки общения, вы почти не замечаете изменений, которые происходят. Однако, если навыки вашего слепого ребенка не продвигаются, вы, скорее всего, заметите, что чего-то не хватает. Это резюме навыков может помочь вам определить ваши проблемы.


Диагностика коммуникативных способностей мальчиков и девочек, проводящих много времени в сети, показывает, что у таких детей есть некоторые отклонения в психическом развитии. Словарный запас любителя посещать страницы в социальных сетях более скудный. Специфика виртуального общения:

Для некоторых это может показаться бесплатным для студентов, но они действительно изучают важные навыки речи и общения через игру. Каждую неделю Институт языка речи Университета Салуса проводит занятия по коммуникации, направленные на улучшение и развитие речевых и языковых навыков дошкольников. Первоначально проект был инициирован для оказания помощи некоторым учащимся, которые были идентифицированы с нарушениями коммуникации или подвержены риску его развития.

«Дети учатся лучше всего играть, поэтому мы стараемся сделать их интересными, интерактивными для них», - сказала она. «Самая большая цель занятий - помочь развивать навыки общения с детьми, будь то речь, язык или лексика». «Студенты учатся распознавать, когда ребенок подвергается риску расстройства связи, а какие стратегии и действия они могут использовать, чтобы помочь ребенку», - сказал Каталини. Они испытывают то, что это значит иметь дело с педиатрической группой. Они также учатся, как взаимодействовать в социальном отношении с детьми и узнать, что от них ожидается в таком взаимодействии.

  1. В сети люди выглядят значительно лучше чем, в реальной жизни. Отсутствие прямого контакта с собеседниками раскрепощает. Вместо настоящей фотографии можно вставить чужую. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста происходит с вымышленным персонажем. Желание выглядеть «круто» заставляет дошкольника также превратиться в вымышленного героя. Он реализует свою потребность в общении, при этом не получает верного представления о том, что же такое настоящее общение.
  2. В виртуальном диалоге отсутствует эмотивный компонент, что мешает нормальному развитию навыков общения у детей дошкольного возраста. Выражение эмоций — неотъемлемая составляющая коммуникации. В интернете настоящие чувства заменяются смайлами, с помощью которых можно передать любую эмоцию, обмануть собеседника. Скрыть подлинные чувства в реальном общении намного сложнее.
  3. Виртуальное общение слишком однообразно. Для полноценного коммуникативного развития дошкольников необходим не только диалог, но и совместные действия. Виртуальные контакты не затрагивают одну из важнейших сфер социализации. Общение детей в реальной жизни подразумевает игры, совместные походы в кино и т. д. В социальных сетях это невозможно.

Роль взрослого

Формирование навыков общения у дошкольников начинается в семье. Первые навыки коммуникации дети получают при контакте со своей семьей. Коммуникативные способности подразумевают не только эрудицию, умение грамотно строить свою речь. Общение дошкольника со взрослыми вырабатывает привычку уважать старших.

Цель состоит в том, чтобы включить эти четыре категории в повседневную деятельность с детьми, чтобы повысить их осведомленность и понимание навыков, которые затем усиливают их восприимчивые и выразительные языковые навыки, - сказала она. Всего за несколько коротких месяцев Каталини высоко оценил сильные улучшения языковых способностей учащихся.

«Я вижу, что словарный запас детей растет, и их предложения становятся более изощренными», - сказала она. Они используют слова в предложениях, а не просто указывают на вещи. Если их пальто расстегнуто, они скажут: «Госпожа Жаклин, вы можете застегнуть пальто?»Вместо того, чтобы просто указывать на молнию. У этой возрастной группы иногда есть проблемы с совместным использованием, поэтому мы показываем им, как использовать их слова, а не их руки, чтобы выразить, как они чувствуют и общаются с их сверстники.

Особую роль в жизни ребенка играют контакты с дедушкой и бабушкой. По убеждению некоторых родителей, подобное общение плохо влияет на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.


Тем не менее, общество человека, принадлежащего к другому поколению, несет ребенку те знания, которые он не получит от сверстников или от родителей. Многие взгляды на жизнь дедушек и бабушек успели устареть. Пожилым людям свойственно не понимать молодежь. Диалог с дошкольниками поможет устранить конфликт между двумя поколениями.

Их языковые навыки расширяются, а также их социальные взаимодействия. Лиз Гуллотти, директор детства в школе Святого Иосифа Протектора, очень рада узнать, как выросли навыки общения студентов. Говоря с родителями, у них есть такие замечательные вещи, которые можно сказать о коммуникативном и языковых навыках своего ребенка.

Даже если у ребенка нет проблемы с речью или коммуникацией, они все равно выигрывают от этого класса. Каталини надеется, что дети будут продолжать использовать навыки, которые они изучают в своем классе, чтобы они могли общаться в меру своих способностей.

Несмотря на пользу общения дошкольников со взрослыми, полностью заменять им контакты с ровесниками не стоит. Формирование коммуникативных умений у детей проходит в обществе лиц одного возраста. Дошкольник со сверстниками должен проводить не меньше времени, чем с родителями. Взрослые не смогут понять всех особенностей общения детей, несмотря на то, что и сами когда-то были в том же возрасте. Внутренний мир старшего дошкольника отличается разнообразием и богатством. К 6-7 годам ребенок знает много сказок. Диагностика общения детей в этом возрасте показывает, что мальчики и девочки стремятся проигрывать сюжеты знакомых им мультфильмов. Ограничение контактов с ровесниками станет ограничением развития коммуникативных навыков у дошкольников.

Я надеюсь, что их уверенность продолжает развиваться из-за упражнений по презентации, которые мы делаем, чтобы они могли с уверенностью сказать своим друзьям, мамам, папам, врачам и преподавателям, что происходит, - сказала она. Развитие вербального общения у детей. 1 Ранняя стадия развития ребенка 2 этап развития ребенка.

Развитие невербальной коммуникации у детей. Опасность для ребенка представляет собой юридическую отправную точку для вмешательства. Эта правовая основа была обоснована Федеральным судом. Основным компонентом развития ребенка является способность общаться. Это один из ключевых элементов участия в общественной жизни и обучения самонадеянной личности. Поэтому оценка способности ребенка к общению является фактором оценки благополучия ребенка. Из-за неадекватного развития способности общаться возможно предсказать возможный умственный и эмоциональный ущерб благополучию для остальной части жизни.

Социофобия

Боязнь общаться с себе подобными встречается не только у детей, но и у взрослых. Чем раньше родители заметят проблему, тем легче можно будет от нее избавиться. Отсутствие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что из замкнутого ребенка вырастает замкнутый взрослый. У такого человека будет немало проблем с поиском работы, развитием карьеры и счастьем в личной жизни.

Кроме того, подростки и взрослые никогда не смогут полностью закрыть определенные пробелы в приобретении языка. Примерами этого являются некоторые дети Волков, которые стали известны через средства массовой информации. Гениаль Волкинскинд, который в течение 13 лет жил изолированно от внешнего мира и, следовательно, от людей, не командовал ни одним слогом человеческого языка во время ее освобождения.

Поскольку у меня нет личного опыта работы с детьми в качестве работника по работе с молодежью, мне кажется, что трудно оценить эту область в подозреваемой угрозе для детей. По этой причине в настоящей работе рассматривается тема «Развитие коммуникативных навыков у детей». Это очень важно, чтобы иметь возможность определять при оценке риска, независимо от того, развивается ли соответствующий ребенок в соответствии с возрастом. Чтобы создать основу для этой работы, вторая глава определяет термины коммуникационных и коммуникационных навыков и их значение.


Отличить социофоба можно по ряду признаков:

  • ведет себя замкнуто, особенно в присутствии посторонних людей;
  • социофоб общению со сверстниками в дошкольном возрасте предпочитает общение с животными;
  • друзей у таких детей обычно нет;
  • социофобы избегают мест массового скопления людей, не любят праздничные мероприятия, боятся выступать на публике.

Наличие всех этих признаков свидетельствует о нарушениях социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Третья глава посвящена развитию словесного языка детей. Это разделено на возрастные группы от рождения до второго года жизни и от этого до седьмого года жизни. Дальнейшие возрастные группы не обсуждаются в этой статье, поскольку дальнейшее развитие не характеризуется таким огромным прогрессом, и поэтому не нужно разрабатывать типичные для общения навыки общения. В четвертой главе рассказывается о развитии невербальной коммуникации у детей.

Коммуникационные и коммуникативные навыки

В настоящей работе мужская форма людей всегда называется и, таким образом, выступает как синоним для мужчины и женщины. Человек не может удовлетворить свои материальные и духовные потребности без общения и, следовательно, не может жить, работать или участвовать в повседневной жизни. С самого начала своей жизни каждый человек входит в бесчисленные отношения с окружающими. Соответственно, общение является необходимым условием существования и в то же время незаменимым основным фактором его психического развития.

Родителям необходимо побеседовать со своим ребенком. Диагностическая беседа не должна превращаться в допрос. Маме или папе в ненавязчивой форме нужно задать малышу вопрос о том, почему он не хочет играть с другими детьми. Возможно, кто-то из ровесников или взрослых обидел его, оскорбил, посмеялся над ним, и после этого ребенок потерял доверие ко всем людям.

Без прохождения и присвоения социально-исторических переживаний невозможно полное психическое развитие каждого человека. Только через общение со взрослым человеком, уже знакомым с жизнью, его материальной и духовной культурой, объектами повседневного использования, языком, произведениями науки и формами логического мышления, ребенок может получить это знание и извлечь выгоду из накопленного опыта взрослого человека. Взрослый человек, способный в определенной степени контролировать свою культуру и быть в состоянии передать этот накопленный опыт, может таким образом передать ребенку методы практического и умственного действия, разработанные человечеством.

В некоторых случаях взрослым необходимо брать организацию общения детей дошкольного возраста в свои руки. Можно приглашать в гости знакомых с детьми. Социофобы лучше идут на контакт в привычной обстановке (дома), чем в незнакомой. Чтобы раскрепостить ребенка, родители могут принять участие в игре. Подходить к организации контакта нужно с учетом особенностей общения дошкольников со сверстниками. Как только ребята познакомятся друг с другом лучше и втянутся в игровую деятельность, взрослым необходимо незаметно выйти из игры.

Термин «общение» уже давно используется во многих разных науках и является неотъемлемой частью нашего повседневного языка. Тем не менее, в этот момент следует отметить, что для него нет научно принятого и общего определения. Таким образом, связь может быть определена как передача или обмен информацией посредством выражения и восприятия знаков. В этом случае передача информации может осуществляться различными типами лингвистических или неязыковых признаков. Общение служит для общения между двумя или более живыми существами.

Только через общение можно сформировать общество и найти общий язык. Общение в истинном смысле связано с односторонним обменом информацией. Это означает, что есть отправитель информации, который сообщает получателю информации что-то. Это характеризует простой перенос информации. Коммуникация, как уже упоминалось в начале, является важным инструментом для получения знаний, понимания и способностей. Сбор информации из среды позволяет людям связывать новые данные друг с другом, чтобы они имели для них смысл развиваться.

Индивидуализация не является синонимом социофобии. Иногда дети предпочитают одиночество обществу ровесников потому, что им с ними неинтересно. При этом отказ общаться с другими детьми не ухудшает социальную компетентность дошкольников. Родителям следует выявить увлечения сына или дочери и организовать ребенку досуг на основе его интересов, например, записать в спортивную секцию.

Получив информацию, каждый человек строит свои личные идеи и ожидания. Только когда два или более людей стимулируют друг друга к построению образов и реалий, возникает социальный процесс, в котором понятие коммуникации меняется от одностороннего к взаимному обмену. Таким образом, сообщение также служит для обработки информации. Однако на разговорном языке общение часто бывает только для общей информации. Взаимодействие коммуникации рассматривается, но в основном определяется действиями.

Этот краткий обзор коммуникации уже предполагает, что общение является очень сложной умственной деятельностью. Соответственно, он предполагает не только подготовку механизмов производства и приема речи, но и определенный уровень развития когнитивно-мыслительных способностей, а также социального поведения. Возможность общения во-первых требует признания значения или цели информации. Коммуникатор должен быть в состоянии узнать о том, чего он хочет достичь с помощью своего коммуникационного партнера или того, что он хочет от него.

Формы общения дошкольников

Для развития коммуникативных умений у старших дошкольников необходимы несколько форм контактов со сверстниками. Человеку без педагогического образования может показаться, что вся деятельность ребенка в этом возрасте сводится к игре. Отчасти это правда, поскольку игра в дошкольном возрасте — это ведущий вид деятельности. Однако для каждого возраста характерны свои особенности коммуникации. Формы общения дошкольников со сверстниками:

  1. Эмоционально-практическая. Характерна для младшего дошкольного возраста, когда стремится к активной деятельности под действием эмоций. Например: девочка наблюдает за мамой во время стирки. Запах порошков привлекает ребенка и вызывает желание выполнять действия взрослого человека. Дети 2-4 лет еще только учатся общению с ровесниками. Основным поведенческим эталоном продолжает оставаться взрослый, с которым малыш проводит большую часть времени.
  2. Ситуативно-деловая. В 4-5 лет дети не просто имитируют активность взрослых под действием эмоций. Деятельность ребенка становятся более осознанной. Девочка понимает, для чего мама стирает, зачем использует порошок. Особенности общения детей дошкольного возраста заключаются в том, что они хотят играть взрослые роли. Малыши в 4-5 лет уже охотно имитируют взрослую жизнь. В этот период сверстник становится более предпочтительным партнером
  3. Внеситуативно-деловая. Доминирует у детей 6-7 лет. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в этот период достигает наибольшей активности. Дети не просто обыгрывают готовые сюжеты, как это было в 4-5 лет. Они пытаются устанавливать свои собственные правила. Если привести сравнительные характеристики всех 3 форм, то внеситуативно-деловая наиболее продуктивна для развития коммуникативной деятельности дошкольников.

Роль игры в общении

Роль общения детей дошкольного возраста со сверстниками трудно переоценить.

Психолог Л.С.Рубинштейн считал игровую деятельность важнейшим элементом успешной социализации дошкольника. Играя, дети не просто имитируют чужую личность, но и значительно обогащают свою собственную. Иногда именно в 5-6 лет, изображая действия папы и мамы, ребенок выбирает для себя профессию врача, учителя, актера.

Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками, безусловно, велика. Однако не следует полностью брать под контроль деятельность ребенка. Во время игры дети должны почувствовать свою значимость. Если взрослый будет постоянно вмешиваться и предлагать готовые решения той или иной задачи, интерес к игре может исчезнуть. Родители и воспитатели могут находиться рядом для выявления негативных нюансов. Например: мальчик изображает пьяного папу, который бьет маму. Вероятно, ребенок не стремится причинить вред своему товарищу. Просто ему часто приходится наблюдать подобную ситуацию, и он воспринимает ее как норму взаимоотношений между людьми. Ругать ребенка не следует. Ему можно предложить положительный образ: папа принес маме цветы.


Взрослый часто выступает в роли арбитра в некоторых играх. Особое внимание нужно уделить риторике для дошкольников. Воспитатель собирает детей и предлагает им различные ситуации: вашему другу грустно, сестренка заболела, бабушка потеряла очки. Каждый малыш должен предложить свою версию решения проблемы. Дети с противоположными точками зрения могут устроить дебаты, на которых по очереди будут приводить аргументы в пользу своего мнения.

Общение в дошкольном возрасте и его роль в дальнейшей жизни переоценить трудно. От того, с кем и как будет контактировать ребенок в этот период, зависят его дальнейшие успехи и достижения. Нехватка общения в дошкольном возрасте приводит к неприятным последствиям.

Введение

Актуальность исследования.

Проблема формирования коммуникативных умений выходит на уровень актуальной социально – педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом успешность школьной и социальной адаптации детей. Средством формирования коммуникативных умений и навыков может вступить трудовая деятельность, в том числе хозяйственно – бытовой труд.

Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей.

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском возрасте занимались многие известные психологи, педагоги, а также представители других, смежных наук. Еще Коменским были освещены ряд вопросов о детской самостоятельности. К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, Л.И Божович., А.Л. Венгер, а также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев.

В.А. Сухомлинский считал, что многое зависит от того, кто вёл ребёнка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребёнка является взрослый.

А.Н. Леонтьев, в свою очередь, считал, что развитие личности обусловлено двойственностью связей субъекта с миром – предметной деятельностью и общением. Развитие этих соподчинений занимает длительный период. На первом этапе происходит стихийное складывание личности, на втором этапе возникает сознательная личность.

Хотя тема развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда разработана в психолого-педагогической литературе, но воспитатели постоянно встречают трудности в практике. Сказывается недостаток методических разработок, их не современность.

Таким образом, тема достаточно стара, она значима и хорошо представлена и разработана в педагогике 60-80 годов. Новизна этой темы заключается в направлении на познавательные аспекты.

Вышесказанное определило проблему нашего исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективное развитие самостоятельности детей дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Гипотеза исследования : Формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в хозяйственно – бытовом труде будет успешным, если разработать комплекс способов руководства с постепенным усложнением коммуникативных задач, возникающих перед участниками.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: способы руководства, направленные на формирование коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в хозяйственно – бытовом труде.

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста и разработать перспективный план их формирования в хозяйственно – бытовом труде с постепенным усложнением коммуникативных задач, возникающих перед его участниками.

Задачи:

    Раскрыть особенности формирования коммуникативных умений у старших дошкольников.

    Изучить вариативные подходы к организации и руководству хозяйственно – бытовым трудом детей среднего дошкольного возраста.

    В ходе опытно – экспериментальной работы выявить уровень

сформированности коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.

    Разработать перспективный план формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в хозяйственно – бытовом труде с постепенным усложнением коммуникативных задач, возникающих перед его участниками.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, беседа, изучение документации педагогов, наблюдение, педагогический эксперимент.

Глава 1. Способы формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста

В ХОЗЯЙСТВЕННО – БЫТОВОМ ТРУДЕ

      Особенности формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.

Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении.

В трудах Л.С.Выгодского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Т.Д.Марцинковская подчеркивает, что общение со взрослым формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребенка. Общение со сверстниками актуализирует это знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя.

В настоящее время число работ, посвященных общению детей увеличивается. Общению сверстников в дошкольном возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии. В общем потоке литературы по этому вопросу можно выделить три различных направления исследований:

· Экспериментальный анализ процесса общения дошкольников и факторов, влияющих на него;

· Специфика общения сверстников и его отличие от общения ребенка со взрослым;

· Изучение взаимоотношений детей.

М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со свертниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная сознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и чего они от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Яркая характеристика общения дошкольников - сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый.

Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности.

К важным относится и такая особенность общения сверстников как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа - младший, средний и старший дошкольный возраст.

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

Лишь только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные стороны ровесника.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей.

На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.

Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но целью этого сравнения становится не обнаружение общности, а противопоставление себя другому. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.

К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками.

Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы.