Лариса Селифанкина
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема : «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста »

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс , связанный с отработкой языковых навыков , речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты : Диалоговые, коммуникативные навыки :

Благодаря развитию социальных навыков он будет устанавливать дружеские отношения, изучать сотрудничество и сотрудничество, хорошие манеры, чувство юмора и разрешение конфликтов. Развитие эмоциональных навыков у ребенка требует, чтобы учителя в детском саду были особенно вовлечены и были осведомлены о своих эмоциях, а также готовили различные и привлекательные игровые предложения. У детей есть лучший шанс получить опыт в эмоциональной сфере, благодаря участию в игре, а приобретенные навыки могут значительно облегчить выполнение школьных обязанностей.

Вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы)

Невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса) Социальные навыки : умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми) ; умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

Ребенок - личный потенциал, индивидуальность, дружеская окружающая среда

Особое внимание должно быть сосредоточено на таких областях, как эмоциональное общение, развитие самооценки, формирование социальных навыков. Воспитывая ребенка, стоит помнить о его индивидуальности, врожденном личном потенциале и создании оптимальных условий для образования в дружественной обстановке. Лучшими условиями являются условия, при которых ребенок приобретает социально-эмоциональный опыт и получает положительную поддержку. В атмосфере безопасности, уважения и сердечности как дома, так и в детском саду дети быстрее развивают эмоциональные навыки, в том числе: самопонимание, самосознание, чувство собственного достоинства, способность управлять своим поведением, сострадание, способность вести переговоры и компромисс.

Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений : Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;

Получать необходимую информацию в общении;

Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

Учителя дошкольного образования могут влиять на изменения в поведении детей посредством сознательных и планируемых способов работы с ними. Ребенок охотно занимается различными видами деятельности, если педагог приспосабливает свою форму к своим индивидуальным способностям. Развлечения, упражнения, игры, которые позволяют учиться, изучать новые способы мышления, реагировать и вести себя, вдохновляют ребенка. Период дошкольного воспитания - это хорошее время, когда учитель замечает и определяет индивидуальные способности, которые каждый ребенок может развивать в более поздней жизни благодаря эмоциональным навыкам.

Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

Отстаивать свое мнение;

Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.) ;

Уважительно относиться к окружающим людям;

Принимать и оказывать помощь;

Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Эмоциональное общение - это дружеское общение - как формировать его у детей?

Дошкольник передает эмоции спонтанно, используя слова и язык тела, выражения лица и жесты. У детей есть естественная способность говорить о чувствах, это не значит, что они могут распознавать и выражать их. Мы можем научить ребенка выражать эмоции, обогащая словарный запас, связанный с называнием, определяя характеристики эмоций, описывая социальные ситуации, но также используя определенный тон и тон голоса. Осваивая этот навык, он может помочь вашему ребенку наблюдать свои эмоции, эмоции своих сверстников и эмоций учителя и других взрослых.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное , эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни . Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Хорошее упражнение может распознавать и называть чувства, выраженные на лицах, рисунках детей, фотографиях или иллюстрациях из журналов. Полезны бесплатные разговоры, заявления о поведении литературных героев, заявления в играх творческого мышления и постановки. В индивидуальных разговорах важна роль, близость, зрительный контакт и прикосновение, которые обеспечивают эмоциональный комфорт для ребенка и создают место для: более тесных связей, доверия и понимания.

Ребенок попадает в ситуацию человека с проблемой, он говорит: Итак, вы говорите мне, что потеряли кирпич, пытаясь узнать больше о ситуации, говорит: Можете ли вы рассказать мне, как это произошло?

  • Это проявляет интерес к другому человеку.
  • Он называет ее чувства, он говорит: Я вижу, что ты грустен.
Ребенок передает эмоции не только устно, но и с помощью языка тела. Отношение сообщает о страхах, гневе, радости и печалях. Если дошкольник научится распознавать, как изменяется отношение тела к изменению чувств и понимать смысл мин, жестов, а также проявляются чувства сочувствия, нежности и восприятия, он сможет выбрать эффективный способ справиться с эмоциями.

В процессе непосредственно-образовательной деятельности стараюсь включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей . Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» , развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

Ценные предложения могут быть пантомимой и драмой, визуализацией и релаксационными упражнениями, глубоким дыханием. Удовольствие в спокойной и радостной атмосфере облегчает преодоление застенчивости, укрепление доверия и содействие творчеству. Встроенные навыки эмоционального общения помогают контролировать эмоции, повышать уверенность в себе, облегчать дружеские отношения, решать проблемы и понимать других людей. Во время школьного обучения они могут облегчить обучение, улучшить общение с другими, лучше понять себя и других, а во взрослой жизни позволит им хорошо функционировать в семейной и профессиональной среде.

Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей , способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.

Самооценка - это шанс на успех - как развить это чувство у вашего ребенка?

Дошкольник начинает понимать свое поведение и навыки, и на этой основе формирует картину самого себя. Для того, чтобы эта картина была положительной, необходимо полное принятие педагога, а также любовь, уважение и чувство безопасности. В таких условиях ребенок может заниматься различными видами деятельности, обнаруживать свои сильные стороны и интересы, преодолевать слабости и страхи, преодолевать застенчивость.

Это оптимальная ситуация, когда дошкольник, получающий эмоциональную поддержку, учится устанавливать и поддерживать контакты со сверстниками и взрослыми и самостоятельно решать проблемы. Если мы позволяем ребенку предпринимать действия, требующие независимости, мы создадим возможности для выбора и решения вопросов, которые важны для него, мы сделаем его уверенным и, как следствие, важным, ценным и необходимым.

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей , служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту.

Каждое положительное подкрепление может дать ребенку много радости и, таким образом, способствовать росту мотивации и стремления к успеху. Особая форма поддержки - описательная похвала, так как ребенок получает информацию о своем поведении.

  • Очень приятно, что вы помогаете друзьям собирать блоки после игры!
  • Поздравляем!
  • На рисунке много деревьев, цветов, солнца, детей - красивая весна!
  • Благодарим вас за забавное и честное поведение.
В построении самооценки могут помочь различные виды деятельности, такие как творческие словарные игры, творческая гимнастика, творческая творческая деятельность, исследовательские игры, игра с музыкой, интеграционные танцы и слушание сказок, обсуждение историй, рабочих карт.

У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяет в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

Как формировать социальные навыки у дошкольников?

Социальные навыки - это способность различать и интерпретировать социальные ситуации и правильно реагировать на них. В детском саду дети участвуют во многих мероприятиях, благодаря которым они испытывают чувства, которые важны для других. Способность вести беседу чрезвычайно важна для хорошего функционирования в группе. Учитель, открытый, сердечный и желающий вести индивидуальные беседы с детьми, может многое помочь в развитии этого навыка. Обмен мыслями, чувствами, ошибками, проблемами и мечтами учителя может вдохновлять детей и обеспечивать модель, согласно которой они будут общаться со своими сверстниками и устанавливать дружеские отношения, а также выражать свои чувства и проявлять сочувствие.

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность старшего дошкольного возраста . По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению.

Предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.

Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.

Принимая участие в командных, спортивных, танцевальных или целевых играх, дошкольники имеют возможность научиться сотрудничать и сотрудничать. Во время игры они узнают чувства и мнения других людей, испытывают недоразумения или конфликты и, как следствие, пытаются их решить. Они помогают друг другу, шутить, подружиться, пойти на компромиссы, научиться хорошим манерам и следовать правилам группы. Стоит уделять достаточное внимание формированию навыков шутки и замечать юмор, потому что смех и радость помогают справляться со стрессом, стыдом и даже конфликтами.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников , которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Чтобы изучить эти навыки, вы можете использовать стихотворения с юмором, рифмами, забавными историями, играя забавные роли, творческие игры. Важную роль играет формирование эмоционального интеллекта в дошкольный период. Способность распознавать и называть чувства и общаться с ними в повседневной жизни может облегчить детям успех в школе, т.е. решать проблемы, преодолевать трудности и подружиться, что важно для хорошего функционирования. Положительные детские переживания также создают возможности для счастливой профессиональной и семейной жизни в будущем.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждают.

Матеучук, Социальное и эмоциональное развитие в первые шесть лет жизни. . Термин «коммуникационные компетенции» используется для описания различных аспектов коммуникации. Он был создан в результате поиска более полного понимания процесса использования языка человеком. По его мнению, «коммуникативная компетентность» включает в себя способность выбирать подходящие языковые и неязыковые средства и способность учитывать ситуацию в разговоре, которая состоит из когнитивных и эмоциональных особенностей говорящего, его социальных ролей, системы норм и значения.

Важно, чтобы старшие дошкольники владели речью , легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т. д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адоптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью , умеющей самореализоваться.

Коммуникационная компетентность понимается как полные человеческие знания об использовании языка как в создании и использовании языковых единиц, использовании формальных средств, явлений и языковых механизмов, так и использовании языка в соответствии с социальной ролью и ситуацией, а также процессами обрабатывая информацию о языках с помощью своих автоматизированных элементов и переписывая свои собственные заявления. Смысл этих высказываний является результатом взаимодействия двух факторов: формы языка и ситуации с разговорами.

Многие авторы также подчеркивают, что коммуникативная компетентность носит личностный характер, поскольку предполагает возможность понимания получателем; относится не только к знаниям, но и к языковой производительности, это также набор различных, специфических навыков, то есть он сложный.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей раннего дошкольного возраста Конспект занятия "Кукла Маша идет на прогулку" во второй младшей группе. Воспитатель:Ребята посмотрите в окно на деревья, лужи, людей. на.

Пользователь языка, чтобы выбрать соответствующие языковые структуры для намерений своей речи, ситуации и получателя, привлекает свои собственные познавательные, эмоциональные и социальные возможности. Эффективность коммуникации зависит от уровня интеграции этих возможностей.

Для навыков общения важны не только языковая компетенция, но и коммуникативная компетенция. Это знание об использовании языка в социальном контексте. В качестве важной задачи языкового образования необходимо информировать учащихся о различных социальных ролях и соответствующем языке. Это связано с реализацией сознательных речевых актов. Это зависит от многих факторов, таких как: отношение к слушателю, личные предпочтения, культурные предпочтения, четко выраженные намерения посредством выбора языкового разнообразия.

Материал был подготовлен к практическому семинару по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольника через игровую деятельность»..

Консультация для родителей «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста» Начало обучения письму - очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько он будет успешным, во многом зависит эффективность обучения.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОО.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием метода моделирования. Дошкольное детство.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Отсюда мы ставим задачи:
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
- развивать навыки ситуативно-делового общения;
- развивать связную диалогическую и монологическую речь.
- формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
- обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
- развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
- развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;
Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Любой коммуникативный навык подразумевает прежде всего распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем мы выбираем из списка наиболее подходящий и удобный способ и применяем его.
Скажем, меню «Приветствия» может содержать пункты:«Добрый день!», «Здравствуйте», «Превед!», «О-какие-люууди!» Меню «Сочувствие»: «Бедная ты девочка!», «Как я вас понимаю», «Боже мой, что же творится-то!»
И если человек владеет навыком приветствия, то он способен:
распознать ситуацию, требующую приветствия;
выбрать подходящую случаю формулировку из списка;
а также опознать чужое приветствие как таковое – пусть оно даже больше походит на мычание – и ответить на него.
И так со всеми остальными навыками, на владение которыми мы претендуем. Если человеку не удается распознать какую-то ситуацию общения или у него в меню слишком мало шаблонов и ни один не подходит для ситуации, то человек обычно либо ведет себя так, словно ничего не происходит, либо висит в ступоре и ждет «помощи зала». И тогда уж эффективным общение не назовешь.
Известно, что коммуникативная функция речи рассматривается как основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи - диалогической.
Основу диалога составляют четыре типа высказываний коммуникативного характера:
вопросы, которые к пяти годам носят ярко выраженную познавательную направленность;
побуждения (просьбы, предложения, приказания-команды и пр.);
сообщения;
вопросы, побуждения и сообщения с отрицанием (появление отрицания является основой резкого скачка в речи ребенка второго года жизни).
При организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.
Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Человек не рождается готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.
В работе воспитателя основным вопросом становится - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.
Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями детей (для визуалов, аудиалов, кинестетиков).
Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию. В работе по развитию речи детей используются следующие формы совместной деятельности: наблюдение и элементарный труд в природе; сценарии активизирующего общения; игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; элементарное экспериментирование.

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
Дидактическая игра является по праву любимым видом игры для детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.
Коммуникативные навыки - это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится не несколько частей.
В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в классе.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Сказки-подсказки
Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.
В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей
Театрализованные игры. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Необходима конечно и специально созданная речевая среда: коммуникативные тренинги, комментированное рисование, работа с картинками со сменой позиции ребенка; работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй и т.д.;

В совместной деятельности педагога с детьми можно выделить основные виды: Рассказывание по картине; рассказывание на тему из личного опыта; рассказывание по предложенным сюжетам; пересказ (частичный или подробный); беседы, привлечение подвижных игр и физических упражнений, специальные занятия на которых осуществляется просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы; музыкальные занятия; экскурсии; праздники, конкурсы; индивидуальная работа с детьми.
Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.
Зверева О. Л., Кротова Т. В., Свирская Л., Козлова А. В. отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.
В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы:
партнёрство родителей и педагогов;
единое понимание педагогами и родителями целей и задач;
помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Наша цель – формирование и развитие компетентности семьи в вопросах воспитания и совершенствование или корректировка детско-родительских отношений.
Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:
изучение семьи;
привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.
Реализация задач осуществляется через такие формы взаимодействия как: экскурсии по детскому саду; дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т.д.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Подготовила воспитатель БГДОУ №46
Колпинского района Санкт-Петербурга Кононова С.И.