КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ: К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ

В. А. Тищенко, кандидат педагогических наук, Ставропольский строительный техникум

Обратившись к проблеме формирования коммуникативных умении [ 1 ], необходимо в первую очередь рассмотреть классификацию, а также структуру коммуникации. Анализируя понятие «коммуникация», разделим точку зрения, «что, сколько в природе и обществе имеется видов и типов информации, сколько существует путей и способов ее циркуляции, столько же может быть и видов коммуникации» . Традиционно коммуникацию делят на вербальную и невербальную. Структура вербального общения состоит из свойств речи и голоса, тональности, интонации, темпа речи, модуляции высоты, ритма, тембра. Причем «никто специально не учится родной речи, владение языком совершенствуется в процессе общения» . В невербальное общение включены жесты и мимика, позиции общения, прикосновения, контакты глазами и пр. Предложим следующую структуру вербального общения (рис. 1) и невербального общения (рис. 2) .

Если ваша цель состоит в том, чтобы полностью понять и установить связь с другим человеком, слушание по-активному часто будет происходить естественным образом. Если это не так, попробуйте следующие советы. Чем больше вы их практиковали, тем более удовлетворительным и полезным будет ваше взаимодействие с другими.

Выслушайте эмоции за словами

Это высшие частоты человеческой речи, которые придают эмоции. Вы можете больше настроиться на эти частоты и, следовательно, лучше понять, что говорят другие, - используя крошечные мышцы вашего среднего уха. Попробуйте петь, играть на духовом инструменте или слушать определенные типы высокочастотной музыки.

Развитие телекоммуникационных систем и внедрение информационно-коммуникационных технологий уменьшает время непосредственного межличностного общения, поэтому необходимы специальные усилия, направленные на формирование коммуникативных умений, В зависимости от того, в какой предметной области рассматривается данное понятие (в психологии, Педагогике, дидактике,

Умение 2: обратите внимание на невербальные сигналы

То, как вы смотрите, слушаете, двигаетесь и реагируете на другого человека, рассказывает им больше о том, как вы себя чувствуете, чем только слова. Невербальная коммуникация или язык тела включает выражения лица, движение тела и жесты, зрительный контакт, позу, тон вашего голоса и даже напряжение мышц и дыхание.

Советы по улучшению того, как вы читаете невербальную связь

Развитие способности понимать и использовать невербальную связь может помочь вам связаться с другими, выразить то, что вы на самом деле имеете в виду, ориентироваться в сложных ситуациях и строить лучшие отношения дома и на работе. Вы можете улучшить эффективную связь, используя открытый язык языка - непересекающиеся руки, стоящие с открытой позицией или сидящие на краю вашего места и поддерживающие зрительный контакт с человеком, с которым вы разговариваете. Вы также можете использовать язык жестов, чтобы подчеркнуть или укрепить ваше словесное сообщение, поглаживая друга на спине, когда, например, хвалите его успехом, или стучите кулаками, чтобы подчеркнуть ваше сообщение. Например, американский подросток, скорбящая вдова и азиатский бизнесмен могут использовать невербальные сигналы по-разному.

философии), меняется его трактовка. Чаще всего под коммуникативными умениями понимают умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Традиционно коммуникативные умения -это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. В последнее время развивается и такой способ общения, как компьютерно-опосре-дованная коммуникация, в частности учебная.

Посмотрите на невербальные сигналы связи как на группу. Не читайте слишком много в одном жестом или невербальной подсказке. Рассмотрите все невербальные сигналы, которые вы получаете, от зрительного контакта до тонального голоса на языке тела. Каждый может иногда выскальзывать и пропускать зрительный контакт, например, или ненадолго скрещивать руки без смысла. Рассмотрим сигналы в целом, чтобы лучше «читать» на человека.

Советы по улучшению доставки невербальной коммуникации

Используйте невербальные сигналы, которые соответствуют вашим словам. Невербальная коммуникация должна укрепить то, что говорится, а не противоречить ей. Если вы говорите одно, но ваш язык тела говорит что-то еще, ваш слушатель, скорее всего, почувствует, что вы нечестны. Например, вы не можете сказать «да», пока качая головой нет.

Таким образом, современному человеку для полноценного выполнения своих социальных и профессиональных функций необходимо владеть расширенным набором коммуникативных умений, включающим не только традиционные, но и связанные с применением информационно-комму-никационпых технологий в учебной, профессиональной и повседневной деятельности„ С этой точки зрения традиционная классификация коммуникативных умений нуждается в некоторой корректировке. Рассмотрим коммуникативные умения, формируемые в процессе обучения в средней школе, во-первых, потому что набор всех коммуникативных умений слишком велик и не поддается описанию в рамках одной статьи, во-вторых, именно в средней школе закладывается коммуникативная база, необходимая в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, и, в-третьих,

Отрегулируйте невербальные сигналы в соответствии с контекстом. Тон вашего голоса, например, должен отличаться, когда вы обращаетесь к ребенку, чем когда вы обращаетесь к группе взрослых. Если вы нервничаете по поводу ситуации - например, собеседование по работе, важная презентация или первое свидание, вы можете использовать позитивный язык тела, чтобы сигнализировать о доверии, даже если вы этого не чувствуете. Вместо того, чтобы осторожно войти в комнату, опустив голову, отвлекся и соскользнув в кресло, постарайтесь встать с плечами, улыбаясь и поддерживая зрительный контакт, и твердое рукопожатие. сделают вас более уверенными в себе и помогут успокоить другого.

Вербальная коммуникация

Пара- и экстралингвистика

Разделительные речевые звуки

и ^ и О. ^ и

Рис. 1. Структура вербальной коммуникации

Невербальная коммуникация

кинесика (совокупность телодвижений, жёстов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, причесываться)

жесты (движение отдельных частей тела)

Избегайте отрицательного языка тела. Если вы не согласны с или не согласны с тем, что говорится, вы можете использовать отрицательный язык тела, чтобы откликнуться на сообщение другого человека, например, скрестить руки, избегать зрительного контакта или постукивать по ногам. Вам не нужно соглашаться или даже любить то, что говорится, но эффективно общаться, не защищая другого человека, важно избегать отправки отрицательных сигналов.

Чтобы эффективно общаться, вам нужно знать и контролировать свои эмоции. А это значит учиться тому, как справляться с стрессом. Когда вы подвергаетесь стрессу или эмоционально перегружены, вы, скорее всего, неправильно воспринимаете других людей, отправляете путаные или отбрасывающие невербальные сигналы и переходите в нездоровые модели поведения коленного сустава.

пантомимика (моторика всего тела)

поза, осанка, походка

мимика (движение мышц лица)

проксемика место и время общения

такесика (прикосновение)

статические

рукопожатие, дотрагивание

динамические

поглаживание, похлопывание

расположение в пространстве

дистанция общения

короткая, средняя, длинная

Сколько раз вы чувствовали стресс во время разногласий с вашим супругом, детьми, боссом, друзьями или коллегами, а затем говорили или делали то, о чем позже сожалели? Если вы можете быстро снять стресс и вернуться в спокойное состояние, вы не только избежите таких сожалений, но во многих случаях вы также поможете успокоить другого человека. Только когда вы находитесь в спокойном, расслабленном состоянии, вы сможете узнать, требует ли ситуация ответ, или сигналы другого человека указывают на то, что было бы лучше хранить молчание.

Быстрое снятие напряжения для эффективной коммуникации

Например, в таких ситуациях, как собеседование, деловая презентация, встреча высокого давления или знакомство с семьей близкого человека, важно управлять своими эмоциями, думать на ногах и эффективно общаться под давлением. Когда что-то начинает нагреваться в разговоре, вам нужно что-то быстрое и немедленное, чтобы снизить эмоциональную напряженность. Обучаясь быстро уменьшить стресс в данный момент, вы можете спокойно столкнуться с любыми сильными эмоциями, которые испытываете, регулировать свои чувства и вести себя надлежащим образом.

позиция общения

сверху, снизу, сбоку, «глаза в глаза»

визуальное общение контакт глазами

ольфакторная

система естественных и искусственных запахов

Рис. 2. Структура невербальной коммуникации

Педагогика и психология профессионального образования

возраст 10-17 лет - наиболее чувствителен к формированию умений данной группы.

Признайте, когда вы становитесь стрессом. Ваше тело сообщит вам, если вы стресс, когда вы общаетесь. Тяжелые мышцы или желудок? Вы «забываете» дышать? Потратьте минутку, чтобы успокоиться, прежде чем решиться продолжить разговор или отложить его. Принесите свои чувства на помощь. Лучший способ быстро и надежно снять стресс - это чувства: зрение, звук, прикосновение, вкус, движение или запах. Например, вы можете нанести перечную мяту в рот, сжать что-то в кармане, сделать несколько глубоких вдохов, сжать и расслабить мышцы, или просто вспомнить успокаивающее, чувственное изображение.

Будем считать, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанный на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.

Каждый человек реагирует по-разному на сенсорный вход, поэтому вам нужно найти то, что успокаивает вас. Ищите юмор в ситуации. При правильном использовании юмор - отличный способ снять стресс при общении. Когда вы или те, кто вокруг вас начинают воспринимать вещи слишком серьезно, найдите способ облегчить настроение, поделившись шуткой или забавной историей.

Будьте готовы идти на компромисс. Иногда, если вы можете немного наклониться, вы сможете найти счастливую середину, которая уменьшит уровень стресса для всех, кого это касается. Если вы понимаете, что другой человек больше заботится о чем-то, чем вы, компромисс может быть проще для вас и хорошая инвестиция в будущее отношений.

Для определения круга коммуникативных умений рассмотрим их известные классификации. Наибольший интерес представляет определение коммуникативных умений, которое дается в психологических и педагогических науках.

Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности, он отмечает, что «...одни подразумевают под умениями прежде всего поведенческие навыки, другие -способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи - способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных Задач» . Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений. Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений, В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют КЭ.К вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее

Согласитесь не согласиться, если это необходимо, и уйти от ситуации, чтобы все могли успокоиться. Пойдите на прогулку, если возможно, или потратите несколько минут на медитацию. Физическое перемещение или поиск спокойного места для восстановления баланса может быстро уменьшить стресс.

Прямое, напористое выражение обеспечивает четкую связь и может помочь повысить самооценку и принятие решений. Быть напористым означает выражать свои мысли, чувства и потребности открытым и честным способом, в то же время защищаться и уважать других. Эффективная коммуникация всегда заключается в понимании другого человека, а не в том, чтобы выиграть спор или заставить ваше мнение относиться к другим.

внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных .

Разработка методов настойчивой коммуникации

Эмпатическое утверждение передает чувствительность другому человеку. Эскалация утверждения может быть использована, когда ваши первые попытки не будут успешными. С течением времени вы становитесь все более устойчивыми, что может включать в себя описание последствий, если ваши потребности не выполняются.

Практикуйте уверенность в ситуациях с более низким риском, чтобы начать наращивать свою уверенность. Или попросите друзей или семью, если сначала вы можете практиковать методы уверенности в себе. Дополнительная помощь для общения и общения. Эффективное общение: улучшение ваших социальных навыков. Узнайте, как общаться более эффективно, улучшить свои навыки общения и быть более настойчивыми.

Существует также и более подробная классификация коммуникативных умений. Выделяют, например, умения проводить консультации, умения работать с группой, навыки письменной речи, умения вести телефонные переговоры, умения давать оценку себе, другим, группе, процессу, событиям, умение организовывать позитивную обратную связь, умение поставить себя на место другого, навыки уместной самоподачи и другие. Особенности приводимых классификаций заключаются в том, что их авторы имеют различия в социальной позиции, теоретической основе и практических целях.

Основные навыки прослушивания - найдите советы о том, как быть лучшим слушателем, а также выявлять и совершенствовать вещи, которые мешают вам. Эффективное общение - как эффективно общаться в группах с использованием невербальной коммуникации и активных методов прослушивания.

Эффективное общение: книги

Некоторые распространенные ошибки общения - обзор распространенных ошибок, которые мешают эффективной коммуникации и как вы можете их избежать. Поливагальная теория: нейрофизиологические основы эмоций, привязанности, коммуникации и саморегуляции. Хобарт, Лонсестон, Колыбель.

В России еще в начале развития методических идей рассматривались некоторые коммуникативные свойства личности такими учеными, как К. Д. Ушинский, Н. М. Соколов. Они считали важной целью образования подготовку учащихся к практической деятельности, для которой необхо-

■■■■zäun

Казанский педагогический журнал

димы реальные прикладные знания; было сформулировано одно из важных коммуникативных умений, без использования самого термина, - умение легко, понятно, красиво говорить на своем языке .

Это подразделение предоставит студентам навыки межличностного общения, необходимые для эффективного участия в университетской среде, а также разработает ценные стратегии на всю жизнь, которые могут использоваться на рабочем месте или межличностные отношения. Темы включают теорию коммуникации; основные навыки межличностного общения, принципы групповой динамики; разрешения конфликтов и навыков ведения переговоров; критическое мышление; и аргументированный аргумент. Навыки общения - это теоретический и практический курс, ориентированный на студентов.

Современные авторы, такие, как Г. К. Селевко , Д. В. Татьянчен-ко и С. Г. Воровщиков , исходя из информационного подхода, в качестве основания для группировки коммуникативных умений берут ведущие источники информации. Т. к. актуальными источниками в обучении являются тексты и реальные объекты, то выделяют три группы коммуникативных умений: работать с устным текстом, работать с письменным текстом, работать с реальными объектами как источниками информации .

Единицы предлагаются в режиме посещения, если не указано иное. Единица, идентифицированная как предлагаемая дистанцией, то есть нет требования для посещения, идентифицируется с номинальным кампусом регистрации. Единица, предлагаемая как учащимся, так и дистанции от одного и того же кампуса, определяется как способ обучения.

Указанные выше тарифы распространяются только на указанный год. Обратите внимание: иностранные студенты должны сослаться на получение ориентировочной стоимости курса. Университет оставляет за собой право изменять или удалять курсы и доступность подразделений, если это необходимо.

Однако можно использовать и другие критерии и классификации. Например, А. В. Мудрик выделяет составляющие коммуникативных умений, такие, как ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое) .

Анализируя общение как коммуникативный обмен, Л. А. Петровская выделяет целый спектр коммуникативных умений и, прежде всего, называет умение выслушивать собеседника . О навыках активного слушания говорит и Н. И. Шеван-дрин . Важна ТЭ.КЖ6 способность партнеров обмениваться сведениями

друг о друге - этот феномен называется межличностная обратная связь. Навык использования обратной связи является необходимым коммуникативным умением. Л. А. Петровская выделяет условия развития эффективной обратной связи: 1) описательный характер, т. к. обратная связь в оценочной форме малоэффективна; 2) неотсроченность, т. к. обратная связь необходима в момент общения; 3) обратная связь должна относиться к конкретному проявлению, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника .

По мнению P.C. Немова, необходимо обращать внимание на то, что и как говорят учащиеся, как они реагируют на действия людей, выявлять мысли и чувства, сопровождающие у школьников акты их общения с другими людьми, трудности, с которыми они сталкиваются, вступая в контакты с окружающими. Автор выделяет поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологический компоненты -это мысли, чувства, ожидания и установки, сопровождающие акты общения. Психологически подготовленный к общению человек - Это тот, кто усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать, чтобы произвести хорошее впечатление и оказать необходимое влияние на других участников общения .

Педагогика и психология профессионального образования

По Г. М. Андреевой, каждая группа умений соответствует одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной). Группа соответствующая коммуникационной стороне: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа - интерактивная сторона общения: понятие

о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях .

Главным различием в классификациях является критерий, по которому выполнена систематизация. А. Л. Солдатченко в своем исследовании приводит таблицу классификации коммуникативных умений по различным критериям ,"es":["M3qKoKfiz7Q","sO9ytvbJUQI","V23i2y23lXA","M3qKoKfiz7Q"],"pt":["M3qKoKfiz7Q","M3qKoKfiz7Q"],"la":["2oaJlM6a0CA"],"el":["93jfyA-nZIA","93jfyA-nZIA"]}