Ежедневная сводка новостей постоянно пугает рядового обывателя количеством актов насилия во всех уголках мира. Да и повседневная жизнь изобилует ссорами, криками и прочим проявлением враждебности.

Агрессия в современном обществе воспринимается как зло и подвергается публичному осуждению. Однако существует масса примеров враждебного поведения как отдельных индивидуумов, так и целых групп людей.

Зачем люди причиняют страдания друг другу, каковы причины межличностных и глобальных конфликтов? На эти вопросы нет чёткого ответа, но изучение явления агрессивности в разных аспектах жизнедеятельности человека поможет лучше разобраться в проблеме.

Что такое агрессия?

В мире существует множество подходов к определению причины возникновения, содержания и видов противодействия такому поведению. Так, некоторые психологи считают, что агрессия - это врождённое качество человека, связанное с инстинктивными порывами. Другие соотносят данное понятие с необходимостью в осуществлении разрядки индивидуумом (фрустрации), третьи воспринимают её как проявление социального обучения человека, возникшего на основании прошедшего опыта.

Таким образом, подобный тип проявления личности представляет собой преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов.

Агрессия в психологии, да и в повседневной жизни, зачастую ассоциируется с гневом, злостью, яростью, то есть крайне негативными эмоциями. На самом деле враждебность может возникать и в спокойном хладнокровном состоянии. Подобное поведение может стать следствием негативных установок (желания навредить или оскорбить) либо быть немотивированным. По мнению многих экспертов, обязательным условием агрессивного поведения должна быть его направленность на другого индивидуума. То есть удары кулаком по стене и битьё посуды - это проявления не враждебного, а экспрессивного поведения. Но вспышки неконтролируемых негативных эмоций могут впоследствии быть перенаправлены и на живые существа.

Исторические подходы

Определение агрессии осуществляется посредством различных подходов. Основными из них являются:

  1. Нормативный подход. Особое внимание уделяется противоправности действий и нарушению общепринятых норм. Агрессивным считается поведение, которое включает в себя 2 основных условия: имеют место губительные для жертвы последствия и при этом нарушены нормы поведения.
  2. Глубинно-психологический подход. Утверждается инстинктивная природа агрессии. Она является неотъемлемой врождённой чертой поведения любого человека.
  3. Целевой подход. Исследует враждебное поведение с точки зрения его целевого предназначения. Согласно данному направлению, агрессия - это инструмент самоутверждения, эволюции, адаптации и присвоения жизненно важных ресурсов и территорий.
  4. Результативный подход. Акцентирует внимание на последствиях такого поведения.
  5. Намерительный подход. Оценивает мотивации субъекта враждебности, подвигнувшие его на подобные действия.
  6. Эмоциональный подход. Раскрывает психоэмоциональный аспект поведения и мотивации агрессора.
  7. Многоаспектный подход включает в себя анализ всех факторов агрессии с глубоким изучением наиболее значимого, с точки зрения отдельного автора.

Большое количество подходов к определению данного психологического явления не даёт исчерпывающего его определения. Слишком обширным и многогранным является понятие «агрессия». Виды агрессии очень разнообразны. Но всё же следует разобраться и классифицировать их с целью более чёткого понимания причин и разработки способов борьбы с этой серьёзной проблемой современности.

Агрессия. Виды агрессии

Единую классификацию видов агрессии и её причин создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются ее определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки, которое включает пять составляющих:


  1. Физическая агрессия - на другого индивидуума используется физическое воздействие.
  2. Косвенная агрессия - происходит скрытым путём (недобрые подшучивания, создание сплетен) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, другие проявления взрывов ярости).
  3. Раздражение - повышенная возбудимость на внешние раздражители, которая зачастую приводит к всплеску отрицательных эмоций.
  4. Вербальная агрессия - проявление негативных чувств через вербальные реакции (визг, крики, ругань, угрозы и т. д.).
  5. Негативизм - оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установившихся законов и традиций.

Типы вербальных реакций

Проявление агрессии в вербальной форме согласно А. Бассу разделяется на три основных типа:

  1. Отвержение - реакция, которая строится по типу «иди прочь» и более грубые формы.
  2. Враждебные замечания - формируются по принципу «твоё присутствие меня раздражает».
  3. Критицизм - агрессия, направленная не конкретно на человека, а на его личные предметы, работу, одежду, прочее.

Психологи выделяют также другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену, существует инструментальная и враждебная агрессия. Враждебная является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку. Инструментальная же - промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство).

Формы проявления

Формы агрессии могут быть самыми разнообразными и разделяются на следующие виды действий:

  • негативные (деструктивные) - позитивные (конструктивные);
  • явные (открытая агрессия) - латентные (скрытая);
  • прямые (направлены непосредственно на объект) - косвенные (влияют через другие каналы);
  • эго-синтонные (принимаются самой личностью) - эго-дистонные (осуждаются своим "я");
  • физические (насилие над физическим объектом) - вербальные (атака словами);
  • враждебные (цель агрессии - непосредственный вред) - инструментальные (враждебность - лишь средство достижения другой цели).

Самыми распространёнными в повседневной жизни проявлениями агрессивности являются повышение голоса, злословие, оскорбления, принуждение, физическое воздействие, использование оружия. Скрытые формы включают в себя вредоносное бездействие, уход от контакта, причинение вреда себе вплоть до самоубийства.

На кого может быть направлена агрессия?

Приступы агрессии могут быть направлены на:

  • исключительно близких людей - нападкам подвергаются только члены семьи (или один член), с другими поведение обычное;
  • людей не из семейного круга - педагогов, одноклассников, врачей и т. д.;
  • самого себя - как на собственное тело, так и на личность, происходит в форме отказа от еды, нанесения увечий, кусания ногтей и т. д.;
  • животных, насекомых, птиц и т. д.;
  • неодушевлённые физические объекты - в форме съедания несъедобных предметов;
  • символические предметы - увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование оружия, прочее.


Причины агрессивного поведения

Причины враждебности человека также разнообразны и вызывают споры у профессиональных психологов.

Приверженцы биологической теории придерживаются мнения, что агрессия - это:

  • врождённая реакция человека, связанная с (нападение - лучшая защита);
  • поведение, возникающее как результат борьбы за территорию и ресурсы (конкуренция в личной и профессиональной сферах);
  • наследственное свойство, полученное вместе с типом нервной системы (неуравновешенной);
  • следствие нарушений гормонального фона (избыток тестостерона или адреналина);
  • следствие употребления (алкоголя, никотина, наркотиков).

Согласно социобиологическому подходу люди с похожими генами содействуют выживанию друг друга даже путём самопожертвования. В то же время они проявляют агрессию к индивидуумам, которые сильно от них отличаются и содержат мало общих генов. Это объясняет конфликтные вспышки между представителями социальных, национальных, религиозных и профессиональных групп.

Психосоциальная теория связывает повышенную агрессивность с качеством жизни человека. Чем хуже его состояние (не выспался, голоден, не удовлетворён жизнью), тем он более враждебен.

Факторы, влияющие на уровень агрессивности

Согласно социальной теории, агрессия - это приобретённое в течение жизни свойство человека. Причём развивается она на фоне следующих факторов:

  • (частые ссоры между родителями, применение физического воздействия на детей, недостаток родительского внимания);
  • ежедневный показ и пропаганда насилия на телевидении и в прочих СМИ.

Психологи также тесно связывают факторы агрессии человека с такими его личностными качествами:

  • доминантный стиль поведения;
  • повышенная тревожность;
  • тенденция к выявлению враждебности действий других индивидуумов;
  • повышенный или, наоборот, заниженный самоконтроль;
  • пониженное самоуважение и частое ущемление собственного достоинства;
  • полное отсутствие потенциала, в том числе творческого.


Как вести себя с агрессором?

Агрессия - это действие, направленное обычно на разрушение. Поэтому необходимо запомнить некоторые основные правила поведения с негативно настроенным индивидуумом:

  1. Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема незначительная, попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести время обсуждения, то есть уйти от разговора-раздражителя.
  2. Позитивно скажется на взаимопонимании, если стороны конфликта посмотрят на проблему со стороны, непредвзятым взглядом.
  3. Необходимо попытаться понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите возможные меры по её устранению.
  4. Иногда полезно продемонстрировать агрессору сочувствие и понимание.
  5. Помогает также согласие с ним в тех пунктах, где он действительно прав.

Определите, к какому типу принадлежит агрессор

Конкретные методы противодействия враждебности зависят непосредственно от разновидности личности агрессора:

  1. Тип «Танк». Очень грубые и прямые люди, которые в конфликтной ситуации прут напролом. Если вопрос не очень важен, лучше уступить или приспособиться, дать агрессору спустить пар. Нельзя ставить под сомнение его правоту, своё же мнение следует высказать без эмоций, ведь спокойствие обычно подавляет ярость такого человека.
  2. Тип «Бомба». Данные субъекты не злы по природе, однако могут вспылить, как дети. При вспышке враждебности необходимо дать выйти эмоциям такого человека, успокоить его и общаться нормально дальше, поскольку это происходит не со зла и зачастую против воли самого агрессора.
  3. Тип «Снайпер». Ввиду отсутствия фактической власти создаёт конфликты посредством интриг. Важно предъявить виновнику доказательства его закулисных игр и потом искать решение данного вопроса.
  4. Тип «Рупор». Эти люди критикуют всё на свете, начиная от действительных проблем и заканчивая воображаемыми. Они хотят быть услышанными. При контакте с такого плана агрессором необходимо дать ему излить душу, согласиться с его мнением и попытаться перевести разговор в другое русло. При возврате к этой теме следует переключить его внимание с проблемы на пути её решения.
  5. Тип «Перочинный ножик». Такие люди зачастую готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах. Однако происходит это только на словах, а на практике всё наоборот. При общении с ними необходимо настаивать на важности для вас именно правды с их стороны.


Как избавиться от дискомфорта после общения?

В современном мире у людей довольно высокий уровень агрессии. Из этого вытекает необходимость правильного реагирования на чужие нападки, а также контроля собственного психоэмоционального состояния.

В момент враждебной реакции нужно сделать глубокий вдох-выдох, сосчитать до десяти, что позволит абстрагироваться от сиюминутной вспышки эмоций и рационально взглянуть на ситуацию. Также полезен рассказ оппоненту о своих негативных ощущениях. Если всё это не помогло, можно выплеснуть избыток гнева с помощью одного из занятий:

  • спорт, йога либо активные игры на свежем воздухе;
  • пикник на природе;
  • отдых в караоке-баре либо на дискотеке;
  • генеральная уборка (можно даже с перестановкой) в доме;
  • написание всего негатива на бумаге с последующим её уничтожением (надо её порвать или сжечь);
  • можно побить посуду или просто подушку (этот вариант гораздо дешевле);
  • разговор с самыми близкими и, главное, понимающими людьми;
  • плач также даёт ощутимую эмоциональную разрядку;
  • в конце концов, можно просто заняться своим любимым делом, это, несомненно, поднимет настроение.

В более тяжёлых случаях человек самостоятельно не может справиться с негативными эмоциями. Тогда необходимо обратиться к психотерапевту или психологу. Специалист поможет распознать причины такого состояния, дать определение агрессии в каждом конкретном случае, а также найти индивидуальные методы решения данного вопроса.

Причины детской агрессии

Очень важным аспектом, который нельзя обойти вниманием, является подростковая агрессия. Родителям очень важно разобраться, что стало причиной подобного поведения, ведь это даст возможность в дальнейшем скорректировать реакции ребёнка. Детская враждебность имеет сходные со взрослой причины, но обладает и некоторыми особенностями. К основным принадлежат:

  • желание что-то получить;
  • стремление доминировать;
  • привлечение внимания других детей;
  • самоутверждение;
  • защитная реакция;
  • получение чувства собственного превосходства за счёт унижения других;
  • месть.

Подростков в половине случаев - это результат просчётов в воспитании, недостаточного или чрезмерного влияния, нежелание понять ребёнка или банальная нехватка времени. Такой характер формируется при авторитарном типе родительского воздействия, а также в неблагополучных семьях.

Агрессия у подростков также возникает при наличии ряда психологических факторов:

  • низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей;
  • примитивизм игровой деятельности;
  • слабые навыки самоконтроля;
  • проблемы со сверстниками;
  • невысокая самооценка.

Оставленная на самотёк агрессия со стороны ребёнка в будущем может перерасти в открытые конфликты и даже в зрелом возрасте. Детская психология выделяет практически такие же виды враждебности, как и взрослая. Поэтому более детально остановимся на вопросах борьбы с ней, которая имеет некоторые отличия от случаев со взрослыми людьми.


Как бороться с агрессией у ребёнка?

Самым главным правилом в воспитании является соблюдение личного примера. Ребёнок никогда не будет реагировать на требования родителей, которые расходятся с их собственными поступками.

Реакция же на агрессию не должна быть сиюминутной и жестокой. Ребёнок будет срывать злобу на других, скрывая свои настоящие эмоции от родителей. Но не должно быть и попустительства, поскольку дети очень хорошо чувствуют неуверенность со стороны родителей.

Агрессивное поведение подростков требует своевременной профилактики, а именно планомерного и подконтрольного формирования доверительных и доброжелательных отношений. Сила и слабость со стороны родителя только усугубят положение, реально помогут лишь искренность и доверие.

К конкретным шагам борьбы с агрессией у ребёнка можно отнести следующие:

  1. Научить его самообладанию.
  2. Наработать навыки поведения в конфликтных ситуациях.
  3. Обучить ребёнка выражать негативные эмоции в адекватной форме.
  4. Привить ему понимание и сопереживание другим людям.

Гнев приходит к нам часто,

Но чаще мы приходим к нему.

Сенека.

По определению энциклопедии, агрессивное поведение (от лат. aggressio — нападение) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Единую классификацию видов агрессии и причин агрессивного поведения создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются её определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки , которое включает пять составляющих агрессии:

1.Физическая - это воздействие на другого человека.

2.Косвенная - происходит скрытым путём (подшучивания, сплетни) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, проявления взрывов ярости).

3.Раздражение - повышенная возбудимость на внешние раздражители, которые приводит к буре отрицательных эмоций.

4.Вербальная агрессия - проявление негативных чувств через визг, крики, ругань, угрозы.

5.Негативизм - оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установленных законов и традиций.

Психологи выделяют и другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену , существует инструментальная агрессия - промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство) и враждебная агрессия - является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку.

Кому адресована агрессия?

1.Исключительно на близких людей. С другими людьми поведение обычное

2.На людей из определённого круга (врачи, педагоги, полицейские и т.д.).

3.На самого себя в форме отказа от еды, нанесения увечий.

4.На животных, насекомых, птиц.

5.На неодушевлённые объекты - например, порча имущества.

6.Символические предметы - увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование острых режущих предметов, оружия.

Агрессивное поведение человека в моём понимании имеет свои внешние и внутренние причины, которые я попыталась подразделить на психологические и медицинские.

Психологические причины агрессивного поведения

1.Агресия как инстинкт

2.Блокирование актуальных потребностей

3.Низкий уровень стрессоустойчивости

4.Хронический стресс

5.Психотравма

6.Акцентуации характера

7.Психопатии

8.Различные кризисы

9.Зависимость и со-зависимость

10.Перфекционизм

11.Низкий уровень самооценки

12.Негативные установки и стереотипы

13.Агрессивная программа рода

Медицинские причины агрессивного поведения

1.Дефицит витаминов группы В (В1, В6, В12).

2.Органические нарушения головного мозга

3.Гормональные нарушения

4.Нарушение режима сна и бодрствования (биоритмов)

5.Неуравновешенный тип нервной сиситемы

6.Психические заболевания

Хочу обратить ваше внимание, что здесь перечислены не все моменты, а многие причины сложно подразделить конкретно, к какой же группе они относятся, поскольку психологическое и медицинское тесно связано между собой. Организм человека - это система, где все составляющие находятся в едином целом и каждая особенность взаимосвязана друг с другом, и влияет одна на другую.

Что влияет на агрессивное поведение?

Огромное значение имеют особенности воспитания, культуры, ситуации и личностные черты.

1.Неблагополучные семьи . Могут быть частые ссоры между родителями, применение физического насилия на детей, недостаток родительского внимание, явное внимание одному ребёнку в ущерб другому.

2.Ежедневная пропаганда насилия в СМИ.

3.Доминантный стиль поведения в семье.

4.Повышенная тревожность.

5.Личностные черты - раздражительность, эмоциональная чувствительность, высокая тревожность и ответственность, перфекционизм.

Правила поведения

с агрессивно настроенным человеком

1.Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема-то незначительная (например, помехи на телевидении), попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести тему обсуждения, то есть любым способом уйти от раздражающего момента. Нужно признать, что этот способ очень действенный, понаблюдайте и вам захочется его применять снова и снова.

То же правило относится и к расшалившемуся ребёнку, который капризничает, а мудрые родители переводят тему в другое русло, переключая внимание малыша на что-то другое.

2.Попробуйте понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите меры по её устранению.

3.Сочувствие и понимание иногда необходимо агрессору, как бальзам на душу!

4.Когда он действительно прав, помогает согласие с ним (хотя бы частичное).

Тип агрессора

· Важно определить тип личности агрессора и вести себя в общении с ним соответственно его особенностям.

1.Танк - грубый, прямолинейный, идёт напролом.

Поиск решения: лучше уступить или приспособиться. Обязательно дать ему выпустить пар. Ни в коем случае нельзя ставить под сомнение его правоту! Ярость такого человека подавляется вашим спокойствием.

2.Бомба - могут вспылить как дети, поведение, от них независящее.

Поиск решения: привспышке эмоцийдать возможность выхода отрицательным эмоциям, успокоить его и общаться дальше, как ни в чём не бывало.

3.Снайпер - создаёт конфликты посредством интриг (ввиду отсутствия фактической власти).

Поиск решения: важно предъявить агрессору доказательства его игры, затем искать решение этого вопроса.

4.Рупор - критикует всё на свете, желает быть услышанным.

Поиск решения: дать ему излить душу, согласиться с его мнением и перевести разговор в другое русло. При возврате к этой теме нужно его внимание переключить с проблемы на её решение.

5.Перочинный ножик - они готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах, но только на словах.

Поиск решения: при общении с ними необходимо настаивать на важностидля вас именно правды с их стороны.

Как справиться с неприятными чувствами

после общения с агрессором

В современной жизни уровень агрессии довольно высок, поэтому важно правильно реагировать на вспышки ярости других, а также контролировать собственное эмоциональное состояние.

ВНИМАНИЕ!

1.В момент враждебной реакции важно сделать глубокий вдох - выдох, сосчитать до 10, что позволит абстрагироваться от ситуации и рационально взглянуть на ситуацию.

2.Рассказать агрессору о своих негативных ощущениях.

Если пункт 1 и 2 не помогли, нужно сделать одно из следующих занятий:

1.Деятельность на свежем воздухе (всё, что угодно - огород, спорт, йога).

2.Пикник на природе.

3.Отдых в караоке-баре.

4.Генеральная уборка в доме (хорошо бы с перестановкой).

5.Написать весь негатив на бумаге, затем её уничтожить (сжечь, порвать).

6.Побить посуду, подушку.

7.Разговор с близкими, понимающими людьми.

8.Поплакать бывает очень полезно для эмоциональной разрядки.

9.Заняться любимым делом, хобби

Бывает, что самостоятельно человек не может справиться со своими негативными эмоциями, а они имеют обыкновение переходить в психосоматические заболевания.

В таких случаях я настоятельно рекомендую воспользоваться психологической консультацией!

Эффективная система лечения

агрессивного поведения

Если вы хотите повлиять на какого-то человека, чтобы купировать его приступы агрессии, то наиболее эффективной является система поощрения и наказания.

Суть метода: хорошее поведение человека поощряется вами, а плохое - наказывается. Получается некое подобие дрессировки по принципу И.П. Павлова. Конечно, это психотерапия, направленная не на понимание причин, а на изменение поведения человека.

1.Необходим баланс между поощрением и наказанием.

2.Между агрессивной реакцией и наказанием должен пройти минимальный промежуток времени.

3.Наказание должно быть ощутимо строгим и неприятным.

4.Агрессор должен осознавать, что некоторые его действия влекут за собой наказание.

5.Вероятность наказания должна быть достаточно большой.

Как справиться с собственной агрессией

А вот справиться с собственной агрессией можно при помощи саморегуляции, так же эффективными могут быть действия по изменению своего отношения к ситуации.

1.Можно использовать ту же самую систему поощрений и наказаний, только вы сами будете и в роли объекта и в роли воспитателя. Например, в качестве наказания могут быть лишение себя каких-то благ, а в качестве поощрения - попытка доставить себе удовольствие. Зачем злиться на обстоятельства, когда есть масса способов избежать этого? Задумайтесь над тем, что агрессия вам ничего не даст, только испортит настроение. Вы можете постараться преодолеть препятствие и решить задачу - тогда злость пройдёт сама собой.

2.Часто вспышки агрессии и гнева у нас вызывают вещи, которые мы не можем принять:

Когда кто-то с нашей точки зрения живёт неправильно.

Кто-то делает то, что не вписывается в нашу картину мировоззрения.

Поиск решения : для того, чтобы такие вещи не вызывали у вас приступ злости, нужно поработать над принятием других. Нужно принять тот факт, что каждый человек волен жить и делать так, как ему хочется, в том числе и вы! Каждый раз, когда возникает злоба на кого-то, попробуйте поставить себя на его место - может быть это поможет вам лучше понять и принять другого человека.

3.Старайтесь не копить в себе негативную энергию злости и раздражения. Нужно понимать, что накапливание энергии не может находиться в человеке бесконечно, всё равно произойдёт выплеск наружу.

4.Если вы чувствуете, что злость накатывает на вас, и вы скоро будете рвать и метать, сделайте паузу. Попробуйте выйти из ситуации или отвлечься (закрыть глаза и сосчитать до 10 или мысленно набрать в рот воды при разговоре с раздражающим человеком).

5.Необходимо избегать хронической усталости, потому что именно она является источником агрессивного поведения, ведь наша нервная система не всемогуща!

6.Разные причины недовольства собой и своей жизнью могут спровоцировать вспышки агрессии. В таком случае необходимо внести в свою жизнь позитивные изменения.

7.Старайтесь жить так, чтобы жизнь приносила вам удовольствие. А довольный человек гораздо чаще более спокойный и уравновешенный, чем недовольный.

Даже эти простые меры могут уберечь вас от вспышек собственной агрессии, помогут сохранить здоровье и хорошие отношения с окружающими!

В аш психолог

Татьяна Зайцева

В первых двух частях настоящего пособия была представлена общая характеристика отклоняющегося поведения личности. Данный раздел содержит описание отдельных его видов.

Знакомясь с классификацией поведенческих девиаций, мы могли наглядно убедиться в многообразии их проявлений. Принципиально важно то, что различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства, которые являются критерием принадлежности к группе девиаций. Одним из таких существенных признаков была названа деструктивность - разрушительность. Действительно, девиантное поведение в целом приводит к разрушению чего-либо (здоровья, отношений, личности, общественного порядка) и даже - к прерыванию самой жизни.

Как известно, деструктивность, в свою очередь, тесно связана с такой базовой человеческой характеристикой, как агрессия. И хотя, на наш взгляд, агрессивное поведение не является отдельным видом отклоняющегося поведения, агрессия, направленная на других или себя, принимает непосредственное участие в различных формах поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притягательной силой и свойством заразительности - большинство людей на словах отвергает агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни.

В переводе с латинского языка "агрессия" означает "нападение". В настоящее время термин "агрессия" употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними . Данная тенденция носит универсальный характер, а сам термин "агрессия" в целом имеет нейтральное значение. По сути агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия) . Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтере называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону .

Агрессия принимает самые разнообразные формы - явные или латентные. Несмотря на то что термин "агрессия" обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т.д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с Целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Внутренними репрезентациями агрессии могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих Фантазиях или испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие важные для индивида функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. (Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера .

В более "легких" случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности - желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти - стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например когда Я идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Отношения с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей ненависти, и к сохранению отношений с ним. О.Кернберг замечает, что ненависть, похоже, играет роль мстительного триумфа как над другим человеком, так и над той частью собственного Я, которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания .

Ненависть является одним из проявлений агрессивных влечений, которые в соответствии с психоаналитическими представлениями так же естественны для человека, как и проявления либидо - сексуального влечения в широком смысле. Известно, что в поздних теоретических работах З.Фрейд пытался обосновать агрессию как проявление врожденного саморазрушительного влечения к смерти, однако это представление не получило широкого признания. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, являются ли агрессивные влечения врожденными (изначально враждебно-деструктивными) или же они формируются вследствие жизненных конфликтов и фрустраций на основе других активных стремлений (например, к самоутверждению).

Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная тенденция - это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий - индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться как в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким - тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после нескольких неприятных процедур может не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестующего против стремления взрослых ограничить его самостоятельность? Наконец, нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию? Ответы на подобные вопросы зависят от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее внешних проявлений, т.е. агрессивного поведения. Из сказанного выше можно заключить, что агрессивное поведение может иметь различные (по степени выраженности) формы: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего те формы агрессивного поведения, которые "нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения" . Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие - вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами - разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Для обуздания демона насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.



| |

Агрессивное поведение – «нападающее» поведение, то есть преднамеренные действия для причинения вреда окружающим, предметам или самому себе. С каждым годом все актуальнее становится вопрос об агрессивном поведении людей. Это связано с ускоренной жизнью людей, особенно в мегаполисах, человек достаточно не отдыхает, у него сбиваются биологические ритмы сна и бодрствования. Вследствие таких физиологических нагрузок появляется агрессия, как неосознанный способ защитить себя и удовлетворить свои хотя бы физиологические потребности.

Психологические нагрузки, различные проблемы и заболевания также вызывают агрессивное поведение. У каждого человека оно проявляется по-разному, в зависимости от воспитания, ситуаций и характерологических особенностей человека.

Агрессию специалисты разделяют на несколько видов и проявлений, она может быть как патологией, так и ситуативным проявлением в поведении человека. Существует несколько основных мотивов ее развития.

Это основные мотивы такого поведения. Они могут быть осознанными и неосознанными. Активные манипуляторы очень искусно пользуются этим способом поведения для своих потребностей.

Есть объективные причины агрессивного поведения, на которые повлиять человек не может. К основным причинам агрессивных действий или слов человека относят:

Основные формы нападающего поведения

Человек может по-разному проявлять свою ненависть. Есть люди, которые преуспевают в словестных оскорблениях, и, как говорится в одном известном стихе, «убивают словом». Некоторые не тратят время на выяснение отношений, и сразу переходят к физическим действиям. Для многих открытием является тот факт, что сплетни, клевета и обсуждение за спиной – тоже определенные формы проявления агрессии. Есть несколько форм проявления агрессивного поведения.

Проявление агрессивных действий

Часто агрессивных людей побаиваются, некоторых уважают, презирают и стараются подражать. Равнодушными к такому поведению никто не остается. Особенно нужно уделять внимание агрессивности детей. Ведь агрессия может быть формой проявления , при котором подростки имеют уже склонность к нарушению общепринятых норм и правил.

Агрессивное поведение проявляется через шантаж, оскорбления, унижение достоинства и чести другой личности, разрушение и порча имущества своего или другого человека, физические действия, угрозы, драки и так далее.

Детская агрессия

Специалисты, работающие с детьми, бьют тревогу из-за резкого возрастания количества агрессивных дошкольников и школьников. Маленькие жители становятся более агрессивными, они дают волю своим физическим возможностям для причинения вреда другому ребенку. Они начинают выражать вербальную агрессию не только среди сверстников, но также и в общении со взрослыми. Причинами агрессивного поведения детей являются:

  1. Агрессия в семье или нестабильные семейные отношения. Из-за постоянных ссор, выяснений отношений и упреков, ругательств в отношении ребенка, он не чувствует себя защищенным.
  2. Непоследовательность в воспитании – если один родитель лояльно относится к просьбам ребенка, а второй все строго запрещает. При этом маленький член семьи не понимает, почему так, в ответ на такое воспитание он злится и выражает агрессию.
  3. Агрессивное поведение появляется при плохой успеваемости в школе и высоких требованиях родителей.
  4. Низкая адаптация в классном коллективе. Агрессию провоцируют ссоры детей, отсутствие понимания и общего языка в коллективе.
  5. Ребенок защищается и отвечает злобой при предвзятом к нему отношении родителей, воспитателя или учителя, при их чрезмерных требованиях к его поведению.

Агрессия дошкольников

Ребенок в своем развитии проходит определенные этапы – возрастные кризисы. Во время этих кризисов его личность активно развивается, у него появляются новые навыки и личностные особенности.

Этапы развития могут проходить спокойно и плавно при благоприятных условиях развития. Иногда ребенок полностью изменяется в поведении. Агрессивность также может появиться в эти периоды при неблагоприятном психологическом климате в окружении ребенка.

Выражение негатива в 2 года

В этом возрасте ребенок уже может проявлять гнев и негатив. Но это непреднамеренно, а как реакция на посягательство нарушить его личностное пространство. Малыши еще не понимают, какой результат будет от их агрессивных действий. Они могут толкнуть, но не осознают, что другой ребенок может упасть или удариться. Профилактикой агрессивного поведения малышей является объяснение им, что так поступать нельзя. Лучший метод при таком поведении – переключить внимание малыша на что-либо другое.

Необходимо помнить, что такое поведение может свидетельствовать о неудовлетворенности базовых потребностей: испытание чувства голода, жажды, желание отдохнуть или поспать. В этом случае нужно удовлетворить эти потребности.

Агрессия в 3 года

В этом возрасте проявление негативизма, отрицательных эмоций – нормальное явление. Это первый кризис развития малышей. При агрессивном поведении в 3 года родителям нужно набраться терпения, и спокойно разговаривать с ребенком, объяснять ему недопустимость подобных эмоциональных выражений.

Агрессия в старшем дошкольном возрасте

Негативное поведение в старшем дошкольном возрасте может быть вызвано несколькими причинами:

  • органические проблемы функционирования головного мозга;
  • болезни других органов и систем;
  • особенности темперамента и характерологические особенности;
  • психологические причины.

В этом возрасте ребенок уже понимает последствия своих действий и может за них отвечать. Поэтому агрессия уже не произвольная, а иногда осознанная. Таким поведением он может манипулировать, чтобы получить желаемое.

Негативное поведение школьников

В школьном коллективе ребенку иногда сложно адаптироваться, к тому же он продолжает проживать возрастные кризисы. Поэтому часто появляется негатив ко всем и ко всему.

Агрессия младших школьников

Агрессивное поведение у детей младшего школьного возраста – явление, скорее, психолого-педагогическое. Ребенок приходит в новый коллектив со своими требованиями и желаниями, а ему необходимо подчиняться другим нормам поведения. Часто агрессия возникает в ответ на требования родителей и учителей, из-за незнания определенных норм поведения. Таким детям свойственно и проявление пассивно-агрессивного поведения. Они не стремятся выполнять просьбы, указы взрослых. Крик и негативные эмоции со стороны взрослых только усугубят такое поведение школьника.

В этом возрасте важно сохранять благоприятный психологический климат в семье. Ребенку приходится многое узнавать, применять, ко многому привыкать. Поэтому поддержка семьи просто необходима. В этот период важно оградить школьника от агрессивного окружения, влияния жестоких фильмов и компьютерных игр. Также многое зависит от социального статуса ребенка. Например, богатые дети считают себя центром Вселенной, поэтому требуют постоянного внимания. Если они его не получают, начинается защитная реакция в виде агрессивного поведения.

Агрессия у подростков

Не секрет, что этот возраст самый трудный в развитии человека. Негативизм может возникать по разным поводам. Причин агрессивному поведению в этом возрасте масса, начиная от гормональной перестройки, заканчивая глобальными проблемами отношений между полами. Особенно важно вовремя поддержать подростка, но и вовремя дать ему остаться наедине со своими мыслями (не лезть в душу). Для этого родителям необходима мудрость и знание характера своего ребенка, чтобы определить эти периоды.

Коррекция агрессии у людей

Снижение агрессивности – важная цель специалистов и родственников агрессивного человека. С такими людьми сложно жить, так как нельзя предсказать, когда в следующий раз у них вспыхнут эмоции. Для этого важно выполнять следующие действия:

Описанные методы помогают устранить накопившуюся агрессию, то есть непреднамеренную, неосознанную. Но когда человек специально стремится разрушить, расстроить или причинить ущерб окружающим, то необходимо обратиться к специалисту.

При коррекции важно узнать причину агрессивного поведения. Специалист поможет это сделать и подобрать необходимые методики психотерапии. Часто человеку требуется проработка проблемы, которая приводит к разрушающим и негативным действиям, обучение конструктивным способам поведения и общения.

Агрессивное поведение необходимо корректировать с применением обучающих программ, когда человек получает знания о том, что происходит при выражении его негатива. Также клиент обучается правильным способам выражения гнева и негативных эмоций. Для каждого возраста подбирается своя программа.

Профилактика

Профилактика агрессивного поведения у подростков, младших школьников, дошкольников, взрослых людей занимает важное место в психиатрическом, психологическом изучении проблемы агрессии. Для снижения агрессивности рекомендуется организовать всплеск эмоций – посещение концерта, футбольного матча или организация праздника. Но при переутомлении это не поможет, поэтому нужно заботиться и о своем физическом состоянии.

Детям нужно давать время для отдыха, «перезагрузки» от учебы, домашних обязанностей. Их нужно обучать выражению своего гнева, чтобы они это делали без причинения ущерба другим. Существуют некоторые психологические игры, помогающие ребенку справиться со своими негативными чувствами. В них ребенок учится переключать свое внимание с раздражающего фактора, вовремя справляться с накопившимися эмоциями и психологическим напряжением.

11.1. Агрессивность и агрессивное поведение

Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта - инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос, проявляющееся, в частности, в сексуальном влечении) и инстинкт смерти (Та-натос - начало разрушительное, с которым и связывается агрессивность). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Отсюда и агрессивность как неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия «агрессивного драйва» время от времени должна получать «разрядку» во вспышках агрессивности (это психоаналитические теории агрессивности). Психоаналитики считают, что для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, неконтролируемой реализации агрессивности, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (наблюдениями за жестокими действиями, разрушением неодушевленных предметов, участием в спортивных состязаниях, достижением позиций доминирования, власти и пр.).

Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека агрессивности животных и объясняет это чисто биологически - как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником (это-логическая теория агрессивности). В этом смысле мужчина как активный защитник своей жизни (и жизни сородича) биологически запрограммирован на агрессивность. Таким образом, этологи расматривают агрессивное поведение человека как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла свое выражение в работах К. Лоренца. Согласно Лоренцу, природа человеческой агрессивности инстинктивна, так же как и механизм, запрещающий умерщвлять себе подобных. Но Лоренц допускает возможность регуляции человеческой агрессивности и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее. Но другие этологи считают, что люди при всем своем желании не могут осуществлять контроль над проявлениями своей агресссивности и поэтому войны, убийства, агрессивные стычки неизбежны, и в конце концов человечество погибнет от своей агрессивности в ядерной войне.

Позднее самой популярной теорией агрессивности стала теория «фрустрации- агрессии», суть которой в следующем: всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив к агрессии (Доллард Д.). Агрессивное поведение достаточно подробно изучали бихевиористы, они связывали агрессию и фрустрацию. Фрустрация - эмоциональное состояние человека, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели, фрустрация - это невозможность удовлетворения потребности («хочется, но нельзя либо невозможно достичь»). Любая агрессия может быть понята как вызванная какой-то фрустрацией. Агрессия может быть прямой (ругает, дерется и т. п.) либо косвенной (насмешка, критика), может быть непосредственной (в текущее время) либо отсроченной, может быть направлена на другого человека либо на себя самого - аутоагрессия (обвиняет себя, плачет, вплоть до самоубийства). Фрустрация и агрессия может возникать от социального сравнения («мне дали меньше, чем другим», «меня любят меньше, чем других»). Фрустрации способны накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя комплекс неполноценности (это агрессия на самого себя); и в конечном счете агрессия выплескивается, как правило, не на виновника фрустрации (т. к. он сильнее вас, он может вас фруст-рировать), а на тех, кто «послабее» (хотя эти «слабые» фактически невиновны), либо на тех «слабых», кого в данный момент назвали «врагом». Агрессия - это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению. Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. Чем более фрустрирована и невротична личность, тем чаще и острее осуществляется неадекватное агрессивное поведение. В теорию фрустрации-агрессии Берковиц ввел три существенных поправки: 1) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; 2) даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; 3) выход из фруст-рирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у человека привычку к подобным действиям. К тому же не всякая агрессия провоцируется фрустрацией - агрессия может возникать, например, с «позиции силы» и являться выражением властности, и тогда ни о какой фрустрации речи быть не может. Исследование условий, при которых ситуация фрустрации ведет к возникновению агрессивных действий, показало, что влияют факторы: сходство-несходство агрессоров и жертвы, оправданность-неоправданность агрессии, наличие собственно агрессивности как личностной характеристики конкретного человека. В настоящее время стали рассматривать агрессию как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации, но не как неизбежный (Розенцвейг).

Теория социального научения агрессии утверждает, что фрустрация, межличностный конфликт облегчают проявление агрессии, являются необходимым, но недостаточным условием ее возникновения. Для того чтобы в ситуации фрустрации возникло агрессивное поведение, необходимо наличие у человека предрасположенности вести себя агрессивно в подобных ситуациях. Такая предрасположенность формируется и закрепляется через социальное научение: наблюдая поведение окружающих, собственный удачный опыт применения агрессии. Таким образом, первостепенная роль в формировании агрессивных личностных предраспо-ложенностей отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория занимает господствующее положение.

Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии яаляется Арнольд Басе. Он определяет фрустрацию как блокирование процесса желательного поведения и вводит понятие атаки - акта, поставляющего организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую. Басе указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:

Частота и интенсивность случаев, в которых человек был атакован, фрустрирован, раздражен. Люди, которые получали много гневных стимулов, будут с большей вероятностью реагировать агрессивно, чем те, которые получили меньше таких стимулов;

Частое достижение успеха путем агрессии приводит к закреплению агрессивных привычек. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева, удовлетворенность) либо внешним (устранение препятствия или достижение желаемой цели либо вознаграждения). Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке может делать невозможным для человека различение ситуаций, в которых нужна или не нужна агрессия - он везде и всюду склонен реагировать агрессивно;

Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, могут облегчить развитие у него агрессивности (с детства видит агрессивные мультики и фильмы, усваивает нормы агрессивности);

Влияет темперамент человека: такие качества темперамента, как импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности, провоцируют закрепление агрессивных форм поведения и формирования агрессивности как черты личности;

Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, стремление к независимости вызывает первоначально тенденцию к непослушанию, а затем, встречая сопротивление окружающих, провоцирует человека к проявлению агрессивных форм поведения.

Басе считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическая - вербальная агрессия, активная - пассивная, направленная - ненаправленная.

Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивности агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть. Тот, кто стреляет в человека с близкого расстояния, агрессивнее того, кто дает ему пинка.

Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «словом можно убить». Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:

Многочисленные отпоры;

Отрицательные отзывы и критические замечания;

Выражение отрицательных эмоций, например, недовольства, в виде брани, затаенной обиды, недоверия, ненависти;

Высказывание мыслей и желаний агрессивного содержания; («Убить тебя надо»), или проклятий;

Оскорбления;

Угрозы, принуждения и вымогательства;

Упреки и обвинения;

Ирония, издевки, обидные и оскорбительные шутки;

Простой крик без формулирования речевого выражения, рев;

Скрытая в мечтах, фантазиях агрессия, выражается вер-бально или в мыслях, реже в рисунках.

Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а о ней распространяется клевета, или же отрицательно отзываются о работах жертвы, или агрессия направляется против объектов-заменителей, представителей «круга» жертвы.

Басе указывал, что следует различать враждебность и агрессивность. Враждебность выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно агрессивна, и наоборот.

Другой известный представитель поведенческого подхода, А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства видит примеры агрессивного поведения людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается агрессивным действиям.Исследования показали, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие - они могли вести себя покорно дома, но по отношению к ровесникам и посторонним людям проявляли больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была иная, мирная ситуация. Именно поэтому ряд исследователей считает физическое наказание ребенка - моделью агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослыми. Наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как позитивное отношение наказывающего к наказываемому и принятие наказываемым норм наказывающего.

Наконец, следует упомянуть последнюю по времени возникновения теорию принуждающей силы. Суть этой теории достаточно проста: физическое насилие (сила принуждения) используется в качестве достижения желаемого тогда, когда исчерпаны (или отсутствуют) другие способы (сила убеждения).

В связи с этим Фишбах выделяет инструментальный вид агрессии, когда она используется в качестве средства достижения какой-либо цели, причем причинение ущерба не является целью, а лишь средством воздействия. Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха, направлена на причинение боли и ущерба жертве, ее можно рассматривать в качестве агрессии во имя агрессии. Роль биологических факторов в возникновении агрессии не сбрасывается со счета: подкорковые структуры мозга, гипоталамус, лимбичес-кая система опосредуют агрессивное поведение, налагая свои ограничения на тип усваиваемых в процессе обучения агрессивных реакций. «Можно представить предельные случаи, когда поведение определяется только свойствами личности или только ситуацией: в первом случае это нечто специфически психопатологическое (агрессивный психопат), во втором - крайне автоматизированное поведение по типу «стимул-реакция». Но, как правило, в промежуточных случаях поведение обусловлено как личностными, так и ситуационными факторами и, более того, является при этом результатом взаимовлияния индивидуальных предрасположенностей и особенностей актуальной ситуации».

К настоящему времени различными авторами предложено много определений агрессии: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам (Ф. Аллан); во-вторых, под агрессией понимаются акты и реакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу (X. Дельгадо).

Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Например, Басе определяет агрессию «как реакцию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одного человека, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другого человека, в результате чего организм другого человека получает болевые стимулы».

В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдание людям.

Не менее существенно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный компонент заключается в понимании ситуации как угрожающей, в видении объекта для нападения. Некоторые психологи, например, Лазарус, считают основным возбудителем агрессии угрозу, полагая, что угроза вызывает стресс, а агрессия уже является реакцией на стресс. Но далеко не всякая угроза вызывает агрессию, и не всегда агрессивное состояние провоцируется угрозой.

Важен и эмоциональный компонент агрессивного состояния - здесь прежде всего выделяется гнев: часто при подготовке и в процессе осуществления агресии человек испы-тыват сильную эмоцию гнева, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Волевой компонент агрессивного действия четко выражен: присутствует целеустремленность, настойчивость, решимость, инициативность, смелость.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей. Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности - от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявля ясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Агрессивные проявления могут являться: 1) средством достижения определенной цели, 2)способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности, 3) самоцелью, 4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Таким образом, агрессивность человека неоднородна, варьирует от слабой до крайней степени, различна по своей модальности и назначению. Можно выделить параметры агрессивности различной модальности, отличающиеся: 1) интенсивностью агрессии, ее жестокостью; 2) направленностью на конкретное лицо либо вообще на всех людей; 3) ситуативностью или устойчивостью агрессивных тенденций личности. Условно можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрения агрессивности:

1) антиагрессивность - негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, который всегда старается примириться с людьми, считает для себя невозможным бить слабого, женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении;

2) интринсивная агрессия, мотивированная удовлетворением, получаемым от выполнения условно-агрессивной деятельности (игры, борьба, соревнования), не имеющая цели причинения вреда. Таким образом, спорт является социально приемлемой формой проявления агрессивных тенденций человека, своеобразной разрядкой агрессии, а также формой самоутверждения, повышения социального статуса и получения материальных благ (для профессиональных спортсменов);

3) агрессивность недифференцированная - несильное проявление агрессии, выражающееся в раздражительности и скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Но эти люди могут дойти до физической агрессии и даже преступления на семейно-бытовой почве;

4) агрессивность локальная, или импульсивная, - агрессия проявляется как непосредственная реакция на ситуацию конфликта, человек может словесно оскорбить противника (вербальная агрессия), но допускает и физические средства агрессии, может ударить, избить и т. п. Степень общего раздражения выражена меньше, чем в предыдущем подтипе;

5) условная, инструментальная агрессия, связанная с самоутверждением, например в мальчишеской возне;

6) агрессивность враждебная - устойчивые эмоции злости, ненависти, зависти, человек свою враждебность проявляет открыто, но не стремится к столкновению сторон, реальная физическая агрессия может быть и не очень выраженной. Ненависть может быть направлена на конкретное лицо, посторонние незнакомые люди могут вызывать у такого человека раздражение и злобу без всякого повода. Возникает желание унизить другого человека, чувствуя к нему презрение и ненависть, но этим добиться уважения окружающих. В драках хладнокровен, в случае победы вспоминает драку с удовольствием. Свою агрессию может вначале сдерживать, а потом мстит (разными способами: клеветой, интригами, физической агрессией). В случае перевеса сил и вероятности безнаказанности может дойти до убийства. В целом к людям относится враждебно;

7) инструментальная агрессия - для достижения какой-либо значимой цели;

8) жестокая агрессия - насилие и агрессия как самоцель, агрессивные действия всегда превышают действия противника, отличаются излишней жестокостью и особой злостностью: минимальный повод и максимальная жестокость. Такие люди совершают особо жестокие преступления;

9) психопатическая агрессия - жестокая и часто бессмысленная агрессия, повторяющиеся акты агрессии (агрессивный психопат, «маньяк-убийца»);

10) агрессия по мотиву групповой солидарности - агрессия или даже убийство совершается вследствие стремления следовать групповым традициям, утвердить себя в глазах своей группы, желание получить одобрение своей группы, показать свою силу, решительность, бесстрашие. Этот вид агрессии часто проявляется в группах подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих в боевых условиях, убийство врага) является социально признанной и одобряемой формой агрессии по мотиву групповой (или национальной) солидарности, реализуются социальные традиции «защиты отечества», «защиты определенных идей», например, защиты демократии, защиты правопорядка и т. п.;

11) сексуальная агрессия различной степени - от сексуальной грубости до изнасилования или сексуального издевательства и убийства. Фрейд писал, что сексуальность большинства мужчин содержит в себе примесь агрессии, желания подчинять, так что садизм - просто обособление и гипертрофия агрессивного компонента, свойственного нормальной сексуальности. Связь секса и агрессии подтверждается и экспериментально. Эндокринологи констатировали, что агрессивное поведение самцов и их сексуальная активность обусловлены влиянием одних и тех же гормонов - андрогенов, а психологи - что выраженные компоненты агрессивности присутствуют в эротических фантазиях, а отчасти и в сексуальном поведении мужчин. А с другой стороны, подавление сексуальных влечений, сексуальная неудовлетворенность людей также сопровождается ростом раздражения и агрессивных импульсов; отказ женщины от удовлетворения сексуального желания мужчины приводит опять же к агрессии. Условная агрессия и половое возбуждение, по-видимому, взаимодействуют у людей, как и у некоторых животных, взаимно усиливая друг друга. Например, у мальчиков-подростков эрекция часто возникает во время возни, силовой борьбы, но никогда - в настоящей драке. Игра влюбленных, когда мужчина как бы «охотится» за женщиной, преодолевая ее условную борьбу и сопротивление, очень сексуально возбуждает его, т. е. тут условный «насильник» выступает и как соблазнитель. Но есть группа мужчин, которые могут испытать сексуальное возбуждение и удовольствие только в случае действительной агрессии, насилия, избиения, унижения женщины. Такая патологическая сексуальность часто перерастает в сексуальный садизм, сексуальные убийства.

Для диагностики уровня агрессивности может использоваться опросник Басса - Дарки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каково соотношение общего и индивидуального в психике человека?

2. Какие способности выделяют у людей? Каков критерий наличия способностей?

3. Какое определение темпераменту можно дать? У младенца уже есть темперамент?

4. Какие теории темперамента Вы знаете? Охарактеризуйте сильные и слабые стороны своего темперамента.

5. К какому конституционному типу вы себя относите?

6. Что такое психосоциотип? Определите свой психосоци-отип и укажите, с каким типом людей у вас будут отношения ревизии, дуальные и конфликтные отношения и почему.

то

7. В чем отличие характера от темперамента? Какие акцентуации характера встречаются у людей и, возможно, намечаются у вас?

8. Влияет ли самооценка и уровень притязаний на жизненную судьбу человека?

9. Что такое комплекс неполноценности? Можете ли вы осознать свой жизненный сценарий?

11. Какой доминирующий инстинкт, на ваш взгляд, преобладает у вас?

12. Выполните индивидуальное психологическое задание: определите и проанализируйте свой темперамент, пси-хосоциотип, сенсорный тип, характер, акцентуации характера, самооценку и уровень притязаний, доминирующий тип инстинктов.

13. Какие мотивы поведения являются преобладающими у вас?

14. Охарактеризуйте психические состояния людей.

15. В чем отличие уверенного и агрессивного поведения? Какие теории и виды агрессивности вы можете выделить?

16. Составьте структурно-логические схемы по изучаемому материалу, сравните с приведенными схемами, дополняя их.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1991.

2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. СПб., 1992.

3. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.

4. Психология и психоанализ характера. Саратов, 1997.

5. Крупное А. И. Психологические проявления и структура темперамента. М., 1992.

6. Леонгардт К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.

7. Седых Р. К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. М., 1994.

8. Филатова Е. С. Соционика для вас. Новосибирск, 1993.

9. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып 1,2,3. М., 1992.

10. Люшер. Цвет вашего характера. М., 1997.

11. Тайна характера.Чтение характера по лицу. Харьков, 1996.

12. Тайна характера. Психологические типы. Харьков, 1996.

13. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997.

mi

Общее и индивидуальное в психике человека

14. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1997.

15. Бороздина А. В. Психология характера. Исторический очерк. МГУ, 1997.

16. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.

17. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. М., 1997.

18. Собчик Л.Н. Характер и судьба. М., 1996.

19. Еникеева Д. Плохой характер или невроз? М., 1997.

20. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1997.

21. Хорни К. Собр. соч. Т. 3. Наши внутренние конфликты. Невроз и развитие личности. М., 1997.

22. Корнилова Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М., 1997.

23. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.

24. Шадриков В.Д. Способности человека. М.; Воронеж, 1997.

25. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивация. М., 1998.

26. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

27. Альберти, Эммонс. Самоутверждающее поведение: выпрямись, выскажись, возрази. СПб., 1998.

28. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Спб., 1997.

29. Делакур Ж. Б. Большой словарь характеров. Ростов н/ Д, 1997.

30. Кляйн Мелани. Зависть и благодарность: исследование бессознательных источников. Спб., 1997.

31. Коваль Н.А., Родионова Е.В. Методика исследования индивидуального духовного пространства. М.; Тамбов, 1997.

32. Мясищев В. Н. Психология отношений. Избр. Псих. тр. М., 1996.