Или другим экзаменам главная задачапрочитать и запомнить максимально возможный объем информации . Можно конечно делать по старинке (прочитать текст и попытаться его вспомнить), а можно использовать современные техники эффективной работы с текстами. В этом случае, зная особенности и , Вы за более короткий период времени сможете запомнить в 2 раза больше информации чем обычно.

1. Магия цифры 7.

Психологи заметили, что одной из особенностей нашей память является то, что при одновременном восприятии она способна удержать, а потом воспроизвести в среднем 7 объектов. При этом, 7 букв или цифр запомнить не легче, чем 7 слов или 7 фраз. Следовательно, изучаемый к экзамену материал нужно разбить на семь смысловых частей, при этом информацию в каждой части нужно обобщить и выразить главную мысль одной фразой.

Интересно то, что наш мозг обладает такой способностью, что для запоминания и одного предложения, и одной мысли, в которой заключен смысл нескольких страниц текста, требуется практически одинаковый объем памяти.

2. Техники активного запоминания.

2.1.Метод ключевых слов

Ключевое слово – это своеобразный «узел», который связывает хранящуюся в нашей памяти информацию с нашим сознанием и позволяет ее воспроизвести. Чтобы запомнить достаточную большую фразу или определенный фрагмент текста достаточно выделить 1 – 2 ключевых слова и запомнить их. Впоследствии, вспомнив эти слова, можно вспомнить и всю информацию. Этот способ можно так же применять для запоминания больших по объему текстов, составив цепочку из ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой логически.

2.2.Повторение материала.

Этот метод предполагает мысленное воспроизведение ранее изученного материала. Прежде чем начать читать учебник или изучать конспект, нужно вспомнить и кратко записать все то, что вы знаете по теме (даты, формулы, основные факты). А затем проверить себя, заглянув в книгу.

При изучении совершенно нового материала, читая текст, нужно сразу выделить главные мысли и составить краткий план ответа на вопрос, записав все это на отдельном листе. Тогда в последний день перед экзаменом достаточно будет просмотреть эти листочки.

2.3.Использование приемов зрительной памяти .

Зрительные образы задерживаются в нашей памяти гораздо лучше, чем текст, и если у вас достаточно хорошее воображение можете попробовать использовать эту технику.

1) Мысленно представьте себе предмет, который хотите запомнить. «Раскрасьте» его необычными цветами, или представьте огромного размера, или придайте ему необычную форму. «Поверните» его и посмотрите на него с разных сторон.

2) Для запоминания чисел (например, исторических даты) или формул представь себе, что число или формула, которые нужно запомнить, написаны крупным красным шрифтом на белой стене. Заставь эту надпись мигать 15 секунд в вашем воображении и вы вряд ли сможете ее забыть в ближайшее время.

3.Схематизация материала (построение графических схем)

Изобразите изучаемый материал в виде схемы. Отразите в ней последовательность изложения материала и ключевые моменты. Сделайте смысловые цепочки. Единственное условие – схема должна быть размещена на одном листе и хорошо восприниматься зрительно.

Если ваша деятельность связана с необходимостью запоминать большие объемы информации, то рекомендую прослушать хороший тренинг "Принципы и методы развития памяти" . На нем вы сможете узнать об инструментах по улучшению памяти, о продуктах, помогающих укреплению памяти, о техниках концентрации внимания, получите "музыкальные таблетки" для развития памяти и интеллекта и многое другое.

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

Редкий взрослый человек, профессионально не связанный с научной деятельностью, не впадает в панику, если ему предстоит быстро запомнить большой объем информации перед экзаменом или переквалификацией.

Он уже забыл, как это делать, поэтому нервничает, чем создает себе еще большее неудобство. А между тем существует множество способов, как эффективно запоминать информацию.

Отбросить негативные эмоции

Что нельзя делать, пытаясь научиться запоминать большой объем информации?

Ни в коем случае нельзя сразу настраиваться на негатив, делится с родственниками и коллегами, что это не нужно, скучно, вообще никогда не пригодится. В этом случае память будет прочно заблокирована, и запомнить ничего из прочитанного не удастся.

Наоборот, нужно убедить себя, что эта информация крайне важна.

Если не имеешь представления о том, что предстоит выучить за короткий срок, следует сначала разобраться, что это такое. Для этого лучше читать не справочники и профессиональную литературу, а материалы, в которых новые сведения подаются легче.

Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, свое время повышенной трудоспособности. Одному легче читать и запоминать утром, другому – ночью. Если правильно определить время своей активности, быстро удастся справиться с поставленным заданием.

Как запомнить много информации за короткий срок – универсальная методика

  • Негативная информация запоминается лучше позитивной – этим можно воспользоваться при подковке к тесту.

Чтобы воспользоваться этим методом, можно активировать себя следующими посылами:

  1. только полный идиот не сможет выучить такие нужные сведения;
  2. нельзя быть непроходимым тупицей…

После самобичевания информация запоминается намного легче.

  • Чем большее количество материала следует проработать за короткий срок, тем важнее понимать сущность вопроса. Только в этом случае информация прочно закрепится и не забудется, как только перед глазами не окажется нужной страницы или монитора с текстом. В этом случае достаточно будет только знать, с чего начинать и составить план – все остальные сведения придут в голову сами. Чтобы быстро освоить определения, лучше их учить вслух и кому-то пересказать. Не обязательно, чтобы визави разбирался в этом вопросе – подобрать упрощенные определения можно, пытаясь пересказать информацию зеркалу или домашнему питомцу.
  • Объемный материал проще вычитывать и заучивать блоками. Причем каждый из отдельных блоков запоминать в разных местах – перемещаясь по комнате или помещению. В дальнейшем будет достаточно вспомнить обстановку, в которой пришлось заниматься, и все прочитанное появится перед глазами.
  • Еще один метод – во время запоминания жестикулировать, подчеркивая особенно важные определения определенной мимикой лица. Это немного напоминает детскую игру, но именно во время нее мозг лучше воспринимает полученные сведения. Можно представлять себя участников популярного ток-шоу или ведущим, которые стремятся «вдолбить» оппонентам свою «правду» .
  • Люди по-разному воспринимают информацию – кому-то лучше увидеть, кому-то услышать, а для кого-то, если не потрогаешь, освоить материал не удастся.

Облегчить для себя процесс запоминания можно с помощью необходимых образов:



  1. аудиалы записывают материал на диктофон и многократно его прослушивают;
  2. визуалы – делают иллюстрации определениям – иногда в комическо-шаржевой форме;
  3. кинестетики – записывают особо важные сведения на бумаге и близко подносят ее к глазам, чтобы быстро выучить.
  • Этот интересный метод называется словесной экзекуцией. Текст, необходимый для запоминания, перечитывают и переписывают – выписывая только первую букву.

Получается своеобразный конспект или однобуквенный план. Сначала для воспроизведения информации придется пользоваться основным конспектом, но затем она будет всплывать при взгляде на буквы, а потом от записей можно будет совсем отказаться.

  • Нельзя освоить новые знания наскоком, выучить все за один раз. Необходимо делать во время занятий небольшие перерывы, во время которых буду проводиться активные действия. Можно делать что угодно – петь, танцевать, выполнить несколько спортивных упражнений, побегать, пройтись по улице. Достаточно перерыва в 15 минут, чтобы улучшить умственную деятельность и ускорить мозговое кровоснабжение.
  • Есть еще один эффективный способ запомнить информацию, к которому не все относятся серьезно – учиться во сне. Метод не заключается в том, чтобы под подушку положить книгу или уснуть перед компьютером, на экран которого выведены нужные сведения.

Можно в это не верить, но так удается запомнить даже те сведения, с которыми во время бодрствования справиться не удалось.

Как запоминать информацию – основные методы



  • Зубрежка – подходит не всем, и материал усваивается на короткий срок;
  • Пересказ – эффективно, но в одиночку справиться с этим способом трудно;
  • Конспекты – эффективно, отличный способ систематизировать информацию и составить план, способствует запоминанию;
  • Повторение в уме – доступно только при хорошей памяти;
  • Игра – запоминание с помощью образов;
  • География – воссоздания информации с помощью определенного места и времени.

Среди этих методик всегда найдется та, которая поможет пройти на более высокий уровень знаний.

Никогда нельзя заранее бояться объема, который необходимо освоить, и отказываться от испытания из-за неуверенности в собственных силах.

Все заданные требования рассчитаны на среднего профессионала – если кто-то уже сдал экзамены, значит, есть возможность повторить «подвиг». Чем больше уверенности в себе – тем легче справиться с поставленной задачей.

Инструкция

Выберите оптимальное время для изучения новой информации. Для большинства людей это период с восьми до десяти утра, а также с восьми до одиннадцати вечера. В зависимости от вашего режима дня, пики активности могут смещаться. Понаблюдав за собой, вы сами быстро найдете время, когда учить вам легче всего.

Зачастую учащиеся не могут запомнить материал, потому что не способны на нем сосредоточиться. При отсутствии железной силой воли вам лучше найти помещение, где ничто не будет отвлекать вас от учебника, и попросить домашних не беспокоить вас, пока вы не закончите. Уберите с рабочего стола художественную литературу, диски, сувениры – все то, что ваш мозг может посчитать более интересным, чем подготовка к занятию.

Разбейте весь материал на несколько частей. Сложно «впихнуть» в себя за раз огромное количество новой информации. Если вы станете делать небольшие перерывы после заучивания отдельных глав, дело пойдет гораздо быстрее.

Произвольное запоминание подразделяется на механическую зубрежку и логическое осмысление материала. Если после прочтения главы учебника вам кажется, что вы ничего не поняли, попробуйте объяснить полученную информацию кому-нибудь (другу, собаке, плюшевой игрушке). Объясняя материал несведущему человеку, вы будете выбирать наиболее легкие формулировки. Все, что вам казалось сложным и запутанным, станет простым для понимания.

Определяйте для себя «сроки хранения» заученного материала. Материал, вызубренный вами только для того чтобы сдать экзамен, забудется вами через пару дней. Если же вы поймете, что эти знания необходимы вам в дальнейшем, усвоенное сохранится на долгие годы.

Повторение – мать учения. После того, как вы заучили весь материал, бегло просмотрите его и повторите через сорок минут. Затем прочитайте еще раз тему на следующий день. Теперь вы можете быть уверены, что эти знания останутся с вами надолго.

Каждый день человек получает невероятное количество информации. Если какая-то ее часть без последствий может быть утеряна, то другая является крайне важной, и ее необходимо запомнить. Чтобы сделать запоминание информации более эффективным, следует осмыслить ее.

Вам понадобится

  • - карандаш

С каждым днем нам приходится запоминать все больший и больший объем информации. Часто в быту и на работе нам приходится экстренно заучивать то, что мы забудем уже на следующий день. Оказывается, что изучение иностранных языков, запоминание художественных стилей и билетов к экзамену может быть не зубрежкой, а интересной игрой под названием мнемотехника. О ее основных методах нашим читателям рассказала преподаватель мнемотехники и скорочтения в образовательном центре «Юниум» Анастасия Шаталова.

Анастасия Шаталова

Мнемотехника – совокупность методов запоминания различных видов информации на основе выстраивания ассоциаций. Неоспоримое ее преимущество в том, что мнемотехника замедляет старение мозга. Ассоциация – это нейронные связи, поэтому чем больше ассоциаций в своей жизни вы придумываете, тем больше нейронных связей создаете. Чем больше нейронных связей образуется в вашем мозге, тем медленнее он стареет.

Все методы мнемотехники работают посредством ассоциаций, которые мы создаем по пяти золотым правилам. Их удобнее всего сравнить с пятью пальцами руки.

Пять золотых правил ассоциаций можно увидеть, наведя курсор на картинку.

Анастасия посоветовала несколько хитрых и интересных методов запоминания самой разной информации.

1. Метод « цепочки»

Один из простейших мнемотехнических приемов. Суть состоит в попарном соединении образов в определенной последовательности.
Очень удобен при запоминании списка продуктов. Сначала смысловой ассоциацией свяжем мыло со стиральным порошком. Затем придумываем нелепую картину, как намыливаем помидор. Его связываем с другими овощами из списка, например, с сельдереем. Представим еще одну нелепую ассоциацию, что стебель сельдерея – шпага, которая сражается с палкой колбасы. Так мы не забудем зайти в колбасный отдел.



Food-фотограф Изабелла Фаччи

Чуть позже мы расскажем, почему наш эксперт настаивает на отказе от письменных списков продуктов и настаивает на том, чтобы держать все в голове.

2. Запоминание художественных стилей

С помощью метода цепочки можно удобно запомнить художественные стили. Например, одно из знаменитых направлений в живописи – пуантилизм .

Пуантилизм – стилистическое направление неоимпрессионизма, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Одним из основоположников этого жанра был художник Жорж-Пьер Сера. Проще говоря, это живопись яркими точками определенной формы.

Жорж-Пьер Сера, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884)

Для запоминания воспользуемся пятью золотыми правилами ассоциаций и методом цепочки. Представим себе балерину, которая испачкала пуанты яркой краской. Танцовщица выводит витиеватые па и оставляет за собой на сцене картину из ярких точек. Балерина движется чуть дальше и ножкой опрокидывает баночку с желтой серой. Занавес нашей ассоциации. Пуанты с яркими точками – пуантилизм, баночка с серой – Жорж-Пьер Сера.



Петр Козлов, «Балет»

Таким же методом можно запомнить и другие сложные, на первый взгляд, стили. Нам очень интересно, какую ассоциацию вы придумаете на маньеризм или фовизм, поэтому с удовольствием прочитаем их в комментариях к статье на нашей странице в Facebook .

3. Запоминание имен

Кто из нас не попадал в ситуацию, когда на вечеринке вас знакомят сразу с двадцатью разными людьми. Всех вы не запомните, а ведь разговор с каждым из них может стать не только приятным, но и полезным. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, мы воспользуемся методом фонетических ассоциаций.



Кадр из фильма «Великий Гэтсби», реж. Б. Лурман

Если мы знакомимся с девочкой Машей, которая наверняка окажется в вашей компании, воображаем, что она машет руками. Представьте, что Оля льет воду, а Люба окружена любовью. Таким образом, если после третьего бокала вина вы забудете, как зовут ту симпатичную девушку, скучающую в кресле, вы непременно вспомните, что это Маша.

4. Запоминание иностранных слов

Чаще всего при запоминании лексики иностранного языка используют метод Аткинсона . Классический пример, на котором разбирают этот способ: запоминание английского слова pillow (подушка).



Мы находим фонетическую ассоциацию, которая похожа по произношению на «pillow». Первое, что приходит в голову многим – это пила. Затем у себя в голове мы используем уже смысловую ассоциацию и представляем в паре пилу и подушку. Используем пять золотых правил ассоциации и рисуем нелепую картину, как мы пилим пуховую подушку. Представьте, как летят перья во все стороны, как одной из них даже попало вам в нос, и вы чихнули. Детальная визуализация очень важна, поскольку ваши эмоции только укрепят процесс запоминания. При этом Анастасия советует нам не увлекаться – это ведь ассоциация одного слова, а не всей книги.

Если в общении с иностранцем у вас возникнет необходимость сказать на английском слово «подушка», вы вспомните, что в нашей ассоциации мы пилили подушку. В памяти мгновенно воспроизводится нужное слово – pillow. Метод Аткинсона применим и для более длинных и сложных слов, например, entertainment. Сложное слово можно разбивать на части и сочетать друг с другом сразу две ассоциации.

Зачем еще нужна мнемотехника?

Помните, как вы обычно учили билеты в университете? В последнюю ночь перечитывая их сотни раз, чтобы благополучно забыть все на следующий день. С помощью ассоциаций можно не только запомнить информацию с первого раза, но и сохранить ее в долговременной памяти. Пожалуй, это и есть самое важное из всех неоценимых преимуществ мнемотехники.



Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», реж. Л. Гайдай

«Мнемотехника – одно из самых перспективных направлений, которое действительно позволяет развивать мышление. Важно, что люди, которые регулярно использую эти методы в быту, автоматически расширяют резерв своей памяти».Допустим, если мы три раза запомним список из семи-десяти покупок с помощью ассоциаций по методу цепочки, то в одиннадцатый раз мы даже не будем строить ассоциативные ряды, а быстро запомним, что написано на листочке с первого раза.

Поначалу использовать метод ассоциаций покажется сложно, и это действительно так. Кто знает, может, скоро использование этих методов будет вашим любимым занятием, чтобы отвлечься от рутины трудовых будней.