Любая религия имеет свой свод правил, как правильно читать молитвы, как часто это делать и с каким настроем подходить к такой ответственной миссии. Каждый мусульманин ответственно подходит к прочтению намаза, ведь как говорит Коран, это приближает к Аллаху. Новичку сперва эта задача кажется сложной. Потому число молодых мусульман, которые халатно относятся к этому занятию, неумолимо растет. Именно поэтому так важно научиться читать намаз правильно, вкладывая в каждое слово глубокий смысл и посыл.

В мусульманской религии намаз — обязательный каждодневный ритуал по чтению определенных пятикратных молитв. Очень важно не пропускать это событие, самозабвенно читать и пропускать каждое слово через себя. Только в этом случае Аллах благословит человека, будет защищать и наставлять его.

Если же верующий не выполняет свои религиозные обязанности, нерегулярно читает намаз и вовсе этого не делает, не вкладывает в молитвы глубокий смысл, то Всевышний отворачивается от человека и даже проклинает его.

Также намаз — это возможность сосредоточиться и понять свои чувства, привести мысли в порядок и даже принять сложное решение, если такое «нависает» над человеком.

Почему же читают намаз? Каждый настоящий мусульман подтвердит, что его следует читать, потому что:

  1. Намаз заботится о душевном состоянии. Такую молитву можно сравнить с сеансом идеального психоаналитика, который разбирается в тонкостях души пациента. С помощью намаза Аллах воздействует на верующего, придает ему сил, спокойствия, умиротворенности.
  2. Молитвы развивают чувство уважения к Богу. Священная книга Коран говорит, что не нужно обращать внимание на тех, кто игнорирует намаз. Следует делать свое дело вдохновенно, тогда верующий заручится поддержкой Всевышнего.
  3. Намаз дарит чувство радости и удовлетворенности. Удивительным образом молитва придает сил и энергии. Даже после долгого прочтения человек не чувствует себя уставшим. Наоборот, он ощущает прилив сил, хочет выполнять свои обязанности и дарить это ощущение окружающим.

Намаз соединяет в себе строгую необходимость, обязательность с личным желанием и стремлением. В итоге человек становится счастливым. Но этот конечный результат возможен только тогда, когда соблюдаются все правила.

Как подготовиться к намазу?

К молитве обязательно должен приступать совершеннолетний человек. Его ум должен быть светел, и он обязан отдавать себе отчет в том, что будет происходить.

К физической подготовке можно отнести:

  • омовение перед молитвой, особенно если человек чувствует себя грязным, неопрятным;
  • одевается чистая одежда, которая должна закрывать все необходимые части тела;
  • следует повернуться лицом в сторону Каабы — исламской святыне, расположенной в Мекке.

Обязательно следует обратить внимание на позу, в которой будет прочтена молитва. Мужчина должен поставить ноги на ширине плеч, руки должны быть опущены и расслаблены, взор — впереди себя, слегка опущен.

Женщины же стоят ровно, ноги должны быть соединенны вместе, а руки расположить вдоль туловища.

Также верующий должен подготовиться эмоционально, настроиться на нужную «волну», быть откровенным и искренним.

Когда подготовка окончена, мусульманин произносит слова — предшественники намаза.

К подготовке также можно отнести доскональные знания элементов намаза. Различают ракааты и сажду. Первое — это систематически повторяющиеся движения, жесты и слова вовремя молитвы. Второе же — земной поклон, обязательный элемент намаза.

Ракааты в свою очередь подразделяются на обязательные и желательные. Ответственный мусульманин должен соблюдать их все. Исключение — если человек сильно болен и не в состоянии выполнить все процедуры.

В какое время читать намаз?

Намаз включает в себя 5 молитв. Каждую из них нужно читать в специально отведенное время. Все части чтения очень важны, поэтому своевременность и постепенность очень важны в этом процессе.

В какое же время читать намаз? Этот вопрос особенно волнует новичков. Существует даже специальные сайты, которые предоставляют обратный отчет к назначенному времени. Но воспользоваться такими инновациями могут не все, потому лучше сразу определиться, когда следует читать намаз.

Утреннее чтение совершает незадолго до рассвета. Несмотря на ранний час, большое количество людей приступают к чтению молитвы.

Дневной намаз в летний период читают после того, как спадет сильная жара. Зимой это можно сделать раньше, потому что солнце заходит быстрее.

Предвечерний намаз совершается в очень тонкий момент, который следует уловить. Это делается тогда, когда солнце изменило свой цвет перед закатом. Для молодых неопытных мусульман бывает трудно поймать это время. Тут пригодится помощь более опытных наставников.

Когда заходит солнце, наступает пора для вечернего намаза.

Ночное же чтение должно состояться в первой трети ночи.

Со временем, когда опыта будет больше, новичку будет намного легче следить за временем. Тогда шансы пропустить чтение минимальны.


В какую сторону читать намаз?

Намаз невозможен без соблюдения важного условия — чтения в направлении киблы. Кибла в дословном переводе означает «то, что находится напротив». Это направление приводит к священной точке под названием Кааба, которая находится в городе Мекка.

Эта географическая точка также необычайно важна при строительстве мечетей. Это своеобразный религиозный магнит, который притягивает к себе мусульман со всего мира. В какой бы точке планеты не оказался человек, он знает, куда повернуться, чтобы почувствовать единство духа.

Молодое поколение с трудом может определить нужное направление для чтения молитвы. В какую сторону читать намаз, если некому подсказать и помочь? Современные технологии отлично справятся с поставленной задачей.

Например, использование Яндекс карты ускорит поиск Каабы. Для этого следует выполнить манипуляции:

  • вбить в поиске Яндекс «Мекка», кликнуть «Найти»;
  • выбрать пункт «Карты»;
  • справа найти «Показать» — «Спутник» или «Гибрид»;
  • воспользоваться инструментом «Линейка», Кааба — конечная точка;
  • уменьшая — увеличивая масштаб карты, нужно выбрать исходную точку, где в данный момент находится верующий.

Так будет проложено направление, к которому неизменно следует обращаться изо дня в день.

Если человек выбрал неверное направление заведомо или даже не пытался отыскать верное, то его намаз будет считаться недействительным. В том случае, если человек предполагает, что читает в верном направлении, но это не так, намаз зачтется.

Если вдруг мусульманин выбрал не то направление и понял это во время намаза, он должен повернуться в нужную сторону, не прекращая его.

Как начинать читать намаз начинающим?

К намазу приучают детей с самого раннего детства. Пол не имеет значение, читать пятикратную молитву должны и девушки, и парни. Начиная с совершеннолетия процедура является обязательной.

Для новичка эта процедура — колоссальный труд, но не из-за того, что нужно выучить все молитвы. Главное — сосредоточиться и не отвлекаться. Если намаз будет читаться с ошибками, а мусульманин — сбиваться, то молитва попросту не зачтется.

В Коране говорится, что если у верующего чистые стремления и помыслы, то даже небольшие ошибки при чтении не нарушат силу молитвы. Необходимо все время стремиться к идеалу, стараться делать с каждым разом меньше ошибок, и тогда все удастся.

Также следует совершать определенные поклоны, жесты в нужный момент. Неопытному человеку сперва трудно совмещать чтение и контроль за своими действиями.

Можно выделить такой алгоритм действий для новичков:

  • четкое соблюдение времени и количества чтений;
  • очищение и омовение;
  • выбор правильной одежды, сокрытие частей тела от посторонних глаз;
  • поиск нужного направления;
  • желание помолиться.

Для мусульман эти требования посильны, потому что они с детства учат их. Тем же, кто только перенял веру, правила даются с трудом. Но даже в этом случае всего можно достигнуть, если есть вера.

Как правильно читать намаз мужчинам?

Чтение молитвы мужчиной и женщиной отличается. Поэтому рационально узнать, как правильно читать намаз мужчинам, чем он отличается от женского варианта.

Сперва необходимо стоя настроиться и выразить свои искренние намерения. В зависимости от того, в какое время суток читается намаз, количество обязательных и желательных телодвижений будет отличаться.

  1. Следует поднять две руки в сторону Киблы и раздвинуть пальцы. Коснуться большими пальцами своих мочек.
  2. Сложить руки так: положить правую руку на левую, большой палец и мизинец правой руки должен обхватывать левую руку.
  3. В такой позе коснуться области чуть ниже пупка.
  4. Опустить руки и поклониться.
  5. Затем нужно выпрямиться, а затем коснуться лбом сажда.
  6. Выпрямиться и остаться в положении сидя.
  7. Через несколько минут снова опуститься в сажда.

Каждый этап сопровождается чтением определенных молитв, стихов.

Как правильно читать намаз женщинам?

Каждая мусульманка с детства знает, как правильно читать намаз женщинам. Эти правила не отличаются от мужского варианта. Некоторые считают, что женщины могут молиться не 5 раз в день, а меньше. Но это ошибочное мнение.

Единственное упрощение — они могут выбирать место для молитвы (мечеть или в пределах дома).

Такая особенность связана с тем, что в некоторых мечетях нет отдельно входа для женщин или нет специального зала. В таком случае им лучше помолиться дома, чтобы не отвлекать своим присутствием мужчин (это запрещено Кораном).

Также священная книга гласит, что домашний вариант предпочтительнее для женщин еще и потому, что ей сложнее оторваться от домашних дел, воспитания детей.

Как и мужчины, женщины — мусульманки должны ответственно подходить к этому занятию, сконцентрироваться.

Сколько раз читают намаз?

Намаз читают строго 5 раз в день. У каждого звена есть свое точное время. Если верующих по какой — то причине пропускает его или делает позже, то это не засчитывается.

Важно не пропускать намаз, четко выдерживать график. Тогда Всевышний одарит своей любовью, будет помогать в делах и одарит человека любовью.

Видео «Как правильно читать намаз»

Ролик, расположенный ниже, покажет, как правильно следует читать намаз.

Текст намаза

В зависимости от времени суток молитва видоизменяется. Если речь идет об утреннем чтении, то текст намаза будет следующий:

«О Аллах, Господь этой молитвы! Дай пророку Махаммаду достоинства. И помоги нам воспользоваться защитой его».

«Я далек от Сатаны, я все ближе к Господу. Наше восхваление принадлежит только Аллаху. Тебе одному поклоняемся и просим помощи. Направь нас на верный путь.»

Этот небольшой отрывок показывает, как сильно должен уважать читающий своего Господа.

Вся речь произносится родным языком.

На некоторых сайтах даже есть транскрипция и перевод.

Какой намаз читают ночью?

Ночной намаз или «тахаджуд» следует делать в районе часа ночи. Минимум обязательных циклов телодвижений составляет 2 раза, максимум — 12.

Мусульмане считают, что ночной намаз является особенным. Он приближает верующего к Всевышнему, дарует здоровье, покровительствует во всех начинаниях и делах.

Коран подтверждает это мнение, потому к этому намазу относятся с особым трепетом.

Что надо читать после намаза?

Пример дуа после намаза:

«О Аллах, ты — мир. Благословен Ты, обладаешь величием и великодушием. Нет другого Бога, кроме Аллаха. Ему принадлежит власть и хвала».

Когда нельзя читать намаз?

Рассмотрим такие случаи:

  1. В период с рассвета до восхода солнца происходит утренний намаз.
  2. Кода солнце в зените также не рекомендуется чтение намаза.
  3. За 30 минут до захода солнца (оно покраснело) нельзя ничего читать, кроме послеполуденного намаза.
  4. Во время проведения хутбы — религиозной проповеди.

Видео «Как правильно читать намаз женщине»

Женщинам также будет полезно наглядно ознакомиться с материалами. Это минимизирует ошибки, восполнит духовные «пробелы».

Ниже представленное видео — пример того, как следует читать молитву женскому полу.

Как быстро научиться читать намаз?

Только опыт и старания помогут без ошибок и с вдохновением молиться. Следует читать не только обязательные, но и желательные молитвы.

Также новичку пригодится:

  • терпение;
  • максимальная концентрация;
  • дисциплина.

Следует помнить, что излишняя быстрота в этом деле губительна. Лучше читать медленно, но зато правильно и без ошибок.

Намаз читать вслух или про себя?

Священные мусульманские истины утверждают, что читать намаз нужно не очень громко, но и не шепотом. Следует выбрать средний звуковой уровень.

Считается, что дневные молитвы читаются шепотом, а вот утренние и вечерние — вслух. Этому предшествовала интересная легенда.

Когда — то над мусульманами издевались идолопоклонники. Услышав громкое чтение намаза, они сразу же приступали к своим действиям.

Чтобы устранить нападения, верующие стали читать намаз шепотом или про себя.

Это значит, что изначально намаз читался исключительно вслух, а потом это стали делать про себя.

Чтение намаза — ответственное и довольно трудное для новичков занятие. Чтобы не путаться и совершать все своевременно и правильно, нужно время и знания.

22:12 2014

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитесь так как видели молящимся меня» (Бухари)

Ниже мы собрали для вас обучающие видео и подробное описание всего намаза от начала и до конца. Пусть этот материал принесет пользу мусульманам.

Краткое обучение намазу. Для тех, кто хочет научиться, но не знает с чего начать.

Каждый мусульманин должен знать, что принятие его деяний Всевышним Аллахом зависит от соблюдения им следующих двух условий: Во-первых, деяние должно быть совершено искренне и только ради Всевышнего Аллаха. При этом, совершая это деяние, мусульманин должен боятся только Аллаха, любить Его больше всего остального и надеяться только на Его милость. Во-вторых, мусульманин должен совершать то или иное деяние так же, как его совершал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, т.е. в соответствии с его Сунной.

Отсутствие одного из этих условий делает обряд поклонения недействительным, будь то намаз, омовение, пост, закят и т.д. Поэтому, стремясь положить конец разногласиям и недоразумениям, связанным с намазом и очищением, мы исключительно опирались при написании этой статьи на аяты Священного Корана и достоверные хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

ЭТИКЕТ ОТПРАВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

1. Человек, отправляющий естественные потребности, должен выбрать такое место, где бы люди не могли его видеть, не могли слышать звуков во время выделения газов и чувствовать запах экскрементов.

2. Желательно перед входом в туалет произнести следующие слова: «Аллахумма инни а’узу бика мина-ль-хубуси ва-ль-хабаис!» («О Аллах! Я прибегаю к Тебе от мерзких дьяволов мужского и женского пола!»).

3. Человек, отправляющий естественные потребности, не должен ни с кем разговаривать, произносить слова приветствия и отвечать на чей-либо зов без необходимости.

4. Человек, отправляющий естественные потребности, из почтения к священной Каабе не должен поворачиваться к ней лицом или спиной.

5. Необходимо сторониться попадания экскрементов (кала и мочи) на тело и одежду.

6. Нужно избегать отправления естественных потребностей в местах, где ходят или отдыхают люди.

7. Человек не должен отправлять естественные потребности в стоячей воде или в воде, в которой он купается.

8. Нежелательно совершать мочеиспускание стоя. Это можно делать только при наличии двух условий:

a. если есть уверенность в том, что моча не попадет на тело или одежду;

b. если человек уверен, что никто не увидит его срамных мест.

9. Необходимо очищать оба прохода водой или же камнями, бумагой и т.д. Однако очищение водой является наиболее предпочтительным.

10. Нужно очищать оба прохода левой рукой.

11. После выхода из туалета желательно произнести следующие слова: «Гуфранак!» («Я прошу твоего прощения, Господи!»)

12. Желательно входить в туалет с левой ноги и выходить из него с правой.

МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (аль-Маида, 6).

Условия совершения малого омовения

Человек, совершающий малое омовение, должен:

1. быть мусульманином;

2. быть совершеннолетним (по мнению некоторых ученых);

3. не быть душевнобольным;

4. иметь при себе чистую воду;

5. иметь намерение совершить малое омовение;

6. удалить все, что мешает попаданию воды на органы омовения (краску, лак и т.д.), а также, совершая малое омовение не оставлять сухим какую-либо часть органов омовения;

7. очистить тело от нечистот;

8. освободиться от кала и мочи.

Действия, делающие малое омовение недействительным

1. Экскременты, выходящие из переднего или заднего прохода, такие как моча, кал, сок предстательной железы, газы, кровотечение и т.д.

2. Глубокий сон или потеря сознания.

3. Употребление в пищу верблюжатины.

4. Непосредственное прикосновение к половому органу или анальному отверстию (по мнению некоторых ученых).

Действия, не делающие малое омовение недействительным

1. Все, что выделяется из тела человека, за исключением экскрементов, выходящих из заднего и переднего проходов.

2. Прикосновение к женщине.

3. Употребление пищи, приготовленной на огне.

4. Сомнение в действительности малого омовения.

5. Смех или хохот.

6. Прикосновение к покойнику.

8. Дремота.

9. Прикосновение к нечистотам. (Прикоснувшись к нечистотам достаточно смыть их водой).

Порядок совершения малого омовения

Человек, совершающий малое омовение, должен в душе вознамериться совершить его. Однако не нужно произносить намерение вслух, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не произносил намерение вслух перед омовением, намазом и другими обрядами поклонения. Начиная малое омовение необходимо произнести: «Би-сми-ллях!» («С именем Аллаха!»). Затем нужно трижды помыть кисти рук. Затем необходимо трижды прополоскать рот и нос и трижды вымыть лицо от одного уха до другого и от места произрастания волос до окончания челюсти (или бороды). Затем нужно трижды вымыть обе руки от кончиков пальцев до локтей включительно, начиная с правой руки. Затем нужно намочить ладони и протереть ими голову. Протирая голову, нужно провести по ней руками от окончания лба до начала шеи, а затем – в обратном направлении. Затем необходимо вставить указательные пальцы рук в ушные отверстия и протереть внешнюю сторону ушей большими пальцами. Затем необходимо вымыть ноги от кончиков пальцев до щиколоток включительно, начиная с правой ноги. Необходимо вымыть промежутки между пальцами ног и уделять внимание тому, чтобы вода дошла до пяток. После окончания совершения омовения желательно произнести: «Ашхаду алля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва-расулюх, аллахумма-дж’ални мина-т-таввабина ва-дж’ални мина-ль-мутатаххирин!» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник! О Аллах! Сделай меня одним из кающихся и сделай меня одним из самоочищающихся!»)

БОЛЬШОЕ ОМОВЕНИЕ

Случаи, при которых большое омовение становится обязательным

1. После полового сношения (даже если не произошло семяизвержение), а также после поллюции или семяизвержения, произошедшего в результате страстного влечения.

2. После окончания менструации и послеродовых кровотечений.

3. Для совершения пятничного намаза.

4. После смерти: следует омыть умершего мусульманина, если только он не является мучеником, павшим на пути Аллаха.

5. При принятии Ислама.

Случаи, при которых большое омовение является желательным

1. Большое омовение человека, омывшего покойника.

2. Перед вступлением в состояние ихрама для совершения хаджа или умры, а также перед входом в Мекку.

3. Для повторного вступления в половой акт.

4. Женщине, имеющей хронические кровотечения, желательно совершать большое омовение перед каждым намазом.

Порядок совершения большого омовения

После того, как человек вознамерился совершить большое омовение, он должен произнести: «Би-сми-л-лях!» («С именем Аллаха!») и вымыть кисти рук. Затем он должен вымыть половые органы и анальное отверстие, а затем совершить малое омовение. Затем необходимо трижды пролить воду на голову, расчесывая при этом волосы руками, так чтобы вода достигла корней волос. Затем нужно трижды вымыть все оставшиеся части тела. Затем следует вымыть трижды ступни ног. (Так совершал большое омовение пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха).

Если на какой-либо орган тела наложена медицинская повязка или гипс, то, совершая малое или большое омовение, необходимо вымыть здоровые участки тела, а повязку или гипс обтереть мокрой рукой. Если же обтирание мокрой рукой повязки или гипса вредит поврежденному органу, то в этом случае следует совершить омовение песком.

ОМОВЕНИЕ ПЕСКОМ (ТАЙАММУМ)

Омовение песком разрешается совершать если:

1. вода отсутствует, или ее недостаточно для совершения малого или большого омовения;

2. раненый или больной человек боится, что в результате малого или большого омовения ухудшится его состояние или продлится его болезнь;

3. очень холодно, и человек не может использовать воду для малого или большого омовения (подогреть и т.д.) и боится, что вода нанесет ему вред;

4. воды мало и достаточно только лишь для питья, приготовления пищи и для других необходимых целей;

5. невозможно достичь воды, например, если враг или хищное животное не дают возможность приблизиться к воде, или если человек боится за свою жизнь, честь или имущество, или если он находится в заключении, или если он не в состоянии извлечь воду из колодца и т.д.

Действия, делающие омовение песком недействительным

Все, что делает малое и большое омовение недействительными, о чем было сказано ранее, делает недействительным и большое омовение. Если после совершения омовения песком вода нашлась, или стало возможным ее использовать, то омовение песком становится также недействительным. Человек, совершивший намаз после того, как он совершил омовение песком, не должен вновь совершать этот намаз, если он нашел воду. Истечение срока того или иного намаза не делает омовение песком недействительным.

Порядок совершения омовения песком

После того, как человек вознамерился совершить омовение песком, он должен произнести: «Би-сми-л-лях!» («С именем Аллаха!»), а затем один раз положить ладони на место, избранное для совершения омовения песком. Затем нужно очистить ладони от песка, дунув на них, или похлопав ими друг об друга. Затем следует протереть ладонями лицо и кисти рук.

Омовение песком разрешается совершать только лишь чистым песком или подобными ему веществами.

Нельзя совершать омовение песком при наличии воды, так как это противоречит шариату, и в этом случае совершенный намаз будет считаться недействительным. Поэтому нельзя совершать омовение песком при наличии воды, даже если время намаза подходит к концу: необходимо совершить малое или большое омовение водой, а затем совершить намаз.

НАМАЗ

Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (аль-Баййина, 98:5).

Малик ибн аль-Хувейрис, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте намаз так, как это делаю я».

Условия, необходимые для совершения намаза

Намаз обязан совершать каждый совершеннолетний и находящийся в здравом уме мусульманин. Для совершения намаза необходимо наличие следующих условий:

1. очищение, т.е. нужно совершить малое (или если необходимо, большое) омовение или заменяющее его омовение песком, если потребуется;

2. совершать намаз в строго определенное для него время;

3. тело и одежда молящегося, а также место совершения намаза должны быть очищены от скверны;

4. покрытие частей тела, которые шариат повелевает покрывать во время совершения намаза;

5. обращение лица в сторону священной Каабы.

6. намерение (в душе) совершить тот или иной намаз.

Действия, делающие намаз недействительным

1. Вероотступничество (да убережет нас Всевышний Аллах от этого!);

2. преднамеренное невыполнение какого-либо столпа, обязательного действия или условия намаза;

3. преднамеренно произносить слова и совершать действия, не относящие к намазу;

4. преднамеренно добавлять лишние поясные или земные поклоны, стояние или сидение;

5. преднамеренное искажение звуков или слов, или изменение порядка аятов при чтении коранических сур, так как это противоречит порядку, в котором Аллах послал данные суры;

6. преднамеренная еда или питье;

7. смех или хохот (исключение составляет улыбка);

8. преднамеренное произнесение столпов и обязательных зикров, произносимых во время намаза в душе, не двигая при этом языком;

9. нахождение воды, после совершения омовения песком.

Действия, совершение которых нежелательно во время намаза

1. смотреть вверх;

2. без причины поворачивать голову в сторону;

3. смотреть на вещи, которые отвлекают от намаза;

4. класть руки на пояс;

5. класть локти на землю во время совершения земного поклона;

6. закрывать глаза;

7. без причины делать лишние движения, не делающие намаз недействительным (чесаться, шататься и т.д.);

8. делать намаз, если есть уже подано;

10. вставать на намаз, сдерживая мочу, кал или газы;

11. совершать намаз, засучив рукава пиджака или рубашки;

12. совершать намаз с открытыми плечами;

13. совершать намаз в одежде с изображениями живых существ (животных, людей и т.д.), а также совершать намаз на подобных изображениях или обратившись к ним лицом;

14. не ставить перед собой преграду;

15. произносить намерение совершить намаз языком;

16. не выравнивать спину и руки при совершении поясных поклонов;

17. не выравнивание рядов молящихся и наличие в рядах незаполненных мест при совершении группового намаза;

18. сильно приближать голову к коленям и прижимать локти к туловищу во время совершения земного поклона;

19. опережать имама при совершении группового намаза;

20. чтение Корана во время совершения поясных или земных поклонов;

21. всегда преднамеренно совершать намаз в мечети на одном и том же месте.

Места, в которых запрещается совершать намаз

1. оскверненные места;

2. на кладбище, а также на могиле или обратившись лицом к ней (исключение составляет погребальный намаз);

3. в бане и туалете;

4. в месте остановки верблюдов или в верблюжьем загоне.

АЗАН

«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 4 раза;

«Ашхаду алля иляха илля-л-лах!» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!») – 2 раза;

«Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-л-лах» («Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха!») – 2 раза;

«Хаййа Аля-с-салях!» («Спешите на намаз!») – 2 раза;

«Хаййа аля-ль-фалях!» («Спешите к преуспеянию!») – 2 раза;

ИКАМА

«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 2 раза;

«Ашхаду алля иляха илля-л-лах!» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!») – 1 раз;

«Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-л-лах» («Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха!») – 1 раз;

«Хаййа Аля-с-салях!» («Спешите на намаз!») – 1 раз;

«Хаййа аля-ль-фалях!» («Спешите к преуспеянию!») – 1 раз;

«Кад камати-с-салях!» («Намаз уже начался!») – 2 раза;

«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») – 2 раза;

«Ля иляха илля-л-лах» («Нет божества, кроме Аллаха!») – 1 раз.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА

Человек, совершающий намаз, должен всем телом обратиться к находящейся в Мекке священной Каабе. Затем он должен вознамериться в душе совершить тот или иной намаз. Затем он должен, подняв руки на уровне плеч или ушей, произнести: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»). Этот начальный такбир называется по-арабски «такбират аль-ихрам» (букв. «запрещающий такбир»), так как после его произнесения человеку, начавшему совершать намаз, запрещаются некоторые действия, которые разрешены вне намаза (разговаривать, есть и т.д.). Затем он должен положить ладонь правой руки на кисть левой и установить обе руки на груди. Затем он должен произнести вступительную молитву: «Субханака-ллахумма ва би-хамдика ва табарака-смука ва та’аля джаддука ва ля иляха гайрук!» («Пречист Ты, о Аллах! Хвала Тебе! Благословенно имя Твое! Высоко величие Твое! Нет божества, кроме Тебя!»)

Затем молящийся должен произнести: «А’узу би-л-ляхи мина-ш-шейтани-р-раджим!» («Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны!») Затем он должен прочесть суру «аль-Фатиха» («Открывающая Коран»):

«Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим!»

1. «Аль-хамду ли-лляхи рабби-ль-алямин!»

2. «Ар-рахмани-р-рахим!»

3. «Малики йауми-д-дин!»

4. «Иййака на’буду ва иййака наста’ин!»

5. «Ихдина-с-сирата-ль-мустагим!»

6. «Сирата-л-лязина ан’амта алейхим!»

7. «Гайри-ль-магдуби алейхим ва ля-д-даллин!»

(«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

1. Хвала Аллаху, Господу миров,

2. Милостивому, Милосердному,

3. Властелину Дня воздаяния!

4. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.

5. Веди нас прямым путем,

6. путем тех, кого Ты облагодетельствовал,

7. не тех, на кого пал гнев, и не заблудших»).

Затем он должен сказать: «Амин!» («Господи! Вними нашей молитве!»). Затем он должен прочесть любую суру (или суры) Корана, которую он знает наизусть.

Затем он должен поднять руки на уровне плеч и, произнося слова: «Аллаху акбар!», совершить поясной поклон, возвеличивая Всевышнего Аллаха. Желательно, чтобы он выпрямил спину и голову параллельно полу и положил ладони на коленные чашечки, растопырив пальцы рук. Находясь в поясном поклоне он трижды должен произнести: «Субхана раббийа-ль-азим!» («Пречист мой великий Господь!») Желательно добавить к этому слова: «Субханака-л-лахумма раббана ва би-хамдик! Аллахумма-гфирли!» («Пречист Ты, о Аллах, Господь наш! Хвала Тебе! О Аллах! Прости меня!»).

Затем он должен подняться из поясного поклона. Поднимаясь, он должен произнести: «Сами’а-л-лаху лиман хамидах!» («Да услышит Аллах того, кто Его восхвалил!») и поднять руки на уровне плеч. Полностью выпрямившись, он должен сказать: «Раббана ва-лака-ль-хамд!» («Господь наш! Тебе хвала!») или: «Раббана ва лака-ль-хамду хамдан касиран таййибан мубаракан фих, мил’а-с-самавати ва-мил’а-ль-арди ва-мил’а ма ши’та мин шей’ин ба’д!».

Затем он должен со смирением перед Аллахом и почтением к Нему совершить земной поклон. Опускаясь, он должен произнести: «Аллаху акбар!». Совершая земной поклон, он должен положить на землю лоб и нос, обе ладони, оба колена и кончики пальцев обеих ног, отдалить локти от туловища и не класть их на землю, кончики пальцев рук направить в сторону Мекки, отдалить колени друг от друга и соединить стопы ног. В этом положении он должен трижды произнести: «Субхана раббийа-ль-а’ля!» («Пречист мой Всевышний Господь!») Желательно добавить к этому слова: «Субханака-л-лахумма раббана ва би-хамдик! Аллахумма-гфир ли!»

Затем он должен поднять голову с земного поклона, говоря при этом «Аллаху акбар!» После этого он должен сесть на левую ногу, положить правую ступню вертикально, направив пальцы правой ноги в сторону Каабы, положить правую ладонь на правое бедро, раскрыв при этом пальцы рук, а левую ладонь положить таким же образом на левое бедро. Находясь в этом положении, он должен произнести: «Рабби-гфир ли, ва-рхамни, ва-хдини, ва-рзукни, ва-джбурни, ва-афини!» («Господи! Прости меня! Помилуй меня! Наставь меня на прямой путь! Даруй мне удел! Исправь меня! Сделай меня здоровым!») Или он должен сказать: «Рабби-гфир ли! Рабби-гфир ли!» («Господи, прости меня! Господи, прости меня!»)

Затем он должен со смирением перед Аллахом и почтением к Нему и со словами «Аллаху акбар!» совершить второй земной поклон так же, как он совершил первый, произнося при этом те же самые слова. На этом завершается первый рак’ат намаза. Затем он должен встать на ноги, произнося при этом «Аллаху акбар!» Встав, он должен совершить во втором рак’ате все, что он совершил в первом, за исключением вступительной молитвы. Завершив второй рак’ат, он должен со словами «Аллаху акбар!» поднять голову с земного поклона и сесть так же, как он садился между двумя земными поклонами, но должен при этом прижать к ладони безымянный палец и мизинец правой руки, соединить средний и большой пальцы, а указательный направить в сторону Каабы. Он должен прочитать молитвы «Ташаххуд», «Саляват» и «Исти’аза».

Ташаххуд: «Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму алейка эййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму алейна ва аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух!» («Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник!»)

Салават: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама саллейта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид! Ва барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид!» («О Аллах! Восхвали Мухаммада и его род так же, как ты восхвалил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный! И благослови Мухаммада и его род так же, как ты благословил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный!»)

Истиа’за: «Аллахумма инни а’узу бика мин азаби-ль-кабр, ва мин азаби джаханнам, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат, ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!» («О Аллах! Воистину, я прибегаю к Тебе от мучений в могиле, и от мучений в аду, и от искушений при жизни и после смерти, и от искушения антихриста!»)

После этого он может попросить у Аллаха любое благо как в мирской, так и в загробной жизни. Затем он должен повернуть голову направо и сказать: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах!» («Мир вам и милость Аллаха!») Затем он должен точно так же повернуть голову налево и сказать то же самое.

Если намаз состоит из трех или четырех рак’атов, то он должен прочитать «Ташаххуд» до слов: «Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва-расулух!», а затем со словами «Аллаху акбар!» встать на ноги и поднять кисти рук до уровня плеч. Затем он должен совершить оставшиеся рак’аты намаза так же, как он совершил второй рак’ат, с той лишь разницей, что в последующих рак’атах не нужно читать суру после суры «аль-Фатиха». Завершив последний рак’ат, молящийся должен сесть подобно тому, как он садился прежде, с той лишь разницей, что он должен положить стопу левой ноги под голень правой и сесть на седалище. Затем он должен прочитать весь «Ташаххуд» до конца и, повернув голову направо и налево, сказать в обе стороны: «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-ллах!».

ЗИКРЫ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ПОСЛЕ НАМАЗА

3 раза: «Астагфиру-ллах!» («Прошу прощения у Аллаха!»)

«Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам!» («О Аллах! Ты – мир, и от Тебя – мир! Благословен Ты, о Обладающий величием и великодушием!»)

«Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хува аля кули шей’ин кадир! Аллахумма ля мани’а лима а’тайт, ва ля му’тийа лима мана’т, ва ля йанфа’у за-ль-джадди минка-ль-джадд!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь! О Аллах! Никто не сможет помешать Тебе дать то, что Ты пожелаешь! Никто не может дать того, что Ты не желаешь! О Обладатель величия! Никого не спасет его величие от Тебя!»)

«Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва хува аля кулли шей’ин кадир! Ля хауля ва ля куввата илля би-ллях! Ля иляха илля-ллаху ва ля на’буду илля иййах! Ляху-н-ни’мату ва-ляху-ль-фадлу ва-ляху-с-сана’у-ль-хасан! Ля иляха илля-ллаху мухлисина ляху-д-дина ва лау кариха-ль-кафирун!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь! Нет силы и могущества, кроме как с Аллахом! Нет божества, кроме Аллаха, и мы не поклоняемся никому, кроме Него! Ему принадлежат блага, превосходство и прекрасная хвала! Нет божества, кроме Аллаха! Ему одному мы поклоняемся, даже если это не нравится неверующим! »)

33 раза: «Субхана-ллах!» («Пречист Аллах!»)

33 раза: «Аль-хамду ли-ллях!» («Хвала Аллаху!»)

33 раза: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»)

И в конце 1 раз: «Ля иляха илля-л-лаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва-хува аля кулли шей’ин кадир!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь!»)

Желательно читать после каждого намаза «Айат аль-Курси» («Аят о Престоле»): «Аллаху ля иляха илля хува-ль-хаййу-ль-каййум, ля та’хузуху синатун ва ля наум, ляху ма фи-с-самавати ва ма фи-ль-ард, ман за-л-лязи йашфа’у индаху илля би-изних, йа’ляму ма бейна эйдихим ва ма халфахум, ва ля йухитуна би шей’ин мин ильмихи илля би-ма ша, васи’а курсиййуху-с-самавати ва-ль-арда ва-ля йа’удуху хифзухума, ва-хува-ль-алиййу-ль-азим!» («Аллах – нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое, тогда как они постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его Престол (Подножие Трона) объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий») (аль-Бакара, 2:255). Между тем, кто прочтет после намаза этот аят, и раем будет стоять всего лишь смерть.

Желательно также читать после намаза суру «аль-Ихлас» (Искренность): «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим! Куль хува-ллаху ахад! Аллаху-с-самад! Лям йалид ва лям йуляд! Ва лям йаку-ль-ляху куфуван ахад!» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Скажи: “Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему”»).

Суру «аль-Фаляк» («Рассвет»): «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим! Куль а’узу би-рабби-ль-фаляк! Мин шарри ма халяк! Ва мин шарри гасикин иза вакаб! Ва мин шарри-н-наффасати фи-ль-укад! Ва мин шарри хасидин иза хасад!»(«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил, от зла мрака, когда он наступает, от зла колдуний, поплевывающих на узлы, от зла завистника, когда он завидует”»).

Суру «ан-Нас» («Люди»): «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим! Куль а’узу би-рабби-н-нас! Малики-н-нас! Иляхи-н-нас! Мин шарри-ль-васваси-ль-ханнас! Ал-лязи йувасвиу фи судури-н-нас! Мина-ль-джиннати ва-н-нас!» («Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Скажи: “Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя отступающего (или сжимающегося) при поминании Аллаха, который наущает в груди людей и бывает из джиннов и людей”»).

10 раз произносить после рассветного и закатного намазов: «Ля иляха илля-л-лаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду йухйи ва-йумит, ва-хува аля кулли шей’ин кадир!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он оживляет и умертвляет! Он способен на всякую вещь!»)

Желательно также произносить после рассветного намаза: «Аллахумма инни ас’алука ильман нафи’а, ва ризкан таййиба, ва амалян мутакаббаля!» («О Аллах! Я прошу у Тебя полезное знание, прекрасный удел и деяния, которые Ты примешь!»)

Освещает сердце и возвеличивает его перед Господом ﷻ .

1. Совершающие намаз родители – положительный пример для ребёнка

Родители могут сказать ему: «Аллах ﷻ меня ждёт. Мне нужно идти!» или «О, время намаза ! Мне надо спешить совершить поклонение Всевышнему ! Я не могу опаздывать!»

2. Приучайте к намазу с детства

3. Сделайте вспомогательные наглядные пособия!

Следующим вспомогательным пособием может стать «Дерево намаза ». Для этого стоит нарисовать дерево, на котором ребёнок будет рисовать листочки:

за выполненный вовремя намаз – зелёный листочек, и так ребёнок будет знать, что Всевышний Аллах доволен им;

за выполненный поздно намаз – оранжевый листочек, это предупреждающий знак, что Всевышний не любит, когда мусульманин совершает молитву поздно, следовательно, нужно постараться не допускать этого больше;

5. Учите ребёнка любить Пророка ﷺ !

Первоначально одной из обязанностей родителей является обучение ребёнка знаниям о Пророке Мухаммаде ﷺ , который родился и жил в Мекке, переселился в Медину, там же покинул этот свет.

Рассказы о Посланнике Господа ﷺ должны стать обязательной частью вашего воспитательного процесса, постепенно рождающими любовь к Пророку ﷺ у детей , представляющими его как самого совершенного человека , мотивируя детей подражать и делать всё, как делал Посланник Аллаха ﷺ , становясь последователями сунны.

Расскажите детям о ночи Мирадж, одном из удивительнейших чудес Пророка ﷺ , когда он был перенесён из Мекки в Иерусалим, а затем вознесён на небеса. В эту же ночь Всевышний обязал умму Пророка Мухаммада ﷺ совершать пятикратный намаз . До Исра валь-Мирадж Посланник ﷺ молился подобно Ибрахиму ﻋﻟﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ – по два ракаата утром и вечером. После этого Джабраил ﻋﻟﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ обучил Посланника Божьего ﷺ намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.

6. Обучайте детей намазу постепенно. Используя метод «маленьких шагов»

Обучить ребёнка намазу за короткий срок очень сложно. С детства старайтесь прививать навык чистоты у ребёнка, обучайте его первым дуа, заучивайте вместе первые небольшие суры и аяты из Корана. Вы сами поймёте, когда ваш ребёнок будет готов совершить свой первый намаз.

С помощью этой инструкции вы можете быстро научиться читать намаз. Вообще, тому как читать намаз, посвящены отдельные книги, учитывая огромную значимость этого вида поклонений для мусульманина. Но здесь вы сможете получить предельно краткий ознакомительный курс по одиночному намазу из двух ракаатов. Выучив этот самоучитель намаза, вы сможете понять как читать все остальные намазы.

Методика чтения намаза приведена согласно ханафитской школе фикха (исламского права)

Инструкция как читать намаз

1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз: "Намереваюсь ради Аллаха совершить намаз в 2 ракагата".
2. Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек ушей и произнесите "Аллаху акбар".
3. Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите суру "Фатиха":
"Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль галямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя нагбyдy ва ийякя настагыйн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ангамта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-даааллиин"
Аамин!.. ("Амин" произносится про себя)
Прочтите ещё одну суру Корана (любую)
4. Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон). В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-"азыйм"
5. После руку" выпрямите тело до вертикального положения, произнося: "Самигаллаху-лимян-хамидах"
6. После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда (земной поклон). При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда. В поклоне произнесите: "Субхана-Раббияль-Агъля".
7. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.
8. Выдержав в этом положении паузу 2 секунды, со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.
9. Встаньте прямо.
10. Повторите шаги № 3, 4, 5, 6, 7, 8.
11. Прочитайте молитву (ду"а) "Аттахийят":
"Аттахиятy лилляхи вассалаватy ватайибяту. Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа баракатyх. Ассалямy алейна ва галя гыйбадилляхи с-салихийн. Ашхадy алля илляха илляллах. Ва ашхадy анна Мухаммадан. Габдyху уа расyлюх".
12. Произнесите приветствие: "Ассаляму галейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого.

На этом намаз завершен.

Условия совершения намаза (чтения намаза)

Для совершения намаза необходимо выполнение пяти условий (шартов):

  1. Первым условием намаза является очищение от нечистот (наджаса) . Иными словами, это удаление с места молитвы, с тела и одежды нечистот. Женщинам следует сделать истинджа (очищение соответствующих органов после отправления нужды), а мужчинам - истибра (полное очищение соответствующего органа после мочеиспускания. Для этого рекомендуется покашлять, немного потопать на месте и сделать наклоны в стороны). Для очищения ануса после справления нужды нужно сначала вытереть его досуха бумагой, затем промыть водой и опять насухо вытереть бумагой. При совершении намаза старайтесь быть одетыми в чистую одежду и следите за тем, чтобы Ваш молитвенный коврик (вместо коврика можно использовать полотенце, простыню и т.п.) был чистым. Быть чистым - это значит, что если бы Вам предложили поесть на этом месте, то Вы бы с удовольствием согласились.
  2. Малое омовение (тахарат, вуду) и полное омовение (гусль) . Малое омовение берется после того, как Вы справили Вашу нужду и выполнили указания пункта 1 по очищению половых органов. Полное омовение (гусль) берется: у мужчин - при выделении спермы во время сношения или сна (поллюция), у женщин - период послеродового очищения или менструального цикла.
  3. Третьим условием намаза является прикрытие определенных частей тела (сатруль-аурат) , открывать которые считается харамом (запрещенным). Для мужчин аурат - это часть тела от пупка до колена. У женщины аурат - почти все тело, кроме кистей рук (до запястья) и лица.
  4. К четвертому условию намаза относится обращение лицом в сторону Каабы (находится в г. Мекка, Саудовская Аравия) - истикбали-Кибла. Тем, кто находится в Мекке и видит Каабу необходимо встать лицом прямо к Каабе, а кто находится вдали от Мекки и не может видеть Каабы, тот должен обратиться как можно точнее в ее сторону, используя компас, если нет других ориентиров.
  5. Пятое условие намаза - это своевременное совершение каждого из пяти намазов. Намаз, совершенный до наступления установленного времени, не действителен. Расписание времени намазов для каждой местности устанавливается по календарю соответственно географическому положению. Ежедневное расписание намазов вы можете видеть на нашем сайте справа

Вся хвала принадлежит одному Аллаху, мир и благословение Его рабу и посланнику нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и сподвижникам.

А затем… Эта статья заключает в себе краткое описание того, каким образом Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз. Я бы хотел, чтобы каждый мусульманин и мусульманка прочли ее, ознакомились с тем, каким именно образом Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз и старались подражать ему в этом, потому что он (мир ему и благословение) сказал: “Совершайте намаз так, как на ваших глазах его совершаю я” (Бухари). Предоставляю читателю подробное описание намаза Пророка (мир ему и благословение).

1) Молящийся должен тщательно совершить малое омовение так, как это приказал Всевышний Аллах:

﴿يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ﴾


“О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и помойте ваши ноги до щиколоток” (Св. Коран, 5:6). Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Намаз без малого омовения (вуду) не будет принят” (Муслим). Также Пророк (мир ему и благословение) сказал человеку, который неправильно совершил намаз: “Прежде чем встанешь на намаз, тщательно соверши малое омовение (вуду)…” (Бухари).

2) Где бы не был молящийся, он должен обратиться всем своим телом в сторону киблы, то есть в сторону Каабы. В сердце он должен иметь намерение совершить какой-то определенный намаз: обязательный или желательный. Ему не следует произносить свое намерение вслух, т.к. не передается, чтобы Пророк (мир ему и благословение) или его сподвижники поступали так. Если молящийся стоит имамом или совершает намаз в одиночестве, он должен поставить перед собой сутру (преграду) и совершать намаз перед ней (чтобы она ограждала его от людей, которые могут пройти перед ним. — Примеч. пер.) . Обращение в сторону киблы при совершении намаза является обязательным условием для того, чтобы намаз считался правильным. Исключением являются некоторые случаи, описанные в книгах ученых ахли-Сунны.

3) Молящийся говорит “такбир” — “Аллаху акбар” (Аллах величайший), направив свой взгляд на место “сажда” (место, на которое он будет класть лоб при совершении земного поклона). После “такбира” он начинает совершать намаз.

4) Во время “такбира” следует поднимать руки до уровня плеч либо до уровня ушей.

5) Затем молящийся кладет руки на грудь: кисть правой руки поверх левой. Достоверно известно, что Пророк (мир ему и благословение) делал именно так.

6) Желательно сказать “дуа истифтах”, которое читается в начале намаза:

اللهم باعد بيني وبين خطاياي كما باعدت بين المشرق والمغرب ، اللهم نقني من خطاياي كما ينقى الثوب الأبيض من الدنس، اللهم اغسلني من خطاياي بالماء والثلج والبرد

“О Аллах, удали меня от прегрешений моих, как удалил Ты восток от запада, о Аллах, очисти меня от прегрешений моих, как очищают белую одежду от грязи, о Аллах, омой меня от прегрешений моих водой, снегом и градом”.

Аллахумма ба‘ид байни ва байна хатайа-йа кя-ма ба‘адта байна ль-машрикы ва-ль-магриб. Аллахумма наккы-ни мин хатайа-йа кя-ма йунакка с-саубу ль-абйаду мин ад-данас. Аллахумма гсиль-ни мин хатайа-йа би-ль-ма’и ва-с-сальджи ва-ль-барад

سبحانك اللهم وبحمدك وتبارك اسمك وتعالى جدك ولا الله غيرك

“Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё, и нет Бога, достойного поклонения, кроме Тебя”.

Субхана-ка Ллахумма ва би-хамди-ка ва табарака сму-ка ва та‘аля джадду-ка ва ля иляха гайрук.

Молящийся может также сказать любое другое “дуа истифтах”, достоверно переданное от Пророка (мир ему и благословение). Лучше, если молящийся будет говорить разные дуа время от времени, чтобы претворять в жизнь Сунну. После “дуа истифтах” совершающий намаз говорит: “Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны. С именем Аллаха, Милостивого, Милующего” , — и читает суру “Фатиха”. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Намаз того, кто не прочитает суру “Фатиха”, не является действительным” . После прочтения суры “Фатиха” молящийся произносит вслух слово “Аминь ”, если он совершает намаз, который читается вслух (субх (фаджр), магриб, иша намазы читаются вслух, а зухр и аср — про себя. — Примеч. пер.) . После “Фатихи” он может прочитать, все что пожелает из Корана.

7) Затем молящийся вновь говорит такбир “Аллаху акбар” и совершает поясной поклон (руку). При произношении слов такбира “Аллаху акбар” следует поднимать кисти рук до уровня плеч или мочек ушей. В положении руку молящийся должен положить кисти рук на колени, растопырив пальцы, а голову держать на одном уровне с ровной спиной. Ему следует постоять спокойно в положении руку (прежде чем сделать следующее движение) и сказать:

سبحان ربي العظيم

“Слава моему Великому Господу”

Субхана Раббийа ль-‘Азым!

Лучше, если он произнесет эти слова трижды или больше. Также желательно вместе с этим сказать:

“Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе, о Аллах, прости меня”

8) Затем он выпрямляется после поясного поклона (руку), поднимая кисти рук до уровня плеч или ушей и произнося следующие слова:

سمع الله لمن حمده

“Аллах слышит того, кто воздает Ему хвалу”

Cами‘а Ллаху ли-ман хамида-х.

Он говорит эти слова вслух в том случае, если является имамом в намазе (т.е. ведет намаз. — Примеч. пер.) или же если он совершает намаз в одиночестве. После того, как молящийся выпрямляет свою спину из положения поясного поклона, он говорит:

ربنا ولك الحمد حمدا كثيرا طيبا مباركا فيه

“Господь наш, Тебе принадлежит вся хвала, хвала многократная, благая и благословенная»

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд, хамдан касиран таййибан мубаракан фих!

ملء السموات وملء الأرض وملء ما بينهما وملء ما شئت من شيء بعد

«Хвала, которая заполняет собой небеса, землю, то, что находится между ними, и все, что ещё Тебе будет угодно»

Миль’а с-самавати ва миль’а ль-арды ва ма байна-хума ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘д.

Если же человек совершает намаз за имамом, то говорит во время поднятия из положения руку:

ربنا ولك الحمد

“Господь наш, Тебе принадлежит вся хвала”

Рабба-на ва ля-ка ль-хамд.

и может прочитать до конца вышеприведенное дуа. Также желательно положить при этом руки на грудь в то положение, в котором они находились до того, как молящийся совершил руку, как на это указывают хадисы от Ваиля ибн Худжра и Сахля бин Са’да (да будет доволен ими Аллах), достоверно переданные от Пророка (мир ему и благословение).

9) Далее молящийся опускается на “сажда” (земной поклон), произнося такбир (“Аллаху акбар” ). Если ему не сложно, то сначала он кладёт на землю колени, а затем руки. Если же так опускаться трудно, он может сперва положить на пол руки, а потом колени. При этом пальцы рук и ног должны быть обращены в сторону киблы, и пальцы рук должны быть собраны (а не растопырены). При совершении “сажда” семь частей тела должны касаться земли: лоб вместе с носом, ладони обеих рук, колени и подушечки пальцев на ногах. В этом положении молящийся говорит:

سبحان ربي الأعلى

“Слава моему Высочайшему Господу!”

Субхана Раббийа ль-А‘ля! — и повторяет это трижды или больше.

Также желательно говорить:

سبحانك اللهم ربنا وبحمدك ، اللهم اغفر لي

“Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, хвала Тебе, о Аллах, прости меня”

Субхана-ка Ллахумма Рабба-на ва би-хамдик! Аллахумма гфир ли.

В положении “сажда” надо стараться делать как можно больше дуа (мольбы), т.к. Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Возвеличивайте вашего Господа при совершении поясного поклона (руку), а при совершении земного поклона (сажда) усердствуйте в своих мольбах (дуа). Тогда вы будете удостоены того, чтобы вам был дан ответ (на ваши дуа)” (Муслим).

В положении “сажда” молящийся может делать любое дуа, попросив у Аллаха наилучшего в обоих мирах, и не имеет значения, совершает ли он обязательный (фард) или желательный (нафиль) намаз. Находясь в положении “сажда”, надо следить, чтобы предплечья не были прижаты к бокам, живот не прижимался к передней стороне бедер, а также чтобы не были прижаты друг к другу внутренние стороны бедер и голени. Пророк (мир ему и благословение) говорил: “Выпрямляйте (ваши спины) во время земного поклона (сажда) (совершайте земной поклон (сажда) правильно) и не кладите локти на землю, подобно тому, как это делает собака” (Бухари, Муслим).

10) Далее он говорит “Аллаху акбар” , поднимая голову, а затем садится на свою левую ногу, распластав ее (так, чтобы на ней удобно было сидеть — Примеч. пер.) . Стопу правой ноги он оставляет в вертикальным положении (продолжая касаться подушечками пальцев стопы земли. — Примеч. пер.) . Положив руки на бедра или колени, молящийся говорит:

رب اغفر لي وارحمني واهدني وارزقني وعافني واجبرني

“Господь мой, прости меня, помилуй, веди правильным путем, даруй мне из Своего удела, исцели и помоги мне”

Рабби гфир ли ва-рхам-ни ва-хди-ни ва-рзук-ни ва ‘афи-ни ва-джбур-ни.

В этом положении ему следует выпрямить спину и посидеть так спокойно (прежде чем сделать следующее движение в намазе).

Затем он совершает второй земной поклон, произнося при этом слова “Аллаху акбар” . Второе “сажда” молящийся совершает точно так же, как и первое (говорит дуа “сажда” и делает любое дуа Аллаху. — Примеч. пер.) .

12) После этого молящийся поднимает свою голову с земного поклона (сажда) и встает для совершения второго ракята. Прежде чем подняться для совершения второго ракята, молящийся сидит немного подобно тому, как он сидел между двумя “сажда”, но не произнося при этом никакого дуа или зикра. Данное действие является желательным, и нет проблем, если молящийся этого не сделает. Если молящемуся не составит труда, то при поднятии он опирается руками о колени. Если же так подниматься трудно, он может опереться о землю. После того, как молящийся встал на второй ракят, он читает суру “Фатиха”, а после нее — что пожелает из Корана. Во втором ракяте он делает все то же самое, что и в первом.

13) Если молящийся совершает намаз, состоящий из двух ракятов, как, например, утренний (фаджр), пятничный или праздничный намазы, то после поднятия головы со второго “сажда” он оставляет стопу правой ноги в вертикальном положении, а левую ногу в распластанном положении. Правую руку он кладет на правое бедро. Пальцы правой руки молящийся собирает в кулак за исключением указательного пальца, который он вытягивает (в направлении Киблы. — Примеч. пер.) . Такое положение указательного пальца является указанием на единобожие (таухид). Также молящийся может собрать мизинец и безымянный пальцы, сомкнуть средний палец с большим и вытянуть указательный.

Достоверно передается, что Пророк (мир ему и благословение) использовал оба эти вида смыкания пальцев при “ташахуде”, поэтому лучше время от времени чередовать их (т.е. иногда собирать пальцы во время ташахуда по первому образцу, а иногда по второму, чтобы притворять все сунны в жизнь. — Примеч. пер.) . Левую руку он ставит на бедро или колено. Далее в таком положении молящийся читает дуа “ташахуда”:

التحيات لله والصلوات والطيبات ، السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين أشهد أن لا إله إلا الله وأشهد أن محمدا عبده ورسوله

“Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник” .

Ат-тахиййату ли-Лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат; ас-саляму ‘аляй-ка аййу-ха н-набиййу ва рахмату Ллахи ва баракятух; ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади Лляхи с-салихин. Ашхаду алля иляха илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулюх.

После этого он говорит:

اللهم صل على محمد وعلى آل محمد كما صليت على إبراهيم وآل إبراهيم إنك حميد مجيد ، وبارك على محمد وعلى آل محمد كما باركت على إبراهيم وآل إبراهيم إنك حميد مجيد

“О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный! О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный похвалы, Славный!”.

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима инна-ка Хамидун Маджид.

Затем молящийся прибегает к защите Аллаха от четырех несчастий, говоря следующие слова:

اللهم إني أعوذ بك من عذاب جهنم ومن عذاب القبر ومن فتنة المحيا والممات ومن فتنة المسيح الدجال

“О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от мук ада и от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от зла искушения Лжемессии (аль-масих ад-даджаль)!”.

Аллахумма ин-ни а‘узу би-ка мин ‘азаби джаханнама ва мин ‘азаби ль-кабри ва мин фитнати ль-махйа ва-ль-мамати ва мин шарри фитнати ль-масихи д-даджжаль.

Не зависимо от того, обязательный или желательный намаз совершает молящийся, после прочтения “дуа ташахуда” он может сделать любое дуа, попросив Аллаха о благе этой и Вечной жизни, а также может сделать дуа за своих родителей или кого-либо другого из мусульман. Доводом на это являются слова Пророка (мир ему и благословение), которые он сказал ибн Масуду во время его обучения “ташахуду”: “Затем он может сделать любое дуа, которое ему нравится” (Насаи, Абу Давуд). В другой версии этого хадиса говорится: “Затем он может сделать дуа, попросив у Аллаха все что желает” (Муслим). Сюда входят любые дуа, касающиеся того, что может принести пользу рабу как в этой жизни, так и в Вечной.Затем молящийся говорит слова приветствия “ас-Саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух” (мир вам, милость Аллаха и Его благословение), поворачивая вначале голову направо, а затем налево.

14) Если молящийся совершает намаз, состоящий из трех ракятов (“магриб” — вечерний намаз) или четырех ракятов (“зухр” — полуденный, “аср” — послеполуденный, или “иша” — ночной намаз), то он читает вышеупомянутое дуа “ташахуда” и слова “салавата” (мольбы за Пророка (мир ему и благословение)), а затем встает, опираясь на колени, и поднимает кисти рук до уровня плеч, произнося при этом: “Аллаху акбар” (Аллах величайший).

Поднявшись, он кладет руки на грудь, как описывалось выше, и читает только суру “Фатиха”. Иногда молящийся также может прочитать какую-либо другую суру после “Фатихи” в третьем и четвертом ракятах в полуденном намазе (зухр). О дозволенности этого достоверно известно из хадиса, переданного Абу Саадом (да будет доволен им Аллах) от Пророка (мир ему и благословение).

Произнесение слов “салавата” (дуа за Пророка (мир ему и благословение) не является обязательным в первом “ташахуде”, поэтому молящийся может не говорить их. Но это желательное действие.

Далее молящийся заканчивает намаз, будь то магриб, состоящий из трех ракятов, или зухр, аср, иша, состоящие из четырех ракятов, так же, как он заканчивал фаджр, состоящий из двух ракятов. Он читает те же дуа после “ташахуда”, которые были описаны выше, после чего говорит слова приветствия, обращая лицо в правую, а затем в левую стороны. По окончанию намаза молящийся трижды произносит слова “истигфара”: “Астагфируллах” (Прошу Аллаха о прощении), а затем говорит:

اللهم أنت السلام ومنك السلام تباركت يا ذا الجلال والإكرام

“О Аллах, Ты — Мир («Салям» — одно из имён Аллаха, указывающее на отсутствие у Него каких бы то ни было недостатков), и от Тебя — мир (т.е. Ты избавляешь от любых бед), благословен Ты, о Обладатель величия и Почитаемый!”.

“Аллахумма, Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!».

لا إله إلا الله وحده لا شريك له ، له الملك وله الحمد وهو على كل شيء قدير ، لا حول ولا قوة إلا بالله ، اللهم لا مانع لما أعطيت ولا معطي لما منعت ولا ينفع ذا الجد منك الجد ، لا إله إلا الله ولا نعبد إلا إياه له النعمة وله الفضل وله الثناء الحسن ، لا إله إلا الله مخلصين له الدين ولو كره الكافرون

“Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом. Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, не поклоняемся мы никому, кроме Аллаха! Благодеяние, достоинство и наилучшая хвала принадлежит только Ему! Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Мы полностью посвящаем религию только одному Ему, даже если это и не нравится неверным”.

«Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайин кади-р! Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях. Аллахумма, ля мани’а ли-ма а’тайта, ва ля му’тыйа ли-ма мана’-та ва ля йан-фа’у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд. Ля иляха илля Ллаху ва ля на’буду илля ийах! Ля-ху-н-ни’мату, ва ля-ху-ль-фадлю ва ля-ху-с-санау-ль-хасан! Ля иляха илля Ллаху мухлисина ля-ху-д-дина ва ляу кяриха-ль-кяфирун».

Далее он говорит слова восхваления Аллаха — “СубханаЛлах” (Пречист Аллах от всех недостатков), “АльхамдулиЛлях” (Только Аллаху принадлежит вся хвала), “Аллаху акбар” (Аллах Величайший) по тридцать три раза и завершает эти зикры, сказав на сотый раз дуа:

لا الله إلا الله وحده لا شريك له له الملك وله الحمد وهو على كل شيء قدير

“Нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество. Ему хвала, Он всё может!”

“Ля иляха илля Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шайин кадир!”

После этого совершивший намаз читает аят “аль-Курси”, а также суры “Ихлас”, “Фаляк” и “Нас”. После утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов желательно читать эти три суры по три раза каждую, как это описывается в некоторых хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Произнесение всех этих зикров является желательным деянием, а не обязательным. Также желательным для каждого мусульманина и мусульманки является совершение добровольных молитв: четыре ракята до полуденной молитвы (зухр) и два ракята после “зухра”; два ракята после вечерней молитвы (магриб); два ракята после ночной молитвы (иша) и два ракята до утренней молитвы (фаджр).

В общей сложности — двенадцать ракятов добровольных намазов. Эти добровольные намазы называют “раватиб” (установленные), т.к. Пророк (мир ему и благословение) старался всегда совершать их, когда не был в путешествии.

Будучи же в путешествии, он не совершал эти дополнительные намазы, за исключением сунны (дополнительного намаза) до фаджра и витр намаза (нечетный дополнительный намаз, совершаемый ночью). Он всегда старался совершать эти два дополнительных намаза, даже находясь в путешествии. Все эти дополнительные намазы, включая витр, можно совершать в мечети, однако лучше их делать дома. Потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Лучший намаз — это тот, который человек совершает у себя дома. Исключением являются обязательные намазы” (Бухари, Муслим).

Неуклонное совершение человеком этих дополнительных намазов является одной из причин его вхождения в Рай. На это указывают слова Пророка (мир ему и благословение): “Аллах возведет дом в Раю для того, кто будет совершать двенадцать дополнительных ракятов в течение дня и ночи” (Муслим).

Если человек совершит, четыре ракята до асра или два ракята до магриба и иши, то это тоже хорошо, потому что достоверно передается от Пророка (мир ему и благословение), что он совершал их. Хорошо также, если человек будет совершать четыре ракята до и после зухра, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Аллах запретит Огню (Ада) прикасаться к человеку, который бережно совершал четыре ракята до и после зухра” (Этот хадис передает имам Ахмад, с достоверной цепочкой передатчиков от Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах).

Смысл хадиса в том, что этот человек совершал четыре дополнительных ракята после зухра — это больше обычных установленных двух ракятов. Потому что сунной является совершение четырех ракятов до зухра и двух после. Если человек будет молиться после зухра не два, а четыре ракята, то получит ту награду, о которой говорится в хадисе Умм Хабибы (да будет доволен ею Аллах).

Успех же принадлежит только одному Аллаху, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду ибн Абдулле, его семье, сподвижникам и всем тем, кто последовал за ним наилучшим образом вплоть до Судного дня.

Шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да помилует его Аллах)