детский воспитание бег ходьба

Воспитание физических качеств является одной из основных сторон физического воспитания.

Физические качества связаны с морфофункциональными, психофизиологическими и биологическими особенностями организма ребенка. Воспитание физических качеств в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют все большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность.

Развитие основных физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила и гибкость) происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников 9, с.24.

Быстрота рассматривается как комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. Практически это проявляется в способности выполнять двигательные действия в минимальный срок .Развивать быстроту у детей помогают упражнения, выполняемые с максимальной скоростью.

Три методических условия, без соблюдения которых нельзя успешно развивать данное физическое качество: .

  • 1. способ осуществления скоростных упражнений должен позволять выполнить их в максимальном темпе.
  • 2. выполняемое упражнение должно быть предварительно хорошо освоено.
  • 3. прекращение скоростных упражнений в момент появления первых признаков утомления.

Для развития скоростных качеств следует использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на коротких дистанциях с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с предложенным темпом.

В занятиях и игровой деятельности используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, сидя на корточках, стоя на одном колене и др.).

Развитию быстроты способствуют и подвижные игры. В них, выполняя задания на скорость но сигналу, ребенок может самостоятельно изменять характер движения, его быстроту в зависимости от изменений ситуации .

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки .

Для воспитания ловкости у детей используются многообразные физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий - пролезть в обруч, разойтись с другим ребенком при встречном движении на скамейке, перепрыгнуть через предмет и т.д, а также метание, игры в мяч, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами, и др.). Наилучшие условия для совершенствования ловкости создаются в разнообразных подвижных играх: ребенок должен проявлять быструю сообразительность, увертливость, умение ловко двигаться между предметами, инициативу при неожиданных изменениях ситуации, используя благоприятные моменты для этого с помощью пространственной и временной ориентировок .

Под физическим качеством силы понимается взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих активно преодолевать внешние сопротивления и противодействовать внешним силам .

Данное физическое качество развивается у детей в основном методом тренировок с небольшими отягощениями. Имеющийся опыт позволяет рекомендовать: упражнения для рук (метание, жонглирование) выполнять с наполненными песком мешочками, начиная с веса 100-150 г., силу ног хорошо развивают подскоки, приседания, медленный бег.

Однако надо знать, что развитие мышечной силы в возрасте от 2 до 9 лет - очень сложное дело. Это и понятно: постоянный рост ребенка при несформировавшемся опорно-двигательном аппарате требует сугубо осторожного обращения с нагрузками. Всякое излишнее увеличение, особенно неверно выбранная нагрузка, может привести к отрицательным последствиям, ухудшить, а не улучшить здоровье ребенка .

Выносливость - способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности .

У ребенка следует постепенно воспитывать общую выносливость, т. е. выносливость к продолжительной работе умеренной интенсивности, повышающей функцию основных систем организма.

Дети дошкольного возраста обладают большими возможностями в проявлении общей выносливости. Уровень развития этого качества у детей зависит от возраста, пола и степени подготовленности. По данным В. Г. Фролова, целесообразным для воспитания общей выносливости является бег со средней скоростью, бег трусцой, продолжительное выполнение подскоков и прыжков. Основной формой воспитания выносливости у детей дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, главное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу чередующемуся с ходьбой, общеразвивающим упражнениям, лазаньем и метанием. Воспитание выносливости осуществляется в процессе спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание) .

Гибкость - это способность человека выполнять движения большой амплитуды. Она связана с подвижностью в суставах, эластичностью сухожилий, связок, мышц. Зависит гибкость и от особенностей телосложения. Развитию гибкости способствует выполнение упражнений с максимальной амплитудой.

При развитии гибкости следует на физкультурных занятиях и на утренней гимнастике ограничиться общеразвивающими упражнениями (с предметами и без них). Объем и интенсивность упражнений па развитие гибкости должны увеличиваться постепенно (особенно на развитие гибкости позвоночника).

При комплексных занятиях физкультурой, направленных на развитие основных физических качеств, рекомендуется придерживаться такой последовательности: после разминки - упражнения на развитие быстроты, затем силы и выносливости; гибкость и ловкость можно совершенствовать в паузах отдыха, постепенно усложняя упражнения .

Физическими качествами принято называть те функциональные свой­ства организма, которые определяют двигательные возможности чело­века. В отечественной спортивной теории принято различать пять фи­зических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем орга­низма, от их подготовленности к двигательным действиям (в дальней­шем будем применять понятие «воспитание» к процессу формирования двигательного качества, а «развитие» - к уровню этого качества).

Воспитание силы. Силой (или силовыми способностями) в физиче­ском воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредствам мышечных напряжений.

Как известно, воспитание силы сопровождается утолщением и ро­стом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у за­нимающихся атлетической гимнастикой.

Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила - суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении.

Относительная сила - величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

Сила измеряется с помощью динамометров. До определенного воз­раста абсолютная и относительная сила увеличивается и у не зани­мающихся спортом, и у спортсменов, хотя у последних она всегда не­сколько выше.

У квалифицированных спортсменов эти данные выше. Так, сред­ние показатели силы кисти у мужчин находятся на уровне 60-70 кг, а у женщин - 50-55 кг.

Сила формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (выпрямление рук в упоре, подтягивание на перекладине и др.) или с применением снарядов (штанга, гири, гантели и др.).

Величину отягощения можно дозировать:

В % к максимальному весу;

По разности от максимального веса (например, на 10 кг меньше предельного веса);

По числу возможных повторений упражнения в одном подходе (вес, который можно поднять 10 раз).

Возможно применить следующую градацию весовой нагрузки:

Методы воспитания силы могут быть очень разнообразными, их выбор зависит от цели. На учебно-тренировочных занятиях использу­ются следующие методы воспитания силы.



Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с приме­нением предельных или околопредельных отягощений (90% рекордно­го для данного спортсмена). При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5-6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4-8 мин (до восстановления). Этот метод используется, чтобы максимально нарастить возможные результаты для конкретного занимающегося, и связан с воспитанием «взрывной силы», которая за­висит от степени межмышечной и внутримышечной координации, а также от собственной реактивности мышц, т.е. нервных процессов. Так, у мастеров спорта проявляется большая величина силы в меньший промежуток времени, чем у начинающих спортсменов (рис. 8.3).

Метод повторных усилий (или метод «до отказа») предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30-70% рекордного, ко­торые выполняются сериями по 4-12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов. Отдых между сериями не превышает 2-4 мин (до неполного восстановления). Этот метод чаще используется с целью наращивания мышечной массы. Оптимальным весом отягощения для развития мышечной массы будет тот, который студент может поднять (отжаться, подтянуться), выполнив 7-13 дви­жений за один подход. На рис. 8.4 показана зависимость между вели­чиной отягощения и возможным числом повторений.



Метод динамических усилий связан с применением малых и сред­них отягощений (до 30% рекордного). Упражнения выполняются се­риями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе.

За одно занятие выполняется 3-6 подходов, отдых между ними со­ставляет 2-4 мин. С помощью этого метода преимущественно разви­ваются скоростно-силовые качества, необходимые, например, в легкоатлетических метаниях, в беге на короткие дистанции, в видах еди­ноборств и др. Как вспомогательный применяется изометрический (статический) метод, при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины. Использование изометрического метода позво­ляет максимально напрягать различные мышечные группы продолжи­тельностью 4-6 с. За одно занятие упражнение повторяется 3-5 раз с отдыхом после каждого напряжения продолжительностью 30-60 с. Занятия с применением изометрических упражнений не отнимают много времени, для их выполнения требуется весьма простое оборудо­вание или не используется вовсе. С помощью таких упражнений мож­но воздействовать на любые мышечные группы, однако их эффектив­ность меньше, чем при динамическом методе.

У людей различных конституционных типов эффект от примене­ния силовых упражнений проявляется по-разному. Гиперстенические типы, отличающиеся округлыми формами, приземистостью, мощ­ным костяком, быстрее достигают результатов в силовой подготовке. Представители астенических типов обычно тонкокостны, стройны, без лишних «жировых депо». У них прирост объема мышц и показате­лей происходит медленнее. Это необходимо знать во избежание ран­них и необоснованных выводов об эффективности/неэффективности проводимых учебно-тренировочных занятий. В то же время следует знать и помнить, что человек с любым типом телосложения может увеличить объем и развить силу мышц путем регулярных и методиче­ски правильно построенных тренировочных занятий.

Воспитание быстроты . Под быстротой понимают комплекс функ­циональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двига­тельной реакции.

Быстроту движений не следует отождествлять со скоростью пере­движения. Скорость конькобежца больше на 400-500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений боль­ше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные способности».

Как видим, понятие «быстрота» в физическом воспитании не отли­чается смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают:

Латентное время двигательной реакции;

Скорость одиночного движения;

Частоту движений.

Эти проявления быстроты довольно автономны. Время двигатель­ной реакции в ряде движений (или цикла движений) может не коррелироваться с другими проявлениями быстроты. Существенную роль играет здесь фактор наследственности. Например, время простой двигательной реакции у не занимающихся спортом обычно колеблет­ся в пределах 0,2-0,3 с, у квалифицированных спортсменов - 0,1- 0,2 с. Иными словами, в процессе тренировки время реакции улучша­ется всего на 0,1 с.

Между тем в беге на 100 м результаты новичков и квалифициро­ванных спортсменов отличаются уже не на десятые доли, а на целые секунды. И это не случайно. Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы: фазу увеличения ско­рости (фазу разгона) и фазу относительной стабилизации скорости.

Первая фаза характеризует стартовое ускорение, вторая - дистан­ционную скорость. Обе фазы относительно независимы друг от друга, но если первая опирается на латентное время двигательной реакции, силовые составляющие и частоту движения, то вторая кроме частоты (темпа) движения базируется и на других составляющих дистанцион­ной скорости (например, в беге на 100 м - на технику выполнения движения, длину ног, силу отталкивания, способность к быстрой сме­не сокращения и расслабления мышц). Следовательно, дистанцион­ной скорости присущи элементы, которые существенно изменяются под влиянием учебно-тренировочной работы, - техника бега, скоростно-силовые показатели, способность к расслаблению.

Быстрота, скоростные возможности требуются как в циклических, так и в целом ряде ациклических видов спорта (особенно фехтование, бокс, спортивные игры), а также в трудовых и бытовых движениях. Предпосылками быстроты, скоростных способностей выступают не только природная подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации, поддающейся направленной трени­ровке.

Спортивная наука и практика свидетельствуют о том, что проявле­ние скоростных способностей человека в одной операции или упражне­нии не всегда будут существенны в другом, так как непосредственный перенос быстроты движений осуществляется лишь в координационно сходных движениях.

Воспитание быстроты простой и сложной двигательных реакций. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция - это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапно появ­ляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).

При воспитании быстроты простой реакции наиболее распростра­нен метод повторного, возможно, более быстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал. В каждом виде упражнений сущест­вуют частные методики, способствующие проявлению хорошей реак­ции на звуковой, слуховой или зрительный сигнал.

Сложная реакция бывает различной, но чаще всего это реакция на движущийся объект и реакция выбора. В реакции на движущийся предмет (мяч, шайба и т.д.) важно постоянно видеть предмет, пере­двигающийся с большой скоростью. Для этого используются упраж­нения с постепенно увеличивающейся скоростью объекта, с его вне­запным появлением в различных местах, с сокращением дистанции наблюдения и т.п. В тех случаях, когда объект (мяч в игре) уже фикси­рован взглядом до начала перемещения, время сложной реакции зна­чительно сокращается.

Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллель­но с развитием ее быстроты. Особенность воспитания реакции выбора связана с подбором нужного двигательного ответа из ряда возможных.

Воспитание быстроты должно удовлетворять, по меньшей мере, трем следующим требованиям:

1)техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных для занимающегося скоростях;

2)степень освоения упражнения настолько высока, что усилия на­правляются не на способ, а на скорость выполнения;

3)продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Для воспитания быстроты широко применяются различные мето­ды: повторный, переменный (с варьирующими ускорениями), игро­вой и соревновательный. Главный критерий прекращения упражне­ний - снижение скорости их выполнения.

Воспитание выносливости . Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно оп­ределить как способность противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения - физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости - общую и специальную.

Общая выносливость - это способность выполнять работу с невы­сокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет в основном аэробных источников энергообеспечения.

В этом определении свойство «невысокая интенсивность» весьма условно (для одного данная нагрузка может считаться невысокой ин­тенсивности, а для другого - высокой). Признак аэробного энерго­обеспечения работы является определяющим. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнения (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

Равномерная работа при пульсе 130-150 удар/мин, обеспечиваемая аэробными процессами в организме, в наибольшей мере способствует воспитанию общей выносливости, т.е. повышению функциональных возможностей вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем по закону супервосстановления работоспособности после отды­ха от проделанной работы (см. гл. 4). Физиологи считают, что показате­лями аэробной выносливости, главным образом, являются: способ­ность к максимальному потреблению кислорода (МПК), длительность поддержания работоспособности на околопредельном уровне МПК. Последний показатель связан с проявлением волевых усилий. Спорт­смены это хорошо понимают и занимаются этим практически на каж­дой тренировке. Студенты же рассуждают примерно так: «Зачем пере­напрягаться на каждом занятии? Вот буду сдавать зачет, там и выложусь!» Выложиться-то он выложится, но результат будет ниже и реакция неподготовленного организма на нагрузку острее.

Именно воспитанию общей выносливости уделяется основное вре­мя при общей физической подготовке студентов. Тренировке, направ­ленной на повышение общей выносливости, уделяется определенное время и в подготовке высококвалифицированных спортсменов.

Общая выносливость - основа воспитания специальной вынос­ливости.

Специальная выносливость - это способность эффективно выпол­нять работу в определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

Различают следующие виды специальной выносливости: скорост­ная, силовая, статическая.

В циклических упражнениях (бег на 100-200 м) в некоторых спор­тивных играх скоростная выносливость связана с возникновением значительного кислородного долга, ибо сердечно-сосудистая и дыхательная системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом из-за кратковре­менности и высочайшей интенсивности упражнения. Поэтому все био­химические процессы в работающих мышцах совершаются в почти бес­кислородных (анаэробных) условиях. Погашение большей части кислородного долга происходит уже после прекращения упражнения.

Силовая выносливость - это способность длительное время вы­полнять упражнения (действия), требующие значительного проявле­ния силы.

Выносливость к статическим усилиям - способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изме­нения позы. Обычно в этом режиме работают лишь отдельные группы мышц. Здесь существует обратная зависимость между величиной ста­тического усилия и его продолжительностью - чем больше усилие, тем меньше продолжительность.

Существуют и другие виды специальной выносливости. Каждая из них характерна для какого-то трудового, бытового, двигательного дей­ствия или спортивного упражнения. Различны и методики воспитания их разновидностей и особенностей. Но главным остается два положе­ния: наличие достаточного уровня общей выносливости и соблюдение основных педагогических принципов воспитания физических качеств.

Воспитание ловкости (координационные способности). Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, эко­номно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать раз­личные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

Освоение координационно сложных двигательных заданий;

Быстрая перестройка двигательных действий в соответствии с из­меняющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр или непредвиденных жизненных ситуаций);

Повышение точности воспроизведения заданных двигательных действий.

Координационные способности тесно связаны с совершенствова­нием специализированных восприятий: чувства времени, темпа, раз­виваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффек­тивно управлять своими движениями и в спорте, и в профессиональ­ной деятельности, и в быту. Развитию ловкости способствует система­тическое разучивание новых усложненных движений, а также применение упражнений, требующих мгновенной перестройки дви­гательной деятельности (единоборства, спортивные игры), - чем ши­ре база освоенных разнообразных движений, тем быстрее осваивают­ся новые неизвестные двигательные действия или их различные сочетания. На этом и основывается методика воспитания ловкости.

Воспитание гибкости . Гибкость - способность выполнять движе­ния с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные фи­зические упражнения.

Высокие требования к гибкости предъявляют отдельные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и др.) и гораздо реже некоторые формы профессиональной деятельнос­ти. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, спо­собствующее освоению новых высококоординированных двигатель­ных действий или проявлению других двигательных качеств.

Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), актив­ную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок. При эмоциональном подъеме уже в предстартовом состоянии гибкость увеличивается, а при повышенной степени утомления растягиваемых мышц может уменьшиться. Для того чтобы увеличить гибкость, приме­няются предварительная разминка, массаж растягиваемых групп. На гибкость влияют внешняя и внутренняя температура (низкая уменьша­ет гибкость), время суток (наивысшие показатели гибкости от 10 до 18 ч, в утренние и вечерние часы подвижность в суставах понижается). Как правило, физически более сильные люди менее гибки из-за высокого тонуса их мышц. Очень гибкие люди в меньшей степени способны к проявлению скоростно-силовых качеств.

Поэтому для лиц со стойкими ограничениями подвижности в суста­вах необходимы увеличенные, более частые и продолжительные на­грузки в упражнениях «на растягивание». В определенные периоды они могут даваться 2-3 раза в день ежедневно (включая и самостоятельные индивидуальные занятия дома по заданию преподавателя). Напротив, для лиц с повышенными от природы показателями гибкости необходи­мо ограничивать упражнения в растягивании и принимать специаль­ные меры по укреплению опорно-двигательного аппарата с помощью избирательно направленных силовых и общеразвивающих упражне­ний. При необходимости обеспечить значительные сдвиги в развитии гибкости за относительно сжатые сроки рекомендуются такие пропорции в упражнениях (по Е.П. Васильеву): примерно 40% - активных, динамических, 40% - пассивных и 20% - статических упражнений.

Для воспитания гибкости применяются упражнения на растягива­ние мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с постепенно возрастающей амплитудой движения. Движения могут быть просты­ми, пружинистыми, маховыми, с внешней помощью (дозированной и максимальной), с отягощениями и без них.

Упражнения могут применяться как в учебных, так и в самостоя­тельных формах занятий, и чем чаще они применяются, тем выше их эффективность. Установлено, что ежедневные двухразовые трениров­ки с 30-кратным повторением упражнений в каждом подходе через один-два месяца приводят к заметному приросту гибкости. При пре­кращении же тренировки гибкость довольно быстро возвращается к исходному или близкому к нему уровню.

Задача акцентированного воспитания и совершенствования ос­новных физических качеств человека - силы, быстроты, ловкости, гибкости - легче решается на начальных этапах систематических уп­ражнений, если в этот период мы развиваем силу, то улучшается и вы­носливость. Если развиваем гибкость, то совершенствуется и силовая подготовленность. Не случайно на этой стадии подготовки наиболь­ший эффект дает комплексный метод тренировки, т.е. общефизичес­кая подготовка.

Однако по мере повышения тренированности в каком-либо от­дельном физическом качестве с постепенным повышением спортив­ной квалификации от новичка до спортсмена-мастера величина эф­фекта параллельного развития нескольких физических качеств посте­пенно уменьшается. Требуется тщательный подбор специальных уп­ражнений в процессе тренировки, тем более что двигательные качес­тва нервно-мышечного аппарата человека на высоком уровне развития связаны между собой обратно пропорциональной связью (рис. 8.5), т.е. при высоком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого. Вот по­чему, например, штангисту высокого класса трудно достигнуть высо­ких показателей в упражнениях на выносливость, а бегуну на длин­ные дистанции - в силовых упражнениях.

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. Проявление этих качеств зависит от возможностей функциональных систем организма, их подготовленности к дви­га­тель­ным действиям.

К ос­нов­ным физическим качествам относят силу, быстроту, ловкость, выносливость и гиб­кость.

Воспитание силы .Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. В слу­чае преодолевающей работы под силами сопротивления понимают силы, направленные против движения; при уступающей работе – силы, действующие по ходу движения.

Как известно, мышцы могут проявлять силу:

● без изменения своей длины (статический (изометрический) режим);

● при уменьшении длины (преодолевающий (миометрический) режим);

● при увеличении длины (уступающий (полиометрический) режим).

Преодолевающий и ус­ту­па­ющий режимы объединяются понятием «динамический режим».

Так как в этих условиях характер двигательных действий различен, приведенное деление можно принять за классификацию основных видов силовых способностей.

Общая задача в про­цес­се многолетнего воспитания силы как физического качества человека заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обес­пе­чить возможность высоких проявлений в раз­но­об­раз­ных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т. д.).

Средствами воспитания силы являются упражнения с по­вы­шен­ным сопротивлением – силовые упражнения. В за­ви­си­мос­ти от природы сопротивления силовые упражнения делятся на две группы: упражнения с внеш­ним сопротивлением; упражнения, отягощенные весом собственного тела.

Упражнения с внеш­ним сопротивлением . В ка­честве внешнего сопротивления обычно используют:

● вес предметов;

● про­ти­во­действие партнера;

● соп­ро­тив­ле­ние упругих предметов;

● соп­ро­тив­ле­ние внешней среды (например, бег по глубокому снегу).

Упражнения ,отягощенные весом собственного тела (например, подтягивание на перекладине).

Применяются также упражнения, в ко­то­рых отягощение весом собственного тела дополняется весом внешних предметов.

Упражнения с тя­жес­тя­ми удобны своей универсальностью: с их помощью можно воздействовать как на самые мелкие, так и на самые крупные мышечные группы; эти упражнения легко дозировать. В то же время их отличает ряд нежелательных черт, так как положение в уп­раж­не­ни­ях с тя­жес­тя­ми часто связано со статическим удержанием груза.

Воспитание быстроты . Подбыстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а так­же время двигательной реакции.

При оценке проявлений быстроты различают:

● ла­тентное время двигательной реакции;

● ско­рость одиночного движения (при малом внешнем сопро­тивлении);

● час­то­ту движений.

Во многих движениях, выполняемых с мак­си­маль­ной скоростью, различают две фазы: фазу увеличения скорости (фазу разгона) и фа­зу относительной стабилизации скорости. Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй – дистанционная скорость. Способность быстро набирать скорость и спо­соб­ность передвигаться с большой скоростью относительно независимы друг от друга. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и не­вы­со­кой дистанционной скоростью, и на­обо­рот.

Воспитание быстроты движений должно быть тесно связано с вос­пи­та­ни­ем других физических качеств и со­вер­шенство­ва­ни­ем техники.

В ка­честве средств воспитания быстроты движений используют упражнения, которые можно выполнить с мак­си­маль­ной скоростью (скоростные упражнения). Они должны удовлетворять трем требованиям:

● тех­ни­ка должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях;

● они должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения волевые основные усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

● их продолжительность должна быть такой, чтобы к кон­цу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления. Скоростные упражнения относятся к ра­бо­те максимальной мощности, продолжительность которой не превышает даже у ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спортсменов 20–22 с.

В чис­ле методов воспитания быстроты широко применяются методы повторного, повторно-прог­рес­си­ру­юще­го и пе­ре­мен­но­го упражнения. Основная тенденция в дан­ном случае – стремление превысить в за­ня­тии свою максимальную скорость.

Быстрота, скоростные возможности требуются как в цик­ли­чес­ких, так и в це­лом ряде ациклических видов спорта (таких, как фехтование, бокс, спортивные игры, бег на разные дистанции, игры с мя­чом), трудовых и бы­то­вых движениях.

Важным условием высоких проявлений быстроты служит оптимальное состояние возбудимости ЦНС, которое может быть достигнуто только в том случае, если занимающиеся не утомлены предшествующей деятельностью. Поэтому скоростные упражнения в за­ня­тии обычно располагают ближе к на­ча­лу; в сис­те­ме занятий их планируют в ос­нов­ном на первый или второй день после дня отдыха.

Воспитание ловкости . Всякое произвольное движение направлено на решение какой-ли­бо конкретной двигательной задачи. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частнос­ти требованиями к сог­ла­со­ван­нос­ти одновременно и пос­ле­до­ва­тель­но выполняемых движений. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости.

Двигательная задача будет выполнена, если движение соответствует ей по своим пространственным, временным и си­ло­вым характеристикам, т. е. ес­ли оно достаточно точно. Точность движения является вторым мерилом ловкости.

Ловкость определяют, во-пер­вых, как способность быстро овладевать новыми движениями и, во-вто­рых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в со­от­ветствии с тре­бо­ва­ни­ями внезапно меняющейся обстановки.

Воспитание ловкости складывается, во-пер­вых, из воспитания способности осваивать координационные, сложные двигательные действия, во-вто­рых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в со­от­ветствии с ме­ня­ющейся обстановкой. Основным путем воспитания ловкости является овладение новыми разнообразными двигательными навыками и уме­ния­ми. Это приводит к уве­ли­че­нию запаса двигательных навыков и по­ло­жи­тель­но сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора.

Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости, идет по пути повышения координационных трудностей, с ко­то­ры­ми должны справляться занимающиеся. Эти трудности слагаются в ос­нов­ном из требований:

● к точ­нос­ти движений;

● их взаимной согласованности;

● к вне­зап­нос­ти изменения обстановки.

В про­цес­се воспитания ловкости используются разные методические приемы, стимулирующие более высокое проявление двигательной координации.

Упражнения, направленные на развитие ловкости, довольно быстро ведут к утом­ле­нию. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и да­ет малый эффект при наступившем утомлении. Поэтому при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а са­ми упражнения стараются выполнять тогда, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

Воспитание выносливости .Выносливостью называется способность противостоять утомлению в ка­кой-ли­бо деятельности.

Одним из основных критериев выносливости является время, в те­че­ние которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

Общая выносливость – это способность выполнять работу с не­вы­со­кой интенсивностью в те­че­ние продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения. Для воспитания общей выносливости служат циклические упражнения (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде).

В качестве методов воспитания общей выносливости могут использоваться непрерывный, повторный, переменный, интервальный и сме­шан­ные.

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в оп­ре­де­лен­ной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление. Различают следующие виды специальной выносливости: скоростную, силовую, статическую.

В про­цес­се воспитания выносливости требуется решить ряд задач по всестороннему развитию функциональных свойств организма, определяющих общую выносливость и спе­ци­аль­ные виды выносливости.

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в про­цес­се занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функцио­наль­ным сдвигам, что внешне выражается в улуч­ше­нии выносливости.

При воспитании выносливости с по­мощью циклических и дру­гих упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:

● аб­со­лют­ная интенсивность упражнения (скорость передвижения и т. д.);

● про­дол­жи­тель­ность упражнения;

● про­дол­жи­тель­ность интервалов отдыха;

● ха­рак­тер отдыха (активный либо пассивный) и фор­мы активного отдыха;

● чис­ло повторений упражнения.

В за­ви­си­мос­ти от сочетания этих факторов будут различными не только величина, но и – главное – качественные особенности ответных реакций организма.

Воспитание гибкости . Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-дви­га­тель­но­го аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. Различаютактивную гибкость (проявляемую в ре­зуль­та­те собственных мышечных усилий) ипас­сив­ную (выявляемую путем приложения к дви­жу­щейся части тела внешних сил).

Гибкость зависит от эластичности мышц и свя­зок. Эластические свойства мышц могут в зна­чи­тель­ной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов. Существенное значение в ог­ра­ни­че­нии подвижности имеет возбуждение растягиваемых мышц, имеющее охранительную природу.

Степень проявления гибкости зависит от внешней температуры среды, суточной периодики, утомления. Неблагоприятные условия, ведущие к ухуд­ше­нию гибкости, можно компенсировать разогреванием с по­мощью разминки.

Для воспитания гибкости используют упражнения с уве­ли­чен­ной амплитудой движения – упражнения на растягивание. Они делятся на две группы – активные и пас­сив­ные. При ак­тив­ных движениях увеличение подвижности в ка­ком-ли­бо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих через этот сустав; в пас­сив­ных используются внешние силы.

После активных упражнений увеличенные показатели гибкости сохраняются дольше, чем после пассивных.

Высокие требования к гиб­кос­ти предъявляют различные виды спорта (художественная и спор­тив­ная гимнастика, прыжки в во­ду и на батуте, синхронное плавание).

Поскольку гибкость легче всего развивать в детском и под­ростко­вом возрасте, основную работу по воспитанию гибкости надо планировать на этот период.

Введение

1. Психологическая характеристика физических качеств

2. Средства и методы развития физических качеств

2.1 Средства и методы развития силы

2.2 Средства и методы развития быстроты движений

2.3 Средства и методы развития выносливости

2.4 Средства и методы развития гибкости

2.5 Средства и методы развития ловкости

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

Анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов - сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);

Физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем - максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);

Биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);

Телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);

Хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.


1. Психологическая характеристика физических качеств

Спортивные возможности определяются физическими, спортивно-техническими и тактическими способностями, а также специальными знаниями и опытом спортсмена. На современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики: быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. С точки зрения психологии быстрота - это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения. Быстрота имеет решающее значение в спринтерских и прыжковых дисциплинах легкой атлетики, в велосипедном спорте. Она составляет важную основу, необходимую для успеха в большинстве спортивных игр. Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов.

Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.

Напряжение воли - достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.

Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации.

Механизмы внутримышечной координации определяют импульсацию мотонейронов данной мышцы: их число, частоту и связь во времени. Межмышечная координация отвечает за выбор мышц-синергистов («нужных для деятельности»), за ограничение активности мышц-антагонистов («ненужных для деятельности»).

С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).

Итак, проявление высоких скоростных качеств зависит от степени развития у спортсмена подвижности нервных процессов, воли и координационных центрально-нервных факторов. Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты: 1) латентное время двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель); 2) скорость отдельного движения; 3) частота движений.

Эти формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.

В первой форме проявления быстроты следует рассматривать время, затраченное спортсменом на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи). В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.

Скорость отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия. Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг - отдельное движение. Скорость одного шага - это скорость отдельного движения. Скорость шагов - соответственно частота движений.

Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Для большинства видов спорта это одно из важнейших физических качеств. Но в каждом из этих видов к силе предъявляют различные требования. Сила, представляя собой один из компонентов структуры физических способностей, определяет работоспособность спортсмена. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой. Скоростная сила и силовая выносливость - наиболее типичные силовые характеристики в спорте, при этом абсолютная сила мускулатуры может рассматриваться как фактор способности к достижению и как мера для оценки доли максимальной силы в том или ином соревновательном действии.

Максимальная сила - это наивысшая сила, которую способна развить нервно-мышечная система при максимальном произвольном мышечном сокращении. Она определяет достижения в таких видах спорта, в которых приходится преодолевать значительные сопротивления (тяжелая атлетика, спортивная гимнастика, разнообразные виды борьбы). Большая доля максимальной силы в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений или выносливостью необходима также в метании молота, толкании ядра, гребле на каноэ и т.д. Значение максимальной силы для спортивного достижения тем меньше, чем меньше преодолеваемые сопротивления и чем больше доминирует быстрота мышечных сокращений или выносливость. Так, максимальная сила имеет большее значение для достижений в легкоатлетическом спринте, чем в беге на длинные дистанции.

Скоростная сила - это способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения. Скоростная сила имеет определяющее значение для достижений во многих движениях ациклического и смешанного характера (легкоатлетические прыжки, прыжки с трамплина, спортивные игры), в таких видах спорта, где результаты зависят от быстроты выталкивания, выбрасывания снаряда или отталкивания для выполнения прыжка. Скоростная сила оказывает значительное влияние и на достижения в определенных движениях циклического характера. Она составляет основу быстроты спринтера-легкоатлета, спринтера-велогонщика, способности к ускорениям хоккеистов и футболистов и т.д.

Силовая выносливость - это способность организма сопротивляться утомлению при длительной силовой работе. Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в первую очередь при необходимости преодолевать большие сопротивления в течение длительного времени. Эти качества ярко выражены в таких видах спорта, как академическая гребля, лыжные гонки и плавание.

В основе проявления силы (как физического качества) лежит деятельность нервно-мышечного аппарата, при этом выполняются следующие обязательные условия: 1) активация исполнительной системы (периферический нервно-мышечный аппарат); 2) осуществление режима мышечной деятельности (нервных центров, управляющих мышечной деятельностью; сократительного аппарата мышечных волокон; системы электромеханической связи мышечных волокон).

Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Действительно, если говорить о силе, то осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы.

Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: 1) мышечных; 2) координационных. К мышечным относятся: а) механические условия действия мышечной тяги (плечо рычага действия мышечной силы и угол приложения этой силы к костным рычагам); б) длина мышц; в) поперечник (толщина) активируемых мышц; г) композиция мышц (соотношение быстрых и медленных мышечных волокон).

К координационным (центрально-нервным) факторам относятся: а) центрально-нервные координационные механизмы управления мышечным аппаратом; б) механизмы внутримышечной координации; в) механизмы межмышечной координации.

Управлять мышцами, когда требуется проявить их силу, - очень сложная задача для центральной нервной системы. Доказано, что максимальная произвольная сила всегда ниже, чем максимальная сила мышц, которая зависит от числа мышечных волокон и их толщины. Разница между значениями этих параметров силы называется силовым дефицитом. Силовой дефицит тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом. Его величина зависит от трех факторов:

Первый фактор (психологический). При некоторых эмоциональных состояниях человек может проявлять такую силу, которая намного превышает его максимальные возможности в обычных условиях.

Второй фактор (число одновременно активируемых мышечных групп). Известно, что при одинаковых условиях величина силового дефицита тем больше, чем больше число одновременно сокращающихся мышечных групп.

Третий фактор (степень совершенства произвольного управления). Роль его доказывается множеством различных экспериментов.

Для того чтобы спортсмен мог развивать значительную мышечную силу во время выполнения соревновательного упражнения, ему необходимо на тренировках совершенствовать произвольное управление мышцами и, в частности, механизмы внутримышечной координации и определять наиболее оптимальные методы и средства психологического воздействия для организации эмоциональных состояний, способствующих максимальному проявлению силы. Это может быть достигнуто систематическим использованием в учебно-тренировочном процессе упражнений, которые требуют проявления большой мышечной силы (не менее 70% от максимальной произвольной силы спортсмена) с одновременным решением тактических задач (достижением определенной цели).

Чаше всего сила проявляется в движении {динамическая сила). Усилия спортсмена не всегда сопровождаются движением, в этом случае следует говорить о статическом режиме работы (о статической силе).

Сила характеризуется предельными, распределенными и дозированными мышечными усилиями:

Предельные мышечные усилия встречаются в тех случаях, когда спортсмен проявляет свои силовые возможности полностью. Сознательное управление затруднено, так как предельное проявление мышечных усилий ограничено функциональными возможностями спортсмена.

Распределенные мышечные усилия - это усилия в 1/2 или 1/4 или 2/4 максимальной силы, подчиненные сознательному контролю.

Дозированные мышечные усилия - это усилия, требующие строгого дифференцирования в их проявлении. Они обеспечивают точность двигательных действий (в баскетболе - это бросок мяча в корзину, в боксе - удар и т.п.) и подчинены полному сознательному контролю.

Выносливость - это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности.

В обыденной речи понятие выносливость употребляется в очень широком смысле. Под выносливостью понимают способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности. Характеристика выносливости как двигательного качества человека весьма относительна. Она составляет определенный вид деятельности. В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.

Выносливость специфична: она проявляется у каждого человека при выполнении определенного вида деятельности, поэтому различают общую и специальную выносливость. Общей выносливостью называют способность в течение продолжительного времени выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.

Выносливость по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. Существует столько видов специальной выносливости, сколько имеется видов спортивной специализации (силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).

Проявление выносливости всегда связано с понятием усталости. Усталость - это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы. Для развития выносливости важно формировать у спортсменов положительное отношение к появлению чувства усталости и обучать психологическим приемам его преодоления.

В зависимости от типа и характера выполняемой работы различают следующие разновидности выносливости: 1) статическую и динамическую; 2) локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии больших мышечных групп - более 50% всей массы); 3) силовую; 4) анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).

В спорте, как правило, выносливость - это способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно (порой исключительно) аэробного характера. Примером спортивных упражнений, требующих проявления выносливости, могут служить все аэробные упражнения циклического характера (легкоатлетический бег от 1500 м, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки, плавание на дистанциях от 400 м и др.).

В процессе совершенствования выносливости, кроме изменений в структурно-функциональной, кислородотранспортной, кислородоутилизирующей и других физиологических системах, протекает становление центрально-нервной и нейрогуморальной (эндокринной) регуляции деятельности этих систем. В практике принято выбирать средства и методы для тренировки выносливости согласно ожидаемому физиологическому воздействию. Но также необходимо учитывать психические факторы.

Некоторые экспериментальные данные показывают, что при непрерывных длительных интервальных нагрузках к волевым качествам спортсмена предъявляются принципиально различные требования. Известно, что без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости. В связи с этим возникают определенные психологические рекомендации о выборе методов тренировки выносливости. Непрерывные длительные нагрузки развивают волевые качества, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности равномерно-сильным, устойчивым напряжением воли.

Интервальные нагрузки требуют и развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными, повторяющимися усилиями. Проявление воли носит импульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательных упражнениях.

Наблюдения показывают, что требуемые в соревнованиях волевые качества должны развиваться адекватными тренировочными методами и средствами. Для решения задач по тренировке выносливости существует множество различных способов. Развитие и совершенствование выносливости можно проводить по принципу непрерывной длительной работы, интервальной работы и по соревновательному принципу...

Следует отметить, что для каждого спортсмена существуют соответствующие состоянию его тренированности рациональные границы заданий, которые изменяются вместе с повышением работоспособности его организма. Величины заданий должны постоянно сопоставляться с индивидуальными возможностями спортсмена. Этот процесс обеспечивается с помощью контроля за достижениями и тренировочных программ.

Ловкость - это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. В данном случае объектом познания выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных, временных и силовых параметров. Среди физических качеств ловкость, с точки зрения психологии, занимает особое положение. Она проявляется только в комплексе с другими физическими качествами. Ловкость - специфическое качество, по-разному проявляющееся в разных видах спорта. Человек может отличаться высокой степенью развития ловкости в гимнастике, но недостаточной для спортивных игр. Ловкость тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

Следуя общепринятому мнению, ловкость - это, во-первых, способность овладевать сложными двигательными координациями; во-вторых, спортивными движениями и совершенствованием их; в-третьих, в соответствии с меняющейся обстановкой быстро и рационально перестраивать свои действия.

Как известно, В.М. Зациорский предлагает несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно оценить данную способность: 1. Координационная трудность двигательной задачи. 2. Точность выполнения (соответствие пространственных, временных и силовых характеристик двигательной задаче). 3. Время освоения (учебное время, которое требуется спортсмену для овладения необходимой точностью движения или исправления его).

В видах спорта, для которых характерна быстрая смена условий деятельности и большая изменчивость действий, важно сократить время между сигналом к выполнению и началом выполнения движения. В быстро изменяющейся обстановке необходима большая ловкость для того, чтобы реагировать быстро, целесообразно и последовательно. Здесь мерой оценки ловкости может служить способность к быстрой адаптации (находчивость).

Ловкость - важная предпосылка к развитию и совершенствованию спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в видах спорта, где предъявляются высокие требования к координации движений. Она играет большую роль в тех видах спорта, в которых необходима способность приспосабливаться к быстро изменяющимся ситуациям в соревнованиях (спортивные игры). Такая ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и сознательном корригировании движений.

Ловкость нужна и при реактивных движениях, когда спортсмену приходится рефлекторно (мгновенно) восстанавливать нарушенное равновесие (при столкновении, поскользнувшись и т.п.).

В психологии спорта принято разграничивать общую ловкость (проявляемую в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальную (способность к освоению и вариативному применению спортивной техники).

Ловкость, как отмечалось выше, может проявляться только в комплексе с другими физическими качествами. В этом заключается одна из основных предпосылок развития ловкости - физические способности человека.

Другой предпосылкой, влияющей на развитие ловкости, является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была деятельность двигательного аппарата, тем больше у спортсмена запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков он владеет, легче усваивая новые формы движений, лучше приспосабливаясь к существующим и изменяющимся условиям деятельности, - тем больше его ловкость.

Деятельность анализаторов - третья основная предпосылка для развития ловкости. Наряду с определенной ролью ранее приобретенного двигательного опыта большое значение в развитии и проявлении ловкости играет обработка текущей информации (зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных и вестибулярных сигналов). Соответствующая текущая информация воспринимается с помощью анализаторов. Суммарные данные всех анализаторов дают возможность более детально познавать процесс движения, точнее обеспечивая его анализ, чтобы быстрее овладеть им и при необходимости перестраивать его.

Все свидетельствует, как велика зависимость ловкости от функциональных возможностей центральной нервной системы. Формирование ловкости в спорте предполагает воспитание следующих способностей: 1) быстро осваивать сложные по координации двигательные действия; 2) перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки; 3) четко воспринимать пространственные, временные и силовые параметры движения.

Гибкость (подвижность суставов) - это свойство упругой растягиваемости телесных структур (мышечные и соединительные), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела.

Гибкость - это элементарное условие качественного и количественного выполнения движений. Недостаточно развитая подвижность суставов ведет за собой: 1) невозможность приобрести определенные двигательные навыки; 2) замедление в темпе усвоения и совершенствования двигательных способностей; 3) возникновение повреждений; 4) задержки в развитии силы, быстроты, выносливости и ловкости; 5) ограниченность амплитуды движений; 6) снижение качества управления движениями.

Степень подвижности в суставах определяется в первую очередь формой суставов и соответствием между сочленяющимися поверхностями. От растяжимости суставных связок, сухожилий и силы мышц, проходящих около того или иного сустава, зависит, какую амплитуду действия может использовать спортсмен. Эластичность (растяжимость) связок можно увеличить с помощью систематического упражнения. Однако ввиду того, что связочный аппарат должен выполнять защитную функцию, такое увеличение возможно только до известной степени. Гибкость спортсмена ограничивается прежде всего эластичностью мышц. Сущность этого ограничения состоит в следующем: в различных упражнениях сокращение определенных мышц сопровождается растягиванием их антагонистов. При движениях с максимальной амплитудой подвижность в суставах зависит от способности антагонистов достаточно растягиваться, причем следует помнить, что существует определенный предел их способности возвращаться в исходное положение, так что специальные упражнения при тренировке гибкости необходимо сочетать с упражнениями на силу. Силовые качества спортсмена - это важный компонент при тренировке по развитию гибкости.

Часто из-за недостаточной силы мышц атлет не в состоянии достигнуть необходимой амплитуды движений. У человека можно выделить две основные формы проявления гибкости: 1) подвижность при пассивных движениях (осуществляется в результате действия посторонних сил); 2) подвижность при активных движениях (выполняется за счет работы мышечных групп, проходящих через сустав).

Показатели активной гибкости характеризуются не только способностью мышц-антагонистов растягиваться, но и силой мышц, выполняющих движение.

Итак, гибкость определяют эластические свойства связок, суставов, мышц, строение суставов, силовые характеристики мышц и, главное, центрально-нервная регуляция. В силу этого реальные показатели гибкости зависят от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение. Кроме того, следует отметить достаточно прочную взаимосвязь гибкости с другими физическими качествами.

Развитие гибкости невозможно без соответствующего развития силы мышц. В то же время большая способность к подвижности в суставах способствует увеличению точности, координированности и скорости выполнения двигательного действия. Спортсмен, обладающий запасом подвижности в суставах, может выполнять движения с большей силой, выразительностью и легкостью.


2. Средства и методы развития физических качеств

2.1 Средства и методы развития силы

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу:

Абсолютная сила - суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в конкретном движении.

Относительная сила - проявление абсолютной силы в пересчете на кг веса человека.

Средствами развития силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:

Упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера,

Упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);

Упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);

Изометрические упражнения (упражнения статического характера).

Наиболее распространены следующие методы развития силы:

Метод максимальных усилий (упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений до 90% от максимально возможного; в серии выполняется 1-3 повторений, за одно занятие выполняется 5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут);

Метод повторных усилий (или метод "до отказа") (упражнения выполняются с отягощением до 70% от максимально возможного, которые выполняются сериями до 12 повторений, в одном занятии выполняется от 3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут);

Метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощением до 30% от максимально возможного, в серии выполняется до 25 повторений, количество серий за одной занятие от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минут).

2.2 Средства и методы развития быстроты движений

Быстрота - это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.

Быстрота движений обусловливается в первую очередь соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).

Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:

Метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);

Игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры.

2.3 Средства и методы развития выносливости

Выносливость - это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению.

Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:

В продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;

В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

На практике различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью.

Специальная выносливость - способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).

В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.

Для развития выносливости применяются различные методы.

Равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения цик лического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);

Переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);

Интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).

Средствами воспитания выносливости являются циклические упражнения (ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах).

2.4 Средства и методы развития гибкости

Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Различают две формы проявления гибкости:

Активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям;

Пассивную, максимальная величина амплитуды движений, достигаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).

Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях.

Средствами развития гибкости являются: повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и т.д.

Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений.

2.5 Средства и методы развития ловкости

Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.

Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.

Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:

Выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);

Зеркальное выполнение упражнений;

Усложнение условий выполнения обычных упражнений;

Изменение скорости и темпа движений;

Изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля).


Заключение

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м. Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.


Список литературы

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.

2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные стороны двигательных возможностей человека. Понятие "физическое качество" объединяет те стороны движений человека, которые:

1)проявляются в одинаковых параметрах движения и измеряются тождествен­ным способом - имеют один и тот же измеритель (например, скорость);

2)имеют аналогичные физиологические и биохимические механизмы и тре­буют проявления сходных свойств психики.

Выделяют следующие основные физические качества: силу, быстроту, вынос­ливость, ловкость, гибкость.

Методы воспитания силы

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или про­тиводействовать ему за счет мышечных усилий. Для ее развития используют раз­личные методы.

Метод максимальных усилий (или метод кратковременных максимальных силовых нагрузок). Суть его состоит в том, что спортсмен, преодолевая макси­мальное сопротивление, проявляет предельное для данного случая мышечное усилие, которое является мощным, а следовательно, и эффективным физиологи­ческим раздражителем. Переход к работе с околопредельными весами произо­шел в последние годы. Он привел к существенному росту результатов, особенно в тяжелой атлетике. Если в 20-30-х годах спортсмены значительное время уделя­ли методу повторных усилий, то в настоящее время они используют в основном предельные и околопредельные отягощения.

Режим выполнения упражнений по этому методу в общих чертах выражается в следующем: величина сопротивления 1-3 ПМ, число повторений -1-3, темп -средний, скорость - от малой до умеренной, пауза отдыха между упражнениями и подходами - не менее 2 мин.

Метод повторных усилий. Суть его состоит в том, что спортсмен преодоле­вает непредельное отягощение до ясно выраженного утомления, как говорят "до отказа". Вес, который в первых подъемах легко можно было поднять, оказывает­ся в последних близким к предельному и является физиологическим раздражите­лем большой силы. В итоге наблюдается физиологическая картина, близкая к той, которая существует при выполнении предельных усилий. Значит, сходство в пос­ледних подъемах представляет основную ценность выполнения усилий. Недостат­ки данного метода:

1) работа "до отказа" невыгодна в энергетическом отношении. Здесь прихо­дится поднимать гораздо большее количество груза, чем при методе мак­симальных усилий. А при современных больших нагрузках в спорте вы­полнять без нужды излишний объем работы нецелесообразно;

2) последние, наиболее ценные, попытки выполняются на фоне сниженной вследствие утомления возбудимости центральной нервной системы, что затрудняет образование тонких условно-рефлекторных отношений, кото­рые обеспечивают дальнейшее развитие силы.

Однако метод повторных усилий широко используется в практике. Объясня­ется это рядом его существенных преимуществ:

1) большой объем выполняемой работы, естественно, вызывает значитель­ные сдвиги в обмене веществ, что создает возможности для усиления пла­стического обмена, который в конечном результате приводит к функцио­нальной гипертрофии мышц, т.е. увеличению объема и, значит, силы мышц;

2) метод повторных усилий позволяет уменьшить натуживание, особенно при выполнении упражнений локального характера;

3) при работе с непредельными весами имеется больше возможностей для контроля за техникой упражнения.

При методе повторных усилий используются упражнения с большими и уме­ренно большими сопротивлениями. Работа с малыми и очень малыми сопротив­лениями нецелесообразна.

Метод изометрических (статических) напряжений. Суть его заключается в том, что при выполнении статических напряжений, мышцы напрягаются, не из­меняя своей длины, т.е. силовые напряжения, в том числе и максимальные, не сопровождаются движением.

Большое распространение статические упражнения получили в последние годы. Основное преимущество изометрических упражнений заключается в том, что они позволяют несколько сократить время, отводимое на силовую подготов­ку, причем большинство авторов находит мало различий между динамическим и изометрическим методами развития абсолютной силы. В спортивной практике применяются изометрические напряжения продолжительностью 5-6 с. Степень усилия может быть различна - от 60% максимального и выше. Большинство специ­алистов рекомендует применять в занятиях максимальные или близкие к ним уси­лия, причем наибольший прирост силы наблюдается в тех положениях, в которых применялись статические напряжения. В зарубежной методической литературе осо­бое внимание уделяется так называемым промежуточным напряжениям - медлен­ным движениям с 2-5-секундными остановками в промежуточных положениях.

Изометрические упражнения обычно полезны в тех видах спорта, в которых элемент статики содержится в специализируемом упражнении, но они не могут заменить динамических упражнений, а могут только дополнить их.

ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ ОТДЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Она измеряется скоростью отдельных движений и частотой (их числом в единицу времени). Скорость, которую может развить человек в каком-либо движении, зависит не только от развития быстроты, но и от ряда других факторов (силы, гибкости, уровня владения техникой и т.п.). Поэтому в воспитании быстроты ведущим является повторный метод.

В качестве средств воспитания быстроты используются упражнения, кото­рые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны соответствовать следующим требованиям:

1)техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнить на предельных скоростях;

2)упражнения должны быть настолько хорошо освоены занимающимися, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

3)продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу вы­полнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Скоростные упражнения относятся к работам максимальной мощности, про­должительность которых не должна превышать 20-22 с.

Скорость одиночного движения отчасти развивается с помощью силовых и скоростно-силовых упражнений типа различного рода метаний, прыжков, сприн­терских беговых упражнений. Большой эффект дают специальные скоростные упражнения, выполняемые по сигналу.

Воспитание быстроты движений (способность к высокому темпу). Для этого рекомендуется выполнять кратковременные (10-20 с) серии упражнений в макси­мальном темпе. Упражнения для развития темпа движений могут выполняться:

1)в заданном темпе и с постоянным увеличением его; темп движений задает­ся метрономом, ритмичной музыкой или звуковым сигналом тренера (сви­сток, хлопки в ладоши);

2)в форме соревнований: кто быстрее выполнит заданное число повторений или большее число повторений за заданный отрезок времени.

Воспитание быстроты реакции. Простая реакция - это ответ заранее извес­тным движениям на заранее известный внезапный сигнал. Все остальные типы реакций являются сложными. Быстрота реакции до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или нео­жиданную короткую или резкую команду тренера.

ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

Выносливостью называется способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость Можно определить как способность противостоять утомлению. Общая выносли­вость - способность длительно проявлять мышечные усилия умеренной интен­сивности. Одна из важнейших особенностей общей выносливости – способность к широкому "переносу", т.е. общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжных гонках, ходьбе, стайерском беге на коньках.

В большинстве спортивных упражнений результат в большей степени зависит от специальной выносливости, которую следует понимать как способность длительное время поддерживать эффективную работоспособность в определен­ном виде физических упражнений.

Методы воспитания выносливости:

1)непрерывный (равномерный) метод. Заключается в том, что продолжитель­ная нагрузка (не менее 20 мин.) дается в сравнительно равномерном, уме­ренном режиме, при частоте пульса в пределах 140-150 уд./мин.;

2)повторный метод. Характеризуется произвольными паузами отдыха меж­ду повторениями нагрузки, обычно обеспечивающими субъективное чув­ство отдыха;

3)переменный метод. Предусматривает беспрерывное чередование нагрузок различной интенсивности, которое может быть ритмичным (одинаковые периоды работы повышенной интенсивности чередуются с одинаковыми периодами работы пониженной интенсивности) или аритмичным;

4)интервальный метод - это многократное повторение кратковременных "пор­ций" работы через определенные паузы отдыха.

Часто в спортивной практике все перечисленные методы применяются в ком­бинациях.

ВОСПИТАНИЕ ЛОВКОСТИ

Ловкость - это способность человека успешно решать двигательные задачи в меняющихся обстоятельствах.

Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в про­цессе тренировки ее в значительной степени можно совершенствовать. Воспита­ние ловкости складывается, во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания спо­собности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требовани­ями меняющейся обстановки.

Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколь­ко развита способность к правильному восприятию и оценке собственных дви­жений, положению тела. Иными словами, чем точнее ощущает спортсмен свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной пере­стройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.

Основной путь в воспитании ловкости - овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями.

Наиболее распространенные средства воспитания ловкости - это элементы

акробатики, спортивные и подвижные игры, гимнастические упражнения. Под­бор средств должен быть подчинен основному принципу - в упражнениях дол­жен всегда содержаться элемент новизны, движение нужно постоянно усложнять. Следует учитывать, что упражнения "на ловкость" требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда спортсмен еще достаточно внимателен и собран. Не сле­дует применять их в большом количестве и длительными сериями, т.к. они быст­ро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирую­щее воздействие.

ВОСПИТАНИЕ ГИБКОСТИ

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой.

Гибкость определяется подвижностью в суставах, которая зависит от формы и площади сочленяющихся суставных поверхностей (природное, врожденное свой­ство сустава), от длины и эластичности связок, сухожилий и мышц (факторы, из­меняющиеся в процессе двигательной деятельности).

Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость - способность достигать больших амплитуд движений в каком-либо суставе за счет мышечных усилий (вытягивание носков ног в гимнастике). Пассивная гибкость - определя­ется пассивной амплитудой, которую можно достичь за счет воздействия внешних сил (сопротивления опоры или среды, силы тяжести или усилий партнера).

В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного раз­вития гибкости. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений.

Гибкость - это качество, которое сравнительно легко и быстро воспитывает­ся в процессе тренировки. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Они делятся на две группы: активные движения и пассивные. В активных увеличение подвиж­ности в каком-либо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих через данный сустав. В пассивных используются внешние силы, в первую очередь, к ним относятся:

1)простые движения (типа: на счет 1 - наклон, на счет 2-й т.п.);

2)пружинистые сгибания и разгибания с постепенно увеличивающей ампли­тудой (в том числе с применением небольших отягощений);

3)махи с постепенно увеличивающей амплитудой (в том числе с применени­ем небольших отягощений);

4)статические напряжения - с сохранением подвижного положения тела или конечностей при максимальной амплитуде.

Ко второй группе относятся упражнения с самозахватами, а также с партнером, помогающим увеличить амплитуду (до появления болевых ощущений).

Упражнения на гибкость выполняются обычно повторным методом длинными сериями. В занятия физическими упражнениями их включают либо в разминку, либо дают в конце основной части, причем упражнения на гибкость рекомендуется выполнять ежедневно или, в крайнем случае, - не реже трех раз в неделю.