Особенности разговорной речи проявляются на всех языковых уровнях.

Фонетические особенности . На фонетическом уровне наблюдается сильная редукция гласных и слов, выпадение согласных: универстет, пожалста, Сан Саныч и т.п.

Лексические особенности. Характерной чертой разговорной речи является её неоднородность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики:

Такой язык типичен для повседневных ситуаций, частных, с низким официальным уровнем. Его использование детьми в школьной ситуации, которая каким-то образом накладывает определенную формальность и дистанцию, объясняется тем, что исследование проводилось не в классе или во время досуга. Дети, с которыми беседовали, рассматривали встречу более весело, чем как тест.

Определения определения детского языка определяют как грамматическую структуру выражения, так и лексические ресурсы. Отступления от структурного плана включают неполноту заявлений, вызванных законом лингвистической экономики. Вышеупомянутая функция появляется в заявлениях в различных формах.

· общекнижная (нейтральная) лексика: лежать, дом, синий, земля ;

· слова с разговорной стилистической окраской: балагурить, тараторить, раздевалка, этакий;

· термины: девальвация, коррупция, инфляция, спекулировать ;

· иноязычные слова;

· слова высокой стилистической окраски;

· просторечные слова;

Это вы и дамы, у которых есть дети вместе. Само выражение, поддерживаемое жестом. Выйди замуж! Из-за экономики языка, типичной для повседневной речи, является контекстно-зависимая, пропуская или сокращая тему. Это человек, который лижет что-то. Использование ярлыков позволяет детям сообщать больше информации, содержание которой часто является излишним, избыточным и с заданной темой. Исследователь назвал это явление синтаксическим потоком, который состоит из длинных речей с многочисленными свободными соединениями.

Это связано с тем, что у детей подсистема, отвечающая за релевантность, релевантность, не полностью развита. Деревня - это место, где живут многие Виковки. У моего дяди есть его имя и его сосед. Существует также большая степень участия конъюгатов, что характерно для спонтанной речи, которая упоминается в контексте конструирования предложений дошкольников, пишет: Сложные голоса доминируют над паратакическим способом соединения членов терминации. Хотя дети знают разные типы координат, они предпочитают использовать комбинированные и противоположные утверждения.

· жаргонизмы.

Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи: разговорная речь не ограничивается рамками бытовых тем. Во-вторых, это объясняется тем, что разговорная речь осуществляется в двух тональностях – серьёзной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов.

Декларации компонентов добавляют друг к другу, используя универсальную конъюнкцию и. Свенчицки подтверждена в моих исследованиях. Примерами являются. Это долгое время, когда зима, лето и зима снова. Укрытие защищает от дождя, голода и холода людей и животных.

Еще одним свойством разговорного языка, который поддерживает непрерывность выражения, является повторение слов или выражений, которые часто заполняют пробел, предназначенный для восприятия говорящего. Потому что это запрещено. Пара должна выйти замуж за замуж, а затем домой, а потом детей.

1. В разговорном стиле, по сравнению с научным и официально-деловым, значительно выше удельный вес нейтральной лексики. Многие стилистически нейтральные слова употребляются в переносных значениях, специфичных именно для данного стиля: ворона, корова, лиса .

2. Широко используется лексика бытового содержания: жадничать, мигом, тормошить, крошечный, невдомёк, электричка, потихоньку.

Смех приходит, когда кто-то говорит анекдот, и это хорошо, но также, когда что-то не работает, и это плохо. Другим руководством для разговорной речи является шикане, также вызванное формированием информации в момент разговора, что дает эффект «наркомании».

«Щенок», потому что он кусает челюсть. Моя обувь и рюкзак моей таксы. Также характерным для разговорного языка является изысканный дизайн, целью которого является объяснение сказанного. Местоимения указывая, что указывает на. Щенок - такой маленький и красивый щенок.

Деревня - такая деревня. Интерференции, индивидуализированные фразы. Исходя из тех же предков, потому что тогда в нас течет всякая кровь. Смешные фраз обсуждения. Скорее «щенок», потому что много лай. Наш Арес продолжал лаять, когда был маленьким. Приют - это дом для собак, которые выбросили ужасных владельцев.

3. Слова с конкретным значением преобладают над словами абстрактными.

4. Разговорный стиль характеризуется богатством эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии: трудяга, котик, бахвалиться, безголовый, втесаться, дармоед, старикан, глупыш, дурочка; брать измором, лезть в бутылку, от горшка два вершка, ударить по карману.

Ужасно: буквально «плохо», «уродливо», но и «решительно». Разговорно: «плохо», «жестоко», «бессердечно», например «страшный отец». Новый: буквально: «не старый», «нерушимый», «недавно существующий», «только что изобрел». В просторечии: «ранние взрослые или зрелые» растений, цветов, фруктов и овощей, например «новый картофель».

Язык языка не может быть сведен к лингвистическому или функциональному стилю, поскольку он не отражает феномен концептуализации и категоризации действительности, а также механизмы обмена информацией. Его следует рассматривать в терминах общей связи между разговорной информацией и научными знаниями и рассматриваться как вариация языка, набор средств выражения, способ построения текста, способ общения, с одной стороны, и способ концептуализации мира - с другой. На общем языке существует процесс создания концепций, основанных на общем знании, который используется для создания определений данного слова.

5. Фразеология в разговорной речи часто переосмысляется, изменяет форму, активны процессы контаминации и комического обновления фразеологизма. Слово с фразеологически обусловленным значением может употребляться как самостоятельное, сохраняя при этом значение целого фразеологизма: не суйся – соваться – совать нос не в свое дело; сорвалось – сорваться с языка. В этом находит отражение закон экономии речевых средств и принцип неполноконструктивности. Особую разновидность разговорной фразеологии составляют стандартные выражения, привычные формулы речевого этикета типа Как дела? Доброе утро! Будьте любезны! Благодарю за внимание! Прошу прощения!

Эти объяснения в этом конкретном контексте также можно назвать открытыми, в противовес закрытому, структурному, научному, практическому, «здравому смыслу». Разговорный язык ребенка является отражением «языка сообщества», в котором он живет, с особым упором на семью и группу сверстников. Первый «домашний язык» является колыбелью всех будущих форм лингвистической деятельности. Семейный язык различим в определениях детей, которые извлекаются из него, а младшие дети, которые более чувствительны и более привязаны к своим близким, делают его основой для их речи, поскольку «эмоциональная связь между ребенком и непосредственной средой способствует правильному развитию речи» Ребенок узнает конкретный код, участвуя в жизни социальных групп, особенно в семье.

6. Употребление нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечных слов, вульгаризмов, грубых и бранных слов) – это не нормативное явление разговорного стиля, а скорее нарушение норм, так же, как и злоупотребление книжной лексикой, придающей разговорной речи искусственный характер.

Словообразовательные особенности. Экспрессивность и оценочность проявляется и в области словообразования.

Замена «домашнего языка» - это использование детских уменьшителей в качестве форм, которые часто слышат от взрослых в описаниях, сообщениях, адресованных им, и даже ухаживающих за детьми, которые принуждаются к возвращению к другим членам семьи, считаются вежливыми, выражая уважение. и близость.

Меньшинства и даже цветная капуста могут касаться. Их лицо, которое проявляется в самопрезентации с именем. Меня зовут Ритка. Другие члены семьи. У меня есть тетки: Крыса и Джола. Они покупают мне игрушки. Одиночество подобно тому, как кто-то умирает. Моя бабушка одна, потому что мать умерла.

1. Весьма продуктивны образования с суффиксами субъективной оценки со значением ласкательности, уменьшительности, пренебрежения, одобрения / неодобрения, иронии и др.: доченька, дочурка, дочка, ручища, злющий, большущий .

2. Активны образования слов при помощи суффиксов и приставок, которые придают разговорный или просторечный оттенок: слабак, добряк (-ак-/-як-); бабуля, мамуля (-ул-/-юл-); печка, стенка (-к-); кассирша, секретарша (-ш-); старикан, смутьян (-ан-/-ян-); хвастун, говорун (-ун-); крепыш, малыш (-ыш-); домище, столище (-ищ-); воображала, воротила (-л-); беготня, толкотня (-отн-); большущий, худющий (-ущ-/-ющ-); предобрый, преогромный (пре-); похаживать, разгуливать, приговаривать, нашептывать (приставка и суффикс) – значение многократности действия; толкануть, долбануть, ругануть, пугнуть, ахнуть (-ну-) – значение однократности действия; модничать, гримасничать, бродяжничать, столярничать (глаголы на –нича- ); попридержать, переизбрать, поразмыслить, повыбрасывать (многоприставочные глаголы).

Объекты и объекты из их окружения. Или новые конвои! Это где луга, где выдумка. Семейный язык также отражен в многочисленных ссылках, сравнениях и примерах, взятых из их собственной семейной жизни. Некоторые из детей в этих формах демонстрируют сильную привязанность к членам своей семьи. Пока одна заметка не дает оснований для таких выводов, трижды вызывала девушка, у нас есть две сестры или две бабушки мальчика, что указывает на очень тесные отношения. Они не являются приоритетом в исследовании, но для педагогов это должно быть четким сигналом и заменой имиджа домашней ситуации, поскольку свободное выражение ребенка может предоставить больше информации, чем прямое интервью. Социальная среда является одним из важнейших детерминантов психического развития ребенка и его успеха в школьном образовании.

3. Употребляются приставочно-возвратные глаголы с яркой эмоционально-оценочной и образной экспрессией: набегаться, наработаться, договориться, додуматься.

4. Для усиления экспрессии используется удвоение слов, иногда с прибавлением приставки (большой-большой, белая-белая, старая-старая, маленький-премаленький, высокий-превысокий ).

Полные характеристики ученика, и в частности любая попытка объяснить причины трудностей обучения, требуют знания об окружающей среде, в которой он находится. Поэтому эти случаи могут указывать на неполную семью; Слишком большое вовлечение детей в семейные проблемы, которые могут негативно повлиять на их развитие.

Частые замечания о конкретных родственниках, помимо отношения ребенка с родственниками, указывают на то, насколько важен ребенок в семье. Прототипом положения человека в окружающем мире часто является положение, которое ребенок занимает в семье. Положение в семье зависит от многих факторов, и среди них наиболее важным является эмоциональное отношение родителей к ребенку, дающее ему чувство безопасности. Позиция ребенка также зависит от структуры семьи. Другой - позиция побаловавшегося, другого ребенка самого старого.

5. Характерна тенденция к сокращению наименований, замене неоднословных наименований однословными: зачётка, мореходка, глазник – специалист по глазным болезням, шизофреник – больной шизофренией.

Морфологические особенности разговорного стиля

1. Формы на в И.п., мн.ч., там, где в книжных стилях нормативной является форма на - ы : бункера, прожектора, инструктора, крейсера ; формы на в родительном и предложном падежах: стакан чаю, гроздь винограду, в цеху, в аэропорту ; нулевое окончание в родительном падеже множественного числа: пять грамм, пять килограмм помидор .

Позиция единственного мальчика среди многих сестер отличается, когда он один из многих сыновей. Разница в возрасте между ними и другими братьями и сестрами, состоянием здоровья, умственным развитием может зависеть от положения ребенка, как наблюдали Мария Пржеакник-Герковска и Гражина Макево-Джарза.

Это утверждение, наряду с сопровождающим ярким, энергичным, выразительным и несколько эгоистичным поведением, позволяет верить, что мальчик - испорченный ребенок, имеет «любимую» позицию дома. В его заявлениях появляются только женщины, что позволяет сделать вывод о неполноте семьи. Более позднее интервью с педагогом подтверждает предположение: это единственное, что воспитывает мать, тетя и бабушка, образовательная модель, основанная на отсутствии и отсутствии мужской модели поведения, которая переводится в поведенческие проблемы и межличностное общение.

2. Специфично количественное распределение падежных форм существительных: на первом месте по употребительности стоит именительный падеж, редко употребляется родительный падеж со значением сравнения, качественной характеристики, не употребляется творительный падеж со значением субъекта действия.

3. Используются притяжательные прилагательные, синонимичные формам косвенных падежей существительных: Катин брат – брат Кати, пушкинские поэмы – поэмы Пушкина.

Помимо призывов к членам семьи, заявления детей также связаны с событиями, ритуалами, которые происходят в семье. Помнить о них - отличный способ для педагога рассказать об условиях и отношениях в семейной среде ребенка. Тогда есть фейерверки, и мы пьем шампанское для детей, а взрослым нравится это.

Это два человека, которые выходят замуж, идут в церковь, чтобы надеть обручальные кольца. У невесты белое платье и вуаль, а жених тоже хорошо одет. В праздники вам не нужно ходить в школу, и вы можете отправиться в море или в горы. Таким образом, исходя из высказываний детей, их связь с конкретными членами семьи может быть выведена и привилегирована или отвергнута, что является основополагающим вопросом: семейная и образовательная модель, которую проводят опекуны.

4. В функции сказуемого обычно употребляется не краткая форма прилагательного, а полная: Выводы бесспорные; Женщина немногословная .

5. Широко используются местоимения, не только заменяющие существительные и прилагательные, но и употребляющиеся без опоры на контекст. Например, местоимение такой может обозначать положительное качество и служить усилителем: Она такая женщина – красивая, умная, добрая! Такая красота кругом!

Тенденция к выходу из «родного языка» исчезает в более поздней жизни. Это можно объяснить тем, что лингвистическая область расширяется и включает в себя новую, образовательную, которая включает помимо более широких межличностных контактов на уровне школы чтение и письмо. Мария Пржеакник-Герковска и Грайны Макево-Джарша отметили, что «причиной какого-то заикания в словесной деятельности у детей в возрасте 7-9 лет может быть концентрация ребенка на ассимиляции чтения и письма». Источник знаний и опыта не является родителем, опекуном, родственником, но прежде всего - школой.

6. В разговорной речи особые способы обозначения предметов, лиц. Местоимение в сочетании с неопределённой формой глагола может заменить наименование предмета: Дай мне во что завернуть; У тебя есть чем писать ? или с наречием: У меня нет куда книгу положить; Возьми чашки где посуда. За счёт использования местоимений в разговорной речи снижается частотность употребления имён существительных и прилагательных. Незначительная частотность существительных и прилагательных связана с тем, что предметы и их признаки либо видны, либо известны собеседникам.

Ребенок, благодаря автономии способности читать и писать свободно, может исследовать свою собственную область интересов. В детстве язык ребенка выходит за пределы дома и, благодаря языку школьных контактов и учебников и чтения, является субъективным и общим. Отношение и закономерности, в том числе лингвистические, которые являются результатом воспитания семьи, прочно укоренены в каждом человеке, хотя часто противоречат внутреннему пониманию позже сознательно и формально.

Таким образом, наблюдение приводит, таким образом, к четырем основным выводам. Семейный язык типичен для детей дошкольного возраста и комплексного обучения на ранней стадии. Это связано с типичной эмоциональностью и выразительностью детей в этом возрасте.

7. В разговорном стиле глаголы преобладают над существительными. Отглагольные существительные, причастия и деепричастия почти не употребляются, за счёт этого возрастает активность глагольных форм.

8. Из форм причастий активна только краткая форма страдательного причастия прошедшего времени среднего рода единственного числа: сказано, сделано, написано, накурено .

9. Наблюдаются особые формы обращения: Кать, мам-а-мам.

10. Часто употребляются усечённые формы служебных слов: хоть, чтоб, что ль, уж.

Синтаксические особенности. Наиболее ярко и последовательно особенности разговорной речи проявляются в синтаксисе. Здесь отчётливо прослеживается тенденция к экономии речевых средств, к упрощению языка.

1. Именительный падеж употребляется в тех случаях, когда в кодифицированном языке возможны только косвенные падежи: Следующая / нам выходить (из разговора в автобусе); Голубенькая футболка / покажите (из разговора в магазине); У нее шуба лиса; Пятый. – Мне выше (из разговора в лифте).

2. В разговорной речи очень частотны бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями которых очень различны, определить их иногда трудно: Зайду в магазин / соль нужна; Смотрю в окно / дождь; Вот такие сапоги хочу / девушка прошла.

3. В разговорной речи очень частотны неполные предложения (эллиптические), т.е. предложения, в которых опущен тот или иной член предложения. Особенно характерны ситуативно неполные предложения (т.е. понимаемые собеседником только в конкретной ситуации): Приедешь – позвони. Остановите на следующей; Закипит / выключи; Два до Фрязино; Бери только купе.

4. В разговорном синтаксисе преобладают простые предложения, причём в них часто отсутствует глагол-сказуемое, что придает высказыванию динамичность: Я в кино. Он в столовую. Мне бы конспекты. Завтра домой. Пожалуйста, два пакета молока (дайте).

5. Порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариантностью. Он более свободный, чем в книжных стилях. Наиболее важный, существенный элемент, имеющий главное значение в сообщении, обычно помещается в начало высказывания: Снег сильный с утра был. Странный он. Побыстрее надо ехать. Ушли они все.

6. Часто используются слова-предложения, а также междометия и междометные фразы: Ясно? Нет? Почему? Можно. Вот ещё! Мамочки! Ой! Эх ты!

7. В целях экспрессивного выделения нередко сложноподчиненное предложение начинается с придаточной части: Что делать – не знаю. Что не испугался – молодец. Кто смелый – выходи.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте понятие “разговорный стиль”.

2. Назовите основную сферу функционирования, основную функцию и основную форму речи разговорного стиля. Отличительные свойства разговорного стиля.

3. Охарактеризуйте фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля.

4. Расскажите о жанровых особенностях разговорного стиля. Приведите примеры.

FЗадание 1. Проанализируйте тексты разговорного стиля. Определите их жанровую принадлежность, разновидность по количеству участников общения (полилог, диалог, дневниковая запись), по форме (устная и письменная разновидности). Охарактеризуйте фонетические, лексические, морфологические и синтаксические особенности данных текстов. Проведите полный стилистический анализ первого текста.

Л. У вас дома есть звери какие-нибудь / собаки…

У. Нет / зверей у нас к сожалению нет / и нет только потому что … э-э… как раз … э… э…мать наших внуков / и её мать / которые принимают участие в воспитании / они / как-то не особенно их любят / и побаиваются //

В. Почему?

У. Ну / знаете / бывают вот такие предрассудки / что кошки / м… принесут там / стригущий лишай / а-а собаки-и / там е-ещё гельминтов каких-нибудь //

Л. Нет напрасно! //

У. Когда вот мои дети росли / так у нас был вот з`есь прям целый зоологический сад / / Была и … одно время так бе-е-лка / две ко-о-шки / черепа-а-ха / пету-у-х жил тут же в комнате /

В. Как интересно //

У. Га-а-лка жила / которая потом покончила самоубийством / выбросилась в окошко / отучилась за зиму летать //

Л. (тихо) Да?

У. Упала / и-и тут же её кошки подхватили //

В. Ваши кошки подхватили?

У. Не-ет / внизу //

Л. Чужие кошки?

У. Наши кошки с ней хорошо /

Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка. Разговорный язык сложился в городской среде, он лишен диалектных особенностей, имеет принципиальные отличия от литературного языка.

Разговорный стиль представлен как в устной, так и в письменной форме - записками, частными письмами.

Сфера разговорного стиля речи - сфера бытовых отношений, профессиональных (устная форма).

Общие признаки: неофициальность, непринужденность общения; неподготовленность речи, ее автоматизм; преобладаю¬щая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог.
Эмоциональность, жесты, мимика, ситуация, характер взаимоотношений собеседников - все это влияет на особенности речи, позволяет экономить собственно языковые средства, сокращать языковой объем высказывания, упрощать его форму.

Наиболее характерные языковые средства, создающие особенности стиля:

В лексике и фразеологии

слова, имеющие разговорную окраску, в том числе бытового содержания; конкретная лексика; много слов и фразеологизмов с экспрессивно-эмоциональной окраской (фамильярных, ласкательных, неодобрительных, иронических). Ограничены: абстрактная, иноязычного происхождения, терминологическая лексика; книжные слова.

Однако подавляющее количество слов - общеупотребитель¬ные, нейтральные.

Синонимика

чаще (ситуативная).

Словообразовательные особенности

разговорного стиля связаны с ее экспрессивностью и оценочностью.
Широко употребительны суффиксы субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (лапушка, солнышко, холодина, грязища) ; с окраской разговорности: -к- (ночевка, свечка ), -яга (работяга, деляга ), -ятина (дохлятина, пошлятина ), -ша (докторша, билетерша ).

Образование прилагательных оценочного значения (глазастый, худющий, здоровенный ), глаголов (пошаливать, поговаривать, здороветь, похудать ).

Для усиления экспрессии используется удвоение слов (большой-пребольшой, глазастый-преглазастый, черный-черный ).

В морфологии:

нет преобладания существительного над глаголом. Глаголы здесь встречаются чаще. Чаще (чем в художественном стиле речи) употребляются личные местоимения и частицы (в том числе разговорные: ну, вот, ведь ).

Весьма употребительны притяжательные прилагательные (Петина сестра, Федорова жена ).

Причастия встречаются редко, деепричастия почти не встречаются. Редко употребляются краткие прилагательные.

Среди падежных образований употребительны варианты форм родительного и предложного падежей на (из дому, в отпуску, нет сахарку ).

Тенденция: не склонять первую часть собственного имени (к Иван Иванычу), не склонять составные числительные (из двести тридцать пять), склонять аббревиатуры (в РАИе).

Разнообразны временные значения глагола (прошедшее и будущее в значении настоящего). Широко используются глагольные междометия (прыг, скок, бух).

Характерные особенности синтаксиса

неполные предложения, вопросительные и побудительные предложения.

Порядок слов в предложении

свободный

Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом (она опять плакать ); междометием (а он бац об землю ); повторением сказуемого (и делать не делает ).

Безличные предложения широко распространены в разговорной речи. В устной речи большое значение приобретают паузы, выделение голосом тех или иных слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

В устной разговорной речи много своеобразных оборотов, не свойственных книжной речи.

Например: Люди как люди; А лодка плыла да плыла; Дождь так и льет; Сбегай купи хлеба; Ай да умница! Так я тебя и послушаюсь! А еще товарищем назывался! Что за человек! Нашел с кем дружить! Хорош помощник!

Разговорной речи свойственны также эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или иная ситуация оценивается гиперболизировано: «Ничего себе цена! С ума сойти!», «Цветов в саду – море!» , «Пить хочу! Умру!» Характерно использование слов в переносном значении, например: «В голове у тебя каша!».

Разговорный стиль речи характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация конкретизируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

Итак, доминанта разговорного стиля, особенно разговорной речи, бытующей в устной форме неофициального персонального общения, – сведение до минимума заботы о форме выражения мыслей, отсюда фонетическая нечеткость, лексическая неточность, синтаксическая небрежность, широкое использование местоимений и т. д.

Образец текста разговорного стиля

- Который уже час? Что-то есть охота. Чайку бы.
- Народ от праздности завел привычку трескать, как сказал Гоголь. Сейчас чайник поставлю.
- Ну, мы-то с тобой сегодня ого- го сколько наработали, а праздность ты знаешь что такое?
- Догадываюсь.
- и что бы ты тогда делала, когда бы праздность наступила?
- Даже не представляю. Это ведь учиться надо, праздности-то!