Д. В. Люсин исходил из определения эмоционального интеллекта (далее – ЭИ) как способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими. Представляется, что эмоциональный интеллект лучше трактовать именно как когнитивную способность и не включать в него (как это делается в некоторых моделях) личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию эмоций, но вместе с тем сами не являются компонентами ЭИ. Здесь уместна аналогия с личностными чертами, которые могут влиять на результаты тестов общего интеллекта (например, настойчивость, оптимизм), но тем не менее не входят в структуру интеллектуальных способностей.

Необходимо также отметить, что существует два основных подхода к измерению эмоционального интеллекта, вокруг которых в современной литературе разворачиваются дискуссии. Один из них – так называемые «объективные» тесты, состоящие из заданий, похожих на задания традиционных интеллектуальных тестов. Основная трудность этого подхода состоит в отсутствии убедительных оснований для определения правильного ответа. Например, на основании чего можно судить, какую эмоцию испытывает персонаж рассказа или человек, изображенный на фотографии? Для ответа на вопросы подобного рода предлагается использовать следующие подходы:

  • оценки экспертов (но многие авторы считают, что нет убедительного критерия для отбора экспертов в этой области),
  • оценки большинства испытуемых (но это противоречит самой идее тестов интеллекта и способностей, особенно в случае трудных заданий, с которыми должна справляться меньшая часть выборки),
  • мнение разработчиков тестовых заданий, например, актеров, имитирующих эмоции при создании тестового материала, или художников, создающих изображения с теми или иными эмоциями (но возникает сомнение, что актеры или художники достаточно точно изображают эмоции, кроме того, высока вероятность, что они их утрируют и стереотипизируют, что снижает экологическую валидность тестового материала).

Проблема выбора правильного ответа остается не решенной, при этом разные способы ее решения на материале одно и того же теста нередко дают результаты, плохо согласующиеся друг с другом.

Другой методический подход к измерению ЭИ состоит в использовании опросников. Главный его недостаток – опора на самоотчет, что входит в противоречие с попыткой измерять ЭИ как один из видов интеллектуальных способностей. Одна из проблем использования опросников на ЭИ состоит в том, что они, как правило, слабо коррелируют с интеллектуальными тестами и значительно более тесно – с личностными опросниками. В связи с этим критиками высказывается предположение, что опросники на ЭИ измеряют не что иное, как некоторую комбинацию личностных черт.

Более подробный анализ психометрических свойств методик, представляющих два эти подхода к измерению ЭИ, показывает, что они слабо коррелируют друг с другом, а паттерны их корреляций с методиками, измеряющими другие конструкты, совпадают недостаточно (Робертс и др., 2004). Следовательно, можно предположить, что эти два типа методик измеряют либо вообще довольно разные конструкты, либо, в лучшем случае, разные стороны ЭИ. Представляется, что в сложившейся ситуации оптимальным является использование в практической и исследовательской работе одновременно разных методических подходов для оценки ЭИ.

Необходимо отметить, что опросники на эмоциональный интеллект, включая и ЭмИн, измеряют не саму способность понимать эмоции или управлять ими, а представления людей о своем эмоциональном интеллекте. Очевидно, что представления человека о каком-то своем свойстве отличаются от истинной выраженности этого свойства, но измерение представлений о своем ЭИ, с одной стороны, дает важные для психолога сведения о человеке, с другой стороны, предоставляет косвенную информацию и о подлинном уровне его ЭИ. Здесь уместно вспомнить результаты исследований А. Бандуры, показывающие, что самоэффективность (т. е. представления о своей эффективности) связана с реальной эффективностью деятельности.

Следовательно, и представления человека о своем ЭИ, его уверенность (или неуверенность) в своей компетентности в данной области, до некоторой степени отражают его ЭИ.

Согласно теоретической модели, лежащей в основе опросника ЭмИн (Люсин, 2004), в его структуре можно выделить, с одной стороны, внутриличностный и межличностный ЭИ (по направленности на свои или чужие эмоции), с другой стороны, способности к пониманию и управлению эмоциями. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых дает четыре вида ЭИ.

Для создания опросника ЭмИн были разработаны утверждения на каждый вид ЭИ. В исследованиях с использованием предварительных версий опросника приняли участие несколько сотен испытуемых.

Серия факторно-аналитических процедур показала, что более или менее устойчиво выделяется пять факторов, в целом соответствующих предложенной структуре. В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя 4-балльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка.

Описание основных шкал и субшкал опросника ЭмИн:

  • Шкала МЭИ (межличностный ЭИ) . Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
  • Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ) . Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
  • Шкала ПЭ (понимание эмоций) . Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
  • Шкала УЭ (управление эмоциями) . Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
  • Субшкала МП (понимание чужих эмоций) . Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
  • Субшкала МУ (управление чужими эмоциями) . Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
  • Субшкала ВП (понимание своих эмоций) . Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.
  • Субшкала ВУ (управление своими эмоциями) . Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

Валидизация

В исследовании с использованием опросника ЭмИн приняли участие 745 испытуемых, 166 (22 %) мужского пола и 579 (78 %) женского пола. Возраст испытуемых – от 16 до 67 лет (среднее значение 28,1, стандартное отклонение 11,6). 52 % испытуемых были в возрасте до 23 лет, в связи с чем некоторые виды психометрического анализа проводились отдельно по возрастным группам. Выборка состояла из 25 старшеклассников из Москвы, 374 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по различным специальностям, и 346 специалистов различного профиля из Москвы и Усть-Илимска.

Внутренняя согласованность основных шкал составила от 0,75 до 0,79, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и ее можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,57).

Был проведен анализ половых различий по шкалам опросника. Ни по одной из шкал и субшкал не было обнаружено значимых различий между дисперсией у мужчин и женщин. Что касается средних, то у мужчин оказались выше значения по всем шкалам, причем эти различия высоко значимы для шкал «Внутриличностный эмоциональный интеллект» и «Управление эмоциями», и находятся на границе традиционно принятого уровня значимости 0,05 для шкал «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций». Эти результаты интересны тем, что они противоречат общепринятой точке зрения (часто подтверждаемой эмпирически), что женщины обладают более высоким эмоциональным интеллектом. Возможное объяснение состоит в том, что в рамках самоотчета испытуемые мужского пола демонстрируют большую уверенность в своей компетентности и более высокую самоэффективность. Обращает на себя внимание, что наибольшие различия наблюдаются по тем шкалам, где преимущество мужчин соответствует гендерным стереотипам, например, представлениям о том, что мужчины лучше контролируют эмоциональную экспрессию и вообще собственные эмоции.

Также была проанализирована связь шкал опросника ЭмИн с возрастом. Испытуемые были разделены на три возрастные группы: от 16 до 25 лет (431 испытуемый), от 26 до 45 лет (221 испытуемый) и от 46 до 67 лет (93 испытуемых). Дисперсионный анализ показал, что есть значимые различия только по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – в старшей возрастной группах среднее значение выше (44,7), чем в младшей (42,6). В целом можно сделать вывод, что возраст испытуемых существенно не влияет на результаты опросника, и поэтому можно проводить статистический анализ и выводить тестовые нормы без учета этой переменной.

Пройти

Интерпретация

Интерпретация

Описание шкал

Субшкала МП (понимание чужих эмоций ). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.

Субшкала МУ (управление чужими эмоциями ). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

Субшкала ВП (понимание своих эмоций ). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин их возникновения, способность к вербальному описанию.

Субшкала ВУ (управление своими эмоциями ). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.

Субшкала ВЭ (контроль экспрессии ). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

Шкала МЭИ (межличностный эмоциональный интеллект ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.

Шкала ВЭИ (внутриличностный эмоциональный интеллект ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.

Шкала ПЭ (понимание эмоций ). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.

Шкала УЭ (управление эмоциями ). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.

Процесс интерпретации

Чем выше Ваши баллы по конкретной шкале, тем более выражена у Вас эта способность.

Шкалы Слабая выраженность Средняя выраженность Сильная выраженность
Понимание чужих эмоций <20 20-28 >28
Управление чужими эмоциями <15 15-23 >23
Понимание своих эмоций <15 15-23 >23
Управление своими эмоциями <10 10-17 >17
Контроль экспрессии <7 7-14 >14
Межличностный эмоциональный интеллект <37 37-50 >50
Внутриличностный эмоциональный интеллект <35 35-51 >51
Понимание эмоций <36 36-50 >50
Управление эмоциями <35 35-51 >51

Перевод сырых баллов по шкалам в стенайны

Стенайны Сырые баллы по шкалам
МЭИ ВЭИ ПЭ УЭ
1 31 и меньше 28 и меньше 31 и меньше 29 и меньше
2 32–34 29–32 32–34 30–32
3 35–37 33–36 35–37 33–36
4 38–40 37–40 38–40 37–40
5 41–44 41–44 41–44 41–44
6 45–47 45–48 45–47 45–47
7 48–51 49–53 48–51 48–51
8 52–55 54–57 52–56 52–56
9 56 и больше 58 и больше 57 и больше 57 и больше
  • Интуиция психологов против экспериментальных фактов
  • В чем смысл эмоций?
  • Эмоции и индивидуальные различия людей
  • Эмоциональный интеллект как рефлексивная способность
  • Перспективы исследований
  • Литература
  • Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации и. Н. Андреева
  • Литература
  • Восприятие личностных особенностей человека по выражению его лица4 в. А. Барабанщиков
  • Проблема адекватности межличностного восприятия
  • Проблема часть – целое в межличностном восприятии
  • Методика исследования
  • Оценка индивидуально‑психологических особенностей человека на основании целого и фрагментарного изображения лица
  • Распознавание отдельных черт личности
  • Экспрессивная организация лица
  • Предикторы проницательности
  • Стили межличностного восприятия
  • Литература
  • Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства5 о. В. Белоконь
  • Понятие лидерства и критерии эффективности лидерства
  • Эмоциональный и социальный интеллект как факторы эффективности лидерства
  • Методика
  • Результаты
  • Обсуждение результатов
  • Литература
  • Как люди реагируют на несправедливость: роль эмоционального интеллекта и копинг‑стратегий6 о. А. Гулевич, а. И. Прихидько
  • Литература
  • Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта с. П. Деревянко
  • Процедура исследования
  • Результаты и обсуждение
  • Способы реагирования на эмоциогенные проблемы
  • Взаимосвязь между способностями эи и способами реагирования на эмоциогенные проблемы
  • Способы организации эмоционального поведения в эмоциогенных ситуациях
  • Литература
  • Типы сензитивности наблюдателя при распознавании эмоций8 в. В. Овсянникова
  • Методика
  • Результаты и их обсуждение Выявление типов сензитивности
  • Анализ связей стратегий идентификации эмоций с точностью оценки наблюдателем эмоционального состояния
  • Литература
  • Развитие понимания ментальных состояний и новый взгляд на теорию Пиаже9 е. А. Сергиенко
  • Основные принципы теории ж. Пиаже
  • Модель психического и теория Пиаже
  • Социализация с позиций модели психического и теории Пиаже
  • Понимание физического и ментального и теория Пиаже
  • Понимание обмана и эмоций у детей, выросших в условиях семейной депривации
  • Литература
  • Приемы и стратегии, используемые при идентификации эмоций10 т. А. Сысоева
  • Результаты и их обсуждение
  • Заключение
  • Литература
  • Использование многомерного шкалирования для оценки восприятия эмоциональных выражений при аутизме е. Д. Шехтер, ч. А. Измайлов, м. Л. Шехтер, е. Л. Сирота, и. В. Едренкин
  • Методика
  • Результаты опытов и их обработка
  • Обсуждение результатов
  • Литература
  • Прикладные аспекты и методы измерения в психометрических поисках социального интеллекта12 с. С. Белова
  • Социальный интеллект: основы оценки конструктной валидности
  • Конструкт в поисках данных: начало психометрического пути
  • Социальный интеллект: метод имеет значение?
  • Вербальные тесты: социальный интеллект ускользает
  • Невербальные тесты: противоречивость результатов
  • Методики оценки поведения: социальный интеллект в действии существует
  • Методики самооценки социального интеллекта: противоречивость результатов
  • Небольшое промежуточное заключение
  • Социальный интеллект через призму кфа
  • Социальный интеллект: когнитивный и поведенческие компоненты
  • Социальный кристаллизованный интеллект и социальная креативность
  • Социальный интеллект: кристаллизованный и флюидный
  • Социальный интеллект: когнитивные аспекты в тестовой операционализации
  • Современные тенденции в исследовании социального интеллекта
  • Литература
  • Диагностика эмоциональной креативности: адаптация опросника Дж. Эверилла31 е. А. Валуева Понятие эмоциональной креативности
  • Эмоциональная креативность в концепции Дж. Эверилла
  • Измерение эмоциональной креативности
  • Адаптация Опросника эмоциональной креативности на русскоязычной выборке32
  • Заключение
  • Литература
  • Теоретико‑эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций в. А. Лабунская
  • Литература
  • Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные34 д. В. Люсин
  • Описание основных шкал и субшкал опросника ЭмИн
  • Психометрический анализ
  • Литература
  • Приложение:
  • 1 Действия или реакции ребенка, выражающие протест в отношении озвученных границ поведения.
  • 2 Выражение ребенком желаний, нарушающих установленные в семье границы возможного и допустимого.
  • 3 Проявления собственной активности ребенка.
  • Дизайн методики родительской компетентности (мнс)
  • Тестовые ситуации
  • Дошкольники36
  • Школьники
  • Подростки
  • Обработка ответов испытуемых
  • Результаты пилотной апробации методики
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение 1 Относительная частота проблемных ситуаций разного типа в ответах испытуемых (% от общего числа ответов)
  • Приложение 2 Типичные проблемные ситуации в деятельности музыканта (о. В. Чернышева, 2008)
  • Опыт разработки теста эмоционального интеллекта ЭмIq е. А. Орёл
  • Разработка теста эмоционального интеллекта Задача
  • Этапы разработки теста
  • Структура методики Вопросы теста ЭмIq
  • Факторная структура теста ЭмIq
  • Результаты статистического анализа первичных данных
  • Факторный анализ
  • Анализ надежности пунктов
  • Анализ надежности‑согласованности теста
  • Заключение
  • Литература
  • Эмоциональный интеллект: модель, структура теста (msceit v2.0), русскоязычная адаптация38 е. А. Сергиенко, и. И. Ветрова
  • Общая история
  • Два подхода к пониманию эмоционального интеллекта
  • Наиболее известные в России методики для измерения эмоционального интеллекта
  • Модель Дж. Мейера, п. Сэловея и д. Карузо
  • Описание msceit и история его перевода
  • Процесс создания русскоязычной версии msceit v2.0
  • Литература
  • Измерение социального интеллекта у школьников39 т. Н. Тихомирова, д. В. Ушаков
  • Процедура создания теста
  • Факторная структура социального интеллекта старших школьников
  • Гендерные и возрастные различия
  • Показатели социального интеллекта и академическая успеваемость
  • Социальный интеллект и популярность школьников в среде сверстников
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение 1 Примеры заданий теста социального интеллекта старшеклассников
  • А. Отношения с учителями
  • В. Отношения между сверстниками
  • С. Отношение родитель‑ученик
  • Приложение 2 Тест социального интеллекта младших школьников
  • Список авторов
  • Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям

    Интеграция академической и университетской психологии –

    «Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям»: Институт психологии РАН; Москва; 2009

    ISBN 978‑5‑9270‑0153‑8

    Аннотация

    Книга освещает самые современные достижения в исследованиях механизмов и создании методик измерения социального и эмоционального интеллекта. В нее включены работы ведущих специалистов в этой области из России и других стран. Понятия социального и эмоционального интеллекта являются центральными в психологии ввиду как их теоретического значения, так и богатых возможностей применения на практике. Книга будет полезна широкому кругу специалистов в различных областях психологии и смежных дисциплин, в том числе практикам, работающим в сферах профессионального отбора и развития, семейных отношений, личностного роста.

    Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям

    Под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.

    Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 08–06–16040д

    © Институт психологии Российской академии наук, 2009

    Введение

    В 2004 г. в издательстве Института психологии РАН под редакцией Д. В. Люсина и Д. В. Ушакова вышла книга «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования». В нее входили статьи, посвященные теоретическим, экспериментальным и психометрическим исследованиям социального интеллекта. За прошедшее с тех пор время интерес к данной проблематике еще больше возрос, с чем связано появление настоящей книги, которая в определенном смысле является продолжением предыдущей. Она посвящена последним разработкам в области социального и эмоционального интеллекта и включает в себя статьи различных жанров, от теоретических до экспериментально‑прикладных, написанных ведущими специалистами в данной области.

    Притягательность темы эмоционального и социального интеллекта понятна. Философов и психологов издавна интересовала проблема соотношения эмоциональной и познавательной сфер психики человека. Различение этих сфер и даже абстрагирование от одной из них при рассмотрении другой оказывается продуктивным и для философских построений, и при проведении эмпирических психологических исследований. В то же время практически все авторы признают, что на самом деле эти две сферы неразделимы и в любой момент человеческой жизни работают как когнитивные, так и эмоциональные процессы. Точнее говорить даже не о совместном функционировании двух типов процессов, а о том, что любой психический процесс имеет когнитивный и эмоциональный аспекты. Вместе с тем, в том наборе теоретических понятий, которыми традиционно оперируют психологи, заложен разрыв между эмоциональной и познавательной сферами психики. С этой точки зрения понятия социального и эмоционального интеллекта оказываются особенно важными и актуальными, так как они находятся на стыке изучения когнитивных и эмоциональных явлений. Представляется, что они имеют серьезный потенциал с точки зрения синтеза эмоций и когниций на теоретическом уровне.

    В экспериментальной психологии интерес к связи между когнитивными и эмоционально‑мотивационными процессами стал проявляться особенно ярко как минимум с 1940‑х годов, когда в психологии восприятия возникло движение «Новый взгляд». С тех пор накоплено большое количество данных и предложен ряд теоретических моделей, показывающих, как эмоциональные состояния человека или эмоциональная окрашенность перерабатываемого материала влияют на восприятие, внимание, память, мышление. В то же время в психологии эмоций последних десятилетий особое внимание уделяется когнитивным факторам, обусловливающим то, какие эмоции и каким образом будут переживаться человеком. Исследования социального и эмоционального интеллекта хорошо вписываются в эти направления психологии, с одной стороны, основываясь на их результатах, с другой стороны, способствуя их дальнейшему развитию.

    Тема эмоционального и социального интеллекта также представляется важной с точки зрения практики. Опыт повседневной жизни подсказывает психологам, что хорошее понимание эмоций и различных социальных коллизий позволяет людям находиться в гармонии с собой, преуспевать в профессиональной деятельности и быть счастливыми в личной жизни. Кажется возможным, что во всех этих областях эмоциональный и социальный интеллект не менее, а часто – и более важен, чем интеллект общий. Хотя эмпирические данные далеко не всегда подтверждают эту догадку, она продолжает привлекать исследователей.

    Какие изменения произошли в русскоязычной психологии социального и эмоционального интеллекта за пять лет с момента выхода в свет предыдущей книги? Сопоставительный анализ двух книг свидетельствует, с одной стороны, о достаточно серьезном прогрессе, а с другой – об изменении акцентов.

    Книга 2004 г. – это обозначение первых шагов отечественной науки в плане исследования индивидуальных особенностей социального и эмоционального интеллекта. В той книге фактически сделаны три основные вещи: представлены созданные и использовавшиеся в России к тому моменту методики измерения социального и эмоционального интеллекта, привлечены исследования процессов переработки социальной и эмоциональной информации, а также предложены концептуальные рамки для осмысления проблематики. Можно констатировать, что нынешняя книга фиксирует существенное изменение. В ней сообщается о разработке ряда новых и усовершенствовании уже имевшихся методов измерения. Проведена адаптация широко известных зарубежных методик (теста на эмоциональный интеллект MSCEIT, теста эмоциональной креативности Эверилла). Методический репертуар российского исследователя, таким образом, расширяется. Однако более важно то, что книга знаменует начало достаточно широкого использования методик оценки эмоционального и социального интеллекта в связи с показателями личностных достижений и позиций человека – лидерства, самоактуализации, эмоциональных реакций на несправедливость и т. д. Во многих случаях при этом используются те методы, о разработке которых сообщалось в предыдущей книге, как, например, опросник ЭмИн. Интересно, что в отечественных работах, отраженных в книге, эмоциональный и социальный интеллект часто оказываются значимо связаны с показателями реальной жизни. У западных коллег эти связи выглядят существенно скромнее.

    Расширился спектр работ, посвященных механизмам социального и эмоционального познания. В нынешней книге представлены исследования переработки эмоциональной и социальной информации, онтогенеза и даже психофизиологических механизмов.

    Основное изменение акцентов, отраженное в новой книге, состоит в сдвиге соотношения между работами по социальному интеллекту и эмоциональному интеллекту в пользу последнего. Следует отметить, что тенденция роста интереса к эмоциональному интеллекту в отечественной науке соответствует общемировой тенденции, хотя и с некоторой задержкой. На рисунке 1 показан рост числа публикаций по социальному и эмоциональному интеллекту, а также социальным и эмоциональным когнициям с 1960–2006 гг.

    Рис. 1. Динамика публикаций в период 1960–2006 гг.

    Первое, что бросается в глаза – объем публикаций по всем четырем направлениям сильно возрос. Более пристальный анализ показывает, однако, что рост в четырех областях не был равномерным. Первоначально исследования социального интеллекта и социальных когниций преобладали: работы по эмоциональным когнициям появляются лишь в 1980‑х годах, а по эмоциональному интеллекту – в 1990‑х. Однако к рубежу веков ситуация существенно поменялась: если число исследований эмоциональных когниций, хотя и быстро растет, но далеко еще не достигло уровня исследований социальных когниций, то эмоциональный интеллект стал во много раз более популярной темой, чем интеллект социальный. Можно вспомнить, что Дж. Мейер и П. Сэловей вводили эмоциональный интеллект как часть интеллекта социального. Ныне исследования этой части ведутся интенсивнее, чем исследования всех остальных частей, вместе взятых.

    Аналогичная тенденция наблюдается и в российской психологии. В настоящей книге представлены эмпирические исследования, которые выполнены в основном с применением методов диагностики эмоционального интеллекта. Еще недавно достаточно популярные методики, направленные на изучение социального интеллекта, отходят на второй план.

    Итак, можно констатировать, что отечественная психология социального и эмоционального интеллекта эволюционирует и движется примерно в том же направлении, что и западная. Чего же ожидать дальше? Что можно надеяться увидеть в аналогичной книге, если она выйдет в свет еще через пять лет, в 2014 г.? Оптимальный сценарий, как представляется, включал бы прогресс в трех областях: разработке новых методик, понимании роли эмоционального и социального интеллекта в жизни и исследовании его механизмов. Причем во всех этих областях желателен прогресс не столько вширь, сколько вглубь.

    Хотелось бы, чтобы в плане методик произошел переход от количественного накопления к качественному совершенствованию. Для этого необходимо осознание того факта, что современные методики измерения эмоционального интеллекта представляют собой фактически вариации на две темы – задачных тестов и опросников, причем ни те, ни другие не являются полностью удовлетворительными. Поскольку адекватная операционализация является условием надежных выводов относительно любого конструкта, успешное развитие психологии эмоционального и социального интеллекта вряд ли возможно без создания принципиально новых диагностических подходов.

    В плане понимания роли эмоционального и социального интеллекта в жизни можно ожидать движения в двух противоположных направлениях. С одной стороны, оптимизм в отношении предсказательных способностей эмоционального интеллекта может поубавиться, когда мы научимся контролировать другие переменные – личностные особенности и общий интеллект. В самом деле, если обнаруживаются, например, корреляции эмоционального интеллекта с профессиональными достижениями, то они могут обусловливаться третьими переменными (такими как интеллект или личностные свойства «Большой пятерки»), коррелирующими с эмоциональным интеллектом и обусловливающими профессиональный успех. Контроль за правдоподобными кандидатами на роль этих третьих переменных является важным условием корректности подобных исследований. С другой стороны, создание новых методов диагностики может вывести исследователей на обнаружение более сильных зависимостей между эмоциональным интеллектом и достижениями в жизни. Во всех случаях необходимо двигаться от простого корреляционного понимания связи между эмоциональным интеллектом и жизненным успехом человека к более сложному, при котором роль эмоционального интеллекта опосредована типом жизненных ситуаций, через которые приходится проходить человеку, полученным им опытом и т. д.

    Наконец, принципиально важно продвинуться в понимании механизмов работы социального и эмоционального интеллекта. В наш рациональный век мы склонны рассматривать эмоции как какое‑то не очень нужное, а иногда и препятствующее рациональному решению проблем сопровождение когнитивной деятельности. Если это так, то и эмоциональный интеллект – нечто вполне второстепенное. Чтобы отвести эмоциональному интеллекту подобающее место, необходимо по‑новому осмыслить роль эмоций в жизни людей.

    Д. В. Люсин

    Д. В. Ушаков

    Шкалы: эмоциональный интеллект (способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими) межличностный (понимание эмоций других людей и управление ими), внутриличностный (понимание собственных эмоций и управление ими), способность к пониманию своих и чужих эмоций, способность к управлению своими и чужими эмоциями.

    Назначение теста

    Диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта

    Описание теста

    В основу опросника положена трактовка ЭИ (эмоционального интеллекта) как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

    Способность к управлению эмоциями означает, что человекможет контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

    И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями может быть направлена как на собственные эмоции, так на эмоции других людей. Следовательно, можно говорить о внутриличностном и межличностном ЭИ. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако, предположительно, должны быть связаны друг с другом. Таким образом, в структуре ЭИ априорно выделяется два «измерения», пересечение которых даёт четыре вида ЭИ.

    Опросник ЭмИн был проведён на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из 187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по специальностям «психолог» и «менеджер», и 31 специалиста различного профиля. В неё входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых женского пола, средний возраст испытуемых 21,8 года.

    Для оценки надёжности ЭмИн вычислялись показатели внутренней согласованности α Кронбаха по всем шкалам и субшкалам. Внутренняя согласованность основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и её можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,51).

    Для изучения внутренней структуры опросника и её соответствия предложенным шкалам был проведён факторный анализ. Факторы выделялись методом главных компонент. Мера адекватности выборки KMO оказалась равна 0,790, значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетельствует о высокой надёжности вычисления корреляционной матрицы.

    Инструкция к тесту

    Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.

    Тест

    Бланк для ответов


    утверждения
    Совсем не
    согласен
    Скорее не
    согласен
    Скорее согласен Полностью согласен
    утверждения
    Совсем не
    согласен
    Скорее не
    согласен
    Скорее согласен Полностью согласен
    1 24
    2 25
    3
    26
    4
    27
    5 28
    6 29
    7 30
    8 31
    9 32
    10 33
    11 34
    12 35
    13 36
    14 37
    15 38
    16 39
    17
    40
    18
    41
    19 42
    20 43
    21 44
    22 45
    23 46


    Текст опросника ЭмИн

    № Утверждение Субшкала Ключ
    1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть МП +
    2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения МУ -
    3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица МП +
    4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение ВУ +
    5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника МУ -
    6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю ВЭ -
    7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди ВП +
    8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться ВП -
    9. Я умею улучшить настроение окружающих МУ +
    10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую ВЭ -
    11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов МП +
    12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки ВУ -
    13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей МП +
    14. Когда я злюсь, я знаю, почему ВП +
    15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации МУ +
    16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком ВЭ -
    17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии МУ +
    18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим ВП -
    19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть ВЭ +
    20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние МП +
    21. Я контролирую выражение чувств на своем лице ВЭ +
    22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство ВП -
    23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций ВЭ +
    24. Если надо, я могу разозлить человека МУ +
    25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние ВУ +
    26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю ВП +
    27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это МП +
    28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился ВУ +
    29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса МП +
    30. Я не умею управлять эмоциями других людей МУ -
    31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда ВП -
    32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые МП +
    33. Мне трудно справляться с плохим настроением ВУ -
    34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает МП +
    35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям ВП -
    36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями МУ +
    37. Я умею контролировать свои эмоции ВУ +
    38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно МП -
    39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую ВЭ -
    40. Если близкий человек плачет, я теряюсь МУ -
    41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины ВП -
    42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей МП -
    43. Я не умею преодолевать страх ВУ -
    44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает МУ -
    45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить ВП -
    46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются МП -

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) - понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) . Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал, то есть

    МЭИ = МП + МУ
    ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ

    Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы - ПЭ и УЭ.

    ПЭ = МП + ВП
    УЭ = МУ + ВУ + ВЭ

    Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ.

    ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ

    Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал более информативна, т.к. они относительно независимы (корреляция между МЭИ и ВЭИ составляет 0, 447, корреляция между ПЭ и УЭ составляет 0, 529)

    Межличностный ЭИ

    Шкала МП . Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
    Шкала МУ . Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

    Внутриличностный ЭИ

    Шкала ВП . Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
    Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
    Шкала ВЭ . Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

    Нормы

    Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения - от 31 до 70%, высокие значения - от 71 до 90%, очень высокие значения - от 91 до 100%.

    Шкала Очень низкое значение Низкое значение Среднее значение Высокое значение Очень высокое значение
    МП 0-19 20-22 23-26 27-30 31 и выше
    МУ 0-14 15-17 18-21 22-24 25 и выше
    ВП 0-13 14-16 17-21 22-25 26 и выше
    ВУ 0-9 10-12 13-15 16-17 18 и выше
    ВЭ 0-6 7-9 10-12 13-15 16 и выше
    МЭИ 0-34 35-39 40-46 47-52 53 и выше
    ВЭИ 0-33 34-38 39-47 48-54 55 и выше
    ПЭ 0-34 35-39 40-47 48-53 54 и выше
    УЭ 0-33 34-39 40-47 48-53 54 и выше
    ОЭИ 0-71 72-78 79-92 93-104 105 и выше

    Источники

    Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22.

    Методика № 3: опросник ЭмИн Д. В. Люсина (приложение 4).

    Цель: определить уровень эмоционального интеллекта.

    По отношению к 46 утверждениям испытуемые должны выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). Обработка проводится по шкалам: МЭИ (межличностный ЭИ (МП, МУ) - способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими) и ВЭИ (внутриличностный ЭИ (ВП, ВУ, ВЭ-контроль экспрессии) - способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими).

    Ниже представлены результаты диагностики уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.

    Таблица 1

    Результаты диагностической методики Н.Холла на определение уровня эмоционального интеллекта подростков в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

    Уровень эмоционального интеллектаКонтрольная группаЭкспериментальная группаКол-во участников%Кол-во участников%Высокий630525Средний945840Низкий525735эмоциональный интеллект подростковый арттерапевтический

    По результатам диагностики Н. Холла большинство подростков (45% контрольной группы и 40% экспериментальной) имеют средний уровень эмоционального интеллекта, что характеризуется умением распознавать свои эмоции, настроения, побуждения, потребности, сильные и слабые стороны, тип личности, индивидуальный стиль общения, привычки, предпочтения и другие особенности, а также произвольно управлять своими эмоциями и настроениями.

    Высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают 30% участников контрольной группы и 25% экспериментальной. У этих подростков отсутствует или имеется незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности.

    У 25% представителей контрольной группы и 35% экспериментальной низкий уровень эмоционального интеллекта. Они не умеют: управлять своими эмоциями и настроениями, чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам, а также воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

    Рис. 1.


    Рис. 2.

    Результаты данной диагностической методики представлены в таблице 1 и на рисунках 1 и 2.

    Таблица 2

    Результаты диагностической методики М.А. Манойловой на определение уровня эмоционального интеллекта подростков в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента

    Уровень эмоционального интеллектаКонтрольная группаЭкспериментальная группаКол-во участников%Кол-во участников%Интегральный показательВысокий525525Средний1050945Низкий525630Внутриличностный аспектШкала 1. Осознание своих чувств и эмоцийВысокий525420Средний9451050Низкий630630Шкала 2. Управление своими чувствами и эмоциямиВысокий315210Средний735735Низкий10501155Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людейВысокий315210Средний840735Низкий9451155Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людейВысокий1500Средний630630Низкий13651470

    Результаты диагностической методики М.А. Манойловой представлены в таблице 2.

    Высокий уровень эмоционального интеллекта в рамках интегрального показателя предполагает отсутствие или незначительное различие в иерархической зависимости отдельных компонентов, все формы интегративно проявляются на всех уровнях. Эмоциональный интеллект считается высоко развитым при условии, что все формы представлены качественными характеристиками и реализуются во взаимодействии, поведении и деятельности. Такой уровень выявлен у 25% подростков контрольной группы и 25% экспериментальной.

    Средний уровень (50% контрольная группа, 45% - экспериментальная) характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

    Низкий уровень развития эмоционального интеллекта у 25% контрольной группы и 30% экспериментальной. Представлен низкими количественными результатами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха в учебной деятельности, во взаимодействии и общении.

    Внутриличностный аспект включает в себя 4 шкалы: 1.Осознание своих чувств и эмоций, 2.Управление своими чувствами и эмоциями, 3. Осознание чувств и эмоций других людей, 4. Управление чувствами и эмоциями других людей.

    Шкала 1.Осознание своих чувств и эмоций.

    Высокие показатели: 25% и 20% у подростков контрольной и экспериментальной групп соответственно.

    Им характерно развитое эмоциональное самосознание, способность жить "в унисон" со своими внутренними эмоциями хорошее понимание роли чувств в работе и в общении. Адекватная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности.

    Развитая интуиция. Активность и гибкость как личностные особенности эмоциональной сферы помогают быстро отзываться на окружающие события, сравнительно легко находить верное решение в проблемной ситуации.

    Самонаблюдение играет важную роль в развитии самосознания и самоконтроля своих эмоциональных состояний и чувств.

    Осознание и понимание собственных чувств и эмоций, то есть развитость внутриличностного аспекта эмоционального интеллекта, происходит за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие есть высший уровень гуманистического, доверительного общения внутренне конгруэнтных партнеров.

    % учащихся и контрольной и экспериментальной групп имеют низкие показатели.

    Для этих подростков свойственна низкая способность к пониманию роли собственных чувств в работе и в общении. Недостаточная осведомленность о эмоциональных качествах, психологических характеристиках состояний личности и их роли в профессиональной деятельности.

    Невыраженная потребность в познании самого себя. Заниженная самооценка своих способностей, зачастую неадекватное представление о восприятии себя другими людьми. Низкий уровень рефлексии и понимания мыслей, чувств другого человека; конфликты и разногласия зачастую связаны с непониманием причин поведения другого, неумением понять его точку зрения. Недостаточная опора на интуицию в деятельности и общении, пассивность, ригидность коммуникации. Трудности в разрешении проблемных ситуаций, связанных с межличностным взаимодействием. Невысокий интерес к собственному внутреннему миру, духовному развитию.

    По шкале 2. Управление своими чувствами и эмоциями Высокие показатели у 15% детей контрольной группы и 10% - экспериментальной.

    У них развитая способность управлять своими эмоциями и чувствами, умение принимать и контролировать чувства и эмоции. Возможность использовать свои эмоции для достижения поставленной цели. Высокий уровень развития самоконтроля, глубокое осознание собственного психоэмоционального состояния в данный момент и понимания происходящего в окружающем мире.

    Высокий уровень развития управления своими чувствами и эмоциями, позитивное мышление, которое характеризуется единством позитивных эмоций и управлением поиском решения задач в профессиональной сфере. Позитивное мышление является показателем оптимистичного понимания мира, других людей и самого себя.

    Низкие показатели отмечены у 50% представителей контрольной и 55 экспериментальной групп.

    Для них характерна низкая способность управлять своими эмоциями и чувствами, импульсивность; эмоции часто мешают достижению цели. Низкий самоконтроль, недостаточное осознание своих эмоциональных состояний и чувств других людей.

    Нетерпимость к иным позициям, взглядам, ценностям, образам жизни. Низкая наблюдательность в общении. Отсутствие установки на позитивное, оптимистичное восприятие себя и других людей, жизни в целом.

    Шкала 3. Осознание чувств и эмоций других людей

    Высокие показатели: 15% - контрольная группа, 10% - экспериментальная.

    Подростки распознают эмоции других людей, понимают чувства партнеров по общению. Способны понять положение другого, представить мир глазами другого человека.

    У них достаточно хорошо развит механизм идентификации, для которой необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека.

    Высокий уровень межличностной симпатии, как одобрительного эмоционального отношения к партнерам по взаимодействию, проявляется в приветливости, восхищении, открытости во взаимодействии, оказании помощи на основе общих взглядов и интересов, выступает фактором интеграции людей и сохранению психологического комфорта в коллективе.

    Способны позитивно влиять на результативность процесса общения, что служит источником самосовершенствования и саморазвития личностей, вовлеченных в конфликтную ситуацию, способствует поиску продуктивных решений проблем.

    Высокий уровень развития осознания чувств и эмоций других людей является показателем целостного человековосприятия, то есть созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого.

    Шкала 4. Управление чувствами и эмоциями других людей.

    Высокими показателями обладают 5% детей контрольной группы и 0% экспериментальной, низкими 65% и 70% в контрольной и экспериментальной групп соответственно.

    Высокий уровень данного показателя характеризуется умением управлять состоянием партнера. Управление состоянием происходит в целях предупреждения снижения работоспособности и сохранения здоровья путем нормализации функционального состояния партнера по общению.

    Высокий уровень развития эмоционального интеллекта характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отношением к окружающим. Высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия в зависимости от требований ситуации, способны на достижение хорошего психологического климата в коллективе.

    Они способны предвидеть развитие событий, результаты деятельности и способны подготовиться к реакции своего организма на некое событие до его наступления, а также внешним выражением (позой, движением) своего состояния повлиять на партнера по общению.

    Для низкого показателя свойственна противоположная характеристика.

    Таблица 3

    Результаты диагностической методики ЭмИн Д. В. Люсиной на определение уровня эмоционального интеллекта подростков в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента


    Уровень эмоционального интеллектаКонтрольная группаЭкспериментальная группаКол-во участников%Кол-во участников%Очень высокий1500Высокий210210Средний735840Низкий840840Очень низкий210210

    Рис. 3. Результаты диагностической методики ЭмИн Д. В. Люсиной в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента


    Рис. 4.

    Из таблицы и диаграмм видно, что очень высоким уровнем эмоционального интеллекта обладает всего 5% подростков в контрольной группе и 0% в экспериментальной, высокий уровень выявлен у 10% в той и другой группе, в основной преобладают средний (КГ - 35% и ЭГ - 40%) и низкий (40% в обеих группах)уровень эмоционального интеллекта.

    Таким образом, полученные результаты сигнализируют о необходимости развивающих воздействий на развитие эмоционального интеллекта у подростков. Поэтому нами разработан и реализован тренинг развития эмоционального интеллекта у подростков, который представлен в следующем параграфе.

    • Что такое эмоциональный интеллект и для чего он нужен.
    • Как определить уровень эмоционального интеллекта по тестам Холла, Люсина, Гоулмана.
    • Что отличает эмоционального интеллектуала от человека, не контролирующего себя.

    Эмоциональный интеллект – одна из важнейших коммуникационных способностей современного человека, возможность избежать стресса и негатива, мотивировать себя и других. Чтобы оценить уровень эмоционального интеллекта себя или своих сотрудников, выберете одну из существующих методик, о которых мы расскажем в этой статье.

    Что такое эмоциональный интеллект

    Эмоциональный интеллект – способность человека оценивать себя и других людей, мотивацию , намерения, желания, способность контролировать собственные эмоции и эмоции других людей.

    Данное понятие – это следствие того, что большинство стандартных тестов интеллекта не могут предсказать успешность тестируемого в карьере и жизни. Ученые нашли объяснение – успешные люди более эффектно управляют собственными эмоциями и умеют пользоваться эмоциями других людей.

    Эмоциональный интеллект состоит из 4 основных частей:

    1. Самосознание . Тщательный анализ собственных эмоций, понимание того, каким образом они влияют на принятие решений. Анализ и оценка собственных способностей.
    2. Контроль и управление собственными эмоциями . Отношение к окружающим. Оценка ситуации. Поиск решений в сложных ситуациях. Стрессоустойчивость.
    3. Эмоциональная чуткость, эмпатия . Умение понимать чувства и потребности других людей.
    4. Контроль и управление чужими эмоциями . Умение предотвращать потенциальные конфликты и регулировать существующие, умение продать, уговорить, разговорить человека.

    Один из ключевых признаков, по которым можно определить человека с высоким эмоциональным интеллектом – доброжелательность. Он успешно держит под контролем все негативные эмоции, избегает конфликтных ситуаций , с легкостью заводит полезные контакты и производит отличное впечатление на окружающих.

    Еще один признак высокого эмоционального интеллекта – высочайшая самомотивация. У него есть собственная система ценностей, которым он следует. Он отдает себе отчет, почему в определенных ситуациях ведет себя именно так, понимает, чем руководствуются другие люди.

    Чтобы определить свой уровень, можно пройти тест на эмоциональный интеллект онлайн. И уже на основании результата этого теста делать собственные выводы, учиться контролировать чувства и эмоции.

    Как мотивировать сотрудников с помощью эмоционального интеллекта

    По данным опроса Стокгольмской школы экономики в России, на результативность сотрудников влияют 5 базовых эмоций: интерес (96 %), радость (72 %), гнев (53 %), страх (51 %) и печаль (10 %).

    Как использовать эти эмоции, чтобы повышать производительность труда? Узнайте об этом из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

    Тест на эмоциональный интеллект Холла

    Один из самых известных тестов на эмоциональный интеллект разработал американский психолог Николас Холл. Для Холла эмоциональный интеллект – это личностная характеристика, позволяющая идентифицировать и анализировать собственные эмоции, управлять, распознавать чувства в зависимости от ситуации. Согласно Холлу, эмоциональный интеллект можно совершенствовать, в чем и заключается его отличие от умственного.

    Тест Холла на эмоциональный интеллект – это высказывания, которые могут относиться к жизни тестируемого. Каждый ответ оценивается от (-3) за «Полностью не согласен» до (+3) за «Полностью согласен». Всего 30 фраз и 5 шкал:

    • Управление эмоциями – вопросы 3, 7 8, 10, 18, 30
    • Самомотивация – вопросы 5, 6, 13, 14, 16, 22
    • Эмоциональная чуткость – вопросы 9, 11, 20, 21, 23, 28
    • Распознавание чужих эмоций – вопросы 12, 15, 24, 26, 27, 29
    • Эмоциональная осведомленность – вопросы 1, 2, 4, 17, 19, 25

    Как видно, пересечение шкал отсутствует. На выходе можно получить взвешенную оценку эмоционального интеллекта по нескольким параметрам.

    Тест на эмоциональный интеллект Люсина

    Способность к пониманию эмоций – это:

    • Распознавание эмоций, т.е. установление факта переживания у себя или постороннего лица.
    • Идентификация эмоций – определение того, какую именно эмоцию испытывает сам человек или постороннее лицо, способность выразить эту эмоцию в словесной форме.
    • Понимание причин , которые вызывают конкретную эмоцию, а также следствий, к которым она может привести.

    Способность к управлению эмоциями – это:

    • Контроль за эмоциями, приглушение слишком сильных.
    • Контроль внешнего выражения.
    • Произвольный вызов определенной эмоции при необходимости.

    На основе подобных определений разработан тест из 46 утверждений. Тестируемый должен выразить свое принятие данных выражений по четырехбалльной шкале. Утверждения, входящие в опросник, разделены по пяти субшкалам:

    1. МП (понимание чужих эмоций). Шкала показывает способность анализировать и трактовать эмоциональное состояние постороннего человека, руководствуясь лишь внешними проявлениями или собственной интуицией.
    2. МУ (управление эмоциями других людей ). Шкала показывает способность манипулировать людьми – вызывать, снижать или повышать интенсивность тех или иных эмоций.
    3. ВП (понимание собственных эмоций). Анализ и понимание собственного эмоционального состояния, распознавание, определение, анализ причин. Способность выразить словами.
    4. ВУ (управление собственными эмоциями). Умение контролировать нежелательное, вызывать желательное, поддерживать эмоциональное состояние в сбалансированном состоянии.
    5. ВЭ (контроль экспрессии). Умение держать под контролем внешние проявления своего эмоционального состояния.

    В итоге можно получить представление об уровне эмоционального интеллекта, его сильных и слабых сторонах. Если после прохождения теста у тестируемого вышел высокий уровень ЭИ, это может означать следующее:

    • Определение того, испытывает ли сам испытуемый или посторонний человек какие-либо эмоции.
    • Определение того, какие именно чувства испытывает человек.
    • Идентификация причин, которые привели к появлению того или иного чувства или эмоции.

    Тест на эмоциональный интеллект Гоулмана

    Тест на эмоциональный интеллект, разработанный американским исследователем Дэниэлом Гоулманом, состоит всего из 10 вопросов. В профессиональной психологии он используется достаточно редко, чаще – при определении уровня эмоциональности, нужного для работы или бизнеса.

    С точки зрения Гоулмана, эмоциональный интеллект – это в первую очередь способность использовать собственные и чужие эмоции для достижения определенных целей.

    • Подумайте о том, что вызывает у вас негативную реакцию. И работайте от противного: думайте в стиле «что, если это не так». Постепенно негатив уйдет.
    • Чтобы понимать и управлять эмоциональным состоянием, стоит уделять несколько минут в день для разбора самых ярких ситуаций, как негативных, так и позитивных, которые за этот день произошли. Смотрите на эти ситуации с точки зрения постороннего человека, и представляйте, какие эмоции он мог бы проявить в этом случае, каким образом, и как он может избежать лишнего негатива.

    Рувен Бар-Он и эмоциональный коэффициент

    Любой тест глубоко субъективен. Не существует и не может существовать единой методики оценки эмоционального интеллекта – по той простой причине, что нет единого мнения, что он собой представляет.

    В 2006 голу известный израильский психолог Рувен Бар-Он определил единицу измерения emotional intelligence и назвал ее эмоциональным коэффициентом. С точки зрения исследователя, ЭИ можно определить, как умение понять себя, других, выработать определенное отношение к людям, быстро адаптироваться к любой обстановке, быстро решать любые проблемы и быть готовым к изменениям. По мнению Бар-Она, эмоциональный интеллект постоянно развивается, и его можно развить с помощью различных тренингов и специальных упражнений.

    Психолог уверяет, что люди с высоким эмоциональным коэффициентом легче приспосабливаются к изменениям и требованиям современного мира. При небольшом коэффициенте человека ожидает отсутствие успеха, карьерного роста и куча эмоциональных проблем. Подобные проблемы распространены у людей, имеющих мало опыта в решении серьезных проблем, борьбы с негативом и стрессом, управлении эмоциональным состоянием. Эмоциональный интеллект и познавательные способности человека на равных присутствуют в общем интеллекте, анализируя который и можно оценить шансы этого человека добиться в жизни серьезного успеха.

    На практике подойдет любой из описанных выше тестов. Главное – честно отвечать на все поставленные вопросы. В этом случае вы получите взвешенный и адекватный результат, проанализировав который найдете свои слабые и сильные стороны. И в дальнейшем остается лишь работать над собой и активно применять полученные знания и навыки на практике.

    Для чего нужен эмоциональный интеллект

    Профессиональные знания и большой опыт – это не гарантия карьерного роста . Гораздо важнее – владение коммуникативными навыками и эмпатией. В сумме это и составляет эмоциональный интеллект.

    Один из ведущих исследователей эмоционального интеллекта и автор Дэниэл Гоулмэн утверждает, что лучше и эффективнее других работают те, кто может сочетать разум и эмоции.

    В России теория emotional intelligence лишь набирает популярность. С изменениями в экономике возникла необходимость в новых способах менеджмента . Прежние антикризисные меры были недостаточно эффективны, и в конечном счете приводили к недовольству работников.
    Сейчас же есть потребность в лидерах, умеющих вдохновить коллектив на активную работу, предотвратить возникновение конфликтов, поймать позитив в любых изменениях.

    Эмоции и бизнес

    Эмоциональный интеллект используется в большинстве профессий, где предполагается постоянное общение с людьми.

    Само понятие «emotional intelligence» возникло относительно недавно, около 20 лет назад. Но уже на форуме в Давосе оно было включено в число самых нужных навыков к 2020-му году.

    Плохое настроение понижает эффективность труда работника

    Это было не так важно сотню лет назад, когда существовало правило «эмоциям на рабочем месте не место». Если у рабочего за станком что-то где-то не ладилось, он просто подавлял негатив и продолжал работать.

    В современных условиях в основе любой работы лежит интеллектуальный труд. Даже простому рабочему на производстве предлагается генерировать идеи , внедрять инструменты для более экономной работы. Другие работники работают исключительно головой – программисты, маркетологи, прочие специалисты. Если они постоянно испытывают негативные эмоции, эффективность их работы постепенно снижается до нуля. В теории, можно подавить слишком сильные эмоции, но работать творчески и генерировать идеи человек не будет.

    Изменения и неопределенность в бизнесе

    Особенность современного бизнеса – постоянный прогресс, изменчивость. Было время, когда крупные компании могли планировать свою рабочую стратегию на десятилетия. Сегодня горизонт планирования резко сократился, и большинство не планирует свою деятельность дальше трех-пяти лет. Согласно мнениям экспертов, на сегодняшний день важнее развивать гибкость мышления и скорость реакции на малейшие изменения, чем разрабатывать грандиозные цели на полвека вперед.

    Современную реальность часто называют VUCA-миром. Аббревиатура VUCA происходит от четырех английских слов:

    • Volatility – нестабильность
    • Uncertainty – неопределенность
    • Complexity – сложность
    • Ambiguity – неоднозначность.

    В этих четырех словах – вся суть современного мира, в котором приходится работать и принимать решения. Современный руководитель крупного предприятия не в состоянии контролировать каждого из нескольких тысяч подчиненных. Как результат – эмоциональное истощение, апатия, выгорание.

    Из этого можно заключить, что одним из главных навыков любого руководителя должно стать управление эмоциями. Не подавление – иначе будет выгорание. Именно управление – умение притушить одни эмоции и вызвать другие, когда это необходимо.

    Управление персоналом

    Один из основных источников стресса для руководителя – персонал. Каждый сотрудник хочет, чтобы его услышали, хочет иметь свой карьерный рост, заниматься интересными проектами. Лет 50 назад существовали вполне определенные нормы и правила поведения, подразумевавшие отсутствие инициативы, споров с начальством и т.д.

    Сегодня каждый сотрудник имеет свою точку зрения по любому вопросу. Возникает больше споров, конфликтных ситуаций. В каждом случае все труднее добиться консенсуса. Приходится тратить время и нервы на коммуникации, договоренности и т.д.

    Усложнение коммуникаций

    Коммуникационные проблемы в равной степени сказываются не только на работе руководителей, но и на подчиненных. Если сотрудники не могут договориться с соседним отделом по какому-то опросу, они могут переложить решение этой проблемы на руководителей. Или не решать и не договариваться – в этом случае проблема может висеть годами, без каких-либо подвижек.

    Даже если сотрудники мотивированы, готовы договариваться и решать проблемы , не откладывая их в долгий ящик и не перекладывая на голову руководства, им зачастую не хватает знаний, навыков и умений для достижения договоренности. Большинство людей либо стараются пробить свою точку зрения вне зависимости от мнения окружающих, либо уступают, соглашаются и прогибаются сами. При достаточно высоком уровне эмоционального интеллекта можно выстроить коммуникацию таким образом, чтобы обе стороны остались довольны достигнутым соглашением. Это возможно, если человек умеет учитывать все эмоциональные законы и факторы. В этом случае при решении сложнейших проблем обе стороны будут оставаться относительно спокойны, смогут в большей степени задействовать свой потенциал, и в итоге придут к наилучшему решению вопроса.

    Тесты на эмоциональный интеллект призваны помочь людям разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, понять, что нужно сделать, чтобы научиться контролировать эмоции.

    Вывод

    Основная проблема руководителей и людей с высочайшим уровнем IQ, не достигших успеха – низкий эмоциональный интеллект. У них нет навыков лидерства, общения, отсутствует умение контролировать свои чувства и порывы. Чтобы уточнить, над чем именно нужно работать, стоит пройти один из тестов на эмоциональный интеллект онлайн. И много работать над собой.