Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 104 им.М.Шаймуратова»

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

«Рекомендовано»

Руководитель ШМО

Макеева Ю.А.

Протокол №1_от

«____» _августа 2016г.

«Согласовано»

Зам директора по НМР

Шафикова И.Р.

«____» ____августа__2016г.

Когда вы сталкиваетесь с решением изучить новый язык, большинство людей, вероятно, будут выбирать английский, испанский или китайский. Они являются тремя наиболее распространенными и устными языками в мире. На английском языке говорят по всему миру, испанский язык является основным языком в более чем 20 странах, и на китайском говорят более миллиарда человек. В деловом мире знание хотя бы одного из этих языков считается невероятным преимуществом; но как насчет русского?

Ниже представлен ряд увлекательных фактов о русском языке, которые могут соблазнить лингвистов исследовать язык Толстого. Русский - один из самых распространенных языков в мире. На нем говорят 285 миллионов человек во всем мире и является одним из официальных языков Организации Объединенных Наций.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Школа№104

им.М.Шаймуратова»

Павлова Е.В

от «___» ___________2016г.

Индивидуальная программа работы

со слабоуспевающими

и неуспевающими детьми

учителя русского языка и литературы

Рафиковой Э.Р.

Уфа 2016

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких трудных предметов, как русский язык и литература. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

Цель и задачи программы

Знаете ли вы, что есть много общих русских слов, которые часто используются на английском языке? Такие слова, как «водка» и «космонавт», проникли в нашу ежедневную лексику. Это официальный язык в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане; в то время как в Молдове, Украине и Таджикистане это язык «межэтнического общения». Фактически, Россия позволяет всем этим странам общаться друг с другом, а также создавать льготные экономические соглашения и деловые сделки. В некоторых странах, таких как Казахстан, до 85% населения свободно говорит по-русски.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

    пропуски занятий по болезни;

    слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

    задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

    Во многих из этих стран большинство средств массовой информации и рекламы на русском языке. Есть русские школы, и в некоторых странах русское образование является обязательным до определенного возраста. Рабочее место на русском языке, так как бизнес часто проводится с Россией и другими соседними странами. МИД России активно работает над укреплением позиции русского языка за рубежом, чтобы защитить свою культуру.

    Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

    Страны Восточной Европы и Центральной Азии все больше заинтересованы в изучении русского языка. В настоящее время он очень широко распространен в Монголии. Исторически русский язык преподавался в таких странах, как Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, под Варшавским пактом.

    педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

    неблагополучная семья;

    проблема «улицы»;

    прогулы.

Учителя должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Стран Западной Европы, а также проявляют все возрастающий интерес к русскому языку. Школы и университеты в каждой европейской стране предлагают ученикам возможность изучать русский язык как второй язык. В Германии, стране с очень большой русской общиной, около 6% населения владеют языком.

Оказание помощи неуспевающему ученику

В то время как литературный английский содержит около 400 тысяч слов, а немецкий - около 250 тысяч, по оценкам, русские составляют только 150 тысяч слов, отстающих по количеству слов и современной лексике. Фактически, многие недавние добавления к русскому языку - это просто адаптация английских слов.

Цели программы:

Ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и литературы;

Создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Первоочередные меры в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися:

    создать благоприятную атмосферу на уроке;

    своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

    Поэтому около 10% русских слов являются кредитными словами. Некоторые слова очень похожи или даже идентичны другим языкам, поскольку они имеют общие греческие и латинские корни. Английский «спорт» становится «спортивным» на русском языке. «Нос» становится «нос» на русском языке.

    • Русское слово «чай» - это «чай».
    • Ноче становится ноч по-русски.
    • Луна становится луна на русском языке.
    Конечно, есть много ложных друзей. Одним из распространенных является английское слово «сумасшедший», что несколько оскорбляет английский, но означает «лунатик» на русском языке.

    изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

    освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

    ориентировать детей на ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности.

    Или подобный забавный «дурак», который является русским термином «дурак», но означает «автобусная остановка» на турецком языке. Кириллический алфавит используется на 37 языках. Таким образом, российский оратор способен понять основы украинского или болгарского языка и грамматики и сможет легко освоить эти языки. Однако может произойти и обратное. Западнославянские языки, такие как чешский и польский, используют латинский алфавит, а не кириллицу. Поэтому, хотя у них есть много подобных слов с русским языком, для чешского оратора легче понять русский язык, чем для русского оратора, чтобы понять чешский язык.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими

учащимися на учебный год

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Поскольку Россия продолжает расти и приобретает все больше природных ресурсов, важность и интерес к изучению языка растет во всем мире. Не говоря уже о важности и влиянии русской литературы и ее сильной культуры. Поэтому неудивительно, что русский язык в Восточной Европе - это то, что английский - в Западной Европе, язык международного общения, постоянно расширяющийся.

В классах по-прежнему много учеников - около 30 - 10 в скандинавских странах, например - все меньше и меньше языковых классов и недостаточно часов, причин много. Чтобы компенсировать эту задержку или, по крайней мере, улучшить средний уровень французских учеников, может возникнуть необходимость начать с выделения большего количества ресурсов на преподавание языка. Уменьшение количества часов занятий, за которыми следует Количество учеников в классе является реальным препятствием для частого выражения слов учениками, и администрациям приходится делать все возможное, - говорит Матье, старший преподаватель Университета Париж-Сорбонна.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через: беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

Продвижение, застенчивое

Учителя, которые уже много лет отстают от них, уделяют слишком много внимания написанному слову, когда должно быть более затянутое устное. Некоторые даже не ушли в где он преподает язык, совет Мариона, любого молодого выпускника и преподавателя английского языка в этой средней школе Марселя. Более устное выражение, больше видеороликов и больше выступлений подталкивают последнее к дальнейшему диалогу. Мы заставляем больше учеников говорить больше, например, в некоторых классах 6-го класса, мы пытаемся постепенно вводить время на английском языке, но этот 29-летний учитель до сих пор не совсем убежден, что Франция догонит другие страны: Существует огромная проблема поколений, где, к сожалению, без реальной подготовки по обучению современным языкам многие школьные учителя по-прежнему используют методы, основанные на повторения и подражания.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, индивидуальные домашние задания

В течение учебного года.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

Работа с отстающими учащимися по русскому языку

Вы увидите чудо: маленький незнакомец Иванов, которому трудно сформулировать предложение на родном языке, импровизуо, до того, как наши глаза станут русскими. Эти строки, написанные в период послереволюционной эмиграции, принадлежат Саше Черному, сатирическому писателю и поэту, автору многочисленных стихотворений для мальчиков. Но, написано так много лет назад, это также касается нас сегодня, что мы уже живем в новом столетии при всех других условиях и возможностях, с интернетом, телевидением и свободой путешествовать в любую точку мира.

В течение учебного года.

6. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7. Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

Как мы можем сохранить, научить, передать русских нашим детям? Он служит им здесь, в Италии, или они могут это делать без него? Эти вопросы, если они ставят многих родителей. Русский - один из самых устных языков в мире, для 180 миллионов человек это родной язык, а еще 120 миллионов - это второй язык. Мальчики, рожденные и выросшие в смешанных семьях или приехавшие в Италию из маленьких, являются или становятся потенциальными носителями двух родных языков, и это их невероятная привилегия. Но позже это будет зависеть от родителей, если они захотят воспользоваться этой возможностью или потерять ее для равнодушия к будущему своих детей или просто за лень и ежедневные обязательства.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.

Когда вам нужно начать изучать русский язык? Недавние исследования подтверждают, что «полное погружение» детей в окружающую среду другого языка облегчает изучение иностранных языков в будущем. Программа включает музыку, пение, моторную деятельность, ранние звуки и слова на русском языке, игры для интеллектуального развития и памяти. Согласно исследованию Андреа Мечелли, раннее преподавание языка способствует развитию той части мозга, которая реагирует на ловкость языка. По мнению ученых, этот результат является более очевидным, если вы изучаете второй язык до достижения 5-летнего возраста ребенка.

В течение учебного года.

Система работы с неуспевающими детьми

Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы

Этапы формирования положительного отношения к учению

2-й этап

3-й этап

К содержанию учебного материала

Чем меньше ребенок, тем больше у него есть возможность изучить второй язык. В нашей школе преподавание русского языка начинается в 3 года в детских садах. Учебные программы, помимо обучения русскому языку, направлены на творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Русские также учат музыке, пению, живописи и театру.

Что такое русский язык для наших детей? Известно, что дети, выросшие под влиянием двух культур, часто лучше учатся в школе, больше узнают об абстрактных предметах, литературе и других иностранных языках, имеют расширенный горизонт, и их интеграция легче в любой иностранной среде благодаря их способность общаться с разными людьми в разных ситуациях. Двуязычие оказывает положительное влияние на память, изучение, реактивность, логику и математические способности. Второй язык - это инструмент работы, который помогает в поиске работы и позволяет вам иметь адекватную оплату в будущем и интенсивную и интересную жизнь.

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Будут ли двуязычные мальчики, которые начинают изучать русский язык поздно, могут быть двуязычными? Изучение языка становится проще, если вы начнете как можно скорее. Существуют биологические причины, объясняющие, почему только небольшая часть взрослых может говорить на иностранном языке без особого внимания. Сначала вы должны начать получать лучшие результаты. Но опыт показывает, что, если есть желание учиться, в нашей школе с методом, специально разработанным и последовательным в исследовании, а также с помощью родителя, который знает язык, результаты будут очевидны.

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Эти ребята начинают говорить, читать и писать по-русски. Наши преподаватели - все выпускники педагогики, имеющие значительный профессиональный опыт, а в состав преподавателей также входит российский логопед. Учебные программы основаны на экспериментальных руководствах, специально предназначенных для обучения русскому языку двуязычным детям за рубежом. В течение учебного года в школе проводятся концерты, посещения музеев и выставки в Турине. Организуются рождественские свадьбы и вечеринки, Маслениза, 8 марта, и Концерт в конце учебного года.

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

О казание своевременной помощи неуспевающему ученику

на определенном этапе урока

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

П рофилактика неуспеваемости

Спе циально контролировать усвоение вопросо в, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков,

выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала.

Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.

Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

Итогом такого комплексного подхода к отстающему учащемуся является:

    нормализация учебной деятельности;

    развитие познавательной активности;

    развитие темповых показателей учащихся;

    обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;

    направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

План работы с неуспевающими 6 Д класса _Васильев Иван, Канзебулатов Алмаз

Время проведения: Вторник, 12.20

Занятие 1. Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне.

Корень, окончание, основа, приставка, суффикс.

Занятие 2. Правописание слов с двойными согласными, непроверяемыми гласными и согласными. Чередование согласных.

Имя существительное.

Занятие 3. Гласные после шипящих и ц. О-ё после шипящих и ц.

Учимся ставить знаки препинания. Однородные члены предложения.

Занятие 4. Разделительные твердый и мягкий знаки.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

Занятие 5. Корни с чередующимися гласными -лаг- - -лож-, -раст- - -ращ- - -рос-, -гар- - гор-, -клан- - -клон-, -зар- - -зор-. Корни с чередованием и-е (бир- - -бер-, -дир- дер- и др.). Корни с чередующимися гласными -кас- - -кос-, -равн- - -роен-.

Занятие 6. Корни с чередующимися гласными -скак- - -скоч-, -мак- - -мок-(-моч-), -плав- - -плов- - -плыв-.

Чередование -я-(-а-) - -им-(-ин-) в корнях.

Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед словами что, если, потому что, чтобы, где, когда, который, хотя, кроме, куда.

Занятие 7. Гласные и согласные в приставках. Приставки рас- - рос- (раз- - роз-).

Занятие 8. Приставки при- - пре-. И-ы после приставок на согласную.

Занятие 9. Соединительные гласные о-е в сложных словах.

Занятие 10. Слова с корнями пол-, полу-.

Разбираем по членам предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Занятие 11. Суффиксы -ушк-, -ышк- и др. Суффиксы -чик-, -щик- в словах, обозначающих профессии людей. . Суффиксы -ий-, -ец-. Суффиксы -ек-, -ик- или -чик-. Суффиксы -ищ-, -ещ-. Суффиксы -ин-к-, -енк- и -ен-к-.

Занятие 12. Учимся ставить знаки препинания. Обращение. Вводные слова. Прямая речь.

Занятие 13. Не с именами существительными. Имя прилагательное.

Занятие 14. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные

Занятие 15. Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных.

Степени сравнения имен прилагательных.

Занятие 16. Одно и два н в именах прилагательных.

Занятие 17. Не с полными и краткими прилагательными. Учимся ставить знаки препинания. Сложное предложение.

Занятие 18. Сложные прилагательные.

Занятие 19. Глагол. Наклонение глаголов.

Занятие 20. Спряжение глаголов. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов повелительного наклонения

Занятие 21. Переходные и непереходные глаголы.

Суффиксы глаголов -ова-, -ева- и -ива-, -ыва- . Не с глаголами. Безличные глаголы.

Занятие 22. Местоимение. Разряды местоимений.

Дефис в неопределенных местоимениях с частицами кое-, -либо, -то, -нибудь

Занятие 23. Не и ни в отрицательных местоимениях. Наречие.

Занятие 24. Числительные количественные, порядковые.

Числительные простые, сложные, составные.

Занятие 25 . Правописание числительных. Сложные слова с числительными.

Занятие 26. Употребление большой буквы в написании названий и имен.

Перенос слов. Учимся ставить знаки препинания. Диалог.Обобщаем и повторяем.

Занятие 27. Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Занятие 28. Чередование гласных в корнях -лаг- - -лож-, -рост- - -рощ -рос-, корни с чередованием е-и, -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -клан- - -клон-, -зар- - -зор-, -равн- - -роен-, -скач- - -скоч-, -мак- - -мок- (моч), -плав- - -плов- - -плыв-. Слова с чередованием я-им.

Чередование согласных в корнях.

Занятие 29. Приставки на с-з, рас- рос- (раз- роз), при- пре-, буквы ы-и после приставок на согласную.Учимся ставить знаки препинания. Повторение.

Занятие 30. Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных. Суффиксы глаголов.

Занятие 31. Окончания существительных и прилагательных при изменении по падежам.

Склонение существительных на -ия, -мя, -ие, -ий.

Занятие 32. Безударные окончания глаголов I и II спряжения.

Окончания глаголов повелительного наклонения.

Занятие 33. Правописание порядковых числительных.

Занятие 34 . Одно и два н в именах прилагательных.

Занятие 35. Правописание не со всеми частями речи. Не или ни в отрицательных местоимениях. Состав слова. Части речи. Члены предложения.

Найдите «ошибки» в тексте «Детство Темы».

План работы с неуспевающими 8 А, Г класса Баталов Владислав, Аминов Эдуард, Хальфеева Алина, Малышева Анна

(Время проведения: четверг,14.00)

Занятие 1. Подлежащее. Повторяем орфографию. Проверяемые гласные и согласные в корне слова.

Занятие 2. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Занятие 3. Тире между подлежащим и сказуемым. Повторяем орфографию. Чередование гласных в корне.

Занятие 4. Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. Неполные простые предложения. Повторяем орфографию. Приставки на с-з, приставки рас- - рос-,

раз- - роз. Односоставные предложения.

Занятие 5. Односоставные предложения: назывное, определенно-личное,

неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное. Повторяем орфографию. Приставки при- - пре-. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Сложные предложения.

Занятие 6. Бессоюзное сложное предложение. Повторяем орфографию. Буквы и-ы после приставок. Буквы о-ё после шипящих.

Занятие 7. Сложносочиненное предложение. Повторяем орфографию. Буквы и, а, у после шипящих. Буквы и-ы после ц.

Занятие 8. Роль союза в предложении. Повторяем орфографию. Двойные согласные. Повторяем орфографию. Окончания существительных, прилагательных, числительных и причастий. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Второстепенные члены предложения.

Занятие 9. Дополнение. Прямое и косвенное дополнения. Повторяем орфографию. Суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, причастий и деепричастий.

Занятие 10. Определение. Согласованное и несогласованное определения. Повторяем орфографию. Одна и две буквы н.

Занятие 11. Приложение. Повторяем орфографию. Твердый знак.

Занятие 12. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Повторяем орфографию. Мягкий знак. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Однородные члены предложения.

Занятие 13. Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Повторяем орфографию. Словарные слова.

Занятие 14. Однородные и неоднородные определения. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Обособленные члены предложения.

Занятие 15. Обособленные члены предложения. Повторяем орфографию. Не слитно или раздельно. Обособленные слова, не являющиеся членами предложения

Занятие 16. Обращение. Повторяем орфографию. Не или ни.

Занятие 17. Вводные слова и словосочетания. Вводные предложения. Повторяем орфографию. Не или ни.

Занятие 18. Отличие вводных слов от знаменательных. Повторяем орфографию. Словарные слова.

Занятие 19. Сочинительные союзы при вводных словах. Повторяем орфографию. Глаголы повелительного и изъявительного наклонения. Повторение

Занятие 20. Согласованное и несогласованное определения. Приложение. Определения, относящиеся к местоимениям.

Занятие 21. Определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения. Определение как часть составного сказуемого. Повторяем орфографию. Слова с дефисом.

Занятие 22. Обособленное и необособленное распространенное согласованное

определение, стоящее после определяемого слова.

Занятие 23. Распространенное приложение, стоящее после определяемого слова. Дефисное написание приложений, стоящих после имени нарицательного.

Повторяем орфографию. Соединительная гласная в сложных словах. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость.

Занятие 24. Определение при именах собственных. Имена собственные в качестве приложений. Повторяем орфографию. Предлоги.

Занятие 25. Определения и приложения, имеющие добавочное обстоятельственное значение. Повторяем орфографию. Одна и две буквы н в наречиях, кратких прилагательных и причастиях.

Занятие 26. Несогласованные определения. Повторяем орфографию. Наречия.

Занятие 27. Сравнительный оборот. Повторяем орфографию. Раздельное написание наречий.

Занятие 28. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия.

Обособленные обороты. Обособление обстоятельств причины, условия, уступки.

Занятие 29. Обособление членов предложения с уточняющим, пояснительным

или присоединительным значением.

Занятие 30. Прямая речь. Повторяем орфографию. Словарные слова.

Занятие 31. Способы передачи диалога. Повторяем орфографию. Союзы. Частицы

Занятие 32. Цитата. Эпиграф. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость

Занятие 33. Сложноподчиненное предложение. Понятие о придаточных предложениях. Запятые перед если, где, когда, который, хотя. Сложноподчиненные предложения с

несколькими придаточными

Занятие 34. Сложноподчиненные предложения со сложными союзами типа

благодаря тому что, в силу того что и др

Занятие 35. Запятая перед союзом как. Этот вредный союз как. Большой словарный винегрет.

График проведения дополнительных занятий с отстающими и слабоуспевающими учащимися

по русскому языку и литературе

Дата

Учащиеся

Отметка о явке

Самообобщение

опыта по теме «Организация работы на уроках русского языка со слабоуспевающими и отстающими детьми»

Работу выполнила:

учитель МОУ Ливенская средняя школа

Бахтина Татьяна Олеговна

Бахтина Татьяна Олеговна, учитель русского языка и литературы Ливенской средней школы п.Набережный Ливенского районаОрловской области, 1976 года рождения, образование высшее, в 2001году окончила филологический факультет Орловского государственного университета по специальности учитель русского языка, литературы и истории. Стаж педагогической работы – 9 лет. В 2010 году прошла очередные тематические курсы в ИУУ г. Орёл.

Уже стало и языковым и политическим штампом говорить о трудностях современной жизни. Может ли родное слово в этом мире стать «тропинкой к добру». Думаю, да. На это нацеливают меня и моих учеников предметы «Русский язык» и «Литература». Наверное, каждому учителю-словеснику приходилось сожалеть о том, что времени, отведённого на уроки русского языка и литературы недостаточно, чтобы уделить больше внимания раскрытию красоты и многомерности слова. Поэтому, моя цель на уроках: вести детей к пониманию и чувствованию образного строя текста, на основе анализа которого побуждать ребят к поиску точного слова, образа, аргумента; помогать учащимся в выделении главного и второстепенного, находить ключевые слова и сильные позиции текста. Кроме образовательных задач, необходимо решать и воспитательные.

С первых уроков пятиклассники перевоплощаются в путешественников, которые, листая страницы книги, попадают в уникальный мир слова. Над языковым материалом работаем в игровой форме. Определяем лексическое значение каждого слова, его стилистическую принадлежность, используемразличные словари.

Попутно, работая над образом слова, идёт работа над словообразованием. Здесь нет сухой теории, всё соотносится с живым образом. Данная работа направлена на осознание школьниками лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих устных и письменных работ. Хочется отметить и другую важную сторону этой работы - грамматическую. Упражнения со словом формируют навыки правописания.

На одном из уроков русского языка мы встретились со словом злорадствовать , на примере которого велась работа над лексическим значением этого глагола.

Ребята, как вы понимаете смысл этого глагола? Что можно сказать о людях, которые злорадствуют?

В этом слове два корня: злорадствовать. Как вы думаете, это поможет нам раскрыть смысл слова?

В это время ученик-эксперт ищет толкование этого слова в словаре и зачитывает.

Вспомните героев сказок, о которых можно сказать, что они злорадствуют?

Составьте и запишите предложения с этим глаголом. Обратите внимание на его правописание.

Организация словарно-орфографической работы предполагает наблюдение над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами.

Глубокий характерприобретает работа над пословицами и поговорками, т.к. учащиеся размышляют над их выразительной силой, обосновывают включения того или иного слова в контекст. Например, при изучении темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов» я предложила следующиезадания:

1.Из рядасинонимов выберите слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы. Поставьте глагол в нужной форме.

Герой вою…т, а трус -…. (Грустить, горевать, печалиться)

У себя в глазу бревна не вид…шь, а у другого соринку ….(Замечать, подмечать, улавливать)

Объясните правописание окончаний глаголов.

2.Составьте пословицу, дополнив слова глаголами-антонимами.

Смелый …(находит), робкий…(теряет).

Результативность этой работы особенно видна при выполнении творческих письменных работ- сочинений и изложений.

Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся по развитию речи, их творческой активности. Часто использую на уроке приём замены учениками учителя. Некоторые этапы урока они самостоятельно проводят в роли учителя. Это требует от них домашней подготовительной работы. На месте учителя хотят побывать все. С большим удовольствием дети помогали учителю. Вместе с ними намечала план работы на определённом этапе урока, а материал они уже сами подбирали, предлагали его ребятам.

Часто предлагала ребятам быть в роли учителя на подготовительных этапах к изучению темы. Вот пример задания, которое подвело детей к изучению темы «Синонимы».

Замените моё высказывание глаголом в неопределённой форме.

1)Очень сильно хотеть что-то (желать).

2)Искриться, блестеть на солнце (сверкать).

3)Хворать, быть нездоровым (болеть).

4)Украсить, придать красивый вид (нарядить).

Конечно, подобную работу предлагаю более сильным ученикам. Но не забываю и о слабых, ведь они тоже хотят попробовать что-то сделать. С ними маленькие этапы урока готовим вместе, а проводят их они сами. Ребята чувствуют большую ответственность, значимость своей работы. Этот приём способствует и грамотному правописанию, т.к. прежде чем подготовиться, ребёнок занимается со словарём, с книгой.

Важность придаю использованию различных форм и методов проблемного обучения. Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через научно-исследовательскую работу, при которой учащийся проходит все этапы формирования необходимого способа действия, в то время как на отдельном уроке преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения. Но в любом случае основная его цель – развитие творческого мышления. Примером создания проблемно-поисковой ситуации на уроке русского языка может служить работа по развитию речи учащихся, где большое внимание детей уделяется слову.

Принцип проблемности содержания может быть реализован в форме учебных деловых игр. Игрукак метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. В современной школе,делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

Как элементы более обширной технологии;

В качестве урока или части;

Как технология внеклассной работы.

Игровая форма работы создаётся мною на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель, ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции и классификации педагогических игр. Мною используются предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний и умений по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра«Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной. Организую эту игру чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Практикую игру в и начале урока в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем, что требует применения многих правил.

На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, например:

подстричься -овчинный-

пятачок-расписка-

пчёлка -жильё-

косьба -досуха-

объяснить -беседовал-

умываешься-

Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его на доске напротив слована такое же орфографическое правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение морфем обязательно). Некоторые слова требуют записи напротив нескольких слов, данных в столбике на доске. Возьмём, к примеру, слово старьё . Ученик будет прав, если запишет его не только напротив слова жильё (правописание разделительных Ъ и Ь), но и в паре со словами пятачок, овчинный, косьба, объяснить (правописание безударных личных окончаний глаголов). А как поступить со словом предостеречь ? В нём встретились орфографические правила на правописание неизменяемых приставок, непроверяемой безударной гласной в корне слова, Ь на конце глагола в неопределённой форме после ч. Учащиеся соотносят слово предостеречь со словами в столбике.

Получаются следующие пары:

подстричься – предостеречь (правописание неизменяемых приставок, ь на конце глагола в неопределённой форме после ч);

объяснить – предостеречь (правописание неизменяемых приставок);

беседовал – предостеречь (правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова).

Эту игру можно провести и по-другому. В словах на доске пропущены буквы. На учительском столе лежат карточки, на которых написаны слова тоже с пропусками букв. Вызванный ученик берёт карточку, размышляет, куда записать слово, вставляет и объясняет пропущенные буквы.

Эта игра помогает мне развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.

Игру «Определи пару» предлагаю детям и при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеологические обороты, затем читаю другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные.

Примеры на доске:

тёртый калач -отдать богу душу-

ни рыба ни мясо-кот наплакал-

дать нагоняй-с пустыми руками-

В целях активизации мышления учащихся могу предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на доске. В таком случае пары не будет.

В другой раз перед учащимися ставится цель записать пары антонимов. Такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или фразеологизмы, недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активныйсловарь.

Игру «Определи пару» провожу как в устной, так и в письменной форме.

На моих уроках использование практики проблемных ситуаций, игровых технологий и взаимозамещений способствует повышению интереса учащихся с разным уровнем способностей к изучению русского языка, а также повышает уровеньуспеваемости по предмету.