12. Прочитайте.

Рассветает

      Солнышко проснулось. Рассветает.
      Розовеет небо вдалеке...
      На ладошке неба
      Звёзды тают,
      Как зимой снежинки на руке.
      (С. Пшеничных)

  • Что вы представили, читая каждое предложение? Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении?
  • Подготовьтесь к письму по памяти данного стихотворения. Запишите его. Проверьте себя.

13. Прочитайте. Составьте и запишите предложения из данных слов.

  1. Золотая, наступает, осень.
  2. В, берёз, видны, жёлтые, листве, пряди, зелёной, и, лимонные.
  3. На, краснеют, рябины, гроздья, полянах, ярко, и, лесных, калины.
  4. Развесистый, роняет, на, дуб, жёлуди, землю, спелые.
  5. Стаи, к, готовятся, дроздов, на, отлёту, юг.
  6. А, лесу, в, грибов, появилось, сколько!
  • Составляют ли предложения текст? Какой темой их можно объединить?
  • Продолжите текст: составьте и запишите 1-2 предложения на эту же тему.

14. Прочитайте. Почему вы улыбнулись? Где нужно поставить точки?

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова...

(Г. Граник)

  • Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец.

Вспомните! По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

  • Повествовательное предложение содержит сообщение, повествование, рассказ о чём-либо:
    В хозяйстве и верёвочка пригодится.
  • Вопросительное предложение заключает в себе вопрос: Что ты сделал в жизни хорошего?
  • Побудительное предложение содержит побуждение (совет, просьбу, пожелание, призыв):
    Пусть будет мир во всём мире!

15. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Чистотел

На опушке б..рёзового леса ок..ло муравейника выр..с чистотел. Почему у р..стен..я такое название? Разломи ст..белёк. На его изломе выступила яркая кап..лька сока. Соком чистотела лечат заб..левания кожи.

(Г. Кучнева)

  • Какие предложения по цели высказывания встретились в тексте? С какой целью они употреблены автором? Подчеркните побудительное предложение.
  • Как образовалось слово чистотел ? Выделите в нём корни и подчеркните соединительную букву о .
  • Подчеркните в первом предложении грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.

16. Прочитайте загадки и пословицы. Отгадайте загадки.

  1. Будь своему слову хозяин.
  2. Какой колокольчик не звенит?
  3. У кого усы длиннее ног?
  4. Плохая шутка до добра не доведёт.
  5. Кто на себе свой дом носит?
  6. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
  7. Не хвались, пока люди тебя не похвалят.
  • Дайте характеристику каждому предложению: какое оно по цели высказывания?
  • Спишите сначала повествовательное предложение, затем вопросительные, потом побудительные.
  • Подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы.

хо зя́и н хо зя́йство

Вспомните! Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут произноситься с восклицательной интонацией .

В этом случае в конце повествовательных и побудительных предложений ставится восклицательный знак, а в конце вопросительных предложений остаётся вопросительный знак или ставятся и вопросительный, и восклицательный знаки.

Красива утренняя заря!
Ребята, давайте посадим у школы дубовую аллею!
Что делает эта птица?! Купается?!

17. Прочитайте.

1. Как осень хороша! Как чисты небеса! (П. Вяземский) 2. Смилуйся, государыня рыбка! (А. Пушкин) 3. Куда мой мёд деваться мог? Ведь был полнёхонький горшок! (Б. Заходер) 4. Горе! Горе! Крокодил солнце в небе проглотил! (К. Чуковский) 5. Никто меня не жалеет! (В. Осеева)

  • Какие чувства выражены в этих предложениях? Передайте их интонацией.
  • Определите, каким по цели высказывания и по интонации является каждое из данных предложений.

18. Прочитайте. Спишите.

Мы пойдём сегодня в театр? Кто живёт на дне моря? Около школы есть речка?

  • Какие из данных вопросительных предложений можно перестроить в повествовательные, изменяя только их интонацию и заменяя вопросительный знак на точку?

19. Прочитайте диалоги.

      Мишка, мишка (_) Что с тобой
      (_) Почему ты спишь зимой (_)
      - Потому что снег да лёд -
      Не малина и не мёд (_)

      Чего не выходят
      Из дома улитки (_)
      - В их домике нет
      Ни дверей, ни калитки (_)
      (В. Орлов)

  • Какие знаки препинания нужно поставить в конце каждого предложения? Объясните свой ответ.
  • Спишите любой диалог. В конце каждого предложения ставьте нужные знаки препинания.

Предложение. Типы предложений по цели высказывания. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
1. Предложение (речення) - это наименьшая единица общения. Оно характеризуется интонацией завершённости, которая на письме передаётся точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Предложение имеет грамматическую основу, которая состоит из главных членов - подлежащего (підмета) и сказуемого (присудка) или одного из них.
2. Если мысль закончил ты, Написал на строчку, Не забудь, в конце поставь Кругленькую точку.
Чувства сыплются наружу, Восхищение в словах! Торжество, тревога, ужас - Восклицательный здесь знак!
С почемучкой дружишь ты? Значит и в тетрадке Знак вопроса смело ставь, Будет всё в порядке?
3. По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?)
А в побудительном – просьба, совет.
Виды предложений по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные (розповідні) предложения сообщают о каком – либо событии: В саду расцвели яблони и груши.
Вопросительные (питальні) предложения содержат вопрос, требующий ответа: Который час?
Побудительные (спонукальні) предложения побуждают собеседника к действию, содержат просьбу, совет, запрет: Не шумите, пожалуйста.

4. Предложения могут различаться не только по цели высказывания, но и по силе выраженных в них чувств, эмоций. Предложения, которые произносятся с восклицательной интонацией, называются восклицательными (окличними). В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак:
Какое прекрасное утро!
5. Поставьте нужные знаки препинания.
Из-под них показался ёжик (! ? .) Какой он запасливый (! ? .) На его иголках зазеленели яблоки (? ! .) В кустах послышался шорох (.! ?) Кто это там (. ! ?)
6. Озаглавьте текст. Спишите. Разделите текст на предложения. Поставьте в конце предложений нужный знак.
Золотая осень на севере – особая утреннее солнце брызжет янтарём яркими кострами вспыхивают кроны деревьев и полевые травы голубоватый иней превращается в росистые капли воздух необыкновенно чист таких утренних мгновений нет в других местах.
7. Домашнее задание:
- по учебнику: § 36; упр. 240 (устно); упр. 241 (письменно);
- Списать, определить вид предложения и поставить в них правильные знаки препинания.
Из книг мы узнаем много интересного
Ты любишь читать книги
Не вырывай страницы из книг
Ты придешь сегодня ко мне смотреть интересный мультфильм
Я только с сестренкой поиграю и приду к тебе
Ребята, давайте жить дружно
Весной в лесу расцветают ландыши
Ты видел эти цветы
Нельзя их рвать


Приложенные файлы

В конце повествовательного и побудительного предложений, не сопровождаемых выражением сильного чувства, ставится точка, например: 1) Ночка сегодня морозная, ясная. (Н.) 2) Послушай, вольности ты лишней не бери. (Гр.) Если эти предложения сопровождаются выражением сильного чувства, то в конце их ставится восклицательный знак, например: 1) Воля и труд человека дивные дивы творят! (Н.) 2) Разворачивайтесь в марше! (Маяк.) В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак, например: Кто там? Чей конь во весь опор по грозной площади несётся? (П.)
Примечание. Для обозначения незаконченности высказывания, недоговорённости употребляется многоточие, например:
Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою... (Н.) При сочетании многоточия с восклицательным или вопросительным знаком ставится этот знак и две точки, например: 1) Стыдно робеть, закрываться перчаткою, ты уж не маленький/.. (Н.)
Слышишь ты пение?.. (Н.)
382. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Объясните, почему предложение признаётся основной формой общения.
Предложение - это гра..атически оформленая по законам данного целостная (т. е. неделимая далее на речевые ед..ницы с теми(же) основными признаками) ед..ница речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.
Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения. Правила употребления слов в функци.. предл.. жений и правила соед.. нения слов и слов..соч..таний в предложении - ядро синтаксиса того или иного языка. На основе этих правил устанавливаются разные виды или типы предложений. (В. В. Виноградов) 383. Спишите, ставя в конце предложения нужный знак. Укажите повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Какие из них являются восклицательными? Подчеркните их. Сделайте синтаксический разбор 1-го и 5-7-го предложений п. I. Объясните употребление многоточий в 11-м предложении.
1) Высоко над семьёю гор, Казбек, твой царственный шатёр сияет вечными лучами || 2) Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов || 3) Чу, пушки грянули || 4) Пой, ямщик || Я молча, жадно буду слушать голос твой || 5) Мир опустел || Теперь куда же меня б ты вынес, океан || 6) Тесней, о милые друзья, тесней наш верный круг составим ||
Как изменилася Татьяна || Как твёрдо в роль свою вошла ||
Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей ||
Здравствуй, племя младое, незнакомое || 10) Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы || 11) Итак, пошли тихонько внука с запиской этой к О... к тому... к соседу... да велеть ему, чтоб он не говорил ни слова, чтоб он не называл меня...
(Из произведений А. Пушкина)
1) Поэма Лермонтова - создание мужественное, зрелое || 2) Какая верная картина || Какая точность в выражении || 3) Не менее превосходна «Казачья колыбельная песня» || Где, откуда взял поэт эти простодушные слова, эту умилительную нежность тона, эти кроткие и задушев-ные звуки, эту женственность и прелесть выражения || 4) О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу ||
(В. Белинский)

Еще по теме § 65. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ.ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. 250.Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
  2. Схема вопросительного предложения с вопросительным словом
  3. § 46. ТОЧКА, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ, МНОГОТОЧИЕ
  4. 2.2. Сложные предложения, как правило, состоят из простых предложений и союзов между предложениями.
  5. § 64. МЕЖДОМЕТИЕ. УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ВОПРОСИТЕЛЬНО-ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

390. Рассмотри картинки. Что делают Афанасий и дедушка Федор на каждой картинке? С какой целью они говорят?

1. Почему повествовательные, вопросительные и побудительные предложения получили такие названия?
Какие предложения по цели высказывания произносят наши герои?

Афанасий и дедушка Федор разговаривают, общаются друг с другом: сообщают о прочитанной книг е, спрашивают о ее содержании, побуждают к прочтению этой книги.

Повествовательное предложение о чем-либо повествует. В вопросительном содержится вопрос. Побудительное предложение побуждает собеседника к действию.

Поэтому все эти предложения и получили такие названия. По цели высказывания предложения на рис1. Повествовательное; 2. Вопросительное; 3. Побудительное.

391. Прочитай предложения. Какие они по цели высказывания? Как ты это определил? Спиши сначала вопросительные, затем повествовательные и побудительные предложения.

Обозначь орфограммы в словах и между словами. Подчеркни глаголы в этих предложениях и сравни их. Какую разницу ты заметил? Прочитай вопросительные предложения, затем повествовательные и побудительные. С одинаковой или разной интонацией ты их прочитал?

392. Прочитай. Выпиши сначала повествовательные, а затем побудительные предложения. Подчеркни глаголы в них двумя чертами.

Выпиши выделенные глаголы. Разбери их как часть речи.

393. Работа в парах. Прочитайте стихотворение. Сколько в нем предложений? Какие они по цели высказывания? Подготовьтесь к выразительному чтению этого текста. С одинаковой или разной интонацией вы будете читать предложения? Почему? Прочитайте по очереди.

Выпишите слова, в которых есть 1) безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением; 2) проверяемые согласные на конце и в середине корня слова; 3) разделительные ъ и ь. обозначьте в словах орфограммы. Проверьте работы друг друга.

Всего в стихотворении 6 предложений. Пять повествовательных и одно побудительное. Побудительное и повествовательные предложения произносятся с разной интонацией.

Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением: распевает (петь), на сосне (сосны), на полянке (поле), весне (весны), (у) певуньи (петь), (на) ветру (ветер), (от) холода (холод).

Проверяемые согласные на конце и в середине корня слова: снег (снега), чуб (чуба), будь (будешь).

Разделительные ъ и ь знаки: у певуньи, взъерошен.

394. Составь и запиши три предложения, разные по цели высказывания.

Повествовательное . С этого года учащиеся общеобразовательных школ должны носить форму.

Вопросительное . Где можно приобрести школьную форму?

Побудительное . Родители, обеспечьте ваших детей школьной формой в соответствии с требованиями нашего учебного заведения!

395. Работа в парах. Прочитайте вопросительное предложение, выделяя голосом то слово, которое написано более темным шрифтом.

Изменился ли знак в конце предложения? А порядок слов? Изменился ли смысл вопроса? Как? Почему?

Знак в конце предложения не изменится. В зависимости от выделенных слов изменится интонация и смысл вопроса в предложениях. В первом предложении говорится, что именно Артемон принес цветы Мальвине. Во втором говорится, что именно принес цветы. В третьем, что принес не что-нибудь, а цветы. В четвертом подчеркивается, что Артемон принес цветы не кому-то, а именно Мальвине.

396. Работа в парах. Прочитайте предложение несколько раз, выделяя голосом разные слова. Как меняется смысл?

1. Чем отличается логическое ударение от обычного ударения?
2. Как ты думаешь, почему важно уметь правильно ставить логическое дарение в устной речи?

Ты завтра поедешь к бабушке? (спрашивается кто поедет к бабушке).
Ты завтра поедешь к бабушке? (уточняется, когда поедут к бабушке)
Ты завтра поедешь к бабушке? (спрашивают, поедет ли человек завтра к бабушке)
Ты завтра поедешь к бабушке? (уточняется, поедут именно к бабушке, а не к кому-то еще)

397. Прочитай отрывок из стихотворения Саши Черного «Поезд». Сколько в нем предложений? Какие они по цели высказывания? Подчеркни в каждом предложении то слово, на которое падает логическое ударение. Прочитай с правильной интонацией. Спиши. Обозначь орфограммы.

В стихотворении Саши Черного «Поезд» 6 предложений. Одно повествовательное и 5 побудительных.

398. Сравни эти картинки с картинками на стр. 137. Одинаково ли произносят предложения наши герои? Какие это предложения по цели высказывания? С какой интонацией они произносятся? Какой вывод ты можешь сделать?

Предложения произносятся одинаково. По цели высказывания: первое предложение повествовательное, второе - вопросительное, третье - побудительное. Но предложения произносятся неодинаково, в упражнении у первого и третьего предложений появился восклицательный знак который влияет на интонацию говорящего высказывание становится более эмоциональным. Первое предложение в упражнении №398 не только повествовательное, но и восклицательное, третье предложение не только побудительное, но и также восклицательное.

399. Прочитай предложения. Какие они по цели высказывания и по интонации? Спиши. Обозначь орфограммы.

400. Прочитай отрывок из стихотворения Саши Черного «Мамина песня». Выпиши такие предложения: 1) повествовательное, невосклицательное; 2) вопросительное, невосклицательное; 3) повествовательное, восклицательное. Обозначь орфограммы.

401. В книгах тебе могут встретиться и такие знаки препинания в конце предложения:

Как это случилось?!
Мы победили!!!
Что же теперь делать?..
Вот и все…
Как ты думаешь, какие это предложения по цели высказывания и интонации? Что помогло тебе ответить на этот вопрос?

Как это случилось?! (вопросительное, восклицательное, интонация удивления, это помогает определить вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.)

Мы победили!!! (повествовательное, восклицательное, выражает восторг, восхищение, это помогает определить наличие сразу трех восклицательных знаков в конце предложения.)

Что же теперь делать?.. (вопросительное, невосклицательное, интонация нерешительности, недоумения, это позволяет определить наличие вопросительного знака и многоточия в конце предложения).

Вот и все… (повествовательное, невосклицательное предложение, произносится с интонацией печали, грусти, это помогает нам определить наличие многоточия в конце предложения.)

Кроме знаков в конце предложений интонацию высказывания помогает определить логическое ударение.

402. Прочитай. Какие знаки ты поставишь в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Хотите узнать любопытную вещь? (предлож. Вопрос., невоскл.) нет у носорогов рогов! (предлож. Восклицат.) Вы удивились?! (предлож. Вопрос., воскл.) А что же тогда у него на носу? (предлож. Вопрос., невоскл.) Волосы! (предлож. Повеств., воскл.) Они очень сильно срослись и образовали на носу жесткий хохолок. (предлж. Повеств., невоскл.)