Когда вам необходимо охарактеризовать точнее какой-либо предмет или явление (или их свойства), описать их более конкретно и выразительно, доходчиво, чтоб собеседник полнее понял вашу мысль, к вам на помощь приходят однородные члены предложения. Без них ваша мысль утратит полноту и понятность.
Однородные члены ─ это такие характеристики, которые имеют отношение исключительно к одному объекту, в предложении они будут подчинены только одному слову. Они описывают разнообразные стороны одного и того же лица, действия или качества.
Я люблю хлеб, особенно пшеничный и ржаной.
В этом простом предложении с однородными членами ими являются прилагательные «ржаной» и «пшеничный». В другом примере:
На улице стало светлее от солнечного света и улыбок.
─ это имена существительные .
Но однородные члены могут оказаться любой частью речи: глаголом, существительным, наречием.
Мы трудились, надрывались и ударно вкалывали на этой стройке века.
Как выявить однородные группы слов предложения в простом предложении
Определить подобные члены предложения очень просто. Они подчинены только тому слову, которое характеризуют, к ним можно отнести один и тот же вопрос . При этом они независимы друг от друга.
Лена обожает танцы, ритмичную музыку и фитнес.
В данном случае, это слова, относящиеся к подлежащему «Лена» и отвечающие на вопрос, что именно ей нравится. Они являются именами существительными. Если убрать из примера то или другое дополнение, смысл предложения не поменяется, но мы меньше узнаем о вкусах Лены. При этом однородные члены могут быть главными в предложении или второстепенными .
Например:
Выделение однородных членов
В предложении однородные слова можно выделить с помощью:
Важно помнить, что запятые нужно ставить перед вторым союзом , когда вы пишете предложение в котором слова соединены таким образом!
Как подчеркивать однородные члены?
При анализе предложения в письменном тексте однородные члены подчеркиваются одинаково, в зависимости от того, какую функцию в предложении они несут. Сказуемые подчеркиваются как сказуемые (двойной сплошной чертой), определения подчеркиваются как определения (волнистой), и так далее.
Важно помнить, что в анализируемом тексте в одной фразе могут существовать сразу несколько групп однородных слов , при этом они вполне могут оказаться различными частями речи.
Гиацинты, крокусы и азалии в этом парке благоухали и дурманили мою голову своим запахом.
В этой несложной фразе быстро определяются две группы: три подлежащих и два сказуемых. Первую группу нужно подчеркивать, как подлежащие (имена существительные, названия цветов), вторую группу слов ─ как сказуемые, двумя сплошными.
Фразеологические обороты
С фразеологическими оборотами вас ждет более сложный случай в плане пунктуации. Запомните, что в устойчивых оборотах запятые никогда не ставятся . Их не так уж и много, вы можете их просто зазубрить:
- И стар и млад.
- Ни рыба ни мясо.
- И так далее.
Вам нужно просто очень внимательно анализировать текст и потренировать собственную память на фразеологизмах. Не такое уж сложное дело!
Понятие об однородных членах предложения.
О д н о р о д н ы м и называются два или несколько членов предложения, связанных друг с другом сочинительной связью. Сочинительная связь состоит в том, что слова соединяются друг с другом как равноправные, не зависящие друг от друга; ни одно из них не служит для пояснения другого. Однородными членами бывают:
а) два или несколько подлежащих при общем для них сказуемом, например: Армяне, грузины, черкесы, персияне теснились на неправильной площади (П.);
б) два или несколько сказуемых при общем для них подлежащем, например: Кипела, торопилась, грохотала жизнь(Т.);
в) два или несколько второстепенных членов, зависящихот одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, например: По улице ветер гнал перья, стружки, пыль. (М. Г.) Быстро, бешено неслась тройка. (Н.) Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (Ч.)
Сочинительная связь выражается или союзами и интонацией, или без союзов, только интонацией. В предложении Катилася широкой пеленой родная Волга ровно, величаво однородные обстоятельства связаны только интонацией перечисления;
они произносятся одинаковым тоном, каждое - со своим логическим ударением, между ними имеется пауза. В предложении В эту ночь я не спал и не раздевался (П.) однородные сказуемые связаны союзом и интонацией; при одиночном союзе и пауза между однородными членами отсутствует; но если этот союз повторяется, то пауза бывает: И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь . (П.)
Союзы, связывающие однородные члены, называются с о ч и н и т е л ь н ы м и.
Однородные члены обычно имеют одинаковую грамматическую форму, как в выше приведённых примерах, но это не обязательно: например, в предложении Она слушала его со страхом и жадно (М. Г.) однородные обстоятельства выражены существительным в косвенном падеже с предлогом и наречием.
Однородные члены могут быть распространёнными , Так, в предложении Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо (Т.) однородные сказуемые распространены обстоятельствами.
Иногда однородными являются синтаксически неразложимые сочетания слов; например, в предложении.
Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу (П.) однородными обстоятельствами являются: 1) из комнаты в комнату, 2) с кровли на кровлю, 3) с лестницы на лестницу.
В предложении может быть несколько рядов однородных членов, например: Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своём лице и причёске. (Л. Т.) В этом предложении имеются два ряда однородных членов: сказуемые не думала и не помнила и дополнения о лице и причёске.
Союзы, связывающие однородные члены предложения.
Сочинительные союзы, служащие для связи однородных членов, по своему основному значению бывают с о е д и н и т е л ь н ы е, р а з д е л и т е л ь н ы е, п р о т и в и т е л ь н ы е и с о п о с т а в и т е л ь н ы е.
1. С о е д и н и т е л ь н ы е союзы и, ни - ни, да (= и) и др.
Союз и может быть и одиночным, и повторяющимся. Одиночный союз и , когда однородных членов несколько, ставится перед последним и подчёркивает, что перечисление закончено, например: Бесконечно скрипят арбы, повозки, двуколки и фургоны. (Сераф.) Повторяющийся союз и, как правило, ставится перед каждым однородным членом и придаёт высказыванию добавочное усилительно-перечислительное значение: Вот уже и стука, и крика, и бубенцов не слыхать. (Т.)
Союз ни - ни употребляется вместо союза и в отрицательных предложениях и может быть только повторяющимся. Ср.:
Он не имел брата и сестры.- Он не имел ни брата, ни сестры. (Л.)
Союз да (==и) может быть и одиночным, и повторяющимся;
при повторении он придаёт высказыванию, как и союз и, усилительно-перечислительное значение, но не может стоять перед первым однородным членом: 1) Сосны лишь да ели вершинами шумели. (П.) 2) Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат... (П.)
2. Р а з д е л и т е л ь н ы е союзы или (иль), либо, то - то, не то - не то и др.
Разделительные союзы или и либо показывают, что из перечисленного однородными членами возможно что-либо одно;
они могут быть как одиночными, так и повторяющимися, например: 1) Иногда мёртвой змеей проплывёт жердь или бревно. (М. Г.) С чужим я либо робел, либо важничал. (М. Г.) В случае повторения они нередко придают предложению добавочное перечислительное значение, например: Евсеич или забавлял нас рассказами, или играл с нами, или слушал моё чтение. (А.)
Союз то - то может быть только повторяющимся; он указывает на чередование действий или предметов: Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. (Т.) То тюлень позвонит, то олень (Чук.)
Сложный разделительный союз не то - не то, тоже только повторяющийся, указывает на неопределённость впечатления, производимого действием, предметом, качеством предмета и т. д., например: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеётся. (Ч.) Не то туман, не то дым окутывал всю рощу.
3. П р о т и в и т е л ь н ы е союзы а, но, да (= но), однако, зато и др. указывают на противопоставление одного другому и потому не бывают повторяющимися: 1) Возик свой мы не свезём, а скатим. (Кр.) 2) Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. (П:) 3) Хорош певец, да кичлив. (М. Г.) 4) Я немного поколебался, однако сел. (Т.) 5) Они [певцы] немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут. (Кр.)
4. Двойные сопоставительные союзы как - так и, не только - но и, не столько -- сколько, если не - то, хотя и - но(а). Первая часть союза ставится перед одним однородным членом, вторая - перед другим.
Союз не столько - сколько употребляется для сопоставления действий или свойств по их степени, например: Он думал не столько о предстоящем отдыхе, сколько о скорой встрече со своим старым другом. Он не столько трусливый, сколько робкий.
Союз как - так и служит только для сопоставления, например: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. (Гонч.) Все остальные сопоставительные союзы имеют различные добавочные значения.
Союз не только - но и подчёркивает, что, кроме обозначенного первым однородным членом, есть ещё и другое, что говорящий при сопоставлении с первым считает более важным, например: У партизан были не только винтовки, но и пулемёты.
Союз если не - то имеет добавочное условное значение, а союз хотя и-а(но) -уступительное, например: 1) На большей части их лиц выражалось если не боязнь, то беспокойство. (Л. Т.) 2) Он [мост] с виду хоть и прост, а свойство чудное имеет. (Кр-)
Знаки препинания между однородными членами предложения .
1. Между однородными членами, не соединёнными союзами, ставится запятая, например: Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль, под раскатами орудийного грома. (Фурм.)
2. Перед одиночным союзом, соединительным или разделительным (и, да(==и), или, либо), связывающим однородные члены, запятая не ставится.
П р и м е р ы: Ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью. (П.) Плелись неспешно рязанские пильщики да стекольщики.(Леон.) В его движениях не чувствовалось волнения или страха.
3. Перед повторяющимися соединительными и разделительными союзами и - и, ни - ни, да - да, или - или, либо - либо, то - то, не то - не то, стоящими между однородными членами, ставится запятая.
П р и м е р ы. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред. (П.) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (П.) (между всеми однородными членами поставлены запятые: первые две - потому, что нет союза, последние три - потому, что союз повторяется). Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые. (П.)
П р и м е ч а н и е. Следует заметить некоторые трудные случаи постановки (или отсутствия) знаков препинания при однородных членах.
В примере Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково (П.) не поставлено ни одной запятой, так как одно и соединяет сказуемые (похожи и лечатся) и не повторяется, другое и соединяет определения (крымские и молдавские) и тоже не повторяется.
Когда однородные члены объединяются по смыслу в звенья, при постановке знаков препинания каждое звено принимается за один однородный член:
а) На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром (Тютч.) - четыре однородных члена соединены попарно союзом и в два звена, между которыми нет союза; поэтому звенья разделяются запятой;
б) Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небеса, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдалённые седой зимы угрозы (П.) - дополнения шум и дыханье имеют общее обстоятельство (в их сенях) и определение (ветра) и являются одним звеном; поэтому они не разделены запятой, хотя дальше союз и повторяется;
в) У Ивашиных он был своим человеком и к Зине питал нежное отеческое чувство и восхищался ею (Ч.) - последние два однородных сказуемых (питал отеческое чувство и восхищался) по смыслу составляют одно звено, так как говорят об отношении к Зине; поэтому запятая между сказуемыми не ставится.
4. Никогда не разделяются запятой цельные выражения с повторяющимся союзом: и то и сё, ни то ни сё, и тот и другой, и так и сяк, и там и сям, ни туда ни сюда, и день и ночь, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни дать ни взять и подобные.
5. Перед противительными союзами а, но, да (==но) ставится запятая.
П р и м е р ы. Не род, а ум поставлю в воеводы. (П.) Воззвание было написано в грубых, но сильных выражениях. (П.) Мал золотник, да дорог. (Поел.)
В случае отсутствия противительного союза между однородными членами ставится тире, а не запятая: Здесь не житьё им - рай. (Кр.)
6. Если однородные члены соединены двойным союзом,тозапятая ставится перед второй его частью (между однородны-
ми членами): Санин ощущал во всём существе своём если не удовольствие, то некоторую лёгкость. (Т.)
О присоединительном значении некоторых сочинительных союзов.
Некоторые из союзов (и, да в значении и ) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они добавляют то, что пришло в голову, когда мысль уже была высказана. или же присоединяют неожиданное следствие. Перед союзами с этим значением голос понижается и делается пауза. Союз да и имеет только присоединительное значение.
Перед присоединительными союзами ставится запятая; вместо запятой может быть тире и даже точка.
П р и м е р ы. 1)Ф е д о т и к (И р и н е). Сейчас на Московской у Пыжикова купил для вас цветных карандашей.. И вот этот ножичек. (Ч.) О ножичке Федотик вспомнил тогда, когда мысль была уже высказана. Союз и в этом примере имеет присоединительное значение.
2) Смотритель постоял, постоял - да и ушёл. (П.) Смотритель, вытолкнутый лакеем, в недоумении, растерянный, постоял, постоял у закрытой двери, а потом, ничего не придумав, ушёл. Добавочный характер сказуемого ушёл показан союзом да и и паузой перед ним, которая на письме обозначена тире.
3) Лизавета Ивановна была домашней мученицей. Она разливала чай, и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы, и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в её прогулках, и отвечала за погоду и за мостовую. (П.) В этом примере в трёх предложениях союз и имеет присоединительное значение. Он присоединяет сказуемое, которое обозначает нечто совсем неожиданное, что никак не вытекает из сказанного
Союзы с указанными значениями могут присоединять и неоднородные члены, например: Но я даю ему работу, и очень интересную. (Остр.)
Однородные определения.
1. Определения считаются однородными, если они характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку (т. е. они однородны логически и по смыслу). Каждое из однородных определений непосредственно связывается с определяемым существительным, и поэтому между ними можно вставить союз и . Однородные определения имеют
следующие значения:
а) служат для перечисления разновидностей предметов путём указания их отличительных признаков, например: Магазин получил шерстяные, шёлковые, льняные ткани (и шерстяные, и шёлковые, и льняные);
б) перечисляют п р и з н а к и п р е д м е т а, образуя как бы один ряд синонимов, например: Наконец приходит долгая, скучная, буранная зима (А.) (и долгая, и скучная, и буранная).
2. От однородных определений надо отличать неоднородные. Неоднородное определение относится к сочетанию из определяемого существительного и стоящего при нём определения, как к сложному названию предмета, например: Шёл длинный товарный поезд. (Ч.) В этом предложении первое определение длинный относится не к одному слову поезд, а к сочетанию товарный поезд, как к сложному названию предмета. Другой пример: Он учился в высшем учебном заведении. Такие определения не разделяются запятой.
Неоднородными являются также определения, характеризующие предмет с разных сторон, например его величину, форму, цвет, материал и т. п. Сравните: широкое асфальтовое шоссе, большая прямоугольная каменная плита, длинный красный шарф. В этом случае запятая между определениями не ставится.
П р и м е ч а н и е. Некоторые П р и м е р ы допускают разное понимание, с чем связано разное произношение и разная пунктуация. Возьмёмпример:
1) Глухо тлели его крошечные, неподвижные глазки. (Т.) 2) Глухо тлели его крошечные неподвижные глазки. Этот пример можно понять так,чтоопределения перечисляют признаки предмета, и разделить их запятыми; можно понять и так, что первое определение (крошечные) относится к сочетанию из определяемого со вторым определением (неподвижные глазки), и запятой не поставить.
Первое понимание более соответствует художественным описаниям, стремящимся к наглядности, а второе - прозаической точной речи, стремящейся к обобщению.
Возьмём ещё другой пример: 1) Мне нужен другой, острый нож. 2) Мне нижен другой острый нож. Если этот пример необходимо понять так, что второе определение поясняет первое (нужен другой, а именно острый нож, так как первый нож оказался тупым), то следует ставить запятую, если же его надо понять так, что первое определение другой относится к сочетанию острый нож (один острый нож имеется, нужен другой такой же), то запятую не следует ставить.
Согласование в числе в предложениях с однородными членами.
I. Когда ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят во множественном числе, в том же числе ставится и сказуемое. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубнячок и ветлы. (Кор.) Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв. (Т.)
Когда же ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят в единственном числе, согласование зависит от значения союзов и порядка слов.
Если однородные подлежащие связаны соединительными союзами или только интонацией, а сказуемое следует после них, то оно обычно ставится во множественном числе: Молодость и природа ускорили моё выздоровление. (П.) Когда же сказуемое стоит перед однородными подлежащими, оно ставится или в единственном числе, согласуясь с ближайшим подлежащим, или во множественном: Забыт шум лагерный, товарищи и братья. (Гр.) На всех лицах выражались оживление и тревога. (Л. Т.) Однако и в этом положении сказуемое, которое обозначает действие, совершаемое несколькими лицами (например, собирались, съехались, сошлись и т. п.), обязательно ставится во множественном числе. Летом обычно съезжались и брат Николай, и сестра Елена, и дядя Ваня с женой.
Когда однородные подлежащие связаны разделительными союзами, сказуемое чаще ставится в единственном числе, чтобы показать, что в каждый данный момент оно связано с каким-нибудь одним из подлежащих: 1) Пережитый страх или мгно-
венный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. (Фурм.) 2) Иногда мёртвой змеей проплывёт жердь или бревно. (М. Г.) Если же сказуемое хотят отнести ко всем подлежащим, его ставят во множественном числе: То громкий смех, то песня раздавались в оживших комнатах старого дома.
В случае соединения однородных подлежащих противительными
союзами сказуемое согласуется в роде и числе с ближайшим к нему из однородных членов: Меня угнетала не боль, а тяжёлое тупое недоумение. (М. Г.) Не знания, а интуиция подсказала мне правильное решение.
II. Определение, относящееся к нескольким однородным определяемым, согласуется с ними в числе точно так же, как сказуемое с однородными подлежащими. Следует заметить, что определения-прилагательные более склонны к согласованию с ближайшим определяемым, например: Её великолепная шуба и шляпка не произвели никакого впечатления. (Ч.) Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут. (П.)
П р и м е ч а н и е. Это не относится к обособленным определениям: они, как правило. ставятся во множественном числе: в этих депешах была уже некоторая обстоятельность и точность, так необходимые в деле войны. (С.-Ц.)
III. Если при имени существительном имеется несколько однородных определений, перечисляющих разновидности предметов, то это существительное ставится обычно в единственном числе, например:
1) Успехи учеников в первой и второй четверти были весьма средними. 2) Количество учащихся в начальной и средней школе резко увеличилось. Множественное число предпочитается, если существительное стоит впереди прилагательных или если нужно подчеркнуть, что предметов несколько: 1) Тут были заводы авиационный, машиностроительный, металлургический. 2) Он прошёлся на гумно, скотный и конный дворы. (Л. Т.)
Упражнение 76. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения (если в предложении несколько рядов однородных членов, то однородные члены одного ряда подчёркивайте одной чертой, другого - двумя и т. д.).
1) Мелькает в...ётся первый снег. 2) Возы были нагружены сеном соломой мешками с мукой горшками кирпич...м дровами. 3) Около них ск...кали ногайские проводники в бурках и с арканами. 4) Он был высокого роста худощав и к...зался лет тридцати. 5) Два дня ему казались новы уединённые поля прохлада сумрачной дубровы журчанье тихого ручья. 6) В окно увид...ла Татьяна поутру побелевший двор куртины кровлю и забор на стеклах лёгкие узоры деревья в зимн...м серебре сорок весёлых на дворе и мягко устл...нные горы зимы блистательным ковром. 7) Перед домом разноцветные огни вспыхнули завертелись поднялись вверх колосьями пальмами фонтанами посыпались Дождём звёздами уг...сали и снова вспыхивали.
77. Прочитайте, укажите значение союзов, стоящих при однородных членах; объясните расстановку знаков препинания при однородных членах. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях.
1) Заматерелые сосны с бледно-жёлтыми стволами, тёмные дубы, великолепные ясени высоко поднимали там и сям свои одинокие верхушки. 2) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо. 3) И дымком-то пахнет, и травой, и дёгтем маленько, и маленько кожей. 4) Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье. 5) Последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глубокой. нежно си яющей вышине. 6) Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник. 7) Чертопханов слыл во всём околотке человеком опасным и сумасбродным , гордецом и забиякой первой руки. 8) Я не мог открыть в нём страсти ни к еде, ни к охоте. 9) Он бы сам к вам явился, да побоялся. 10) Я тоже стараюсь приобресть кое-что перепиской да уроками. 11) Солнце сияло и грело, но не пекло.
78 . Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
1) Кусты стремнины метелью все занесе...ы глубоко в снег погруже...ы. 2) В сугробах снежных перед нею шумит клубит волной своею кипучий тёмный и седой поток. 3) Луна сняла и томным светом оз...ряла Татьяны бледные красы и ра...пущенные власы и капли слез. 4) Люблю я беше...ую младость и тесноту и блеск и радость. 5) В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря шум глухой иль ш...пот речки тих...струйной. 6) Наберёт он [поэт] новых дум и чу...ств и нам их передаст. 7) Я помню гор высокие вершины и беглых вод весёлые струи и тень и шум и красные д...лины. 8) Меж горц...в пленник наблюдал их веру нравы воспитанье любил их жизни простоту гостепр...имство жажду брани движений вольных быстроту и лёгкость ног и силу лани. 9) Дорогою пр...думывал я и то и другое для избавления бедной девушки. 10) Успехи мои хотя были медленны но благ...надёжны.
(Из произведений А. С. П у ш к и н а.)
79. Прочитайте примеры и укажите, где определения служат для перечисления разновидностей предметов, где они перечисляют признаки предмета, где одно поясняет другое, где первое определение относится к сочетанию существительного с прилагательным. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях.
1) Забавно пестрея своими розовыми, лиловыми, палевыми шляпочками, выглядывали при земистые сыроеж ки. 2) Лишь кое-где между кустами выдавались крохотные полянки с изумрудно-зелёной , шелковистой тонкой травой. 3) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака. 4) Был прекрасный июльский день. 5) Джемма надела большую соломенн ую шляпу. 6) Её не большое, розовое, миловидное лицо дышало бесповоротной решимостью. 7) Ей было не неприятно показать себя передо мною в этом новом, неожиданном свете. 8) Глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня. 9) Вдруг со двора раздался громкий муж ской голос. 10) Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинн ой растрёпанн ой бородой. 11) Тут нужен другой, свежий взгляд.
(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)
80. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
1) Всюду между деревьев мелькали белые красные синие рубахи. (Т.) 2) Всю реку запрудил мелкий сплошной пропита...ый водой лёд. (Т.) 3) Я повернул в длинную липовую а...ею. (Ч.) 4) Вдали просека перер...залась высокой железнодорожной насыпью. (Ч.) 5) Был лунный ясный вечер. (Ч.) 6) Направ... была сплошная бе...просветная тьма. (Ч.) 7) Стал накрап...вать мелкий редкий дождь. 8) Кругом была та же мрачная строгая дикая природа. (Л. Т.) 9) Вперял он н...подвижный взор на отдалё..ые громады седых румяных синих гор. (П.) 10) Потребность в новой лучшей жизни н...выносимо больно защ...мила сердце. (Ч.) 11) Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого берёзового листа. (Л. Т.)
81 . Спишите, вставляя пропущенные буквы; объясните согласование в числе сказуемых с однородными подлежащими, определений - с однородными определяемыми.
1) В деревн... послыш...лся топот и крики. (Л. Т.) 2) Шум и крик раздавались везде. (П.) 3) На всех лицах выр...жались оживление и тревога. (Л. Т.) 4) Иногда доноси...ся ружейный треск, смутный гам битвы. (Т.) 5)Во всех её движениях замечалась н... то небрежность, н... то усталость. (Т.) 6) Их [детей] тревожит не только настоящее, но и будущее котят. (Ч.) 7) Приготовле...ые большая вилка и лопаточка из кленового дерева заставляли подозревать, что вряд ли не готовилась разварная стерлядь. (Л. Т.) 8) Его спокойствие и простота обращения удивили Оленина. (Л. Т.) 9) Она так осторожно выт...рала каждую вещь, точно вазочка или книга были живые. (М. Г.)
82. В данных ниже предложениях к имеющимся главным и второстепенным членам добавьте другие, однородные с ними.
О б р а з е ц. Заводу требуются слесари. ... - Заводу требуются слесари, токари, электромонтёры.
1) На склад привезли доски, ... 2) Мальчик любил мастерить: строгать, ... 3) Портфель у него был старый, ... 4) Снег лежал всюду: и на полях, ... 5) В нашем лесу растут не только ели и сосны, но и... 6) Ветер то затихал, то... 7) Ни от кого не получал он писем: ни от брата, ... 8) С улицы слышны весёлые, ... голоса детей. 9) Павел старался во всём помогать матери: пилил дрова, ... 10) Тишина ночи иногда нарушалась то криком филина, ... 11) Приезжий оказался человеком среднего роста, ... 12) На олимпиаду приехали спортсмены со всех концов планеты: из Франции, ...
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
О б о б щ а ю щ и м словом называется член предложения, который является более общим обозначением для всех стоящих при нём однородных членов.
В примере В корзинке была дичь: два тетерева и утка (Гонч.) обобщающим словом является подлежащее дичь.
Обобщающим словом может быть любой член предложения, например: сказуемое -Местоположение усадьбы было хорошо: приветливо, уединенно и привольно (Т.), обстоятельство - Птица была везде: в саду, в огороде, на гумнах, на улице (А.), определение - В селе Тагинке штабы двух дивизий: Железной и Пензенской (Мал.) и т. п.
Обобщающими могут быть сочетания слов, например:
К. чернолесью также принадлежат ягодные деревья: черёмуха и рябина. (А.)
Очень часто обобщающие слова выражаются определительными и отрицательными местоимениями и местоименными наречиями: всё, никто, ничто, всегда, никогда, всюду, везде, нигде, никуда и т. д.
Однородные члены отвечают на тот же вопрос, что и обобщающее слово, при котором они стоят: В поле, в роще, в воздухе - всюду царствовало безмолвие.
Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены, стоящие при обобщающих словах, например:
1) Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. (Г.) (Все выделенные слова - подлежащие.) 2) В лесах, на горах, у морей и у рек - повсюду мы братьев найдём. (Л.-К.) (Все выделенные слова - обстоятельства места.)
П р и м е ч а н и е. При однородных подлежащих могут быть именные сказуемые с обобщающим значением, например: Яблоки, груши, апельсины, мандарины., виноград - фрукты,.
Двоеточие и тире при однородных членах.
1. Когда обобщающее слово стоит впереди однородных членов предложения, то перед однородными членами делается пауза, а на письме ставится д в о е т о ч и е, например: Всё вокруг переменилось: и погода, и характер леса. (Л. Т.)
2. Если однородными членами не заканчивается предложение, то после них ставится тире: Всё это: цветы, блески, звуки и запахи - давило на глаза. (М. Г.)
Если после однородных членов с предшествующим обобщающим словом по условиям контекста требуется постановка запятой (например, перед противительным союзом), то тире после однородных членов обычно опускается, например: Многие стихийные бедствия испытали на себе люди: пожары, засуху, наводнения, но это не сломило волю человека в его борьбе с природой.
3. После обобщающего слова может следовать союз или
вводное слово, предупреждающее о перечислении: как-то, а именно, например и др.; перед таким союзом или вводным словом ставится з а п я т а я, а после него д в о е т о ч и е: Ему подавались обычные в трактирах блюда, как-то: щи, мозги с горошком. сосиски с капустой. (Г.)
4. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то в произношении после однородных членов делается пауза, а на письме ставится т и р е: В степи, за рекой,
по дорогам - везде было пусто. (Л. Т.)
5. Перед обобщающим словом может стоять вводное слово:
словом, одним словом, вообще и др.; т и р е ставится перед вводным словом, а после него з а п- я т а я: Но здравый смысл, твёрдость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях - словом, все её достоинства точно родились с ней. (Т.)
П р и м е ч а н и е. Иногда перед однородными членами предложения ставится двоеточие при отсутствии перед ними обобщающего слова; это обычно бывает в деловой и научной речи.
П р и м е р. На заседании присутствовали: директор института С. И. Иванов, заместитель директора И. Т. Проценко, деканы факультетов П. М. Симонов и М. С. Успенский, учёный секретарь П. М. Тимофеев.
Стилистические различия конструкций с однородными членами.
Однородные члены, употреблённые без союзов или соединённые союзами и или но , не имеют стилистической окраски и свойственны всем функциональным стилям. Конструкции с однородными членами, соединёнными союзом да, более характерны для разговорной речи и языка фольклора. Ср.: Голубые и алые знамёна развеваются над стадионом.- Плащи только двух цветов-голубые да серые (из разговорной речи); Он мал ростом, но физически очень силён (книжная конструкция).- Мал, да удал. Мал золотник, да дорог (поговорки); Говоришь-то ты много, да делаешь мало (из разговорной речи).
Конструкции с союзами и ... и , не только ... но и , как ... так и близки по смыслу. Ср.: Он приходил и вчера, и сегодня.- Он приходил не только вчера, но и сегодня.- Он приходил как вчера, так и сегодня. При этом конструкции с повторяющимся союзом и стилистически нейтральны, а конструкции с союзами не только ... но и , как ... так и тяготеют к книжно-письменной речи. Обе части в каждом из этих союзов постоянны и не могут заменяться другими словами. Например, неправильно:
"Она любит не только литературу, а и физику" или: "не только литературу, а также физику"; "Он приходил как вчера, а также сегодня". Подобные конструкции в русском литературном языке недопустимы.
Упражнение 83. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните расстановку знаков препинания.
1) Всё кругом вн... запно поб...гровело: деревья, травы и земля. 2) В доме всё ещё спало утре...им мёртвым сном. 3) Вся уса...ьба Чертопханова состояла из четырёх срубов разной величины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани. 4) Всё у него в доме: и музыка, и мебель, и кушанья, и вина - н... только н... могло назва...ся первостепенным, но даже во вторую степень н... годилось. 5) Эти продолжительные чтения, это безмолвие, это улитообразное скрытое житьё - всё это пр...шлось как раз под лад его душевного строя. 6) Чертопханов зажал себе уши об...ими руками и побежал. И хмель, и злоба, и самоувере...ость - всё вылетело разом. 7) Мы не одни комедии буд...м играть, мы всё буд...м играть: драмы, балеты и даже трагедии. 8) Тонкий орли...ый нос с открытыми полупрозрачными ноздрями, смелый очерк высоких бровей, бледные, чуть-чуть впалые щёки - все черты её лица выр...жали своенравную страсть и бе...аботную удаль. 9) На красн...ватой траве, на былинках, на соломинках - всюду бл...стели и в...лновались бе...численные нити осенних паутин.
(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)
84. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях.
1) Черкес на корни вековые на ветви вешает кругом свои доспехи боевые щит бурку панцирь и шелом колчан и лук. 2) Всё живо там и тополей прохлада в тени олив уснувшие стада вокруг домов решё тки винограда. 3) Нас было двое брат и я. 4) Ни ты ни она вы не забудете того, что случилось.
5) И с ним кладут снаряд во?нский не заряжённую пищаль колчан и лук кинжал грузинский и шашки крестов?ю сталь.
6) Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит единственного друга. 7) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска.
(Из произведений А. С. П у ш к и н а.)
II. 1) Охота с острогою требует трёх условий тёмной ночи светлой воды и совершенно ясной погоды. 2) Острогою бьётся крупная рыба как-то щуки сомы жерехи судаки. 3) В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала.
(С. Т. А к с а к о в.)
85. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
Что может быть зам...чательнее и интересн...е подземных пещер? Узкий извилистый вход. Темно и сыро. Постепенно привыкаеш... к свету дрожащ...й свечи. Ходы тяну...ся ветвя...ся то неожиданно ра...ширяю...ся в целые залы то круто спускаю...ся куда-то вниз и вдруг обрываю...ся пропастями. Ни верёвки ни крючки ни верёвочные лестницы н...что не помогает добра...ся до н...ведомых глубин, чтобы изучить до конца подземный лабиринт.
В гулкой пустоте пещер слыш...тся разные звуки и шелест летучих мышей и тихий мерный шум падающих капель и глухие раскаты камней, обрывающихся под ногами. Долго-долго кат...тся они, пока где-то д...леко н... послыш..тся всплеск воды. Стараеш...ся уг...дать, что там такое озеро подземная река или водопад.
Особенно зам...чательно в пещерахих пышное убранство то из причудливых бел...снежных узоров то из длинных высоких колонн то из сосулек гирлянд и занавесей, свеш...вающихся сверху. Иногда стенки пещер покрываю...ся отл...жениями белых жёлтых красных минералов.Странные формы этих отложений напоминают то фигуры каких-то великанов то кости гиган...ских ящеров.
(По А. Е. Ф е р с м а н у.)
86. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Все породы деревьев смолистых как-то сосна ель пихта и прочие называются "красным лесом" или "краснолесьем". Все остальные породы деревьев, теряющие свои листья осенью и возобновляющие их весною как-то дуб вяз осокорь липа берёза осина ольха и другие называются "чёрным лесом" или "чернолесьем". К чернолесью же надобно причислить и те породы кустов, которые также теряют зимой свои листья калину орешник жимолость волчье лыко шиповник чернотал обыкновенный тальник и прочие.
(С. Т. А к с а к о в.)
87. Установите по программе и учебнику русского языка для III класса, с какими однородными членами и союзами при них знакомятся учащиеся начальной школы. Придумайте сами восемь предложений с такими однородными членами и союзами. При этом используйте список трудных для написания слов, имеющийся в программе.
Навигация
« »Члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, относятся к общему для них члену предложения и объединены друг с другом сочинительной связью, называются однородными, например: Хорошая книга - это верный, добрый, мудрый друг и советчик (Л. Кассиль).
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения, например.
Но одноимѐнные члены предложения, находящиеся в одних и тех же синтаксических отношениях с общим для них членом, не всегда являются однородными, например: На следующий год летом мы снова будем отдыхать на Кавказе.
Не являются однородными членами предложения также следующие конструкции:
Два глагола в одинаковой форме, указывающие на движение и его цель или образующие единое смысловое целое: пойду посмотрю, смотри не разочаруйся, ждѐм не дождѐмся;
- повторяющиеся слова: И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. (Н. Гоголь);
- фразеологические выражения типа и день и ночь, ни да ни нет.
Однородные члены связываются с помощью сочинительных союзов и перечислительной интонации или только при помощи интонации, например: Трава после дождя стала сочной, яркой и мягкой. Капельки росы сверкают, переливаются.
При однородных членах могут быть обобщающие слова.
Слова, обобщенно обозначающие то, что отдельно перечислено однородными членами предложения, называются обобщающими.
Значение обобщающего слова зависит от его позиции по отношению к однородным членам.
Обобщающие слова, стоящие после однородных членов, имеют итоговое значение, так как они резюмируют смысл однородных членов предложения. В таком значении выступают чаще всего местоимения и наречия типа всѐ, все., каждый, всякий, никто, ничто, везде, всюду, нигде, всегда, никогда. Перед обобщающим словом обязательна пауза и возможны вводные слова с обобщающим значением, например: На красноватой траве, на былинках, на соломинках - всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин (И. Тургенев).
Обобщающие слова, стоящие перед однородными членами, являются уточняемыми, т.е. их содержание конкретизируется с помощью однородных членов. Между такими обобщающими словами и однородными членами устанавливаются пояснительные отношения, например: В человеке должно быть всѐ прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов).
Иногда однородные члены могут находиться между обобщающим словом - подлежащим и сказуемым, например: Всѐ это: звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки (М. Горький).
Предложения, осложнѐнные вводными словами, вводными предложениями и обращениями
Вводными называются слова, включенные в предложение для выражения отношения говорящего к тому, что он сообщает, для названия источника информации или подчѐркивания связи с предыдущим или последующим.
Кроме вводных слов, предложение может быть осложнено вводным предложением.
Предложение, включѐнное в другое предложение для выполнения тех же функций, что и вводное слово, и сохраняющее интонационные особенности вводного слова, называется вводным, например: Горный воздух, я думаю, действует благотворно на здоровье человека.
Вводные предложения в произношении выделяются паузами и интонацией (сравнительно быстрым произношением), например: Как важно сегодня - завтра может быть поздно - увлечь человека прекрасной задачей овладеть всей полнотой культуры (Коненков). Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошѐл в сознание (Бондарев).
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией, например: Друзья! Прекрасен наш союз! (А. Пушкин).
Обращение не имеет строго фиксированного места в предложении. Оно может находиться в начале, в середине и в конце предложения.
Смысловое выделение обращения связано с интонацией.
Обращение, находящееся впереди предложения, выделяется звательной интонацией, т. е. произносится более высоким тоном, с паузой после обращения. Такое обращение может находиться вне предложения, например: Дорогие друзья! Мы рады видеть вас в стенах нашего колледжа.
В середине предложения обращение обычно выделяется интонацией вводности, например: Вам, больной, ещѐ рано ходить.
Обращение, находящееся в конце предложения, обычно слабо выделяется произношением, например: Вы сегодня хорошо подготовились, ребята.
Предложения, осложнѐнные обособленными членами
Второстепенные члены предложения, которые, выделяясь интонационно и по смыслу, приобретают внутри предложения самостоятельность, называются обособленными, например: Представьте себе необозримое пространство, покрытое пѐстрым ковром всевозможных цветов.
Обособление второстепенных членов предложения связано с рядом синтаксических условий. Главные из них: порядок слов; распространѐнность второстепенного члена; уточняющее значение поясняющего члена предложения; наличие определѐнных предлогов при существительном, которое выполняет роль второстепенного члена предложения.
Обособление - смысловое выделение второстепенных членов предложения с помощью интонации (в устной речи) и знаков препинания (в письменной речи).
Для выделения второстепенных членов употребляются запятые.