ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КОРМЯНСКОГО РАЙИСПОЛКОМА

РАЙОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

г.п.Корма,2010

Организационно-методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду./Составитель Сакова Л.А. – РУМК отдела образования Кормянского райисполкома, 2010. Пособие адресовано руководителям учреждений образования, заместителям заведующей по основной деятельности, воспитателям. Литература Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий/авт.-сост. Н.В.Тимофеева, Ю.В.Зотова. – Волгоград: Учитель,2009.-131с.

Практика документирования предназначена как процесс, который создает следы, память и отражение у взрослых и детей, делая видимыми тренировочные и учебные пути и позволяя оценить прогресс индивидуального и группового обучения. Оценочная деятельность в детском саду реагирует на формирующую функцию, которая распознает, сопровождает, описывает и обрабатывает процессы роста документов, избегает классификации и оценки детских выступлений, поскольку она ориентирована на изучение и поощрение развития всего их потенциала.

Аналогичным образом, для учебного заведения практика самооценки, внешней оценки, социальной отчетности направлена ​​на постоянное улучшение качества образования. Прямой опыт, игра, проходящая через пробную версию и ошибки, позволяют ребенку с надлежащим руководством углубить и систематизировать обучение.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях происходит изменение места и роли дошкольного образования в целом, признание за ним роли механизма социального развития. В этих условиях система дошкольного образования функционирует и развивается в постоянно обновляющихся условиях. Происходят существенные изменения в позициях потребителей образовательных услуг, механизмы финансирования производства образовательных услуг, что порождает ряд проблем, как в самой системе дошкольного образования, так и проблем, связанных с её потребителями (родители, государство, общество), заинтересованными в развитии дошкольного образования сторонами.В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания вуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Задача руководителя ДУ – создать условия для профессионального роста и развития педагогов. Воспитатель современного ДУ должен владеть знаниями:

Каждая область опыта предлагает набор объектов, ситуаций, образов и языков, относящихся к символическим системам нашей культуры, способным вызывать, стимулировать и сопровождать постепенно более безопасное обучение. Ниже приведена таблица, которая объединяет ключевые компетенции и области опыта.

Проект «Обнаруживать, вкушать и распознавать» родился из намерения привести детей к здоровому и сбалансированному питанию, а не к потреблению гиперкалорийных продуктов, что часто является причиной избыточного веса. В противном случае он предназначен для того, чтобы предложить ребенку, удовлетворяющему вкусовые ощущения, посредством стимулирующих ситуаций. В равной степени мы хотим подчеркнуть важность концепции здоровья как условия гармоничного психофизического равновесия. В течение года внимание будет уделяться уходу за человеком и окружающей средой в соответствии с правилами гигиены.

    методологическими (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения); теоретическими (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребёнка дошкольного возраста); методическими (знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста); технологическими (знание способов и приёмов воспитания и обучения детей дошкольного возраста).
Настоящее пособие освещает важнейшие вопросы дидактики дошкольных учреждений. вниманию предложена характеристика основных технологий и принципов обучения, даются полезные рекомендации по использованию современных средств обучения. В центре внимания – занятия в ДУ как основная единица дидактического цикла. Освещены новые подходы к анализу взаимодействия воспитателя и воспитанника. Представлены требования, предъявляемые к занятию современной дидактикой, предложены разнообразные схемы анализа и самоанализа занятий. Предложенные материалы будут интересны и полезны руководителям ДУ для организации системы работы по повышению уровня мастерства педагогов, заместителям заведующих по основной деятельности и воспитателям для построения эффективного процесса развития и воспитания дошкольников.

Типы занятий по видам деятельности

Будут проводиться мероприятия, направленные на то, чтобы обеспечить автономию ребенка с уважением в школьных помещениях. Особое внимание уделяется пространству столовой, внимание ученика будет обращено на расположение стола, правильное поведение и первую автономию в отношении пищи. Для адекватной реализации проекта мероприятия были структурированы в соответствии с циклом сезонов.

Разработка первой концепции здоровья как условия гармоничного психофизического равновесия. Обучайтесь здоровому питанию. Поощрение благополучия человека посредством физической активности. Содействовать защите окружающей среды. Знайте основные правила гигиены. Откройте для себя ароматы, запахи, цвета, формы и консистенцию через пищу. Знакомство и знание с помощью психомоторных навыков. Научитесь отличать сезоны от цикличности продуктов. Ищите сезонные продукты в небольших и крупных районных распределениях.

Тип занятий

Вид деятельности

Обучающие задачи

Структура

Обобщение и систематизация знаний

Начните с первого понимания утилизации. Знайте и испытайте процесс компостирования. Наблюдайте за процессом роста и смены растения. Местами будут классы, столовая, школьный сад. Для получения дополнительной информации будут представлены результаты обучения, направленные на предложенные темы.

Проект нацелен на три секции школы детства; каждый класс будет следовать по пути, соответствующему возрастной группе. А. и любые фигуры внешних экспертов. Материал уже представлен в школе детства, технологической поддержке, садоводстве. Выход на рынок и супермаркет Знание зимних фруктов и овощей Дискриминация цитрусовых и капусты.

  • Сушеные фрукты Типичные десерты Типичные рецепты Рецепты: вес и меры.
  • Карнавал на кухне.
  • Тематические маски Карнавальный парад по соседству.
  • Ожидаемые образовательные экскурсии Мы делаем хлеб и пиццу Весенний папа.
  • Выходите на рынок и в супермаркет.
  • Мы начинаем сеять компостирование?
  • Шоколадные пасхальные грибы День матери Еда в искусстве и искусстве в еде.
Детский сад предназначен для всех девочек и детей в возрасте от трех до шести лет и является ответом на их право на образование и уход в соответствии с принципами культурного и институционального плюрализма, представленными в Конституции Республики, в Конвенции о правах ребенка и в документах Европейского союза.

    Развитие речи.

    Познавательная деятельность.

    Изодеятельность.

    Экология.

Обобщить…

систематизировать….

Закрепить

Мотивация.

Игры, упражнения, беседы на закрепление и обобщение материала

Он направлен на содействие развитию самобытности, самостоятельности и компетентности в отношении детей и привлечению их к гражданству. Консолидация идентичности означает безмятежность всех измерений собственного я, благополучия, уверенности в множественности своих действий и чувств, чувства безопасности в расширенной социальной среде, обучения знанию друг друга и признании его уникальным и неповторимым человеком. Это означает экспериментировать с разными ролями и формами идентичности: детьми, учениками, спутниками, мужчинами или женщинами, обитателями территории, членом группы, принадлежащей к все более широкому и множественному сообществу, характеризующимся общими ценностями, привычками, языками, ритуалы, роли.

Комбинированное

Повторить…

Научить, познакомить, дать представление…

Закрепить

Мотивация.

Повторение.

Развитие автономии означает доверять себе и доверять другим; иметь удовлетворение в этом и знать, как обращаться за помощью или выражать недовольство и разочарование путем постепенного развития ответов и стратегий; выражая чувства и эмоции; участвуя в принятии решений, выражая мнения, учась делать выбор и принимать все более сознательное поведение и отношения. Приобретение навыков означает играть, перемещать, манипулировать, исследовать, спрашивать, учиться размышлять о опыте посредством разведки, наблюдения и сравнения имущества, количества, особенностей, фактов; означает слушать и понимать повествования и речи, рассказывать и отзывать действия и опыт и переводить их в личные и общие черты; быть в состоянии описать, представить и представить, «повторять», с симуляциями и ролевыми играми, ситуациями и событиями на разных языках.

Подача нового материала.

Закрепление

Комплексное

    Развитие речи и изодеятельность.

    Развитие речи и познавательное развитие.

    ФЭМП и развитие речи.

    Первичный опыт гражданства заключается в том, что они открывают друг друга сами по себе и придают прогрессивное значение другим и их потребностям. Это означает лучше понять необходимость установления общих правил. Он включает в себя первый диалог, основанный на взаимности слушания, внимание к точке зрения другого и гендерного разнообразия, первое признание равных прав и обязанностей для всех; это означает создание основ этически ориентированного поведения, уважающего других, окружающей среды и природы.

    Эти цели преследуются путем организации качественной жизни, отношений и условий обучения, гарантированных профессионализмом операторов, а также социального и образовательного диалога с семьями и сообществом. Дети - это наше будущее и самая глубокая причина для сохранения и улучшения общей жизни на нашей планете. Они являются выражением сложного и неисчерпаемого мира энергий, потенциалов, неожиданностей и даже хрупкости, которые должны быть известны, наблюдаться и сопровождаться заботой, изучением, ответственностью и ожиданием.

    Продуктивный труд и развитие речи.

    ФЭМП и изодеятельность и т.д.

На каждом из занятий решаются задачи каждого вида деятельности

Мотивация.

Повторение (может и не быть)

Введение в новую тему по определяющему виду деятельности.Практическая деятельность с решением задач данных видов деятельности

Они являются носителями специальных и неотъемлемых прав, международно кодифицированных, что школа сначала призвана уважать. Дети приходят в детский сад с историей: в семье, в детской или в весенней секции они научились двигаться и общаться с другими с растущим, но все еще неопределенным уровнем автономии. Они испытали первые и самые важные отношения; они жили эмоциями и играли роли через игру и речь; они восприняли основные черты своей культуры, начали задавать вопросы о значении мира и жизни. Каждый ребенок сам по себе отличается и уникален, а также отражает разнообразие условий происхождения, которые сегодня знают необычайную дифференциацию антропологических и образовательных моделей, которые включают в себя сбалансированные семьи и богатые образовательные предложения наряду с другими более хрупкими и неустойчивыми; безопасное родительское присутствие, но также и различные ситуации отсутствия.

Интегрированное

    Развитие речи.

    Формирование элементарных математических представлений

    Познавательная деятельность.

    Изодеятельность.

    Экология.

    Конструирование и ручной труд.

    Музыкальная деятельность

Задачи определяются конкретным видом деятельности, а средствами для их решения являются другие виды деятельности

Дети ищут эмоциональные, контрольные точки, признания и безмятежность, а также новые эмоциональные, социальные, культурные, ритуальные, повторяющиеся, повествования и открытия. Детский сад представляет собой защитную среду, способную приспособить разнообразие и способствуя потенциалу всех детей, которые в возрасте от трех до шести лет выражают огромное количество потребностей и эмоций, которые готовы встретиться и экспериментировать. новые языки, которые создают для себя, своих сверстников и взрослых сложные и неожиданные вопросы, которые наблюдают и задают вопрос о природе, которые разрабатывают первые гипотезы о вещах, о событиях, о теле, отношениях, языке, о разных символических системах и на средствах массовой информации, которые часто уже приносят пользу не только и не всегда пассивно; и о существовании других точек зрения.

Мотивация.

Повторение (может и не быть).

Введение в новую тему.

Закрепление в других видах деятельности.

Виды нетрадиционных занятий и параметры их оценки.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кио быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т.д. - Занятия-КВН (предполагает разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина). - Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию). - Занятие-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения). - Занятия-консультации(когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка). - Занятия-взаимообучения (ребёнок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию). - Занятия-путешествия. - Заниятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Школа детства признает это множество элементов, которые создают так много возможностей для роста, эмоционального и познавательного взаимодействия, чтобы развить потенциал каждого и каждого. Школа способствует этому хорошему и безмятежному обучению благодаря заботе об окружающей среде, предрасположенности к образовательным пространствам, внимательному проведению всего школьного дня.

Программа школьного образования для дошкольного образования. «Мы пройдем через учебный год с счастливым и счастливым шагом». Идентификационные данные о детском саду Общие характеристики школы Условия образования Организация образования Характеристика образовательной программы Учебное содержание Система оценки. Идентификационные данные для детского сада.

Анализ современного занятия в ДУ.

Анализ – «логический приём познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы, признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, то есть необходимых и определённых качеств и свойств» (проф.С.В.Кульневич). Огромное количество и разнообразие видов анализа даёт педагогу возможность и право их выбирать в зависимости от цели деятельности. Следовательно, каждый конкретный педагог самостоятельно определяет и выбирает для себя наиболее приемлемые формы анализа, которые соответствуют концептуальной основе его деятельности. Однако существуют требования к занятию, которые должны быть соблюдены педагогом обязательно. Требования к занятию

Главный преподаватель: Эдита Рыбничкова. Состав класса: смешанный возраст, 3-6 лет. Посадка: собственное производство закусок и закусок, импорт обедов. Количество преподавателей: 3, 5. Количество обслуживающего персонала: 1. Детский сад расположен в приятной, спокойной обстановке деревни Хвозднице и был создан путем адаптации из бывшего здания муниципальной школы, финансируемого за счет субсидий из европейских фондов.

Часть школы - это два сада, соединенных проходом, меньше в задней части здания и больше спереди. На первом этаже есть два класса, каждый с гардеробной и туалетом. Существует также тренажерный зал, подготовка пищи, директор, гардероб для сотрудников, постельные принадлежности, шкаф и изоляционная комната. На первом этаже есть два мансардных номера с санузлом, которые не входят в школу. В подвале есть 2 подвальных помещения.

    Использование новейших достижений науки и практики. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей. установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания). Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребёнком уровень. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приёмы). Логика построения занятия, единая линия содержания. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъёме). Связь с жизнью и личным опытом каждого ребёнка. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объём. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Методы повышенной познавательной активности
    Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей). Сравнение. Метод моделирования и конструирования. Метод вопросов. Метод повторений. Решение логических задач. Экспериментирование и опыты.
Методы повышения эмоциональной активности .
    Игровые и воображаемые ситуации. Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д. Игры-драматизации. Сюрпризные моменты. Элементы творчества и новизны. Юмор и шутка (учебные комиксы).
Методы обучения и развития творчества
    Эмоциональная насыщенность окружения. Мотивирование детской деятельности. Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование). Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее). Игровые приёмы. Юмор и шутка. Экспериментирование. Проблемные ситуации и задачи. Неясные знания (догадки). Предположения (гипотезы).
При анализе занятия возможно использование других авторских подходов к классификации методов. Важным остаются условия выбора методов, позволяющих развивать познавательную активность ребёнка-дошкольника.

Анализ личностно ориентированного занятия

    Подготовка педагога к занятию (роль занятия в личностном развитии детей; диагностика личностного развития детей: обученности, воспитанности; планирование индивидуальной работы; продвинутость детей на занятии). Организация занятия (мотивация детей на занятии и пробуждение интереса; структура занятия; изменение видов деятельности на отдельных этапах занятия; решение познавательных и личностных задач на этапах занятия). Содержание занятия (воспитательная ценность; развитие гуманной позиции детей; вариативность занятия; ситуации выбора для детей; творческий поиск; решение проблем; способы личностного развития детей: умение общаться и сотрудничать; проявление саморегуляции, самодисциплины, самопознания и рефлексии на занятии). Педагогическая культура и профессионализм педагога (любовь, доброта, уважение к детям; знание психологии детей; владение материалом занятия; умение увлечь и пробудить интерес; творческие находки; индивидуальный почерк и импровизация; артистизм педагога; владение нормами культуры поведения; демонстрация педагогической этики). Общая оценка занятия как элемента системы личностно ориентированного обучения (занятие подготовлено для решения задач личностного развития детей; занятие отвечает принципам природосообразности, культуросообразности и индивидуального подхода; дети-соавторы занятия: активны, умеют делать выбор, участвуют в диалоге, отстаивают свои позиции, открыты, уважают чужую точку зрения, стремятся к взаимопониманию; педагог реализует стратегию сотрудничества; умело сочетает индивидуальную и групповую работу детей; поощряет их индивидуальные и творческие достижения; общая атмосфера занятия способствует самовыражению и самоопределению детей; развивается чувственный опыт, стимулируются личностные смыслы познавательной деятельности).

Схема анализа и оценки эффективности занятия

1.Профессиональные качества воспитателя:

    Знание предмета и общая эрудиция; Уровень педагогического и методического мастерства; Культура речи (грамотность, темп, дикция, образность, эмоциональность и т.д.); Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с детьми; Внешний вид, мимика, позы и жесты.
2. Оценка деятельности воспитанников на занятии:
    Степень познавательной активности, проявления творчества и самостоятельности; Наличие и эффективность групповой и индивидуальных форм работы (взаимоотношения детей на занятии; сотрудничество и сотворчество); Организованность и заинтересованность детей материалом занятия.
3. Оценка содержания занятия:
    Целесообразность отбора содержания занятия педагогом; Дидактические принципы и их реализация (научность, доступность, актуальность знаний и связь с жизнью); Оптимальность объема материала.
4. Оценка эффективности занятия:
    Рациональность использования времени (оптимальный темп, смена видов деятельности); Степень целесообразности и эффективность использования наглядного материала (демонстрационного и раздаточного) и ТСО; Эффективность использования методов и организационных форм занятия; Уровень обратной связи в ходе занятия; Оценка и контроль воспитателя за детьми; Степень эстетического воздействия на детей; Оценка соблюдения норм гигиены и техники безопасности.
5. Оценка достижения цели и результативность занятия:
    Степень конкретности цели и задач (их формулировка для детей); Реальность, целесообразность и достижимость цели; Степень взаимодействия с детьми (воспитательная и обучающая составляющая:чему и в какой степени научились, что способствовало воспитанию); Степень влияния содержания занятия на развитие детей (что способствовало их развитию и в какой степени).

Схема анализа всегда будет варьироваться в зависимости от типа занятия:

    комбинированное; комплексное; интегрированное.

Анализ комбинированного занятия

В комбинированном занятии происходит совмещение дидактических задач на обучение, повторение и закрепление знаний. Очень важное значение в структуре комбинированного занятия приобретает соподчинённость и взаимосвязь её составных частей, так как только успешное решение педагогических задач предыдущей части занятия позволяет переходить к последующей, а итоговый эффект занятия достигается при реализации целей, поставленных к каждой части занятия.

    Обоснованность структуры занятия. какие методы и приёмы использовались для мотивации детей на предстоящую деятельность? Формы организации актуализации знаний и использование их как основы для дальнейшей познавательной деятельности. Характер заданий при изучении нового материала. Разнообразие форм организации, систематизации и закрепления знаний и видов деятельности детей. Эффективность используемых дидактических средств на каждом этапе занятия.

Анализ комплексного занятия

На комплексном занятии решаются задачи двух и более видов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию занятия и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики.

    Обоснованность выбора типа занятия. Виды деятельности, задачи которых решались на данном занятии. Аргументированность выбора содержательной линии. Методы и приёмы решения задач каждого из видов деятельности и их эффективность. Формы организации разных видов деятельности (их эффективность и целесообразность использования). Обоснование развивающего характера данного занятия.

Анализ интегрированного занятия

Сущность интегрированного занятия заключается в том, что посредством различного содержания и видов деятельности решается одна (основная) дидактическая или воспитательная цель.

    Тема занятия и его основная цель. Содержание и компоненты интеграции (образовательные области, виды деятельности), целесообразность их выбора. Форма проведения интегрированного занятия. Влияние интегративных связей на развитие целостного представления об изучаемом объекте и (или) на усилие воспитательного эффекта занятия. Результативность деятельности воспитанников на занятии.
Ещё один вариант анализа составлен на основе материалов Ю.А.Конаржевского. Суть его заключается в том, что анализируется каждый «учебный момент» занятия по следующей схеме:
    Какую задачу решил педагог в конкретном учебном отрезке? Какие методы и приёмы были избраны воспитателем и почему? Эффективность применения данных дидактических средств, проявившаяся в результативности работы детей. Личностные качества воспитателя как фактор эффективности проведения учебного момента.
Такой анализ позволяет увидеть структурную целостность занятия с точки зрения выполнения задач и результативности.

Памятка-алгоритм для самоанализа занятия

    Какой был замысел, план занятия и почему? Каково место занятия в теме, разделе методики? Как занятие было связано с предыдущими и на что в них опирается? Как занятие сработает на усвоение последующих тем? Какие особенности детей были учтены при подготовке к занятию? Какие задачи ставились и решались на занятии, почему? Почему была избрана именно такая структура занятия? Обоснование хода занятия, деятельности педагога и воспитанников. Выбор содержания и его целесообразность. Сочетаемость методов, приёмов, средств и форм обучения. Осуществление индивидуального подхода к детям на занятии. Какие условия были созданы для проведения занятия (материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические и временные)? Были ли отклонения от плана занятия, если да, то почему? Удалось ли решить на должном уровне поставленные задачи и избежать перегрузки дошкольников?
Самооценка занятия.
    Каковы причины неудач и недостатков проведенного занятия? Какие выводы из результатов занятия необходимо сделалась на будущее?

Схема самоанализа занятия

    Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании занятия, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты занятия оказались для меня неожиданными? (Такой неожиданностью, «ломающей» занятие, могут оказаться незакреплённые иголки в циркулях или незаточенные карандаши. Такие «случайности» педагог обязан предусмотреть, всегда имея запас раздаточного материала и инструментов.) Достигло ли занятие запланированной цели? (Как это можно определить: по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания…)? Если занятие не достигло запланированной цели, то почему? Чего же тогда я все-таки достигла? Какую часть занятия удалось реализовать? (Очень важный момент самоанализа, поскольку разработка следующего занятия должна строиться на основе итога, достигнутого на предыдущем занятии.) На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать?
Бывает, что ребёнок задаёт неожиданный вопрос, на который педагог не может с ходу ответить. Это не катастрофа. Не следует впадать в панику или отыгрываться на ребёнке. Следует спокойно сказать: «Ваня, ты знаешь, я, пожалуй, не готова сегодня ответить на твой вопрос. Дай мне день-другой, и я постараюсь найти ответ». Только не забудьте потом действительно вернуться к вопросу. Очень трудным для молодого педагога является умение отслеживать свои речевые ошибки, неточности, недочёты, неудачно сформулированные вопросы. В состоянии волнения и нервного напряжения на занятии это заметить практически невозможно.

Самоанализ занятий в группе раннего возраста .

    Определить, отвечает ли объём знаний об окружающей жизни а также речевые навыки детей программе данной группы. Не был ли материал слишком сложным или, наоборот, слишком легким для детей; что им было знакомо и что было новым, как воспитатель увязал новый материал со знакомым. На каком содержании решались программные задачи, новые виды деятельности (рассказ воспитателя, чтение книги, рассматривание картины, наблюдение объектов на экскурсии или в помещении, экспериментирование). Было ли содержание занятия интересно детям (что свидетельствовало об интересе детей к содержанию занятия). В чём заключалась воспитательная ценность программного содержания. Достаточно ли тщательно был разработан план или конспект занятия: из каких этапов состояло занятие; длительность каждого этапа. Насколько обоснованно с точки зрения детской психологии построено занятие. Обоснованность выбора методических приёмов. Анализ и оценка речи воспитателя на занятии: насколько точно и правильно были выражены мысли; тон воспитателя. Анализ речи детей: содержание высказываний (каков запас знаний и наблюдений, правильно ли понимает ребёнок явления окружающей жизни, его отношение к этим явлениям), звуковая сторона речи (произношение звуков, внятность произношения слов, правильность ударений), грамматические ошибки, какие), словарь (правильно ли употребляет слова). Факты, демонстрирующие усвоение (не усвоение) материала детьми.

Схема анализа занятия по изобразительному искусству.

Тема занятия Задачи (обучающая, развивающая, воспитательная). Виды познавательной деятельности, задействованные на занятии : - рецептивная; - репродуктивная; - продуктивная; - творческая. Оборудование занятия :
    для воспитателя – натуральный столик, мольберт, планшет или доска для рисования мелом, мел, карандаши, кисти, краски, фломастеры, палитра, листы бумаги, приспособление для закрепления репродукций и работ при показе, ветошь. Оценивается: оптимальность, степень организованности. для ребёнка – рабочее место (мольберт или столик), художественные материалы в соответствии с темой занятия, оборудование для дидактических игр. Оценивается: рациональность, достаточность, удобство.
Наглядные пособия – репродукции картин, работы детей, авторские работы воспитателя, схемы, таблицы. Оценивается: их эстетическое качество, оптимальное количество, смысловое содержание, соответствие теме, содержанию занятия, соответствие виду познавательной деятельности детей на занятии, доходчивость, своевременность демонстрации. Методы и приёмы, используемые на занятииОбразовательная программа

Общеобразовательная программа ДОУ № 831 обеспечивает развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому

Целостный педагогический процесс в детском саду как организованное целенаправленное взаимодействие детей и педагогов. Основные характеристики педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (целенаправленность, целостность, наличие характера педагогического взаимодействия, процессуальность и систематичность). Педагогический процесс как единство воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Принципы организации целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Гуманизация педагогического процесса как обеспечение удовлетворения потребностей ребенка и создания условий для развития детей. Интегративность как условие целостности педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

Педагогическое взаимодействие как условие организации целостного педагогического процесса. Особенности общения воспитателя с детьми дошкольного возраста. Основные позиции педагога в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста (позиция «передачи социального опыта»; позиция «равного партнерства»; позиция «опекаемого»).

Целостный педагогический процесс в детском саду как организованное целенаправленное взаимодействие детей и педагогов.

Педагогический процесс - это специально организованное во времени и в пространстве образовательного учреждения взаимодействия педагогов и учеников, направленное на достижение целей образования.

Характеристики целостного ПП:

· обеспечение целостности медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка (индивидуальные образовательно-развивающие маршруты)

· обеспечение целостности образовательных, воспитательных и развивающих задач (согласованность работы воспитателей и специалистов, интеграция разных видов деятельности)

· обеспечение целостности жизнедеятельности ребенка (учёт опыта ребенка, индивидуальной субкультуры)

· обеспечение целостности в процессе взаимодействия ребенка с миром взрослых (связь детского сада с семьей)

· обеспечение целостности образовательного пространства (вариативность, полифункциональность).

ПП имеет подготовительный этап или этап проектирования, это этап когда взаимодействие педагога и учеников осуществляется мысленно.

ПП имеет строгие временные промежутки. Из временных промежутков складывается продвижение ученика в образовании.

ПП осуществляется в пространственном учебном учреждении (в школе, в детском саду).

ПП- это взаимодействие.

Взаимодействие - это главный признак ПП. Взаимодействие в ПП осуществляется на основе содержания образования.

Адаптированный (отобранный той или иной ступени образования).

Взаимодействие - это процесс взаимного влияния друг на друга, открыитого или скрытого проявления отношений.

Типы педагогического взаимодействия:

1. Взаимодействие - воздействие (педагог главное лицо).

2. Взаимодействие - противодействие (характеризуется диктатом и опёки, наличие устойчивых конфликтов между педагогом и учеником).

3. Бездействие - характеризуется отношением не вмешательства или равнодушием к ученикам.

4. Содействие - организация развития ребёнка, его активности. Это взаимоприятие педагога и ребёнка. Положительное отношение к ребёнку.

Основные характеристики ПП:

Основные характеристики педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения (целенаправленность, целостность, наличие характера педагогического взаимодействия, процессуальность и систематичность).

Целенаправленность - это движение ПП к цели, т.е к достижению какого-либо результата.

Цель: это ожидаемый результат образования.

Цели ПП образуются путем соединения составляющих:

· ценностная позиция педагога (отношение к феномену детства, понимание задач дошкольного образования)

· целевые установки образовательной организации (социальный заказ)

· учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей (индивидуальный образовательный маршрут)

· учет социальных запросов родителей.

Целостность ПП - это характеристика, которая показывает наличие в ПП его основных компонентов или частей и связей между ними.

Основными частями или компонентами выступают такие как: процесс обучения, процесс воспитания, процесс образования.

Системность и процессуальность ПП:

система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Признаки ПП как системы : целостность, взаимосвязь компонентов ПП, структурность (целевой, содержательный, технологически, результативный, ресурсный компоненты структуры), открытость, множественность описания (с точки зрения разных аспектов).

Системность подразумевает статичное пространственное изображение структурных компонентов. Процессуальность – протяженность во времени. Педагогический процесс – последовательность сменяющих друг друга и требующих решения разноплановых задач.

Педагогический процесс как единство воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Воспитание – целенаправленный процесс, обеспечивающий освоение ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения. Процесс передачи исторического социокультурного опыта от поколения к поколению.

Позиция воспитателя меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка: позиция прямой передачи опыта (я – тебе), позиция партнерства (вместе), позиция обращения к опыту ребенка (ты – мне), позиция выбора творческого решения (свобода).

Условия успешности процесса воспитания:

1) личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми

2) предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.

3) создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Методы воспитания:

Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы)

Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, личный пример педагога)

Методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей (поощрение, наказание).

Обучение – целенаправленный процесс, обеспечивающий передачу и освоение детьми содержания образования.

Классификация принципов обучения:

· по источнику передачи информации – наглядные, словесные, практические (Голант, Верзилин),

· по характеру познавательной деятельности детей – информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (Лернер, Скаткин).

Принципы организации целостного педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

· принцип гуманизации

· принцип личностной ориентации

· принцип индивидуально-дифференцированного подхода

· принцип разнотемпового продвижения вперед

· принцип прогрессивного продвижения вперед

· принцип свободы выбора

· принцип интегративности

Гуманизация педагогического процесса как обеспечение удовлетворения потребностей ребенка и создания условий для развития детей.

Гуманизация - этот принцип связан с удовлетворением ведущих социальных потребностей ребёнка (психолог. комфортных условиях пребывания в детском саду, эмоциональный контакт с окружающими, в любви, доброжелательности, в активном познании и информационном обмене, потребность в разнообразной деятельности по интересам и в самостоятельности, в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, потребность в самореализации, в признании своих достижений сверстниками и взрослыми).

Интегративность - это единство тематического содержания ПП.

Основные позиции педагога в процессе взаимодействия с детьми дошкольного возраста (позиция «передачи социального опыта»; позиция «равного партнерства»; позиция «опекаемого»).

Педагог как субъект ПП:

1) ценностное, инициативно-ответственное отношение педагога к профессиональной деятельности,

2) умение педагога ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, умение видеть и определять свои проблемы и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения,

3) проявление субъектной позиции во всех сферах жизни педагога,

4) личностные качества: рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.