Лайк

    творческих способностей для детей младшего дошкольного возраста" data-essbishovercontainer="">

    Что дает человеку творчество? Прежде всего, это – сила, позволяющая человеку максимально проявить себя и реализовать заложенные в него природой задатки и способности. Благодаря творческому мышлению каждый способен не только реализовывать и воплощать на практике уже усвоенные им знания, но и придумывать новые, оригинальные способы решения задач, виды действий. Почему развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста играет настолько важную роль?

    Творческая игра и искусство - важная часть развития и помогает воспитывать чувства вашего дошкольника. Вы можете помочь поддерживать вашего дошкольника, создавая благоприятную среду и позволяя много времени для свободно развивающихся творческих действий.

    Как поощрять творческую игру

    Дайте вашему дошкольнику время и пространство для творчества. Дайте ему простые материалы, чтобы стимулировать воображение и поощрять игру. Творческие искусства помогают вашему ребенку развить свои чувства, такой взгляд и прикосновение. Дайте ей доступ к широкому спектру материалов для экспериментов. Картина пальца может быть грязной, но это отличная деятельность для сенсорного развития.

    Несмотря на то, что большинство процессов психики развиваются по мере взросления ребенка, выходя на новый уровень с каждым этапом, развитие творческих способностей подчиняется иным закономерностям. И, дойдя до пика своего развития к 5-6 годам, они начинают падать. И, если по результатам данных диагностических методик, дошкольники дают до 90% оригинальных ответов, к 10 годам этот показатель падает до 20%. Взрослые дают, как правило, не более 2%. Таким образом, если не уделять творческому развитию должное внимание, их развитие может прекратиться даже едва начавшись.

    Хорошо оставить детей создавать и играть по-своему, но иногда вы можете захотеть присоединиться и показать ему, как изменить игру и использовать больше чувств по-разному. Какими бы произведениями, песнями или танцами ни был ваш ребенок, дайте много описательной похвалы. Например, Мне нравится картина, которую вы нарисовали. Вы действительно знаете, как сочетать цвета. Это повысит самооценку и побудит вашего ребенка продолжать заниматься творческой игрой.

    Вам не всегда нужно покупать новые игровые материалы. Использование повседневных предметов и их создание по ходу дела - отличный способ поощрения творческого развития. Используйте пустые рулоны туалета или небольшие пластиковые бутылки сока, чтобы сделать семью. Когда закончите, ваш ребенок может использовать эти новые игрушки, чтобы составить рассказы. Осенью собирайте листья для рисования, наклеивания на бумагу или погружения в краску. Для изготовления украшений используйте небольшие пластиковые крышки, кексы для пирожных и другие «резьбонарезные материалы». Создайте художественную галерею в своем доме, где ваш ребенок может отобразить свои произведения. Это показывает, что вы цените твои дошкольники.

    • Используйте пустые картонные коробки для изготовления домов или фортов.
    • Наклейте ленты и полоски материала на бумагу или картон.
    • Газета, клей и вода - все, что вам нужно для бумажного маше.
    • Нарисуйте лица, наденьте на бумажную одежду и используйте шерсть для волос.
    Храните «загруженный ящик» для полезных объектов или материалов для творческой игры.

    Мария Монтессори считался творческие способности главными у детей

    Когда лучше всего начинать работу над развитием творческих способностей?

    Психологи сходятся во мнении: чем раньше родители возьмутся за развитие творческих способностей детей, в частности, дошкольного возраста, тем эффективнее будет их работа.

    Это объясняется тем, что творческие задатки имеются у каждого человека уже при рождении и при должном внимании они получают развитие для последующего перехода на уровень способностей и даже таланта. Творческие способности детей в раннем возрасте находят отражение в фантазиях, небылицах, достигая своего пика к 3-4 годам.

    Идеи для драмы, музыки, движения и танца

    Занятый ящик может содержать такие вещи, как струнная и цветная бумага, пустые контейнеры для пищевых продуктов и пластиковые чашки. Начните одеяло с использованием старой одежды и реквизита для драматической игры. Используйте драматическую игру, песню и движение, чтобы повторно использовать вещи из повседневной жизни. Вы можете быть поражены тем, как ваш ребенок видит людей и события, которые являются частью вашей повседневной жизни. Во время истории попросите своего ребенка сыграть роли из истории с движениями или звуками. Делайте домашние инструменты из повседневных предметов, таких как кастрюли, ложки, коробки или бутылки с рисом или макаронами. Дошкольники любят притворяться похожими на животных, поощрять их делать звуки и двигаться как животные. Слушайте музыку и танцуйте вместе. Посмотрите, сколько ходов вы можете придумать. Пропуск может быть сложным для дошкольников и может занять время, чтобы справиться. Помогите ребенку развить чувство ритма, выполняя: пальцы и тела, такие как «Иси Бици Паук» или «Я маленький чайник» или слово «песнопения» и рифмы «Пять маленьких обезьян, подпрыгивающих на кровати» или «Мерцание» Мерцающая маленькая звездочка.

    • Магазины трэйфа - отличный источник дешевой и необычной одежды и реквизита.
    • Вы можете играть на врачах, матерях, отцах, лавочках.
    Мы считаем, что каждый ребенок одарен по-своему.


    Фантазия детей в 3 года - неисчерпаемая. Они могут играть с чем угодно

    Именно в этом возрасте детская психика наиболее восприимчива к развивающим занятиям, чувствительна к методикам раннего развития. И немаловажную роль в этом процессе играет личность самого родителя.

    Комплексный подход к образованию помогает развить уникальные дары и таланты ребенка, одновременно укрепляя все области разведки. Возможности для детей расти эмоционально, физически и интеллектуально облегчаются благодаря повседневному обучению в классе. Классные среды окутывают практику продуманных, «обучающихся через живые» подходов, позволяя детям быть уверенными в решении проблем.

    Оценка ежедневных ритмов, которые обеспечивают сбалансированное чувство структуры, позволяя детям ощущать, знать и реагировать на то, что происходит дальше. Содействовать развитию «воли ребенка» путем установления возрастных ожиданий и направления, которые помогают детям научиться ждать, видеть все в порядке. Мы моделируем ответственность, уважение и сострадание, способствуя тем же добродетелям в «сердце» каждого ребенка. Социальные навыки развиваются посредством осознания; дети испытывают теплоту атмосферы в классе, которая поощряет любящую доброту и сострадание, где они чувствуют заботу и заботу о себе и других; мы признаем, что маленький ребенок учится, прежде всего, примером и подражанием. Умение решать проблемы и улучшать творческие способности благодаря творческой свободной игре. Слушание и языковые навыки посредством рассказов, музыки, стихов и пальцев, музыки, ежедневного круга. Музыка пронизывает и гармонизирует школьную жизнь с помощью учебной программы, предназначенной для развития врожденной музыкальности в каждом ребенке - пение интегрируется в течение дня. Мощные и двигательные навыки, усиленные творческой игрой, йогой, внешними играми, занятиями в классе, шитьем, живописью, ремесленными работами, окраской и использованием письменных принадлежностей в старейшем классе. Движение в течение дня и так же, как мы двигаемся. Как мы протекаем через ритм нашего дня, он обеспечивает чувство безопасности для детей, позволяющих им быть в данный момент. Живые навыки, связанные с владением и уходом за классными комнатами. Оценка природы посредством осознания времен года, празднования фестивалей и других интегрированных тем; Практика «зеленой школы». Содействие любви к непрерывному обучению и открытию. Наш основной принцип состоит в том, чтобы вовлечь всех детей. . Дети любят узнавать о себе и окружающем их мире.

    Условия творческого развития ребенка

    Для того, чтобы творческие способности ребенка развивались оптимальных для него образом, необходимо позаботиться о том, чтобы для этого была создана оптимальная атмосфера. На что стоит обратить внимание в первую очередь?



    Роль личности родителей в творческом развитии детей

    Не секрет, что если родители хотят воспитать творчески развитую, свободную личность в ребенке, они сами должны обладать этими качествами. Старательно работать над их развитием, а также иметь необходимый набор знаний в этой сфере.

    Когда они становятся независимыми, дети делают открытия, творчески решают проблемы; они проводят сравнения и эксперименты. И классный, и игровой сад оснащены материалами и принадлежностями, которые знакомы детям и предоставляют возможности для целого ряда творческих занятий.

    Учителя облегчают обстановку, которая позволяет детям ощущать теплоту и связь маленькой деревни. Методы обучения подчеркивают воспитательную, мультисенсорную, основанную на природе учебную среду. Стимулирование воображения и творчества ребенка является первоочередной задачей. Множественные методы обучения интегрируются в повседневные ритмы, чтобы создать атмосферу обучения, которая является благоприятной, сложной и значимой для каждого ребенка. Возможности для художественного выражения изобилуют во всем классе.

    Стоит отметить, что несмотря на то, что на первый взгляд эта задача может показаться сложной, ее воплощение в жизнь значительно проще, чем кажется. Достаточно лишь соблюдать ряд простых, но важных условий.


    Домашний театр ребенку могут обеспечить родители

    Что важного в детских играх?

    Мы признаем, что маленький ребенок учится в первую очередь с помощью подражания и примера. Особое внимание уделяется созданию среды, которая способствует воспитанию руководства и сотрудничества в мире воображения и фантазии ребенка. Эта неделя ритмично структурирована, чтобы включать рассказывание историй и кукольное представление, творческую работу и игру, пение и творческое движение, игры и игры с пальцами, ремесла, произведения искусства и сказки.

    Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности

    Они моделируют и учат здоровым, уважительным и сострадательным способам решения проблем и решения проблем в классе путем их поведения, языка и энергии. Это создает эмоциональную безопасность, которая позволит духу ребенка свободно воображать, создавать и открывать мир вокруг них. Учителя создают ежедневные, еженедельные и годовые ритмы. Эти ритмы обеспечивают сбалансированную структуру для детей, позволяя им легко переноситься через свое время в классе, а также соответствовать ожиданиям в классе. Ритмы помогают детям чувствовать, знать и реагировать на то, что будет дальше. Именно благодаря этому, зная, что дети становятся свободными создавать, учиться и открывать. Здоровые ожидания - возрастные обязанности, а также деятельность учителей, предоставляемых детям, являются неотъемлемой частью их роста и развития. Наши учителя представляют ожидания, позволяя детям пространство и время вставать и отвечать тому, что им задают. Воспитывая и питая чувство удивления и воображения ребенка - учителя предоставляют детям материалы, пространство и действия, чтобы создать свой мир и выразить себя.

    • Учителя практикуют «Осведомленность о себе» в классе.
    • Дети будут чувствовать свое воспитание своих учителей.
    • Кроме того, это побуждает их различать их чувство собственного достоинства.
    Мы верим в гармоничные отношения между домашней жизнью и нашим школьным сообществом.

    1. Какими бы нелепыми и абсурдными не казались выдумки и фантазии ребенка, относиться к ним нужно серьезно и внимательно. Это – первые попытки творчества ребенка. Смеясь над ними, или пресекая попытки можно надолго отбить у ребенка охоту заниматься творчеством.
    2. Дети и родители видят мир по-разному. Творческое мышление еще сильнее меняет угол его видения. Поэтому, если ребенок будет давать странные, порой нелогичные ответы, это далеко не всегда говорит о недостатках развития: может быть, ребенок хочет просто пофантазировать.
    3. Не на пользу творческому развитию ребенка идет излишне строгая атмосфера, а также чрезмерное увлечение дисциплиной. Для оптимального развития ребенка родителям не стоит бояться хотя бы ненадолго «впасть в детство» и иногда самим участвовать в детских играх. Это пойдет на помощь и ребенку и родителю. Ребенок получит возможность почувствовать поддержку своей творческой инициативы, служащий сильным стимулом к дальнейшему росту.

    Родителю игра поможет получить огромный заряд положительных эмоций, снять стресс, побаловать себя легкой и ненавязчивой психотерапией.

    Сценарий сказки “Кто сказал “ Мяу”?

    Когда каждый синхронно с другим, развитие ребенка может процветать. Кооперативные отношения между школой и домом, которые преподают здоровые, уважительные и сострадательные способы общения и решения проблем, приносят пользу всему ребенку. Так же, как дети участвуют в целенаправленной работе, игре и творческом опыте дома со своими семьями, дошкольная среда побуждает маленького ребенка «учиться жить». Родители и учителя лучше всего удовлетворяют потребности ребенка, когда мы предоставляем последовательные, поддерживающие, утвердительные среды, которые повторяют друг друга.

    Методы развития детского творчества

    Методы развития творческих способностей детей достаточно просты. И даже если ребёнок не посещает детский сад, или любое другое дошкольное образовательное учреждение, организовать их легко и в домашних условиях. Для этого потребуется минимум средств и оборудования. Занятия, осуществляемые таким образом, будут интересны не только детям, но и взрослым.

    Это создает основу для процветания детей во многих других ситуациях. Сообщество и общение - это два важных слова, происходящих из одного и того же корня. На самом деле они настолько тесно связаны друг с другом, что нельзя существовать без другого. Хотя наша главная цель - воспитывать и воспитывать наших детей, очень важная цель - воспитание нашего школьного сообщества, поддержка и обмен позитивными идеалами для жизни. Мы считаем, что сообщество - это группа людей, которые предпочитают работать вместе для достижения общих целей.

    Признание и предоставление возможностей для четкой коммуникации имеют центральное значение для создания сильного сообщества. Все школьные мероприятия - семьи объединяют сотрудников для особых торжеств, фестивалей и мероприятий, связанных с подключением к зданию и сообществом. Возможности для волонтеров безграничны для всех членов нашего сообщества - сопровождение поездки, помощь в обучении в классе, помощь в специальных мероприятиях в классе, организованных учителями и т.д. Присоединяйтесь к нам для этого семейного мероприятия, идеально подходящего для детей в возрасте от 2 лет. Пожалуйста, немедленно позвоните в офис, чтобы узнать о зачислении на следующий год. Присоединяйтесь к нам в этом простом сборе средств, предлагая пакеты осенних ламп от голландских мельничных ламп.

    • Дошкольные общественные рабочие дни.
    • По этому поводу в каждом из наших классов осталось всего несколько мест.
    • Пожалуйста, поделитесь с друзьями и семьей!
    Творчество - способность мыслить на ногах, подходить к задачам с разных точек зрения и мыслить «вне коробки», будет отличать вашего ребенка от других.


    Наблюдение за окружающим миром - основа развития ребенка

    Наблюдения за окружающим миром

    Выхода на свежий воздух с детьми, родители могут обсуждать с ним происходящие вокруг события или явления, предлагать ребенку внимательно присматриваться ко всему, что их окружает. Это позволит ребенку не только развивать творческие навыки, но и заметно обогатит его преставления об окружающем мире. Например, гуляя по улице, можно рассказывать ребенку о жизни животных, о цветах и деревьях, встречающихся на пути.

    Первые навыки, полученные таким образом, помогут ребенку в дальнейшем эффективно приобретать и накапливать и школьные знания.

    Учитывая то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте по-прежнему является игра, эту особенность можно эффективно использовать и для развития творческих способностей ребенка. Для этого, в детском шкафу обязательно должны лежать паззлы, конструкторы и мозаики. Игры такого типа прекрасно активизируют мышление, способствуют концентрации внимания. Однако необходимо строго следить за тем, чтобы сложность игры соответствовала возрасту ребенка и его развитию.


    Сейчас в продаже очень много развивающих игрушек

    Во время выполнения ребенком задания желательно свести к минимуму инструкции, позволив ему самостоятельно справиться с ними. Это позволит лучше активизировать мышление, творческие навыки; попробовать новые стратегии и способы действий.

    Многими простыми играми можно заниматься не отвлекаясь от домашних дел, во время прогулки или, например, стоя в очереди в поликлинике или магазине. Примером может служить игра со словами: после того, как родитель назовет какое-либо слово, ребенок должен подобрать к нему родственное, либо, наоборот – противоположное по значению слово. Ребенку более старшего возраста можно предложить более сложную задачу: например, назвать что хорошего и плохого в том или ином предмете или явлении. Или предложить нестандартные способы применения простых и привычных ему вещей.

    Изобразительное искусство

    Навыки творческого мышления невозможно развивать в случае, если ребенок не будет иметь практического опыта творческой деятельности. Поэтому, чем больше видов изобразительного искусства ему будут доступны, тем эффективнее он будет развивать и совершенствовать свои навыки.

    Самым популярным и, пожалуй, самым доступным для ребенка видом изобразительного искусства всегда считалось рисование. Начинать лучше всего с разучивания базовых цветов и рисования элементарных геометрических фигур. Ребенок учится правильно держать в руках кисточку или карандаш, контролирует движение своих рук, нажим на карандаш. Желательно, чтобы в его распоряжении были различные художественные материалы: карандаши, фломастеры, краски и т.д. Важно поощрять ребенка за каждый его успех, обсуждать с ним его рисунки – даже если на первый взгляд на них не изображено ничего конкретного. Со временем ребенка можно познакомить с различными свойствами красок; их способностью смешивать и создавать новые цвета. А также переходить от чистых цветов к различным оттенкам и полутонам.


    Детский рисунок «Синяя птица»

    Еще одним из эффективных путей развития творческого мышления дошкольников является изобразительное искусство, в том числе – нетрадиционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, но и в немалой степени способствует развитию и совершенствованию процессов воображения, памяти и т.д.

    Любой вид изобразительного искусства – будь то лепка, составление аппликаций или наиболее привычное для всех рисование – ценно еще и тем, что оно способно подарить ребенку огромный эмоциональный заряд.

    Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выполнению заданий такого типа с огромным энтузиазмом. Однако роль родителя в этом тоже очень велика. Он должен знать фундаментальные основы детской психологии и творчества, для того, чтобы эффективно поддержать его инициативу, направить деятельность и привести к желаемому результату.


    Пальчиковые рисунки очень важны в развитии творческого начала

    Почему для развития творческих способностей недостаточно использования только традиционных форм рисования?

    1. Прежде всего, традиционный и привычный всем метод рисования не позволяет навыкам ребенка развиться в полной мере. Нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства.
    2. Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс.
    3. А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, инициативу, развитие индивидуальности.
    4. Нетрадиционная живопись дает шанс воплотить при помощи различных материалов свои впечатления, подаренные окружающим миром.
    5. Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая личность, готовая к самореализации и самоидентификации.


    Лепка развивает и творческие способности, и моторику рук

    Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно любые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т.д. Инструментом рисования также может быть все, что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).

    Еще одним, очень любимым детьми видом изобразительного искусства является лепка. Использовать для лепки можно мягкий пластилин, или полимерную глину.

    Несмотря на то, что пользу лепки часто недооценивают, нельзя не отметить, что эти занятия просто незаменимы для развития навыков мелкой моторики. А также позволяют ребенку развивать в себе фантазию, творческие навыки. На ранних этапах ребенка можно научить лепить самые простые фигуры: шарики, колбаски, колечки. Затем – перейти к более сложным формам; либо из собирать простых фигур предметы окружающего мира, животных и т.д. Пластилин, используемый для работы, должен быть мягким и ярким.


    Аппликация из бумаги - вид творчества для старших дошкольников

    Аппликация также помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал. Многие родители бояться давать в руки детям ножницы. Опасаясь, что он моет ранить себя, неосторожно обращаясь с опасным для него предметом, родители предпочитают самостоятельно вырезать фигурки для аппликации. Однако, также как лепка, работа с ножницами прекрасно шлифует навыки мелкой моторики детей. Можно ли найти компромиссное решение?

    Безусловно, да, если родители будут использовать для занятий менее острые детские ножницы со скругленными концами. Тем не менее, пользоваться ими можно только под присмотром взрослых и зная правила техники безопасности.

    Начинать нужно, как обычно, с самых простых фигур и композиций. На первых этапах дети работают по заранее заготовленному образцу; затем им можно предложить самим составить аппликацию на ту или иную тему.

    Для того, чтобы ребенок получал максимум необходимой ему информации, родителям следует уделять чтению вслух не менее получаса в день – перед сном и в течение дня. Читать лучше всего простые сказки, детские стихи, короткие рассказы. Со временем произведения подбираются по интересам ребенка или в зависимости от воспитательных задач, которые они выполняют. Помимо того, что чтение отлично развивает фантазию ребенка, они также благотворно сказывается на его активном словарном запасе.


    Чтение вслух - один из способов развития творческих способностей

    Хорошей привычкой, которую можно привить ребенку уже в раннем возрасте, является совместное посещение библиотек. Благодаря этому к периоду школьного детства у ребенка выработается потребность в чтении, саморазвитии; разовьется художественный вкус.

    Музыка

    Одним из сильнейших стимулов, побуждающих ребенка к творчеству, является музыка. Психологи считают, что прослушивание ребенком классической музыки прекрасно сказывается на развитии не только умственной, но и эмоциональной сферы: настроение становится более ровным, уменьшаются раздражительность и утомляемость. Еще лучше, если у ребенка будет возможность учиться в музыкальной школе, либо играть на каком-либо инструменте дома.


    Знакомство с музыкальными инструментами в детском саду

    Заключение

    Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей младшего дошкольного возраста – безусловно, нелегкая задача. Но, подойдя к вопросу с искренним желанием раскрыть в ребенке его таланты, любой родитель непременно добьётся успеха.

, Кузнецова СВ.,

Развитие творческих способностей дошкольников:

Методическое пособие

Рецензенты:

- канд. искусствоведения, доцент кафедры методики педагогических дисциплин Тольяттинского государственного университета;

- канд. психол. наук, доцент кафедры психологии и педагогики Ульяновского института переподготовки и повышения квалификации работников образования;

- канд. пед. наук, директор АНО ДО «Планета детства "Лада"», г. Тольятти.

Кузнецова СВ.,

К73 Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с. - (Библиотека Воспитателя). (9)

В пособии представлены апробированные на практике научно-методические разработки по диагностике творческих способностей ребенка, технологиям творческого развития личности, авторские методики построения педагогического процесса, а также упражнения и дидактические игры, которые помогут сформировать у детей интерес и желание творить.

Данное методическое пособие можно применить в системе работы дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей.

УДК 373 ББК 74.100.5

© Сфера», 2010

© , СВ. Кузнецова, 2010

Введение

Творчество и творческие способности детей

Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства

Технология развития детского творчества

Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка

Педагогические условия создания игрового многоуровневого пространства

Система работы ДОУ по развитию детского творчества

Диагностика творческих способностей ребенка

Педагогическая диагностика творческих способностей детей 3-7 лет

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников

Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Введение

Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности , качественно влияют на развитие других. Поэтому обеспечение условий для творческой реализации личности дошкольников в разнообразных видах деятельности как проблема, требующая научно-методического осмысления, привлекла наше внимание. Необходимость разработки пособия возникла также в связи с принципиально новым подходом к воспитанию и образованию дошкольников.

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Многие образовательные концепции ставили во главу угла идею воспитания личности, способной активно усваивать и присваивать общечеловеческий опыт, однако приоритет в воспитании такой личности был обозначен лишь в недавнем прошлом. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.

Такой подход к воспитанию и развитию ребенка утверждает гуманистическое направление в педагогике, которое в образовательных учреждениях нередко декларируется, но, к сожалению, остается в тени многочисленных проблем.

Творчески мыслящие педагоги, не утратившие чувства профессионального долга и ответственности, прокладывают путь новому подходу в воспитании личности, аккумулирующему систему гуманистических принципов, методов и форм педагогической деятельности. При этом педагоги-практики понимают, что образовательное учреждение, в котором обучение связано лишь с усвоением суммы знаний и элементарных умений и навыков не может в полной мере обеспечить современное гармоничное образование.

В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и концептуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности. Среди них можно назвать следующие:

Переход к личностно-ориентированной модели воспитания еще полностью не завершен, при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка и качество исполнительской деятельности, ограничивать проявление самостоятельности и неординарности в пределах педагогических задач и пр.;

Использование в обучении нескольких приоритетных направлений, программы которых настолько насыщенны, что исключают возможность специальной работы по развитию творческих способностей;

Недостаточное владение технологией развития творческих способностей и, как результат, оценка преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития.

Организуя педагогический процесс в ДОУ, каждый руководитель сталкивается также с проблемой педагогической компетентности и эрудиции своих работников. Поскольку в процессе как высшего, так и среднего профессионального образования альтернатива учебно-дисциплинарной модели педагогической деятельности слабо представлена, возникает проблема послевузовского образования и самообразования, что чаще всего происходит уже на рабочем месте.

Концепция развития воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ строится на основе теоретических положений, предложенных и. Согласно их идеям жизнь ребенка может быть полноценной при условии, если дошкольники чувствуют себя созидателями, открывающими что-то новое в окружающем мире. Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т. е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей. Они позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, а к концу дошкольного детства осознанно относиться к собственной деятельности.

Творчество и творческие способности детей

Закономерности развития творческих способностей в период дошкольного детства

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство - период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности.

Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой формы - произвольного внимания - к 6-7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Вместе с тем, детям еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одно из основных достижений старшего дошкольника - развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха.

Становление мышления в этом возрасте в значительной степени связано с возможностью оперировать представлениями на произвольном уровне, которая существенно повышается к 6 годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование этих способов в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

Как отмечал, в возрасте 4-6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения . Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей. Накопление фактов и сведений об окружающем мире создает основу для формирования представлений и понятий. К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма мышления как высший этап в развитии наглядно-образного. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития являются схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение.

Наглядно-схематическое мышление создает возможности для освоения внешней среды, выступая средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями. В то же время она становится основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития.

Накопление опыта практических действий, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.

Исследования, и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности - творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста . По мнению, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т. п.

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение - психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения - опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.

Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение состоит в восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию.

Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения - это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. ОМ. Дьяченко пишет, что специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понимается как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности . В воображении используются символические и метафорические формы отражения действительности. В развитом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах существенные и значимые для человека стороны предметов и явлений. С помощью воображения создаваемые образы детализируются, «оживают», что свидетельствует о самоценности творческих проявлений, особенно в период раннего становления творческих личностных качеств. , ВТ. Кудрявцев называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности.

Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер - ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием.

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная сенситивность и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.

На основе теории деятельности, разработанной, НА. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий и продукции. Она рассматривала художественно-творческие способности в комплексе и выделила следующие их особенности:

Способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;

Творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);

Оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;

Самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач .

По исследованиям НА. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога.

Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками.

Восприятие всех видов искусства и воспроизведение отдельных их явлений требует способности их эстетической оценки.

Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:

Искренность, непосредственность переживаний;

Увлеченность, «захваченность» деятельностью;

Активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;

Специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

Показатели качества творческих действий включают в себя:

Внесение дополнений, изменений, вариаций , преобразований;

Создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;

Применение известного в новых ситуациях;

Нахождение новых приемов решения;

Быстрота реакции;

Хорошая ориентировка в новых условиях;

Нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

К показателям качества продукции детского художественного творчества относятся:

Нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов;

Своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;

Соответствие продукции элементарным художественным требованиям .

Главная особенность музыкально-творческих способностей - их развитие на основе восприятия художественного образа - музыки.

В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. , например, считает, что любое творчество ребенка связано прежде всего с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке . Согласно мнению, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения .

Блестящим примером выявления возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей служит опыт. Основные положения его работ следующие:

Все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога - всемерно стимулировать их;

Важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;

Педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества .

Ученый, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:

Накопление впечатлений;

Выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;

Двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;

Создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;

Собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).

Идеи нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др.

Исследуя музыкальное творчество, писал: «...единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Воспитывать же музыкально-творческие способности следует... потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении "сложных музык", оно гораздо многообразнее и разветвленнее, чем кажется. Вызвать его - это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т. е. на музыкальный материал» .

Излагая теоретические положения о творческой деятельности, дает методические рекомендации , касающиеся развития музыкального творчества детей.

Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:

Оригинальность движений;

Эмоциональность при воплощении игрового образа;

Наличие выразительных средств для воплощения образа;

Гибкость при принятии решений;

Умение находить нестандартные решения творческих задач. Что же считается основным в обучении творчеству?

Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

Технология развития детского творчества

В настоящее время идет поиск новых эффективных технологий развития дошкольников с целью максимального раскрытия творческого потенциала. С каждым годом возрастают требования к умственной деятельности, удлиняются сроки обучения, растет объем усваиваемых знаний, но беспредельно увеличивать время обучения невозможно.

Возникает противоречие: требования к умственной деятельности непрерывно растут, а способность усваивать и использовать полученные знания, создавать на их основе что-то новое остается на довольно низком уровне.

По-прежнему традиционное обучение строится преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса. Вследствие такого информационно-рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения - поисковую активность. И это неудивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря любознательности, способности мыслить, а значит и творить.

Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения. Исследовательское поведение - один из основных источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере культуры. Умение легко преодолевать трудности и противоречия - одна из черт творческого мышления, которое отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в практике.

Проблема заключается в том, что теоретически тема развития творчества детей раскрыта многими авторами, но недостаточно исследован такой аспект проблемы, как развитие творческих способностей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно представлены среди научно-методических и практических разработок.

Зачастую педагоги сталкиваются с проблемами в связи с недостаточными знаниями технологии осуществления творческого развития и неумением дифференцировать творческие задачи среди задач иного уровня. Это приводит к тому, что, несмотря на все желания и усилия, результативность этого процесса невысока.

Следовательно, возникает необходимость обучения педагогического коллектива технологиям осуществления творческого развития дошкольников.

В теории и практике по проблеме формирования творческой личности ребенка определились общие подходы, позволяющие разработать технологии обучения детей дошкольного возраста, формирующие творчески мыслящие личности.

Данная технология, как правило, включает следующие компоненты:

Факторы и условия, влияющие на развитие творческих способностей;

Принципы, стимулирующие творческую активность участников процесса;

Общие задачи развития креативности личности;

Частные (локальные) задачи развития творческих способностей дошкольника по возрастам (3-7 лет);

Этапы технологии;

Методы и приемы, развивающие творческий потенциал дошкольника;

Развивающий комплекс упражнений и методические рекомендации к их проведению.

Большинство используемых в технологиях методов и приемов не претендуют на новизну в теоретическом плане и представляют собой сплав теоретических и методических идей, представленных в исследованиях как российской школы, так и представителей зарубежных теорий креативного развития личности.

Особое внимание заслуживают исследования проблемы развития креативности личности . Ученый выделяет факторы, влияющие на развития творческого потенциала и творческих способностей ребенка. Анализируя теоретические положения, важно учитывать, в каких условиях развивается ребенок. Поэтому внимание педагогов необходимо направить на изучение условий, эффективно развивающих творческий потенциал дошкольника. Следует выделить педагогические условия, которые необходимо учитывать при организации коллективной творческой деятельности:

-сформированность представлений об оптимальной организации совместной деятельности о том, что существуют различные способы кооперации, эффективно влияющие как на процесс, так и на результат творчества (полезны в этом отношении беседы с детьми: «Что значит вместе играть», «Почему дети играют вместе», «Что мы делаем вместе» и т. п.);

-овладение индивидуальными способами выполнения творческих действий, а также умениями и навыками работы в группе, способствующими эффективной организации как персональной творческой деятельности, так и совместной деятельности детей; при выборе такой стратегии необходимо соблюдать последовательность в обучении: ребенок должен вначале овладеть индивидуальными способами выполнения тех или иных действий, прежде чем включиться в групповую деятельность. Уровень индивидуальных умений и навыков будет различным у каждого ребенка, но при формировании коллективных способов творческих действий трудности снимаются за счет способности к активному вариативному сотрудничеству с ровесниками;

-организация коллективной творческой деятельности расширяется за счет усложнения форм делового взаимодействия: создания групповых творческих продуктов; организация работы в малых творческих объединениях, когда педагог решает параллельно еще одну существенную задачу - в доступном практическом варианте учит ребенка сотрудничать с другими. Однако групповая деятельность далеко не всегда осуществляется детьми, симпатизирующими друг другу, и не всегда это связано с ее регламентацией педагогом; в этом случае результативной оказывается деятельность лишь при наличии лидера с доброжелательным отношением к другим детям;

-создание эмоционального комфорта: взаимодействие с партнером, позволяющее добиваться большей содержательности и результативности творческого процесса; предоставление возможности периодически, по желанию, остаться ребенку одному, заниматься своими делами, так как избыток шефства может затруднить творчество;

-разнообразие видов совместной детской деятельности: ребенок при этом может удовлетворить не только потребность сотрудничества со сверстниками, но и актуальную для дошкольников необходимость в общении. В каждом виде деятельности ребенок проявляет и приобретает определенные знания, умения, качества личности, совместная же деятельность позволяет реализовать внутренний потенциал, сформировать адекватную самооценку, которая складывается под влиянием партнера по творчеству;

- использование видов деятельности, развивающих творческие способности: организуя занятия, необходимо создавать ситуацию (игровую, соревновательную), привлекательную для творчества, инициирующую фантазию, воображение, неординарность технических решений (для вхождения в творческую деятельность детям предлагаются игровые соревновательные ситуации: «Загадочная страна», «Стеклянный город», «Говорящая кошка», «Космическое путешествие», «В гостях у динозавра» и т. п.).

Обогащение творческого воображения;

Развитие способности к достижению оригинального результата решения задач и т. п.

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка при максимальной самостоятельности второго и общем руководстве первого.